Этническая идентичность

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,51 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Этническая идентичность

Введение

Этносы, народы, нации… В последнее время, во многом благодаря средствам массовой информации, мы все чаще сталкиваемся с этими понятиями.

Межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности.

Актуальность темы нашей курсовой работы неизменно возрастает. Сегодня общество расплачивается за отсутствие в прошлом должного интереса к специфике межэтнических отношений.

Социальную значимость данной проблемы нельзя подвергнуть сомнению. Мы начинаем понимать, что без пристального, внимательного, методически грамотного изучения особенностей поведения того или иного этноса невозможно формирование адекватной социальной и государственной политики в частности, а также установление мирной жизни человечества в целом.

Степень научной разработанности темы курсовой работы велика. Данную проблему в своих работах рассматривали: Ю.П. Платонов («Этническая психология»), Ю.В. Арутюнян («Этносоциология»), А.Г. Здравомыслов («Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве»), С.В. Лурье («Историческая этнология»), В.Ю. Хотинец («Этническое самосознание»), З.В. Сикевич («Социология и психология национальных отношений»), Ю.В. Бромлей «Очерки теории этноса» и др.

Цель данной работы: проанализировать этнические основания конфликтного поведения.

Поставленная цель будет достигнута при выполнении следующих задач:

üраскрытии понятия этнического самосознания и рассмотрении различных типов идентичности.

üизучении этнических граней личности.

üрассмотрении этнических диспозиций конфликтного поведения.

üизучении этнических стереотипов.

üраскрытии понятия этнических экспектаций.

Объектом курсовой работы выступает проблема взаимосвязи

конфликтного поведения с этническими факторами.

Предметом исследования являются сущность и развитие этнических оснований конфликтного поведения.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких авторов, как Арутюнян Ю.В. (Этносоциология), Курбатов В.И. (Конфликтология), Платонов Ю.П. (Этническая психология), Хотинец В.Ю. (Этническое самосознание), Чебоксаров Н.Н. (Народы. Расы. Культуры), Стефаненко Т.Г. (Этнопсихология) и других.

Структура курсовой работы обусловлена целью, задачами, предметом и объектом исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Этническая идентичность личности

1.1 Понятие этнического самосознания. Типы идентичности

стереотип самосознание этнический экспектация

Прежде чем перейти к рассмотрению основных направлений курсовой работы, остановимся на определении таких важных для нас терминов, как конфликт, этнос и нация.

Конфликт - социальное явление, способ взаимодействия людей, при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в названии (этнониме).

Нацией является исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания.

Определяя соотношение между понятиями «этнос» и «нация», можно сказать, что нация - это этнос, который обрел свою государственность.

В.И. Курбатов подчеркивает, что границы между государствами никогда в точности не совпадали с границами локального проживания представителей определенных этносов. Многие этносы не редко оказывались разделенными границами государств (поляки, армяне). А логика становления крупных государств диктовала необходимость объединения множества этносов под одну государственную «крышу». Например, американцы (граждане США) - это одна нация. Однако этносов в ней огромное количество.

Перейдем непосредственно к рассмотрению понятия этнического самосознания.

Этническое самосознание является субъективированной формой проявления этничности (совокупности характерных, культурных черт, отличающих одну этническую группу от другой). Оно образуется под влиянием как общесоциальных, так и культурных условий, и в свою очередь воздействует на социальную среду через системы этно обусловленных ценностных ориентаций, характерных для субъекта социального действия.

«Этническое самосознание важный компонент и непременное условие функционирования каждого этноса. Оно включает суждения членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях».

Этническое самосознание не является врожденным, оно формируется в процессе социализации под влиянием ряда факторов. К их числу относится, прежде всего, определенная этническая среда, в которой растет человек (этническая принадлежность родителей, соседей, друзей), а также господствующие этнокультурные традиции и фактическая этносоциальная ситуация, заставляющие, например, детей от межэтнических браков выбирать национальную принадлежность одного из родителей.

Ю.В. Арутюнян утверждает, что важную роль также играют национально-ориентированные средства массовой информации. Так как этническое самосознание существует не изолированно, а наряду с другими видами группового самосознания (профессиональным, религиозным), оно подвержено их влиянию и в свою очередь воздействует на них, создавая непростую картину социальной ориентации людей.

