Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,43 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Кафедра конституционного и международного права








НАУЧНАЯ РАБОТА на тему

«Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь»

Курсанта 1 курса

учебной группы

дневной формы обучения

факультета милиции

Денисени Е.С

Научный руководитель

Луговский Сергей Григорьевич

преподаватель кафедры

конституционного и

международного права

Минск 2013

Оглавление

Введение

. История становления системы органов местного самоуправления Республики Беларусь

. Понятие, принципы, правовая основа и система местного управления и самоуправления

. Порядок формирования, полномочия органов местного управления и самоуправления

. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о сущности местного самоуправления теснейшим образом связан с политико-правовой природой этого веления. Впервые теория, объясняющая сущность местного самоуправления, возникла в середине XIX века в Бельгии и Франции. Это теория свободной (естественной) общины. Ее представители считали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления. Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее. Эту теорию сменила хозяйственная теория. Ее представители (Р. Моль, А. Васильчиков) сделали упор не только на признание самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и на содержание коммунальной деятельности. Местное самоуправление считалось чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозяйственной деятельности. Одновременно появилась государственная теория самоуправления, основные положения которой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом. Сторонники этой теории рассматривали местное самоуправление как часть государства. В настоящее время практика, показала, что природа местного управления и самоуправления не может быть однозначно определена, затруднительно четко выделить собственно местные дела, отличные от общегосударственных; функции местного самоуправления отражают не только частноправовой, но и публичный характер. Местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образования, что нашло свое отражение в современной трактовке этого понятия.

1. История становления системы органов местного самоуправления Республики Беларусь

История становления системы органов местного самоуправления Республики Беларусь берет свое начало с 9 апреля 1990 г., когда был принят Закон СССР «Об общих началах местного управления и местного хозяйства в СССР» [5]. Этот Закон воспринял многие идеи Европейской Хартии местного самоуправления 1985 г. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15 октября 1985 г.) ориентировал на расширение регулирующих и оперативно-распорядительных полномочий местных Советов, укрепление их самостоятельности, как в правовом, так и в финансово-экономическом плане. При этом данный документ достаточно четко отразил идею субсидиарности в распределении компетенции местных органов разного уровня. Концепты современной теоретической модели правотворчества органов местного самоуправления и управления.

Впервые в законодательном плане был поставлен вопрос о системе юридических гарантий местного самоуправления, включая его судебную защиту. Местные органы в большей степени рассматривались как структуры территориальных сообществ граждан, действующие в рамках закона в интересах граждан. Закон 1990 г. не только по духу, но и по самой форме был близок Европейской Хартии. Он был скорее программным документом, чем нормативным правовым актом прямого действия. Но союзные республики, имея в виду и структуры власти, и общественные институты, оказались неготовыми к принятию прогрессивного законодательства о местном самоуправлении.

В декабре 1990 г. был принят Закон «О собственности в БССР» [7] . Государственная собственность была разделена на два вида: республиканскую и коммунальную. Закон определил, что коммунальная собственность принадлежит соответствующему административно-территориальному образованию. Распоряжение ею осуществляется уже не от имени государства (всего народа), а от имени населения той или иной административно-территориальной единицы самостоятельно в рамках закона. Таким образом, было декларировано, что местное население (территориальное сообщество) выступает как субъект права коммунальной собственности. Несомненно, это был шаг вперед по пути деэтатизации, социализации собственности, в признании автономии местных интересов и их определяющей роли в управлении коммунальной собственностью.

Местные органы формально стали самостоятельными, но при этом сохранили свой статус органов государственной власти и управления (подробнее о построении системы и компетенции органов местного самоуправления Беларуси по Закону 1991 г.) [12]. Сохранялась достаточно жесткая финансовая зависимость низовых уровней от вышестоящих при распределении бюджетных средств.

Советам принадлежало право распоряжения природными ресурсами на соответствующей территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Право распоряжения природными ресурсами Советы осуществляют путем предоставления их в установленном законодательством Республики Беларусь порядке во владение и пользование предприятиям, организациям, учреждениям, объединениям и гражданам. Субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, вносят Советам плату за использование природных ресурсов, а также возмещают ущерб, причиненный окружающей среде в результате их деятельности [9].

Однако благодаря Закону 1991 г. было возвращено в обиход само понятие «местное самоуправление» (до принятия названного Закона речь вообще не шла о самоуправлении, а только о Советах народных депутатов и их исполкомах как местных органах государственной власти), определены его основные принципы, в том числе самостоятельность и независимость Советов народных депутатов при решении вопросов местного значения . Но органы общественного самоуправления в республике начали создаваться еще в конце 1989 г. до принятия Закона о местном самоуправлении. Например, в г. Минске на основе Положения о комитетах общественного самоуправления (КОС), принятого 10 октября 1989 г. Первым не только в Минске, но и в Беларуси общественным самоуправленческим комитетом, созданным именно по инициативе граждан и зарегистрированным Советом депутатов, был КОС-84 Местное управление и самоуправление Республики Беларусь. В 1991-1992 гг. в Беларуси действовала первая редакция Закона 1991 г. В соответствии с действовавшей тогда Конституцией вся власть концентрировалась в системе Советов. Верховный Совет формировал правительство - Совет Министров и иные республиканские государственные органы, имел право отмены решений исполнительной власти и роспуска местных Советов всех уровней.

