Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,84 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы воспитания доброжелательности у детей в старшего дошкольного возраста

.1 Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у старших дошкольников

.2 Значение воспитания доброжелательных отношений в детском коллективе

.3 Методы и приемы воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у старших дошкольников

Глава 2. Практическое исследование освоения опыта доброжелательного отношения к сверстникам у детей 6-7 лет

.1 Констатирующий эксперимент.Программа исследования

.2 Контрольный эксперимент. Анализ и интепретация

Заключение

Список литературы

Введение

Доброжелательность - это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным. Доброжелательность означает не сомневаться в добрых намерениях, обращать внимание на положительные черты, питать благодарность, доверие и уважение к окружающим.

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, формируются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другому человеку. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.

Рост агрессивных тенденций отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Педагоги в школах отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится больше, с ними труднее работать. Зачастую, учителя, родители просто не знают, как справиться с агрессивным поведением, так как традиционные методы воздействия не способствуют стойкому изменению поведения.

Все родители, чьи дети учатся в школе, знают, как непрост и сложен процесс вхождения в школьную жизнь. Трудности, подстерегающие ребенка уже в самом начале обучения в школе, многолики и прячутся буквально за каждым углом. Зазевается родитель на перепутье дошкольного и школьного возраста - и вот уже учитель записывает его ребенка в категорию "трудных". Тех, которые "...в целом абсолютно нормальны", а в систему обучения массовой общеобразовательной школы не вписываются.

Цель исследования - выявить особенности доброжелательного отношения детей 6-7 лет к сверстникам.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические основы воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей 6-7 лет.

. Выявить особенности доброжелательного отношения детей6-7 лет к сверстникам.

. Определить методы и приемы освоения опыта доброжелательного отношения детей 6-7 лет к сверстникам.

Объект исследования: Процесс освоения опыта доброжелательного отношения детей 6-7 лет к сверстникам.

Предмет исследования: Особенности доброжелательных отношений детей 6-7 лет к сверстникам.

Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиск более новых, более эффективных научно-обоснованных методик для изучения и формирования доброжелательности у детей.

При написании курсовой работы использовалась различная методическая и научная литература по изучаемым вопросам.Дополнить

1. Теоретические основы воспитания доброжелательности у детей 6-7лет старшего дошкольного возраста

.1 Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у старших дошкольников

Интерес к другим детям начинает появляться у ребенка очень рано - уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают сверстника в коляске или на руках у мамы, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки или лица. Однако в этом возрасте интерес к сверстнику неустойчив, детские контакты мимолетны, ребенок легко отвлекается и забывает о сверстнике. Ситуация меняется, когда малыш начинает делать свои первые шаги и расстается с прогулочной коляской. Теперь его начинает неудержимо тянуть туда, где играют дети. Но вот он оказывается рядом с ними на детской площадке или в яслях, и начинаются проблемы. То один ребенок дернет другого за волосы, то наступит на него, проходя мимо, то отберет игрушку. При этом негодование и плач ровесника часто оставляют ребенка равнодушным или вызывают у него искреннее удивление. [12, c. 97]

Подобное обращение с ровесником объясняется несколькими причинами. Психологи установили, что примерно до полутора лет ребенок относится к ровеснику скорее как к живой игрушке, чем партнеру по общению. Если посадить рядом с годовалым ребенком куклу и сверстника, можно увидеть любопытную картину: малыш поковыряет глаз у куклы, а потом попытается проделать то же самое со сверстником, похлопает куклу по голове - и повторит это же с другим ребенком. Он будет с любопытством ощупывать его одежду, пробовать на вкус его пальчики и совершать множество других действий чисто познавательного характера. Сверстник для него - пока всего лишь интересный объект для исследования. Почти до двух лет в детских контактах переплетаются человеческие и предметные отношения, затрудняя полноценное общение. А навыков равноправного взаимодействия у детей пока еще нет. Стоит одному из них взять игрушку, как сразу же возникает конфликт. Предмет заслоняет собой сверстника и становится яблоком раздора.

Но постепенно отношение детей друг к другу меняется. На смену обращению со сверстником как с игрушкой приходит новая форма взаимодействия. Бурно нарастает инициатива в контактах, идут на убыль действия с ровесниками как с неодушевленными предметами, отношение детей друг к другу становится более внимательным и деликатным. Другой ребенок все чаще воспринимается как партнер по взаимодействию. На третьем году жизни между детьми возникает особый род контактов: эмоционально-практическое общение. Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать друг за другом, подражать действиям, без устали прыгать, кружиться, падать, кувыркаться, "строить рожицы", смеяться, визжать и бросаться игрушками. [9, c. 61]

На первый взгляд, перед нами обыкновенное баловство, скорее бесполезное, чем имеющее какое-то значение для развития ребенка. Однако если внимательно присмотреться к подобным действиям, можно заметить, с каким интересом дети смотрят друг на друга, как синхронно выполняют одни и те же движения, как чутко реагируют на инициативу партнера и сами проявляют инициативу, и наконец, какое удовольствие доставляют им подобные игры. Оказывается, что в ходе таких своеобразных игр дети учатся договариваться друг с другом на понятном им языке действий и сопрягать их с партнером, понимать состояния другого и адекватно реагировать на него, свободно выражать свои эмоции. Подобным образом малыши получают первые уроки общения с ровесниками. Других способов взаимодействия у них пока еще нет, поскольку сопрягать друг с другом действия с предметами они не умеют.

