Гендер как предмет психологического анализа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    587,86 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гендер как предмет психологического анализа

Введение


«Образование - это оружие. Все дело в том, кто его держит и на кого оно направлено» Сталин

Актуальность работы. На сегодняшний день наше государство находится в критической точке своего развития.

Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения за 2011 год, в России имеет место демографический кризис. Суммарный коэффициент рождаемости составил 1,539.


Число абортов превышает число рождаемости. На 10 беременностей приходится 7 абортов. По данным «единой межведомственно информационно-статистической системы» (#"798187.files/image002.gif">

Уже к 2050 году население России может сократиться вдвое.

Ситуация осложняется высокой алкоголизацией населения, особенно молодежи.

Алкоголь и табак являются оружием геноцида, преодолеть который можно только на мировоззренческом уровне.

В рамках либеральной политики правильны те, действия, которые приносят максимальную прибыль сейчас. И это очевидное искажение здравого смысла.

Не лишним будет вспомнить критерии выбора и оценки поступков ответственных политиков древности, когда правильность поступка оценивалась по результатам в седьмом последующем поколении (Древний Китай)


Семья - основная ячейка общества и государства, она является фундаментальным фактором жизнеспособности и целостности России на геополитической арене в условиях мирового финансового и системного кризиса капитализма.

Решение большинства из перечисленных проблем лежит в укреплении семьи.

Соответственно важнейшей задачей общества, в том числе психологической науки, является укрепление и возрождение семьи. Воспитание зрелых, ответственных и самостоятельных юношей и девушек.

За столетнюю историю СССР и её правоприемницы РФ, за исключением периода с 1943 по 1954 года, вопросами полово-ролевого воспитания мальчиков и девочек психологическая наука практически не занималась.

Справка. Потемкин Владимир Петрович - Министр образования 1940-1946 годы. Поставил цель сделать советскую школу лучшей в мире: «Образование - это холодная война против России»

На данный момент более чем актуальна проблема исследования возможностей эффективного применения гендерных теорий для укрепления Российской семьи.

Проблема. Практика внедрения гендерных технологий в образование и науку показывает, что целью их внедрения является расшатывание базовых ценностей традиционной семьи и противоречит задачам укрепления семьи, размывает границы норм, способствует углублению демографического кризиса; а в тандеме с ювинальными технологиями становиться оружием геноцида российского народа.

Бездумно перенимаются новомодные западные теории, щедро финансируемые различыми зарубежными фондами. При этом игнорируются уникальный опыт и достижения русской психологии царской России, отечественной психологии и накопленой веками традиционной мудрости русского народа в вопросах воспитания мальчиков и девочек.

Объектом исследования работы является гендер как психологический и социальный феномен

Цель исследования. Выявить особенности становления и развития понятия гендер в психологической литературе.

Гипотеза. Я предполагаю, что внедрение современных гендерных технологий - это идеологическая диверсия на территории нашей страны.

Задачи.

. Изучить основные подходы к исследованию понятия гендер в зарубежной психологии.

. Проанализировать основные подходы в исследовании понятия гендер в отечественной психологии на примерах публикаций двух основных жерналов по психологии "Вопросы психологии" и "Психологический журнал" за последние 15 лет.

Новизна исследования. Новизна исследования заключается в осмыслении и анализе современных тенденций и фактов в практике внедрения гендерных технологий в жизнь российского общества. Выявлена опасная неоднозначность понятия "гендер", чреватая переформатированием сознания современного человека.

Часть 1. Гендер и его роль в социуме

Пол и гендер

Понятие «гендер» (от латинского gender - «пол»), было введено в научный оборот сексологом Джоном Мани (1921 - 2006) в ходе исследований социальных ролей маргинальных групп (трансвеститы, транссексуалы) в современном обществе. Гендер есть социальный пол.

Понятие «пол» (латинское sexus, «пол», «половина», «деление») может использоваться шире и включать в себя - анатомические различия и признаки. Понятие «гендер» обычно применяется в сфере собственно социологии или социальной психологии.

Гендер как первичный социальный статус

В структуре общества мужчинам и женщинам отводятся принципиально разные статусы. Они настолько различны, что могут быть рассмотрены в отрыве от их носителей и их анатомических свойств. Разделение на мужское и женское в социуме напрямую связано с фундаментальными основами общества и предопределяет его строение. Можно сказать, что деление социальных статусов на мужские и женские первичнее, чем сами мужчины и женщины. (Дао: Инь и Ян)

Эти роли можно мыслить сами по себе, и формирование мужских и женских стереотипов поведения, психологии, реакций, отношения к жизни и миру, в дальнейшем будут следствиями этих ролей. Статус (чин) мужчины (чин мужа) и статус (чин) женщины (чин жены) в обществе являются самыми фундаментальными из социальных статусов. В большинстве обществ они считаются врожденными и не подлежат изменению. Но в некоторых случаях в традиционных и архаических, современных и постмодернистских обществах, эти статусы могут меняться. Однако само изменение статусов как правило, представляет собой именно перемену одного на другой, а не выход за пределы гендерных структур. Если член общества меняет пол, то переходит - до определенной степени - в зону пола противоположного.

