Правовое положение коммерческих банков на Украине

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,02 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое положение коммерческих банков на Украине

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ










РЕФЕРАТ

По финансовому праву

на тему: Правовое положение коммерческих банков на Украине


Выполнил:

Бутыря Денис Сергеевич




ДОНЕЦК - 2015

План

Введение

. Порядок создания коммерческих банков

. Классификация коммерческих банков

. Создание и деятельность коммерческих банков на Украине

. Доходы, расходы и прибыль коммерческих банков на Украине

.1 Прибыль как основная цель деятельности коммерческих банков на Украине

. Государственное регулирование коммерческих банков на Украине

.1 Понятие ликвидности для коммерческих банков и их значение для банковской системы

Заключение

Список литературы

Введение

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Банковская система Украины сегодня - один из наиболее развитых элементов хозяйственного механизма, поскольку её становление произошло намного раньше, чем других секторов экономики. Именно банки играют основную роль в образовании оптимальной среды для мобилизации и свободного перетока капиталов, накопления средств для структурной перестройки экономики, приватизации и развития предпринимательства.

Банковская система управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.

Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

В данный момент очень актуальны проблемы развития банковской системы в Украине, так как интенсивное развитие Банковской системы Украины, происходившее в последнее десятилетие, определялось процессом трансформации плановой экономики в рыночную. За сравнительно короткое время была создана двухуровневая банковская система.

Целью данной работы является рассмотреть основные аспекты банковской системы в Украине, так как она играет исключительную роль в нормальном развитии экономики стран. Украина не является исключением, и при переходе к рынку в ней сложилась новая банковская система. Естественно, она имеет некоторые особенности, свои собственные сложности и пути их разрешения. Вся система в данный момент находится в стадии становления, и не может избежать кризисов и потрясений. Именно поэтому важно понять, как свести негативные последствия к минимуму.

1. Порядок создания коммерческих банков

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета.

Для этого они используют не только свой собственный капитал, но и привлеченный финансовый капитал в виде вкладов, депозитов, межбанковских кредитов и других источников. Причем, привлеченные средства, как правило, значительно превышают объем собственного капитала коммерческих банков.

Основной целью коммерческих банков, которые стали создавать в Украине в 1989 году, было оперативное получение их учредителями и клиентами широкого спектра банковских услуг (включая получение кредитов), решение учредителями с помощью собственного банка своих групповых или индивидуальных проблем, получение максимальной прибыли для своих акционеров или пайщиков, а также для собственного развития.

Первоначально коммерческие банки создавались преимущественно как отраслевые. Некоторые банки возникли как дочерние банки государственных специализированных банков. Такие банки, как Демосбанк, Киевский кооперативный банк - предшественник Градобанка, возникли как кооперативные коммерческие банки.

Это объясняется тем, что в то время кооперативы по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг были первыми рыночными структурами, действовавшими в окружении государственных предприятий, организаций и учреждений, а часто и при них. Чтобы легче и оперативнее решать вопросы получения ссуд на свое развитие, кооперативы стали создавать свои банки.

В дальнейшем акционерами или пайщиками коммерческих банков все больше становились различные коммерческие структуры и частные лица. Этот процесс особенно усилился после того, как в конце 1992 года государственным предприятиям было запрещено выступать учредителями коммерческих структур, в том числе и банков, а в 1993 году было принято решение о перечислении причитающихся указанным предприятиям дивидендов в доход соответственно подчиненности государственного или местного бюджета. Кооперативные банки были уравнены в правах с коммерческими.

Постепенно статус коммерческих получили прежние государственные специализированные банки. Так, на базе республиканских Жилсоцбанка был организован Укрсоцбанк, Агропромбанка (АПБ "Украина" АК, Промстройбанка (Проминвестбанк). Такое разгосударствление указанных трех банков привело к созданию в банковской системе Украины неравных условий для деятельности банков, поставив в затруднительное положение вновь организованные банки.

Более правильным было бы за бывшими государственными банками оставить статус государственных специализированных банков, через которые направлялась бы государственная кредитная и финансовая поддержка приоритетным направлениям развития экономики. Так, в большинстве стран такая поддержка оказывается сельскому хозяйству, науке, государственным предприятиям, жилищному строительству и так далее.

В условиях рыночной экономики существенные изменения произошли в банковском контроле. Если раньше банки играли роль государственных контролеров за деятельностью субъектов хозяйствования, то в настоящее время этот контроль, как правило, осуществляется на партнерских отношениях между банками и их клиентами.

