Механизм государственной власти: понятие, структура

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,64 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизм государственной власти: понятие, структура

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Филиал ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г. Кудымкаре

Кафедра социально-гуманитарных и правовых дисциплин







Курсовая работа

По дисциплине: «Теория государства и права»

Тема: «Механизм государственной власти: понятие, структура».

Выполнил: Власова Е.Е.

Проверил: Ташкинова В.В.





Кудымкар, 2014 г.

Содержание

Введение

. Механизм (аппарат) государства

.1 Понятие механизма (аппарата) государства

.2 Признаки механизма (аппарата) государства

. Структура механизма (аппарата) государства

.1 Государственный аппарат: понятие, структура

.2 Государственные учреждения

.3 Государственные предприятия

.4 Государственная служба

.5 По принципу разделения властей: органы законодательной, исполнительной и судебной власти

. Бюрократизм и коррупция в государственном механизме

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Понятие государственного аппарата рассматривается в широком смысле этого слова или в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле государственный аппарат понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство.

Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом.

Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.

Цель курсовой работы состоит в изучении темы «Механизм государственной власти».

Для реализации цели вытекают следующие задачи:

Познакомиться с различными подходами изучения понятия «механизм государства».

Изучить структуру механизма государства.

Описать понятие и структуру государственного аппарата.

Выделить особенности государственных учреждений их отличия от государственного органа.

Познакомиться с новой для нас темой «бюрократия» и «коррупция» в государственном механизме.

1. Механизм государства

.1 Понятие «механизм (аппарат) государства»

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Государственный аппарат, принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.

В учебной литературе, разные авторы дают свое понятие механизму государства, понятия «механизм» и «аппарат» государства, обычно признаются равными по объёму и содержанию. Считают, что термин «механизм» подчёркивает целостность государственного аппарата, его направленность и результативную работу.

Лазарев В.В. говорил, что «механизм (аппарат) государства» - это совокупность государственных органов, которые осуществляют управление обществом и реализуют главные и основные направления деятельности государства.

Хропанюк В.Н. называл механизмом государства - систему специальных органов и учреждений, с помощью которых осуществляется управление государством и обществом, так же защищаются основные интересы общества.

Мелехин А.В. считал, что «механизм государства», это «набор» и структура определённых органов государства и его подразделений а так же должностных лиц, которые осуществляют государственную власть. Ещё одно определение представляет нам для ознакомления и изучения Корельский В. М., Перевалов В. Д. они считают, что «механизм государства» - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, которые осуществляют государственную власть, а так же задачи и функции государства.

Для того, чтобы охарактеризовать механизм (аппарат государства) нужно учесть, что все государственные органы, учреждения и должностные лица действуют и создаются на основе Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов.

Первоначальными элементами аппарата государства являются государственные органы и учреждения, в которых занимаются своей профессиональной деятельностью чиновники, а в других органах, в выборных, свою профессиональную деятельность осуществляют депутаты, судьи так же входят органы принуждения - вооружённые отряды людей, тюрьмы. Без этих органов не обходится не одно государство. С помощью механизма (аппарата) государства осуществляется государственная власть и выполняются функции государства.

В юридической науке имеются две точки зрения по поводу понятий «механизм государства» и «государственный аппарат». Одни авторы считают, что эти два понятия имеют одинаковую позицию, а другие авторы, считают, что «механизм государства» представляется более широкой, потому что включает в себя государственный аппарат и другие структуры, например вооружённые силы, полиция - т.е. аппарат принуждения, так же рассматриваются формы демократии, как референдум и выборы.

.2 Признаки механизма (аппарата) государства

. Все государственные органы, учреждения, должностные лица, которые образуют механизм государства, они создаются и действуют на основе Конституции Российской Федерации, законов и других нормативно-правовых актов;

. Это единая и постоянно действующая система органов, учреждений, должностных лиц выстроенная на основе соподчиненности;

. Первоначальными элементами механизма (аппарата) государства, являются государственные учреждения в которых работают (служат) государственные служащие (чиновники), а в выборных органах - депутаты;

. Так же в состав входят органы принуждения, например вооружённые силы - отряды вооружённых людей, тюрьмы; без них не может обойтись ни одно государство, они имеются в каждом государстве;

. С помощью механизма государства осуществляется вся государственная власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом существует связь, потому что механизм государства создаётся для выполнения функций государства.

В чём же выражаются признаки механизма государства, а выражаются в следующем:

а) механизм государства, состоит из людей, которые занимаются законодательством, исполнением законов и охраной законов от каких либо нарушений;

б) государственный механизм представляет собой довольно сложную систему органов и учреждений, которые довольно тесно взаимосвязаны между собой;

в) функции всех звеньев государственного механизма обеспечивается организационными средствами, финансовыми средствами, а в некоторых случаях даже принудительным воздействием;

г) механизм государства надёжно гарантирует и охраняет законные интересы, права и свободы своих граждан.

