Следует отметить, что наказание в виде лишения свободы в те времена не было главенствующим, наиболее распространенными были штрафы, телесные наказания и смертная казнь.
В первой половине XIX века управление тюрьмами по-прежнему оставалось децентрализованным и сосредоточенным в трех ведомствах. Политические тюрьмы курировало третье отделение Его императорского величества канцелярии, монастырские - Святейший Синод, общеуголовные тюрьмы подчинялись Департаменту исполнительной полиции МВД.
Согласно «Своду учреждений и уставов о содержащихся под стражей» (1832) существовали три группы общеуголовных мест лишения свободы:
помещения на «съезжих дворах», при Управах благочиния, при присутствии полиции, при городническом правлении;
тюремные замки или остроги в губернских городах;
смирительные и работные дома.
Основным местом лишения свободы в системе общеуголовных тюрем был губернский острог. Он находился в каждом губернском городе и предназначался для лиц, совершивших крупные уголовные преступления.
В этот перечень не вошли тюрьмы подчиненные духовному ведомству, крепости, ратхаузы, гауптвахты, морские арестные роты и другие места заключения, подчиненные военному ведомству.
В 1823 году в системе мест лишения свободы появляются военно-арестантские роты, первоначально служившие местом заключения для военнослужащих, совершивших преступления. Однако рост крестьянских волнений, подъем общественно-политического движения среди интеллигенции превратил арестантские роты в места лишения свободы для гражданского населения.
Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года лишение свободы стало центром системы и заняло то место, которое в древнейшем периоде принадлежало денежным взысканиям, а позднее - смертной казни и телесным наказаниям. Наказание подразделялось на три вида: надзор, удаление и заключение. Они могли применяться как раздельно, так и совместно в любом сочетании.
К лишению свободы относились:
каторга, назначаемая или бессрочно, или на срок от четырех до двадцати лет с переводом затем на поселение;
заключение в исправительном доме на срок от полутора до восьми лет;
заключение в крепости от двух недель до восьми лет;
заключение в тюрьме на срок от двух недель до двух лет;
арест от одного дня до одного года.
Каторга состояла из двух элементов: работы и последующего поселения. К каторге всегда присоединялось лишение всех прав состояния. По своему характеру каторга состояла из заключения в каторжные тюрьмы с принудительными тяжелыми работами в помещениях или вне их. Каторга влекла за собой поражение не только служебных и сословных прав, но и лишения, и ограничения семейных и имущественных прав. По отбытии каторги преступники переводились на поселение в предназначенные для этого местности, удаленные от центральных районов России. Для каторжных работ были определены Сибирь и остров Сахалин, а для некоторых государственных преступников - Шлиссельбургская тюрьма.
Заключение в крепость существовало для таких деяний, которые, хотя и являлись весьма тяжкими нарушениями закона, причиняли существенный вред и были сопряжены даже со значительной опасностью для общества, но вместе с тем не свидетельствовали ни об особой испорченности, ни о безнравственности виновного, а были совершены в результате его неумения подчинять свои желания требованиям закона. Вследствие этого данное наказание не влекло за собой поражения в правах. Приговоренные отбывали наказание в крепости, или в специально устроенных помещениях, в общем заключении. Интересно, что выполнять какую-либо работу они могли только по собственному желанию.
По Уложению указанный вид лишения свободы полагался за такие деяния, которые, хотя и заслуживали довольно строгого наказания, но не относились к числу преступлений, разрушающих честь или доказывающих высшую степень безнравственности либо имеющих какую-либо политическую важность.
В 70-е годы XIX в. была осуществлена централизация управления местами заключения и в МВД появилось Главное тюремное управление, переданное в 1894 году в Министерство юстиции. Его местными органами стали учрежденные в 1890 году губернские тюремные инспекции.
В последней четверти XIX в. перестали существовать смирительные и работные дома, арестантские роты, долговые тюрьмы, которые уже не отвечали условиям развития общества. Их место заняли крупные тюрьмы, находившиеся в центральном подчинении. Увеличилось количество пересыльных тюрем.
Переизданный в 1890 году «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей» делил места содержания под стражей на:
помещения для подвергшихся аресту;
исправительные приюты для несовершеннолетних;
арестные помещения при полиции;
тюрьмы (губернские, областные и уездные тюремне замки, Санкт-Петербургская тюрьма, Московская исправительная тюрьма);
исправительные арестантские отделения;
тюрьмы для содержания присужденных к каторжным работам преступников;
пересыльные тюрьмы.