Но не только опыт взаимодействия получают дети в таких эмоциональных играх. Разглядывая ровесника, наблюдая за его действиями и подражая ему, ребенок как бы смотрится в зеркало на самого себя, познавая себя со стороны. Покажите двух-трехлетнему малышу фотографии плачущего, смеющегося или играющего ребенка - и он сразу же вспомнит эпизоды своей жизни, вызвавшие такие же состояния, сравнит себя с изображенным сверстником. Общение с ровесниками в этом возрасте - один из важных путей самопознания и познания другого, период формирования навыков межличностного взаимодействия с равноправным партнером. [12 c. 103]

Помимо чисто эмоционального общения в этом возрасте постепенно возникают и первые детские контакты по поводу предметов. Они пока еще очень просты по содержанию: играя рядом друг с другом, дети иногда обмениваются игрушками, подражают действиям сверстника. Однако подлинно совместной предметной игры еще не возникает.

Итак, на протяжении раннего возраста постепенно складывается и развивается общение детей со сверстниками. И все же в этот период детства потребность в общении с другими детьми не является главной для ребенка. Как только между детьми появляется игрушка, все внимание переключается на нее и на смену веселому и радостному общению часто приходит ссора. Малыши пока еще не умеют распределять свои действия, договариваться друг с другом. Потребность в действиях с предметами оказывается для детей важнее общения со сверстником.

Однако из этого вовсе не следует, что детские контакты не нужно поддерживать. Это тем более важно, если вы собираетесь отдать своего малыша в ясли или он уже посещает их.

С чего следует начинать? Для самых маленьких детей лучше всего организовывать эмоциональные контакты, которые сопровождаются взглядами в глаза друг друга, улыбками, поглаживаниями. Вспомните, как приятен доброжелательный взгляд собеседника, как многое можно выразить взглядом.

Малыши очень любят, когда мамы, папы или бабушки играют с ними в ладушки, сороку-ворону и другие игры-забавы. Их можно организовать и с несколькими детьми. Если к вам в гости пришли друзья с маленьким ребенком, уделите несколько минут совместной игре с малышами. Сядьте вместе с ними и поиграйте с каждым по очереди в сороку-ворону так, чтобы дети могли наблюдать за вашей игрой. А затем организуйте эту же игру между детьми, помогая им водить пальчиками по ладошке друг друга, загибать их, побуждая повторять слова присказки. Повторите игру несколько раз. Точно также можно поиграть и в другие подобные игры. Дети с удовольствием будут играть в "козу рогатую", "по узенькой дорожке", "цап!", прятки, догонялки. Все это будет способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми, развитию умения координировать действия. [9, c. 140]

Очень интересны детям и полезны подвижные игры, которые предполагают совместное выполнение одних и тех же действий. В такие игры можно играть с 2-3 малышами дома или на прогулке. Например, поставив детей в кружок, вы предлагаете им вместе попрыгать, потопать ножками, похлопать в ладошки, покружиться, показывая образец действия и задавая ритм движений, сопровождая их детским стишком или песенкой. При этом нужно обращать внимание детей друг на друга, называть их по имени, хвалить за то, как они хорошо и дружно играют. Детям постарше можно предложить самим придумывать какие-нибудь движения или действия с тем, чтобы другие им подражали. Подобные игры хорошо включать в небольшие сюжеты с элементами воображения. Например, дети могут кружиться "как снежинки", прыгать "как зайчики", топать "как медведи", тянуться ручками кверху "как цветочки к солнышку" и пр.

Сближению детей способствуют и хороводные игры. Их также хорошо организовывать с несколькими малышами. Даже самые маленькие дети с удовольствием будут играть в "карусели", "раздувайся пузырь", "каравай". Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова-припевки, приятные телесные ощущения - все это располагает детей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт.