2. Классификация коммерческих банков

Коммерческие банки классифицируются по ряду признаков. В зависимости от формы собственности они подразделяются на частные и государственные. По форме организации среди частных банков преобладают акционерные в виде обществ открытого или закрытого типов.

Акции банков, созданных в виде акционерных обществ открытого типа, распространяются путем свободной продажи юридическим и физическим лицам.

Акционерными обществами закрытого типа, а также паевыми банками в виде обществ с ограниченной ответственностью являются преимущественно коммерческие банки в первые годы их существования. Акции банков в виде акционерных обществ закрытого типа выкупаются, как правило, их учредителями. Более гибкой структурой являются банки в виде обществ с ограниченной ответственностью. Количество их пайщиков может пополняться с соответствующей регистрацией в Национальном банку Украины.

Коммерческие банки в зависимости от круга выполняемых операций бывают универсальными и специализированными. В настоящее время в Украине все коммерческие банки стремятся быть универсальными, хотя далеко не все они выполняют весь спектр банковских операций. Специализированных банков пока нет. Но отдельные банки уже начали создавать специализированные филиалы (инвестиционные и депозитные).

В зависимости от территории деятельности коммерческие банки подразделяются на международные, республиканские и региональные.

Международные банки создаются с участием иностранного капитала и могут иметь филиалы в других странах. В Украине они только начинают появляться (Первый украинский международный банк, Диамена-банк и другие). К республиканским коммерческим банкам относятся банк "Украина" АК, Проминвестбанк Украины, Укрсоцбанк, Эксимбанк Украины и Сбербанк Украины, имеющие разветвленную сеть отделений и филиалов по всей территории Украины. [1, Стр. 99-108].

Большинство же коммерческих банков являются региональными. Они обслуживают клиентов определенной области, города, района или же региона. В зависимости от организационной структуры, наряду с многофилиальными банками, существуют бесфилиальные банки. Многие из них работают успешно, хотя конкурировать им с большими банками все трудней.

3. Создание и деятельность коммерческих банков на Украине

Порядок создания и деятельности коммерческих банков регламентируется законами Украины "О банках и банковской деятельности", "О хозяйственных товариществах", "О ценных бумагах и фондовой биржи", "О предпринимательстве", "Об аудите", "Об иностранных инвестициях", "О залоге" и другие, а также Временным положением о порядке создания, регистрации коммерческих банков и осуществления надзором над их деятельностью, утвержденным Правлением Национального банка Украины 17 июля 1992 года.

Учредителями, акционерами коммерческих банков могут быть украинские и иностранные юридические и физические лица, за исключением Советов народных депутатов всех уровней, их исполнительных органов, политических и профсоюзных организаций, союзов и партий, общественных фондов, коммерческих банков. Ими также не могут быть граждане следующий категорий: военнослужащие, должностные лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, арбитражного суда, государственного нотариата, органов государственной власти и управления, призванных осуществлять контроль за деятельностью предприятий. Учредителями банков не могут быть лица, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельность до истечения срока, установленного приговором суда, лица имеющие судимость за воровство, взяточничество и другие корыстные преступления.

Необходимо обеспечить банк помещениями с оборудованным кассовым узлом, устройством охранной и пожарной сигнализации, специальных каналов связи, постом милиции, вычислительной и другой банковской техникой и так далее.

Товарищество считается открытым, если его акции распространяются путем открытой подписки или купли-продажи на фондовых биржах или во внебиржевом обороте. Акции банка в виде закрытого акционерного общества распределяются между учредителями и не могут распространятся путем подписки и покупаться или продаваться на бирже или во внебиржевом обороте. После регистрации из закрытого акционерного общества он может быть реорганизован в установленном законом порядке в открытое акционерное общество. При этом необходимо иметь в виду, что в первые два года существования банка в виде акционерного общества, его учредители обязаны быть держателями акций на сумму не менее 25 % уставного фонда.

Учредители банка, (независимо от того, в виде какого товарищества он организуется) должны заключить между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности, ответственности перед лицами, которые подписались на акции, и третьими лицами. Учредители также несут ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации банка Национальным банком Украины.

