Коренное население Канады с начала европейской колонизации до наших дней: эволюция социально-экономического и политико-правового статуса

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,04 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Коренное население Канады с начала европейской колонизации до наших дней: эволюция социально-экономического и политико-правового статуса














Коренное население Канады с начала европейской колонизации до наших дней: эволюция социально-экономического и политико-правового статуса

Введение

Великие географические открытия - один из важнейших этапов в истории Европы. Первые шаги на неизведанные земли стали первыми шагами к Новому времени. Экспедиции Христофора Колумба, путешествия Васко да Гамы, мореплавания Магеллана, открытие Америго Веспуччи изменили картину мира для европейцев навсегда. Новые острова и матерки, проливы и океаны появлялись на картах XVI - XVII вв. Эти изменения коренным образом повлияли на мировоззрение образованной части европейского общества (расширение знаний в области географии, появление новых наук: зоологии, ботаники, этнографии), открыли новое возможности для торговых компаний, познакомили европейцев с новыми сельскохозяйственными культурами. В связи с этим значение Великих географических считают «исключительным для судеб Европы и всего мира».

Однако этот процесс шёл десятилетиями и стоил немалых жертв. Многие моряки, капитаны кораблей, христианские миссионеры погибли либо в мировых водах, либо на суше, изнемогая от голода и жажды, либо в неравной схватке с коренными народами новых земель. Не меньше жертв было и со стороны тех, чей привычный мир нарушил «белый человек».

Многие историки признают, что Великие географические открытия, давшие Европе всё, начиная от золота и заканчивая новыми овощными и фруктовыми культурами, навсегда похоронили самобытные индейские религии, их быт, индивидуальность и культуру. В руках человечества находятся лишь обломки цивилизаций, существовавших на материках Северной и Южной Америки. Некоторые индейские племена были стёрты с лица земли, а потомки оставшихся живых «смешались» с прибывшими на новые территории. Остались лишь десятки тех, кто сумел сохранить свою самобытность.

Европейские колонисты, «дети» Великих географических открытий, продолжали политику уничтожения коренного населения на протяжении нескольких десятков (а иногда и сотен) лет. Аборигены долгое время не находилось под защитой государства, не имело каких-либо прав и свобод. Лишь в XX веке мировое сообщество стало задумываться о тех, кто долгое время считался чужаком на родной земле. Но, повторимся, для принятия этого решения потребовались десятки лет.

Данная работа посвящена тем изменениям, которым был подвергнут социальный и правовой статус коренных народов колонизированных европейцами земель, а именно Северной Америки, современной Канады. Положение коренного населения Канады будет рассматриваться в различные периоды истории страны. Каковой была власть европейских колонизаторов и в каких документах были закреплены отношения между ней и коренным населением завоёванных территорий? Как с течением времени менялось отношение «белого человека» к индейцу? И как живут потомки аборигенов Северной Америки?

1. Первая встреча европейцев с коренным населением Канады

правовой канада америка население

Первые европейцы посетили берега Канады ещё на рубеже X-XI вв. Это были норвежские викинги, принявшие попытку колонизировать новые земли. Однако этот «эксперимент» окончился неудачно. О последующих попытках историкам ничего известно, и данные о прибытии европейских кораблей к берегам Северо-восточного материка относят к концу XV в..

Итальянский мореплаватель Джованни Кабото (Джон Кабот), бывший на службе у английской короны, первым из европейцев прибыл к берегам Канады в Новое время. К XV в. отношения между Англией, Испанией и Португалией обострились, но несмотря на это Генрих XVII позволил отправиться Д. Каботу и трём его сыновьям в плавание. Вероятно, Д. Кабот сам проявил инициативу на роль главы судна. Если придерживаться легендарной версии, от которой веет романтизмом, Д. Кабот был одержим идеей найти «родину пряностей», Индию, и решил отправиться в путь после известий о путешествии Колумба.

мая 1497 г. он отправился в плавание и через месяц достиг берегов неизведанной земли. Это была северная конечность о. Ньюфаундленда. Эта территория была объявлена владением английского короля. После Д. Кабот продолжил своё путешествие и достиг берегов полуострова Авалона. Лишь после этого он взял обратный курс на Англию, берега которой он достиг в начале августа.

Некоторые источники рассказывают о том, что Д. Кабот был встречен англичанами как национальной герой, считали, что он открыл Китай. Тем не менее, часть историков не считает данную информацию достоверной, т.к. Кабот был итальянцем по происхождению и рассчитывать на дары от английской короны ем не приходилось.

