Возникновение и развитие агроэкотуризма в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,1 Мб
  • Опубликовано:
    2015-02-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Возникновение и развитие агроэкотуризма в Республике Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Исторический факультет

Кафедра этнологии, музеологии и истории искусств








Возникновение и развитие агроэкотуризма в Республике Беларусь

Курсовая работа


студентки 1 курса дневной формы обучения

Коско Вероника Владимировна

Научный руководитель: кандидат исторических наук,

доцент С. А. Захаркевич





Минск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АГРОЭКОТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ

. ЗНАЧЕНИЕ АГРОЭКОТУРИЗМА ДЛЯ РЕГИОНОВ И СТРАНЫ

. НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОЭКОТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

. ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ АГРОЭКОТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Агроэкотуризм - новая для нашей страны сфера деятельности, которая рассматривается как важная составляющая национальной экономики. Она призвана задействовать в максимальной степени природный и человеческий потенциал белорусской деревни на благо ее жителей, всех граждан республики и зарубежных гостей. Туризм в сельской местности способствует диверсификации местной экономики, формированию спроса на местные товары и услуги, появлению новых источников дохода для фермеров и физических лиц, активизации сельского населения в развитии нового вида деятельности.

Агроэкотуристическую привлекательность Республики Беларусь определяет ее географическое положение, природно-климатические условия, наличие в сельской местности историко-архитектурных памятников, сохранение традиционных промыслов, национальный менталитет белорусов.

Сегодня агроэкотуризм в Республике Беларусь успешно развивается на базе трех основных моделей. Все они закреплены законодательно в Национальной программе развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы.

Основной моделью развития агроэкотуризма в нашей стране является организация сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах и усадьбах (малое семейное гостиничное хозяйство). По состоянию на 1 марта 2013 года их насчитывается уже 537. При этом 63 из них были созданы за 2 месяца 2009 года.

Интенсивное развитие агроэкотуризма как направления экономики, рост конкуренции на рынке агроэкотуристических услуг требует от субъектов агротуризма повышения эффективности функционирования сельской усадьбы, роста конкурентоспособности агроэкотуристического продукта.

Таким образом, прослеживание процесса возникновения и развития агроэкотуризма в Беларуси является важным для дальнейшего становления данного вида туризма в нашей стране.

Цель курсовой работы: проследить процесс возникновения, перспективы и проблемы развития агроэкотуризма в Республике Беларусь.

Задачи, поставленные в курсовой работе:

) рассмотреть историю возникновение агроэкотуризма в Республике Беларусь;

) определить значение агроэкотуризма для страны и регионов;

) проанализировать направления и перспективы в развитии агроэкотуризма;

) рассмотреть факторы, сдерживающие развитие агроэкотуризма в Беларуси.

Объект исследования: агроэкотуризм Республики Беларусь.

Предмет исследования: возникновение и развитие агроэкотуризма в Республике Беларусь.

Структура работы: в курсовой работе рассмотрены основные характеристики агроэкотуризма: история возникновение, государственное регулирование, значение, перспективы и проблемы развития агроэкотуризма в Республике Беларусь. Работа включает введение, 4 главы: история возникновения агроэкотуризма, значение агроэкотуризма для регионов и страны, направления и перспективы, сдерживающие факторы развития; выводы, список использованной литературы, приложения.

Терминология. Под агроэкотуризмом понимается временное пребывание граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - агроэкотуристы) в сельской местности, малых городских поселениях в целях получения услуг в сфере агроэкотуризма, оказываемых субъектом агроэкотуризма для отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и приносящей прибыль из источника в месте пребывания.

В работе понятия сельского, деревенского туризма рассматриваются как синонимы агротуризма.

В практике развития туристической отрасли во многих странах экотуризм и агротуризм - взаимодополняющие и взаимосвязанные понятия. Более того, в современной международной практике ряд родственных - "щадящих" по воздействию на среду и местное сообщество и близких по мотивации - видов туризма (включая сельский, фермерский, деревенский, спортивный, кулинарный, приключенческий, экстремальный и др.) нередко объединяется в единую сферу агроэкотуризм.

Агроэкотуризм ориентирован на ознакомление со спецификой (с особенностями) местного сельскохозяйственного природопользования, традиционным деревенским бытом и создает экономические предпосылки для развития дружественных природе методов ведения сельского хозяйства.


Глава 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АГРОЭКОТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ

Сельский туризм - это сектор туристической отрасли, использующий природные, культурно-исторические, соци­альные и иные ресурсы сельской местности для создания ком­плексного туристического продукта. Он включает в себя все виды рекреационной деятельности в сельской местности: паломничество, охоту, рыбалку и др. Обяза­тельным условием этого вида туризма является размещение туристов на ночлег в сельской местности.

Сельский туризм как международный возник во Франции и Швейцарии: в начале XVIII века в Альпах начали строиться первые гостевые шале для обслуживания экспедиций британских туристов - любителей природы.

Термин «agriturismo» появился в Италии, и рассматривали его с самого начала в качестве дополнения к сельскохозяйственной деятельности. На первых этапах развития сельского туризма предполагалось, что размещение туристов будет непрофильной деятельностью для крестьян и лишь несколько укрепит финансово-экономическое положение без больших инвестиций.

