История миграции русских евреев из СССР (России) в ФРГ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,78 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История миграции русских евреев из СССР (России) в ФРГ

Министерство образования и науки Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»

Институт Международных отношений и права

Кафедра Международных отношений





КУРСОВАЯ РАБОТА

по специальности высшего профессионального образования

.65 Международные отношения



студентка гр. БМО-32

(В.В. Лисицына)

Руководитель

(Г.М. Васильева)





Новосибирск 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. История эмиграции евреев с территории России

. История еврейско - немецких отношений

.1 Борьба с евреями под предлогом религиозных разногласий

.2 Противоречивая политика немецких властей по отношению к еврейскому населению

.3 История евреев между двумя мировыми войнами

.4 Хрустальная ночь

. Еврейско-русская эмиграция в ФРГ

.1 Закон о контингентных беженцах

.2 Обратная миграция

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

еврей миграция война беженец

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена истории миграции русских евреев из СССР (России) в ФРГ.

По мере развития человеческой цивилизации, увеличивалось и число причин, которые вызывали эмиграцию из России. Некогда случаи эмиграции из страны были единичными. Но со временем число людей, которые хотели покинуть страну увеличивалось. И в XX веке эта проблема стала общемировой.

Но перед тем, кто хотел покинуть Родину вставал вопрос о новом месте. Русским евреем со своим характером, менталитетом приходилось приспосабливаться к жизни в других странах, где они не были желанными гостами. Но оставаться в России по ряду различных обстоятельств они не могли. Германия стала той страной, которая предложила качественные условия жизни для русских евреев.

Актуальность данного исследования заключается в том, что проблема еврейско-русской эмиграция существует и сейчас. Так как на данный момент в Германии проживает около 80.000 русских евреев, приехавших из бывшего Советского Союза. С каждым годом это количество увеличивается. За прошлый год в Германию переселилось 18.000 русских евреев. А в столице Германии, Берлине численность русских евреев достигает до 13 000 жителей. Это самая большая диаспора евреев на территории ФРГ.

В настоящее время еврейская община Германии насчитывает 200 тысяч человек. Однако у переселенцев сложились довольно сложные отношения с малочисленными коренными евреями, т.к. у приезжих евреев преобладают в основном экономические интересы, а не идеологические или религиозные.

Изучение еврейско-русской эмиграции в ФРГ поможет понять, по каким причинам русские евреи покидали Россию и делают это и в наше время, почему при выборе нового места жительства отдают предпочтении Германии. Роль самого правительства ФРГ в привлечении русских евреев и обеспечении достойного уровня жизни для переселенцев. А так же увидеть, как проходит адаптация к жизни в новой стране, со своей историей и культурой. Так же стоит отметить, что миграции, или пространственное перемещение населения, являются одним из весьма сложных историко-демографических феноменов, определяющих собой многие черты современной общественной, а также политической и экономической жизни.

Степень изученности проблемы. Актуальность явления эмиграции определила обращение к ней исследователей. В последние годы в отечественной социологической, психологической и этносоциологической литературе обострилось внимание к изучению миграции населения, адаптационных проблем переселенцев в местах нового места жительства.

На данный момент существует множество научных работ по изучению волн мировой эмиграции, причин и следствий данных действий. В отечественной гуманитарной науке появилось совершенно новое направление - эмигрантоведение.

Объектом исследования в предлагаемой работе являются проблемы этнической идентичности и межэтнических отношений.

Предметом исследования является история эмиграции русских евреев из СССР и России в Германию.

Таким образом, целью данной курсовой работы является анализ причин, процесса формирования и развития русско-еврейской эмиграции в ФРГ, выявление ее внутренних характеристик, основ, факторов, обусловивших специфику ее развития.

Представленная цель определила следующие задачи исследования:

Во-первых, проследить историю развития исторических, культурных и иных аспектов жизни евреев на территории Германии;

Во-вторых, выявить предпосылки формирования еврейско-русских эмигрантских общин в ФРГ;

В-третьих, рассмотреть политику приема германских эмиграционных служб в отношении русских эмигрантов;

В-четвертых, охарактеризовать уклад жизни русских эмигрантов в ФРГ;

Хронологические рамки курсовой работы охватывают период ХХ-начало ХХI вв.

Среди основополагающих методов, которые были использованы при написании работы, можно отметить общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, а также метод анализа документов, компаративный метод для изучения деятельности различных организаций, создаваемых в ФРГ для оказания поддержки еврейскому населению.

Источниковая база исследования. В качестве источников исследования я использовала сведения о Федеральном закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» , положение Женевской конвенции о статусе беженцев, так же опиралась на законы приема иммигрантов , закон о контингентных беженцах так же документы германского законодательства о приеме беженцев из пост-советского пространства, научные работы и статьи об эмиграции из России в целом, а так же об еврейской эмиграции в ФРГ.

1. ИСТОРИЯ ЭМИГРАЦИИ ЕВРЕЕВ С ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

Говоря о переселении евреев из России в Германию стоит вспомнить, как же они появились на самой территории России. Еврейская диаспора в России появилась после многочисленных разделов Польши в период с 1772 по 1815 год.

Постепенно их еврейская сущность с высокой энергией, необходимой для выживания в иной среде, обогатилась русскими культурными ценностями, и они превратились в особое русское еврейство.

Тема еврейско-русской эмиграции совсем не новая, евреи стали иммигрировать из России еще около двухсот лет назад. За всю историю еврейско-русской иммиграции около 4 250 000 человек покинули страну. И в современном мире эта тема весьма актуальна.

Историю иммиграции можно поделить на несколько этапов.

Первым этапом следует отметить время колонизации. В данный период выехать из страны было довольно сложно. Во время правления Ивана III выезд был возможен только с позволения самого князя. При следующих правителях ситуация осложнилась еще больше. Мало того, что выезд был категорически запрещен, людей, которые настаивали на выезде попросту наказывали или ссылали в Сибирь.