Несмотря на то, что предметы и игрушки иногда вызывают ссоры детей, их не следует исключать из взаимодействия. Здесь также важно участие взрослого, который помогает малышам обмениваться игрушками, устанавливать очередности в действиях, достигать общей цели. Начинать такие игры лучше всего с предметов, которые хорошо знакомы малышам - это сократит вероятность конфликтов. К совместным играм с предметами относятся, например, игры с мячами, которые можно перекатывать, бросать, толкать ножкой друг к другу. Интересную игру можно организовать, если дать двум малышам одинаковые пирамидки и предложить им сначала разобрать и собрать их самостоятельно, а потом - вместе, подавая друг другу колечки и нанизывая их на один стержень. Из кубиков можно вместе построить башню, заборчик или длинный поезд, гараж или домик. С помощью лески и крупных бусин (макарон, колечек) можно сделать бусы для большой куклы и друг для друга. [6, c. 45]

Огромное удовольствие доставят детям игры с бумагой и красками. Разложите на полу или на столе большой лист ватманской бумаги или кусок обоев, приготовьте гуашевые краски, кисточки или поролоновые печатки по числу участников игры. Нарисуйте несколько домиков в разных углах листа, скажите детям, что это их домики, и что они могут ходить друг к другу в гости. Предложите им, макая кисточки в краску, делать следы на бумаге, "шагая" друг к другу. То же самое можно делать с помощью печаток или даже пальчиками. Эту игру можно разнообразить, например, нарисовать на бумаге озеро или лесную полянку с деревьями и с помощью тех же изобразительных средств вместе рисовать рыбок в озере или птичек на деревьях. Вы можете также обводить карандашом или фломастером детские ладошки, а малыши будут их сравнивать.

Совместные игры можно организовать с песком, изготавливая из него с помощью формочек куличики, делая горки или тоннели, с водой, пуская друг другу кораблики или мыльные пузыри.

Для расширения опыта общения с другими детьми очень полезно устраивать совместное чтение книжек. Малыши вместе с взрослым могут рассматривать иллюстрации, называть нарисованные предметы, обмениваться впечатлениями. Это будет способствовать не только развитию общения, но и речи детей.

Помогая детям наладить контакты, старайтесь участвовать в совместной игре в качестве равноправного участника. Поддерживайте инициативу малышей, радуйтесь вместе с ними полученному результату, привлекайте их внимание к действиям друг друга, поощряйте проявления сочувствия. Старайтесь хвалить детей и привлекать к похвале друг друга. Ведь самое важное в дружбе - это доброе и внимательное отношение. [12, c. 62]

В центр современного воспитательного процесса ставится личность ребенка с присущим ей своеобразием характера и поведения. Целью воспитательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, начиная с дошкольного возраста (Л.К. Артемова, Т.К. Ахаян, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, В.К. Котырло, В.А. Ситаров, С.Г. Якобсон и др.). Гуманистическая направленность представляет собой совокупность нравствен-но-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку (В.В. Абраменкова). Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Во все века ценились такие человеческие качества, как доброжелательность, милосердие, бескорыстие, умение сочувствовать, содействовать.

Величайшие мыслители - Демокрит (ок. 470 г. до н.э.), Сократ (469 г. до н.э.)» Аристотель (384 г. до н.э.) и др., сформулировали первые педагогические идеи и рекомендации нравственного воспитания детей. Философы древности представляли себе человека средоточием фундаментальных добродетелей. Сложилось даже понятие «калокагатии», т.е. гармоничное сочетание внешних физических и внутренних духовных достоинств человека как идеал воспитания. По мнению философов всех времен чрезвычайно важно развивать духовный мир человека в соответствии с критериями Гармонии, Добра, Красоты. В их трудах подчеркивается мысль, что источники развития личности заложены в ней самой, но для эффективности роста требуются благоприятные условия, стимулирующие и способствующие развитие в соответствии с названными критериями. В отечественной педагогике проблема воспитания гуманных и, следовательно, доброжелательных отношений традиционно занимала видное место. Анализ взглядов педагогов и мыслителей России, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др., позволил обнаружить наличие во взглядах понятия «направленность личности» как проявления доброжелательного отношения детей к окружающим под влиянием сформированных нравственных чувств.

Со времен Демокрита и до наших дней, развитие доброжелательных отношений человека это главная задача для формирования нравственности и занимает ведущее место в педагогической системе.

Материалы исследований в области дошкольной педагогики свидетельствуют не только о необходимости, но и возможности воспитания гуманного, а, следовательно, и доброжелательного отношения к сверстникам. Исследования показали, что детские отношения - это та сфера нравственного воспитания, которой необходимо заниматься, чтобы не упустить благоприятный период развития личности.

Учитывая то, что социальная направленность личности проявляется и формируется в отношениях (В.Н. Мясищев), чрезвычайно важно, чтобы доминирующими были гуманные отношения, одним из важных компонентов которых является доброжелательность. Доброжелательные отношения - продукт социально обусловленного содержания общения. Общение, будучи важнейшей социальной потребностью развивающейся личности, неотделимо от отношений. Исследования показали, что старшая дошкольная группа представляет собой сложный социальный организм, в котором действуют общие и возрастные социально-психологические закономерности. В процессе внутригруппового общения дети вступают в различные типы взаимоотношений друг с другом. Исследователи считают, что в дошкольной группе преобладающей является система личностных эмоциональных отношений, которые возникают в процессе общения, игры и других видов деятельности.