Истоки возникновения агроэкотуризма в Республике Беларусь

В последние десятилетия ХХ века наблюдались две тенденции, которые дали толчок развитию агроэкотуризма.

Первая - невероятно быстрый рост количества путешествующих людей, в результате чего туризм из мало значимой сферы экономической деятельности превратился в одну из крупнейших и прибыльнейших индустрий мира.

Вторая - распространение идей охраны окружающей среды, которые стали неслыханно популярны среди представителей цивилизации, особенно западной. Данная идея коснулась так же и сознания туристов.

В конце ХХ века возникае спрос на виды туризма, альтернативные массовому, - всякого рода «зеленые» путешествия. Согласно различным статистическим данным, экопутешествия занимают от 7 до 20% в общем объеме поездок. Темпы их роста огромны - 30% в год.

Беларусь пока «terra incognitа» на туристической карте мира. Причин тому несколько: недооценка Беларуси как туристического направления; отсутствие серьёзного отношения у нас к туризму и бизнесу; отсутствие рекламы; некоторая обделенность традиционными туристическими ресурсами - мы единственная страна в Европе, где нет ни моря, ни гор.

Но Беларусь обладает другим видом туристического потенциала: нетронутая природа, красивые пасторальные сельские пейзажи и гостеприимные люди.

Беларусь - идеальная страна для всех видов «зеленых» путешествий - экологических, сельских, приключенческих, этнографических. В мире в целом наблюдается поворот от массового туризма к более содержательным видам путешествий, в частности, к сельским. На смену трем S (Sun-Sea-Sand) - солнце-море-песок - приходят три L (Landscape-Lore-Leisure) - пейзаж-традиции-досуг. Белорусской деревне есть что предложить - лирические сельские ландшафты, традиционный крестьянский образ жизни, экологически чистые продукты. Можно научиться доить корову, ловить рыбу, ездить на лошади, собирать грибы, ягоды, лекарственные травы и многое другое. Словом, отдых в деревне, или агроэкотуризм.

Беларусь обладает привлекательными природными условиями для развития агроэкотуризма. Уникальные по своей эстетичности ландшафты Белорусской возвышенности, побережий Поозерья и Полесья, долины белорусских рек - Днепра, Сожа, Березины, Припяти, Немана, Зап. Двины, Вилии, нетронутая природа национальных парков являются естественными предпосылками формирования конкурентных преимуществ агроэкотуристического продукта в регионах Беларуси.

Богатство культурно-исторических достопримечательностей также выступают в качестве одного из мотивов внутренних и иностранных туристов, посещающих сельские усадьбы Беларуси, большинство из которых предлагает в качестве дополнительной платной услуги для своих клиентов экскурсионное обслуживание.

В Европе как самостоятельная отрасль сельский туризм возник лишь во второй половине ХХ века. Страны-пионеры - Италия, Австрия, Франция. Беларусь, пожалуй, последняя европейская страна, которая присоединилась к этому движению.

Тем не менее агроэкотуризм постепенно развивался в Беларуси. Отдельные его проявления можно найти в нашей истории, ведь Беларусь - край старинной усадебной культуры. Благодаря рисункам Наполеона Орды мы можем воссоздать облик многих поместий. (См. приложение 1, рисунок 1.).

Шляхетские и дворянские усадьбы были объектами агроэотуризма для себя и для друзей. Очень часто богатые люди приобретали имение как возможное место отдыха, поэтому их интересовало не только экономическая сторона имения, его доходность. В подавляющем большинстве белорусских имений были строения и территории, лишенные утилитарного экономического назначения: парки и цветники, пруды, беседки, зимние сады, зверинцы, вольеры для животных. То есть традиционная структура белорусской усадьбы изначально было нацелено на выполнение рекреационной функции.

В нашей истории есть примеры ещё более приближенные к этому виду туризма - своего рода курортно-санаторные комплексы в сельской местности. Так, известный врач, натуралист, экспериментатор Яков Оттонович Наркевич-Иодко в конце ХIХ века в своём имении принимал туристов с 15 мая по 15 сентября. Отдыхающим предлагались воздушные и солнечные ванны, санаторное питание, гимнастика, массаж. Действовало даже кумысолечебница. Для проживания курортников имелись отдельные домики. (См. приложение 2, рисунок 1., рисунок 2.)

Другой пример - дачное строительство, которое очень распространено в Росси. Для этой цели вокруг крупных городов - Петербурга, Москвы и др. - специально строились дачи, которые на летний период сдавались гражданам. В Беларуси строительство дач не достигло такого масштаба, но известные всему Минску Ждановичи возникли именно так.

В 1906 году Иван Устинович Зданович выкупил у обедневшего шляхтича дом и кусок земли под Минском - как дачу, чтобы отдыхать летом. Гуляя однажды по лесу, он обнаружил ручей, который не замерзал даже зимой. Попробовал воду - а та солёная, видимо, лечебная, что и учёные потом подтвердили. Тогда Зданович в своём доме устроил пансионат и привозил больных, которых лечил минеральной водой. И сейчас на том месте, где он нашёл ручей и начал заниматься курортным лечением, стоит санаторий.Именно он стал пионером дачного строительства под Минском, куда позднее было организовано движение пригородных, так называемых дачных, поездов. (См. приложение 3, рисунок 1.)