С приходом к власти Бориса Годунова границы приоткрылись и на обучение за границу были отправлены 18 человек. Позже было «Великое посольство» тоже в целях обучения. Конечно, сложно назвать их иммигрантами, так как во-первых, они уезжали из страны не по своей воле, а во-вторых, даже если бы они попытались остаться за границей, то сразу же становились изменниками.

И хотя были, которые пытались бежать за границу против воли императора, тем не менее, никаких мер борьбы за принятие законов об иммиграции не замечалось.

Давайте попробуем разобраться, что же способствует смене места жительства. Конечно, в первую очередь выезд огромного количества людей можно связать с некоторыми проблемами в стране. К ним можно причислить трудности, которые испытывали как и евреи, так и все остальные народы, населявшие территорию современной России.

Выезд за рубеж подданных России часто был связан со значительными юридическими и административными трудностями, в частности ввиду отсутствия упорядоченного законодательства об эмиграции, как в царскую эпоху, так и в советское время. Вместе с тем, в силу целого ряда демографических, экономических и политических причин эмиграция из России стала важным фактором в ее истории.

Ни русские, ни советские историки не могут предоставить объективный анализ причин эмиграции вообще и еврейской в частности.

Даже нынешние российские историки из-за неоднозначности ответа на вопрос, относить ли евреев к числу русских эмигрантов, зачастую вовсе не учитывают эмигрантов-евреев, или относят их к русским.

Весь период эмиграции из России можно поделить на три этапа, а именно три эмиграционных периода.

Рамки первого периода можно определить с 1860-х годов по 1880 год. Во время правления Александра II причинами для миграции из страны стали: голод, безработица, военная служба, религиозная нетерпимость, угрозы погромов, депортации, запрещение жить в сельской местности, а так же невозможность дать детям хорошее образование.

С 1881 по 1914 год наблюдалась массовая эмиграция евреев из России, этот период второй в истории еврейско-русской эмиграции. После убийства Александра II наступил год погромов, он стал поворотным. Еврейская эмиграция из маргинального явления превращается в фактор, значение которого выходит далеко за пределы России и в огромной степени влияет на историю всего еврейского народа.

Даже административные и юридические трудности, связанные с тем, что в Российской империи отсутствовало законодательство об эмиграции, не было причиной оставаться в стране. И количество покидающих страну евреев росло с каждым годом. Достигло своего апогея во время изгнания евреев из города. Например, из Москвы в 1891 г., после Кишиневского и Гомельского погромов в 1903 г., и в особенности после погромов 1905-06 гг., связанных с Первой русской революцией.

В итоге за второй период с 1881 по 1914 год из страны выехало примерно 2 млн. евреев, из них около 80% направились в США, а остальные в Канаду, Аргентину, Палестину (более 40.000), Южную Африку, Англию, Францию, Германию и другие страны.

Третий период начался сразу же после Октябрьской революции 1917 года. Военные и гражданские лица, бежавшие от победившей в ходе революции и Гражданской волны советской власти, а также от голода. В 1918-1939 гг. из РСФСР, с 1922 г. - Советского Союза выехало примерно 300.000 евреев, в основном в 1918-22 гг. Эмиграция в Палестину продолжалась легально до 1936 г. За это время туда переехало около 30.000 русских евреев.

Революция 1917 г., последовавшие за ней гражданская война и реконструкция системы российского общества не только стимулировали процесс русской эмиграции, но и наложили на него свой неизгладимый отпечаток, придав ему политизированный характер. Так, впервые в истории появилось понятие «белая эмиграция», имевшее четко выраженную идеологическую направленность. При этом игнорировался тот факт, что из 4,5 млн. русских, вольно или невольно оказавшихся за рубежом, лишь около 150 тыс. включились в так называемую антисоветскую деятельность. Но клеймо, поставленное в то время на эмигрантах - «враги народа», еще долгие годы оставалось для всех них общим.

Четвертый период еврейско-русской эмиграции пришёлся на первые послевоенные десятилетиях 1944-1967. Вначале этот период касался в основном евреев, имевших, румынское, польское и чехословацкое гражданство. Уехавших нелегально было около 20-25 тыс., в их числе - сотни военнослужащих из советской оккупационной зоны Германии, около тысячи хасидов Хабада и несколько тысяч - с помощью организации «Бриха» («Бегство»), действовавшей в Советском Союзе в 1944-46 гг. Наступившая после смерти Сталина (1953) хрущевская «оттепель» сказалась и на эмиграции - 6.916 советских евреев прибыли в Израиль в 1954-67 гг. А в 1956-59 гг. около 25.000 евреев выехало в Польшу.

Рамки пятого периода приходятся на 1968-1988 гг.

Выезд в Израиль, прекращенный советскими властями после Шестидневной войны (1967), был возобновлен в основном с пропагандистскими и шпионскими целями, но эмиграция вышла из-под контроля. Из 294.000 евреев, расставшихся в то время с Советским Союзом, больше половины (168 тыс.) прибыли в Израиль, тогда как остальные (126 тыс.) предпочли Запад, в основном Северную Америку.

До 1980-х годов евреи составляли большинство, причем, чаще решительное большинство эмигрантов из СССР. На первом этапе, давшем всего 9% "третьей эмиграции", еврейская эмиграция хотя и лидировала, но не доминировала (всего лишь 2-хкратный перевес над армянской и совсем незначительный - над немецкой эмиграцией).

Повышенной эмиграционной активностью в эти годы отличались евреи из Грузии, Прибалтики, Западной Украины и Северной Буковины.

С конца 1970-х годов сугубо еврейская эмиграция раскололась надвое и почти поровну, даже с некоторым перевесом в пользу США, особенно если учесть тех, кто переехал туда из Израиля. Первенство США продержалось с 1978 по 1989 годы, то есть в те годы, когда сам по себе поток еврейских эмигрантов был мал или ничтожен.

