Геополитическая характеристика Румынии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,23 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Геополитическая характеристика Румынии

Содержание

Введение

Глава 1. Румыния

.1 Географическое положение

.2 Государственно-политическое устройство и историческое развитие страны

.3 Интересные факты о Румынии

.4 Основные проблемы Румынии

Глава 2. Социально-экономические характеристики страны

.1 Экономическое развитие Румынии

.2 Социальные показатели

.3 Демографическая ситуация и миграционная составляющая

Глава 3. Участие Румынии в международных организациях

3.1 Отношения между Россией и Румынией

Заключение

Список используемой литературы

Введение

румыния экономика демография

Тема моей курсовой работы: «Геополитическая характеристика Румынии». Работа состоит из трех основных глав, в ней я рассмотрела такие вопросы, как географическое положение страны, государственно-политическое устройство, Социально-экономические характеристики, социальные показатели (уровень жизни, уровень доходов, уровень безработицы, уровень бедности, показатель Джини и др.), демографическая ситуация, система социальной защиты, национальный состав и др.

Страна расположена на юго-востоке Европы и граничит с Венгрией, Югославией, Болгарией, Украиной и Молдовой. Площадь Румынии 237 500 км.2. Вся Румыния, за исключением Черноморского побережья, входит в бассейн Дуная. 2850 километровый Дунай проходит через 9 стран и завершает свой путь дельтой в Румынии. К югу от Дельты расположилось черноморское побережье, к юго-западу - Дунайская низменность. На территории Румынии сосредоточены самые разнообразные природные ландшафты - от горных лугов и лесных массивов до засушливых степей. 2/3 страны занимают горы: центр и север - Восточные и Южные Карпаты (высшая точка - гора Моддовяну, 2544 м), Трансильванское плато; запад - Западно-румынские горы; юго-восток - плато Добруджа. Горы окаймлены полукольцом равнин: с юга - Нижнедунайской, с запада - окраиной Среднедунайской (Паннонской), с востока - невысокой Молдавской возвышенностью. Главная водная артерия - Дунай с притоками Жиу, Олт, Сирет, Прут.

Глава 1. Румыния


Румыния (рум. <#"justify">ВВП Румынии и стран лидеров, млрд. долл., 1970-2012ГодСША <#"justify">ВВП на душу населения в Румынии и в странах лидерах, долларов, 1970-2012ГодСША <#"justify">.3 Демографическая ситуация и миграционная составляющая

Население республики Румыния (по оценке 2009 года) составляет 21274,73 тыс. чел. В стране установилась многолетняя тенденция снижения населения, которая, согласно прогнозам ООН, будет сохраняться в течение нескольких десятилетий. В будущем это может стать серьезной проблемой для румынского государства. Так, в период с 1970 по 2009 годы коэффициент общей рождаемости в Румынии неуклонно снижался, в то время как общий коэффициент смертности повышался. Несмотря на активную демографическую политику, проведенную румынским правительством (в частности поощрение рождения детей), кардинально повлиять на ситуацию не удалось. Так, с 1996 по 2006 годы средний возраст родящих женщин увеличился с 25 до 27-28 лет. Положение дел усугубляют также высокие коэффициенты чистой миграции, которые с 1955 года остаются отрицательными, то есть число выбывших из страны превышает число прибывших. Вступление Румынии в Европейский Союз в 2007 году сделала процедуру миграции более доступной и транспарентной, что также лишь интенсифицирует процессы перемещения населения из Румынии в страны с более высоким доходом на душу населения.

Румыния является многонациональным государством, однако его структура тем не менее остается относительно гомогенной. Единственным официальным языком признается язык этнического большинства, то есть румынский. Этнический состав имеет следующий вид: румыны - 89,5%, цыгане - 2,5%, немцы - 0,2%, украинцы - 0,3%, венгры - 6,6%. Остальные этнические группы занимают около 0,9%. По религиозному составу населения Румыния также является однородной. Так, православные составляют 87%, католики - 4,7%, а протестанты - 7,5% всего населения.