Особенное значение имеет музей старинных народных ремесел и технологий «Дудутки», в котором экскурсионно-музейная деятельность и развлечения проходят в полном согласии с природой и историей. Кто бы вы ни были, независимо от возраста и социального положения, здесь вы сможете провести время нетрадиционно и увлекательно. Вы окунетесь в атмосферу белорусской провинции ХIХ века, познакомитесь с укладкой сельской жизни, постигните смысл народных обычаев и тайны древних ремесел. Музей успешно функционирует более 10 лет. В системе, которая предлагается в «Дудутках» понятие «музейный экспонат» расширяется и переносится на территорию, постройки, технологию, ландшафты, традиции, праздники, фэсты. «Дудутки» остаются усадьбой, которая не исчезла с лица земли, а напротив, развивается, как и раньше, подчиняясь здравому смыслу, экономической целесообразности, веяниям моды. Хозяйственно-экономическая функция усадьбы осуществляется весьма успешно. Каждое музейное подразделение - гончарный цех, кузница, сыроделье, хлебопекарня, конюшня, ферма, корчма - зарабатывает деньги. Вся продукция и услуги реализовываются в музее туристами, которые очень активно посещают музей, благо расположен он недалеко от Минска.

У туристов музей вызвал большой интерес к сельскому быту и доказал, что, если к поместью добавить рекреационную функцию(туриста), то он выходит на новый уровень рентабельности.(См. приложение 4, рисунок 1., рисунок 2.)

Идея развития агроэкотуризма в Беларуси, можно сказать, витала в воздухе. Для этого у нас всегда был значительный потенциал: 20 тысяч рек, 10 тысяч озер, 36% территории - леса, 7% - национальные парки. И при этом - множество деревень, в которых мало что изменилось с ХIХ века - идиллия и пастораль.

Идеи агроэкотуризма могут и нашли отклик в белорусском обществе. Для жителей деревень - это дополнительный заработок и возможность улучшить свое жилье. Для местных властей и региона в целом - приток дополнительных средств, развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест. Для страны в целом - возможность развития туризма за пределами городов, где полностью отсутствуют гостиницы. Это и гуманизация общества - снятие противоречий между городом и деревней. Ну а для туристов - возможность недорогого отдыха в экологически чистой среде.

Не хватало лишь какого-то организационного начала, которое объединило бы людей и дало бы возможность этой замечательной идее материализоваться. В нашей стране созданы две организации - Общественное объединение «Агро- и экотуризм»(20 ноября 2002г.; В 2010 присоединено к БОО "Отдых в деревне") и Белорусское общественное объединение «Отдых в деревне»(16 октября 2003г.). Цели и задачи организаций схожи. Различаются они правовым статусом. Сначала было создано объединение регионального уровня, а через год, после накопления определенного опыта и ресурсов, - республиканское.

Именно инициатива сельского населения, материализовавшаяся в создании этих общественных организаций, вызвала бурный рост количества сельских усадеб и интерес к этой теме со стороны самых широких слоев общественности. (См. приложение 5, таблица 1.)

В настоящее время агроэкотуризм в Беларуси является «живой лабораторией» для многих инновационных идей и начинаний. Успех их во многом зависит от слаженной работы всех заинтересованных партнеров и, помимо этого, условий внешней среды. У Беларуси есть шанс стать страной агроэкотуризма как для своих граждан, так и для граждан других государств.

Многообразие форм и широта возможностей отдыха в белорусской деревне могут удивить даже самого взыскательного туриста. Для этого нужно создать турпродукт и составить интересную программу пребывания. Сюда можно вносить и наши заповедные территории и нематериальные наследие, и формы отдыха, и самое главное - гостеприимство сельских жителей.

К числу потребителей услуг агроэкотуризма относятся в первую очередь граждане Беларуси, среди которых можно выделить потребительские группы:

) городские семьи с детьми, не желающие обременять себя содержанием дачи за городом;

) компании молодежи, другие возрастные группы, желающие провести выходные дни за городом;

) люди, увлеченные определенными видами спорта и хобби и другие.

Предварительная оценка спроса на агроэкотуризм выявляет наличие ёмкого рынка потенциальных покупателей. В первую очередь это городское население Беларуси.

Согласно специальным исследованиям, проведенным ООН, 82% минчан хотели бы совершить экологичекие путешествия и отдыхать в сельской местности.

Кроме граждан Беларуси потребительским сегментом агроэкотуризма являются иностранные граждане, посещающие Беларусь с гостевым визитом и желающие задержаться на несколько дней для отдыха в Беларуси.

Каждый год в нашей стране проходят под каким-либо особым знаком. 2013 год объявлен годом зеленого туризма, а 2014 - годом гостеприимства.

За 10 лет в стране возникла новая отрасль - агроэкотуризм. У нас уже более 15000 усадеб, более 50 сельхозпредприятий, которые развивают агроэкотуризм.

Государственное регулирование

Главой государства 26 ноября 2010 года в целях дальнейшего развития агроэкотуризма подписан Указ № 614 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 года № 372».

Под агроэкотуризмом понимается временное пребывание граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в сельской местности, малых городских поселениях в целях получения услуг в сфере агроэкотуризма, оказываемых субъектом агроэкотуризма для отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и приносящей прибыль из источника в месте пребывания.