.2 Значение воспитания доброжелательных отношений в детском коллективе

Практика работы с детьми в детских коллективах и изучение трудов психологов В.В. Абраменковой, Л.Н. Башлаковой, Д.П. Лаврентьевой, М.И. Лисиной, Л.П. Почевериной, Е.В. Субботского и т.д. по проблемам взаимоотношений дошкольников в коллективе показывают, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных отношений, имеющих место во «взрослом обществе». [9, c. 58]

Дети тянутся к сверстникам, но, попадая в детское общество, не всегда могут установить конструктивное отношение с другими детьми.

Наблюдения показывают, что нередко в группе между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не формируют у детей гуманных чувств друг к другу, а, наоборот порождают эгоизм, агрессивность, как качества личности.

В каждой группе есть обычно несколько чрезвычайно активных детей, которых педагоги нередко считают «ядром» группы, поддерживают и опираются на них в своей педагогической деятельности. С другой стороны, в группе есть дети, которые находятся как бы в подчинении у первых. Такая «поляризация» вредно отражается на развитии личности и тех, и других. У первых развивается повышенная самооценка, стремление любой ценой быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У тех же детей, которые не входят в «ядро», развивается либо угодничество, стремление любой ценой обеспечить себе покровительство «главного», либо замкнутость, недоверие к людям и т.д. Такие дети чувствуют себя неуверенно, неуютно в группе сверстников и нередко с большой неохотой идут в детский коллектив.

В психологии взаимоотношений отмечается, что дошкольный возраст - начальный этап формирования взаимоотношений между детьми.

Одной из основных потребностей детей дошкольного возраста является потребность в общении, которая удовлетворяется при контактах ребенка со сверстниками.

Уже на третьем году жизни отношения между детьми приобретают избирательный характер: с определенными детьми младшие дошкольники чаще играют, разговаривают, делятся игрушками, хотя еще не могут объяснить свое тяготение к тому или иному ребенку, не предъявляют никаких требований к личным качествам сверстников. «Объект дружбы в этом возрасте часто меняется. Однако этот период дружбы важен и необходим, т.к. именно из него в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) вырастают вполне осознанные дружеские привязанности.

В возрасте детей 4-5 лет можно наблюдать парную дружбу, отличающуюся глубиной симпатии. Обогащается содержание дружеских взаимоотношений, изменяются и их мотивы. Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений на протяжении всего дошкольного возраста является игра, где ребенок познает нормы и правила поведения, учится взаимодействовать с другими детьми так, чтобы дольше сохранялись их взаимоотношения по поводу игры и сама игра.

Но в среднем (4-5 лет) и, особенно, в старшем (6-7 лет) дошкольном возрасте, наряду с игрой, большое значение начинают приобретать личные достоинства сверстников, их умения, способности, знания. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга.[11, c. 97]

Правда, дети отмечают не личные качества, привлекательные для них, а лишь внешние проявления. Это объясняется неумением ребенка анализировать собственные чувства.

На стыке среднего и старшего дошкольных возрастов происходит значительная перестройка дружеских отношений. Дети уже пытаются объяснить само понятие «дружба». Они придают большое значение нравственным качествам сверстников, проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Дети начинают оценивать поступки друг друга, пытаются даже разобраться в их мотивах.

Исследованиями обнаружено, что девочки в меньшей степени, чем мальчики, склонны проявлять гуманные отношения к сверстнице в различных ситуациях, в совместной деятельности. У девочек, чаще, чем у мальчиков расходятся вербальное и реальное поведения в ситуации совместной деятельности (говорят одно, а делают другое).

Мальчики больше ориентируются на группу сверстников, т.е. мнение, оценка сверстников для них более значимы, чем мнение и оценка взрослого.

Девочки же больше ориентируются на взрослых, на их мнение и оценку, хотят соответствовать эталону, который задает взрослый.

Для большинства дошкольников характерна позитивная оценка себя и позитивный образ себя. И дети не желают утрачивать этот образ.

Большинство дошкольников к пяти годам отчетливо знают, что хорошо, что плохо во взаимоотношениях, т.е. у них есть знания норм поведения.

В ситуации, когда педагог не занимается проблемами взаимоотношений, либо делает это неумело, у большинства детей до шести лет вербальное поведение расходится с реальным. В этой же ситуации большинство детей до шести лет отличаются ситуативностью, вариативностью поведения в одних и тех же случаях.

Переход к соблюдению норм поведения происходит не постепенно, а всегда в форме качественного скачка от систематического нарушения к устойчивому соблюдению норм поведения.

Дети дошкольного возраста на разных уровнях представления о правилах взаимоотношений, на разных уровнях овладения этими правилами в реальном общении со сверстниками. Правила сами по себе не задают детям взаимоотношения.

Важнее - стиль общения взрослого с ребенком. Если взрослый реализует по отношению к детям альтруистический стиль общения (ценностное отношение к себе и к другому человеку), то между детьми складываются подлинно-гуманные, нравственно-бескорыстные отношения. Нравственная самооценка ребенка становится регулятором его взаимоотношений с другими людьми.

