Правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    151,25 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Камчатский филиал

Федерального государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Российский государственный университет туризма и сервиса»

Кафедра «Уголовно-правовых дисциплин»







ДИПЛОМНАЯ РАОТА

Тема: ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ









Петропавловск-Камчатский

Оглавление

Введение

Глава 1. Деятельность органов опеки и попечительства

.1 Правовые основания деятельности органов опеки и попечительства

.2 Назначение опеки, попечительства, усыновления (удочерения)

Глава 2. Современные способы устройства детей, лишившихся родительского попечения

.1 Установление и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними

.2 Понятие и значение усыновления (удочерения)

.3 Приемная семья

Глава 3. Проблемы современного сиротства

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

На исходе XX век, начало которого считали началом века ребенка. Но надежды не оправдались. И даже, наоборот, именно в эти годы началась новая эпоха детских страданий, порожденных войнами, социальными потрясениями, массовым голодом.

За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства:

после Первой Мировой войны и революции в стране насчитывалось сотни тысяч осиротевших, обездоленных и беспризорных детей. Не случайно массовое детское беспризорничество осталось в историческом сознании народа своеобразным символом 20 годов уходящего столетия;

следующая волна сиротства была вызвана классовой борьбой, массовыми репрессиями, лишениями и страданиями, которые принесла детям Великая Отечественная Война. Трудности восстановительного периода и опять голод, опять одинокие дети, которых теперь уже стали все чаще защищать от собственных никуда не годных родителей, от их бестолковой, преступной жизни. В результате многопечальная и многострадальная эстафета массового военного и послевоенного сиротства продлилась в стране еще на долгие годы. В послевоенные годы в России насчитывалось 678 тысяч детей-сирот.

Уже только исходя из этих фактов нашу страну вплоть до недавнего времени следовало бы называть не Родиной счастливого детства, как это было принято, а Государством Неизбывного Сиротства.

И вот сейчас наша страна переживает новую волну социальных потрясений. Современная экономическая и социальная ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью, кризис отрицательно сказывается прежде всего на жизни значительной части российских семей, в результате ухудшается положение детей в нашем обществе, растет число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях. Массовое обнищание семей умножает число осиротевших детей.

В России особенно проявляет себя феномен развития социального сиротства и, как следствие, рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, когда дети уже ушли от семьи, но пока их социальный статус не определен как детей, оставшихся без попечения родителей, хотя они уже находятся на полном государственном обеспечении (во временном приюте, в центре временного содержания детей-правонарушителей), а родители к тому же получают на них пособие.

Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка и ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации, устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью - приоритетная форма его воспитания.

Право ребенка жить и воспитываться в семье признано в России неотъемлемым на всех уровнях - от бытового до нормативно-законодательного. Однако это признание на практике остается декларацией, не имеющей до настоящего момента надежд на реализацию. Приводимые ежегодно в государственных докладах о положении детей в России результаты анализа массовой практики обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье с абсолютной очевидностью показывают необходимость реорганизации этой системы на принципиально новых основах.

Фиксируемый в течение ряда лет рост числа детей, лишенных де-факто права жить и воспитываться в семье, несомненно является одним из показателей системного кризиса, затронувшего все сферы жизни России и интенсивно проявляющегося в воспроизводстве социальной напряженности.

Абстрактно-правовой ответ на вопрос «Что делать?» в данном случае известен. Ребенок должен иметь семью, обеспечивающую его нормальное развитие, - это признают все ветви власти. Семья призвана сохранять стабильность и упорядоченность жизненного пространства ребенка, способствовать осознанию его человеческой ординарности (я, как все, живу в семье, где меня любят, ценят, понимают, оберегают), а также неординарности в виде родовой и национальной истории, индивидуальных дарований и талантов.

В сложившейся социально-экономической ситуации в России количество граждан Российской Федерации, желающих взять на воспитание в свои семьи детей, значительно меньше числа детей, которые нуждаются в семейном устройстве. Современная социальная ситуация подтолкнула иностранных граждан к усыновлению детей из России. Растет число детей-граждан Российской Федерации, переданных на воспитание иностранным гражданам, в то же время число детей, переданных на воспитание в семьи российских граждан, уменьшается. Интересы ребенка заключены, прежде всего, в обретении им комфортной для его развития атмосферы. Опыт международного усыновления указывает на то, что если на данном этапе развития Российского общества ребенок не может быть устроен на воспитание в родном Отечестве, гуманнее, оказывается, перспектива международного усыновления, являющаяся лучшей альтернативой, чем жизнь "в казенном доме".

Именно этот тезис заложен в ст. ст. 20, 21 Конвенции ООН о правах ребенка, к которой присоединилась Российская Федерация.

Автор данной работы поставил перед собой задачу показать, как по действующему законодательству защищаются права и интересы несовершеннолетних. Главная цель данной работы - осмыслить сложившуюся ситуацию в области сиротства в нашей стране и показать, как социально-экономические проблемы общества отражаются на детях, где истоки современного сиротства.

Основные задачи работы - раскрыть причины возникновения и обострения социального сиротства, а также оценить значимость и глубину их последствий в целом для общества.

Автор попыталась определить возможности и приоритетные направления в решении поднятой проблемы.

Таким образом, наряду с объективной фиксацией положения дел предпринята попытка выяснить, какие изменения и нововведения юридического, социального характера необходимы, чтобы в деятельности общества и государства на всех уровнях учитывались интересы и потребности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как особой социально-демографической группы.

При подготовке работы осуществлен комплексный подход к анализу проблемы. Суть его - в наиболее полном изучении статистических данных о положении детей-сирот, подтверждающих феномен развития социального сиротства на современном этапе развития России.

В дипломной работе используются следующие универсальные и специальные юридические методы исследования: а) логический; б) сравнительно-правовой; в) системно-структурного анализа; г) историко-реконструктивный.

При написании данной работы широко использованы нормативные акты семейного законодательства Российской Федерации; нормативно-правовые документы, регламентирующие правила усыновления, опеки и попечительства над детьми. Использована различная учебная литература, а также статьи и монографии, в которых раскрываются основные формы устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Глава 1. Деятельность органов опеки и попечительства

.1 Правовые основания деятельности органов опеки и попечительства

Одним из приоритетных направлений государственной политики, определяющей в настоящее время административные и экономические реформы, является забота о формировании здорового поколения, гармонично развивающегося общества.

Совершенствование государственности объективно предполагает необходимость коренных изменений в системе российского права, в том числе в части модернизации правового института опеки и попечительства, значимость которого определяется потребностью восполнения недостающей или отсутствующей дееспособности у некоторых категорий граждан, защиту их прав и интересов.

Конституция РФ предусматривает государственную поддержку детства (п. 2 ст. 7), защиту детства и семьи государством (п. 1 ст. 38). При этом Конституция как основной закон определяет формирование соответствующей нормативной базы.

Государственная семейная политика в целом должна найти отражение в целом ряде законов, регулирующих данную сферу (жилищное законодательство, семейное законодательство, уголовное и административном законодательство, блок, связанный с налоговым, трудовым законодательством и законодательством о соцобеспечении).

В этом направлении сделаны нужные шаги - принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» также обусловлено развитием конституционных положений и определяет пути реформирования законодательства о защите законных прав и интересов граждан в данной сфере общественных отношений.

Достаточно символичным является факт, что один из самых важных актов в области защиты прав и законных интересов отдельных категорий лиц, в первую очередь несовершеннолетних, принят в год, объявленный в России годом семьи (Указ Президента РФ от 14 июня 2007 г. N 761 «О проведении в Российской Федерации года семьи»).