Прежде всего необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 года № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь», действие которого фактически продлено до 2021г., Деятельность субъектов агроэкотуризма не относится к предпринимательской деятельности.

Указом также расширен перечень субъектов агроэкотуризма. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма вправе осуществлять физические лица, постоянно проживающие в сельской местности, малых городских поселках и ведущие личное хозяйство, а также сельскохозяйственные организации. При этом под сельскохозяйственной организацией понимается юридическое лицо, основным видом деятельности которого является производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% от общей суммы выручки. Ранее таким правом обладали только физические лица и крестьянские хозяйства.

Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма осуществляется физическими лицами без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственными организациями - при условии ведения раздельного учета доходов, получаемых от данного вида деятельности, и доходов, получаемых от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством.

Кроме того, для осуществления деятельности агроэкотуризма необходимо также наличие в совокупности следующих условий:

свободные жилые комнаты в жилом доме для размещения агроэкотуристов;

осуществление субъектами агроэкотуризма деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции;

возможности для ознакомления агроэкотуристов с природными и архитектурными объектами, национальными культурными традициями соответствующей местности.

Кроме того, субъекты агроэкотуризма в праве оказывать следующие виды услуг в сфере агроэкотуризма:

обеспечение агроэкотуристов питанием;

организация познавательных, спортивных и культурно-развлекательных экскурсий и программ;

иные услуги, связанные с приемом, размещением, транспортным и иным обслуживанием агроэкотуристов.

Таким образом, государством созданы оптимальные условия для развития агроэкотуризма в нашей стране.

Глава 2. ЗНАЧЕНИЕ АГРОЭКОТУРИЗМА ДЛЯ СТРАНЫ И РЕГИОНОВ

В нашей стране агроэкотуризм рассматривается как важная составляющая национальной экономики, которая призвана в максимальной степени задействовать природный и человеческий потенциал белорусской деревни на благо её жителей, всех граждан республики и многочисленных зарубежных гостей. Подтверждением этому является принятый главой государства Указ № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». (См. приложение 6, таблица 1.)

Таким образом, агротуризм способствует диверсификации местной экономики, формированию спроса на местные товары и услуги, появлению новых источников дохода для фермеров и физических лиц, активизации сельского населения в развитии нового вида деятельности.

Если схематично изобразить агротуристическую усадьбу в центре в виде солнца, то можно нарисовать множество лучей, несущих различные позитивные эффекты для местного сообщества и территории. С определенной долей условности всю «палитру» эффектов от развития сельского туризма, которые позитивно сказываются на всем местном сообществе, можно разделить на экономические, экологические и социальные эффекты.

Экономический блок возможных позитивных эффектов от агроэкотуризма для местного сообщества включает:

повышение доходов местного населения;

создание новых рабочих мест;

привлечение дополнительных инвестиций на развитие инфраструктуры;

повышение рыночной цены недвижимости в данной местности;

эффект от углубления специализации местных жителей на отдельных видах товаров или услуг для туристов;

вовлечение в экономический оборот новых видов местных ресурсов;

привлечение инвестиций благодаря позитивному имиджу региона.

Экологически «лучи» агроэкотуризма «согреют» местное сообщество, благодаря следующим результатам:

сохранение и восстановление природной среды;

сохранение биоразнообразия;

развитие экологически чистого сельского хозяйства;

улучшение экологической обстановки в регионе.

Социальные эффекты появятся в виде:

улучшения качества жизни сельского населения;

сохранение и восстановление культурных традиций;

Сохранение и восстановление культурного наследия;

культурного обогащения благодаря контактам с туристами;

- вовлечение местных жителей в процессы самоуправления.

Уже сейчас в ряде районов Беларуси жители городков, поселков и деревень ощутили пользу от близкого соседства с агроэкотуристическими усадьбами. «Пионеры» агроэкотуристического бизнеса приглашают соседей для помощи в организации приема туристов, покупают у них продукты, просят разметить отдыхающих в «пики» сезона. В селах и поселках, куда начинают приезжать туристы, быстрее решаются вопросы улучшения дорог и другой необходимой инфраструктуры.

Все эти большие и маленькие эффекты от агроэкотуризма порой незаметны, но все более уверенно помогают решать задачи развития конкретных регионов и всей страны.

Исходя из выше сказанного, агроэкотуризм имеет огромное значение как для страны, так и для отдельных регионов. Подтверждением этому является принятый главой государства Указ № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь».

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Агроэкотуризм в представлении белорусских экспертов: социологический анализ

Перспективы развития сельского туризма в любой стране существенным образом зависят от правильности выбора стратегий и технологий его субъектами, что, в свою очередь, определяется качеством экспертного сопровождения агротуристической деятельности. Исследователями БрГУ им. А. С. Пушкина и БрГТУ в рамках проекта Программы поддержки Беларуси Федеральным правительством Германии был проведен экспертный опрос с целью определить потенциал развития агроэкотуризма, в особенности в приграничных регионах Беларуси и Польши с акцентом на создание туристической инфраструктуры, приемлемой для иностранных туристов, главным образом, из стран Европейского союза.