Шестой период связан с распадом Советского Союза. Так же размеры и направление еврейской эмиграции из СССР изменились в результате решения госдепартамента США о прекращении выдачи виз советским евреям в Италии и Вене, которые года служили для эмигрантов транзитными базами, и о получении виз в московском американском посольстве.

Эти события привели к гигантскому всплеску эмиграции евреев из Советского Союза с пиком в 1990-91 гг. Всего за 1989-2007 гг. из Советского Союза и стран СНГ выехало 1.670.000 евреев и членов их семей, из них в Израиль прибыло 1.060.000 человек, а на Запад - 610.000, в том числе в США более 350 тыс., остальные - в Германию, Канаду, Австралию, Францию и другие страны. Начиная с 1990 г. на Израиль пришлось около 85% еврейской эмиграции, он прочно занял лидирующую позицию.

Впрочем, это лидерство прекратилось спустя всего 12 лет. Впервые в истории Еврейской эмиграции с территории России - первое место среди стран, принимавших евреев заняла Германия.

. ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКО-НЕМЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ

В этой главе я хочу выяснить основы развития еврейско-немецких отношений на протяжении нескольких веков, исторические события, которые привели к тем или иным последствиям.

Об истории евреев на немецкой земле можно говорить, начиная с периодов Каролингов. До этого времени евреи считались чужеземцами, которые в свою очередь могли приобретать земли и носить оружие, но при этом оставались без покровительства императора.

Индивидуально евреи (как и духовенство, торговцы или женщины) могли быть наделены отдельной привилегией, представлявшей собой общепринятую правовую форму отклонения от всеобщего права или - как в случае с чужеземцами - таковое вообще определявшей. Как таковым это право было индивидуальным правом и обосновывало отдельные отклонения от правовых норм: специального права для евреев еще не существовало.

И только в IX веке ввели общее право для евреев. В итоге правления Карла Великого и Людовика Благочестивого евреям были гарантированы защита жизни, собственности, достоинства и разрешение исполнения религиозных обрядов. Так же предоставлялась свобода торговли и возможность использования наемной силы, например рабов и наемников. Допускалось собственное гражданское право.

То, что поначалу представлялось исторически обоснованной юридической мерой, оказалось при ближайшем осмотре условиями для еврейской жизни в Германии на последующие столетия.

Указанным актом определились на будущее обе стороны противоречивого правового положения евреев: как следует из наличия их особого права, евреи являются компонентом общей правовой системы и в то же время от нее отстранены. Здесь берет начало "конструкционная ошибка", о которой говорили Й. Х. Шопс и другие, имея ввиду немецко-еврейские отношения: После того как они стали юридическими лицами, евреи в Германии никогда более не рассматривались без противопоставления немцам.

Однако, устранения этого противоречия не произошло, а все попытки изменить немецко-еврейские отношения были в каждом случае попытки ослабить напряженность отношений за счет еврейской стороны.

На протяжении X и XI веков правительство Германии развивало и укрепляло роль господствующей державы в Европе. Экономическому развитию способствовали в большой мере евреи, в результате чего они превратились в представителей экономически влиятельной группы. В их руках находилась большая часть международной торговли, которую они развили на основе многосторонних связей с евреями в других странах, широко распространенного многоязычия и длительных торговых традиций.

.1 БОРЬБА С ЕВРЕЯМИ ПОД ПРЕДЛОГОМ РЕЛИГИОЗНЫХ РАЗНОГЛАСИЙ

Накопление богатства в клерикальном и феодальном владении и в это время начинающийся рост населения вызвали стремительный рост неимущих и социально слабых и привели к драматическому возрастанию социальной напряженности. Одновременно обострилась борьба за политическое господство между мировыми силами - Генрихом IV, немецким императором, Филипом I, французским королем, императором Византии, Алексисом - с одной стороны и Папой Урбаном II, который под религиозным предлогом отстаивал государственные интересы Ватикана, с другой стороны. Политические интересы обоих сторон были направлены власть над тогдашним миром, причем сначала и минимум на ближайшие полтора столетия смог обеспечить себе стратегическое преимущество Ватикан. В соединении религиозных мотивов, социальных волнений и самих за себя говорящих предсказаний победного ведения войны ему удалось создать мировоззренческие основы для планов завоевания Ближнего Востока, которые вошли в историю как "крестовые походы".

Если Папа Урбан на соборе в Клермонте в 1095 году заканчивал свое воинственное выступление еще словами "Господь на небесах заклинает вас: изгоните это подлое отродье со Святой Земли, дабы только христиане там жили!" (подразумевались, впрочем, мусульмане), то стратегические цели крестовых походов уже на первой сотне километров пути в Иерусалим в связи с отсутствием возможности достаточного снабжения войска из около 20.000 крестоносцев преобразились в тактические цели, подходящие для преодоления непосредственно следующего этапа. Так, в мае 1096 года орда крестоносцев вторглась в город Шпаер, убила 11 евреев и разграбила синагогу. Грабительские налеты на евреев вскоре вышли из под контроля и двинулись вниз по Рейну - в противоположенную сторону от первоначальной цели Иерусалима.

От них пострадали Ворм, Майнц, Кельн, Нейсс и Ксантен и все лежащие на пути маленькие общины; при этом смерть настигла несколько тысяч евреев. Это показывает, насколько идейно четким было построение крестовых походов: оно позволяло с небольшими изменениями сохранить единую поставленную цель.

Направленность социальной зависти, снижение социальной напряженности, создание дополнительных условий и необходимых нравственных установок для грабежа и убийств были легитимированы одним единственным образом: евреем.

"Бессмысленно вести борьбу с врагами нашего христианского верования в чужих землях, если эти евреи, которые хуже чем мусульмане, в наших городах безнаказанно могут оскорблять господа нашего Иисуса" - провозглашал Пьер де Клуни, аббат из Клуни, указав на новый образ врага. Позднее "наш господь Иисус" был заменен на "немецкий дух", но образ врага и его использование останется неизменённым.

