Выявление основных мотивов вступления в брак у молодежи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    581,16 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Выявление основных мотивов вступления в брак у молодежи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА"

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

Кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин ИПКиПК




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Психодиагностика"

ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МОТИВОВ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК У МОЛОДЕЖИ












Витебск, 2013

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основания исследований семейно-брачных отношений

1.1 Современный взгляд на семейные отношения

1.2 Молодая семья как один из этапов развития семьи

1.3 Психологические аспекты мотивации для вступления в брак

2. Эмпирическая часть

2.1 Методы исследования

Заключение

Введение

Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоятельно взрослым человеком, какие-то - только совместно с кем-либо. Если с момента существования брака (объединения мужчины и женщины) значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функции, то к настоящему моменту повсеместно усиливаются психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки. Супружество в его современном виде оценивается с позиций достижения экзистенциального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. При заключении брака востребованными становятся чувства. Именно любовь ведет к созданию семьи. Даже пресловутый "брак по расчету" допускает возникновение любви ("стерпится - слюбится").

Каждый человек уникален и неповторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. Осознание своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял его, необходимо стать кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке семье. То есть, брак здесь выступает как реализация потребности человека. Однако брак - это не просто реализация потребности, ведь мы уже сказали, что участвуют в нем двое совершенно разных людей, а значит это, прежде всего работа "этих двоих" над процессом создания семьи, где и будут реализованы их потребности друг через друга. Хотя создание семьи - это процесс, которому мы учимся постепенно, однако большую роль играют мотивы, которые мы закладываем, вступая в брак.

Образование семьи происходит по определенным причинам, мотивации. Основной задачей данной работы является вывить те или иные мотивы вступления в брак, которые в дальнейшем могут определять причины семейного благополучия или наоборот.

Брак - это сложнейший социальный институт, являющийся совокупным результатом взаимодействия факторов социального, природного, индивидуального и общественного, единичного и общего характера. Стабильность, как самого брака, так и основанной на нем семьи в значительной мере будет зависеть от содержания и характера мотивов заключения брака. Исследование этих мотивов позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал.

Актуальность данного вопроса не случайна, ведь на сегодняшний день по данным Белстата отмечено, что число браков в Беларуси продолжает снижаться, а число разводов по-прежнему растет.

Для вступающих в брак, мотивы, которыми они при этом руководствуются, являются фундаментом, на котором затем можно строить семейные отношения. Формирование мотивов - это сложный и длительный процесс, в течение которого в сознании индивида складываются определенные взгляды по вопросам брака и семьи. При этом содержание (взглядов) определяется характером социально-экономических условий, духовного потенциала общества, господствующих традиционных установок и норм поведения.

1. Теоретические основания исследований семейно-брачных отношений

.1 Современный взгляд на семейные отношения

 

Удачный брак - это строение, которое нужно всегда реконструировать. (А. Моруа)

Само человеческое существование, условия выживания, достижения благополучия связаны с пребыванием в согласии с природой человека. Э. Фромм вопрошает: "Как нам приобрести союз с самими собою, с нашими собратьями людьми, с природой?". В реалиях XXI века еще острее стоят вопросы по поводу того, как нам обрести устойчивый, гармоничный союз с другим человеком и каким образом сохранить этот союз на протяжении всей жизни.

Проблема психологии семейных отношений возникает в плане реализации жизненной и личностной идеологии человека, в плане становления семейного сценария человека и в плане реализации смыслов и целей семейной жизни. Лучше всего это выразил С.Л. Рубинштейн: "Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. "Сердце" человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинной психологии".

Семейные отношения - это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания.

В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни.

Выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных социально-экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юридического, нравственного) мужчины и женщины. Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.

В данном определении подчеркиваются: неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

По определению А.И. Антонова, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующихся только супружеством, но не родительством и кровным родством).

Семья создается для исполнения естественного предназначения - продолжения вида. Жизнь биологической системы заключается в трех этапах: рождение, размножение и смерть. Кроме того, считается, что семья является экономической базой воспитания детей. Но если в прошлом это было истиной, то в настоящее время экономическая независимость любого из супругов ставит под сомнение это утверждение. Для многих культур и религий формальное право на секс обретается только в рамках семейных отношений. Однако это положение уходит постепенно в прошлое. Также семейные отношения определяются моралью, традициями, религией, обычаями.

Брак не означает, что кто-то должен ограничивать себя, свои индивидуальные способности. Мужчина должен остаться самим собой, и женщина должна остаться собой, но вместе они должны быть качественно новой единицей, способной породить и воспитать потомство, а также передать детям самое важное: как любить друг друга, как жить в единстве. И если бы удалось это сделать, то все педагогические теории оказались бы не нужны. Все знания, собранные в научных трудах, были бы не нужны, если бы мы смогли научить наших детей любить по-настоящему, мудро. И наш мир, конечно, выглядел бы гораздо лучше.

Партнерство в семье не всегда предопределяет счастливую жизнь супругов, поэтому счастливым партнерством будем считать такой брачный союз, который создается именно для получения обоюдного счастья.

В семьях складываются определенные супружеские отношения. Чаще всего это отношения господства, при которых лидирует один из супругов, реже это партнерство, причем оно может подразумевать определенную зависимость одного из супругов. Говорить о равенстве в семье не приходится, т.к. такого не может быть по биологическим причинам. Наконец, счастливое партнерство подразумевает союз для обоюдного счастья.