В 1993 г. в Закон 1991 г. были внесены изменения, направленные на усиление полномочий исполкомов и обеспечивающие централизацию власти. Исполкомы получили право самостоятельно утверждать свои штаты, назначать на должности руководителей подотчетных Совету органов управления, устанавливать и изменять правовой режим объектов коммунальной собственности. Получила распространение модель «сильный исполком - слабый Совет.

Проблема местного самоуправления оказалась настолько сложной, что даже не получила надлежащего разрешения в ходе конституционного процесса, продолжавшегося в течение четырех лет. На различных этапах в разных проектах, разработанных обеими конституционными рабочими группами, тематика местного самоуправления была одной из наиболее запутанных, и разработчики проектов конституции не могли определиться с местом и ролью местного самоуправления в системе институтов государства.

В 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь (в 1996 г. в неё были внесены изменения). По Конституции Белоруссия является простым унитарным государством. Страна состоит из 6 областей. В областях избираются Советы граждан сроком на 4 года. Вопросам местного самоуправления и управления был посвящен пятый раздел, который во многом содержал те же положения, которые были и в Конституции БССР 1978 г.

Конституция закрепляет, что в случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики. Иные основания досрочного прекращения полномочий местных Советов депутатов определяются законом.

Конституционно в Беларуси закреплены основные функции местных Советов:

утверждение плана социально-экономического развития, бюджета, местных налогов и сборов;

назначение местных референдумов;

утверждение порядка распоряжения коммунальной собственностью.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

·утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

·установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

·определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью.

Но в ст. 13 Конституции закреплены два вида собственности: государственная и частная, а муниципальная отсутствует.

После принятия Конституции в Закон 1991 г. был внесен ряд изменений: изменилось его название (он стал называться «Закон о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»), получили организационное оформление системы местного управления и самоуправления.

Начало очередному этапу новейшей истории самоуправления положил Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 1995 г. №383 «О проведении реформы органов местного управления и самоуправления», которым в городах были ликвидированы районные Советы депутатов и их органы. Предписывалось: «Образовать на территории районов в городах местные администрации с правами юридического лица»[13]. Они явились правопреемниками исполнительных комитетов районных в городах Советов депутатов. Глава местной администрации и его заместители назначаются председателем вышестоящего исполкома, а другие должностные лица администрации - ее руководителем.

Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении примерной структуры местных администраций в районах городов» была утверждена примерная структура местных администраций в районах городов, в состав которых входит руководство, органы по экономическому регулированию и рыночным отношениям; органы по информированию населения и связях с общественностью; органы по развитию социальной сферы; органы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства; органы по охране прав граждан и организационной работе [8].

Окончательная конструкция местной власти была установлена Указом Президента Республики Беларусь от 20 ноября 1995 г. №476 и Указом от 18 марта 1996 г. №105, которыми утверждались «Положение о председателе областного, Минского городского исполнительного комитета» и «Положение о председателе районного, городского исполнительного комитета».

С принятием новой редакции Конституции Республики Беларусь в результате референдума от 24 ноября 1996 г. такого рода нормотворческая практика Президента получила уже конституционное подкрепление. Закон 1991 г., изложенный в новой редакции от 10 января 2000 г., практически полностью был приведен в соответствие с нормами Указов. Закон 1991 г. в новой редакции определил систему и экономическую базу местного управления и самоуправления в Республике Беларусь, закрепил основы правового положения органов местного управления и самоуправления, отдельных форм непосредственной демократии. В нем определялись понятия местного управления и самоуправления, система и компетенция органов местного управления и самоуправления, принципы их деятельности, органы территориального местного самоуправления, экономическая основа местного управления и самоуправления, гарантии местного управления и самоуправления.

В июле 2000 г. был принят Закон Республики Беларусь №411-З «О республиканских и местных собраниях» , который регламентирует порядок инициирования, созыва, проведения, а также компетенцию республиканских и местных собраний как формы непосредственного участия граждан в управлении делами общества и государств [18].

Права Советов и исполкомов распоряжаться природными ресурсами закреплены в Кодексе о земле [19], Лесном кодексе [20], Кодексе о недрах [21], Водном кодексе [22].

Принятый 7 декабря 1998 г. Гражданский кодекс Республики Беларусь, установил, что субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы [14], закрепил деление госсобственности на два вида: республиканскую и коммунальную [15].

Развивалось и законодательство Республики Беларусь о финансово-экономических основах местного самоуправления. Критерии классификации и виды административно-территориальных единиц определяются Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. №154-З «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» [23].

Определен порядок формирования финансово-экономической базы бюджетов первичного уровня. Такой подход обеспечил не только оперативное, но и качественное финансирование мероприятий социального характера, благоустройства населенных пунктов и т. д. [10].

Опыт работы по реализации Указа Президента Республики Беларусь [24] показал: когда первичный уровень власти получил в свое распоряжение ряд доходных источников и, исходя из величины поступлений от них, смог планировать расходы, местные Советы стали более заинтересованно влиять на все стороны жизни вверенной им территории. У них появились возможности материально укрепиться, а также средства для стимулирования органов общественного самоуправления.