На заседании Организационного комитета по проведению в 2008 г. года семьи Д.А. Медведев подчеркнул: «Год семьи в нашей стране - это не набор памятных дат, не набор праздников и развлечений, это все-таки большая работа, работа практическая, работа исследовательская. Нам необходимы новые современные исследования в области экономики, посвященные семье как первичной ячейке государства и общества, области психологии и права».

Институт опеки и попечительства в российском законодательстве прошел сложный путь становления и развития и в современных условиях требует качественно нового правового регулирования.

Гражданское законодательство в 90-х годах восприняло в своих нормах основные положения об опеке и попечительстве, которые до этого момента оставались по большей части институтом семейного права.

Как отметила заместитель Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ С.Ю. Орлова, «отношение к семье со стороны всех уровней власти... - это индикатор здорового общества, его будущего, перспектив развития, снижения пороков зла и насилия».

Поэтому эффективность деятельности государства в этой сфере - одна из целей реформы законодательства об опеке и попечительстве, что предполагает развитие и совершенствование органов опеки и попечительства, их модернизацию.

Между тем опека и попечительство - комплексный институт, он несет в себе нормы не только частных (гражданского и семейного), но и публичных отраслей (прежде всего административного) права, что обусловлено необходимостью обеспечения нуждающихся в этом граждан всеми видами охраны их прав и законных интересов (в первую очередь их личных и имущественных прав).

Дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. В наше время официальное призрение получил термин «дети, оставшиеся без попечения родителей». Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говориться в п. 1 ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Особое место среди субъектов, обязанных осуществлять защиту прав и интересов детей в случае отсутствия родительского попечения, занимают органы опеки и попечительства, которым принадлежит исключительная роль в организации попечения. Это особое положение связано с тем, что законодатель ограничил круг юридических и физических лиц, имеющих право осуществлять деятельность по выявлению и устройству детей, данным органом.

Основными принципами деятельности органа опеки и попечительства являются: защита ребенка от насилия и эксплуатации, пренебрежения его интересами; признание важности воспитания ребенка в родной семье, использование максимальных возможностей для оставления ребенка в родной семье, использование всех средств для возврата ребенка в родную семью; осуществление мер по защите интересов ребенка в сотрудничестве с кровными родителями, если это не противоречит интересам ребенка; обеспечение участия родителей в воспитании ребенка (если это не противоречит его интересам) в случае его временного (или постоянного) устройства вне его кровной семьи; координация органов здравоохранения, социальной защиты и других органов и учреждений, осуществляющих защиту прав и законных интересов детей.

Органы опеки и попечительства, осуществляя возложенные на них государством обязанности по охране прав и интересов несовершеннолетних, уделяют особое внимание обеспечению надлежащих условий для жизни, воспитания и защиты личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства. В этих целях органы опеки и попечительства организуют систематическое выявление и своевременное устройство каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей вследствие их смерти; лишения родительских прав; отобрания от них детей без лишения родительских прав; признания родителей недееспособными; отсутствия данных о месте нахождения родителей; длительной их болезни; отбывания наказания, нахождения под стражей в период следствия, а также при уклонении родителей от выполнения обязанностей по воспитанию своих детей.

Наряду с охраной прав этой категории несовершеннолетних органы опеки и попечительства осуществляют защиту личных и имущественных прав детей и подростков, родители которых не обеспечивают должным образом надлежащих условий для их воспитания и содержания; а также между родителями, которых имеют место серьезные разногласия по вопросам выполнения ими своих родительских обязанностей (о порядке участия в воспитании детей и общении с ними раздельно проживающих родителей; о передаче детей на воспитание одному из них; о присвоении, изменении фамилии несовершеннолетнего; о месте проживания ребенка; об использовании и продаже имущества, принадлежащего несовершеннолетним детям и др.).

Таким образом, Семейный кодекс РФ возлагает на органы опеки и попечительства следующие обязанности:

§  по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 121 СК РФ);

§  по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, их учету (ст. 122 СК РФ);

§  по устройству таких детей в детские интернатные учреждения и в семью (ст. 123 СК РФ);

Органы местного самоуправления (районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская администрация), осуществляя возложенные на них государственные полномочия по опеке и попечительству (ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 14.1, п. 3 ст. 15.1, п. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), являются теми самыми органами опеки и попечительства. Это особая их функция, выходящая за рамки осуществления ими полномочий по решению вопросов местного значения, которая в сфере семейно-правовых отношений определяется непосредственно в Семейном кодексе. Полномочия органов местного самоуправления по установлению опеки и попечительства для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в том числе несовершеннолетних) определены также в Гражданском кодексе РФ (ст. 31-40 ГК).

В ряде регионов РФ приняты законы об организации работы по осуществлению опеки и попечительства (в г. Москве, Владимирской, Нижегородской, Ярославской, Пензенской, Тамбовской, Мурманской, Ростовской областях, Красноярском крае, Республике Чувашия и ряде других регионов России).

В Камчатском крае также принят ряд таких нормативных актов.

В соответствии с Законом Камчатской области от 15 мая 1998 г. № 11 «Об организации и деятельности в Камчатской области органов опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей» органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае.

§  исполнительный орган государственной власти Камчатского края, осуществляющий управление в сфере образования;

§  исполнительный орган государственной власти Камчатского края в сфере социального обслуживания населения.

Исполнительный орган государственной власти Камчатского края, осуществляющий управление в сфере образования, осуществляя функции опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, обладает следующими полномочиями:

1)      осуществление деятельности по опеке и попечительству в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ в отношении несовершеннолетних граждан, проживающих в Камчатском крае;

2)      взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Камчатском крае, исполнительными органами государственной власти Камчатского края, органами местного самоуправления муниципальных образований, а также учреждениями медицинского, социального обслуживания, образовательными и иными учреждениями по вопросам осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, проживающих в Камчатском крае;

)        осуществление функций регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

)        назначение и выплата опекунам (попечителям) денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством);

)        назначение и выплата приемным родителям денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в приемные семьи;

)        выплата ежемесячной оплаты труда приемным родителям;

)        назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью;

)        осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Камчатского края.

Деятельность органов опеки и попечительства и защите прав несовершеннолетних в г. Петропавловске-Камчатском осуществляет отдел опеки и попечительства Департамента социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа. Работу по охране прав несовершеннолетних выполняют специалисты отдела опеки и попечительства.

Отдел опеки и попечительства г. Петропавловска-Камчатского проводит свою работу совместно с различными учреждениями и организациями города (Приложение 1). Например, работа по выявлению детей проводится органами опеки и попечительства совместно с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которым стало известно, что вследствие смерти, выезда родителей и других причин их дети остались без надзора; совместно с органами записи актов гражданского состояния, поскольку при регистрации смерти гражданина им становится известно, что у него остались без надзора несовершеннолетние дети; со следственными и судебными органами, которые в случае ареста и осуждения родителей обязаны в соответствии с действующим законодательством информировать органы опеки и попечительства о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; с органами социальной защиты населения, которые при назначении пенсии ребенку по случаю потери кормильцев выясняют вопрос о том, назначена ли опека (попечительство) над ребенком и т.п.

Согласно Закону Камчатской области от 15 мая 1998 г. № 11 «Об организации и деятельности в Камчатской области органов опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей» основными задачами органов опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, в Камчатском крае являются:

o   защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и населения, других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;

o   обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;

o   осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием детей, оставшихся без попечения родителей.