1.2 Молодая семья как один из этапов развития семьи


Переломным моментом в развитии науки о семье было возникновение представления о ней как о системе и введение в семейную психологию терминов "семейная система", "семейные подсистемы" и т.п. Такой подход к семье означает, что в ней все взаимосвязано, что она есть единое целое - единый биологический и психологический организм.

Семейная система - это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система - это самоорганизующаяся система, т.е. поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой. Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием своих потребностей и, мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу.

Семейная система - это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой.

Подобно всем биологическим организмам, семья стремится как к сохранению сложившихся связей между ее элементами, так и к их эволюции. Семейная система, так же как любая другая система, функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза и закона развития.

Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи - это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья.

Непосредственной физиологической причиной, дающей семье возможность пройти этот жизненный цикл, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие, как брак, рождение ребенка и пр., а также изменения физического возраста людей и соответственные изменения стадий психического развития.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

Брак - принятие супружеских социальных ролей.

Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода - возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

Большинство психологов и социологов, исследующих семейные отношения, подчеркивают важность начального периода развития семьи (Мацковский М. С, Харчев А.Г., 1978; Сысенко В.А., 1981; Дементьева И.Ф., 1991; Трапезникова Т. М., 1988; Ричардсон Р., 1994; Гребенников И.Ф., 1991 и др.). "Как и все живое, семья бывает наиболее слабой в момент возникновения" (Юркевич Н.Г., 1971, с.88).

В отечественной психологии, как правило, используется периодизация развития семьи, предложенная В.А. Сысенко (1981, 1989). Согласно этой периодизации, термин "молодая семья" понимается довольно расширенно - "совсем молодые браки" - от 0 до 4 лет стажа и "молодые браки" от 5 до 9 лет. Многие исследователи выделяют в качестве первого периода развития семьи первые год-два совместной жизни. На значимость именно этого отрезка жизненного цикла семьи указывает уже тот факт, что, по разным источникам, за это время распадается от 20%. (Трапезникова Т. М., 1989) до одной трети всех семей (Сысенко В.А., 1981). Возможно, для более глубокого понимания проблем молодой семьи следует рассматривать отношения в ней до и после рождения первенца, поскольку с появлением ребенка семья переходит на новую стадию независимо от сроков ее существования. Так, Картер и Мак Голдринг (1980) второй и третьей стадией жизненного цикла семьи называют семью молодоженов и семью с маленькими детьми. Таким образом, семья до и после рождения первенца оказывается на разных жизненных стадиях, несмотря на то, что это изменение может произойти в течение года или менее с момента заключения брака. По отзывам американских исследователей семьи, молодожены часто могут позволить себе очень многое, особенно когда оба они работают: покупать автомобили, мебель, наслаждаться активным отдыхом. Переход к родительству резко меняет образ жизни.

О.А. Добрынина (1993), изучавшая семьи рабочих, утверждает, что самые напряженные периоды существования семьи отмечаются у супругов из группы "совсем молодых браков" (0-4 года) и "пожилых браков" (свыше 20 лет стажа). В молодых семьях формируется модель будущих семейных отношений - распределение власти и обязанностей, духовные связи между супругами, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы их обоих, вырабатываются общие семейные ценности. У молодых супругов актуализируются проблемы психологической и бытовой адаптации: решаются вопросы лидерства, эмпатии, распределения домашних нагрузок. В молодых семьях отмечалась повышенная потребность в признании, во взаимопонимании, но эффективность психологической поддержки у молодых супругов самая низкая по сравнению с браками более старшего возраста.

Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности внутрисемейных отношений, освоения социальных ролей каждым членом семьи, а также ее социализацией в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнением в той или иной степени функций социального института.

Современная молодая семья, происходящие в ней изменения определяют во многом динамику трансформации семьи в целом в современном обществе.

Этот тип семьи отличает то, что в них основная ось отношений определяется не родством и родительством, а брачностью (супружеские отношения имеют превосходство над отношениями между детьми и родителями, супругами и родственниками). В то же время, отмечается, что молодая семья - это особая социально-психологическая, интимно-психологическая группа, специфика которой состоит и в том, что, с одной стороны, взгляды современного молодого поколения на семью и брак отражают гуманизацию супружеских отношений, с другой, увеличивается значимость материального благополучия.

Термин "молодая семья" утвердился не сразу, но сейчас он фигурирует в официальных документах, научных работах. При отнесении семьи к данной категории учитываются границы возраста супругов и продолжительность совместной жизни. В то же время понятие "молодая семья" в зависимости от отрасли знаний и сферы применения трактуется по-разному. В результате отсутствует система статистических показателей.

Л.М. Иванова (1989) считает, что "молодая семья - это двое молодых супругов в расцвете сил, имеющие одного или двоих детей. Они хорошо выглядят, интеллигентные, стремятся к пониманию друг друга и пытаются анализировать свои отношения с целью их совершенствования".

Психологи рассматривают семью молодой, если супружеский стаж партнеров не превышает трех лет, а возраст супругов - 25 лет. В данном определении предлагаются весьма низкие возрастные границы. Вероятно, психологи основывались на том, что брак, заключенный позже этого возраста является более стабильным, поскольку объединяет более зрелых людей.

Более полное определение предлагают специалисты Е.М. Зуйкова и Н.В. Кузнецова (1994), вводя дополнительные критерии: возраст супругов до 30 лет и очередность брака - первый.

Возрастная граница не более 30 лет устанавливается в соответствии с верхней границей возраста молодежи.