Через год вышла ещё одна экспедиция, главой которой вновь стал Д. Кабот. Предполагают, что он погиб в пути, поэтому управление судами перешло к его сыну - Себастьяну Каботу.

Несмотря на то, что в глазах англичан второе морское путешествие Каботов не оправдало себя, для историка оно оставило огромный след. Впервые европейцы повстречались с коренным населением Канады. Однако более подробные сведения об этом событии не известны.

С. Кабот также совершил две экспедиции в начале XVI в.: в 1504 г. и в 1508-1509 гг. Документы, описывающие его путешествие, рассказывают, что он вторично открыл Гудзонов залив во время второго плавания.

Не одни англичане исследовали северо-восточные земли: испанцы, португальцы и французы также предпринимали попытки колонизации этих земель. Последние также принимали участие в исследовании канадских земель. Как мы видим, соперничество Англии и Франции на этой территории ведётся ещё с начала Нового времени.

Джованни Верраццано (во Франции его звали Жан Верразан) отправился в экспедицию в 1523 г., однако плавание пришлось отложить из-за сильного шторма и серьёзной поломки корабля, и лишь через год Верраццано смог выйти в море. Он дошёл до берегов Америки и, судя по записям, достиг р. Гудзон. Через сто лет именно в её бухте будут создаваться первые поселения европейцев. Помимо этого, Дж. Верраццано был первым, кто составил первую этнографическую характеристику Атлантического побережья Северной Америки. Из писем мореплавателя следует, что на данные земли претендовала Франция. К сожалению, в 1528 г. Дж. Верранццо погиб от рук каннибалов во время путешествия в Центральную Америку.

Однако наиболее значительной является экспедиция «весёлого корсара», Жака Картье, который являлся первооткрывателем реки Святого Лаврентия. Он описывает не только своё путешествие, но и географические особенности местности, а также встречу с коренными жителями. Так он рассказывает об их встрече у Хошелага: «перед нами собралось более тысячи человек, как мужчин и женщин, так и детей. Они оказали нам такой радушный приём, какой даже отец не окажет своему сыну, выказав при этом большую радость». Картье описывает, каким образом индейцы чествовали прибывших гостей. Капитан и моряки отвечали им взаимностью, подарив женщинам оловянные бусины, а мужчинам - ножи. Эти дары не оставили никого равнодушным.

Далее Картье рассказывает об их приходе в одно из поселений, где капитана корабля приняли за бога («и сразу же к капитану подвели несколько больных: слепых, кривых, хромых, немощных и людей настолько старых, что веки у них доставали до щёк. Их положили или усадили перед ним, так как им показалось, что это бог спустился вылечить их»). В ответ на это капитан лишь перекрестил больных и начал читать отрывки из Евангелие, что индейцам понравилось.

Фактически французы открыли почти всё южное и западное побережье залива Святого Лаврентия, большой участок северного (лабрадорского залива) и обследовали почти всё западное побережье Ньюфаудленда. По его возвращению во Францию в 1536 г. король Франциск I объявил о присоединении этих земель к Франции.

В XVII в. французы основывают первые колонии, одобренные короной: Тадусак (Квебек) в 1600 году, Пор-Руаяль в 1605 году и Квебек в 1608 году. Так появляется «Новая Франция». Англичане в 1610 году законным образом образовывают на Ньюфаундленде город Сент-Джонс.

Таким образом, к XVII в. французами была установлена тесная связь с коренными жителями Канады. Европейцы и индейцы на первых этапах своего общения были довольно миролюбивы друг к другу, что освещают французские источники. В дальнейшем ситуация изменится, и во многом это будет обусловлено соперничество Англии и Франции в Канаде.

Коренное население Канады в годы Англо-французское соперничества.

Отношения между индейцами и европейцами в XVII - XVIII вв. характеризовались стремлением отрегулировать торговлю, связь с властями, а также использованием их в качестве союзников.

Однако конфликты участились, т. к. французы монополизировали торговлю мехами в этих местах, не давая индейцам и другим мелким сбытчикам продавать пушнину. Эдикты короля постепенно создают полную зависимость колонии от метрополии.

Жан-Батист Кольбер, заведующий во Франции финансовыми делами, рассчитывал, что колония будет поставлять мех, рыбу, уголь и другие ресурсы взамен на дешёвые изделия промышленного труда. Подобная политика породила недовольство среди местного населения. Помимо этого, увеличилось число «белокожего» населения, т. к. власти Франции поддерживали переселенческую политику.

