Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изменения социальной структуры малой социальной группы и выявить особенности социального статуса подростка в группе танцевального коллектива Дома Культуры.
2. Изучить особенности социального статуса подростка в группе танцевального коллектива Дома Культуры.
Экспериментальной базой исследования является: Арзамасский городской Дом культуры. В исследовании принимали участие дети, обучающиеся в средней группе танцевального коллектива «Виктория» в количестве 30 человек в возрасте 14-15 лет. В состав средней группы танцевального коллектива «Виктория» входят 19 девочек и 11 мальчиков.
Основным методом сбора фактических данных выступил метод тестирования. Была апробирована методика оценки межличностных отношений (Т. Лири); социометрия (Д. Морено), Q-сортировка (В. Стефансон).
Остановимся подробнее на результатах тестирования детей по методике «Оценка межличностных взаимоотношений» Т. Лири, обучающихся в средней группе танцевального коллектива «Виктория».
Небольшое количество обучающихся - 4 человека (20%) обладают альтруистическим или ответственно-великодушным типом отношения к окружающим. Они мягкосердечны, сверхобязательны, присутствует гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм. Ответственные по отношению к людям, деликатные, мягкие, добрые, бескорыстные, отзывчивые.
Вариант прямолинейный, агрессивный имеют 3 человека (15%). Им свойственно чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость. Искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели. Также 3 человека (15%) из группы имеют зависимый, послушный тип отношений с одноклассниками. В их характерах можно выделить такие черты как сверхконформизм, полная зависимость от мнения окружающих. Ярко выражена потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. Ещё 3 ребенка в группе (15%) имеют сотрудничающий, конвенциональный тип отношений. Они дружелюбны и любезны со всеми; стремятся «быть хорошими» для всех без учета ситуации.
Авторитарным типом отношения к окружающим обладают 2 человека (10%). У них явный дидактический стиль высказываний, черты деспотизма, потребность командовать другими. Они нетерпимы к критике, переоценивают собственные возможности.
Вариант независимо-доминирующий у 2 человек (10%) из группы. У них прослеживается тенденция иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, занимать обособленную позицию в группе. Стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, склонного к соперничеству, до самодовольного, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими. Эти ребята имеют независимо-доминирующий тип отношений со сверстниками в группе. Ещё у двух ребят тип отношений недоверчивый, скептический. Они крайне обидчивы и недоверчивы. К окружающим они относятся с выраженной склонностью к критицизму, с недовольством и подозрительностью.
Выяснилось, что лишь у одной девочки (5%) тип отношений покорно-застенчивый. Ей присуща полная покорность, повышенное чувство вины, самоунижение.
Обобщая результаты анкетирования можно сделать вывод о том, что подростки находятся на полюсах - в крайних положениях - есть либо «главные» либо «подчиняемые». Много ребят молчаливых, неуверенных в себе и своих поступках, они находятся под влиянием лидеров группы.
Остановимся на результатах тестирования детей по методике «Социометрия» Дж. Морено, обучающихся в средней группе танцевального коллектива «Виктория».
С помощью социометрии мы выявили количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Было изучено состояние эмоционально-психологических отношений в группе танцевального коллектива и положении в нём каждого подростка. Статусные категории каждого ребенка распределились следующим образом: «Звёзды»: (15%); «Предпочитаемые»: (15%); «Принятые»: (20%); «Непринятые»: (25%); «Отвергнутые»: (25%). Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (первой, второй и третьей) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении как средний, при преобладании детей с неблагоприятным статусом - как низкий. В исследуемой группе УБВ можно определить как средний, т.к. в классе одинаковое число детей как с благоприятным, так и неблагоприятным статусом. Рассчитывая Индекс изолированности, можно сделать вывод о том, что группу можно считать благоприятной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если 15-25%. Данную группу можно охарактеризовать как не очень благополучную, число изолированных подростков достигает 25%, что достаточно много.
Эти данные позволяют сделать вывод о том, что средняя группа танцевального коллектива «Виктория» недостаточно дружен, сплочен, в нем существуют устойчивые микрогруппы и много отверженных подростков. На первый взгляд группа кажется достаточно благополучной, но при более глубоком анализе обнаруживаются большие проблемы. Все показатели оказались достаточно низкими, много в коллективе низкостатусных детей. Кроме того, в группе есть отрицательный лидер и положительный. Это говорит о том, что группа «разрывается» изнутри, подростки еще не совсем определились в своем поведении. В целом группа очень неоднородная и сложная.
Результаты исследования социального статуса подростка по методике "Q-сортировка" В. Стефансона выглядят следующим образом:
У 6 человек (30%) - диагностика не выявила ярко выраженных тенденций. У этих ребят показатели средние.
Тенденцию к общительности имеют 5 человек - 25% ребята легко идут на контакт, стремятся образовать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Они разговорчивы, но несколько болтливы, несдержанны.
Тенденция к необщительности ярко выражена у 3 человек - 15% - подростки закрыты, молчаливы, на контакт идут неохотно.
Тенденция к зависимости заметна у 10% - ребята несамостоятельны, склонны идти на поводу у других, неспособны принимать решения, всегда прячутся за спины других ребят. Наоборот, тенденция к независимости прослеживается у 10% - они всегда имеют своё личное мнение, но не спорят и скандалят, а делают так, как считают нужным.
Тенденцию к принятию борьбы можно наблюдать у 10%. Ребята активно стремятся участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. Любят спорить и протестовать.
Таким образом, в результате диагностического исследования было выявлено, что средняя группа танцевального коллектива недостаточно сплочена, имеют место конфликты.
В результате анализа данных исследования был сделан вывод о том, что социальный статус подростков средней группы танцевального коллектива «Виктория» находится на недостаточно высоком уровне и необходима помощь педагога-психолога в его оптимизации. Для оказания помощи подросткам в оптимизации социального статуса была составлена программа работы педагога-психолога.
Таким образом, сопоставив все данные, проанализировав все результаты исследования, мы можем утверждать, что особенности социального статуса подростка имеет доминирующее значение в установлении межличностных отношений в группе танцевального коллектива Дома Культуры.
Большая часть жизни человека, говорит Е.М. Дубровская, протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа
Морено полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. Если человека окружают люди, испытывающие к нему симпатии, то ему будет легче преодолевать жизненные трудности. Более того, недостаток симпатий уже порождает жизненные трудности. Он считал также необходимым определить положение индивида в структуре неформальных отношений, чтобы понять его проблемы.
Социометрическая структура малой группы представляет собой совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений. В целом, социометрическая структура определяется анализом важнейших социометрических характеристик группы: социометрического статуса ее членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений.
Изменение социометрического статуса индивида является важной проблемой для педагога-психолога и требует более глубокого изучения.
социальный подросток межличностный танцевальный
Литература
1.Божович Л.И. Развитие личности ребенка. - М.: Просвещение, 1987. - 301с.
3.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М: Педагогика, 1990. - 330с.
.Краковский А.П. О подростках. - М.: Педагогика, 1999. - 272 с.
. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Р-н-Д.: МарТ, 2001. - 421с.
6. Крысько В.Г. Социальная психология. - М.: Омега-Л, 2008. - 352 с.