В ходе исследования летом-осенью 2011 года были опрошены 46 белорусских экспертов в области сельского туризма, представляющих академическое сообщество, практикующих хозяев сельских усадеб, представителей местных администраций, журналистов и др.

Результаты исследования.

В первую очередь, важно было выяснить в какой степени обладает Беларусь туристической привлекательностью для иностранных туристов и в каких сферах туризма. (См. приложение 7, таблица 7.1., таблица 7.2.)

По всей безусловной значимости агроэкотуризма в системе белорусской туристической индустрий не следует, по мнению экспертов, переоценивать либо преувеличивать его потенциал. (См. приложение 7, таблица 7.3.)

Эффективный сельский туризм может состояться при условиях совпадений туристов с предложениями хозяев сельских усадеб, других субъектов агроэкотуризма. Что же, по мнению белорусских экспертов, может представлять интерес для клиентов этого сегмента туризма и как это соотносится с их (клиентов) собственными представлениями? Образно говоря, что же ищут они в «краю сельском» (См. приложение 7, таблица 7.4.)

Сельский туризм в современной Беларуси является бурно развивающимся сегментом туризма. В этих условиях принципиальное значение имеет определение совокупности средств, инструментов, способных сделать отдых в Беларуси более привлекательным для туристов других стран.(См. приложение 7, таблица 7.5.)

Стоимость проживания на сельской усадьбе в определенной степени зависит от престижности этого вида отдыха и, соответственно, от категорий социальных групп, которые пользуются подобными услугами. (См. приложение 7, таблица 7.6.)

Таким образом, полученные данные позволяют определить некоторые перпективы и способы организации агроэкотуристической деятельности на приграничных территориях Беларуси.

Стратегические цели

Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь на период до 2020 года определяет, что «стратегической целью развития туризма является создание в Республике Беларусь высокоэффективного конкурентоспособного туристского комплекса, взаимоувязанного с сохранением природных и социально-культурных ресурсов». При этом отмечается необходимость разработки «конкретных целевых программ развития наиболее перспективных видов туризма, в том числе экологического, сельского, этнографического…» Далее эти задачи не конкретизируются, однако, общая целевая установка, ориентация НСУР-2020 по отношению к сельскому туризму еще раз подтверждается следующим указанием: «Для сохранения природной среды необходимо от концепции сельскохозяйственного производства перейти к концепции развития сельской местности».

Таким образом, государственная стратегия в области развития сельского туризма сориентирована на его поддержку и укрепление. Местным органом власти необходимо активно включиться в выполнение поставленных руководством Беларуси задач в этой области. При этом важно руководствоваться рекомендацией НСУП-2020 о том, что в реализации стратегий устойчивого развития «должны быть максимально использованы возможности неправительственных организаций, трудящихся и профсоюзов, деловых и научных кругов»

Во всех без исключения белорусских регионах и населенных пунктах, которые в разное время в разной степени знакомились с концепцией устойчивого развития и пытались взглянуть на возможности своего развития сквозь призму устойчивого развития, сельский туризм не был обойден стороной.

В «Стратегии устойчивого развития Дисненского края», есть такие слова: «Учитывая…обстоятельства, а также исходя из местных возможностей, группа местных действий определила главный приоритет Стратегии устойчивого развития Дисненского края - туризм»

Во вводной Концепции указывается «Приоритетной целью реализации Концепции является формирование условий для активизации развития Туризма в Дисненском крае как фактора устойчивого развития региона на основе:

сохранение и рационального использования природного и историко-культурного наследия;

развития интеллектуального и творческого потенциала местных жителей; агроэкотуризм сельский беларусь

возрождении и популяризации культурных традиций;

расширение международных контактов;

создание новых рабочих мест;

Таким образом, агроэкотуризм в Республике Беларусь имеет огромные перспективы и направления, этому свидетельствуют результаты социологических опросов. А государственная стратегия в области развития сельского туризма сориентирована на его поддержку и укрепление.

Глава 4. ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ АГРОЭКОТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ

В предыдущих главах мы рассмотрели положительные факторы и ресурсный потенциал развития агроэкотуризма в Беларуси. Однако для решения задачи успешного развития агроэкотуризма необходим анализ факторов, влияющих на этот процесс как положительно, так и отрицательно. К положительным факторам развития агроэкотуризма относятся толерантность сельского населения, наличие привлекательных природных и сельских ландшафтов, сохранность этнических особенностей и раритетных элементов материальной культуры и быта белорусской деревни. В ряде сельских регионов сохранились народные промыслы и ремесла, которые считаются одними из факторов аттрактивности сельских поселений.

Практически во всех публикациях, посвященных агроэкотуризму, вышеотмеченные преимущества окрашивают перспективы развития белорусского агроэкотуризма в радужные тона. При этом в качестве главного аргумента указывается лучшее состояние естественных ландшафтов Беларуси по сравнению со странами, где агроэкотуризм получил широкое распространение. Здесь Беларусь, как правило, сравнивают со странами Евросоюза. Не преуменьшая значения природно-экологического преимущества нашей страны, заметим, что анализу сдерживающих факторов развития агроэкотуризма уделяется недостаточное внимание. Хотя именно сдерживающие факторы могут стать объективным препятствием на пути формирования нового туристического субрынка под названием "агроэкотуризм".