Организация методической помощи и оказание содействия органам опеки и попечительства возложены на Министерство образования и науки РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность органов опеки и попечительства заключается в защите прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье.

.2 Назначение опеки, попечительства, усыновления (удочерения)

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан; опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются помимо защиты их прав и интересов также в целях их воспитания (ст. 31 ГК РФ).

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми согласно семейному законодательству являются формами семейного воспитания, формами устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, правовыми формами защиты личных и имущественных прав детей, которые остались без попечения родителей. Соответственно, права и обязанности опекунов и попечителей несовершеннолетних детей определяются семейным законодательством.

Согласно п. 1 ст. 121 и п. 1 ст. 145 СК РФ опека и попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по причинам: отсутствия родителей или лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), нахождения в лечебных учреждениях, объявления их умершими, отбывания ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказа родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке (ст. 1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Согласно ст. 124 СК РФ разрешается усыновление или удочерение (далее везде говорится об усыновлении как едином институте) только несовершеннолетних и только в их интересах. Семейный кодекс РФ продолжил правовую традицию Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г., признававшего только усыновление несовершеннолетних. Усыновление совершеннолетних по российскому законодательству не разрешается, поскольку целью усыновления считается обеспечение ребенку воспитания в семье.

Цели усыновления, вероятно, несколько шире, чем только воспитание несовершеннолетних в семье. Интересы объединения в семью лежат за пределами воспитательных целей, коренясь в природе человеческого общежития. Усыновление есть одно из древнейших оснований создания семьи как таковой, определение принадлежности к конкретному родственному союзу не на основе брака или происхождения, а по свободному волеизъявлению. Именно так рассматривалось законодательством усыновление со времен римского права, но в XX веке институт усыновления стали распространять только на несовершеннолетних.

Обеспечение интересов детей в условиях семейной жизни законодатель считает приоритетной задачей усыновления. Детские интересы (потребности) имеют существенные отличия от интересов взрослых членов семьи, поскольку ребенок, являясь, безусловно, личностью, все же более зависим от родительской заботы по причине своей беспомощности.

Интересы ребенка в семье можно условно разделить на две группы: физическое и психическое (телесное) здоровье и духовное развитие. Первая группа интересов ребенка находится в области материально-имущественной сферы семьи. Это - обеспечение ребенку соответствующих уровню жизни семьи жилищных условий, питания, бытовых удобств, врачебной помощи, одежды, игрушек, приобщения к образованию и т. п.

Вторая группа интересов ребенка лежит в области духовной сферы, поскольку ребенок не только биологический организм, не только личность определенного психологического склада с собственными привычками, характером, но и живая душа. Становление духовной сферы ребенка происходит в семье, в которой сложились вполне определенные представления о нравственности, культуре и религии, формирующие конкретный образ жизни данной семьи. Поэтому интересы ребенка нельзя рассматривать в отрыве от интересов семьи в целом. Усыновление происходит также в интересах создаваемой семьи, хотя главным образом для ребенка.

Духовная жизнь семьи и усыновленного ребенка в ней основывается на любви, доброте и возможности религиозного воспитания в соответствии с конфессиональными представлениями усыновителя (усыновителей). Уход за ребенком, лишенным родительского попечения, согласно п. 3 ст. 20 Конвенции о правах ребенка должен производиться с учетом преемственности воспитания ребенка, его этнического происхождения, религиозной и культурной принадлежности и родного языка.

Усыновление - это возможность для ребенка жить в семье, а именно в этом заключается для ребенка главный интерес. Все остальное только сопутствует данному интересу или вытекает из него.

Пункт 2 ст. 124 СК РФ содержит запрет на усыновление братьев и сестер в разные семьи (разными лицами). Данный запрет, вероятно, можно объяснить тем, что братья или сестры знают об общем происхождении от одних родителей, жили вместе, их связывают родственные чувства. Если таких условий нет, например, в случае усыновления детей в возрасте до года или при неосведомленности братьев и сестер о своем родстве, запрет их раздельного усыновления можно объяснить исключительно гуманными причинами: по-человечески лучше не разлучать братьев и сестер при отсутствии исключительных обстоятельств, диктующих необходимость такого разлучения.

Само усыновление представляет собой юридический акт, посредством которого разрывается кровно-родственная связь усыновляемого со всеми его родственниками по естественному происхождению. Это означает, что братья и сестры, не усыновленные в одну семью, юридически уже не будут братом и сестрой. Перед возможностью такого важного последствия становится понятным запрещение законодателя разлучать их.

Однако многообразие жизненных ситуаций не позволяет сделать такой запрет абсолютным, и закон делает исключения для случаев, в которых раздельное усыновление братьев и сестер в наибольшей степени отвечает их же интересам. В юридической литературе приводятся примеры подобных ситуаций, например, нахождение одного из детей в специальном лечебно-воспитательном учреждении или если усыновление одного из них было произведено ранее другими лицами, или если братья и сестры не знают о своем родстве и т. п. В каждом конкретном случае суд, орган опеки и попечительства должны определить интересы детей быть усыновленными данными усыновителями вместе или раздельно.

Согласно п. 4 ст. 124 СК РФ предпочтение отдается усыновителям, являющимся гражданами России и проживающим на территории России, а также родственникам (независимо от гражданства и места жительства) перед усыновителями - иностранными гражданами.

Законодатель, исходя из интересов детей - граждан Российской Федерации, устанавливает приоритеты усыновителей, следуя в этом вопросе ст. 21 Конвенции о правах ребенка, в которой возможность передачи детей в другую страну связывается только с отсутствием условий усыновления в стране происхождения.

Глава 2. Современные способы устройства детей, лишившихся родительского попечения

.1 Установление и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними

Институт опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах как в дореволюционной России, так и затем в РСФСР. В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123 и 145 СК; ст. 35 ГК; ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Под опекой понимают лица и учреждения, на которые возложена такая защита. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Опекунская семья предполагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Под опеку обычно отдаются дети, имеющие прямых родственников со стороны одного из родителей.

Опеку принимают бабушки, дедушки, реже - дяди и тети детей. Около 5% опекунов составляют те, кого не связывают с подопечными узы родства. Определяют опекуна органы опеки и попечительства на основании решения суда. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав, контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам опекун не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Понятие попечительства близко к опеке. Отличие состоит в том, что опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей и взрослых. Права детей, находящихся под опекой (попечительством), а также обязанности опекунов (попечителей) определяются Гражданским и Семейным кодексами Российской Федерации. На подопечных детей распространяются льготы, нормы и преимущества, установленные для воспитанников детских домов.

Институт опеки и попечительства носит комплексный характер. Он включает в себя нормы гражданского права, касающиеся законного представительства лиц, не имеющих дееспособности либо ограниченных в дееспособности, а также административно - правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие между опекунами и попечителями и органами опеки и попечительства. С одной стороны, это способ восполнения дееспособности ребенка, с другой - своеобразный институт представительства, без которого практически невозможно защищать права и интересы несовершеннолетних детей.

Что же касается семейного права, то оно регулирует отношения, касающиеся опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, по разным жизненным обстоятельствам.