Грамотным является 97% взрослого населения, причем начальное образование обязательно. Оно осуществляется в рамках общеобразовательной 8-летней школы. На территории республики Румыния действует около 50 высших учебных заведений. В абсолютном исчислении численность румынского населения, имеющего высшее образование, уменьшается. Однако это уменьшение вызвано общим уменьшением численности населения, в то время как в относительном выражении процентная доля населения, имеющего полное высшее, неполное высшее и профессиональное образование, возрастает. В период с 1998 по 2003 год ситуация в сфере образования резко ухудшилась, после чего начался плавный продолжительный подъем. Также стоит заметить, что данный показатель возрастает с изменением структуры, а именно повышением численности населения, имеющего полное высшее образование и уменьшением относительной доли других компонентов.

Ожидаемая продолжительность жизни среднестатистического гражданина Румынии составляет 72,628 года (у мужчин - 68 лет, у женщин - 75 лет). Это довольно высокий показатель, превышающий общемировой на 5 лет, однако для Еврозоны он является заниженным, поскольку средняя продолжительность жизни в данной интеграционной группировке составляет 79 лет. Вообще говоря, анализ динамики реальных и экстраполированных значений средней продолжительности жизни позволяет сделать вывод, что по данному индикатору социально-экономического развития разрыв между общеевропейскими и румынскими значениями не сокращается. Иными словами, эквивалентный рост этих показателей в Европе и Румынии не позволяет последней достигнуть среднего уровня. Следует также заметить, что в силу увеличения средней продолжительности жизни, усиления миграционных потоков и общего снижения численности населения, средний возраст населения увеличивается, что с 1995 года проявляется в тенденции уменьшения рабочей силы. Так, за 1995-2009 гг. количество рабочей силы уменьшилось на 2,75 миллиона человек, или более чем на 10% населения. Изменяется также и структура рабочей силы. За последнее десятилетие доля экономически активного населения в возрасте от 15-24 лет снизилась на 7%, в то время как аналогичный показатель для группы населения в возрасте от 25 до 49 лет увеличивался до 2006 года, пока не достиг отметки в 69,5% (средний уровень по Еврозоне - 50%). Таким образом, можно заключить, что возрастная структура рабочей силы Румынии значительно отличается от общеевропейских уровней.

Распределение доходов Румынии относительно равномерно и незначительно отклоняется от среднеевропейских показателей. Так, коэффициент Джини составляет 0,31, что сравнимо с показателями таких высокоразвитых в социально-экономическом плане стран, как Нидерланды и Франция.

В целом можно заключить, что в Румынии сложилась крайне противоречивая демографическая ситуация, сочетающая в себе как преимущества и недостатки. Именно демографическая политика, по глубокому убеждению автора, станет одним из важнейших детерминантов экономического роста и социально-экономического развития Румынии . С одной стороны, в условиях стабильного старения рабочей силы, увеличиваются расходы государства на социальную сферу, в частности, здравоохранение. Более того, уменьшается доля экономически активного населения, а это означает, что для поддержания темпов экономического роста последних лет Румынии следует увеличивать эффективность труда. С другой стороны, наблюдается значительный прогресс в сфере образования и здравоохранения, поскольку, к примеру, численность населения, имеющего полное высшее образование, сохраняет долгосрочную тенденцию к увеличению. Несмотря на это, автор считает, что при отсутствии эффективных инструментов воздействия на сложившуюся ситуацию Румыния испытает в будущем серьезные социальные, перетекающие в экономические, проблемы. Если же учесть, что между принятием мер и изменением текущего положения в демографической сфере имеет место значительный временной лаг, то, очевидно, в следующие 5-7 лет демографическая ситуация в Румынии изменится незначительно.

Глава 3.Участие Румынии в международных организациях

Румыния стала членом ООН с 14 декабря 1955 года, ЕС с 2007 года и НАТО с 2004 года. Участвует в такихмеждународных организациях, как: ООН, МАГАТЭ, ОБСЕ, МБРР, МВФ, ЕБРР, ФАО, ГАТТ, МОТ, ММО, МОПС, МОЗ, ЮНИДО, МСЭ, ЮНЕСКО, МПС, Совет Европы, ИНТЕРПОЛ.

Во всемирную торговую организацию (ВТО) Румыния вступила 01 января 1995г. Румыния также является участницей Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных документов от 5 октября 1961 г.

Между Россией и Румынией поддерживается политический диалог.