Следует отметить, что после выхода Указа Президента Республики Беларусь №21, многие вопросы, которые раньше казались не решаемыми, «сдвинулись с места». В частности, сельские Советы стали освобождаться от несвойственных им функций, когда они пытались заниматься всем - вывозом мусора, ремонтом водопроводных сетей, уличным освещением, содержанием улиц и кладбищ и т.д.

Важным шагом на пути дальнейшего развития местного самоуправления Беларуси стало создание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания. Совет по взаимодействию - это структура, которая основана на базе и с участием органов местного самоуправления всех уровней. Вместе с тем это и координационный орган. Он занимается обобщением и внедрением опыта, разработкой единых подходов к той или иной проблеме, доведением до местных органов самоуправления политики государства. Другими словами, Совет по взаимодействию работает «сверху вниз».

Сегодня деятельность Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь выходит на более высокий уровень. Впервые после получения статуса наблюдателя в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы Совет по взаимодействию в марте 2009 г. принял участие в пленарном заседании Конгресса местных и региональных властей Совета Европы в Страсбурге. Были определены перспективы сотрудничества Совета по взаимодействию с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, а также с Ассоциацией агентств местной демократии в целях совершенствования системы местного самоуправления в Республике Беларусь.

Европейский опыт по совершенствованию системы управления на местах очень важен для Беларуси. Кроме того, Беларусь заинтересована в налаживании взаимовыгодных контактов с Конгрессом, в частности, по ключевым вопросам трансграничного сотрудничества.

Следующим этапом в повышении эффективности института местного самоуправления в Беларуси стало создание на базе Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики национальной ассоциации местных и региональных властей. Это также должно способствовать консолидации усилий, направленных на экономическое развитие регионов, поскольку в настоящее время важно повышать самостоятельность, ответственность и инициативность местных органов власти в этой сфере. О совершенствовании системы местного управления и самоуправления и развитии отношений коммунальной собственности в Республике Беларусь.

Таким образом, рассматриваемый в Беларуси период зародились и получили и получили развитие важные элементы местного самоуправления.

2. Понятие, принципы, правовая основа и система местного управления и самоуправления

Термин "местное самоуправление" продолжает наполняться более точным содержанием и проникать в широкие слои общества. Но, к сожалению, этот процесс свидетельствует также об отсутствии в обществе однозначного понимания роли института местной власти в государственном строительстве. Все еще отсутствует однозначное видение целей развития страны. В этой связи понимание термина "местное самоуправление" является одной из наиболее принципиальных проблем. "Состояние и будущее местного самоуправления в Республике Беларусь в значительной мере зависят от того, какая концепция местного самоуправления берется за основу, - справедливо пишет С.А.Авакьян [25]. Между тем, в правовой литературе нет единства мнений в отношении содержания термина "местное самоуправление".

В последнее время термин "самоуправление" используется многими, но закладывается в него при этом разный смысл. "Народное самоуправление", "общественное самоуправление", "производственное самоуправление" - все эти понятия имеют свое значение и не тождественны друг другу. Местное самоуправление, по Конституции Республики Беларусь, относительно самостоятельно и осуществляется в городских и сельских поселениях, на других территориях, где население объединено совместными условиями проживания.

Можно сказать, что местное самоуправление - подзаконная система власти, которая функционирует в рамках законодательного поля, формируемого государством. На этом уровне принимаются властные решения в пределах функций, определенных законом. Местное самоуправление - одна из основ конституционного устройства государства. В то же время следует разграничивать систему власти и управления с различными формами самоорганизации граждан.

Местное самоуправление - важный элемент всей системы управления в государстве, во многом определяющий всю государственную структуру.

Так, Осмоловский В.В. полагал, что самоуправление на местах представляет собой заведование всеми местными нуждами самим обществом [26]. По мнению В. В. Погосского, местное самоуправление есть управление через лиц, избранных населением [27]. А. Васильчиков называл самоуправлением "систему, возлагающую на местных обывателей все тягости управления, с соответствующими правами" [28].

Приведенные определения базировались на положении о том, что местное самоуправление есть самостоятельная коллективная деятельность общины, сферой интересов которой является круг проблем, охватываемый понятием "местные дела".

Представления о понятии "местное самоуправление" были различными, что обусловлено приверженностью авторов к той или иной его концепции.

Остановимся на наиболее распространенных определениях понятия "местное самоуправление". А. Васильчиков дает несколько его определений. По его мнению, "самоуправление означает участие народа в местном внутреннем управлении своего отечества; это участие в известном размере допускается во всех государственных организациях и при самых централизованных формах правления"[30]. Местным жителям предоставляется все-таки весьма обширный и многосложный круг действий, преимущественно по тем предметам ведомства, которые могли бы обременить центральную администрацию чрезмерными расходами и заботами управления". Далее он отмечает, что самоуправление представляет собой систему, возлагающую на местных обывателей все тягости управления с соответствующими правами. Уточняя определение понятия "местное самоуправление", А. Васильчиков заметил, что "полное понятие о местном самоуправлении у тех народов, где оно действительно существует, сложилось из трех простых и непосредственных действий: раскладки податей, расходовании земских сборов, о местных судах и расправе".