Андрогин

Социум нормативно выделяет два гендерных статуса - мужчину и женщину. Теоретически сама эта дуальность вызывает мысль о возможности ее преодоления, о наличии «третьего пола». Отсюда рождаются мифы о Гермафродите, Андрогине. Платон, объясняя любовь мужчин и женщин друг к другу, приводит древний миф о том, что некогда люди были андрогинными, но потом раскололись надвое, и с тех пор ищут свою половину.

Отсылки к восстановленному гермафродитизму мы встречаем и в более рационализированных традициях и религиях. Так, в христианстве брак считается таинством, заключенным на небесах, и молодожены описываются как «тело единое» - «да будет муж и жена телом единым». К преодолению пола призывает и апостол Павел в его определении христианской общины - «несть, ни мужеска пола, ни женска, но все и во всех Христос».

С мистической реализацией андрогината связаны и практики инициатического трансвестизма у шаманов разных народов. Меня пол шаман (или шаманка) реставрируют статус гермафродитизма, утраченный в незапамятные времена. Сюда же следует отнести и ритуальные кастрации и обрядовую педерастию жрецов некоторых религиозных культов женских божеств Великой Матери - фригийской Кибелы, кафрагенской Танит и т.д.

Но обращение к андрогинату даже в древнейших обществах относится в сферу мифического прошлого, к мифу об истоках. В обществе же, которое считается нормативным, гендерный дуализм является самым общим правилом. Социум всегда состоит из двух ролевых цепочек, которые пронизывают все страты и привносят в социальную модель дополнительную симметрию.

Оргия

На другом логическом конце от полюса андрогина в отношениях между полами находится обряд ритуальной оргии, практикующийся во многих обществах. Отсюда берет начало дионисийские мистерии, карнавалы, сатурналии римлян, Купальские праздники у древних славян, последним отголоском которых является современный ежегодный карнавал в Рио-де-Жанейро. Как и в случае андрогината, это относится к религиозно-обрядовой стороне, а не к нормативным социальным практикам.

Оргии были такой формой религиозной экстатической практики, где в особо оговоренные моменты и в ходе ритуалов мужчины и женщины вступали в половые отношения друг с другом без разбору и какой бы то ни было упорядоченности. Как правило, оргии организовывались в специальные праздники, связанные с обновление мира (например, во время прихода весны или в районе летнего или зимнего солнцестояния). В особо оговоренное время снимались все социальные запреты гендерного поведения, все члены социума могли сходиться друг с другом без учета семейных, клановых и социальных статусов. Практически всегда оргии устраивались ночью.

Промискуитет символизировал предчеловеческое состояние, из которого произрастал социум. Гендер здесь мыслился не дуально, а хаотично, рассеянный по всей массе участников оргии без четкой фиксации. Этот промискуитетный панэротизм можно соотнести с преодолением пола не сверху (в форме андрогината), но снизу, через множественность, предшествующую двойственности. Отголосками оргиастических культов являются истории про ведьмовские шабаши, циркулировавшие на протяжении всего Средневековья. Легенды о Вальпургиевой ночи, отмечаемой в ночь на первое мая ведьмами на Лысой горе, является воспоминанием о такого рода обрядах.

Генон показывает, что католичество до какого-то момента относительно терпимо воспринимало такого рода праздники, называвшиеся «ослиными процессиями» или «праздниками дураков», в которых, кроме всего прочего, осмеивалась и церковная иерархия. По его мнению, церковь считала за благо допускать выплеск хаотических энергий под контролем, чтобы не дать им захватить широкие социальные массы. Когда эти праздники, наконец, запретили, начались «ведьмовские процессы», обряд перешел к «сатанинским» формам. Тему карнавальной культуры, сопряженной отчасти с практикой ритуальных оргий, в своих работах изучал русский философ Михаил Бахтин (1895-1975).

Пол и таксономия

гендер социальный психоанализ феминизм

Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις - строй, порядок и νόμος - закон) - учение о принципах и практике классификации и систематизации(#"798187.files/image004.gif">

Сама молодежная энергия эксплуатируется системой как планктон. Энергия необходимая для фазового перехода в состояние взрослого не переходит никуда и растекается в вечное неорганичное «ни то, ни сё», не оставляя молодым людям шанса стать субъектами.