В Санкт-Петербурге, кроме мест заключения перечисленных выше, находились:
дома содержания неисправных должников;
дом предварительного заключения.
Лица гражданского ведомства в некоторых случаях могли содержаться на гауптвахтах, в крепостях, в монастырях.
Согласно общим положениям Уголовного уложения 1903 года, являющегося последним кодифицированным уголовно-правовым актом Российской империи, предусматривалось заключение в исправительный дом на срок от 1 года до 6 лет с обязательными исправительными работами, заключение в крепости на срок от 2 недель до 6 лет, в тюрьме - от 2 недель до 1 года и арест на срок от 1 дня до 6 месяцев.
Необходимо отметить, что в целом Уложение так и не было введено в действие.
Советская власть, установленная в России с 7 ноября 1917 г. незамедлительно приступила к реформации тюремной системы. Этот политический вопрос пролетарская диктатура решала исходя из неприятия в чистом виде атрибутов принуждения эксплуататорских государств. Идеология новой власти предполагала их слом и замену уголовно-правовых мер принуждения на систему наказаний с преобладанием в ней не кары, сопряженной с изоляцией, а мер ресоциализационного характера в условиях свободы. Отравные положения, характеризующие содержание уголовной и исправительно-трудовой политики того времени, содержались в работах В.И. Ленина. В частности, основные принципы карательной политики были сформулированы им в «Конспекте раздела о наказаниях пункта программы о суде» при разработке проекта второй программы партии. Будучи воспроизведенными во второй Программе PKR (б), принятой VII съездом партии в 1919 г., они стали базовым и формальным политико-правовым компонентом борьбы с преступностью. Сущность его заключалась в том, что в пролетарском государстве карательное принуждение должно было обрести более мягкие и гуманные черты. При этом государство трудящихся, осуществляя в широких размерах условное осуждение, введя как меру наказания общественное порицание, заменяя лишение свободы обязательным трудом с сохранением свободы, заменяя тюрьмы воспитательными учреждениями и давая возможность применять практику товарищеских судов» должно свести до минимума применение унизительных пенитенциарных форм отвержения от общества правонарушителей из числа трудящихся. Эти положения в основном определяли развитие советской исправительно-трудовой политики и исправительно-трудового права.
Провозглашая совершенно иные принципы и ценности государственного строительства и социального устройства и обеспечивая их практическую реализацию, советская власть столкнулась с огромными проблемами экономического, политического, организационного порядка. Они явились следствием ожесточенной классовой борьбы, результатом внутрипартийных политических и организационных противоречий, отсутствия нового поколения чиновников, служащих и специалистов, а также невежества и неграмотности значительной части населения страны.
Одно из первых официальных упоминаний о лишении свободы как виде уголовного наказания отмечено в п. 2 Декрета СНК «О суде»
Настоящий акт явился первоосновой реформирования судебной системы. Им учреждались местные суды и революционные трибуналы. Инструкция НКЮ от 19 декабря 1917 г.» революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний '' в п. 2 впервые закрепила новую систему наказаний: I) денежный штраф; 2) лишение свободы; 3) удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики; 4) объявление общественного порицания; 5) объявление виновного врагом народа; 6) лишение виновного всех или некоторых политических прав; 7) секвестр или конфискация (частичная или общая) имущества виновного; 8) принуждение к обязательным общественным работам. Первым правовым актом, отражавшим сущность наказания в виде лишения свободы, а также закрепившим порядок его исполнения, стала принятая 23 июля 1918 г. Наркоматом юстиции Временная инструкция «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового». Ею судам предписывалось в приговорах указывать лишение свободы на определенный срок, обязательно связанное с принудительными работами, но без конкретизации мест заключения по разрядам соответственно тяжести наказания. Тем самым в ней первые еще не совсем четко выраженные признаки наказания в виде лишения свободы на определенный срок получили нормативное оформление. Она закрепила новую систему мест лишения свободы, а также отграничила их от мест изоляции подследственных лиц. Места лишения свободы различались на виды в зависимости от пола осужденных:
для содержания лиц мужского пола;
для содержания лиц женского пола.