Необходимо заметить, что невозможно дать однозначное определение молодой семье для всех областей знания.

Молодая семья имеет свои, свойственные только ей, особенности:

. Объективно недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности.

. Объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью укоренения семейной жизни: финансовых вложений в приобретения жилья и организацию быта.

. Специфический возрастной период членов семьи.

. Необходимая психологическая адаптация к семенной жизни.

Под становлением молодой семьи понимается процесс жизнедеятельности семьи от момента ее создания до стабильного функционирования (рождение первого ребенка, достижение экономической самостоятельности, создание устойчивого психологического климата, выполнение основных социальных функций).

Концептуальная модель молодой семьи представляет собой систему описательных показателей, отражающих в должной мере различные аспекты ее состояния и выполнения присущих семье функций. Показатели могут иметь научно обоснованную степень проявления интенсивности (качества), выражающие определенную социально значимую величину, достижение которой соответствует современным требованиям общества по данному параметру.

Молодые семьи бывают большими, состоящими не только из супругов, детей, но и родителей супругов, бабушек, дедушек или даже родственников, и малыми, состоящими только из супругов или супругов с детьми.

Таким образом, исследовав некоторые подходы к определению понятия "молодая семья", ее место в жизненном цикле семьи и ее основные характеристики, можно определить следующее понимание молодой семьи.

Молодая семья - это особый тип семьи, с детьми или без детей, в которой супруги в возрасте от 18 до 35 лет, а их брак был зарегистрирован не более трех-пяти лет назад.

Показатель будущей стабильности семьи - прочность этого "фундамента", которая, в первую очередь зависит от цели создания семьи, от адекватности мотивов вступления в брак. Поэтому эти мотивы заслуживают особого внимания исследователей.

1.3 Психологические аспекты мотивации для вступления в брак


Брак - это сложнейший социальный институт, являющийся совокупным результатом взаимодействия факторов социального, природного, индивидуального и общественного, единичного и общего характера. Стабильность, как самого брака, так и основанной на нем семьи в значительной мере будет зависеть от содержания и характера мотивов заключения брака. Исследование этих мотивов позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал.

Прежде чем приступить к исследованию мотивов вступления в брак, следует сначала рассмотреть само понятие "мотив" и его природу.

Для этого, стоит обратиться к трудам В.А. Ядова, в которых он раскрывает проблему внутренней регуляции социального поведения личности. "В основе деятельности лежит, конечно, определенная потребность или потребности. Их удовлетворение обеспечивает поддержание всей жизнедеятельности и позволяет человеку выполнять свои социальные функции. Будучи глубинной основой всех мотивов поведения и отдельных поступков, потребности, однако, могут и не включаться в прямую поведенческую "цепочку", но как бы в скрытом, в снятом виде побуждают к деятельности через соответствующие диспозиционные образования. Если последние формируются как готовности к действию в определенных условиях и для удовлетворения определенных потребностей, то связь между потребностью, ситуацией и действием устанавливается именно через диспозиционную систему".

В научной литературе "мотив" принято рассматривать как побудительную причину действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его потребности. В любой сложной деятельности всегда выделяется мотив, играющий ведущую роль. По мнению А.Н. Леонтьева, " мотив мы употребляем не для обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее. Р.С. Немов отмечает, что "мотив - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий”.

Л.Б. Шнейдер выделяет три мотива на брак:

) Мотив "факт брака". Главная движущая сила в этом случае - намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга "Пора! ”. При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания - жениться или выйти замуж. В общем, неважно, какой именно партнер рядом.

) Мотив "определенный тип брака". В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты и соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений.

) Мотив "определенного человека". Избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Делается сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.

Мотивы вступления в брак можно рассматривать не как кратковременный душевный порыв, а как длительный процесс, в результате которого взгляды, установки и ориентации, сформировавшиеся в определенной обстановке, побуждают людей к активизации своей деятельности в направлении удовлетворения своих социальных и природных потребностей в браке. В этом случае представляется естественным, что чем выше степень зрелости взглядов и установок на брак, тем выше и социальная зрелость порождаемых ими мотивов вступления в брак. Мотивы могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми психологическими факторами, побуждающими и направляющими поведение человека. К.Г. Юнг в статье "Брак как психологическое отношение" пишет о том, что молодому человеку дана возможность неполного понимания как других, так и самого себя, поэтому он не может быть удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей, в том числе и о своих собственных. В большинстве случаев он поступает, как правило, под влиянием бессознательных мотивов. Бессознательные мотивы по Юнгу имеют как личностную, так и всеобщую природу. Прежде всего, это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки - к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга, поощряя или затрудняя его. Бессознательная связанность усложняет выбор и вызывает своеобразные модификации.

Среди мотивов поиска брачного партнера, по данным Н.Ф. Федотовой и Л.А. Филипповой (1977), наиболее часто указываются: стремление к половой близости, желание проявлять заботу (эти мотивы чаще отмечаются мужчинами), желание испытывать заботу (чаще отмечаются женщинами), желание любить и быть любимым (чаще у женщин), стремление найти подобного себе человека, желание быть понятым. Мотивация на организацию семьи сильнее выражена у женщин, чем у мужчин.З.И. Файнбург (1970) сводит мотивацию брака к трем основным причинам: биологической, социально - культурной и экономической.