Главными целями развития агроэкотуризма являются удовлетворение спроса населения на отдых в сельской местности и повышение уровня жизни сельчан. Чтобы проблема повышения доходов сельского населения посредством организации туристского обслуживания решалась эффективно, необходимо формирование рынка агроэкотуристических услуг. Это значит, что туристское обслуживание в деревне должно быть поставлено на поток, по крайней мере, в летний туристический сезон, а не осуществляться эпизодически или зависеть от случайных гостей. Решение задачи ощутимого повышения уровня доходов сельского населения за счет туризма требует формирования массового рынка агроэкотуризма с достаточным количеством потребителей для его устойчивого функционирования. Однако массовость агроэкотуристских потоков - это перспектива будущего, так как в настоящее время в Беларуси широко распространены более дешевые формы отдыха, являющиеся альтернативой агроэкотуристскому обслуживанию.

Во-первых, это - проведение свободного времени на садово-дачных участках, где горожане имеют возможность отдохнуть вне урбанизированной среды, заняться сельским трудом в свое удовольствие. В последнее время все большая часть населения рассматривает свои дачи не как источник получения дополнительных продуктов питания, а как место отдыха, что связано с экономическим подъемом и повышением доходов населения до уровня, позволяющего удовлетворять потребности в продовольственных товарах практически полностью. Здесь, однако, следует отметить проблему сохранения дачных домов в целости и сохранности, так как воровство и поджоги стали не редкость. Люди, не имеющие дачи, в данном случае приобретают альтернативу: постоянно волноваться о своем имуществе или спокойно жить и работать в городе при этом каждый раз выбирать новые места отдыха в сельской местности.

Во-вторых, значительная часть населения городов имеет тесные родственные связи с деревней. Многие жители городов имеют родственников старших поколений в сельской местности, у которых зачастую проводят отпуска и каникулы. Доля горожан с такой формой проведения свободного времени постоянно сокращается в связи с постепенной утерей родственных связей с сельским населением. Тем не менее, эта доля в Беларуси в несколько раз больше, чем в странах ЕС, так как процессы интенсивной урбанизации, сопровождающиеся массовыми миграциями из села в город, у нас проходили во второй половине 20 в., на 30-40 лет позже, чем в странах Евросоюза.

В-третьих, в Беларуси виды отдыха вне города (например, организация пикников), широко распространенные среди населения, легко осуществимы туристами самостоятельно. В странах ЕС это сделать сложнее, так как в них господствует частная собственность на землю. За посещение частных владений, где предоставляются услуги по организации того же пикника, обязательно придется заплатить. В таких условиях лучше выкристаллизовывается агроэкотуристическая специализация не только отдельных домашних хозяйств, но и целых сельских регионов, что и наблюдается в странах Евросоюза. В Беларуси же господство государственной собственности на земельные угодья делает их общедоступными для бесплатного использования в рекреационных целях, что косвенно сдерживает процессы концентрации туристского обслуживания в сельской местности и специализации отдельных хозяйств на агроэкотуризме.

Сдерживающими факторами развития агроэкотуризма также являются некоторые социально-географические и природные условия. Среди социально-географических главным фактором является специфика сельской системы расселения, в которой доминируют средние и крупные сельские поселения, что явилось результатом активного внедрения коллективных форм ведения сельского хозяйства. В то же время для организации агроэкотуризма больше подходит хуторская система расселения. В этом отношении наиболее благоприятным регионом Беларуси является Поозерье. Среди природных факторов, которые способствуют меньшему развитию агроэкотуризма в Беларуси по сравнению со странами ЕС, следует отметить более короткий благоприятный период для летнего отдыха. Меньшая продолжительность благоприятного периода объективно способствует снижению объемов туристского обслуживания за год и повышению затратоемкости агроэкотуристских услуг. Сезонность спроса, между тем, можно сгладить, предлагая туристам в межсезонье различные развлекательные программы, основанные на старинных праздниках, обрядах и обычаях. Так, например, "мёртвые" с точки зрения спроса февраль-март можно сделать привлекательными благодаря празднованию масленицы, проводов зимы и др. народных праздников.

В заключение отметим дополнительно, что без развития внутреннего агроэкотуризма и отработки навыков, способов и ассортимента туристского обслуживания на отечественных агроэкотуристах невозможно успешное развитие международного агротуризма, требующего, помимо прочего, знаний иностранных языков, и культурных особенностей зарубежных стран.

Идея развития агроэкотуризма в белорусском обществе требует проведения определённых мероприятий в области нормативно-правовых актов, финансирования, налогообложения, маркетинговой политики и т.д.:

. Агроэкотуризм требует осуществления специальной политики и соответствующих программ в нашей республике, т.к его нельзя устойчиво развивать, просто копируя то, что уже сделано в других странах, а тем более нельзя допускать его развития на беспорядочной основе;

. Государственным органам власти следует упростить визовой режим при въезде в Республику Беларусь иностранных туристов. Изнурительные таможенные формальности сокращают количество потенциальных туристов, желающих отдохнуть в нашей стране;

. Для развития агроэкотуризма требуются практические и эффективные системы координации между всеми заинтересованными сторонами, включая правительство, частные предприятия, местные органы власти;