В ноябре 1999 г. Москву посетил с рабочим визитом премьер-министр Румынии.Налажены межпарламентские контакты. В июне 1995 г. и феврале 2001 г. Румынию посещал Председатель Совета Федерации, в январе 1997 г. и в июле 2000 г. - Председатель Госдумы. В октябре 2001 г. состоялся визит в Россию Председателя Собрания депутатов парламента Румынии В.Дорняну. Имеется приглашение Председателю Сената Н.Вэкэрою, который в июне 2001 г. участвовал в работе Петербургского экономического форума, имел встречи с Е.С.Строевым и губернатором Санкт-Петербурга В.А.Яковлевым.

В феврале и октябре 2001 г. Москву в качестве Действующего председателя ОБСЕ посещал с рабочим визитом глава МИД Румынии. Во время пребывания на СМИД ОБСЕ (Бухарест, декабрь 2001 г.) И.С.Иванов был принят Президентом и Премьер-министром Румынии.

Россия занимает 4-е место во внешней торговле Румынии. В 2000 г. товарооборот составил 1,2 млрд. долл. США. По данным за 10 месяцев 2001 г., российско-румынский товарооборот составил 1,026 млрд. долл. (на 7,6% больше, чем за аналогичный период предыдущего года). Устойчиво сохраняется положительное сальдо в пользу России. Главными статьями нашего экспорта остаются энергоносители.

Продолжается работа по реализации Межправительственного соглашения о расширении мощностей транзитного газопровода на территории Румынии (подписано в октябре 1996 г.), предусматривающего увеличение поставок газа в Румынию и третьи страны.

Импортные потребности Румынии полностью удовлетворяются за счет поставок российского газа. Однако в последние годы румынская сторона значительно сократила его отбор в связи со сложной экономической ситуацией в стране (за 9 мес. 2001 г. отобрано лишь 34% от законтрактованного объема).

Об успешном развитии и укреплении двусторонних связей между странами в рамках ОБСЕ свидетельствует участие представителей Парламента Румынии в качестве международных наблюдателей на выборах в Мажилис Парламента РК в октябре 2004 г.

По приглашению Правительства РК 18 августа 2007 г. за внеочередными выборами в Мажилис Парламента РК наблюдала совместная миссия БДИПЧ/ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Миссия состояла из 531 человека, в том числе 4-х депутатов Парламента Румынии в качестве краткосрочных наблюдателей от Парламентской Ассамблеи ОБСЕ.

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии)

Действительно, в 1985 году румынское руководство ставило задачи по изучению возможности создания ядерного оружия, и румынские ученые-ядерщики освоили технологию получения плутония и отработанного ядерного топлива. Проведенные МАГАТЭ в 1990 и 1992 годах инспекции румынских ядерных объектов показали, что начиная с 1985 года Румыния проводила тайные эксперименты по химическому производству оружейного плутония (с использованием американского ядерного реактора модели TRIGA) и небольшого количества обогащенного урана, также американского происхождения.

По результатам инспекции МАГАТЭ ядерных объектов Румынии в апреле-мае 1992 года, во время которой было обнаружено 470 г плутония в секретной лаборатории Института атомной энергии в г. Пишеть, на сессии Совета управляющих МАГАТЭ 17 июня 1992 года Бухаресту было сделано предупреждение о необходимости в кратчайшие сроки полного свертывания ядерной военной программы и выдвинут ряд требований. Все эти условия были выполнены Бухарестом, что подтвердила проверка делегации МАГАТЭ во главе с ее генеральным директором Г. Бликсом в апреле 1994 года. По итогам проверки Румынии было разрешено возобновить в перепрофилированном виде деятельность ядерных центров, приобрести в Канаде и США ядерное топливо для первого реактора АЭС Чернавода и возобновить производство тяжелой воды.

Со стороны МАГАТЭ была предложена конкретная программа содействия Румынии в ядерной области на сумму в 1,5 млн. долларов, которая включает в себя проект по обеспечению безопасной работы АЭС, консультации, поставки отдельных видов оборудования и приборов, выделение 26 стипендий на обучение за границей, проведение двух семинаров в Бухаресте по ядерной проблематике. Также МАГАТЭ высказало 156 рекомендаций по строительству АЭС Чернавода, которые румынской стороной полностью выполнены.

В 1991 году Румыния согласилась поставить под полный контроль МАГАТЭ ядерные объекты и центры ядерных исследований, а также согласилась на проведение всеобъемлющих инспекций любых объектов.