Исходя из практических наблюдений за развитием взаимоотношений детей, собственных представлений о формировании этих взаимоотношений, мы предполагаем, что на формирование и развитие взаимоотношений влияют следующие факторы: взаимоотношения между взрослыми, взаимоотношения между взрослым и ребенком, уровень освоенности детских видов деятельности, возрастно-психологические особенности ребенка, развитие его эмоциональной сферы. [9, c. 45]

Развитие субъективности во взаимоотношениях - это длительный и трудный процесс, где человек развивается сам и развивает свои взаимоотношения.

Очень важно побудить педагога, взрослого к осмыслению своих взаимоотношений, встать в рефлексивную позицию по отношению к окружающим.

Если педагог не рефлектирует свои взаимоотношения, не развивается сам, не развивает свои взаимоотношения, он является тормозом в развитии взаимоотношений в детском обществе. Ребенок должен ежедневно обретать новый опыт взаимоотношений. Задача педагога - не препятствовать вхождению ребенка в разные типы взаимоотношений. Ссоры, конфликты, разные ситуации должны обыгрываться детьми, побуждать ребенка рефлектировать свое поведение. Это является мощным регулятором взаимоотношений, способом осознания этих взаимоотношений.

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. В большинстве существующих программ главным методом социально-эмоционального воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов и драматизации дети учатся оценивать поступки героев, качества персонажей, начинают понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Предполагается, что такое понимание вызовет соответствующие действия ребенка: например, узнав, что делиться хорошо, а жадничать плохо, он будет стремиться быть хорошим и начнет отдавать свои конфеты и игрушки. Однако жизнь показывает, что это далеко не так. Большинство детей уже в 3-4 года правильно оценивают хорошие и плохие поступки других персонажей: они прекрасно знают, что нужно делиться с другими, уступать и помогать слабым, однако в реальной жизни их поступки, как правило, далеки от осознаваемых правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся к выполнению определенных правил поведения. [11, c.107]

Другой формой нравственного воспитания является организация совместной деятельности дошкольников - игровой или продуктивной. В этих методах дети строят общие дома, вместе рисуют картинки или разыгрывают сюжеты. Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатывать навыки общения. Однако нередко такие занятия детей заканчиваются ссорами, недовольством действиями сверстника. Дело в том, что при отсутствии внимания к сверстнику и чувствительности к его воздействиям, ребенок не станет согласовывать с ним свои действия. Оценки его действий (фиксированные в вербальных определениях) обычно предшествуют видению и непосредственному восприятию другого, что сводит личность сверстника к представлениям о нем. Все это «закрывает» другого и способствует замкнутости, непонимания, обид и ссор. Обладание привлекательными предметами и превосходство в предметной деятельности являются обычной причиной детских конфликтов и традиционной формой демонстрации собственного Я.

Очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении и коммуникативные навыки, но и, прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости, как свои. [9 c. 76]

Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств являются осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основным методом воспитания нравственных чувств, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике являются осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на себе самом, своих достоинствах и достижениях. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои достоинства. Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания, но эти предположения не оправдываются. Ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводят к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственное Я за счет развития внимания к другому ребенку, чувства общности и сопричастности с ним. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике. [12, c. 64]

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка являются главным методом социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что раннее развитие самосознания, положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое воспитание направлено на подкрепление положительной самооценки ребенка. В результате он начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений.

Такая фиксированность на себе и собственных качествах закрывает возможность увидеть другого. В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник. Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей нравственного воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия нравственного воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание угодить взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность этого принципа, его сложно выполнить на практике. Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные приемы воспитания. [11, c. 56]

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстрацию, конкуренцию, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге - разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования нравственного начала важно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкуренции.

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок видит претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание детей на сверстников.

Еще одним поводом для ссор и конфликтов является словесная агрессия (всевозможные дразнилки, обзывалки и пр.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция и т.п.), то самым обычным и простым способом проявление отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательство, жалобы и т.д.). Поэтому работа педагога, направленная на развитие нравственных чувств, должны свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и т.д.

Кроме того, данная работа должна исключать какое-либо принуждение. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости.

Таким образом, воспитание нравственных чувств на первых этапах должно базироваться на следующих принципах:

Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению (экспрессивно-мимическим или жестовым средствам) может способствовать безоценочному взаимодействию.

Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

Отсутствие соревновательного момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкуренцию и ориентацию на оценку окружающих, необходимо исключить игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций. [11, c. 54]

нравственный доброжелательность дошкольник сверстник

1.3 Методы и приемы воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у старших дошкольников

Проблема этического развития, или формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему. [13, c. 45]

Как можно научить ребенка быть добрым?

С какого возраста нужно начинать воспитывать в детях гуманное отношение к окружающим? Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств, или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям?

Многие отечественные психологи и педагоги пытались ответить на эти вопросы. Значительное число исследований посвящено проблемам становления моральных и нравственных основ личности, их истоки, развитие и возможности коррекции.

К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся:

Воспитание нравственных привычек;

Пример взрослого или других детей;

Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;

Организация совместной деятельности;

Совместная игра.

Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.

Настоящее время характеризуется чрезвычайной вариативностью и разнообразием программ дошкольного образования. Мы остановимся на наиболее популярных программах, утвержденных Министерством образования РФ. К ним относятся: «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки». При анализе программ нас будет интересовать не конкретное содержание и общая эффективность, а направленность той или иной программы на нравственное воспитание ребенка. Мы попытаемся, прежде всего, очертить цели и задачи, связанные с нравственным воспитанием детей, и те методы их решения, которые предлагают авторы. [12, c. 70]

В настоящее время достаточно широкое распространение получила программа «Развитие», разработанная Л.А. Венгером и его учениками. В ее основу легли два теоретических положения: теория А.В. Запорожца о само ценности дошкольного периода развития и концепция самого Л.А. Венгера о развитии способностей. Соответственно, целями данной программы является развитие умственных и художественных способностей, а также специфически дошкольных видов деятельности.

Авторы программы не ставят перед собой специальной задачи нравственного воспитания детей, считая, что оно достигается «общей организацией жизни группы, эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей между собой».

Несмотря на отсутствие интереса авторов к сфере развития эмоционально-личностных отношений между детьми, в программе заложены предпосылки развития этих отношений через игру, изобразительную деятельность и ознакомление с художественной литературой. Однако вопрос о том, действительно ли нравственное развитие достигается данными средствами, остается открытым. Поэтому судить о степени эффективности данной программы для нравственного развития достаточно сложно. Можно полагать, что она, скорее, определяется личностью воспитателя, чем содержанием самой программы.

Достаточно большой популярностью пользуется в настоящее время программа «Радуга». Это - комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, ритуалов празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав. Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх). [13, c. 35]

Вместе с тем следует отметить, что программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех благородных целей и задач, которые в ней поставлены. За развернутой и обоснованной постановкой целей и общих путей их решения не стоит описание конкретных педагогических методов и приемов их достижения.

Достаточной популярностью пользуется сейчас программа «Золотой ключик», разработанная Е.Е. и Г.Г. Кравцовыми. Научную основу данной программы составляет выдвинутый Л.С. Выготским «принцип единства аффекта и интеллекта». Цель программы: «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждого ребенка».

Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно, эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы; именно эмоциональная привлекательность и насыщенность материала обеспечивает его усвоение и познавательное развитие детей. Исходя из этого, задача воспитания заключается в максимальной насыщенности жизни детей разнообразными волнующими событиями. [12, c. 56]

В детском саду дети объединены в разновозрастные группы (от 3 до 10 лет), по типу большой семьи. В каждой группе предполагается от 15 до 25 человек, с равномерным количеством детей всех возрастов. По мнению авторов программы: «решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и воспитателями, в сбалансированных коллективных, микро групповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях».

Основной упор делается на развитие знаний, умений и навыков. В «Критериях оценки развития детей к концу года» результаты развития эмоциональной сферы упоминаются лишь вскользь, да и то только в первом и последнем годах.

Провозгласив центральной целью программы развитие эмоциональной сферы ребенка и подчинив ему развитие других сфер, авторы программы не предлагают каких-либо специальных методов такого развития. Главным методом эмоционального развития выступает создание специальных условий жизни детей в одной группе, а также организация ярких впечатлений и событий.

В последнее время широкое распространение получила комплексная образовательная программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

В отличие от других программ в ней нравственное развитие ребенка и формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач. Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Соответственно, проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка в общении со взрослым и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках». [9, c. 78]

Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.

Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре.

Во многих детских садах широко используется программа «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р.С. Буре. Данная программа в отличие от многих других направлена непосредственно на воспитание гуманистической направленности, а именно на формирование гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Формирование гуманных чувств, по замыслу авторов, достигается путем осознания ценности доброжелательного отношения к другим и через обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.

Гуманистическая направленность поведения понимается как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Авторы предлагают следующие методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников:

рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;

чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;

игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;

положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

Отзывчивость характеризуется в программе как умение замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. В качестве основных методов воспитания отзывчивости авторы предлагают учить детей обращать внимание на эмоциональное неблагополучие сверстников и преодолевать свое и чужое эмоциональное неблагополучие. Так накапливается опыт практических действий, направленного на оказание помощи другому; дети побуждаются к проявлению отзывчивости и доброжелательности. Воспитатель разъясняет причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника, и непосредственно включается во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости.

Таким образом, несмотря на новизну заявленных целей программы, их реализация подразумевает старые средства и методы.

В настоящее время в детские сады активно внедряется базисная программа нового типа «Истоки». Целью программы является разностороннее и полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. [13, c. 62]

Одна из четырех линий развития дошкольника (наряду с физическим, познавательным и эстетическим) является социально-личностное развитие. В качестве основы такого развития выступает общение ребенка с взрослыми и сверстниками, которое является «главным условием усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания».