Этническое самосознание возникает и развивается вместе с самой этнической общностью, проходит определенные исторические стадии и проявляется у разных групп людей с различной степенью: от слабо осознанной принадлежности к своему народу, нередко оттесняемого на второй план чувством принадлежности к другим общностям (например, религиозной), до сильно развитого чувства, заставляющего членов этноса связывать свои личные судьбы с судьбой всей этнической общности, нации, подчинять свои личные интересы общим национальным интересам, нередко вступать в различные конфликты во имя этих интересов, жертвовать своей жизнью.

Теоретическая разработка материала по этническим группам, находившимся в спокойных ситуациях межэтнического взаимодействия и в обстановке разного уровня напряжений и конфликтов, дала возможность выделить семь типов этнической идентичности:

Нормальная идентичность, при которой образ своего народа воспринимается как положительный, существует благоприятное отношение к его культуре, истории, естественный патриотизм, толерантные установки на общение с другими народами, понимание их вклада в историю.

Этноцентричная идентичность понимается в плане акцентированности на значимость этничности, ориентированности на нее. При такой идентичности проявляются элементы направленного, но не агрессивного этноизоляционизма, замкнутости.

Этнодоминирующая идентичность закрепляет такое состояние самосознания и поведения человека, при котором не только этническая идентичность становится наиболее значимой среди других видов идентичностей (гражданин, мать, муж, представитель профессии), но и достижение целей, интересов народа (возможно и ложно понимаемых) начинает восприниматься как первостепенная ценность. Подобная идентичность обычно сопровождается дискриминацией по отношению к другим этническим группам.

Этнический фанатизм - идентичность, при которой абсолютное доминирование этнических интересов и целей, нередко неверно понимаемых, сопровождается готовностью идти во имя них на любые жертвы и действия, вплоть до использования терроризма.

Этническая индифферентность проявляется в равнодушии людей к проблемам этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов; они свободны от норм и традиций и на их жизненные поступки, на поведение в любых сферах деятельности никак не влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этничность других.

Этнонигилизм в форме космополитизма, представляет собой отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей, провозглашение свободы от всего, связанного с этническим феноменом. Представления себя как «человека мира».

Амбивалентная невыраженная идентичность, распространена в этнически смешанной среде.

Выделяя указанные типы этнической идентичности, мы всегда должны помнить, что это научные абстракции, хотя и основанные на изучении большого количества эмпирического материала.

В заключение необходимо отметить, что в этнических конфликтах, межэтнической напряженности «виновата» не сама этничность, этнонацональное самосознание, а его отклоняющиеся от «нормы» типы и агрессивные формы.

1.2 Этнические грани личности

Общеизвестно, что люди, которые принадлежат к разным народам и этническим группам, отличаются друг от друга своим поведением, обычаями, культурой и нравами.

В качестве определяющего фактора формирования этнопсихологических свойств народов этнографы выделяют влияние культурной среды.

Этнические особенности ярко проявляются в искусстве, в первую очередь в народном. Не нужно быть тонким ценителем, чтобы суметь отличить русскую мелодию от французской или армянской, украинский орнамент от индийского. Пунктуальность, высоко ценимая голландцами и немцами, относительно мало значит в Испании и еще меньше в странах Латинской Америки.

В процессе исторического развития каждый народ создает собственную однородную систему культурных ценностей, которые используются его членами для выражения своего мироощущения и этнического самосознания. Примером этому может служить национальное искусство. «В своих различных формах оно способствует сохранению этнического духа, традиций, выступая одним из действенных механизмов адаптации этноса к деструктивным воздействиям внешних исторических сил».

Этнолингвисты в качестве основополагающего фактора формирования «психики этноса» выделяют влияние языка как своеобразной копилки исторического опыта народа. Любой язык связан с этическими, правовыми, религиозными формами общественного сознания, которые несут в себе значительную этническую нагрузку.

Важным элементом психологической специфики личности этнофора являются национальные чувства и настроения. Национальные чувства выражают, прежде всего, эмоциональное отношение к собственно этнической реальности. К ним относятся чувства, выражающие гордость за свой народ, приверженность к национальным ценностям, достояниям.