А. Васильчиков рассматривает местное самоуправление как один из видов управления. "Самоуправлением, - пишет он, - называется такой порядок управления, при коем местные дела и должности заведуются и замещаются местными жителями - земскими обывателями"[31].

Б.Н. Чичерин определял самоуправление как общину, представляющую собой союз местных жителей во имя общих интересов.

Н.И. Лазаревский утверждал, что "самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данной местностью и ее населением" [32].

"Местное самоуправление есть проявление свободы человека как существа общественного", - подчеркивает Е. И. Колюшин[33].

Исходя из вышесказанного, а так же из того что нету единого общепризнанного понятия, могу предположить что в настоящее время попытки определить понятие "местное самоуправление" также имеются в юридической, политической, исторической и иной научной литературе.

Следует заметить, что С. А. Авакьян справедливо утверждает: "Абсолютно недостаточно сказать, что местное самоуправление - это самостоятельное и под свою ответственность решение населением и избранными им органами местных дел (вопросов местного значения)... В таком подходе отражены предметно-объектное содержание местного самоуправления, да еще его претензия на автономность. Однако этого недостаточно, поскольку в принципе любой уровень управления имеет свой предмет (объект) и должен быть самостоятельным в деятельности, за что и несет ответственность". "Кардинальное значение, - по мнению С. А. Авакьяна, - для понимания природы местного самоуправления должны иметь такие факторы, как: наличие или отсутствие государственно-властных начал в местном самоуправлении; его положение в общей системе управления, существующей в данном государстве и обществе; набор функций местного самоуправления; его материально-финансовая база"[34].

Конституционный подход представляется С.А. Авакьяну неконструктивным и неперспективным. Местное самоуправление - это территориальное управление. Управлять же территорией, не имея властных начал, попросту немыслимо. Для этого достаточно взглянуть на круг дел, встающих перед местным самоуправлением. А они, так или иначе, связаны с общими делами и проблемами, стоящими перед страной в целом, да иначе и быть не может.

"В сложившемся сегодня положении сконцентрированы все противоречия прошлых лет, - справедливо отмечает В. Н. Синяков. - В сознании и граждан, и должностных лиц еще жив стереотип мышления, что государство везде, что каждый местный Совет - орган государства, что должна быть жесткая подчиненность по вертикали всех органов, в том числе и представительных [3].

По мнению М. И. Пискотина "местное самоуправление" - это самоуправление граждан, населения сел, городов, поселков. Ими управляет не кто-то сверху, а они сами управляют своими местными делами.

"В настоящее время, - в Республике Беларусь с местным самоуправлением сложилась парадоксальная ситуация. Оно провозглашено Конституцией Республики Беларусь, изданы указы Президента о реформе местного самоуправления и о его государственной поддержке. Между тем, на практике сегодня его гораздо меньше, чем было в годы советской власти, когда официальная идеология вообще отрицала принцип местного самоуправления, а Конституция не упоминала о нем [2].

Термин "местное самоуправление" продолжает наполняться более точным содержанием и проникать в широкие слои общества. Но, к сожалению, этот процесс свидетельствует также об отсутствии в обществе однозначного понимания роли института местной власти в государственном строительстве. Все еще отсутствует однозначное видение целей развития страны. В этой связи понимание термина "местное самоуправление" является одной из наиболее принципиальных проблем. "Состояние и будущее местного самоуправления в Российской Федерации в значительной мере зависят от того, какая концепция местного самоуправления берется за основу, - справедливо пишет С. А. Авакьян. - Между тем, в правовой литературе нет единства мнений в отношении содержания термина "местное самоуправление".

В последнее время термин "самоуправление" используется многими, но закладывается в него при этом разный смысл. "Народное самоуправление", "общественное самоуправление", "производственное самоуправление" - все эти понятия имеют свое значение и не тождественны друг другу. Местное самоуправление, по Конституции Республики Беларусь, относительно самостоятельно и осуществляется в городских и сельских поселениях, на других территориях, где население объединено совместными условиями проживания.

Местное самоуправление в любом государстве, как справедливо отмечает М. И. Пискотин, служит средством осуществления трех основных целей: обеспечения децентрализации в государственном управлении; развития демократических начал в решении вопросов местного значения и повышения эффективности в ведении местных дел.

Основной смысл местного самоуправления, в понимании М. И. Пискотина, в том, что центральная власть или власть субъекта государства концентрирует в своих руках соответственно лишь общегосударственные или региональные дела, решение же дел местного значения оставляется местным сообществам, т.е. населению соответствующих низовых административно-территориальных единиц.

Проанализировав мнения ученых, могу сделать вывод, что местное самоуправление имеется лишь там, где в той или иной мере существует несколько обязательных условий и предпосылок, в том числе: наличие представительных органов, избираемых населением; выполнение основных исполнительных функций органами или должностными лицами, избираемыми непосредственно населением либо местным представительным органом; сведение роли назначаемых сверху должностных лиц, если таковые имеются, к контролю за законностью деятельности органов местного самоуправления и выполнению некоторых общегосударственных или общерегиональных функций; самостоятельность местных органов власти в ведении местных дел; наличие местного бюджета с самостоятельными доходными источниками; существование муниципальной собственности, "своего" имущества, необходимого для выполнения местными властями их задач и функций; использование институтов непосредственной демократии, в первую очередь, референдумов и сходов, собраний граждан с решающими полномочиями; развитие различных форм местного общественного самоуправления; разнообразных форм участия граждан в ведении местных дел. Это, по моему мнению, достаточно полная, основанная на глубоком анализе законодательства и практики, характеристика самоуправления.