Для каждого возраста в программе выделены соответствующие задачи социального развития, а также варианты реализации этих задач на практике.

Задачи социального развития заключаются, с одной стороны, в развитии морального сознания (различать эмоциональные состояния взрослых и детей, формировать представления о том, что хорошо и что плохо, что можно, что нельзя), а с другой стороны - в формировании коммуникативных навыков (доброжелательно здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбами и пр.).

Следует отметить, что авторы программы «Истоки» многократно подчеркивают важность воспитания доброжелательных отношений ребенка с взрослыми и сверстниками. Основным методом формирования доброжелательных отношений является поощрение взрослого, его положительная оценка. Механизм социального научения является тут первостепенным.

Подводя итоги нашему краткому обзору методов морально-нравственного воспитания, можно отметить, что в большинстве рассмотренных программ наблюдается существенное расхождение между целями нравственного воспитания и методами их практической реализации. При сравнении задач и методов их решения обнаруживается, что, несмотря на многообразие и новизну целей инновационных программ, многие из них привлекают старые средства, которые использовались еще в типовой программе. Несмотря на то, что главной задачей воспитания в большинстве программ является развитие нравственных чувств и гуманных отношений между детьми, основными методами во всех программах остаются, с одной стороны, формирование коммуникативных навыков, с другой - правильных оценок и моральных суждений. Предполагается, что и формирование навыков поведения и знание нравственных норм является залогом нравственного развития. Однако это не так. [13, c. 67]

Формирование коммуникативных навыков и «нравственных привычек» предполагает автоматическое воспроизведение правила или образца поведения в известной ситуации. Это достигается, с одной стороны, подражанием модели (образцу), а с другой - через поощрение правильных и осуждение неправильных действий (т.е. научение). В результате формируется нечто вроде морального стереотипа (или навыка), который ребенок научается автоматически использовать в соответствующих обстоятельствах. Такое действие происходит помимо сознания ребенка, что приводит к тому, что он не различает правильные и неправильные действия. По-видимому, для морального развития такое различение необходимо. [9, c. 63]

Другой метод воспитания - формирование моральных оценок и суждений: представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках. Этот метод предполагает допущение, что морально-нравственные представления перерастают в мотивы собственных действий ребенка и становятся залогом и источником его альтруистического поведения. Данный метод является наиболее понятным и привлекательным с педагогической точки зрения, поскольку он предполагает традиционные и доступные педагогические средства: «объяснение», чтение литературы, приведение положительных примеров и пр.

Итак, в результате рассмотрения существующих методов нравственного воспитания мы видим, что эти методы довольно однообразны и недостаточно конкретны.

Несмотря на то, что главной задачей нравственного воспитания является развитие чувств ребенка, в качестве основных методов воспитания предлагается, с одной стороны, развитие коммуникативных навыков и умений, а с другой - моральных суждений ребенка. Считается, что нравственные чувства являются результатом или суммой навыков поведения и моральных суждений. Однако соответствует ли это положение действительности?

Глава 2. Практическое исследование освоения опыта доброжелательного отношения у детей 6-7лет к сверстникам

.1 Констатирующий эксперимент. Программа исследования

Цель:

1. Выявить особенности доброжелательного отношения к сверстникам детьми 6-7 лет.

2. Проанализировать практику работы ДОУ направленную на освоение опыта доброжелательного отношения к сверстникам у детей 6-7 лет.

Количество детей:

Для решения первой задачи нами была использована диагностика Репиной Г.А.

Источник:

Описание:

Анализ результатов:

Вывод:

Для решения второй задачи нами был проведен анализ деятельности работы педагогов включающий:

.Наблюдение педагогического процесса в группе детей. Констатация факта.

2.Анализ тематического плана работы педагога.

.Описание.

.Вывод.

Рекомендации педагогу с учетом:

. Диагностики детей

. С учетом анализа тематического плана работы педагога.

Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в нашем детском саду, я пришла к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Мы постарались предложить занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не, только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

Содержание предлагаемых нами занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой общения. В ходе занятий мы стремились подвести детей к тому, что считаем главным, - к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственное взаимодействие. Эксперимент показал достаточно высокие результаты. Подтверждение тому - отклики воспитателей. Их мнение таково: дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть, заметно снизилась агрессивность тех, кого называют проблемными, и, наоборот, повысилось участие «замкнутых», уменьшилось количество демонстративных реакций.

На занятиях дети, как правило, выполняют игровые задания, поэтому целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться, «выпустить пар».

Итак, что могут помочь сформировать у детей занятия-игры?

Коммуникативные способности и качества.

Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».

Умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

Умение взаимодействовать и сотрудничать.

2.2 Анализ и интерпретация

Ниже приводятся примерные конспекты занятий-игр.

«Жизнь в лесу»

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

«Добрые эльфы»

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их..

Разыгрывается бессловесное действо.

«Птенцы»

Воспитатель. Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

«Муравьи»

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.

Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

«Театр теней»

Воспитатель. Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете - она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но, не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали!

