Дeти-инвaлиды в систeмe сeмeйных oтнoшeний

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,06 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дeти-инвaлиды в систeмe сeмeйных oтнoшeний

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Вологодский государственный университет»










Лабораторная работа № 1 по Психологии и педагогике


Выполнил: Свина Н.К.

Группа: ЗЭМЧ-21у







Череповец 2014

Введение

В России стоит актуальный вопрос, связанный с проблемой детей-инвалидов в социуме. Проблемы детей-инвалидов касаются всех сторон нашего общества. Численность таких детей становится все больше. Отношению к ребенку большое значение играет то, как к нему обращаются, гораздо человечней говорить не «умственно отсталый», a «ребенок с неспособностями», не «слепой», а ребенок с ослабленным зрением.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями очень актуальна на данный момент. Если в 90-х годах в учёте в органах социальной защиты 151 тысяча было таких детей, сегодня детей-инвалидов подсчитывается примерно 600 тысяч. Каждый год в России появляются пятьдесят тысяч инвалидов с рождения. Тяжело быть инвалидом от 18 и старше, а еще хуже быть им с рождения, ведь ребёнок детские годы постигает и многому учится, а инвалидность становится барьером для достижения нового.

Для детей-инвалидов созданы центры реабилитации, где им и их семьям оказывается медицинская, психологическая помощь, социальная, но всем их не хватает, поэтому это очень серьёзная проблема. Так же стоит проблема с образованием. Многие детские сады, школы, и другие учебные заведения попросту не могут принять детей инвалидов, поскольку в них или вовсе нет или просто не хватает ни специальных средств оборудования и нехватка обученных людей. Таким детям нужна поддержка и понимание не только родителей, но и всехмокружающих в целом, только таким образом они поймут, что их понимают и любят.

Если ребеноку-инвалиду раньше дается помощь, то большая вероятность, что он сможет посещать детский сад с обычными детьми, обучаться в обычной школе. Помощь должна осуществляться сразу после рождения, как только выявлены какие либо отклонения.

Дети-инвалиды это часть потенциала человека. Часть лауреатов нобелевских премий являлись люди с разными ограниченными возможностями. Множество знаменитых людей были инвалидами: Гомер, Ярослав Мудрый, Бетховен, Франклин Рузвельт. Люди с такими возможностями делают все или почти все. Им необходима поддержка со стороны их окружающего мира.

1. Виды и понятие инвалидности

Инвалид - это лицо, которое полностью или частично утратило трудоспособность.граниченная жизнедeятельность лица выражение в большой или малой потере способности осуществлять самообслуживание, общение, ориентацию, контроль за своим поведениемпередвижение,, а также заниматься трудовой деятельностью.

На сегоднешний день инвалиды относятся к социально незащищённой категории населения. У таких людей доход гораздо ниже среднего, а потребность в социальном и медицинском обслуживании н гораздо превышает обычного человека. Так же у них мень возможность получать обрaзование, не мoгут зaниматься трудовой деятельностью. Большее колличество из таких людей не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

·по возрасту - дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

·по происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

·по степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

·по характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

2. Дети-инвалиды: сущность и содержание

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

Согласно Декларации о правах инвалидов8ОН, 1975г.) инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (ее) физических или умственных возможностей9.

В рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.

В 1989г. ООН приняла текст о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст.23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие10.

В 1971г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц, в которой утверждались необходимость максимальной степени осуществимости прав таких инвалидов, их права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет им развивать свои способности и возможности. Особо оговорено право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень.

Особое значение для детей-инвалидов имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ООН (ст.12) зафиксировано право каждого инвалида (как взрослого, так и несовершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

В соответствии с Федеральным Законом №181 РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», принятым 24 ноября 1995г., инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи защите. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью11.

Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного окружения человека - семьи, дома-интерната и т.д. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам - взрослым и детям - основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонения или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным проблемам.

ВОЗ следующим образом анализирует данную проблему: структурные нарушения, ярко выраженные или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные возможности»; это при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации. Например, ребенок, которому поставлен диагноз «церебральный паралич», при отсутствии специальных приспособлений, упражнений и лечения может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение, усугубляемое неумением или нежеланием других людей общаться с таким ребенком, приведет к его социальной депривации уже в детском возрасте, затормозит выработку навыков, необходимых для общения с окружающими, и, возможно, формирования интеллектуальной сферы.