Мотивы вступления в брак существенно зависят от социального положения субъекта, его пола, возраста, имеющихся ценностей жизни и других факторов. У большинства молодых людей главным мотивом выбора будущего супруга называлась любовь (А.Г. Харчев, 1979; С.И. Голод, 1984, 1990; Н.Г. Юркевич, 1970). Так, по данным обследования в 2002 - 2003 годах, этот фактор отмечен у 70 % студентов. Отмечается и роль материального фактора в выборе супруга, то есть желание быть материально обеспеченным ("брак по расчету"). Играет роль и желание связать свою судьбу со знаменитым, популярным, известным в обществе человеком ("покупаться в лучах его славы”), стремление к семейному уюту, боязнь одиночества, желание иметь детей и проявлять взаимную заботу (все это чаще отмечается девушками). С возрастом (от 18 до 30 лет) различия между мотивами вступления в брак у мужчин и женщин уменьшаются. Е. Ильин отмечает, что наибольшее сходство наблюдается в случаях, когда муж несколько старше жены, а наибольшее расхождение - когда жена старше мужа.

В то же время, несмотря на, казалось бы, наиболее приемлемую причину брака - любовь, она не гарантирует прочности брака. Все дело в том, что под одним и тем же мотивом ("по любви”) скрываются разные потребности (чувства). Когда под любовью понимается сексуальное влечение ("эрос”), то она не является гарантией прочного брака, если не подкреплена другими потребностями и мотиваторами из нравственной сферы человека. Только в тех случаях, когда любимый воспринимается как незаменимый по своим индивидуальным качествам и целью любви является не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через радость другого человека (такая любовь называлась древними греками "агапе”), исключается возможность "пресыщения” партнером и отказа от него.

Известный психолог А.Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит: общность интересов, уязвленное самолюбие, ловушка неполноценности, интимная удача, взаимная легкодоступность, жалость, выгода, месть ("назло обидчику”), боязнь одиночества. Данные мотивационные модификации могут быть осознаны, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения серьезны, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объеме, есть шанс, что брак может оказаться успешным. За рамками аналитической психологии исследователи выделяют три большие группы брачных мотивов. В первую группу входят эмоционально-этические мотивы, во вторую - мотивы самореализации, в третью - мотивы долга и обязанности. Вероятно, принятие решения о вступлении в брак определяется всей совокупностью брачных мотивов, просто один из них становится ведущим. Таким мотивом повсеместно является любовь.

Таким образом, можно утверждать, что для вступающих в брак, мотивы, которыми они при этом руководствуются, являются фундаментом, на котором затем можно строить семейные отношения. Формирование мотивов - это сложный и длительный процесс, в течение которого в сознании индивида складываются определенные взгляды по вопросам брака и семьи. При этом содержание (взглядов) определяется характером социально-экономических условий, духовного потенциала общества, господствующих традиционных установок и норм поведения.

С.В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное - неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза.

Во-первых, пишет С.В. Ковалев, в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем - вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего "Я", темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух "Я" не всегда приводит к появлению одного "Мы".

Во-вторых, под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что, сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружеской пары функции.

Западногерманский психолог X. Шельский утверждает, что, когда ожидание любви становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми сводится к гибели этих иллюзий, разрушению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера.

Таков один из вариантов пессимистического взгляда на соотношение любви и брака, содержащий в себе смешение понятий любви, влюбленности, иллюзии и потребительства как ожидания необыкновенных чувств от другого.

Другого взгляда на соотношение любви и брака придерживаются известные психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий, излагая его при описании механизма "эмоциональной идентификации с семьей". Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям характера супруга (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., 1990).

А.В. Петровский указывал, что степень эмоциональной близости - это особое качество настоящей семьи, и трудно представить другую группу, где подобное качество было бы в такой степени развито. Характеризуя эту сторону семейных взаимоотношений на примере родительской любви, говоря о различных и многочисленных проступках ребенка, Петровский замечает: "При этом любой проступок отнюдь не вызывает к себе бесстрастного отношения родителей. Напротив, порождает гнев, причем сплошь и рядом в весьма бурной и яростной форме. И так может продолжаться недели, месяцы. Но вот что интересно. Кумуляции зачастую не происходило. Складывается впечатление, что потоки возмущения, поступающие через пробоины корабля доверия, откачивают мощные помпы родительской любви".

Эйдемиллер и Юстицкий считают, что во многом сходным по психологической сути является действие симпатии в супружеских отношениях. И в этом отношении возникает эффект "растворения фрустрации". Отношения симпатии вызывают нарастание интереса к объекту симпатии (например, к человеку, которого любят). Следует подчеркнуть, что это интерес благожелательный, связанный со стремлением помочь, совместно радоваться или огорчаться, в свою очередь обусловливающий большую взаимную откровенность и, соответственно, нарастание эмпатии. Отсюда и значение отношений симпатии в профилактике и смягчении межличностных конфликтов в семье.

О связи любви как мотива вступления в брак и удовлетворенности браком говорит работа Н.Г. Юркевич. На выборке из 612 женщин и 365 мужчин ею были получены следующие результаты: в счастливых брачных союзах состояли женщины, из которых 75,10% вышли замуж по любви, 13,88% по симпатии, у 2,86% мотивом было стремление избавиться от одиночества, у 1,63% кратковременное увлечение. Среди неудачных браков распределение ответов следующее - по любви вышли замуж 27% женщин, по симпатии - 17%, мотив "стремление избавиться от одиночества" назвали 12,93% женщин, кратковременное увлечение - 1,63%. У остальных был иной ответ или ответа не было.