3.1 Отношение между Россией и Румынией

Российско-румынские отношения (с 15 октября <#"justify">Заключение

Как я уже упоминала выше страна занимает выгодное положение в центре Европе. По численности населения Румынии занимает 8-е место в Европе и 31-е в мире. Природные ресурсы Румынии разнообразны. В пределах Румынии находится около половины крупной европейской горной системы Карпат, которые занимают свыше 2/5 площади страны. Полезные ископаемые Румынии достаточно разнообразны; по разведанным запасам некоторых из них - природного газа, нефти, каменной соли, марганца, золота - страна занимает первое место в зарубежной Европе.

Хозяйство Румынии - важное звено в экономической системе стран.

В современней Румынии сформировалось и находится в процессе формирования несколько промышленных районов. Среди них масштабами производства и разнообразием отраслей выделяется промышленный район Центральной Мунтении; с этим районом, главными центрами которого являются Бухарест и Плоешти, связан промышленный центр Брашов.

Румыния среди государств зарубежной Европы - крупный производитель сельскохозяйственной продукции (особенно зерна); эта продукция в средние по урожайности годы не только покрывает основные внутренние потребности страны, но и частично экспортируется.

Основа транспортной системы Румынии - железнодорожный транспорт.

Природные ресурсы Румынии - это еще и древесина, которую добывают в восточных Карпатах. С 1950 года в стране действует программа восстановления лесных угодий, что позволило значительно пополнить запасы дерева, которые были истощены во время войны. Современная Румыния покрыта хвойными и лиственными лесами на 24 %.

% румынских равнин распаханы, растительность сохранилась лишь на единичных небольших участках. В горах и близ них есть лиственные и хвойные леса. Природа Румынии в лучшем виде представлена в протяженном национальном парке Ретезат. Устье Дуная издавна славилось рыбой, причем самой разнообразной, среди которых большой процент осетровых пород: белуга, севрюга, осетр. В глубоких озерах рыболовы часто ловят судака, щуку, сома и карпа.

Румыния разделена на 8 регионов развития <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D1%83%D0%BC%D1%8B%D0%BD%D0%B8%D0%B8>, которые непосредственно не являются административными единицами, а служат для координации регионального развития. Регионы развития разделены на 41 жудец <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%86%D1%8B_%D0%A0%D1%83%D0%BC%D1%8B%D0%BD%D0%B8%D0%B8> и 1 муниципий <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D1%83%D0%BC%D1%8B%D0%BD%D0%B8%D0%B8>. Жудецы разделены на 2686 коммун <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D1%8B_%D0%A0%D1%83%D0%BC%D1%8B%D0%BD%D0%B8%D0%B8> (в сельской местности) и 256 муниципиев <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D1%83%D0%BC%D1%8B%D0%BD%D0%B8%D0%B8>. Коммуны и муниципии являются минимальными административными единицами Румынии. Коммуны разделены на сёла, не имеющие собственной администрации и не являющиеся административными единицами. Всего в Румынии 13092 села.

Исключением в административной структуре Румынии является муниципий Бухарест <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82>, который в отличие от остальных муниципиев является административной единицей второго уровня. Бухарест разделён на 6 секторов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B_%D0%91%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0>, в каждом из которых есть собственная администрация.

Список используемой литературы:

.Гостюк М. Перспективы развития экономики Румынии. Бюллетень иностранной коммерческой информации, 2012.

2.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Том I: Учебное пособие для экон. спец. ВУЗов, 2011.

.Очерки политической истории Румынии 1859-1944. - Кишинёв, 1985.

.Родионова И. Экономическая география. Весь курс: для выпускников и абитуриентов. Серия "Выбор лучших репетиторов". 2010.

.Социально экономическая география зарубежного мира. / Под ред. В. В. Вольского, 2009.

.http://catalog.fmb.ru

8.<http://nk.org.ua/geopolitika/>

.<http://offshors.cliff.ru>

.<http://romania-today.ru>

.<http://svr.gov.ru>

.<http://wtoclub.ru/>

.<http://www.csef.ru/>

.<http://www.ereport.ru/>

.<http://www.geopolitics.ru/>

.<http://www.kp.md/>

.<http://www.vseslovari.com.ua/>


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!