Именно государственные органы формируют структуру государственного аппарата, под термином «государственный аппарат» мы понимаем систему государственных органов. Механизма государства: представляет собой сплочение между собой государственных органов; государственные органы объединены между собой общими целями и задачами; механизм можно назвать «рычагом», при помощи которого осуществляется государственная власть в государстве и достигается определённая цель, которая была поставлена изначально.

государственный власть бюрократизм коррупция

2. Структура механизма (аппарата) государства

.1 Государственный аппарат: понятие, структура

Государственный аппарат - это система государственных органов, учреждения и организации, которые осуществляют регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, различные формы и методы государственного воздействия.

Структура государственного аппарата зависит от организации государственной власти, от устройства государства, от деления на органы и должностные лица, осуществляющие властные полномочия (парламент, суды) и должностные лица - образующие обслуживающий аппарат (например, аппарат Правительства РФ, эксперты, советники министров).

В структуре государственного аппарата выделяют 4 уровня:

Государственные органы (они имеют властные полномочия к обществу);

Государственные учреждения (не имеют властных полномочий);

Служащие (это те лица, которые работают в государственных учреждениях, они не обладают компетенцией).

.2 Государственные учреждения

Государственное учреждение - это государственная организация, созданная для управления, какой либо сферой или объектом, обслуживания населения, обеспечение деятельности государственных органов, рассмотрение жалоб, заявлений и иных обращений граждан. Государственное учреждение, характеризуется наличием штатного персонала - сотрудников, которые являются государственными служащими. Разнообразие задач государственного учреждения, предполагает и существование различных видов учреждений:

Государственные учреждения, которые осуществляют культурные, социальные и иные функции, например: государственные поликлиники, больницы, школы, дома культуры, библиотеки, университеты, дома для престарелых и др.

Государственные учреждения являются органы исполнительной и судебной власти, которые осуществляют управление и разрешение дел по своей сфере ведения, в том числе по обращениям граждан, например: министерства, комитеты, департаменты, суды, прокуратура.

Государственные учреждения - штатные аппараты, обслуживающие органы законодательной власти РФ и субъектов РФ, которые обеспечивают их функционирование и документооборот, рассмотрение обращений граждан и организаций.

.3 Государственные предприятия

Государственные предприятия - являются инструментом проведения политики государства, с помощью создания предприятия государство может оказывать регулирующее воздействие на рынок, по таким направлениям, как, повышение занятости населения, осуществление проектов, которые имеют высокую степень риска, антиинфляционные меры (в том числе снижение цен и отказ от прибыли в период роста инфляции), содействие местным товаропроизводителям и поставщикам сырья, выравнивание уровней экономического развития регионов, субсидирование общегосударственных задач.

2.4 Государственная служба

Государственная служба - это профессиональная деятельность государственных служащих, по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственная служба осуществляется на профессиональной основе, является для служащих - основной деятельностью, требующая специальной профессиональной подготовки и квалификации.

Деятельность государственной службы связана с осуществлением полномочий государственных органов или высших должностных лиц.

Государственная служба включает в себя: гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.

Государственный служащий осуществляет свою профессиональную деятельность на определённых должностях. Государственный служащий получает , за свою службу, денежное вознаграждение - заработную плату, за счёт федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

.5 По принципу разделения властей государственные органы подразделяются на: законодательную, исполнительную и судебную

Органы законодательной власти:

Данным органам государства принадлежит право издания законов, называем мы общим термином «парламент», в его полномочия входит: издание законов, утверждение бюджета, выполнение контрольных функций над правительством в форме запросов, выражение доверия либо недоверия, выражает интересы различных политических сил.

Парламент в нашем государстве состоит из верхней и нижней палат. Верхняя палата - Совет Федерации, входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти, в Российской Федерации всего 85 субъектов, и вследствии этого получается, что Совет Федерации состоит из 170 членов, нижняя палата - Государственная Дума, состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 5 лет, этот срок установлен Конституцией Российской Федерации.

Органы исполнительной власти:

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляют - глава государства, правительство, министерства и учреждения так же региональные и местные государственные органы.

Глава государства.

Кандидатом на должность Президента Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, не моложе 35 летнего возраста, который постоянно проживал на территории Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

Президент в Российской Федерации является официальным представителем нашего государства, как в пределах Российской Федерации, так и за её пределами. Президент, как глава государства, действует от имени Российской Федерации.

Так же глава государства - президент, является гарантом действующей Конституции Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 года, так же является гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Глава следит за соблюдением Конституции Российской Федерации. Принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации в её независимости и государственной целостности.

Президент назначает дату выборов в Государственную Думу и дату референдумов. Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами.

Правительство. Обычно правительство называют высшим правительственным органом, который осуществляет исполнительную власть в России. Свою деятельность осуществляет на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

Правительство состоит из:

председатель правительства России;

заместители председателя Правительства России;

федеральные министры.

Численность аппарата правительства 1453 человека, на сегодняшний день Председателем Правительства Российской Федерации является Дмитрий Медведев.

Министерства.

Это орган государственного управления, в какой-то определённой сфере деятельности (например, министерства обороны, иностранных дел, финансов, здравоохранения и др., в разных странах имеются самые разные министерства). Во главе стоит министр.

Учреждения.