Если банк создается в виде акционерного общества открытого типа, то учредители должны зарегистрировать информацию о выпуске акций в Министерстве финансов Украины. При этом необходимо представить следующие документы: заявление на регистрацию информации; копию платежного поручения на сумму госпошлины в размере 0,1% от общей суммы эмиссии акций; проспект эмиссии. Кроме регистрации информация о выпуске акций подлежит обязательной публикации в органах печати Верховного Совета Украины газета "Голос Украины", Кабинета Министров Украины газета "Урядовий курьер" и официальном издании фондовой биржи газета "Факт" не менее чем за 10 дней до начала подписки на акции.

Учредительное собрание утверждает учредительные документы банка учредительный договор и устав, избирает совет и правление банка, их председателей, ревизионную комиссию, утверждает регламенты работы совета и правления, разрабатывает положение о ней. Собрание может часть функций, относящихся в соответствии с действующим законодательством к компетенции общего собрания акционеров, возложить на совет или правление банка.

Для регистрации коммерческого банка его совет представляет в двухнедельный срок после проверки финансового состояния учредителей в региональное управление Национального банка Украины следующие документы: заявление о регистрации устава банка, за подписью председателя совета, учредительный договор, подписанный учредителями банка и заверенный их печатями, для юридических лиц или нотариально для физических - устав банка, утвержденный учредительным собранием и подписанный председателем совета - протокол учредительного собрания, экономическое обоснование создания банка, включая расчетный баланс и расчет плана доходов, расходов, прибыли на конец первого года его деятельности; бухгалтерские балансы учредителей, акционеров; заключение аудиторской организации, имеющей лицензию Национального банка Украины, о финансовом состоянии учредителей; сведения о профессиональной пригодности председателя правления и главного бухгалтера, рекомендованных учредителями; копии платежного документа о внесении платы за регистрацию; копию отчета о проведении открытой подписки на акции со списком акционеров; справку о наличии необходимого помещения для банка (если оно арендовано, то и договор аренды на срок не менее 5 лет). Содержание каждого из документов определено Временным положением о порядке создания, регистрации коммерческих банков и осуществления надзора за их деятельностью.

Полученное от регионального управления заключение с указанными выше документами представляется в Национальный банк Украины для регистрации, которая должна быть осуществлена в месячный срок с момента получении заявления.

Коммерческие банки могут открывать свои филиалы и представительства как на территории Украины, так и за ее пределами на основании письменного согласия регионального управления Национального банка Украины. Необходимым условием их открытия является полная оплата заявленного уставного фонда банка. И филиал, и представительство не являются юридическими лицами. Это обособленные подразделения банка, которые выступают от его имени и действуют на основании своих положений, утвержденных в соответствии с порядком, предусмотренным уставом банка.

Регистрация филиала производится региональным управлением Национального банка Украины в течение месяца со дня получения всех необходимых документов. Зарегистрированному филиалу региональное управление Национального банка Украины присваивает шестизначный номер по МФО (код банка), а если он обслуживается одной и той же расчетной палатой, что и головной банк, то филиал может пользоваться номером МФО, присвоенным банку, с добавлением еще одного знака [2, стр 113-117].

4. Доходы, расходы и прибыль коммерческих банков

.1 Прибыль - как основная цель деятельности коммерческих банков а Украине

Одна из основных целей коммерческих банков получение прибыли, являющейся источником выплаты дивидендов акционерам, создание фондов банков, базой повышения благосостояния работников банка и т.п. Прибыль банка представляет собой разность между его валовым доходом и расходами.

Валовой доход банка зависит, прежде всего, от объема его кредитных вложений и инвестиций, размеров процентной ставки по выдаваемым кредитам, от величины и структуры активов банка.

Основным источником доходов большинства коммерческих банков являются проценты, взимаемые с заемщиков за пользование ссудами. Это объясняется тем, что банки являются финансовыми посредниками, осуществляющими перераспределение денежных средств между теми, у кого они освободились и теми у кого в них появилась временная потребность.

Размер процентной ставки за пользование кредитом определяется в процессе переговоров между банком и заемщиком при заключении кредитного договора. Причем процент не одинаков в том же банке по отношению к разным клиентам.

При установлении размера процентной ставки также учитывается: размер базовой процентной ставки, установленной НБУ. Стоимость привлечения кредитных ресурсов на рынке ссудных капиталов; соотношение спроса и предложения на кредит; степень риска; размер и срок погашения кредита; уровень издержек банка; перспективы развития экономики и уровень инфляции.

Значительные доходы банки получают от проведения операций с иностранной валютой.