Таким образом, вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения.

инвалид ребенок реабилитация

3. Дети-инвалиды в систeмe сeмeйных oтнoшeний

В дeклaрaции o прoвaх инвaлидoв рaсскaзывaется кaк люди имеют не отъемлемое право на уважительные их дoстoинствa чeлoвеческoго. Инвaлиды, кaкoвыми бы ни были , хaрaктeр и сeрьeзнoсть прoисхoждeния их нeдостaтков, увeчий и имeют тe жe oснoвнoe прaвo, чтo и их сoгрaждaнe тoгo жe вoзрaстa. Этo, прeждe всeгo, oзнaчaeт, чтo у них eсть правo нa удoвлeтвoрение жизни и мeры, кoтoрыe пoмoчь мoгут им oбрeсти , большую сaмoстoятeльнoсть.

Здoрoвье дeтeй - это зaбoтa oбщeствa, гoсудaрствa и сeмьи. Оснoвoй зaщиты дeтствa выступaeт прaвoвaя бaзa. Oнa включaeт мeждунaрoднoе зaкoнoдатeльствo, рoссийскиe гoсудaрствeнныe зaкoны и мeстныe пoлoжeния, инструкции и мeтoдики.

Сeмья - это самое близкое oкружение где ребенок чуствует заботу и любовь. Когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями родителям тяжело это принять. Бывает так что это доводит до конфликта родителей. Множесво случаeв, кoгдa рoдитeли oткaзывaются oт тaких дeтeй, oстaвляя их в рoдильных дoмах или пeрeдают нa вoспитaние в спeциализированные учреждения.

Известно, что происходят качественные изменения на трех уровнях в семьях детей-инвалидов:

·социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу;

·постоянными и различными по своей природе психотравмирующими воздействиями;

·рождение ребенка деформирует отношения между супругами, соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных психосоматических заболеваниях.

·психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка,

В основном, рождение ребенка-инвалида действует по разному на родителей, в большом своем проявлении как сильный психологический стресс, последствие из этого может быть невроз, тоесть нарушается психика в результате такого шока.

Есть несколько манер поведения родителей на рождение такого ребенка:

Родители принимают его таким какой он есть. У семьи не бывает отторжённости от ребенка и нет чувства вины. Даже бывает так что веря в свои силы у родителей появляется душевное спокойствие и поддержка

Родители не могут признать что у их дитя есть какой - то дефект. Они часто думают что он такой же как и все.Соответственно они планируют образование и специальность ребенка не должным образом.

Так же бывает что родители через чур опекая, защищают, сочуствую, жалеют. Черезчур много заботятся о ребенке. Часто родители стараюются все сделать за него из-за этогоребенку тяжело в будущем реализоваться в обществе.

Скрыто отвергают ребенка так как для них ребенок с дефектом считается позором. Это скрывается за тем что к ребенку начинают чрезмерно заботиться и принудительно воспитать.

Открыто отрекаются от ребенка. Принимают его с отвращением. Они обосновывают свои чувства под тем что плохие врачи, учителя, что в обществе не адекватно относятся к детям-инвалидам.

Большинство родителей не желают смиряться что ребенок у них не такой как все.

Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. Осознавая свою ответственность перед малышом, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка. Такая активность полезна в двух отношениях. Во - первых, она позволит родителям легче пережить депрессивное состояние, вызванное появлением ребенка с дефектом развития, во - вторых, разумная активность может дать позитивный импульс для своевременного его лечения, воспитания и развития.

У родителей больного ребенка нередко возникает необходимость в помощи социального работника, чтобы получить информацию о нужных для его лечения и реабилитации специалистах, подобрать информацию о возможных пособиях, льготах, дотациях, выбрать соответствующее образовательное учреждение для ребенка. Он также может представлять интересы семьи в различных государственных и общественных фондах, учреждениях, организациях, подыскать няню или учителя для ребенка, собрать документы для решения вопросов, актуальных для семьи и ребенка, а также познакомить с семьями, которые успешно решают те же задачи и др.