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми - это форма воспитания детей в семье. Поэтому как опекун, так и попечитель обязаны проживать со своим подопечным и выполнять все те обязанности по его воспитанию, защите его прав и интересов, которые лежат на родителях детей. Содержание ребенка - это непременная предпосылка его полноценного развития и роста. Согласно п. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ, оказание ребенку материальной поддержки со стороны его родителей, относится к главным обязанностям матери и отца. Злостное уклонение от выполнения этих обязательств является основанием для лишения родительских прав.

При использовании опеки как способа устройства ребенка в семью возникают проблемы, которые разрешаются только с помощью норм семейного права. Особое значение уделяется осуществлению прав и обязанностей опекуна и подопечного.

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми устанавливается, а конкретный опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке и попечительстве, или по месту жительства опекуна (попечителя). Осуществление ряда действий по опеке и попечительству, обследование условий, в которых находится лицо, нуждающееся в опеке, подыскание опекуна или попечителя, подготовка материалов для его назначения, возлагается на органы опеки и попечительства или их структурные подразделения.

Опекуны и попечители вправе распоряжаться доходами своего подопечного самостоятельно, если эти доходы направлены на содержание самого подопечного. Что касается сделок, влекущих отчуждение имущества (в том числе обмен или дарение), сдача его внаем (в аренду), в залог, в безвозмездное пользование, опекун или попечитель обязаны получить предварительное разрешение органа опеки и попечительства, на распоряжение в этих случаях доходами подопечного.

Особое место в СК РФ занимают правила об опеке над детьми, находящимися в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения, об их правах, на соблюдение которых раньше не обращалось никакого внимания.

Между опекой и попечительством почти нет разницы, когда речь идет о защите личных прав подопечного. А при защите его имущественных прав такая разница существует: опекун представляет интересы подопечного, а попечитель помогает ему осуществлять свои имущественные права в соответствии с требованиями ст. 26 ГК РФ. По достижении малолетним подопечным 14 лет опека автоматически трансформируется в попечительство.

При характеристике опеки с точки зрения семейного права следует обратить внимание на одну из главных ее особенностей - при установлении опеки и попечительства, не требуется:

§  согласия родителей несовершеннолетнего. Их пожелания, рекомендации относительно кандидатуры опекуна правового значения не имеют, а учитываются постольку, поскольку это соответствует интересам ребенка;

§  согласия супруга будущего опекуна. Оно выявляется лишь для того, чтобы составить представление, в каких условиях будет воспитываться подопечный;

§  согласия несовершеннолетнего любого возраста. Его желание только учитывается, да и то «если это возможно» (п. 2 ст. 146 СК РФ). Тем более что подростки зачастую стремятся к полной самостоятельности, не отдавая себе отчета, что сами - без помощи попечителя - защитить свои права не всегда могут.

Отсутствие подобного рода преград на пути установления опеки превращает ее в доступный и эффективный способ защиты прав несовершеннолетнего: для применения этого способа защиты достаточно убедиться в существовании факта утраты родительского попечения, чем бы она ни объяснялась. Отсутствие трудностей в установлении опеки объясняет широкое использование данной формы устройства на воспитание в семью. Так, в 2007 году в г. Петропавловске-Камчатском из 210 выявленных детей 54 ребенка (26%) отданы под опеку (попечительство); в 2008 году выявлено 234 человека, отдано под опеку (попечительство) - 65 детей (28%).

Различные правовые системы мира по-разному определяют перечень требований, предъявляемых к кандидату в опекуны и попечители. Так, например, ст. 179 Гражданского кодекса Квебека закрепляет правило, согласно которому опека доступна любому физическому лицу. Однако такое лицо должно быть «способно осуществлять свои гражданские права в полном объеме и исполнять повинность». Из этого следует, что по законодательству Квебека опекун должен обладать лишь гражданской дееспособностью в полном объеме и какие-либо поражения в правах не влияют на способность стать опекуном. Семейный кодекс Алжира перечисляет такие требования к кандидатуре опекуна, как «рассудительность, достижение половой зрелости, дееспособность, честность, хорошее управление имуществом».

Запреты и рекомендации, установленные отечественным законодателем для подбора кандидатуры опекуна (попечителя), могут быть уточнены и расширены. Так, например, ст. 256 ч. 1 т. Х Свода законов Российской империи запрещала назначать опекунами лиц, «расточивших собственное и родительское имение; имеющих явные и гласные пороки или же лишенных по суду всех прав состояния; известных суровыми своими поступками; имевших ссору с родителями малолетнего; несостоятельных». Более того, по свидетельству В.И. Синайского, в Полтавской и Черниговской губерниях нельзя было назначать опекунами лиц, не имеющих средств или не предоставляющих обеспечения исполнения своих обязанностей. Во всяком случае заслуживает внимания запрет на осуществление опеки (попечительства) лицом, которое было признано в установленном порядке несостоятельным, а также недопустимость принятия опеки лицами, совершившими преступления против личности.

Чтобы опека выполняла свои функции по надлежащему воспитанию ребенка, СК РФ обязывает к соблюдению ряда правил, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию, а именно указывает перечень лиц, не имеющих право быть опекунами, к которым относятся:

§  несовершеннолетние недееспособные граждане (п. 2 ст. 35 ГК РФ, п. 1 ст. 146 СК РФ);

§  лица, лишенные родительских прав (п. 1 ст. 146 СК РФ);

§  ограниченные в родительских правах (п. 3 ст. 146 СК РФ);

§  лица, страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией (п. 3 ст. 146 СК РФ);

§  отстраненные почему-либо от выполнения обязанностей опекунов или попечителей (п. 3 ст. 146 СК РФ);

§  бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине (п. 3 ст. 146 СК РФ);

§  лица, не способные по состоянию своего здоровья исполнять обязанности по воспитанию ребенка (п. 3 ст. 146 СК РФ).

Существование любого из названных противопоказаний к назначению, как опекуном, так и попечителем в разъяснениях не нуждается, поскольку речь идет об обстоятельствах, не только затрудняющих семейное воспитание, но и делающих его невозможным. А если несовершеннолетний и претендент на роль опекуна живут одной семьей, органы опеки и попечительства не вправе наделять заведомо неполноценного воспитателя правами и обязанностями по воспитанию. В таких случаях им надлежит искать иной вариант устройства несовершеннолетнего.

После вынесения органами опеки и попечительства решения (постановления) о назначении опекуна (или попечителя) либо без установления временных границ, либо на время, у опекуна возникают права и обязанности как личного, так и имущественного характера.

Установление опеки (попечительства) порождает не только права и обязанности опекуна (попечителя). Обладателями прав становятся и подопечные дети. Благодаря закреплению их прав в кодексе конкретизируются идеи, заложенные в ст. 20 Конвенции о правах ребенка.

Перечень прав детей, находящихся под опекой (попечительством), отличается большим разнообразием. Это, прежде всего, права, которые принадлежат каждому несовершеннолетнему в соответствие со ст. 54-57 СК РФ. Правда, всякий раз при их перечислении в cт. 148 СК РФ делается акцент на то обстоятельство, что подопечный ребенок имеет право на заботу со стороны опекуна, защиту от злоупотреблений со стороны опекуна и т.д. Тем самым подчеркивается необходимость бережного отношения к подопечному оставшемуся без родительского попечения.

Поскольку подопечный ребенок, как и всякий другой, имеет права не только личного, но и имущественного порядка, в п. 1 ст. 148 СК говорится о том, что он имеет право на:

§  пенсию по случаю потери кормильца;

§  пособия и любые другие социальные выплаты, в частности государственное ежемесячное пособие.