Банки могут также получать доходы от операций с ценными бумагами, но поскольку этот рынок не развит, то доходы пока незначительны. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами могут проводить только те банки, у которых имеются на это лицензии, выданные НБУ и Минфином Украины. [6, стр. 85-88 ].

Многие коммерческие банки берут со своих клиентов плату за совершение расчетных операций ( переводных, аккредитивных, инкассовых. Эта плата должна покрывать расход банка на совершение расчетных операций, в том числе и плату банка региональной расчетной палате за проведение электронных платежей.

Относительно постоянными являются расходы банков на заработную плату и начисления на нее, бланки и канцелярские принадлежности, содержание помещений, охраны, противопожарной сигнализации и другое.

К переменным расходам относятся выплаты процентов по вкладам, депозитам и межбанковскому кредиту, за остатки средств на расчетных счетах, расходы на рекламу командировочные, почтово-телеграфные расходы и другие.

В соответствии с действующей методикой коммерческие банки определяют прибыль и убытки от своей деятельности ежеквартально, в последний операционный день квартала. В зависимости от налогового законодательства банки уплачивают налоги в государственные или местные бюджеты из прибыли или доходов. После уплаты налогов и штрафов, налагаемых налоговой инспекцией, НБУ и другими органами из прибыли банка производятся отчисления в его резервный фонд в размере не ниже 5 % прибыли, остающейся в распоряжении банка. Затем производятся отчисления в фонды экономического стимулирования банка, на благотворительные и спонсорские мероприятия, на выплату вознаграждения руководству банка. Если и после этого остается нераспределенная прибыль, она может быть направлена на индексацию акций или же на прирост уставного фонда банка.

Прибыль является важнейшим показателем оценки деятельности коммерческих банков. Она используется аналитиками для определения рейтингов банков на основе их балансов. Ныне ни у нас, ни за рубежом пока нет общепринятой методики исчисления рейтингов коммерческих банков. Поэтому рейтинги, рассчитанные по разным методикам, могут существенно различаться, а следовательно, различными будут оценки деятельности банков.

Поскольку каждая методика имеет свои положительные и отрицательные стороны, необходимо отобрать из них такие, которые наиболее полно характеризуют деятельность банков. Для этого прежде всего следует установить общую для всех банков форму баланса. Правильно определенные рейтинги банков позволят клиентам избрать те из них, в которые можно будет без риска помещать и вкладывать свои капиталы [4, стр. 11-12 ].

5. Государственное регулирование деятельности коммерческих банков в Украине

правовой банк денежный кредитор

Государственное регулирование деятельности коммерческих банков ─ это комплекс мер, которые применяют соответствующие государственные органы для поддержания стабильности и эффективности банковской деятельности, ограничения негативных последствий разнообразных рисков. Главной целью регулирования банковской сферы является повышение уровня надежности, стабильности банковской системы в целом и защита интересов кредиторов и вкладчиков.

Различают три основные вида экономичных методов регулирования: налоговые, нормативные (когда размеры вводимых ограничений или льгот связаны с количественными характеристиками регулируемых операций) и корректирующие (им свойственна гибкость и оперативность, возможность стимулирующего влияния в зависимости от ситуации). Для центрального банка государства оптимальными являются нормативные и корректирующие методы, для финансовых органов ─ налоговые.

Превентивные меры ─ применяются для избежаний возможных негативных последствий той или иной экономичной ситуации (например, кризиса неплатежей). К этим мерам, в частности, принадлежат:

требования относительно объема и структуры собственного капитала;

диверсификация банковских рисков (максимальный размер заема на одного заемщика и другие виды диверсификации);

ограничение исполняемых операций.

Протекционные меры применяют для защиты от угрожающей для банка ситуации, которая уже произошла, которая может привести к неплатежеспособности, убыткам, банкротству. Т.е. с помощью этих мер осуществляется защита банков и их клиентов от возможных последствий финансовых осложнений. К протекционным мерам принадлежат:

создание и функционирование фонда гарантирования вкладов физических лиц;

формирование коммерческими банками резерва для возмещения возможных потерь по займам и другим активам;

рефинансирование коммерческих банков центральным банком;

целевая помощь иных финансовых органов.

Специальными протекционными мерами предусматривается использование различных видов резервных фондов или иных средств целевого назначения. В зависимости от отдельного банка и конкретной ситуации могут применяться так называемые договорные действия, в частности, поддержка регулирующими органами отдельных банковских учреждений в виде рефинансирования, предоставления гарантий, покупки акций и т.д.