В точке перехода происходит разделение на людей объектных и людей субъектных. Назревает тема инициатической пубертатной революции в точке разрыва.

Задача - стать взрослыми.

Мейн-стрим нашего социального бытия, наших психологических предпочтений направлен на то, чтобы никто никогда не стал взрослым.

«В постмодерне нет взрослых: есть маленькие дети и есть старые дети». Совершив переход, обретаем право сказать о себе: «Я есть»

я часть инициации - падение в хаос: стремление избавиться от собственной детскости.

я часть инициации - обретение образа, реструктурирующего хаос его внутренних энергий.

Субъектность тесно связана с собственным достоинством, с превосходством бодрствующего над спящим. Это результат дифференциации, четкой фиксации различных состояний.

Человек получивший инициацию, становится человеком.

Ребенок остается в роли вечного исполнителя.

Тенденции современного развития психологии. Весь западный мир охвачен пожаром глобализации на фоне системного, фундаментального кризиса. Процессы глобализации происходят во всем мире.

Реализация проекта глобального государства планируется через интеграцию государств. Для решения этой задачи необходимо создать глобальное гражданское общество и мировое правительство. Глобальное государство строится по идеологическим моделям. Гражданское общество, интеграция, распространение всеобщих нормативов и идеология предшествуют созданию глобального государство.

Мерой вещей является человек, а мерой человека является индивидуум. Субъектом политики является именно индивидуум.

Идеология прав человека - это идеология прав атомарного индивидуума, человека, лишенного любых доминирующих коллективных форм идентичности, индивидуума как такового, лишенного каких бы то ни было национальных, этнических, религиозных, культурных, расовых форм.

Это либеральная версия прав человека, «человека освободившегося от» (liberty)

Предполагается отказ от всех форм идентичности. Индивидуум должен представлять только самого себя.

Но гендерная идентичность - форма коллективной идентичности со своим полом. Для очищения индивидуальной идентичности необходимо релятивизировать гендерный фактор. Отсюда идея прав сексуальных меньшинств, связанная с правами человека как индивидуума.

Психология глобального общества - это принципиально индивидуальная психология. Это психология, предполагающая максимальную свободу индивидуума по отношению к каким бы то ни было коллективным психологическим представлениям. Это отказ от юнгианской концепции коллективного бессознательного как релевантной психологической инстанции.

Оптимальный психологический подход для глобального общества - это глобальный бихевиористский подход, который рассматривает становление психологического индивидуума из его социальных интеракционистских взаимодействий с другими индивидуумами. Индивидуум как абсолютно свободное и автономное существо сталкивается с другими индивидуумами и на этом столкновении свободно выстраивает свою собственную психологию. В рамках бихевиористской концепции совесть является условным рефлексом.

Само представление об идеологии прав человека диктует определенную психологическую доминанту.

Любые формы коллективной психологии рассматриваются как рудименты предшествующего мира. Речь идет об освобождении от всех форм психической униформизации: каждый человек - носитель своей собственной психики, которая конституируется свободным образом. Отсюда свобода перверсий, пролиферация любого типа организации собственного психического пространства.

Вот такой мир является горизонтом нашего будущего развития.

Но история - открытый процесс. И если исторический процесс будет двигаться по своей логике, то конец истории будет выглядеть подобным образом.

Психология глобального общества выстроится вокруг этой специфической глобалистской антропологии свободного абсолютно от всего индивидуума.

Элементы этого будущего образа явно просматриваются в настоящем.

Либеральная идеология в чистом виде в глобальном масштабе и приведет нас, если все будет идти так, как идет сейчас, к этому глобальному обществу.

Что может противопоставить наша культура этим тенденциям?

Русская цивилизация находится на распутье. Перед нами остро стоит проблема объединяющего мировоззрения, лишь опираясь на которое наше возрождение станет действительным.

Необходимо вспомнить традиции отечественной науки до революционного периода, вернуться к глубинным пластам нашей культуры, в которых заложены модели и процессы становления человека, мужчины и женщины. Необходимо перестать подражать и расшаркиваться перед атлантическими «партнерами».

Важно разработать концепцию «русского гендера».

«Создание конкурирующего «полюса смысла» - создание и защита своей модели человека, общества, системы смыслов и ценностей - способно дать России и другим государствам, не желающим поддерживать глобализационный миропорядок, шанс отстоять свою цивилизационную независимость»

Похожие работы на - Гендер как предмет психологического анализа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!