В настоящее время идет поиск оптимальных вариантов самоуправления, определения его концепции. Разработка понятия "местное самоуправление" важна, поскольку это обусловлено необходимостью выбора оптимальной для Белоруссии концепции местного самоуправления, в соответствии с которой можно строить систему законодательства о местном самоуправлении и развивать практику. Полагаю, что разработка понятия может иметь успех при условии, если это понятие приносит положительные результаты на практике.

Определение понятия "местное самоуправление" все чаще стало включаться в конституции и законодательные акты о местном самоуправлении.

Впервые в нашей стране такое понятие был о определено как: "Местное (территориальное) самоуправление в СССР - это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно-территориальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы"[16].

Понятие: "Местное (территориальное) самоуправление в Белорусской ССР - это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими государственные и общественные органы всех социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе законов, собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств"[11].

Это, на мой взгляд, одно из удачных по содержанию и сущности определений местного самоуправления. В нем нашли отражение почти все элементы, присущие местному самоуправлению: человек, экономика, политика, культура, территория. И, что особенно важно, - соединение государственного и общественного начал.

Исходя из мнения разных ученых, в Конституции Республики Беларусь закреплено понятие местного управления и самоуправления.

Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан [1, с. 4].

Система органов местного управления состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты (далее - исполкомы) и местные администрации районов в городах (далее, если не указано иное, - местные администрации).

К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской исполкомы. Исполкомы областного уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам базового и первичного территориальных уровней.

К базовому территориальному уровню относятся городские, районные исполкомы. Исполкомы базового уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам первичного территориального уровня. Минский городской исполком обладает также правами исполкома базового уровня.

К первичному территориальному уровню относятся городские, поселковые, сельские исполкомы, местные администрации.

Местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:

законность;

социальная справедливость;

защита прав и законных интересов граждан;

сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;

единство и целостность системы местного управления и самоуправления;

взаимодействие органов местного управления и самоуправления;

разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;

выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам;

гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;

ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений;

обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;

самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что местное управление и самоуправление организуется и осуществляется на основе Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Указом №21 Президента Республики Беларусь «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения, в том числе международных договоров Республики Беларусь [4]. Органы местного управления осуществляют свою деятельность в соответствии с основными принципами закрепленными в законодательстве, а также что система органов местного управления состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного.

3. Порядок формирования, полномочия органов местного управления и самоуправления

Рассматривая данный вопрос необходимо отметить что в статье 117 Конституции Республики Беларусь гласиться, что местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Единая система местных органов управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских органов. Местные Советы депутатов, исполнительно-распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов. К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

назначение местных референдумов[6].

Рассматривая данный вопрос необходимо отметить статью 122 Конституции Республики Беларусь, согласно которой местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь. Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке.

Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного управления и самоуправления определяются законодательством Республики Беларусь, в частности Законом Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении".

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь местные Советы депутатов избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года, в порядке, установленном Законом Республики Беларусь "О выборах депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь".

Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов. В соответствии с законом Местные Советы депутатов вправе:

. Проводить мероприятия по совершенствованию организации работы с гражданами и юридическими лицами, в том числе по внедрению в деятельность государственных органов и иных государственных организаций заявительного принципа одного окна, а также участвуют в осуществлении контроля за проведением таких мероприятий на соответствующей территории.

. В целях совершенствования организации работы с гражданами и юридическими лицами Советы, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

.1. рассматривать обращения граждан, включая индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее - обращения граждан и юридических лиц), в том числе с выездом на место, ведут книгу замечаний и предложений;

.2. принимать необходимые меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан и юридических лиц на соответствующей территории, в том числе участвуют в осуществлении контроля за своевременным и качественным разрешением государственными органами и иными государственными организациями вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

.3. организовать личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и представителей юридических лиц (далее - личный прием граждан и представителей юридических лиц);

.4. осуществлять административные процедуры, на систематической основе проводят мероприятия по их упрощению, в том числе путем сокращения количества документов, необходимых для их совершения, сроков осуществления таких процедур, направления предложений в соответствующие государственные органы и иные организации.

. по взаимному соглашению перераспределять между собой отдельные полномочия в области хозяйственного и социально-культурного строительства наряду с необходимыми для их осуществления ресурсами.

. передавать часть своих полномочий органам территориального общественного самоуправления по просьбе или с согласия этих органов.

Таким образом на основании вышеизложенного следует вывод, что компетенция, порядок создания и деятельности органов местного управления и самоуправления определяются законодательством: Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении".

4. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления

Государственное управление подразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное сотрудничество государства и его субъектов с местным самоуправлением, обеспечивающее целенаправленное и эффективное функционирование муниципальных образований. В прямых связях основными являются управляющие воздействия. В обратных связях на первое место выдвигаются моменты сотрудничества и взаимодействия, инициативы снизу, восприятия и результативность прямых связей. В системе государственного управления, важное значение имеет оптимальное сочетание прямых и обратных связей.

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляется ради достижения общей цели - повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом.

Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления как в Беларуси, так в других странах.

Конституция Беларуси закрепила организационную обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно без четко отлаженного механизма их взаимодействия. Большинство наших неудач в экономике, социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм дает сбои.

Очевидным является тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса, не остаются и не могут остаться без влияния государства.

На республиканском уровне в отношении местного самоуправления решаются две задачи:

·выработка единой государственной политики в сфере местного самоуправления. Они решаются следующими способами:

во-первых, на республиканском уровне законодательно устанавливается общие принципы организации местного самоуправления;

во-вторых, республиканские органы государственной власти принимает программы государственной поддержки местного самоуправления;

в-третьих, для обеспечения закона "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" принимаются ряд законов.

В становлении и развитии местного самоуправления большую роль играют органы государственной власти субъектов РБ. Взаимодействие последних с органами местного самоуправления в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной политики - решения экономических, политических и социальных проблем развития муниципального образования и субъекта в целом. С другой стороны, такое взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя через решение вопросов местного значения реализации государственных задач: укрепление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, проведение мероприятий по социальной защите населения, стабилизация политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов.

Признание местного самоуправления означает, что государство видит в нем некий социальный институт, не обладающий свойствами государственной структуры. Децентрализация управления - это способ не просто сохранения целостности Белоруссии, но и эффективной защиты общества и граждан, гармоничного развития духовных, культурных, экономических связей Белорусского государства.

Взаимодействие самоуправления с верховной властью прослеживается с самого начала зарождения государства на Беларуси. Действовавшее на Беларуси общинное самоуправление, земство всегда находились в тесном контакте с городским вече и княжеской властью. Они как бы поддерживали и уравновешивали друг друга.

Решение существующих проблем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также многих иных, требует четкого разграничения компетенции между органами субъектов государства и местным самоуправлением, определения вопросов совместного ведения и перечень полномочий, передаваемых друг другу на основе добровольно заключенного соглашения.

В законах ряда субъектов Белорусского государства о порядке передачи отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям существуют прямые расхождения с Конституцией РБ и законом "Об общих принципах организации местного самоуправлении ". В частности, предусматривается возможность передачи полномочий по договору, хотя в Конституции РБ не установлен такой порядок. В ней говорится, что передача может происходить только по закону.

С целью гармонизации взаимоотношений необходим комплексный нормативный правовой акт, например - Закон «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта государства». Он устанавливал бы общие принципы данного взаимодействия для эффективного решения вопросов государственного и местного значения, управления процессами экономического и социального развития субъекта и муниципальных образований в интересах населения.

Данный закон должен закрепить основные принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов субъекта, формы их взаимодействия. В нем особо должны регламентироваться межбюджетные отношения между органами власти, организационное и информационное взаимодействия. В Законе должны быть определены предметы ведения органов государственной власти и местного самоуправления субъекта, вопросы, требующие их совместного решения, порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями. Здесь обязательно должен предусматривается принцип передачи материальных и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления и процесс осуществления ими этих полномочий, основания и порядок их прекращения.

Уточнение полномочий региональных государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, требующим совместного решения с учетом экономических, социальных и иных особенностей муниципальных образований, в соответствии с этим законодательным актом может быть осуществлено специальным договором (соглашением). Его сторонами выступают органы государственной власти и местного самоуправления в пределах, закрепленных за ними полномочий, предметом договора могут быть конкретизация вопросов, требующих совместного решения, условия и порядок их осуществления, формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении договора, а также иные связанные с ним вопросы.

Кроме того, определены направления взаимодействия органов внутренних дел как органов государственной исполнительной власти в Республике Беларусь и органов местного самоуправления, не входящих в систему органов государственной власти в условиях построения правового государства и формирования гражданского общества.

Анализ нормативно-правовых актов, отечественной и зарубежной научной литературы позволил оценить происходящие в Белорусском обществе процессы, разработать и обосновать ряд теоретических положений и практических предложений:

. Взаимодействие - это деятельное проявление (в соответствии с нормами действующего законодательства) субъектов (участников) взаимодействия -системного образования, согласованное по цели, основанное на кооперации, деловом сотрудничестве и взаимопомощи в интересах решения их общих задач.

. Основными направлениями взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления являются:

правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления;

разработка и принятие органами государственной власти региональных программ развития местного самоуправления;

наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и контроль за их реализацией;

обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления;

защита прав, свобод и законных интересов граждан на территории Республики.

Несомненно, можно утверждать, что взаимодействие органов местного самоуправления и органов внутренних дел - это их совместная деятельность, основанная на нормах законодательства и законодательства субъектов Республики, направленная на создание условий, гарантирующих безопасность личности, беспрепятственную реализацию гражданами, проживающими и находящимися на территории республиканского образования, их конституционных прав, свобод и законных интересов, а также направленная на создание нормальных условий функционирования предприятий, учреждений и организаций на территории республики.