Национальное настроение выполняет функцию, регулирующую психическую активность людей, функцию установки воспринимать и действовать определенным образом. Настроение этнофора определено историческими событиями жизни этноса, судьбой его представителей, политическими, экономическими условиями функционирования этноса.

Динамичность национальных чувств и настроений в силу различных социально-экономических изменений предполагает как позитивную, так и негативную окраску их проявления. Чувство национальной гордости и достоинства противоположны гипертрофированному чувству своего этнического превосходства и исключительности, выраженного в этнофанатизме и национализме.

Следующим важным элементом этнического мира человека являются национальные традиции - сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности этноса, прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого.

Национальные традиции проявляются в поступках, делах, стиле общения, движениях, жестах и других деталях. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует отношение «свой-чужой» по нюансам проявления психики.

Общий язык, система духовных ценностей, символы, отношения к вещам и людям предаются из поколения в поколение, при этом унаследованные способы поведения служат образцами для будущих действий. По мнению Ю.П. Платонова, это многообразие факторов определяет типические коллективные переживания или особенности психического склада тех или иных этнических общностей.

На этом основании можно сделать вывод, что ключ к пониманию психологии народа лежит в его истории, в конкретной структуре социальной действительности.

Сравнение этнических групп проводится в основном по степени выраженности у них тех или иных общих черт или признаков.

Здесь следует сказать о национальном характере, который во многом влияет на поведение того или иного этноса, в том числе и в конфликтном взаимодействии.

Национальный характер - это сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической группы, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям.

История народов, тем более история больших современных наций, сложна и противоречива. Чем длиннее и сложнее путь, пройденный народом, тем сложнее и противоречивее его национальный характер. Данное обстоятельство необходимо учитывать при объяснении поведения представителей определенного этноса в различных конфликтных ситуациях.

Обобщая сказанное, необходимо добавить, что все эти привычки, черты характера, традиции на уровне массового сознания собственно и формируют наш образ жизни и поведения.

Недостаточное знание национальных черт, обычаев нередко ведет к серьезным осложнениям и конфликтам в общении с представителями других этносов, так как традиции, привычки народов чрезвычайно разнообразны.

Вот как описал их И. Эренбург в романе «Люди, годы, жизнь»: «Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Христианин, входя в церковь, снимает головной убор, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет траура - черный, в Китае - белый. Когда китаец видит, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Но если европеец начнет восторгаться вещицей в доме китайца, то хозяин дарит ему этот предмет - того требует вежливость. В Китае к чашке риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается - нужно показать, что ты сыт».

2. Детерминанты этнического поведения

.1 Этнические диспозиции

Человек как представитель этноса является продуктом социальных отношений, которые обуславливают его действия и переживания. В психологическом смысле социальные отношения - это целостная, основанная на индивидуальном и социальном опыте система связей человека как личности (субъекта деятельности и взаимодействия) с реальной действительностью или ее отдаленными сторонами. Другими словами система отношений, или система диспозиционных образований, регулирующая поведение и деятельность субъекта. Осознавая свою принадлежность к определенному этносу, индивид неизбежно проявляет в своих диспозициях этническую составляющую, которая часто приобретает доминирующее значение.

Причем каждому человеку присущи, свойственные только ему, системы диспозиций, что и определяет его индивидуальность. Таким образом, этнические диспозиции выступают системообразующей причиной этнического поведения.

Понимание особенностей взаимоотношений между этнофорами, этническими группами, целыми этносами невозможно без раскрытия специфики этнических диспозиций. Каждый этнос имеет собственный неповторимый набор этнических диспозиций (отношений или установок).

Ю.П. Платонов утверждает, что структура этнических диспозиций - это строго определенная форма отношений: 1) между этносом и этнофором; 2) между этнофорами; 3) внутриэтнических групп между собой; 4) между этносами и внутриэтническими группами. Эти формы в каждом случае своеобразны. Они негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ совместной жизни.

Диспозиции личности образуют систему, которая включает в себя отношение к предметам и явлениям внешнего мира, отношение к другим людям или группам и отношение к себе. Диспозиции различных уровней могут рассматриваться с учетом социального масштаба отражаемого явления и реализуемых личностью потребностей. Условия деятельности или ситуации, в которых могут быть реализованы те или иные потребности личности, образуют иерархическую структуру.