У мужчин ответы приблизительно сходные, хотя вступающих в брак по любви среди них в целом меньше: 62,80% в счастливых браках и 17,74% в неудачных, а назвавших мотивами заключения брака стремление избавиться от одиночества и легкомыслие больше (соответственно по 10,37% и 8,05% в счастливых браках и по 16,13% и 25,80% в неудачных). Среди мужчин большая доля давших иные ответы, не приведенные автором (среди неудачных браков - 25,81%).

Можно заметить, что у мужчин и женщин браки по любви оказываются наиболее счастливыми, а вступление в брак, основанное на сиюминутном желании, - наименее (Юркевич Н.Г., 1971).

В другом исследовании, проведенном спустя 30 лет, наиболее удачным при вступлении в брак оказалось сочетание любви и духовного единства. На основе полученных значимых корреляций выяснилось, что супруги, заключившие брачный союз по этим двум мотивам, были им наиболее удовлетворены (Андреева Т.В., Толстова А.В., 2000).

Юркевич провела в Минске опрос 300 человек преимущественно с высшим образованием, из которых 94% считали, что в принципе брак должен заключаться по любви, - это нравственный идеал; 70% подтвердили, что сами вступили в брак по любви. Но лишь 47% назвали любовью чувство, которое они испытывали к жене (мужу) в момент, когда проводилось анкетирование.

Сопоставление данных о мнениях женщин-работниц минских предприятий об их отношении к мужу в момент заполнения анкеты с успешностью брака показало следующее. В счастливых браках к мужу испытывали любовь 63,67% женщин, симпатия и привычка составляли в их отношении меньшую долю (13,88% и 19,18%). Безразличных и испытывавших к мужу неприязнь не было. В удовлетворительных брачных союзах привычку отметили 39,43%; любовь - 32,8%, симпатию - 13,01%. Появился ответ "безразличие" - 4,47%. Не дали ответа 10,16%.

В неудачных браках превалировали привычка - 44,85% и безразличие - 33,04%. Каждая десятая женщина относится к мужу неприязненно, с любовью - 5,22%, симпатией - 1,74%.

На основе проведенных исследований автор делает следующий вывод: многие люди считают, что в браке они обходятся без любви, и, следовательно, долг в обеспечении психологической установки на сохранение семьи играет весьма существенную роль (Юркевич Н.Г., 1971). Качество брака, самочувствие супругов и воспитание детей в таком случае страдают, даже если сами супруги-родители этого не хотят замечать. "Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где брак заключается без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего главного назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. Семья, лишенная этой здоровой центростремительное, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и "семейных сцен", есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного "неудачничества"" (Ильин И.А., 1993).

2. Эмпирическая часть


2.1 Методы исследования


На сегодняшний день кризис семейно-брачных отношений является острой проблемой. В Беларуси в январе - ноябре 2012 года на 1000 браков приходилось 492 развода (в январе - ноябре 2011-го было 419). Таким образом, соотношение регистрируемых и расторгаемых браков ухудшилось - по данным Национального статистического комитета.

Специалисты отметили, что число браков в Беларуси продолжает снижаться, а число разводов по-прежнему растет.

По данным Белстата, в стране увеличивается число разводов. Так, в январе - ноябре 2012 года расторгнуто почти 35,9 тыс. браков - разводов стало больше на 3,7% по сравнению с январем - ноябрем 2011-го. Показатель разводимости, соответственно, повысился с 4 на 1000 жителей до 4,1.

Исследование направлено на изучение семей с небольшим стажем брака, используемые методики помогли выявить внутренний климат в семье, удовлетворенность браком обоих супругов, а также мотивы, с которыми они вступали в брак.

Для исследования были выбраны следующие методики:

1. Анкетирование

2. Тест на удовлетворенность браком. Авторы опросника - В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко.

. Методика шкала любви и симпатии. Автор Зик Рубин, модификация Л.Я. Гозмана и Ю.Е. Алешиной)

АНКЕТИРОВАНИЕ

С целью выяснить, современные мотивы вступления в брак, было проведено анкетирование. Оно должно показать, чем мотивированы молодые супруги, и тем самым рассказать об отношении молодых людей к браку, семье, об их видении смысла и цели создания семьи. Ведь от того какой смысл они вкладывают в свои действия, такой будет их семья.

Для более подробного анализа мотивов вступления в брак, необходимо разбить их на группы, соответствующие определенным факторам. В классификации факторов мы будем опираться на разработки З.И. Файнбурга (1970), который сводит мотивацию брака к трём основным факторам: биологической, социально-культурной и экономической. В данной классификации не хватает отдельного выделения эмоциональной причины. Поэтому в исследовании будет использоваться следующая классификация факторов, влияющих на решение вступить в брак: биологический и эмоциональный, социально-культурный и экономический.

В данном исследовании существует опасность получения не достоверных данных, так как, возможно, не все респонденты готовы открыто говорить о своих мотивах и не все их сами осознают. Приложение Б.

Всего было опрошено 30 человек, т.е.15 брачных пар, средний возраст респондентов составил 25 - 32 года.

В таблице 2.1 представлены данные опроса по биологическому и эмоциональному, социально-культурному и экономическому факторам.

молодая семья брак мотив

Таблица 2.1 - Влияние биологического и эмоционального, социально-культурного и экономического факторов на решение вступить в брак.