Крестовыми походами был создан образ, который со всевозможными приписываемыми ему деяниями, определил восприятие евреев в Германии на долгое время. Возникающие в последующие столетия вариации (ритуальные убийства, осквернение облаток, жадность, инстинктивность, большевизм и т. д.) служили лишь необходимости актуализировать образ врага и его правдоподобности, в соответствии с условиями времени. Предписание о ношении одежды, также как и позднее физиономические указания и еврейская звезда, должны были сделать евреев узнаваемыми в любой момент.

В 1103 году - т. е. в начале крестовых походов - Генрих IV объявил мир в империи, в котором наряду с другими законами указывалось, что евреи с этого момента находятся под личным покровительством императора. Это означало, прежде всего, что им более не дозволялось ношение оружия, но зато требовало уплаты огромных податей за обещание защиты. Запрет на ношение оружия действовал в течении 700 лет до освободительных воин и в большой мере способствовал тому, что приписываемыми евреям личные качества, как трусость, коварство, национальная ненадежность, увиливание и. т. д. смогли быть расширены. В какой степени продолжительно действующими являются эти приписываемые черты даже через 100 лет после отмены запрета на ношение оружия, показывает то, что во время и после Первой Мировой Войны обеим сторонам - как немцам так и евреям - каждой из своих различно обоснованных интересов важным казалось указать на подобающее участие евреев в войне и понесенные жертвы.

Но ни привилегии, ни особое правовое положение, ни имперский мир, указы в более поздние эпохи не смогли дать евреям продолжительной защиты от дискриминации, нападений, грабежей, изгнаний и погромов. Их существование в Германии до эпохи просвещения оставалось положением проигравшей стороны в противоречивых отношениях немцы-евреи, "конструкционной ошибки".

.2 ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ПОЛИТИКА НЕМЕЦКИХ ВЛАСТЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЕВРЕЙСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

На протяжении XII , XIII веков как социальное так и экономическое положение евреев все больше ухудшалось. Немецкое купечество пыталось вытеснить евреев из торговли, городские цехи не допускали евреев к производству ремесленных изделий.

Защита предоставлялась евреем в качестве покровительства императорской власти, но и за эту защиты они вынуждены были платить.

Начиная с XIII века короли стали считать евреев как собственность, в некоторых случаях им даже запрещалось покидать территорию, на которой они жили.

В целях привлечения денег на покровительство претендовали и светские и духовные феодалы.

В конце XIII происходило массовое уничтожение евреев Франконии и Баварии. Было уничтожено около 140 общин, в том числе таких крупных как общины Вюрцбурга и Нюрнберга.

-е годы XIV века ознаменованы убийствами евреев от рук «Армледеров», которые называли себя «Юденшлегерами» (убийцами евреев). После этого последовало массовое истребление евреев во время «Черной смерти». В это время было уничтожено 300 еврейских общин. XIV век стал веком мученичества для еврейского населения Германии. Их изгоняли и истребляли.

Но вскоре возникла необходимость экономического развития, что заставило власти вновь пригласить евреев на их бывшее место проживание назад. В XV веке не наблюдалось таких массовых убийств и погромов, но все равно продолжалась травля со стороны церкви. Нередко из-за экономической конкуренции евреи подвергались гонениям со стороны населения. В годы погромов были уничтожены многие памятники еврейской письменности.

В эпоху абсолютизма заинтересованные германские правители приглашали на своих владения богатых евреев, в целях экономической выгоды для своих земель. Но при этом появилась система надзора, которая регулировала все стороны жизни еврейских общин.

В XIX веке наблюдалось быстрое продвижение евреев в социальной и экономической областях, а также борьба за эмансипацию. К концу столетия большая часть еврейского населения Германия жила в городах и принадлежала к зажиточным слоям населения страны.

В 1869 году был принят закон о равноправии граждан без различия происхождения и религии, но на деле получалось так, что дискриминация все-таки оставалась. В конце 70-х гг в Германии начали появляться первые партии антисемитов, целью которых было достижение общественной и юридической изоляции евреев. Началось распространение антисемитской идеологии, издавались антиеврейские памфлеты и книги, рассматривавшие евреев с расистской точки зрения. В 1871 г. еврейское население Германии насчитывало 512 158 человек (1,25% всего населения), в 1890 г. - 567 884 (1,15%), в 1910 г. - 615 021 (0,95%).

.3 ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

Это время можно разделить на два периода: первый датируется с 1918 по 1932 , наблюдалось развитие культурных и хозяйственных сил евреев, проживающих на территории Германии. На основе Веймарской конституции была отменена всяческая дискриминация, она приравнивала евреев в правах с остальной частью населения Германии. Усиливался процесс ассимиляции, рост процент смешанных браков, так же появились случаи перехода в христианство. Некоторые евреи Германии даже стали лидерами социальной и демократической партий (Г. Хаазе, Э. Бернштейн). Так же они занимали видные посты в правительстве Веймарской республики и правительствах других германских земель: Г.Лендауэр, О. Лансберг, Э. Левине, Г. Прейс, В. Ратенау, Э. Толлер, К. Эйснер и многие другие.

В условиях поражения Германии в первой мировой войне, разрухи и безработицы начался рост националистических настроений, а также антисемитизма. 30 января 1933 года к власти пришла национал-социалистическая партия во главе с А. Гитлером. Это означало установление нацистской диктатуры, вследствие чего, была ликвидирована Веймарская демократическая республика. В марте был принят закон «О защите правительства национального возрождения от действий подрывных сил» и закона «О защите народа и государства». Эти законы дали А. Гитлеру основу для установления диктатуры и для проведения антиеврейской политики.

Изначально наблюдалось вытеснение евреев из всех сфер государственной, общественной, научной и культурной жизни, вместе с полным изъятием материальных средств и принудительной эмиграцией. Но с началом войны немецкое правительство взяло курс на тотальное истребление самих евреев.