Заключение

В современных странах централизованное управление делами государства сочетается с местным управлением и самоуправлением. Наиболее полно понятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении, следование которой является одним из условий вступления в Совет Европы. В соответствии с Хартией под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. В юридической литературе под местным управлением принято понимать управленческую деятельность в местной территориальной единице, осуществляемую центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления. Согласно ст. 2 Закона "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" местное самоуправление в Республике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Таким образом, местное управление обычно реализуется через органы, которые назначаются вышестоящими властными структурами. В некоторых государствах назначение отдельных должностных лиц, осуществляющих местное управление, производится президентом или правительством. В отличие от местного управления местное самоуправление представляет собой деятельность населения местной административной единицы для самостоятельного решения как непосредственно, так и через избираемые им органы вопросов местного значения.

Высказываются различные точки зрения относительно понятия местного самоуправления: одни авторы утверждают, что оно является частью деятельности государства, другие полагают, что это общественная деятельность граждан в рамках той или иной территории.

Считаю, что органы местного самоуправления часто сочетают в себе функции государственного руководства и общественного самоуправления. Это подтверждается, в частности, наделением органов местного самоуправления обширными властными полномочиями, подкрепляемыми силой государственного принуждения. Местное самоуправление является важнейшим элементом существования и развития государства, в котором обеспечивается реальное народовластие. Развитие местного самоуправления способствует решению социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения данной административно-территориальной единицы. В силу того, что местное самоуправление является формой организации граждан для решения стоящих перед ним задач, оно способствует приближению власти к населению с учетом существующих местных условий и особенностей. Можно утверждать, что местное самоуправление является властью, создаваемой населением.

Единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, районные в городах (в настоящее время упразднены), городские, районные, областные Советы депутатов. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории. В нашей республике установлены три территориальных уровня местных Советов: первичный, базовый и областной. Классификация Советов по уровням позволяет в законодательстве более четко определять полномочия Советов, имеющие различное название. Неотъемлемым признаком местного самоуправления и управления является закрепление законодательством за органами местного самоуправления и управления самостоятельных полномочий. Основные правомочия органов местного самоуправления и управления закреплены в Конституции и Законе Республики Беларусь о местном управлении и самоуправлении. Они обладают широкими правами и обязанностями в сфере экономических, социальных отношений, бюджета, финансов, охраны общественного порядка и др. Важнейшими полномочиями органов местного самоуправления (в данном случае местных Советов депутатов) является утверждение программы экономического и социального развития (ст. 121 Конституции). С учетом особенностей компетенции местных Советов, различных уровней (первичного, базового, областного) они также вправе утверждать программы жилищного строительства, благоустройства, дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы[17]. На них возлагается также организация, контроль и утверждение отчетов о выполнении этих программ. В области бюджета и финансов местные Советы депутатов утверждают и исполняют бюджеты, утверждают отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы. Местные Советы депутатов определяют в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью. Они определяют правовой режим имущества, входящего в коммунальную собственность соответствующего административного территориального образования. К компетенции Советов депутатов базового уровня относится: дача согласия на размещение и развитие на территории Совета предприятий, хозяйственных организаций и учреждений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующего административно-территориального образования; рассматривают планы и программы размещения , развития и специализации предприятий (объединений) и социально-культурных учреждений различных форм собственности, дача по ним заключений и в необходимых случаях внесение предложений в соответствующие органы управления и др. В области земельных отношений, использования природных ресурсов местные Советы депутатов осуществляют распоряжение и контроль за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении Советов. Право распоряжения землей и другими природными ресурсами местные Советы осуществляют путем предоставления их в установленном законом порядке во владение и пользование предприятиями и гражданами. Местные Советы депутатов осуществляют управление учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и другими находящимися в их ведении учреждениями и организациями. Местные Советы депутатов обладают и иными полномочиями. В Конституции, законах, актах Президента определяются также полномочия исполнительных и распорядительных органов, органов территориального общественного самоуправления. Важной гарантией нормального функционирования местного управления и самоуправления является регламентации взаимоотношений с другими государственными органами. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, которые имеют обязательную силу на соответствующей территории. В Конституции и Законе о местном управлении и самоуправлении предусмотрен порядок отмены решений органов местного управления и самоуправления. Вышестоящие представительные органы вправе отменить решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству. Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь. Решения местных Советов депутатов, исполнительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке. При этом следует иметь в виду, что акты органов местного управления и самоуправления, носящие нормативный характер, могут быть проверены на предмет соответствия их Конституции, актам, обладающим более высокой юридической силой, Конституционным Судом. В общий суд, хозяйственный суд граждане, субъекты хозяйствования могут обжаловать лишь акты, имеющие правоприменительный характер, которыми ограничиваются и нарушаются права, свободы и законные интересы граждан. Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Местное самоуправление в Республике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет, обладающий правами юридического лица.

орган государственный власть самоуправление

Список литературы

1. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г., одобрен Советом Республики 17 декабря 2009 г., (с изменениями и дополнениями от 28 августа 2012 г. № 428-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.09.2012, 2/1980).

. Местное самоуправление в Белоруссии: состояние, проблемы, перспективы. С. 79.