. Следует установить надлежащие юридические и организационные механизмы в целях содействия и эффективной организации местных жителей во всём туристическом процессе, включая определение политики, планирования, управления, налогообложения;

. Необходимо создавать благоприятные инвестиционные условия (предоставлять кредитные, налоговые и другие льготы) в целях притока отечественного и иностранного капитала;

. Следует уделить внимание проблеме сертификации белорусских усадеб для того, чтобы гарантировать соответствие их качества международному уровню. Полученный сертификат будет способствовать повышению авторитета в глазах потребителей и иностранных туристов;

. Дизайн сельских усадеб, в т. ч. гостиниц и других средств размещения, ресторанов, кафе, баров, должен осуществляться таким образом, чтобы не допускать или сводить к минимуму любое негативное воздействие на природную среду. Желательно использовать местные строительные материалы, сохранять старинные архитектурные ансамбли, использовать такие природные источники энергии, которые не загрязняют экологическую обстановку региона;

. Аналогичным образом, средства транспорта и коммуникаций, используемые в указанных районах, должны иметь низкий уровень загрязнения;

. Агроэкотуризм должен способствовать охране и улучшению природных территорий;

. Профессионализм - важное условие развития туристической деятельности в Республике Беларусь и агроэкотуризма в частности. В последнее время возросла потребность в знании иностранных языков высококвалифицированных гидах-экскурсоводах (предпочтение должны отдаваться коренным жителям соответствующего района);

. Туристы, предпочитающие указанный вид отдыха, нуждаются в подробной специализированной информации как до, так и во время поездки Предоставление полной и своевременной информации - один из основных элементов профессиональной деятельности в сфере туризма. Причём эта информация может быть представлена в различных формах: брошюрах, буклетах, картах;

. Следует создавать информационные центры основных регионов республики в области агроэкотуризма. В настоящее время только ОО "Агро - и экотуризм" владеет оперативными данными о предлагаемом отдыхе сельской усадьбе;

. В рекламных материалах по агроэкотуризму должна содержаться достаточная информация о впечатлениях, на которые могут рассчитывать туристы, включая сведения о рельефе и климате, животном и растительном мире, и, в целом, о посещаемой местности. Сюда должна также включаться правдивая информация о размещении и организации питания, а также рекомендации о том, что можно и что нельзя делать в данном туристском центре;

. В зарубежных СМИ регулярно проводить информационно-ознакомительные мероприятия с целью формирования привлекательного имиджа Беларуси на мировом туристском рынке.

Таким образом, процесс развития агроэкотуризма в Беларуси имеет ряд сдерживающим факторов: близость значительного числа потенциальных потребителей к деревне (родственные и дружеские связи), распространённость дачного отдыха, отсутствие частной собственности на землю и как следствие широкие возможности для самостоятельного отдыха на лоне природы, некоторые социально-географические и природные условия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Агроэкотуризм - новое и перспективное направление деятельности в нашей стране, поэтому оно остро нуждается в финансовой и материальной поддержке на всех этапах своего становления и развития.

История возникновения агроэкотуризма берет свое начало еще в конце ХIХ века. Яков Оттонович Наркевич-Иодко в своём имении принимал туристов с 15 мая по 15 сентября. Отдыхающим предлагались воздушные и солнечные ванны, санаторное питание, гимнастика, массаж. Действовало даже кумысолечебница. Для проживания курортников имелись отдельные домики.

Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 года № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» - стал первым государственным документам, регламентирующим агроэкотуризм. Исходя из него под агроэкотуризмом понимается временное пребывание граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в сельской местности, малых городских поселениях в целях получения услуг в сфере агроэкотуризма, оказываемых субъектом агроэкотуризма для отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и приносящей прибыль из источника в месте пребывания.

В нашей стране агроэкотуризм рассматривается как важная составляющая национальной экономики, которая призвана в максимальной степени задействовать природный и человеческий потенциал белорусской деревни на благо её жителей, всех граждан республики и многочисленных зарубежных гостей. Подтверждением этому является принятый главой государства Указ № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь».

Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь на период до 2020 года определяет, что «стратегической целью развития туризма является создание в Республике Беларусь высокоэффективного конкурентоспособного туристского комплекса, взаимоувязанного с сохранением природных и социально-культурных ресурсов».

При правильном подходе к организации агротуризма, данный вид деятельности даст возможность увеличить долю услуг в производстве аграрно-промышленного комплекса, а также улучшить сальдо платежного баланса за счет превращения агротуристических услуг в экспортный продукт.

Развитие агроэкотуризма как перспективного направления экономики страны в качестве необходимых условий предполагает: системную государственную поддержку агроэкотуристических хозяйств: принятие политического решения о поддержке сельского туризма как сектора услуг; нормативно-правовое (принятие соответствующих законов и госпрограмм), информационное и рекламно-информационное обеспечение продвижения совокупного национального и региональных агроэкотуристических продуктов; финансовую поддержку (система льготного кредитования или дотирования агротуристических хозяйств).

Соответствие данным требованиям позволит сделать агроэкотуризм перспективным стратегическим направлением развития сельской местности, одним из видов результативного несельскохозяйственного бизнеса, выгодного как для сельских жителей, так и для местных властей, поскольку развитая туристическая инфраструктура оказывает благоприятное воздей­ствие на экономическую и социальную жизнь территорий, позволяет увеличить налоговые поступления в местный бюджет.