Мотивы заключения брака

очень сильно,  кол-во чел

в %

Сильно, кол-во чел

в %

трудно сказать, кол-во чел

в %

Слабо, кол-во чел

в %

очень слабо, кол-во чел

в %

Взаимная любовь

29

96,7

1

3,3







Стремление проявить свою заботу и любовь к близкому человеку

5

16.6

25

83.4







Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите

15

50

15

50







Желание не остаться незамужней (неженатым)









30

100

Привычка друг к другу





4

13.3



26

86.7

Чувство жалости









30

100

Любопытство









30

100

Скорое рождение ребенка









30

100

Сексуальная совместимость



3

10

7

23.3



20

66.7

Другое:









30

100

Материальная обесп. будущего (-ей) супруга (-и)









30

100

Наличие жилплощади у будущего (-ей) супруга (-и)









30

100

Наличие личного авто у будущего (-ей) супруга (-и)









30

100

Перспективная/престижная работа будущего (-ей) супруга (-и)





2

6.7



28

93.3

Обещание материальной помощи со стороны родных







3

10

27

90

Желание связать свою судьбу со знаменитым, известным в обществе человеком









30

100

Деловые отношения (общий бизнес)









30

100

Другое:











Желание иметь детей и семью

28

93.3

2

6.7







Общие интересы, духовная близость

28

9.3

2

6.7







Стремление узаконить сексуальные отношения





1

3.3

2

6.7

27

90

Стремление избавиться от одиночества, быть кому-то нужным







2

6.7

28

93.3

Стремление повысить уважение в глазах окружающих





1

3.3



29

97












Продолжение таблицы 2.1











Стремление вырваться из дома, стать независимым от родителей



1

3.3



1

3.3

28

93.4

Стремление ответить на ожидания родственников





1

3.3



29

96.7

Сложившаяся традиция (рано или поздно все должны вступить в брак)









30

100

Желание достичь положения семейного человека









30

100

Желание ощущать уверенность в завтрашнем дне





4

13.3



26

86.7

Другое:











Итак, в результате опроса выяснилось, что среди эмоциональных и биологических мотивов наиболее сильно повлиявшим на решение зарегистрировать отношения, стал мотив "взаимная любовь". Из 30 опрошенных его влияние оценили как "очень сильное" - 29 человек, и лишь один человек оценил это влияние как "сильное".

Мотив "Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке" приходится на второе место, 50% опрошенных оценили его влияние как "очень сильное" и 50% - как "сильное". А на третьем месте по влиянию оказалось "стремление проявить свою заботу и любовь к близкому человеку". Так, 83,4% опрошенных оценивают это состояние как "сильное", и лишь 16,6% - как "очень сильное". Можно сделать вывод, что большинство опрошенных, в браке, скорее готовы больше "брать", чем "отдавать".

На диаграмме 2.1 наглядно представлены данные, где видно, в какой степени эмоциональные и биологические мотивы повлияли на решение вступить в брак.

Диаграмма 2.1

Мотивы "Чувство жалости", "Любопытство", "Скорое рождение ребенка" всеми респондентами оценены как "очень слабо".

Что касается влияния экономического фактора при вступлении в брак (Диаграмма 2.2), то лишь 6,7% затруднились оценить мотив "Перспективная/престижная работа будущего (-ей) супруга (-и)" и мотив "Обещание материальной помощи со стороны родных" как "слабо". Следует учесть то, что если мотив действительно не имел никакого влияния, респондент оценивал его как "очень слабый" и соответственно, если он имел, хотя бы какое-то, минимальное влияние, ему присваивалась оценка "слабо".

Диаграмма 2.2

Рассмотрим влияние социально-культурного фактора на решение вступить в брак (Диаграмма 2.3)

Как видно из диаграммы 2.3, основным, очень сильным влиянием на решение вступить в брак оказались мотивы "Желание иметь детей семью" и "Общие интересы, духовная близость" их значимость одинаково оценили 28 опрошенных и 2 респондента оценили влияние данных мотивов как "сильно". Мотив "Стремление вырваться из дома, стать независимым" как "сильно" оценил один респондент, вероятно, в силу своего возраста (на момент заключения брака респонденту было 19 лет) и один как "слабо". Остальные 28 респондентов оценили влияние данного мотива как "очень слабо". Мотив "Стремление узаконить сексуальные отношения" слабое влияние на решение вступить в брак оказал на двух опрашиваемых и лишь один затруднился при ответе, остальные 27 респондентов оценили его как "очень слабо". Так же слабым мотивом является "Стремление избавиться от одиночества и быть кому-то нужным" - 2 человека, остальные дали оценку "очень слабо". Затруднились ответить при оценке мотивов "Стремление ответить на ожидания родственников" - 1 респондент и мотив "Желание ощутить уверенность в завтрашнем дне" - 4 респондента. Такие мотивы как "Сложившиеся традиции (рано или поздно все вступают в брак)" и "Желание достичь положения семейного человека" все опрашиваемые оценили как "очень слабо".

Диаграмма 2.3

Таким образом, среди мотивационных факторов наибольшее значение для вступления в брак являются эмоциональные, биологические и социально-культурные факторы, а экономические имеют наименьшее значение.

Далее рассмотрим, какое отношение имеет заключение брака для создания семьи. Диаграмма 2.4.

Как видно из диаграммы 3 77% респондентов считают, что для создания семьи не обязательно заключать брак, хотя опрос предыдущей анкеты показал, что основным из мотивов вступления в брак, является мотив "Желание иметь детей, семью". Такую полярность ответов можно объяснить тем, что все респонденты готовы открыто говорить о своих мотивах и не все их сами осознают.