Так же родителям необходимо иметь информацию о тех организациях, где они могли бы получить требуемую помощь. К ним можно отнести:

·территориальные или районные центры социального обслуживания или социальной защиты населения. В названном центре можно зарегистрировать семью и ребенка, стать постоянным его клиентом и пользоваться услугами, перечень которых достаточно широк;

·реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в задачу которых входит оказание медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи детям;

·городские или районные комитеты по защите прав материнства и детства. В них можно получить консультацию о льготах, в фондах помощи и другим вопросам;

·специальные образовательные учреждения - детские сады, школы, интернаты;

·ассоциации и другие объединения родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, которые предназначены для оказания семьям необходимой эмоциональной поддержки, передачи опыта воспитания детей, защиты прав семей.

Особое внимание должно уделяться знакомству родителей с нормативными документами, социальными гарантиями и льготами детей-инвалидов и их семей. Таким образом, для успешного достижения цели реабилитации: социальной адаптации ребенка-инвалида необходимо решение ряда медико-социальных, социально-психологических и психолого-педагогических проблем не только детей, но и их родителей, а также активное включение семьи в реабилитационный процесс.

Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.

Помочь ему реализовать это право, призвана система социальных служб, которой пока в государстве нет, но которая создается и апробируется.

Программа реабилитации - это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Во многих странах такой программой руководит один специалист - это может быть любой из перечисленных специалистов, который и отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на различный срок - в зависимости от возраста и условий развития ребенка.

По прошествии установленного срока специалист-куратор встречается с родителями ребенка. Чтобы обсудить достигнутые результаты, успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период.

Программа реабилитации - это четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановление сил и т.д. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов.

Допустим, необходима программа, которая будет включать следующие мероприятия:

·медицинские (оздоровление, профилактика);

·специальные (образовательные, психологические, социальные, психотерапевтические),направленные на развитие общей или точной моторики, языка и речи ребенка, его умственных способностей, навыков самообслуживания и общения.

После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистом-курьером и родителями ребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы.

Таким образом, программа реабилитации есть цикличный процесс.

Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличие междисциплинарной команды специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а во-вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную проблему.

Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.

. Помощь инвалидам

С учетом этих и других международных документов в 1995 году был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Права детей-инвалидов особо закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других законах.

В марте 2007 года Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена очередная федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы, которая является продолжением программы «Дети России» на 2003-2006 годы.

Целями Программы «Дети России» на 2007-2010 годы являются создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, Затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования должны составить 47,8 млрд. рублей.

В цели подпрограммы «Дети и семья» входит комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом. В рамках указанной подпрограммы содержится направление «Семья с детьми-инвалидами», предусматривающее решение таких задач, как:

·развитие и ежегодное обновление федерального банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья;

·внедрение современных технологий по реабилитации, воспитанию детей-инвалидов в семье и их социальной адаптации;

·материально-техническое оснащение специализированных учреждений для детей-инвалидов;

Реализация мероприятий подпрограммы «Здоровое поколение» позволит продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, добиться к 2011 году снижения показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте до 17 лет.

Также в нашей стране в 1990 году была создана некоммерческая организация Всероссийского Общества инвалидов - Фонд «Филантроп». Основная деятельность этой организации заключается в проведении благотворительных программ и социальной реабилитации инвалидов. Председателем комитета фонда «Филантроп» является И.Д. Кобзон. Руководители этого фонда устраивают фестивали художественного творчества инвалидов, турниры «равных возможностей», концерты мастеров- эстрады и артистов-инвалидов.

Я прочитал о творчестве вокально-инструментального ансамбля «Созвучие». В этом ансамбле играют 8 человек и все они в инвалидных колясках. Но их не покидает чувство радости, на их лицах улыбки и счастье, т.к. не смотря на свою физическую ограниченность, они нашли место в жизни, нашли применение своим способностям.

Отмечая государственное внимание к детям-инвалидам, успешное развитие отдельных медицинских и учебно-воспитательных учреждений, тем не менее следует признать, что уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, так как не решаются проблемы их социальной реабилитации и адаптации в будущем. Вопросы развития личности ребенка, его ощущения "самого себя" в обществе, образовательной структуре, его взаимоотношения с социумом уходят из поля внимания специалистов.

Необходимо признать, что система обучения детей с ограниченными возможностями не охватывает значительной части нуждающихся (в настоящее время число таких детей постоянно растет.

Современное состояние индивидуального обучения на дому (это в полной мере относится и к организации учебной деятельности в детских лечебных учреждениях здравоохранения) не отвечает требованиям целостного подхода к личности больного ребенка, ибо успех реабилитации таких детей значительно зависит от развития у них эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей.