Второй уровень диспозиционной структуры - социальные фиксированные установки. В отличие от элементарных фиксированных установок, социальные установки, имеют сложную структуру. Они содержат три основных компонента: эмоциональный, рассудочный и поведенческий (аспект поведенческой готовности). Факторами, которые ее формируют, являются социальные потребности, связанные с включением индивида в первичные и другие контактные группы, а также соответствующие социальные ситуации.

Существует классификация социальных установок по направленности в основном на целостные объекты или ситуации, например, на достижение профессиональных, политических и других целей. Это третий уровень диспозиционной структуры.

Четвертый уровень диспозиционной структуры образует система ценностных ориентаций как системообразующих мотивов жизнедеятельности, которые обусловлены общими социальными условиями жизни данного индивида. Система ценностных ориентаций формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в данную социальную среду в широком смысле) и в соответствии с образом жизни, предоставляющим возможность реализации определенных социальных и личностных целей.

Данная концепция довольно ясно объясняет феномен межэтнических отношений. Потребности первого уровня в сочетании с условиями окружающей среды создают элементарную этносоциальную установку членов этнической общности в отношении друг друга и формируют отношение «мы».

Потребности второго уровня обуславливают возникновение более сложной этносоциальной установки и формирование отношения «мы - они».

Реализуя потребность третьего уровня, этническая общность создает общество, складывается новое качественное состояние социальной общности, утверждаются формы и способы самоуправления, появляются государство, социальные институты, законы, территориальный, политический, экономический суверенитет.

Создавая общество, социальная общность параллельно создает и личность, давая толчок формированию социальных качеств и ценностей человека (четвертый уровень) и оставляя как основу базовые этнические диспозиции.

Однако, как пишет Т.Г. Стефаненко: «человек может идентифицироваться с этнической общностью, но не иметь никакого желания сохранять этнический язык или обычаи. Следует различать установки на этническую культуру, представляющие собой своеобразные этнические прототипы или образцы, достойные подражания, и реальную в нее вовлеченность».

Ю.П. Платонов пишет, что этнические диспозиции отображают убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической общности и ее взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей».

Закончить данный пункт главы следует выводом о том, что каждый этнос имеет свой неповторимый набор этнических диспозиций (установок), которые определяют отношения готовности представителя этноса воспринимать различные явления жизни этноса и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации.

2.2 Этнические стереотипы

Этнические стереотипы представляют собой устойчивые представления не только о себе, но и о других народах и культурах. Ю.П. Платонов определяет этнический стереотип как схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ); программа поведения, типичная для представителей какого-либо общества.

Этнические стереотипы, которые воплощают присущие обыденному сознанию представления о собственном и другом народах, не только обобщают определенные сведения, но и выражают эмоциональное отношение к объекту. В них своеобразно сконцентрирована вся история межнациональных отношений.

Под этническим стереотипом сегодня принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. Этнический стереотип характеризуется повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы.

В.Ю. Хотинец выделяет в стереотипе четыре основных параметра:

.Содержание - набор характеристик, приписываемых этнической группе.

.Степень согласованности - единообразие характеристик, приписываемых этнической группе.

.Направленность - общее положительное или отрицательное восприятие объекта стереотипизирования.

.Интенсивность - степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженная в стереотипе.

На социальном уровне этнический стереотип имеет две функции: идеологизирующую (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы) и идентифицирующую (создание и сохранение положительного образа «мы», что достигается, прежде всего, с помощью ритуалов и невербальных средств).

Результаты исследования американского психолога Э. Эриксона говорят о различиях в невербальных составляющих процесса общения между белыми и черными общинами в США. Несмотря на общность языка, общую историю, определенную общность культуры, негры и белые по-разному ведут себя в качестве партнеров по общению. Внешне негры меньше демонстрируют свой интерес к информации собеседника, однако бурно и откровенно включаются в те моменты общения, когда партнер ожидает от них поддержки.

Белые же, напротив, откровенно заинтересованы в собеседнике, но в критические моменты общения усиление эмоций для них не характерно.