Большим гонением подвергались евреи, являвшиеся выходцами из Восточной Европы. 14 июля был введен закон о лишении германского гражданства определенной категории граждан. Евреев изгоняли из различных сфер деятельности, медицины, государственной деятельности, так же в школах и университетах ввели обязательное процентное соотношение евреев ко всем учащимся. Исключение было сделано, лишь для детей ветеранов Первой мировой войны и для тех, кто родился в «смешанном браке». Но стоит отметить, что эти самые «смешанные браки» нацисты считали недопустимым явлением и 5 сентября 1933 были отменены всяческие социальные пособия для молодоженов, если один из них являлся не арийцем.

Евреи не могли относиться к подобным нововведениям спокойно , вследствие чего весной и летом 1935 по всей стране прошли массовые акции протеста еврейских торговых и промышленных заведений.

Этапом в развитии антиеврейского законодательства стали принятые на съезде национал-социалистической партии в Нюрнберге и утвержденные в сентябре на специально созванной сессии рейхстага в 1935 г. Нюрнбергские законы, согласно которым гражданином Германии мог быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и рейху». Так как в нюрнбергских законах не определялось понятие «еврей», то 14 ноября 1935 г. была принята поправка к закону о гражданстве, где было четко определено, кто считается евреем, и установлены категории лиц с еврейской кровью: «Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровные евреи... Евреем считается также человек, родившийся в смешанном браке, поданный государства, происходящий от двух чистокровных евреев-родителей его родителей, если он а) в момент издания закона принадлежал к иудейской общине или был принят в нее позднее; б) в момент издания закона состоял в браке с евреем или вступил в такой брак позднее; г) является внебрачным ребенком, один из родителей которого был евреем».

Германское правительство осложняло жизнь евреям и сфере экономики. А именно прекращали поставки оборудования и сырья на заводы, владельцами которых были евреи.

С 5 октября 1938 г. на заграничных паспортах для евреев появился отличительный знак «J», что затрудняло их эмиграцию из Германии. 27 июля 1938 г. правительство Германии приняло постановление о переименовании улиц и площадей, названных именами евреев. 7 августа 1938 г. был опубликован указ, согласно которому с 1 января 1939 г. евреям запрещается давать детям «исконно немецкие имена», а к любому имени еврейского ребенка полагалось добавлять «Израиль» для мальчиков и «Сарра» для девочек.

.4 «ХРУСТАЛЬНАЯ НОЧЬ»

Хрустальная ночь - это первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Третьего рейха.

Произошла она в ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. При поддержке нацистских властей в десятках городов Германии и Австрии за одну ночь в основном гитлеровской молодежью был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тыс. арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау. В эту же ночь были сожжены или разгромлены 267 синагог, 7,5 тыс. торговых и коммерческих предприятий, сотни жилых домов евреев.

Нацистские власти тогда еще демонстрировали формальное уважение к мировому общественному мнению, поэтому пропаганда предприняла энергичные меры, чтобы преуменьшить значение происшедшего. Наименование акта вандализма - «Хрустальная ночь» - издевательски сводило последствия погромов только к разбитым витринам и окнам еврейских магазинов, культовых зданий и жилищ. Помимо этого нацистская пропаганда изо всех сил стремилась представить бесчинства толпы как «взрыв стихийного народного возмущения» в ответ на известие о смерти 9 ноября пополудни Э. фон Рата, чиновника германского посольства в Париже, в которого двумя днями раньше выстрелил 17-летний еврей Г. Гриншпан.

Однако события «Хрустальной ночи» были результатом прямых указаний имперского министерства полиции, СС и СД, гестапо и других учреждений местным властям содействовать погромщикам и обеспечивать их безопасность. Уже спустя два дня, 12 ноября 1938 г., Г. Геринг на совещании с главами нацистских карательных органов, министерства пропаганды, германской промышленности и банков разъяснил, что конечной целью «Хрустальной ночи» должно стать завершение «ариизации» экономической жизни германской нации, то есть полный запрет на владение евреями какой-либо собственностью и окончательное избавление Третьего рейха от физического присутствия евреев (пока еще посредством принуждения к эмиграции), так же на всех немецких евреев был наложен штраф в 1 млн. марок в качестве «компенсации ущерба, нанесенного Германии» в результате еврейского погрома. На совещании было принято постановление о полном исключении евреев из экономической жизни рейха: «Начиная с 1 января 1939 г. евреям запрещается иметь магазины и лавки в системе розничной торговли, фирмы в системе посылочной или заказной торговли, а также владеть собственными ремесленными предприятиями... еврей не может быть руководителем предприятия. Если еврей занимает какую-либо руководящую должность на каком-либо предприятии или фирме, то он должен быть уволен с должности в течение шести недель. Еврей не может быть членом кооператива».

Хрустальная ночь стала поворотным моментом в судьбе евреев, проживавших на территории Германии и Австрии. После нее резко увеличился поток евреев, желавших уехать с территории этих стран.

После все германской переписи населения в 1933 году выяснилось, что на территории Германии проживает 503 900 евреев. Нацистская политика вытеснения евреев из всех сфер хозяйственной и культурной жизни, жесточайшие преследования способствовали эмиграции евреев.

Трагизм положения евреев в Германии, а после оккупации нацистами и евреев ряда европейских стран, заключался в том, что в 1930-е гг. в большинстве стран мира, в том числе и в США, существовали жесткие ограничения на иммиграцию. Британские власти под нажимом арабских националистов всячески ограничивали ежегодное число разрешений на въезд евреев в Эрец-Исраэль и требовали от желавших репатриироваться обладания определенной денежной суммой. Эвианская конференция, проходившая 5-16 июля 1938 г., продемонстрировала, что ни одна страна в мире не заинтересована увеличить эмиграционные квоты. Решения конференции показали нацистским властям, что ее участников не интересует трагическое положение евреев Германии.