Англичане тоже не отставали: к 40-ым гг. XVII в. они полностью отвоевали территорию, закреплённые за голландцами. В 1688 г. к власти в Англии пришёл Вильгельм Оранский, и через год Франции была объявлена война. Однако широкую военную кампанию у французов не хватало сил, и действия с её стороны ограничивались лишь набегами на пограничные города. Тем не менее, англичане также не смогли добиться значительных результатов в первые годы войны. В 1694 г. французам удалось захватить ключевой английский форт - форт Йорк. На континенте тоже было неспокойно, и в результате военных столкновений 1701-1713 гг. Франция, по Ухтретскому мирному договору, лишалась территорий по Гудзонову заливу.

Военные действия, развязавшие между европейцами, отразились и на отношениях между колонистами и коренным населением. Англичане всячески пытались подкупить индейские племена, натравливая их то на французов, то на других аборигенов. В результате этих столкновений между 1689 и 1763 гг. прошли четыре франко-ирокезские войны.

Тем не менее, французская корона не отказалась от притязаний на западные американские земли. Ужесточалась и экономическая политика по отношению к коренному населению: Франция распространила монополию не только на торговлю, но и на мануфактурное производство. В связи с этим, индейские племена, участвующие в производстве и сбыте, остались без заработка. Однако Квебек процветал, и к середине XVIII в. стал «маленьким Версалем». В связи с огромными растратами на предметы роскоши, коррупцией, царившей в Новой Франции, финансовое положение колонии стало критическим. В дальнейшем этот кризис окажет прямое влияние на победу Англии в борьбе за Канаду.

Боевые действия велись и на континенте. Однако на этот раз в них были вовлечены и колонии. В результате Семилетней войны (1756-1763 гг.) англичанам удаётся присоединить Квебек и Монреаль.

Тем не менее, англичанам было необходимо сохранить дружественные отношения с индейцами: «власти стремились фиксировать различными договорными формами отчуждение территорий, занимаемых коренными жителями, а также закрепить за ними особо оговоренные земли». Данная политика нашла своё отражение в Королевской прокламации 1763 г.. Однако данный документ был продиктован не только условиями Парижского мира, но и восстанием индейца Понтиака в 1760 г.

В связи с этим главным аспектом документа являлся следующий: «поскольку является справедливым, разумным и важным для наших интересов, а также для безопасности наших колоний, чтобы некоторые нации и племена индейцев, с которыми мы имеем контакт и которые живут под нашей защитой, не обижались и не притеснялись в их правах на владение теми частями нашего доминиона, которые не были уступлены или приобретены нами, эти земли резервируются за индейцами в качестве их охотничьих территорий». Это была попытка наладить отношение между коренным населением и английскими властями.

Однако в связи с американской революцией XVIII в. начался массовый приток колонистов в земли Канады. Это повлекло за собой отчуждение земель у индейцев.

Таким образом, в результате соперничества между Францией и Англией коренное население Канады ухудшилось. Если на рубеже XVII-XVIII вв. индейцы ещё обладали экономическими правами, то уже ближе к середине XVIII в. их стали ущемлять. Французское правительство действовало лишь в собственных интересах, происходила постепенная монополизация промышленности и торговли. Однако приход к власти англичан не изменил ситуацию в лучшую сторону: прокламация 1763 г., несмотря на закреплённое положение о принадлежащих индейцам землях, не смогла защитить их от новоприбывших колонистов.

2. Коренное население Канады в XIX - начале XX вв.

Вторая половина XVIII в. была временем установления окончательного господства англичан на бывших французских территориях. В эти годы британская власть пыталась «наладить отношения» между англо- и франкоговорящими жителями Квебека и других территорий.

В 1791 г. вышел Конституционный акт, который делил Квебек на две части: Нижняя Канада и Верхняя Канада. В Нижней Канаде господствовали французские право и институты, римско-католическая церковь, а в Верхней - английские обычаи и англиканская церковь. Подобная политика вызвала недовольство и со стороны колонистов из Англии, и со стороны колонистов из Франции. Конституционный акт 1791 г. никак не регулировал отношения европейцев с местным населением. Политика британской короны оставалась прежней: худой мир с индейцами считался лучше доброй ссоры.