Автономные учреждения создаются Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, путём распоряжения Президента Российской Федерации, в целях оказания услуг, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Учредителями могут быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, которое было создано на основании имущества, которое находится в муниципальной собственности.

Региональные и местные государственные органы.

На региональном и местном уровнях количество органов власти может быть различным, зависит от Конституции государства и регионов, так же уставов и постановлений различных органов власти. Они действуют в пределах только своей территории (краёв, областей, районов, городов, посёлков и сельсоветов).

Органы судебной власти.

Судебная система устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется судами (судьи и присяжные заседатели), другие органы не могут осуществлять правосудие.

Судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды общей юрисдикции:

Это суд, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам, правонарушения, которые возникли из административных правонарушений. К данным судам относят: Верховный Суд РФ, верховные суды республик в составе РФ, Краевые суды, Областные суды, суд автономной области, суд автономных округов Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские суды), входит так же система военных судов.

Районные суды: Данные суды являются основным звеном судов общей юрисдикции, рассматриваются дела первой инстанции и апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям, рассматривают более сложные дела, чем мировые судьи.

Мировые судьи: Являются судами общей юрисдикции, рассматривают не сложные дела: по имущественным спорам, о разделе имущества, дела о выдаче судебного приказа, дела об административных правонарушениях. Рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Военные суды: Военные суды действуют в Вооружённых силах РФ, рассматривают дела о преступлениях, которые были совершены военнослужащими во время прохождения ими военной службы.

Арбитражные суды: являются федеральными. Разрешают экономические споры, которые возникли между юридическими лицами из гражданских, административных и иных правоотношений.

Федеральные арбитражные суды округов:осуществляют проверку решений, которые были приняты арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами входящими в данный округ.

Арбитражные апелляционные суды: осуществляют проверку в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов не вступивших в законную силу; пересматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; может обращаться в Конституционный суд с запросом о проверку конституционности закона; изучает и обобщает судебную практику; может предлагать усовершенствование законов; может анализировать судебную статистику. Конституционный Суд Российской Федерации: независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства, состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: рассматривают вопросы соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта. Дисциплинарное судебное присутствие: это судебный орган, который рассматривает дела пообращением, жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, состоит из шести человек судей (по три судьи от каждого суда) Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

3. Бюрократизм и коррупция в государственном механизме

Бюрократизм и коррупция, существуют уже давно, для них не существует ни территориальных пределов ни границ.

Бюрократизм, означает власть оторванного от народа аппарата. Возможность злоупотреблять принадлежащей властью, извлекать выгоду от занимаемой должности либо службы. Основной целью бюрократизма является, стремление к засекречиванию деятельности. Бюрократы стремятся сохранить и увеличить свою власть, которой злоупотребляют, т.е. используют ее не для блага народа, а для своих личных, корыстных целей..

Борется или старается бороться с бюрократизмом - демократия, путем постоянного контроля за всеми звеньями государственного аппарата, путём отчётности служащих о проведении своих обязанностей, так же гласность и критика проделанной работы.

Коррупция - это сложное антисоциальное явление, которое так же довольно тесно связано с государством и правом. Коррупция действует путём незаконного использования государственной власти, для достижения поставленной цели, а эта цель - обогащение. Под коррупцией мы понимаем: подкуп, продажность чиновников, которые используют свои властные полномочия, своё служебное положение в корыстных целях для государства и народа, в целях улучшения своего личного материального положения.

Коррупция действует скрыто, поэтому довольно сложно её выявить и бороться с ней.

Коррупция в государстве была всегда и будет, нам остаётся только бороться с ней, чтоб её стало меньше, а поскольку она довольно скрытная пресечь её тяжело, но все таки, государству надо поставить перед собой цель, защитить себя от коррупции и бюрократии.

Заключение

Понятие государственного аппарата рассматривается в широком смысле этого слова или в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле государственный аппарат понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

Механизм (аппарат) государства - это совокупность государственных органов, учреждений, подразделений, должностных лиц, которые осуществляют управление обществом и государством, т.е осуществляют государственную власть, а так же защищают основные интересы общества.

Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильности государства.

Список используемой литературы

1. Теория государства и права: Учебник для вузов/Отв. ред. д. ю. н., В.Д.Перевалов, - 3-е изд., перераб. и доп. -М. Норма, 2007. - 496 с.

. Теория государства и права: учебник для бакалавров/ В.Д.Перевалов. - 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 415 с. - Серия: Бакалавр.

. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В.Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.

4. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права: Учебник. - М.: ЭКСМО 2005

. Д.Н.Бахрах «Вопросы законности в государственном управлении».Правоведение. -1992. - № 3.

. Деев, Н. Н. От государства-аппарата к государству-ассоциации. //Правоведение. -1990. - № 5.

. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство «Омега - Л», 2010. - 63 с.

. О.Булаков «Понятие и сущность парламентаризма как института представительной демократии» Право и жизнь №55(3) 2003.

. Общая теория права и государства : Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Юристъ, 2002.

Похожие работы на - Механизм государственной власти: понятие, структура

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!