Официальный орган нацистов озаглавил передовую статью о конференции так: «Их никто не хочет!» У руководителей Третьего рейха были некоторые надежды на то, что советское правительство, представители которого не участвовали в работе Эвианской конференции, будет согласно принять часть евреев Германии и оккупированных стран Европы. В начале 1940 г. по этому поводу с запросом к советскому правительству обратилась Центральная имперская служба по делам еврейской эмиграции под руководством Р. Гейдриха, но получила решительный отказ. Начальник переселенческого управления Е. Чекменев в записке наркому иностранных дел В. Молотову от 9 февраля 1940 г. сообщал: «Переселенческое управление при СНК СССР получило два письма от берлинского и венского бюро по вопросу организации переселения еврейского населения Германии в СССР, конкретно в Биробиджан и Западную Украину. По соглашению правительства СССР и Германии об эвакуации населения на территорию СССР эвакуируются лишь украинцы, белорусы, русские и русины. В связи с этим предложения указанных переселенческих бюро не могут быть приняты».

Нацистские власти с пристальным вниманием следили за еврейскими организациями. Уже в июле 1933 г. было создано специальное еврейское подразделение гестапо.

После принятия нюрнбергских законов нацисты стали всячески ограничивать деятельность еврейских организаций Германии. К 1939 г. были распущены все еврейские организации, и вместо них было создано Имперское объединение евреев Германии, находившееся под полным контролем рейхсфюрера СС Г. Гимлера. К. Зингер, в прошлом один из руководителей Берлинской оперы, создал в 1933 г. Культурный союз немецких евреев, который объединил свыше 8 тысяч деятелей культуры, лишенных возможности заниматься профессиональной деятельностью. Только в первый год своего существования Союз организовал 69 оперных представлений и 117 концертов, прошедших в переполненных залах. Союз оказался под жестким контролем нацистских властей. Так, уже в 1933 г. евреям было запрещено ставить произведения германских средневековых авторов и представителей романтизма. В 1934 г. было запрещено инсценировать произведения Ф. Шиллера, в 1936 г. - И. В. Гете. В списке запрещенных для евреев композиторов были В. Р. Вагнер, Р. Штраус, В. А. Моцарт, Л. Бетховен.

В период Второй мировой войны (главным образом в 1941-42 гг.) Германия стала центром пересылки депортированных евреев из оккупированных стран Западной Европы в лагеря смерти Восточной Европы. Тысячи немецких евреев были заключены в концентрационные лагеря еще до начала войны и погибли в самой Германии вместе с интернированными евреями других стран. В марте 1941 г. Гитлер отдал приказ о переходе к «окончательному решению» еврейского вопроса путем физического уничтожения евреев. В сентябре 1941 г. евреи получили приказ носить на одежде желтый знак. В октябре 1941 г., когда под наблюдением А. Эйхмана началась массовая депортация евреев в гетто Восточной Европы, лагеря принудительного труда и лагеря смерти, в Германии оставалось всего лишь 164 тыс. евреев. Имущество депортированных или совершивших самоубийство евреев конфисковалось правительством как имущество «врагов народа и страны». К середине 1943 г. Германия была объявлена «очищенной от евреев». К 1 сентября 1944 г. в Германии оставалось все еще 14574 еврея, не заключенных в лагеря, большей частью (97,8%) супруги не евреев или полу евреи, по определению Нюрнбергских законов. Число немецких евреев, убитых нацистами в Германии или погибших вследствие гонений, оценивается в 160-180 тыс.

После того как нацистский режим в Германии был повержен, многие считали, что евреи точно не вернуться в эту страну, что означало окончание истории немецкого еврейства. Но по окончанию войны В Германию вернулись двести тысяч евреев. Они не планировали оставаться в стране, по их инициативе появилась организация Шеерит ха-плета (уцелевший остаток), для того, чтобы в дальнейшем вернуться в Израиль. В те годы еврейское население Германии утверждало о том, что скоро они уедут из страны. И с 1950х гг. началась массовая эмиграция евреев из Германии в Америку и Израиль.

В 1952 г. Первый Канцлер Западной Германии К.Аденауэер высказал свое мнение по поводу проблемы немецко-еврейских отношений. В качестве реабилитации в глазах общественности за геноцид евреев он выдвинул идею об установлении дружественных отношений между коренным населением Германии и еврейской общиной, проживающей на территории страны. В обществе так же звучало мнение о «наведении мостов».

Евреям были возмещены убытки, восстановлены права на имущество одновременно для частников и общинных учреждений, так же им были выплачены деньги на покрытие расходов.

К 1950-му году в еврейских общинах было зарегистрировано 22 431 человек. В конце 1964 г. эта цифра выросла до 25 064, к январю 1980 г. - до 27 768.

Большинство евреев проживали в наиболее крупных городах, таких как Мюнхен, Берлин, Франкфурт, Гамбург и Кёльн. Большинство выходцев из Советского Союза и Израиля проживали в общине Западного Берлина и Оффенбаха.

Что касается социального положения, то многие представители еврейского населения германии принадлежали к среднему классу, но в то время значительное число евреев жило на пособия и пенсии. Наблюдался рост занимающихся в сфере бизнеса и производства.

К трудностям, которые испытывали евреи в эти годы можно причислить проблемы с получением еврейского образования. В целях решения данного вопроса в Мюнхене и Франкфурте были основаны еврейские начальные школы, а в общинах организованы вечерние школы для взрослых, которые посещали не только евреи.

В ходе улучшения германско-израильских отношений увеличился поток туристов в Израиль, а так же немцев, которые хотели там работать.

В 1966-74 гг. члены правительства обеих стран обменялись визитами, кроме того, произошел обмен визитов парламентских делегаций. На территории Германии был совершен ряд террористических актов, в том числе нападение на самолет компании Эл - Ал в мюнхенском аэропорту в феврале 1970 г. и убийство 11 израильских спортсменов в мюнхенском олимпийском поселке 5 сентября 1972 г.

Во время Войны Судного дня правительство ФРГ не заняло позиции полного нейтралитета и содействовало принятию проарабской резолюции в Европейском Совете, а также не разрешило пересылать в Израиль военное снаряжение с американских баз в Германии. К началу 1980-х гг. ФРГ стала склоняться к проарабскому крылу Европейского Совета. На конференции Общего рынка в июне 1980 г. она занимала общие с Францией позиции по отношению к арабо-израильскому конфликту.