. Синяков В. Н., Синякова Т. В. Правовые системы Федерации: общая характеристика и пути совершенствования // Становление государственности и местного самоуправления в регионах России: Сб. науч. трудов. Саратов, 1997. С. 128.

. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г., одобрен Советом Республики 17 декабря 2009 г., (с изменениями и дополнениями от 28 августа 2012 г. № 428-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.09.2012, 2/1980),ст.4.

. Закон СССР от 09.04.1990 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (с изменениями и доп., внесенными Законом СССР от 23.10.1990, ведомости СНД и ВС СССР, 1990, N 44, ст. 914).

. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.), ст.121.- 41с.

. Закон Республики Беларусь «О собственности в Республике Беларусь» от 11 декабря 1990 г. N 457-XII (Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР,1990 г., N 2, ст.13)

. Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении примерной структуры местных администраций в районах городов» от 27 ноября 1995 г. N 481 (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., N 34, ст.819) , (с изменениями и дополнениями от 11 декабря 1995 г. NЗ-25/95 (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1995 г., N 35, ст.483).

. Закона Республики Беларусь, Верховного Совета Белорусской ССР от 20 февраля 1991 г. № 617-XII « О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», (с изменениями и дополнениями от 11 июня 1993 г. № 2369-XII),ст.34.,гл.5.

. Указ Президента Республики Беларусь отм12 января 2007 г. № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения», (с изменениями и дополнениями от 13 октября 2008 г. №556 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 248, 1/10116).

. Закон Республики Беларусь Верховного Совета Белорусской ССР от 20 февраля 1991 г. № 617-XII «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»,(с изменениями и дополнениями от 5 января 2008 г. № 317-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14, 2/1414)).,ст.1.

.Закон Республики Беларусь №617-XII «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Белорусской ССР от 20 февраля 1991г. (с изменениями и дополнениями).- В ред. от 01.11.2004.

. Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 1995 г. N 383 «О проведении реформы органов местного управления и самоуправления» , (с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1999 г. N 725 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 1, 1/836),-Минск,П.2.

. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 г., одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г.,(с изменениями и дополнениями от 28 августа 2012 г. № 428-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.09.2012, 2/1980). П.-2.

. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 г., одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г., (с изменениями и дополнениями от 28 августа 2012 г. № 428-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.09.2012, 2/1980). Р.-II,ст.-215.

. Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 года, (с изм. и доп., внесенными Законом СССР от 23.10.1990 - Ведомости СНД и ВС СССР, 1990, N 44, ст. 914),ст.1.

. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г., одобрен Советом Республики 17 декабря 2009 г.,(с изменениями и дополнениями от 28 августа 2012 г. № 428-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.09.2012, 2/1980)).,ст161,17,18.

. Закон Республики Беларусь от 12 июля 2000 года №411-З «О республиканских и местных собраниях», (в редакции Закона РБ от 03.06.2011 г. №270-З)., принят Палатой представителей 22 июня 2000 г. , одобрен Советом Республики 30 июня 2000 г.

. Кодекс Республики Беларусь «О земле», от 23 июля 2008 г. № 425-3. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 г., одобрен Советом Республики 28 июня 2008 г. , (с изменениями и дополнениями от 26 октября 2012 г. № 432-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.11.2012, 2/1984).

. Лесной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. № 420-З. Принят Палатой представителей 8 июня 2000 г., одобрен Советом Республики 30 июня 2000 г. ,(с изменениями и дополнениями от 22 декабря 2011 г. № 326-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 1, 2/1878).

. Кодекс Республики Беларусь о недрах от14 июля 2008 г. № 406-З. Принят Палатой представителей 10 июня 2008 г., одобрен Советом Республики 20 июня 2008 г., (с изменениями и дополнениями от 26 октября 2012 г. № 432-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.11.2012, 2/1984).

. Водный кодекс Республики Беларусь от15 июля 1998 г. № 191-З. Принят Палатой представителей 18 июня 1998 г., одобрен Советом Республики 29 июня 1998 г.,(с изменениями и дополнениями от 14 июля 2011 г. № 293-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 82, 2/1845).

. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 154-З «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь». Принят Палатой представителей 9 апреля 1998 г., одобрен Советом Республики 17 апреля 1998 г., (с изменениями и дополнениями от 2 июля 2009 г. № 31-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 161, 2/1583)).

. Указ Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. № 21, «О Повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения», (с изменениями и дополнениями от 13 октября 2008 г. №556 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 248, 1/10116)).

. Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. - М., 2006. - №2. - с. 3-33.

. Осмоловский В.В. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь. - Мн., 1999.

. Погосский В. В. Местное самоуправление на демократических началах. М., 1917. С. 6

. Васильчиков А. О самоуправлении. СПб., 1870. Т. 1. С. 1-2.

. Ашлей П. Местное и центральное самоуправление. СПб., 1910. С. 3.

. Васильчиков А. О самоуправлении. С. 79.

. Васильчиков А. О самоуправлении С. 81.

. Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. СПб., 1910. С. 52.

. Колюшин Е.И. Проблемы концепции местного самоуправления //Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы. С. 71.

. Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России. С. 43.

Похожие работы на - Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!