Обобщая вышесказанное, можно предположить, что стереотип воплощает в себе специфическое отражение ценностей, единообразное отношение к объекту. Стереотип может адекватно отражать событие, хотя при попытках обобщения реальных фактов действительности происходит их определенное искажение.

Этнический стереотип - это факт психологической реальности, обуславливающий межэтнические отношения независимо от того, соответствует он действительности или нет.

В заключении следует сказать о том, что стереотипы редко проявляются на поведенческом уровне при отсутствии явной враждебности в отношениях между группами, но в условиях напряженности или конфликта этнические стереотипы становятся определяющими причинами, которые слабо поддаются изменению и управлению, они ужесточаются, обостряются и начинают играть доминирующую роль в реальном поведении индивидов, вплоть до появления враждебности и открытого конфликта.

2.3 Этнические экспектации

Еще одним психологическим элементом, который выступает в качестве детерминанты этнического поведения, являются этнические экспектации. В основе этнических экспектаций лежит ролевая и нормативная регуляция социального взаимодействия людей. Без прогнозирования ответного поведения невозможно представить нормальное, конструктивное взаимодействие.

Социальное взаимодействие людей обусловлено множеством факторов, среди которых этнические экспектации (ожидаемое поведение членов этнической группы) имеют особое значение. Выступая в определенной роли, каждый человек обладает правами по отношению к другим участникам взаимодействия. Его права образуют ожидания, обращенные к другим участникам и побуждающие их делать что-то для него.

Так как роли взаимосвязаны, то экспектации обязательно взаимодополнительны. Что составляет право одного партнера - является обязанностью для другого. «Суть социальных ролей заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые диктуются определенной ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим».

Идентификация субъекта с определенным этносом и осознание себя как представителя этноса начинаются, прежде всего, с принятия роли представителя данной этнической группы. Так, русский, проживающий в Екатеринбурге, не задумывается о своей роли русского, но, попав, например, в Испанию, вспоминает о необходимости исполнения своей роли русского, о чувстве национального достоинства и необходимости поддержания репутации своего народа.

При этом он понимает, что у жителей другой страны, в частности Испании, имеется свое понимание роли русского, особенностей его поведения. Этой экспектации (в позитивном смысле) он и должен соответствовать для установления оптимальных отношений. Понимая роль другого, человек может представить и самого себя в этой роли. Таким образом, исполнение роли требует организации поведения в соответствии с групповыми нормами.

Нередко на фоне противоречий между влечениями и желаниями личности с одной стороны и ограничительными нормами общества и культуры с другой возникает конфликт. Общество требует от личности конформности в отношении предписанных, в том числе запрещающих норм, а также ее согласия с данными нормами. Эти требования общества основаны на функциональности норм, то есть на том, что нормы выполняют функции, важные для общества в целом. Однако нормы могут быть и дисфункциональными по отношению к личности.

Устранение конфликта между личностью и социальными (этническими) нормами возможно путем согласования функциональных требований личности и функциональных требований общества в целом.

Социальные психологи, конфликтологии, юристы уделяют большое внимание разработке средств указанного согласования и анализу причин, вызывающих противонормное поведение. Противоречие между функциональными влечениями, мотивами человека и функциональными требованиями общества неизбежно ведет к конфликту при социализации личности.

Существуют случаи, когда мотивация к несогласию с социальными нормам несравненно сильнее, чем мотивация к согласию с ними. В таких случаях, исследователи обращаются к теории социального контроля.

Социальные санкции различаются по степени формализации. В наиболее стабильных этнических общностях существуют высокоформализованные процедуры - такие, как награждение и поощрение тех, чья служба считается способствующей общему благополучию, и наказание для тех, чьи действии оцениваются как вредные.

Некоторые этнопсихологи придают большое значение этим процедурам, поскольку они способствуют консолидации этнической общности, особенно при наличии внешней угрозы со стороны других этнических сообществ. Такие санкции сдерживают отклоняющееся от нормативного поведение этнофоров, но еще более действенными оказываются менее формализованные санкции, спонтанные проявления одобрения или неодобрения.