Подписание соглашения о репарациях помогло в развитии торговых отношений между двумя странами. В 1973 г. Германия на втором месте во внешней торговле Израиля. В 1979 г. израильский импорт из Германии достиг 768,1 млн. долларов, а экспорт в Германию - 418,7 млн. долларов. Начиная с 1961 г., Германия предоставляет Израилю долгосрочные займы на выгодных условиях.

В начале 1980-х в Восточной Германии проживало 900 представителей еврейской общины. А в 90-х Германия заняла первое место по притоку еврейских эмигрантов с территории нынешней России.

. ЕВРЕЙСКО-РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В ФРГ

.1 ЗАКОН О КОНТИНГЕНТЫХ БЕЖЕНЦАХ

июля 1990 года Совет министров ГДР пригласил советских евреев приехать на постоянное жительство. Позже канцлер Германии Гельмут Коль провел переговоры с главой германской еврейской общины, в результате которых 9 января 1991 года было решено о продолжении политики неограниченного приема евреев из СССР.

Однако с 1 января 2005 года вступил в силу новый федеральный Закон об иммиграции, соответствовать которому могут далеко не все.

Ужесточение приема в страну можно наглядно увидеть, посмотрев на новые правила приема документов. Во-первых, иммигрант должен доказать то, что он еврей. А именно предоставить документы, выданные в СССР до 1990 года. Такие советские документы как паспорт, свидетельство о рождении или хотя бы военный билет. Также важно упомянуть то, что право на иммиграцию в ФРГ получают и те, у кого хотя бы один из родителей еврей. А документы, полученные уже после распада СССР не принимаются.

После того, как иммигрант наладил свое экономическое, социальное положение в Германии, он должен отказаться от пособий и всяческой социальной помощи. Для этого ему необходимо иметь приличное образование, достаточный опыт работы и говорить на одном или нескольких иностранных языках. Так же он должен иметь базовые знания немецкого. Необходимо сдать экзамен на знание языка и получить сертификат.

Новые правила так же затронули вопрос о религии, евреи должны исповедовать только иудаизм.

Политически значимые граждане бывшего СССР также не могут быть приняты в Германию в рамках программы приема евреев из бывшего СССР. Германия не примет лиц, в прошлом занимавшихся какой-либо государственной деятельностью.

Глава семьи, отвечающий соответствующим требованиям, может привести с собой семью - супруга или супругу и несовершеннолетних детей. Единственное новое условие - с момента заключения официального брака до подачи заявления на эмиграцию в ФРГ должно пройти не менее трех лет.

В отличие от Израиля Германия является одной из самых социально защищенных стран, поэтому количество еврейских эмигрантов из бывшего СССР, прибывших в ФРГ за последние почти два десятилетия, намного превысило число эмигрантов, выехавших в Израиль.

.2 ОБРАТНАЯ МИГРАЦИЯ

В последнее время наблюдается выезд русских евреев обратно в России. Это связано с тем, что в России больше возможностей для бизнеса.

Так с сентября в страну вернулось примерно 2200 человек. Правда половина в качестве места жительства выбрала, недалёкую от Германии, Калининградскую область.

Уезжают в основном те, кто так и не смог достаточно хорошо освоить немецкий язык, подтвердить диплом и найти квалифицированную работу, или же те, кто просто не смог адаптироваться в Германии в культурном и эмоциональном плане.

В 1990 г. еврейское население Германии, зарегистрированное в еврейских общинах, составляло 29 089 человек, из которых 28 081 - евреи - давние жители страны, а 1008 - эмигранты из Советского Союза. Сокращение числа местного еврейского населения связано со стремительными темпами ассимиляции, с низким уровнем рождаемости у еврейских женщин. Около 50% мужчин-евреев женаты на не еврейках. У женщин показатель смешанных браков значительно ниже. Подавляющее большинство детей от смешанных браков не считают себя евреями. Несмотря на эти процессы, благодаря приезду в Германию многих десятков тысяч евреев из СНГ и стран Балтии, еврейская община страны является быстрорастущей еврейской общиной мира и третьей по численности общиной Западной Европы.

В 2003 г. в еврейских общинах Германии было зарегистрировано 102 472 человека, из которых евреи-неиммигранты составляли 12 650 человек. В 1990-2003 гг. из Советского Союза и государств, образовавшихся после его распада, в Германию приехали 89 819 евреев, зарегистрированных в общинах. В 2003 г. из СНГ и стран Балтии в Германию эмигрировали 18 500 евреев и членов их семей. Всего в 1990-2003 гг. из Советского Союза, СНГ и стран Балтии в Германию въехали на постоянное место жительства в рамках еврейской эмиграции 198 тысяч человек. В начале 2004 г. в германских консульствах в странах СНГ и Балтии было зарегистрировано около 120 тыс. евреев и членов их семей, подавших документы на получение въездной визы в Германию на постоянное место жительства. Многие из иммигрантов не регистрируются в общинах, так как они не евреи и въехали в страну или как члены еврейских семей или по фальшивым еврейским документам. Определенное число евреев не регистрируются в еврейских общинах, поскольку чувствуют себя оторванными от всех форм еврейской жизни.

Нововведения 2005 года не были последними, с 2006 года в Германию могли эмигрировать лишь те, кто не старше 45 лет и хорошо владеет немецким языком.

При смене места жительства обычно у иммигрантов возникают трудности.

Во-первых, немецкие власти не признают степени и звания ,которые были получены ранее в других странах. Тем самым 70 % взрослых иммигрантов вынуждены подтверждать свои навыки, чтобы работать в той сфер, в которой они работали раньше. Так же большинство иммигрантов не имеют достаточный уровень знания немецкого языка.