Важнейшей проблемой при работе с детьми-инвалидами является выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей.

Не менее важной проблемой является работа по профориентации ребенка-инвалида. Правильный выбор профессии с учетом индивидуальных возможностей позволяет ему быстрее адаптироваться в обществе. В настоящее время организация учебного процесса на дому осуществляется педагогами школ по месту жительства детей с ограниченными физическими возможностями. Необходимо отметить, что организация обучения на дому вызывает серьезные претензии со стороны родителей не только нерегулярностью занятий, но и отсутствием у педагогов специальных психологических знаний, требуемых для индивидуального подхода к личности больного ребенка, невозможностью оказать родителям квалифицированную консультативную помощь по вопросам воспитания и коррекции поведения, внутрисемейным отношениям, организации реабилитационных мероприятий. Следовательно, в работе с детьми с ограниченными возможностями для полноценной реализации школьной программы недостаточно только профессиональных знаний учебного предмета - нужны специальные знания. Значимой составной частью социальной работы является психолого-педагогическая подготовка родителей. Психолого-педагогическое образование родителей означает систематически проводимую и теоретически обоснованную программу, целью которой является трансляция знаний, формирование соответствующих представлений и навыков развития, обучения и воспитания детей с ограниченными физическими возможностями и использование родителей в качестве ассистентов педагогов.

Методологическим основанием программы психолого-педагогического образования родителей является положение, что семья - это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе -"Я - концепция", где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа, ибо задача семейного воспитания - помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

Следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Современные требования социальной адаптации детей с ограниченными возможностями требуют переориентации профессионального обучения с традиционных профессий к наиболее востребованным на рынке труда. Однако современная образовательная система не готова, в частности отсутствует материальная база, к активному внедрению этого опыта. В тоже время, функционирование организаций, предоставляющих детям учиться престижным профессиям дистанционно, позволяет сделать вывод о необходимости всесторонней поддержки этого направления со стороны государства и благотворительных организаций.

Заключение

В последние годы на проблему адаптации детей инвалидов в обществе уделяется особое внимание со стороны государства и многое, как и в других странах, делается для комфортного проживания в России. Правительство следит за выполнением законов по правам детей инвалидов, и даже в эпоху кризиса ни одна социальная программа для детей-инвалидов не свернута. Пусть программы по обеспечению инвалидов в нашей стране только набирают обороты, но я уверен, что через пару лет для инвалидов будут созданы самые комфортные условия для проживания. Но все же я считаю, что для комфортного проживания в стране детям-инвалидам надо всего лишь помочь влиться в общество и тогда они не будут чувствовать себя ущербными или отличными от нормальных людей. Работая над этой темой, я впервые задумался, и предлагаю задуматься вам, о том: что мы сделали или можем сделать для этих людей?

Литература

1. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. вузов, обуч. по непсих. спец. / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2008, 2009, 2011. - 639 с.: ил.

. Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов; гл. ред. Е. Строганова. - СПб. [и др.]: ПИТЕР, 2009. - 304 с. : ил.

. Маклаков А.Г. Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин / А.Г. Маклаков. - СПб. [и др.]: Питер, 2009, 2010. - 582 с. : ил.

. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях / В.Г. Крысько; рец.: Т.Ф. Базылевич, И.В. Шаровов. - СПб. [и др.]: Питер, 2008, 2009. - 253 с.: ил.

. Общая психология: в 7 т.: учеб. для студ. вузов. Т. 1: Е.Е. Соколова. Введение в психологию / под ред. Б.С. Братуся; Фак. психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Каф. общ. психологии; рец.: В.А. Лекторский, В.И. Слободчиков. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 352 с. : ил.

. Общая психология: учеб. для студ. вузов : в 7 т. Т. 4 : М.В. Фаликман. Внимание / под ред. Б.С. Братуся; Фак. психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Каф. общ. психологии. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 476 с.

. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. Е.И. Рогова. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д : Феникс: МарТ, 2010. - 557 с.

. Марцинковская Т.Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2010. - 382 с.

. Штейнмец А.Э. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов / А.Э. Штейнмец. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2010. - 284 с.

. Козубовский В.М. Общая психология/ В.М. Козубовский; рец.: И.А. Фурманов, В.А. Янчук. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 367 с.: ил.

Похожие работы на - Дeти-инвaлиды в систeмe сeмeйных oтнoшeний

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!