В заключении следует отметить, что причиной многих конфликтов, возникающих на этнической почве, служит неадекватность этнических экспектаций. Неподкрепленное знаниями ожидание определенного поведения от представителя того или иного этноса приводит к напряженности, которую можно избежать. Поэтому считаю, что становление этнических экспектаций, их динамика должны стать одним из основных предметов этнопсихологического изучения.

Заключение

стереотип самосознание этнический экспектация

Когда говорят о поведении этноса, то имеют ввиду проявление всего множества связей и отношений, в которых реально формируется и развивается конкретный этнос или его часть.

Этнические особенности поведения описываются при помощи рассмотренных в нашей курсовой работе понятий, раскрывающих наиболее существенные признаки определенного этноса. Передаваемые из поколения в поколение язык, система духовных ценностей, символы, отношения к вещам и людям, способы поведения как образцы для действий - все это факторы, определяющие типические коллективные переживания тех или иных этнических общностей. У каждого народа складывается свой субъективный психологический образ, своя специфическая норма поведения.

В процессе работы над темой курсовой работы («Этнические основания конфликтного поведения») мы пришли к определенным выводам:

сама этничность, этническое самосознание не являются причинами конфликтов. Напряженность провоцируют их отклоняющиеся, агрессивные формы.

недостаточное знание национальных черт, традиций нередко ведет к серьезным осложнениям и конфликтам в общении с представителями других этносов, так как традиции, привычки народов разнообразны.

- каждый этнос имеет свой неповторимый набор этнических диспозиций (установок), которые определяют готовность представителя этноса воспринимать различные явления жизни этноса и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации.

именно в условиях напряженности или конфликта этнические стереотипы становятся определяющими причинами, которые слабо поддаются изменению и управлению, они ужесточаются, обостряются и начинают играть доминирующую роль в реальном поведении индивидов, вплоть до появления враждебности и открытого конфликта.

причинами многих этнических конфликтов является неадекватность этнических экспектаций (ожиданий).

Нам удалось выполнить задачи данной работы и достичь поставленной цели, которая заключалась в анализе этнических оснований конфликтного поведения.

Список литературы

1.Арутюнян, Ю.В. Этносоциология / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 271 с.

2.Бромлей, Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность: Монография / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1987. - 334 с.

.Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2000. - 318 с.

.Здравомыслов, А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / А.Г. Здравомыслов. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 286 с.

.Кибанов, А.Я. Конфликтология: Учебник / под ред. А.Я. Кибанова. - 2 - изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 301 с.

.Козырев, Г.Н. Конфликтология: Учебник для вузов / Г.Н. Козырев. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2010. - 304 с.

.Крысько, В.Г. Этническая психология / В.Г. Крысько. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

.Кукушин, В.С. Этнопедагогика / В.С. Кукушин. - М.: Изд-во Мос. психол.-соц. ин-та, 2002. - 302 с.

.Курбатов, В.И. Конфликтология / В.И. Курбатов. - Изд. 3-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 445 с.

10.Млечин, Л.М. Кто взорвал Америку? / Л.М. Млечин. - М.: ЗАО Изд-во Центр-полиграф, 2002. - 492 с.

.Платонов, Ю.П. Этническая психология / Ю.П. Платонов. - СПб.: Речь, 2001. - 320 с.

12.Садохин, А.П. Этнология: Учебник для студ. вузов / А.П. Садохин. - М.: Гардарики, 2004. - 287 с.

13.Сикевич, З.В. Социология и психология национальных отношений / З.В. Сикевич. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 203 с.

14.Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 368 с.

.Тавадов, Г.Т. Политология: Учеб. пособие / Г.Т. Тавадов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 416 с.

.Тавадов, Г.Т. Этнология: Учебник для высш. образования / Г.Т. Тавадов. - М.: Проект, 2004. - 349 с.

.Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание / В.Ю. Хотинец. - СПб.: Алетейа, 2000. - 240 с.

.Чебоксаров, Н.Н. Народы. Расы. Культуры / Н.Н. Чебоксаров. - М.: Наука, 1985. - 270 с.

19.Этническая психология. Хрестоматия / [сост. А.И. Егорова, М.С. Нафанаилова, А.П. Оконешникова]. - СПб.: Речь, 2003. - 320 с.

Похожие работы на - Этническая идентичность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!