Это пособие выплачивается только тем подопечным, чьи родители умерли или не в состоянии лично осуществлять их воспитание в связи с лишением родительских прав или ограничением в родительских правах; длительной болезнью, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей; отбыванием наказания в местах заключения и нахождения под стражей в период следствия и другими обстоятельствами.

Следует отметить, что не только по вышеперечисленным основаниям выплачивается денежное пособие. На детей, находящихся под опекой (попечительством), выплачиваются денежные средства и на питание, приобретение одежды и другие нужды, исходя из установленных норм и по фактическим ценам данного региона.

Чаще всего опекун и попечитель назначаются без указания срока полномочий. Они перестают существовать автоматически по достижении подопечным совершеннолетия - 18 лет. Наступает конец попечительству и в других случаях: когда подопечный становится полностью дееспособным в результате эмансипации (ч. 1 ст. 27 ГК) либо при вступлении в брак до достижения брачного возраста (ч. 2 ст. 21 ГК). Кроме прекращения опеки и попечительства, ГК предусматривает освобождение опекунов (попечителей) от исполнения принятых ими на себя обязанностей (п. 1, 2 ст. 39 ГК) или их отстранение (п. 3 ст. 39 ГК). В любом из названных случаев прекращаются существовавшие ранее правоотношения, порожденные установлением опеки (попечительства). Поэтому, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что опека и попечительство перестают существовать:

§  при усыновлении подопечного;

§  если подопечного почему-либо помещают в одно из детских учреждений на полное государственное попечение. Когда ребенок попадает сюда на время (пока опекун находится на излечении, вынужден выехать по семейным обстоятельствам в другой город и т.п.), ранее установленная опека сохраняется;

§  после возвращения ребенка к родителям. Правовым основанием такого возвращения служит решение (постановление) органа опеки и попечительства, который позволяет ребенку вернуться в родительскую семью, только если это в интересах несовершеннолетнего. Само по себе появление на горизонте родителя (возвратившегося из мест лишения свободы, из другой местности и т.п.) ничего с правовой точки зрения не означает. В случае возникновения спора по поводу воспитания подопечного между его родителями и опекуном (попечителем) вопрос решается в судебном порядке;

§  в результате изменения семейного, материального положения опекуна, его болезни, необходимости ухода за нуждающимися в этом членами семьи и при других подобных обстоятельствах, существенно затрудняющих опеку или делающих ее просто невозможной. Но всякий раз эти обстоятельства должны быть уважительными. Мало того, освобождение от опекунских прав и обязанностей может состояться лишь по просьбе самого опекуна (попечителя);

§  из-за отсутствия взаимопонимания между опекуном (попечителем) и его подопечным.

Однако речь может идти только о серьезных, непреодолимых противоречиях, когда есть возможность заменить одного опекуна другим, что происходит по просьбе первого;

§  вследствие ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем своих обязанностей по воспитанию подопечного, защите его прав и интересов. В ситуации подобного рода происходит отстранение опекуна (попечителя) помимо его воли по инициативе органа опеки и попечительства, убедившегося, что данная опека не соответствует своему назначению. Особенно когда подопечного оставляют без надзора и необходимой помощи. Причем неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних лицами, на которых эти обязанности возложены, рассматривается как уголовно наказуемое деяние (ст. 156 УК);

§  при использовании опеки или попечительства в корыстных целях, например, чтобы присвоить доходы ребенка, завладеть его имуществом, заполучить принадлежащие подопечному ценные вещи и т.п. Конечно, такое случается крайне редко, но все-таки случается.

Так, постановлением № 61/1 от 24.02.2000 г. Главы Ленинской администрации Ленинского района г. Пензы Сергеева была освобождена от выполнения опекунских обязанностей над несовершеннолетним Д. Евгением. Этим же постановлением Д.Е. был направлен в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сергеева обратилась в суд с жалобой на указанное постановление Главы администрации Ленинского района г. Пензы, указывая, что с 1993 г. она являлась опекуном своего внука Д.Е. Со своими опекунскими обязанностями справлялась. Подопечный с разной степенью успеха оканчивал класс за классом. Она его кормила, поила, одевала, и никогда к ней не было нареканий со стороны органов опеки и попечительства, пока из-за состояния здоровья внука Д.Е. она не решила переехать на постоянное место жительства в с. Старая Каменка Пензенского района, поскольку внук часто болел. Однако орган опеки и попечительства не дал согласия на продажу доли в квартире, принадлежащей Д.Е., и с этого времени со стороны работников органов опеки и попечительства лично к ней стало расти неприязненное отношение. Ей заявили, что разрешение на сделку по обмену жилого помещения она не получит. После этого была попытка поместить опекаемого Д.Е. в детский дом, откуда он сбежал, так как хочет жить в семье. Мальчика также увозили в спецприемник, откуда он также сбежал. После этого он стал бояться ходить в школу. Не успевает по большинству предметов. Лишение опекунства лишает ее возможности защищать права и интересы ребенка.

В связи с этим она полагает, что постановление Главы администрации № 61/1 от 24.02.2000 г. незаконно, и просит его отменить, поскольку оно нарушает ее права и права ребенка.

Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Сергеева просит отменить решение суда, считая его незаконным, ссылаясь при этом на доводы, изложенные в жалобе при обращении в суд и в судебном заседании.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно ст. 39 ГК РФ в случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при исполнении им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

В соответствии со ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, учебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Обсудив доводы сторон, исследовав собранные по делу доказательства, районный суд обоснованно отказал Сергеевой в удовлетворении жалобы по вопросу отмены постановления Главы администрации Ленинского района г. Пензы за № 61/1 от 24.02.2000 г., которым она освобождена от выполнения опекунских обязанностей над несовершеннолетним Д.Е. При постановлении решения суд признал установленным и исходил из того, что несовершеннолетний Д.Е., опекуном которого являлась Сергеева, не успевал по большинству предметов, пропускал занятия, не смог окончить 6-й класс общеобразовательной школы.

В ходатайстве администрации средней школы и в представлении на ученика школы Д.Е. от 17.02.2000 г. указано, что психофизическое развитие ребенка отстает от возрастных норм. Это объясняется социально-педагогической незащищенностью, проживанием в условиях хронической психотравматической ситуации, воспитания в семье, где преобладают пьянство, грубость, бескультурье, бесконтрольное времяпрепровождение. Изложенные факты стали результатом крайне слабого внимания к опекунским обязанностям со стороны опекуна.

Указанные обстоятельства также подтверждаются актом обследования жилищных и материальных условий Д.Е., исследованных судом.

Из заключения управления образования г. Пензы от 10.11.1999 г. следует, что Сергеева в нарушение интересов опекаемого Д.Е. пытается распорядиться принадлежащей ему долей в квартире.

Доводы жалобы Сергеевой о надлежащем исполнении своих опекунских обязанностей были предметом исследования в судебном заседании, но своего подтверждения не нашли и опровергаются доказательствами и обстоятельствами, о которых указано выше.

Судебная коллегия также отмечает, что Сергеева имеет преклонный возраст, 1924 г. рождения, и в силу своего возраста также должного влияния оказать на опекаемого уже не может.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 305, 306 ГПК РФ, Судебная коллегия определила: решение Ленинского районного суда г. Пензы от 8 июня 2000 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Сергеевой - без удовлетворения.

Приведенный перечень причин прекращения опеки (попечительства) не является исчерпывающим. Любая опека (попечительство), не выполняющая своего назначения, противоречащая интересам подопечного ребенка, не имеет права на существование.