На их положение влияет и резко увеличившаяся в начале 2000-х гг. безработица, составившая в 2005 г. 11,5%, а в землях, ранее входивших в ГДР - 18%. Многие иммигранты были отправлены на территорию бывшей Восточной Германии, где, с одной стороны, труднее найти работу, с другой - меньше еврейских общинных структур, что мешает им приобщиться к еврейской жизни и получать дополнительную финансовую помощь. В Германии, где нет давней традиции приема прибывших, сильнее проявляется отчужденность новых жителей как от немецкого общества, так и от старых еврейских общин, члены которых обвиняют их в равнодушии к еврейскому образу жизни и желании воспользоваться общинной помощью.

В выборе Германии как страны проживания для еврейских иммигрантов большую роль играют финансовые соображения: в первое десятилетие предоставляется значительная финансовая помощь, социальное обеспечение иммигрантам из СНГ в Германии предоставляется на все то время, в течение которого они не могут найти работу. На выбор страны проживания влияет и то, что через семь лет после прибытия иммигранты получают гражданство Германии и становятся гражданами Евросоюза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целях реабилитации перед мировым сообществом в Германии был написан «Закон о контингентных беженцах», по которому в страну могли переселится выходцы из CCCР. Создание правовых гарантий германским правительством помогло найти новое место жительства для русских евреев.

И сейчас численность еврейских общин в Германии равна 86-ти. Центральный совет евреев Германии является основной общинной организацией. Германские власти выплачивают ежегодно 3 млн. евро из федерального бюджета в целях развития еврейской общинной жизни. Так же они получают выплаты в виде компенсации Катастрофы. Центральный совет в свою очередь оказывает социальную помощь евреям. Так же функционируют около 30 реформистских общин, которые проводят активную работу с иммигрантами из СНГ по реабилитации к жизни в Германии.

Следует сказать о вкладе русских евреев в как в мировую, так и в немецкую культуру. В Германии существует 3 еврейские начальные школы и одна еврейская средняя школа. Во многих университетах есть кафедры иудаики. Действуют научно-исследовательские центры по изучению иудаизма, еврейской истории, языков и антисемитизма. В 2001 г. в Берлине был открыт Еврейский музей, экспозиция которого рассказывает об истории евреев в Германии. В стране открыто много мемориалов, посвященных жертвам Катастрофы. В 2005 г. был открыт гигантский мемориал в Берлине. Еврейские общины выпускают еженедельники на идиш и немецком языке. В 2001 г. в Берлине был открыт еврейский театр «Бама». Раз в два года в Берлине и других крупных городах Германии проходят фестивали израильского искусства.

Все это способствовало укреплению международных отношений Германии и Израиля, укрепить экономические, научные и культурные отношения.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Источники

Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» [Электронный документ].URL:#"justify">Женевская конвенция о статусе беженцев (Женева,28июля1951г.) [Электронный документ] URL: #"justify">Закон о контингентных беженцах (Gesetz ueber Massnahmen fuer im Rahmen humanitaerer Hilfsaktionen aufgenommene Fluechtlinge) МВД ФРГ от 9.01.1991 [Электронный документ] URL: #"justify">Закон о принятии на постоянное место жительства в Германии еврейских эмигрантов из СССР («Gesetz über Maßnahmen für im Rahmen humanitärer Hilfsaktionen aufgenommene Flüchtlinge») 12 апреля 1990 года. [Электронный документ] URL: #"justify">Закон об эмиграции («Zuwanderungsgesetz») 1 января 2005 года. [Электронный документ] URL: #"justify">Литература

Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. Т. 1-16. СПб., 1908-1913.

Российская еврейская энциклопедия / Главный редактор Г. Г. Брановер; заместитель главного редактора З. Н. Вагнер. Т. 1-3. Биографии. М., 1994-1997. Т. 4. Историческое краеведение. М., 2000. Издание продолжается.

Серия Русское еврейство в зарубежье (РЕВЗ) Том XVI. Русские евреи в Германии и Австрии. Редакторы-составители: К. Кикоин и М. Пархомовский. Иерусалим, 2008. 500 с., ил.

Серия Русское еврейство в зарубежье (РЕВЗ)Том V(X) Русское еврейство в зарубежье. Журнал в книге. Составитель, гл. ред. и издатель М. Пархомовский. Иерусалим, 2003. 639 с., ил.

Серия Русское еврейство в зарубежье (РЕВЗ) Евреи России в зарубежье: Очерки истории. Автор-составитель и гл. ред. М. Пархомовский. Иерусалим, 2008. 656 с .

Миграционные процессы в России и СССР. Вып.1. М., 1991

Азраэль Д.Р., Брукофф П.А., Школьников В.Д. Перспективы миграции и эмиграции из бывшего СССР // Бывший СССР: внутренняя миграция и эмиграция. Вып.I. М.,1992

Ахиезер А. Эмиграция как индикатор состояния российского общества. // Русский Архипелаг 2010

Гулина О. Р. Spätaussiedler, или Русские немцы в Германии [Текст] /О. Р. Гулина // Современная Европа. 2010. № 2. С. 62-75

Кириллова Е. Эмиграция из бывшего СССР: по страницам отечественных журналов // Бывший СССР: внутренняя миграция и эмиграция. Вып.I. М., 1992

Кудряц Е. О. "Русская" Германия: двери закрываются //BBC Берлин 2008.

Морозова Г. Современные миграционные явления: беженцы и эмигранты // Социологические исследования. 1992. N.3.

Паршина Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека. СОЦИС. - 2008. - N 8. - С.106.

Полян П. Жертвы двух диктатур. Военнопленные и остарбайтеры в Третьем Рейхе и их репатриация. М., 1996.

Солис Э. Еврейская эмиграция в Германии // Германия. Саарбрюккен. Альманах LitCetera 2010

Шлегель К. Берлин, Восточный вокзал. Русская эмиграция в Германии между двумя мировыми войнами (1918 - 1945). М., 2004. С. 184.

.

Похожие работы на - История миграции русских евреев из СССР (России) в ФРГ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!