Племена аборигенов были вовлечены в конфликт между США и Великобританий в 1812-1815 гг. во время наполеоновских войн. В союзе с англичанами выступали шони во главе с Текумсе, на стороне американцев выступали Пять цивилизованных племён (генерал Пушматаха). От этой войны серьёзно пострадали североамериканские индейцы, вынужденные покинуть родные места. Они также лишились финансовой поддержки британского правительства.

Жизнь индейцев Канады также не была привлекательной. Советские исследователи, хоть и были пристрастны в изучении вопроса прав местного населения североамериканского материка, верно отмечали, что торговые компании продолжали «спаивать и обирать коренных жителей». Действительно, нельзя отрицать того, что политика по отношению к индейцам зачастую носила грабительский характер и осуществлялась департаментом по делам индейцев.

Лишь через пятнадцать лет после окончания наполеоновских войн управление индейцами перешло от военных лиц к гражданским. Они считали, что обязаны осуществить миссию, цель которой в «превращении аборигенов в оседлых жителей на манер европейских колонистов».

Это осуществлялось, в основном, за счёт ввоза товаров из Англии. Метрополия продавала в Канаде спиртные напитки, чай, различные товары лёгкой промышленности и прочее. Однако главное, то есть отношение к индейцам не изменилось: они по-прежнему были бесправны.

Последнее было подтверждено и во второй половине XIX в.: Актом 1857 г. были определены основные положения опеки над индейцами. Предоставленное им избирательное право, на деле, оказалось фикцией. Помимо этого, индейцы не были признаны самостоятельной этнической общностью.

После образования доминиона Канада (1867 г.) в 1869 г. земли, населённые аборигенами, перешли от Компании Гудзонова залива под суверенитет канадских властей. Помимо этого, существовал также «выкуп» существовавших у индейцев исконных прав на занимаемые ими земли. Последовало также и разорение индейцев, т. к. была прекращена деятельность по торговле пушниной.

Следующий этап в отношениях между коренным населением Канады и властями доминиона ознаменовался заключением так называемых «индейских договоров» (1871 - 1921 гг.). Данные документы, которых за 50 лет насчитывалось 11, были направлены на захват индейских земель. Взамен обеспечивались: «выделение резервированных земель для проживания индейцев, предоставление преимуществ в охоте и трапперстве, денежную и прочую помощь для поддержания хозяйственной жизни, организацию образования и т. д.». Следует также учитывать, что не всегда власти придерживались вышеуказанных обязательств. Неудивительно, что подобная политика так и не привела индейцев к познанию «благ цивилизации».

В дальнейшем для того, чтобы закрепить за канадскими властями новые земли, с индейцами перестали заключать договоры. Как следствие, многие территории (субарктические регионы от Ньюфаундленда, Лабрадора и северного Квебека на востоке до Северо-Западных территорий, Юкона и Британской Колумбии на западе) были присоединены без каких-либо официальных соглашений.

Таким образом, власть британской короны, а затем и доминиона ужесточала политику по отношению к коренному населению Канады: индейские племена постепенно разорялись; договоры, заключённые с аборигенами, были направлены на захват территорий; гражданские права были дарованы только на бумаге. Пожалуй, это были самое тяжёлое столетие в жизни коренного населения Канады.

. Коренное население Канады после второй мировой войны

О положении коренного населения Северной Америки, как бы это ни было парадоксально, задумались лишь в середине XX в. после окончания Второй мировой войны. Первым шагом в этом направлении стал так называемый Индейский акт от 1951 г., который поделил индейцев на «статусных» и «нестатусных». Статус индейца связывается не с этнической принадлежностью, а с потомственной общинно-племенной принадлежностью лица. При таком походе этнические индейцы могут быть признаны неиндейцами по статусу и неиндейцы с этнической точки зрения могут оказаться статусными индейцами по закону. Однако всеми делами в индейских резервациях и поселениях по-прежнему управляли специальные служащие федерального правительства, так называемые индейские агенты.

В 1960 г. федеральный закон наделил избирательными правами всех статусных канадских индейцев, отменив добровольную эмансипацию. После этого законы о предоставлении избирательных прав статусным индейцам стали приниматься в провинциях. К концу 1969 г. уже все провинции Канады предоставили статусным индейцам избирательные права без каких-либо требований отказа от их статуса. Поправки 1985 г. к Индейскому акту не только закрепили утрату статуса индейца, но и предусмотрели возможность возвращения утраченного ранее статуса индейца как самими лицами, непосредственно утратившими его до 1985 г., так и потомками таких лиц.