Но кто бы ни воспитывал ребенка, способы воспитания должны исключать пренебрежительное, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с ним, его оскорбление или эксплуатацию.

Таким образом, цель опеки (попечительства) над несовершеннолетними - обеспечение воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, их болезни или по другим причинам остались без родительского попечения, а также защита личных и имущественных прав и интересов этих детей.

2.2 Понятие и значение усыновления (удочерения)

Общеизвестно, что при отсутствии родителей заменяющие их лица осуществляют попечение над ребенком, а при их отсутствии независимо от причины ребенок попадает в категорию лиц, утративших родительское попечение. Утрата родительского попечения относится к широкому по содержанию понятию. К категории детей, утративших попечение родителей, относятся дети, у которых родителей нет (умерли, погибли), а также дети, лишившиеся родительского попечения в силу признания родителей безвестно отсутствующими либо недееспособными. В этих случаях отсутствие родительской заботы является следствием обстоятельств объективного характера, поэтому вопрос о семейно-правовой ответственности не возникает, поскольку отсутствует состав семейного правонарушения. Кроме причин объективного характера, утраты родительского попечения, существуют и субъективные причины (в частности, нежелание родителей осуществлять свои родительские права в отношении ребенка, их злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами и др.); но независимо от причины утраты родительского попечения ребенок все равно нуждается в правовой защите.

Такие причины обусловили появление в научном обиходе нового понятия «социальное сиротство». Суть явления, обозначаемого этим понятием, заключается в отсутствии у детей, имеющих живых родителей, надлежащего попечения со стороны последних. Так, в Волгоградской области ежегодно более 1 тыс. детей переживают репрессивную процедуру лишения родительских прав их родителей. Известно, что показатель лишения родительских прав - это основной критерий результативности системы профилактики, так как детское социальное сиротство есть крайняя степень детской безнадзорности. Несмотря на применяемые меры, число таких детей в области не уменьшается. В 2004 г. выявлено 2,4 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, из них 1265 детей отобраны у родителей по решению суда о лишении их родительских прав и ограничении в родительских правах, в том числе в отношении 667 детей лишены или ограничены в родительских правах оба или единственный родитель.

В последние годы социальное сиротство приобрело новые особенности: дети по вине родителей лишаются жилья и становятся бомжами; финансовые проблемы негативно сказываются на деятельности детских учреждений и условиях пребывания в них детей. Финансирование детских учреждений крайне ограничено и составляет 40% от потребности, не хватает средств на питание детей; в некоторых регионах эта сумма составляет 8-15 руб. в день на ребенка. Более того, почти 60 тыс. выпускников этих учреждений не обеспечены жильем. В результате они не могут начать самостоятельную жизнь, устроиться на работу, создать семью. Почти половина выпускников интернатных учреждений ведет асоциальный образ жизни или попадает в криминальную среду. По данным МВД РФ, около четверти выпускников детских домов оказываются за решеткой. При этом растет число детей, которые уходят не только из семьи, но и из детских учреждений.

В сложившихся условиях как государство, так и общество должны выступить гарантом социальной защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечения им условий для нормальной жизни, учебы, профессиональной подготовки и адаптации к социальной среде. Основой решения данной проблемы является юридическое закрепление системы мер, правовых гарантий, направленных на оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечение их прав. Для этого необходимы новые механизмы, реализуемые, например, путем создания в России института Уполномоченного по правам ребенка. Идея создания в РФ такого института обусловлена тяжелым положением детей в обществе, объективной необходимостью защиты их прав и интересов.

Государственная социальная политика направлена на то, чтобы укреплять в сознании общественности идею о необходимости устройства ребенка-сироты не в государственное учреждение (детский дом или школу-интернат), как это было прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные проблемы и трудности. Нашему государству понадобилось около 10 лет для того, чтобы идея, заложенная в Конвенции о правах ребенка, стала воплощаться в жизнь. Согласно ст. 123 СК РФ, «дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов...». Неслучайно семейные формы устройства стали получать государственную поддержку. Это выгодно не только обществу в целом (не нужно строить новые сиротские учреждения и тратить немалые средства на их содержание), но прежде всего отвечает интересам самих детей. Известно, что семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью.

В семейном праве РФ регламентированы институты, направленные на обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающие передачу таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью . В субъектах РФ активно развиваются новые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приняты специальные законы.

Так, в Иркутской области применяется социальный патронат, в рамках которого осуществляется работа по коррекции мотивационной сферы родителей, их ориентации на добровольное возвращение к нормальной жизни и социально одобряемому поведению. В Калининградской, Белгородской областях патронат развивается как новая форма устройства. Однако другие семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, развиваются медленно. В частности, не получает должного развития приемная семья, всего работает 4440 семей, из них почти половина образована в Самарской области. В Москве создано всего 9 приемных семей.

Предусмотренные законом формы семейного устройства, наряду с единой целью обеспечения заботы о ребенке, преследуют и другие самостоятельные цели. К числу последних относятся: удовлетворение чувства материнства, отцовства, получение вознаграждения за труд в приемных семьях, осуществление функций представительства в отношении опекаемого ребенка. При выборе формы для защиты интересов конкретного ребенка необходимо учитывать ряд обстоятельств, таких, как причина утраты родительского попечения, наличие лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание, состояние физического и духовного развития ребенка.

Так, Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатской области от 10 июля 2008 года было отменено усыновление несовершеннолетнего Липявского К., 1999 г. рождения, Липявской Н.В., в связи с тем, что при оформлении усыновления ей не были предоставлены сведения о состоянии ребенка. Гражданка Л. не была ознакомлена с информацией о здоровье ребенка в полном объеме.

Предпочтительность какой-либо формы устройства определяется с учетом современных достижений в области детской психологии, физиологии, особенностей развития детей, специфики и возможностей охраны детства в детском учреждении или семье.

Общеизвестно, что общение родителей и детей остается одной из самых глубоких и насущных потребностей человека. Это эмоциональная первооснова семейного воспитания. Ребенку нужна защищенность, которую он может обрести в кругу семьи. Иметь родителей для ребенка означает безопасность, привязанность, эмоциональность, само существование, культуру. Как справедливо заметил австрийский педагог Х. Райнпрехт, «хорошая супружеская пара является для ребенка источником ценностной ориентации, без родителей процесс поэтапного формирования личности затруднен».

Исследования в различных областях знаний (медицине, психологии, социологии) убедительно показывают, какую огромную роль в умственном, психическом, нравственном и физическом развитии личности играет родительская любовь и забота о ребенке. Так, наблюдение за развитием маленьких детей в стенах детского учреждения позволило сделать вывод о том, что у детей, воспитываемых в детских учреждениях, т.е. имеющих значительно больше возможностей для контактов, чем у тех, которые живут в семьях, явно отсутствует способность к эмоциональному контакту с другими детьми.

Этот парадокс объясняется тем, что персонал часто относится к своим воспитанникам равнодушно и не проявляет к ним большого интереса как к личностям. Подобного рода обстоятельство «обезличивает» детей, они не могут надлежащим образом развивать свои способности к синтонии (т.е. возможности различать эмоции), которая только вместе с чувством «созвучия» с ними других людей составляет двусторонний естественный эмоциональный контакт.

Таким образом, устройство в семью, по мнению многих, предпочтительнее, чем воспитание ребенка в детском учреждении. 10% выпускников детдомов и интернатов пытаются покончить с собой, не вписавшись во взрослую жизнь; 50% попадают под влияние криминальной среды; 30% становятся алкоголиками и наркоманами; лишь 5% создают собственную благополучную семью. Такие данные подтверждают, что значение семьи для воспитания детей в обществе несравнимо со значением социальных институтов, а воспитанники детских домов фактически «порождают себе подобных».