Кроме этого, места лишения свободы дифференцировались по их назначению на следующие:
общие места заключения (тюрьмы);
реформатории и земледельческие колонии как учреждения воспитательно-карательные, особенно для молодых преступников;
испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имеются основания для послаблений режима или для досрочного освобождения;
карательно-лечебные заведения для помещения арестантов с заметно выраженными психическими дефектами, дегенератов и т.п.;
тюремные больницы.
Инструкция определяла порядок распределения осужденных по местам лишения свободы, условия содержания их в местах лишения свободы, вводила обязательность труда для осужденных и возмездный характер пребывания их в местах заключения.
Важным событием в карательной политике России следует признать принятие Постановления ВЦИК и СНК от 17 января 1920 г. «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)». Государство диктатуры пролетариата, по сути дела, сделало попытку отказа от физического уничтожения как политических противников, так и лиц, совершивших тяжкие уголовные преступления. Тем самым основным и самым жестким карательным уголовно-правовым средством стало наказание в виде лишения свободы.
Выражением уголовной политики советской власти стал первый Уголовный кодекс РСФСР, введенный постановлением ВЦИК в действие с I июня 1922 г. Это был кодифицированный уголовный закон, классовый по характеру и репрессивный, как инструмент государственного принуждения. В нем система наказаний состояла из 10 видов, «лестница» которых начиналась с наиболее строгих видов. Одним из таких видов наказания было лишение свободы со строгой изоляцией и без таковой.
Принятие 21 апреля 1925 г. Декрета ВЦИК «О предоставлении отпусков из мест заключения на полевые работы заключенным крестьянам» свидетельствовало с одной стороны, о том, что понятие лишения свободы в правовой теории и законодательстве советской России первой половины 20-х гг. не получило еще своего завершенного сущностного наполнения, а, с другой стороны, что государство предпринимало некоторые меры по стимулированию правопослушного поведения и повышения в этом роли социально полезных связей, доверительного отношения к трудящейся части осужденных.
УК РСФСР 1926 г., как и предыдущий кодекс, не формулировал понятия наказания в виде лишения свободы. Статья 20 предусматривала два вида лишения свободы: со строгой изоляцией и без строгой изоляции. Данный кодекс определял в ст. 28, что лишение свободы может назначаться на срок от 1 дня до 10 лет, но каким образом должна обеспечиваться изоляция осужденных - в нем указания не было.
Сравнивая ИТК РСФСР 1924 г. и ИТК РСФСР 1933 г., А.Н. Игнатов, А.П. Дьяченко, П.Г. Пономарев отмечают, что в новом кодексе была предложена более жизнеспособная система мест лишения свободы.
Принятие Положения об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР, утвержденное Советом министров СССР 8 декабря 1958 г., явилось первым нормативным актом, направленным на реформирование деятельности мест лишения свободы. Настоящее положение определяло для ИТУ следующие задачи:
обеспечение отбытия осужденными наказания по приговорам судов, исправление и перевоспитание осужденных с целью подготовки их к честной трудовой жизни;
предупреждение совершения осужденными новых преступлений.
3. Наказание в виде лишения свободы в постсоветский период
В настоящее время, как и ранее, лишение свободы занимает значительный удельный вес в системе наказаний по УК РФ, будучи предусмотрен в 85,8% всех санкций УК.
В 1998 г. при осуждении за убийство это наказание применялось в отношении 89,2% осужденных по ч. 1 и 92,9% - по ч. 2 ст. 105 УК; за совершение изнасилования при отягчающих обстоятельствах были лишены свободы 81,0% осужденных по ч. 2 и 86,1% осужденных по ч. 3 ст. 131 УК; за грабеж при отягчающих обстоятельствах по ч. 3 ст. 161 УК лишение свободы было применено в отношении 80,8% осужденных; более 80% осужденных подверглись лишению свободы по приговору суда за разбой, совершенный при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 162 УК), и за организацию незаконных вооруженных формирований, банд и иных преступных организаций или участие в них (ст. 208-210 УК).
По действующему уголовному законодательству РФ лишение свободы может по приговору суда назначаться на определенный срок (ст. 56 УК) или пожизненно (ст. 57 УК).
Лишение свободы относится к основным видам наказания и как таковое может быть назначено лишь в случаях, когда оно предусмотрено в санкции статьи Особенной части УК РФ. Кроме того, лишение свободы может быть определено приговоренным к смертной казни в случае их помилования, а также осужденным, злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ или ограничения свободы.