Совместно с взрослым дети, молча, передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

«Ожившие игрушки»

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.

По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-либо затрудняется, взрослый предлагает еще раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.

Содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх того, что кто-то кого-то может обидеть, не принять в игру. Доброжелательные отношения ослабляют защитные барьеры, направляют внимание детей друг на друга. Совет по вовлечению в игру проблемного ребенка: желательно, чтобы с ним в паре был взрослый. Убедившись, что такой ребенок увлекся, можно переключить его на игру с другими детьми. В крайнем случае, в наиболее трудной ситуации мягко выведите его из игры, предложив какое-либо индивидуальное занятие (Lego, кубики и пр.). Как показывает практика, через некоторое время ребенок вновь присоединится к общей затее, но на этот раз постарается не нарушать ее правил.

Заканчивать игру нужно в тот момент, когда педагог замечает, что дети устали, отступают от правил. Тогда, собрав всех вокруг себя в хоровод и сообщив, что игра окончена, взрослый предлагает попрощаться, скажем, в виде какого-либо ритуала (например, протягивает детям руку, или сами дети мягко дотрагиваются до плеча соседа). Ритуалом можно заканчивать каждое занятие.

Как известно, дети очень любят разыгрывать игры, которые им знакомы, и нередко сами просят повторить их. В таких случаях любимым играм отводят первую половину занятия, а новым - вторую.

Игры и упражнения:

"Назови себя". Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников. Ход. Ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

"Позови ласково". Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ход. Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому из других детей, ласково назвав его по имени.

"Волшебный стул". Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Ход. Один ребёнок садится в центр на "волшебный стул", остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.

"Передача чувств". Цель. Учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ход. Ребёнку даётся задание передать "по цепочке" определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают что они чувствовали при этом.

"Волшебный цветок". Цель. Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе. Ход. Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.

"Разноцветный букет". Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход. Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все "букетики" объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.

"Свеча". Цель. Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Ход. Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение нескольких секунд смотрят на пламя, затем закрывают глаза на две-три секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

"Волшебники". Цель. Продолжать воспитывать дружелюбные отношения друг к другу, умение проявлять внимание и заботу. Ход. Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других.

"Подарок другу". Цель. Развивать умение невербально описывать предметы. Ход. Один ребёнок становится именинником; остальные, дарят ему подарки, передавая движениями и мимикой своё отношения к имениннику.

Заключение

Главная цель нравственного развития заключается в формировании общности с другими и возможность видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Насилие одна из острейших проблем нашего времени. Жестокость в отношении близких, слабых, беззащитных ставшая почти повсеместным явлением характеризует уже не только взрослое, но и детское сообщество. В детской среде нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в таких терминах, как «озлобленность», «драчливость», «жестокость». Все это - открытое выражение агрессивного поведения. Такое поведение всегда активно, инициативно и опасно для других.

Социальные навыки помогают понять других людей и быть понятыми ими. Помогают установить доброжелательные отношения, наладить контакт с окружающими, чувствовать себя комфортно в любой обстановке. Педагоги и психологи рассматривают социальные навыки как необходимое условие для достижения эмоционального комфорта.

К сожалению, родителям далеко не всегда удается понять своего ребенка, ведь малыш еще сам не может до конца понять себя, свои чувства и эмоции, а тем более выразить их языком, понятным взрослому.

Итак, можно сделать вывод, что дети черпают знания о моделях поведения их трех источников.

Первый - это семья, которая может одновременно демонстрировать как агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление, так и доброжелательное

Во-вторых, агрессии или доброжелательности они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный - и мне все можно») во время игр.

В-третьих, дети учатся агрессивным и доброжелательным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических.

Список литературы

1.Басов М.Я. Методика психологических наблюдений за детьми/Избранные психологические произведения.- М.: Инфра-М, 2010.-379 с.

2.Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка.- Минск: Минск-пресс, 2010

.Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -158с.

.Галигузова Л.Н., Лисина М.И. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстником.- В кн.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной.- М., 2011, с. 55-78.

.Галигузова Л.Н. Мещиряков С.Ю., Педагогика детей раннего возраста. // Педагогика и воспитание, 2010. - 300, С.2.

.Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2009, №10, С.26-36.

.Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2010, №11, С.3-10.

.Землянухина Т.М., Лисина М.И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте.- В сб.: Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной.- М., 1982, с. 38-59.

.Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986.

.Клименкова О. Игра как азбука общения.//Дошкольное воспитание, 2009, №4, С.7-14.

.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

.Лисина М.И. Генезис форм общения у детей.- В кн.: Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой.- М.,1999, с. 268-295.

.Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника.- В кн.: Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания.- М., 2003, с. 4-8.

.Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание, 2011, №1, С.72-78.

.Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991

.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М.: Владос,2011

.Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2009, №10, С.63-73.

.Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2011, №3, С.69-75.

.Якобсон С.Г. Проблемы этического развития детей. М.: Наука 1984.-892 с.

Похожие работы на - Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!