документы территориального планирования должны быть качественно выполнены, обсуждены и согласованы. Но, чтобы выигрывать конкурсы, многие подрядчики существенно «падают» в сроках и ценах разработки документов территориального планирования. Условия, на которые они вынуждены соглашаться, не соответствуют масштабам реальных задач, поэтому сомнения в качестве выходящих документов более чем обоснованы.
Если у тех, кто своевременно разработал Генеральные планы и Схемы территориального планирования, не появится преимуществ для развития, эти документы будут восприниматься как формальное требование Градостроительного кодекса, а не как инструменты для улучшения жизни в регионах. А значит, продолжатся хаотичные поиски инвесторов, которые ещё никого не привели к благоденствию.
1. Рекомендуемый состав, порядок организации подготовки, согласования, утверждения проектов Схем
Проекты Схем направлены на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и предусматривают размещение планируемых к созданию объектов федерального значения.
В соответствии с пунктом 2 <#"center">градостроительный схема территориальный законодательство
2. Общий порядок организации разработки и утверждения проекта схемы территориального планирования Российской Федерации
Организация разработки проекта Схемы может осуществляться в следующем порядке:
- решение о подготовке проекта Схемы применительно ко всей территории Российской Федерации принимается руководством соответствующего федерального органа исполнительной власти - Заказчика проекта, к сфере деятельности которого отнесено создание объектов федерального значения в областях, предусмотренных статьей 10 <#"justify">.1 Техническое задание на разработку проекта схемы территориального планирования Российской Федерации
В техническом задании на разработку проекта Схемы рекомендуется:
четко сформулировать поставленные цели и задачи разработки проекта Схемы, требования к его составу и содержанию;
определить установленные государственным контрактом на разработку проекта Схемы сроки предоставления Заказчиком Исполнителю необходимых исходных данных для проектирования либо сроки сбора и подготовки исходных данных Исполнителем при содействии Заказчика (условия подготовки исходной информации и финансирование этих работ следует предусмотреть в государственном контракте);
установить этапы выполнения проекта Схемы и промежуточных согласований принимаемых проектных градостроительных решений с Заказчиком и обсуждения с профессиональным сообществом, научными и проектными организациями;
определить требования к качеству, составу и содержанию положения о территориальном планировании проекта Схемы и материалам по обоснованию проекта Схемы, а также требования к форматам и составу графических материалов, подлежащих передаче Заказчику в электронном виде и на бумажных носителях, количеству экземпляров проекта Схемы и материалов по обоснованию проекта Схемы в текстовой и графической форме, подлежащих передаче Заказчику;
Для подготовки проекта Схемы в соответствии с техническим заданием рекомендуется предусмотреть следующий состав исходных данных:
нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам регулирования градостроительной деятельности, землепользования, охраны природных ресурсов, памятников истории и культуры и иную информацию, необходимую для учета при разработке проекта Схемы;
картографические материалы, включая топографические карты различных требуемых масштабов, ортофотопланы, аэро- и космические снимки, в том числе цифровую картографическую основу, представленную с необходимой точностью и имеющую достаточное для подготовки проекта Схемы наполнение;
- стратегии (программы) развития отраслей экономики, приоритетные национальные проекты, межгосударственные программы, решения органов власти, предусматривающие создание объектов федерального значения, иные программы и решения, предусмотренные частью 5 статьи 9 <#"justify">3. Состав и содержание проекта схемы территориального планирования Российской Федерации
Проект Схемы состоит из положения о территориальном планировании, изложенного в текстовой форме в виде пояснительной записки, и карт, представленных в графическом виде, которые могут быть дополнены текстовым описанием. К проекту прилагаются материалы по обоснованию проекта Схемы, состоящие из материалов по обоснованию проекта Схемы, изложенные в текстовой форме в виде пояснительной записки, и карт, представленных в графическом виде, которые также при необходимости могут быть дополнены текстовым описанием.
В положениях о территориальном планировании проектов Схем следует указывать в табличной форме:
- виды объектов федерального значения, планируемых к размещению (в том числе к реконструкции) в соответствии с Перечнями видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в областях федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта), автомобильных дорог федерального значения, энергетики, высшего образования и здравоохранения, утвержденными распоряжением <#"justify">4. Рекомендации по хранению Схемы территориального планирования Российской Федерации
Экземпляр (оригинал) утвержденного проекта Схемы на бумажном и электронном носителях рекомендуется хранить в архиве Исполнителя в порядке, установленном специальными требованиями к оформлению и доступу к указанным материалам, установленным приказом Исполнителя.
В архиве Исполнителя проекта Схемы рекомендуется хранить также оригиналы информационных материалов, использованных при разработке проекта, один экземпляр копий всех утверждаемых и обосновывающих графических и текстовых материалов, а также дополнительных материалов, подготовленных к материалам по обоснованию проектов Схемы в электронном виде на электронном носителе (сканированные с оригинала на бумажном носителе копии в растровом формате с разрешением не менее 300 точек на кв. см с подписями исполнителей и руководителей и копии в векторном формате) не менее срока, на который утверждены Схемы.
Утвержденная Схема (подлинник) и материалы по ее обоснованию передаются заказчику для регистрации, размещения в федеральной государственной информационной системе территориального планирования и хранения.
Дубликаты утвержденной Схемы и материалов по ее обоснованию могут изготавливаться Исполнителем в необходимом количестве экземпляров по дополнительному заказу после утверждения проекта Схемы.
Материалы проекта Схемы, подготовленные с применением компьютерных технологий, могут передаваться заказчику в электронном виде на предусмотренном в техническом задании носителе (компакт-диск, магнитооптический диск и иные электронные носители).
Пользование материалами Схемы, находящимися на хранении у Заказчика, не связанное с их размножением (тиражированием), рекомендуется осуществлять на основании нормативных правовых актов, принимаемых Заказчиком в установленной сфере деятельности.
Тиражирование и представление иллюстративных материалов утвержденной Схемы заинтересованным организациям следует производить в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.
Заключение
Даже самый общий анализ положений градостроительного законодательства о территориальном планировании позволяет выявить ряд существенных проблем, требующих скорейшего развития.
Создание системы территориального планирования должно производиться комплексно на федеральном, региональном и местном уровнях. Поскольку документы территориального планирования каждого последующего уровня должны воспроизводить информацию, содержащуюся в документах территориального планирования предыдущего уровня, их подготовка должна вестись либо совместно, либо последовательно.
В основу территориального планирования положен принцип деления территории на функциональные зоны, с учетом которых формируются территориальные зоны, отображаемые в правилах землепользования и застройки.
С положительной стороны следует отметить закрепление в Кодексе прав населения на выражение своего мнения по вопросам территориального планирования. Однако без определения критериев учета такого мнения и механизмов преодоления возникших разногласий участие общественности в процессе территориального планирования останется простой формальностью.
Идея территориального планирования разумна и перспективна. Территориальное планирование составит основу устойчивого развития территории, позволит обеспечить стабильность, определенность и предсказуемость развития территории, защиту публичных и частных интересов в ходе создания новых и эксплуатации существующих объектов капитального строительства.
1Градостроительный кодекс Российской Федерации. М.:2004, 2014.
2Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», 2014.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2006 г. № 680 «О составе схем территориального планирования Российской Федерации», 2012.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2012 г. № 162-р «Об утверждении перечня видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в областях федерального транспорта».
Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 января 2012 г. N 19 "Об утверждении требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения".
Сушенцева Н.В., Псарёв В.И., Гончаров И.А. «Вопросы территориального планирования». Учебно-методическое пособие - Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2011.