Диаграмма 2.4

ОПРОСНИК УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ. Авторы опросника - В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко. (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) 1

Назначение методики: экспресс-диагностика степени удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а также степени совпадения - рассогласования удовлетворенности у супругов. Разрабатывая опросник, авторы исходили из представления об удовлетворенности браком как о достаточно стойком эмоциональном явлении - чувстве, обобщенной эмоции, генерализованном переживании, нежели следствие рациональной оценки успешности брака по тем или иным параметрам, которое может проявляться как непосредственно в эмоциях, возникающих в различных ситуациях, так и в разнообразных мнениях, оценках сравнениях.

Текст методики состоит из 24 утверждений (Приложение В) (первоначальный вариант состоял из 29 утверждений), содержание которых сводится к шести следующим типам:

) сравнение своего брака с другими браками;

) предположение об оценке собственного брака со стороны;

) констатация тех или иных чувств в адрес супруга в настоящем или прошлом;

) собственная оценка супруга по ряду параметров;

) установка на изменение характера супруга;

) мнение, позитивное или негативное, относительно брака вообще.

Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: "верно", "трудно сказать", "неверно" (или их семантические аналоги). Утверждения содержат как положительные, так и отрицательные характеристики брака и сформулированы как в позитивной, так и в негативной форме.

Обработка результатов

Если выбранный испытуемым вариант ответа (а, или в) совпадает с приведенным в ключе, то начисляется 2 балла; если ответ промежуточный (б) - 1 балл; за ответ, не совпадающий с "ключом", - 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла - от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

баллов - полная неудовлетворенность;

балла - значительная неудовлетворенность;

баллов - скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность.

баллов - частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность.

балла - скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность.

баллов - значительная удовлетворенность.

баллов - практически полная удовлетворенность.

В психологическом исследовании основной акцент ставится на изучении именно удовлетворенности браком. Большинство специалистов определяют ее как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку. Наиболее полное определение именно удовлетворенности браком дает С.И. Голод: "Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности".

Для наибольшей наглядности результатов исследования представим данные в виде таблицы 2.2, где представлен мотив вступления в брак и удовлетворенность браком каждой из пар. Парам будут присвоены порядковые номера.

Таблица 2.2 - Основной мотив вступления в брак и удовлетворенность браком.

Пара №п/п

Мотив

Количество баллов

Оценка удовлетворенности



Муж

Жена

Муж

Жена

1

Любовь, Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите. Общие интересы, духовная близость. Желание иметь детей и семью.

27

32

частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность

скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

2

Любовь, Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите. Общие интересы, духовная близость. Желание иметь детей и семью.

34

32

скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

3

Любовь, Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите. Общие интересы, духовная близость. Желание иметь детей и семью.

34

36

скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

4

Любовь, Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите. Общие интересы, духовная близость. Желание иметь детей и семью.

37

41

значительная удовлетворенность

значительная удовлетворенность

5

Любовь, Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите. Общие интересы, духовная близость. Желание иметь детей и семью.

43

42

значительная удовлетворенность

значительная удовлетворенность

6

Любовь, Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите. Общие интересы, духовная близость. Желание иметь детей и семью.

35

40

значительная удовлетворенность

значительная удовлетворенность

7

Любовь, Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите. Общие интересы, духовная близость. Желание иметь детей и семью.

43

46

значительная удовлетворенность

значительная удовлетворенность

8

Любовь, Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите. Общие интересы, духовная близость. Желание иметь детей и семью.

39

42

значительная удовлетворенность

9

Любовь, Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите. Общие интересы, духовная близость. Желание иметь детей и семью.

46

47

практически полная удовлетворенность

практически полная удовлетворенность

10

Любовь, Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите. Общие интересы, духовная близость. Желание иметь детей и семью.

38

46

скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

практически полная удовлетворенность

11

Любовь, Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите. Общие интересы, духовная близость. Желание иметь детей и семью.

46

48

практически полная удовлетворенность

практически полная удовлетворенность

12

Любовь, Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите. Общие интересы, духовная близость. Желание иметь детей и семью.

39

42

значительная удовлетворенность

значительная удовлетворенность

13

Любовь, Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите. Общие интересы, духовная близость. Желание иметь детей и семью

36

40

значительная удовлетворенность

значительная удовлетворенность

14

Любовь, Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите.

32

40

скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

значительная удовлетворенность

15

Любовь, Потребность во взаимопонимании, потребность в психологической поддержке, защите

44

43

значительная удовлетворенность

значительная удовлетворенность


Из таблицы видно, что в значительно удовлетворенных и менее удовлетворенных браках присутствует мотив любовь. Однако, значительная удовлетворенность браком присутствует у большинства опрашиваемых. Потому, можно сказать, что существует связь между мотивом и удовлетворенностью брака. Присутствие любви как основного мотива в менее удовлетворенных браках не удивительно, ведь как говорилось выше: " Удачный брак - это строение, которое нужно всегда реконструировать" А. Моруа. Степень совпадения удовлетворенности браком в парах составляет 80%.

Рассмотрим диаграмму 2.5, где видно, что значительную удовлетворенность в браке испытывают 47% респондентов и лишь 3% удовлетворены частично. Безусловно, радует тот факт, что ни кто из опрашиваемых не испытывает полной неудовлетворенности в браке.