Для регулирования деятельности коммерческих банков в Украине применяются разнообразные методы и инструменты регулирования, которые можно объединить в две большие группы:

административные (прямые);

экономические (непрямые).

Целью применения этих методов является поддержка стабильности национальной денежной единицы, регулирование ликвидности банковской системы в пределах денежно-кредитной политики, которую проводит НБУ.

Административные (прямые) методы предусматривают ограничения, запреты, которые устанавливает центральный банк для количественных и качественных параметров деятельности банков. Они обязательны для исполнения всеми действующими банковскими учреждениями.

Количественные ограничения ─ это административные или законодательные меры, которые осуществляются министерством финансов и НБУ для ограничения объемов кредитов, денежной эмиссии, отдельных видов банковских операций, развитие которых государство пытается приостановить. Эти методы называются также отборочными или селективными [5, стр. 5-8 ].

К количественным ограничениям относятся:

. Кредитные потолки. НБУ из-за установления нормативов кредитного риска вводит ограничения:

относительно «больших кредитов», предоставленных коммерческим банком одному контрагенту (общая сумма обязательств какого-либо заемщика перед банком не должна превышать 25% капитала банка ─ норматив Н7);

максимальной суммы всех предоставленных коммерческим банком кредитов (максимальное значение норматива «больших» кредитных рисков Н8 не должно превышать 8-кратный размер регулятивного капитала банка);

максимального объема кредитов, гарантий, поручительств, предоставленных одному инсайдеру и относительно всех инсайдеров (максимальное значение этих нормативов не больше 5% и 40% капитала банка ─ нормативы Н9, Н10);

. Ограничения отдельных видов банковских операций применяется относительно операций, развитие которых государство пытается сдерживать.

. Селективный кредитный контроль ─ это регулирование конкретных видов кредитов с целью стимулирования или сдерживания развития отдельных сфер (предоставление льгот при кредитовании угледобывающей промышленности, предприятий агропромышленного комплекса и т.п.).

. Фиксация маржи ─ установление обязательной маржи (разницы между курсами ценных бумаг, валют, процентными ставками) при проведении разных финансово-кредитных операций.

Экономические (непрямые) методы не предусматривают прямых запретов или лимитов, их действие имеет непрямой характер и основывается на экономической заинтересованности коммерческого банка действовать соответственно этим методам [5, Стр. 14-18 ].

5.1 Понятие ликвидности коммерческих банков и их значение для стабильности банковской системы

Термин «ликвидность» (от лат. liquidus─ редкий) в буквальном понимании слова характеризует легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей в денежные активы.

Активы банка в зависимости от легкости превращения в денежную форму (в наличные или средства на счетах банка) определяются как ликвидные или неликвидные.

Ликвидность в широком понимании ─ это способность банка быстро и относительно безубыточно погашать наличные финансовые обязательства, а в узком ─ авуары, которые легко реализовываются и предназначены для достижения назначенной цели (авуары ─ разные активы: деньги, чеки, векселя, переводы, аккредитивы, за счет которых могут проводиться платежи; средства банка ─ касса, корсчета, ценные бумаги, которые легко реализовать, имеющиеся на его счетах в зарубежных банках в иностранной валюте).

. Высоколиквидные активы:

наличные средства и банковские металлы;

средства на корреспондентских счетах в НБУ;

средства на корреспондентских счетах в других банках;

сроковые депозиты в НБУ;

государственные ценные бумаги.

Высоколиквидные активы (кроме государственных ценных бумаг) прибыль банку не приносят, но очень нужны для его нормального функционирования, т.к. эти средства необходимы для своевременных расчетов банков по своим обязательствам и обязательствам своих клиентов. Мировой опыт показывает, что оптимальное соотношение между высоколиквидными и общими активами должно быть не менее 20% [7, Стр. 21-24 ].

. Ликвидные (рабочие) активы:

депозиты в других банках сроком до одного месяца;

кредиты и другие вклады со сроком возврата до 30 дней;

акции и другие ценные бумаги, купленные банком, которые легко реализовываются на рынке;

- вклады в ассоциированные и дочерние компании.