Лишение свободы согласно ч. 1 ст. 56 УК РФ заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. К лишению свободы приговариваются обычно в тех случаях, когда суд, исходя из тяжести совершенного преступления и личности виновного, приходит к выводу, что для осуществления целей наказания осужденный не может быть оставлен на свободе, а его исправление возможно лишь в условиях изоляции от общества с применением комплекса особых мер исправительного воздействия.
Содержание одного из наиболее суровых видов наказаний состоит в принудительной изоляции осужденного путем помещения его в предназначенные для этого учреждения на срок, установленный приговором суда, со специальным режимом содержания.
Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство устанавливает также вид исправительно-трудового учреждения в зависимости от тяжести совершенного преступления, наличия непогашенных судимостей и других юридических фактов. Так, в соответствии со ст. 58 УК РФ, отбывание лишения свободы назначается:
лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, - в колониях-поселениях;
лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений, а также лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет, - в исправительных колониях общего режима;
лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных колониях строгого режима;
при особо опасном рецидиве преступлений, а также лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, - в исправительных колониях особого режима.
Кроме того, часть срока может быть назначена в виде отбывания наказания в тюрьме при наличии одного из двух условий: совершение особо тяжкого преступления на срок свыше пяти лет или особо опасном рецидиве преступлений
Обобщение судебной практики показывает, что суды в целом дифференцированно подходят к назначению наказания в виде лишения свободы, осуществляя на практике принцип индивидуализации наказания. Наиболее часто к лишению свободы приговариваются осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, таким образом, наблюдается увеличение среднего срока наказания, что уже нашло свое закрепление в уголовном законодательстве. Между тем, количество приговоров, отмененных высшими судебными инстанциями, остается достаточно высоким. Поэтому Пленум Верховного Суда РФ неоднократно обращался к теме назначения наказания в виде лишения свободы, обобщал судебную практику, давал рекомендации нижестоящим судам, особенно в части должной оценки всех обстоятельств дела, могущих повлечь изменения квалификации содеянного виновного, и, следовательно, изменить вид и меру наказания.
Заключение
В процессе формирования правового государства, важное место отводится совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, а также повышению эффективности процесса исправления осужденных к уголовному наказанию в виде лишения свободы.
Роль уголовного наказания в виде лишения свободы - это сложное многоаспектное явление общественной жизни. В Российской империи данное явление получило широкое распространение.
Научный анализ института лишения свободы в историко-правовом аспекте носит не только познавательный характер, но и имеет определенное практическое значение, так как позволяет определить факторы, влияющие на формирование пенитенциарной системы в России, а также проследить эволюцию содержания наказания, его нравственные и правовые основы.
Исследование процесса исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в историческом аспекте имеет весьма важное значение, в связи с Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года за №1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», предусматривающим поэтапную передачу учреждений уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, что предусматривает разработку новых нормативных актов в области уголовно-исполнительного законодательства.
Список нормативных актов и литературы
1.Большая юридическая энциклопедия. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 688 с.
2.Детков М.Г. Содержание карательной политики советского государства и ее реализация при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы в 30-50-е гг.: Монография. Домодедово, 1992. - 120 с.
.Лисин А.Г., Петренко Н.И., Яковлева Е.И. Тюремная система российского государства в XVIII - начале XX в. М. 1996. Академия МВД. - 60 с.
.Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т.38. 344 c.
.Русская Правда // Отечественное законодательство XI-XII веков. Пособие для семинаров. Ч. 1. XI-XIХ вв./ Под ред. О.И. Чистякова. - М., 1999. - С. 24-46.
.История российского законодательства. Российское законодательство X-XX в.в. Т.1, М. 1985.
.Таганцев Н.С. Русское Уголовное право. Лекции. Часть общая в двух томах. М. Наука, 1994. Т. 2. С. 204.
.Фойницкий И.Я. Учение о наказании. М. Добросвет. 2000.С. 272.
.Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей (СЗ, 1890, т. ХIV)
.Соборное Уложение 1649 г. (Извлечение). // Хрестоматия по истории государства и права России. / Сост. Ю.П. Титов. М., 1997. - C. 43-45.
.СУ РСФСР. 1920. №4-5.