Кроме этого формирование агроэкотуристического бизнеса поможет улучшить состояние белорусского села и его окрестностей, сохранить народные промыслы, ремесла и традиции.

Агроэкотуризм имеет все шансы помочь белорусской деревне и развить положительный имидж Республики Беларусь, незаметной пока на мировом туристическом рынке. Однако такие положительные перемены возможны лишь в том случае, если агроэкотуризм станет полноправным сектором туристической отрасли.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Балыкин, С. А. Агротуризм в малых городах / С. Балыкин // Директор:  научно- практический журнал для руководителей № 4 / ООО «Консорциум. Наука. Экономика. Право». - Минск, 2008. - С. 14-18.

Белагропромбанк [Электронный ресурс] / Режим доступа: #"799032.files/image001.gif">

Рисунок 1. - Наполеон Орда «Усадьба Костюшко в предместье Меречевщина

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рисунок 1. - Рекламное объявление о кумысо-лечебном заведении


Рисунок 2. - Наполеон Орда «Имение Наднеман»



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рисунок 1.- Иван Устинович Жданович выкупает дом и кусок земли

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рисунок 1. - Ветряная мельница

Рисунок 2. - Винокурня



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица 1. - Темпы роста агроэкотуризма в Беларуси (по данным Министерства по налогам и сборам)

Год

Количество субъектов агроэкотуризма

Количество обслуженных туристов

Сумма полученная за предоставленные услуги, бел.рублей

2006

34

906

47 млн. 647тыс.

2007

188

18000

1млрд.100млн.

2008

474

2млрд.615млн.

2009

884

70001

5млрд.615млн.

20010

1247

119214

10млрд.250млн

2011

1576

144851

20млрд.424млн.



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Таблица 1. - Значение агротуризма для государства, сельской местности и агротуристов

Для государства

Для сельской местности

Для агротуристов

Пополнение бюджета

Дополнительный доход

Активный отдых в сельской местности

Снижение безработицы

Создание новых рабочих мест

Употребление свежих продуктов питания

Активизация деятельности сельского сообщества

Улучшение инфраструктуры села

Непосредственный контакт с природой

Пропаганда национальных культурных традиций

Активизация сельского сообщества

Участие в жизни сельского общества

Использование преимущественно незатратных ресурсов, прежде всего природного, социокультурного и исторического наследия

Импульс для развития других отраслей экономики (транспорта, строительства, торговли, культуры, ремесленного мастерства и промыслов)

Изучение культуры региона, его исторического и природного наследия

Приток дополнительных инвестиций и доходов

Сохранение культуры и исторического наследия сельского региона

Приобретение новых навыков и опыта жизни в сельской местности

Отсекает деструктивные слои и ориентирован на создание условий для успешного развития и количественного роста местного общества

Приобретение новых знаний, навыков, повышение квалификации сельского населения для организации приема гостей

Изучение цикла производства продукции, наблюдение за домашними животными

Развитие деловых и культурных связей

Повышение самооценки личности сельских жителей

Культурное обогащение, развитие заинтересованности




ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Таблица 7.1. - «Обладает ли Беларусь туристической привлекательностью для иностранных туристов?», %

Обладает

73,9

Обладает в ограниченной степени

21,7

Не обладает

4,4

Затрудняюсь ответить

0


Таблица 7.2. - «Какие туристические объекты Беларуси могут представлять интерес для жителей других стран?», %

Природа

71,7

Люди, народные традиции

54,3

Историко-культурные памятники

52,2

«Зеленые маршруты»

50,0

Санатории, турбазы

36,9

Народная гастрономия

32,5

Советская архитектура

8,8

Спортивные объекты

4,4

Другое


Таблица 7.3. - «Как бы Вы в целом оценили потенциал сельского туризма в Беларуси?», %

Высокий

34,8

Средний

60,8

Низкий

4,4

Затрудняюсь ответить

0


Таблица 7.4. - «Чем для Вас может быть ценным и интересным отдых на сельской усадьбе?»,%

Природа73,9


Тишина и покой

71,1

Натуральные продукты

63,0

Отдых от городской жизни

47,8

Знакомство с сельской жизнью

36,9

Экзотика и романтика

23,9

Приемлемая цена

19,6

Возможность коллективного отдыха

15,2

Уединение с любимым человеком

13,0

Развлечение

10,9

Лечение

0

Другое

0


Таблица 7.5. - «Что нужно сделать для того, чтобы отдых на сельских усадьбах стал более привлекательным для туристов?», %

Отменить/упростить визовый режим

95,7

Провести рекламные акции

65,2

Отменить регистрацию в милиции

54,3

Улучшить условия проживания

50,0

Повысить имидж сельского туризма

30,4

Развивать экологический туризм

28,5

Обеспечить экологически чистыми продуктами

23,9

Снизить цены

17,4

Другое

4,4


Таблица 7.6. - «Как вы думаете, является агроэкотуризм престижным видом туризма?», %

Престижным

13,0

В чем-то да, а в чем-то нет

43,5

Непрестижным

8,7

Смотря на какой усадьбе

21,7

Затрудняюсь ответить

13,0


Похожие работы на - Возникновение и развитие агроэкотуризма в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!