В 1985 г. в Индейский акт были внесены поправки, согласно которым впредь членство в племенах было передано под контроль самих племен, но при этом членство в племенах было отделено от статуса индейца. Положение о статусе индейца осталось прежним, как и прежде, может быть только потомственным и определяется, согласно закону, происхождением, а не этнической или племенной принадлежностью. Кроме того, поправки к Индейскому акту 1985 г. позволили вернуть статус индейцев многим лицам, утратившим его ранее, а также потомкам таких лиц.

Однако борьба коренного индейского населения за свои права продолжилась. 5 сентября 1991 г. в силу вступила Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах. Она была принята в 1989 г. и содержала в себе следующие разделы: Общая политика, Земля, Найм и условия занятости, Профессиональная подготовка, кустарные промыслы и сельские ремесла, Социальное обеспечение и здравоохранение, Образование и средства обращения, Международные контакты и сотрудничество, Управление, Общие положения, Заключительные положения.

Согласно ст. 1-12, коренные народы уравнивались в правах с остальным местным населением и в случае дискриминации должны быть защищены государством.

По ст. 13-19 земля, занимаемая коренным населением, признаётся их собственностью, и государство является гарантом этого положения. В случае «нехватки» земельных ресурсов, государство обязано обеспечить их площадью. Также за ними признаются природные ресурсы этих земель.

Никто не имеет прав выселять или же вторгаться на территорию коренного населения.

По ст. 20 коренное население не должно подвергаться дискриминации при найме.

Ст. 21-31 являются гарантами профессиональной подготовки, а также социального и медицинского обеспечения, обеспечения образованием коренного населения.

Также разрешаются контакты между племенами, проживающими на различных территориях (ст. 32) и обеспечивается их самоуправление (ст. 33).

Таким образом, лишь в 80-90-е гг. XX в. индейцам и аборигенам Канады удалось достичь прав и свобод наравне с теми, кто многие столетия был завоевателем на их землях. Этот шаг человечество совершило слишком поздно, не понимая, что дискриминация и нетерпимость не лучший способ добиться мирных взаимоотношений с коренным населением любой территории: будь то индейцы, аборигены или другие меньшинства.

Заключение

Первый этап, знакомство с коренным населением Североамериканского материка, ознаменовался упрочением торговых связей, были налажены вполне мирный отношения, о чём свидетельствуют французские источники.

Второй этап, который пришёлся на время борьбы Англии и Франции за канадский земли, ознаменовался не только мирными отношениями с индейцами, но и также военными столкновения с ними. Не следует забывать, что они зачастую были непоследовательны и выступали на стороне то англичан, то французов. Третий этап, время правления британской короны, а также доминиона, ознаменовался окончательным закабалением индейских племён. Их земли захватывались властями, а помощь, оказанная за отобранные территории, была ничтожной. Помимо этого, индейцы были ущемлены в своих правах, несмотря на то, что на бумаге являлись избирателями. Четвёртый заключительный этап пришёлся на XX в.. В этот период был заключён Индейский акт, который по-прежнему ограничивал права индейцев. Тем не менее, через 40 лет в силу вступила Конвенция, которая гарантирует права и свободы коренных народов не только в Северной Америке, но и по всему миру.

Охватив всё это, можно действительно сказать, что тропа индейцев к свободе была тропой слёз и надежд. Они были чужими в родных землях на протяжении столетий и лишь сегодня могут полноценно насладиться тем, чего им так не хватало долгие годы. И дело здесь не только в правах на землю или юридических свободах, а дело в том, что теперь любой индеец Канады может вдохнуть полной грудью и почувствовать себя неотъемлемой частью снежных просторов родной земли.

Список источников

1.Жак Картье. Краткий рассказ о плавании, совершённом к островам Канады, Хошелаге, Саганею и другим, с описанием нравов, язык и обычаев их жителей. (пер. Д.В. Воробьёва). 1999.

2.Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (#"justify">Список литературы

1.Нохрин И.М. Канада: английская или французская? Челябинск. 2013.

.Магидович В.И., Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. Т. 2. М. 1983.

.Стельмах В.Г., Тишков В.А., Чешко С.В. Тропою слёз и надежд. М. 1990.

.Тишков В.А., Кошелев Л.В. История Канады. М. 1982.

.Уайт Дж. Индейцы Северной Америки. М. 2006.

Похожие работы на - Коренное население Канады с начала европейской колонизации до наших дней: эволюция социально-экономического и политико-правового статуса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!