Диаграмма 2.5

ШКАЛА ЛЮБВИ И СИМПАТИИ. Автор Зик Рубин, модификация Л.Я. Гозмана и Ю.Е. Алешиной.

Цель методики: выяснить, что преобладает во взаимоотношениях к партнеру: любовь или симпатия.

При составлении шкал З. Рубин исходил из определенных теоретических представлений о внутренней структуре измеряемых феноменов. В частности важными для измерения представлялись три компонента любви:

) привязанность;

) забота;

) степень интимности отношений.

Шкала симпатии регистрирует:

) степень уважения;

) степень восхищения;

) степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.

Обработка результатов

К шкале любви относятся следующие утверждения: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13.

Шкала симпатии представлена утверждениями 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14.

Ответы оцениваются следующим образом:

ответ "да" оценивается в 4 балла;

ответ "вероятно, это так" оценивается в 3 балла;

ответ "вряд ли это так" оценивается в 2 балла;

ответ "это совсем не так" оценивается в 1 балл.

Результаты теста подсчитываются путем суммирования ответов по каждому утверждению. Результаты по шкале любви и по шкале симпатии подсчитываются отдельно. Они могут варьировать от 7 до 28 баллов. Возможен подсчет суммарного балла по обеим шкалам, характеризующих общий уровень эмоциональных отношений в диаде (от 14 до 56 баллов). Время заполнения методики 5 - 7 минут.

Результат исследования представим в виде таблицы 2.3 Сравнительный анализ показал, что показатель шкалы любви высок - 56,7%, показатель шкалы симпатии составляет 33,3%, и 10% определились с чувствами в равной степени. Как видно, степень эмоциональных отношений не зависит от того, что преобладает в отношениях - любовь или симпатия. Степень совпадения уровня эмоциональных отношений составляет 47% из 15 пар

Таблица 2.3 - Оценка преобладания любви или симпатии во взаимоотношениях к партнеру

 № п/п

Муж

Жена

Cуммарный балл по обеим шкалам

Общий уровень эмоциональных отношений

Результат, что преобладает в отношениях


Шкала симпатии, баллы

Шкала любви, баллы

Шкала симпатии, баллы

Шкала любви, баллы

Муж

Жена

Муж

Жена

Муж

Жена

1

26

24

25

27

50

52

высокий

высокий

симпатия

любовь

2

24

27

19

21

51

40

высокий

средний

любовь

любовь

3

24

20

25

24

44

49

повышенный

повышенный

симпатия

симпатия

4

22

23

23

23

45

46

повышенный

повышенный

любовь

Равная степень

5

26

20

20

21

46

41

повышенный

средний

симпатия

любовь

6

26

24

24

25

50

49

высокий

повышенный

симпатия

любовь

7

22

25

19

18

47

37

повышенный

средний

любовь

любовь

8

24

24

26

24

48

50

повышенный

высокий

Равная степень

симпатия

9

28

21

19

20

49

39

повышенный

средний

симпатия

любовь

10

24

26

25

23

50

48

высокий

повышенный

любовь

симпатия

11

24

26

25

27

50

52

высокий

высокий

любовь

любовь

12

20

24

22

23

44

45

повышенный

повышенный

любовь

любовь

13

24

24

23

24

48

47

повышенный

повышенный

Равная степень

любовь

14

28

27

27

27

55

54

высокий

высокий

симпатия

любовь

15

24

23

27

24

47

51

повышенный

высокий

симпатия

любовь



Анализ по половому признаку показал, что шкала любви у женщин составляет 73%, из 15 опрошенных, а у мужчин (40%) из 15 прошенных. Диаграмма 6.

 

Диаграмма 2.6

Чем выше уровень эмоциональных отношений, тем ярче проявляются чувства любви или симпатии. В нашем исследовании, общий уровень эмоциональных отношений составляет 50% повышенного положения (от 42 до 49), на втором месте (от 50 до 56) - 37% и имеет значение высокого показателя и на третьем месте (от 30 до 41) расположились 13% опрошенных, что соответствует среднему показателю уровня эмоциональных отношений.

Заключение


Семья представляет собой сложную систему отношений. Единого определения семьи не существует, все зависит от науки, в рамках которой изучается семья и от взглядов исследователей.

В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни.

Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности внутрисемейных отношений, освоения социальных ролей каждым членом семьи, а также ее социализацией в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнением в той или иной степени функций социального института.

Брак - это сложнейший социальный институт, являющийся совокупным результатом взаимодействия факторов социального, природного, индивидуального и общественного, единичного и общего характера. Стабильность, как самого брака, так и основанной на нем семьи в значительной мере будет зависеть от содержания и характера мотивов заключения брака. Исследование этих мотивов позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал.

Выяснив мотивы, которые в наибольшей степени влияют на решение зарегистрировать отношения и, обобщив их, можно сказать, что молодые люди, согласно популярной в психологии классификации мотивов, придерживаются мотивации на определенного человека, следуя своим чувствам и эмоциям. Таким образом, основным мотивом вступления в брак является любовь. И будучи в браке большинство опрошенных не утратили это чувство. Исследования показали, что у большинства опрошенных присутствует значительная удовлетворенность в браке.

В целом наблюдается положительная тенденция ориентации молодых людей на создание семьи на основе любви, духовной близости, стремления к проявлению заботы, желания иметь семью и детей. Это подтверждает тот факт, что семейные ценности не уходят.

Похожие работы на - Выявление основных мотивов вступления в брак у молодежи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!