. Низколиквидные активы:

средне- и долгосрочные кредиты, предоставленные банком;

просроченная и ненадежная задолженность по займам (дебиторы);

вклады в здания, строения и другое недвижимое имущество (основные средства и капитальные вложения);

другие активы (участие в предприятиях).

Также следует различать активы, которые обеспечивают первичную и вторичную ликвидность банка:

наличные средства;

банковские металлы;

средства на корреспондентских счетах, открытых в НБУ и других банках;

сроковые депозиты, расположенные в НБУ и других банках;

долговые ценные бумаги, рефинансированные и эмитированные Национальным банком в портфеле банка на продажу и инвестиции.

Таким образом, ликвидность банка ─ это его способность обеспечивать вовремя полное исполнение своих обязательств.

Баланс коммерческого банка считается ликвидным, если его состояние дает возможность за счет быстрой реализации средств по активу покрывать срочные обязательства по пассиву.

Возможность быстрого превращения активов банка в денежную форму для выполнения собственных обязательств обусловлена рядом факторов, среди которых можно выделить:

качество активов;

качество депозитной базы;

обеспеченность регулятивным капиталом;

соотношение активов и пассивов по срокам и суммам;

уровень финансового менеджмента;

внутренняя политика банка: создание филиалов, централизация полномочий и целей;

имидж банка;

экономическая и политическая ситуация в стране.

Следует различать понятия ликвидности и платежеспособности.

Платежеспособность ─ уровень обеспеченности финансовых обязательств банка собственным капиталом.

Общим для обоих показателей является то, что они характеризируют способность банка выполнять свои финансовые обязательства.

Их отличие состоит в том, что платежеспособность предусматривает выполнение обязательств за сет собственного капитала, тогда как ликвидность ─ полное выполнение всех обязательств коммерческого банка.

Для банка ликвидность имеет первоочередное значение. Именно обеспечивая ликвидное состояние, банк будет платежеспособным. Поэтому всегда следует помнить об основных принципах решения проблемы ликвидности банков [7, стр. 25-28].

Заключение

Банковская система - составная часть кредитной системы. Она представляет собой совокупность различных видов банков и банковских институтов и их взаимосвязи. Как правило, банковская система имеет двухъярусную структуру. Первый ярус представляет национальный банк, второй - коммерческие банки.

Все коммерческие банки, которые существуют на Украине, находятся в одном правовом поле, и подчиняются непосредственно Национальному Банку Украины. Каждый банк, имеет лицензию НБУ. При условии несоблюдения обязательства перед клиентами, у того или иного банка НБУ может отозвать лицензию и ликвидировать банк, банки, которые признаны системно важными, при необходимости могут быть национализированы, то есть происходит процедура перехода коммерческого банка в государственный банк.

В Украине действует закон, по которому каждый вкладчик, имеющий вклад менее 200 тысяч гривен попадает под защиту ФГВФЛ (фонда гарантирования вкладов физических лиц).

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.

Иностранные банки также имеют серьёзные намерения выйти на украинский банковский рынок. Не удивительно, что первыми интерес проявляют российские банки и группа Райффайзэн, которая давно работает на банковском рынке Украины. Также понятно, что после покупки одного из крупнейших банков Украины австрийской группой другие иностранные финансовые группы воспримут это как сигнал к изучению возможности выхода на рынок Украины и своих дочерних банков. При этом основным путём входа будет покупка отечественного банка, так как именно этот путь даёт возможность сразу начать масштабную работу на рынке, получив клиентуру. В ближайшее время проблема капитализации банковской системы будет решена за счет средств иностранных финансовых учреждений, но контроль над ней постепенно перейдёт к иностранным инвесторам.

Перечень ссылок

1. Андрушкин Т. Банки, как субъекты финансовых рынков Украины: роль и перспективы. // Банковское дело. - 1998. - №2.

. Банковское дело: Учебник./ Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой - М., 1995.

. Банковская энциклопедия/ Под ред. А.М. Мороза- К.: фирма «Эльтон», 1993.

. Герасимович А.М. Учет и аудит в ком. банках. - Львов: издательство «Феникс», 1999.

. Деньги и кредит./ Под. ред. М.И. Савлука. - К.: Лебедь,1992.

. Заруба О.Д. Банковский менеджмент и аудит. - К.: Либра,1996.

. Коваль В.М. Денежные потоки в механизме функционирования коммерческого банка. // Вестник украинской академии банковского дела. - 2000. - №1.

Похожие работы на - Правовое положение коммерческих банков на Украине

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!