Семья, принимающая ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеет больше возможностей для ухода за ним, его лечения. Замечено, что в первые месяцы пребывания в семье дети, усыновленные из детских учреждений, удивительно быстро развиваются; одновременно с формированием чувства уверенности и развитием межличностных отношений значительно улучшается их речь, расширяется кругозор. Практически это означает, что семья является уникальной социальной общностью, в наибольшей степени, приспособленной к биопсихическим особенностям человека, где при благоприятно складывающихся отношениях реализуются все его потребности. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что нахождение в интернатном учреждении с большей степенью вероятности снижает потенциал умственного и социального развития ребенка, ограничивает его способность успешно интегрироваться в общество. К сожалению, проблема институциализации детей-сирот приобретает все большие масштабы. По данным за 2004 г., 190 тыс. детей проживают в детских домах и интернатах, при этом 20 тыс. из них - в специализированных интернатах для умственно или физически неполноценных детей.

Очевидно, что развитие ребенка в рамках детского учреждения не может быть полноценным по отношению к условиям его воспитания в семье.

В семье происходит первичное формирование чувств и мыслей, воли и характера, сознания и поведения ребенка. В семье развиваются его способности и воспитываются важнейшие моральные качества, приобретаются необходимые навыки и привычки.

Сам успех семейного воспитания в значительной степени зависит от слаженности взаимоотношений между родителями и единой линии их воспитательного воздействия на детей. Очевидные преимущества семейного воспитания подтверждаются как научными изысканиями, так и законодательством, отражающим объективные закономерности общественного развития. Следовательно, при выборе способа охраны детства ребенка, лишенного родительского попечения, важно видеть перспективу его развития с учетом современных достижений в области детской психологии, физиологии и других наук.

Закрепив приоритет семейного воспитания в законе (ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка; п. 3 ст. 1, ст. 123 СК РФ), государство обязано обеспечить его реализацию.

Действие этого принципа рассчитано не только на условия мирного времени. Сегодня, как, может быть, никогда, вопрос о юридической защите детей приобрел особую актуальность в связи с непрекращающимися вооруженными конфликтами. По данным Миграционной службы Томской области, по состоянию на начало 2003 г. зарегистрировано 6885 вынужденных переселенцев, в том числе 2557 детей. Среди них 1894 человека - дети в возрасте от 6 до 15 лет, 360 - в возрасте до 5 лет, 303 - в возрасте 16-17 лет.

Проблему защиты интересов детей в условиях войны должно решать международное гуманитарное право, предусматривающее особую охрану детей как лиц, не принимающих участия в военных действиях, и особую защиту - как наиболее уязвимых лиц.

Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (беженцы, вынужденные переселенцы), а также другие дети, оставшиеся без попечения родителей, независимо от их правового статуса, имеют право жить и воспитываться в семье.

Статья 20 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 123 СК РФ гласят, что устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью - приоритетная форма его воспитании.

Российское законодательство называет усыновление в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по отношению к опеке и попечительству, приемной семье.

Итак, что же представляет собой усыновление как одна из наиболее привлекательных форм устройства детей?

Изучение семейно-правовой литературы позволяет сделать вывод о неоднозначном понятии усыновления. Кодекс о браке и семье РСФСР не содержал легального определения понятия усыновления. Более того, толкование его норм не позволяло четко ответить на вопрос, что такое усыновление. В учебной литературе советского периода усыновление чаще всего именовали как акт усыновления. В науке семейного права не было глубоких исследований и, следовательно, четких аргументов и выводов о содержании понятия усыновления. Если оценивать выводы советских ученых с современных теоретических позиций, то можно сказать, что усыновление понималось, во-первых, как юридический факт («акт усыновления»), во-вторых, как институт семейного права и, в-третьих, как правоотношение . Безусловно, усыновление можно рассматривать в таком смысле и в настоящее время, но дело в том, что советские ученые проводили различие между этими понятиями по правовой природе составляющих их явлений. Полагаем, что такой подход к определению усыновления отличался односторонностью, отсутствием комплексного исследования такого многогранного, многозначного явления, как усыновление. Более того, представляется, что не может быть единственного понятия усыновления в принципе, поскольку в нем невозможно отразить все аспекты и многообразную правовую природу.

Действующий Семейный кодекс РФ также не дает единого легального определения усыновления, и это правильно.

По смыслу СК РФ, усыновление в настоящее время должно рассматриваться как одна из форм воспитания и одновременно как приоритетная форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей (ст. 124 СК РФ) .

Итак, о понятии усыновления можно говорить в следующих смыслах:

1)      усыновление - форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей. В этом понятии акцентируется внимание на конечной цели - обеспечение ребенку в чужой семье условий, отвечающих той бытовой, психологической, духовной близости, которая существует в родных семьях;

2)      усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - это способ определения юридической судьбы ребенка посредством деятельности государственных, муниципальных органов власти, а также суда, направленный на его устройство в семью усыновителей для воспитания;

)        усыновление - юридический факт, устанавливаемый в судебном порядке и порождающий возникновение комплекса правоотношений, аналогичных по содержанию с родительскими;

)        усыновление - сложная система правоотношений, различных по правовой природе, в которой усыновитель и усыновленный состоят в правоотношениях как между собой, так и с третьими лицами;

)        усыновление - комплексный институт законодательства, содержащий нормы различной отраслевой принадлежности, направленные на регулирование отношений по усыновлению, а также отношений между усыновителем, усыновленным и третьими лицами.

Представляется, что единого понятия усыновления быть не может, поскольку невозможно отразить многоаспектную правовую природу этого явления. Вместе с тем действующее законодательство (разд. 6 СК РФ) придает правовое значение усыновлению прежде всего как форме воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей.

.3 Приемная семья

Семейный кодекс РФ не содержит определения понятия «приемная семья». Эта форма устройства детей не получила на сегодняшний день широкого распространения на практике. Однако аналог данной формы в недавнем прошлом был хорошо известен. Еще в 1987 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР на Министерство просвещения СССР и Госстрой СССР была возложена обязанность разработать проект и осуществить строительство опытного детского дома семейного типа. Такие дома были созданы и функционировали, но с введением в действие СК РФ (с 1 марта 1996 г.) более не могли создаваться, так как Кодекс четко установил новый перечень форм устройства детей. Ранее учрежденные детские дома семейного типа существуют и по сей день, и многие из них в приемные семьи так и не преобразованы.

После введения в действие Семейного кодекса РФ возник вопрос о том, как поступить с ранее созданными домами. Письмом Минобразования РФ от 30 января 1997 г. органам опеки и попечительства было рекомендовано проявить к детским домам семейного типа «особое внимание и бережное отношение и предоставить родителям-воспитателям возможность самим определить дальнейший статус: преобразовать детский дом семейного типа в малокомплектный детский дом с соответствующим штатом сотрудников или - в приемную семью». В конце 2000 г. в России существовало 383 приемные семьи (вместе с неупраздненными детскими домами семейного типа). «Бережное» отношение к детским домам семейного типа проявилось в том, что они были «реанимированы» Федеральным законом от 2 января 2000 г. путем включения таких домов в список учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, о чем уже было сказано выше.

Одним из отличительных признаков приемной семьи является специфическое основание возникновения - договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется при анализе правового статуса лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке. Приемные родители делают это за плату, а кроме того, во всех случаях они имеют право на возмещение расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей (ст. 155 СК РФ). В то же время в соответствии с п. 1 ст. 36 ГК РФ «обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом». Как видно, различия невелики.

Закономерен вопрос о том, в каких правоотношениях приемные родители состоят с органом опеки и попечительства? Семейный кодекс РФ не дает на него прямого ответа, а в юридической литературе, к сожалению, этот вопрос практически не обсуждается.

Статья 152 СК РФ указывает, что «размер оплаты труда приемных родителей: устанавливается законами субъектов Российской Федерации». Эта же формулировка используется в постановлении Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 в п. 32 и в Приложении N 1, содержащем типовой договор о передаче ребенка в приемную семью.

Однако употребление в данных актах термина «труд» само по себе не означает, что правоотношения приемных родителей и органа опеки и попечительства регулируются законодательством о труде. Проанализировав предмет договора о передаче ребенка, отчетливо видно, что от исполняющей стороны в данном случае требуется всецело отдавать себя ребенку, воспитывать его, заботиться о его здоровье и развитии, «готовить его к самостоятельной жизни». Такой широкий спектр обязанностей в совокупности с условиями их исполнения не позволяет сказать, что на приемного родителя возложена определенная трудовая функция. Согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор есть соглашение, по которому «работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка». Приемный родитель, в свою очередь, свободен в выборе времени исполнения своих обязанностей, режимом и распорядком дня не связан.

Еще одно обстоятельство - личный характер исполнения со стороны приемного родителя, подтверждаемый в том числе положениями п. 2 ст. 152 СК РФ. Так, серьезная болезнь этого лица не позволяет ему привлечь кого-либо для исполнения обязанностей, но и не позволяет органу опеки и попечительства заменить приемного родителя другим "работником". Надо полагать, что при заключении договора орган опеки и попечительства никак не предполагает в случае болезни приемного родителя выплаты пособия по временной нетрудоспособности в соответствии со ст. 183 ТК РФ.

Эти и другие особенности деятельности приемных родителей позволяют утверждать, что отношения между ними и органом опеки и попечительства не являются трудовыми. Такого мнения придерживается и Минобразования РФ, правда, не аргументируя его (письмо Минобразования РФ от 29 октября 2001 г. N 1293/28-5 «Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями»). Невозможно определить данные правоотношения и как административно-правовые, так как в основании их возникновения лежит договор - акт встречного волеизъявления сторон, в силу которого у них возникают взаимные права и обязанности, причем одна из сторон (орган опеки и попечительства) возлагает на себя обязательства имущественного характера. Предмет этого соглашения - совершение определенных действий, которые должны повлечь за собой достижение нематериального результата (воспитание ребенка и достижение им необходимого для самостоятельной жизни уровня социализации).

По нашему мнению, анализируемое правоотношение имеет гражданско-правовую природу. Налицо обязательство, возникающее из договора возмездного оказания услуг, заключаемого на определенный срок (в частности, до достижения ребенком совершеннолетия). В силу данного договора исполнитель обязан осуществлять присмотр за ребенком, его воспитание и проч., причем эти обязанности должны исполняться в любое время суток. Функции исполнителя сходны с функциями няни, воспитателя или гувернантки с той только разницей, что они осуществляются круглосуточно. Следствием такого вывода является применение к обязательствам сторон норм гражданского права о договорах, например, о договоре возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ), однако лишь в субсидиарном порядке, после применения норм СК РФ и Положения о приемной семье, как это предписывают положения ст. 4 и 5 СК РФ.

Данному правоотношению присущ фидуциарный характер, а потому от приемного родителя требуется личное исполнение обязанностей по договору. Кроме того, данный договор может быть расторгнут в связи с такими обстоятельствами, как болезнь, изменение семейного или имущественного положения приемного родителя, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми, возвращение ребенка родителям или усыновление ребенка и т.д. (п. 2 ст. 152 СК РФ). Понятно, что приемным родителям в случае досрочного расторжения договора связанные с этим убытки не возмещаются. Вместе с тем следует признать их право на возмещение фактически понесенных ими расходов (ст. 782 ГК РФ).

Семейный кодекс РФ в п. 3 ст. 153 наделяет приемных родителей по отношению к принимаемому на воспитание ребенку правами и обязанностями опекунов (попечителей). Это своего рода прием законодательной техники, с помощью которого достигается экономия правового материла. В то же время тот факт, что приемной семье посвящена отдельная глава СК РФ, не позволяет с точки зрения действующего законодательства назвать приемных родителей опекунами или попечителями, у них есть свое собственное юридическое наименование, обозначающее их правовой статус, - «приемные родители».

Между тем различий в содержании правоотношений по опеке (попечительству) над несовершеннолетними лицами и правоотношений приемных родителей с переданными им детьми не обнаруживается (за исключением того, что приемным родителям безо всяких исключений причитается вознаграждение, что не может рассматриваться как принципиальное отличие с учетом содержания п. 1 ст. 36 ГК РФ). И та и другая формы устройства детей являются временными, права и обязанности исполняющей стороны сходны. Отличия носят скорее формальный характер и сводятся к разному наименованию этих форм устройства и разному способу оформления отношений с лицами, осуществляющими социальную заботу. Закрепляя эти формальные отличия, СК РФ выносит правовое регулирование приемной семьи за рамки регулирования опеки над детьми: гл. 20 Кодекса носит название «Опека и попечительство над детьми», а гл. 21 - «Приемная семья». Кстати, например, в Семейном кодексе Азербайджанской Республики тоже закреплена такая форма устройства, как приемная семья, однако посвященные ей нормы включены в главу «Опека и попечительство».

Таким образом, возможно включить понятие приемной семьи в институт опеки и попечительства путем внесения изменений в соответствующий раздел СК РФ. Нормы о приемной семье должны быть перенесены в гл. 20 Кодекса, и в них должно быть прямо закреплено, что приемная семья является разновидностью опеки (попечительства).

Глава 3. Проблемы современного сиротства

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.

Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние 20 лет в нашей стране, придали этим явлениям особый трагизм. Особенностями России стали: обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему в немалой степени способствует и «расцвет» масскультуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Проявлением общего духовного кризиса стал и кризис воспитания - серьёзнейшая проблема современной педагогической науки. В одном из выступлений в ТГПУ им. Л.Н. Толстого президент РАО академик Н.Д. Никандров с горечью констатировал: «С разрушением коммунистической системы воспитания было устранено воспитание как задача образования. Была разрушена привычная система ценностей, в том числе система патриотического воспитания, воспитания любви к своей стране, что признается необходимым и практически осуществляется во всем мире. Главная причина этого состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме, в том, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительного того, что мы строим, куда идем, по каким законам хотим жить».

Начало реформ 90-х гг. привело к фактической ликвидации централизованной экономики, а вместе с ней начала погибать и централизованная система социальной защиты, в том числе система поддержки семьи, материнства и детства.

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.

Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.

Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей, особенно обострившаяся в связи с кризисом 2008 года.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.

Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

За последние годы Президент и Правительство Российской Федерации неоднократно обращали внимание на проблему большого числа детей, оставшихся вне семейной заботы. Подавляющее число таких детей - социальные сироты. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации  <#"798941.files/image001.gif">

Приложение 2

Данные о социальном сиротстве воспитанников детских домов г. Петропавловска-Камчатского на 01.04.2008 г.

Похожие работы на - Правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!