Ценностная направленность студентов-психологов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,88 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ценностная направленность студентов-психологов

Введение

Актуальность исследования. Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал. Ценностная сфера личности является ее центральным образованием, определяющим направленность и особенности поведения, регулирующим деятельность в целом. Ценности профессиональной деятельности являются смыслообразующей основой, которая определяет значение деятельности для личности и общества.

Ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, выражают его отношение к миру и к самому себе, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения, наполняют жизнь смыслом, являются системообразующим элементом мировоззрения. Личность в процессе профессионального развития выстраивает свою систему ценностей, соотношение внешних требований профессии, профессионального сообщества и своего внутреннего мира, зависит эффективность профессиональной деятельности. Студентам приходится делать жизненно важный выбор между стремлением к достижению высокого уровня благосостояния и стремлением к реализации своего потенциала. Эти стремления оказываются несовместимыми, что приводит к трудностям в процессе профессионального становления личности будущего специалиста, к потере смысловой стороны профессиональной деятельности, утрате мотивации учебно-профессиональной деятельности.

Исходя из выше изложенного, можно сформулировать следующую проблему исследования. На современном этапе развития психологической научной мысли констатируется, что ценностная направленность в студенческой среде является предметом многочисленных исследований. В этой ситуации является важным объединить эти исследования в области прояснения вопроса о том, как ценностные ориентации студенческой молодежи влияют на ее профессиональное самоопределение.

Ценностные ориентации молодежи проанализированы К.Ш. Ахияровым,

А. Ф. Амировым, Е. Н. Беловой, Р. Г. Гуровой, В. В. Ластовкой, Е. Л. Рудневой, Т. Н. Семенковой, А. С. Серым, М. С. Яницким и др. Методологической основой исследования явились работы отечественных психологов Е.Н. Беловой, Г.Е. Залесского, А.Г. Здравомыслова, В.Б. Ольшанского, Е.Л. Рудневой, Т.Н. Семенковой, Л.Л. Шпак, В.А. Ядова, М.С. Яницкого и др. по проблеме исследования ценностных ориентаций.

Данная работа посвящена изучению особенностей ценностной направленности студентов психологов.

Цель работы - изучение особенностей ценностной направленности у студентов психологов.

Объект исследования - ценностная направленность.

Предмет исследования - особенности ценностной направленности у студентов.

Задачи:

.рассмотреть научную литературу по теме исследования;

.изучить теоретические аспекты проблемы;

3.подобрать методики для исследования ценностной направленности у студентов;

4. проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы.

Методы исследования:

. Анализ психолого-педагогической литературы.

. Методы сбора эмпирических данных (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика «Определение направленности личности» (ориентационная анкета) Б. Басса).

.Методы обработки и интерпретации данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.

При организации экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами работы в число респондентов были включены испытуемые в количестве 20 человек, студенты 3 курса, факультета психологии и педагогики «Омского государственного педагогического университета».

Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава I. Теоретические основы изучения ценностной направленности

1.1 Представления о ценностях в психологии

Понятия "ценностные представления" и "ценности" в психологической литературе часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. В работах, посвященных междисциплинарному изучению ценностей, мы обосновали ошибочность понимания ценностей как порождений сознания и необходимость различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании; последние не вполне соответствуют реально значимым ценностям.

Категория «ценности» - одна из самых сложных в философии, социологии и психологии. Литературный анализ выявляет неоднозначность в определении терминов «ценности» и «ценностные ориентации» [21].

С точки зрения Г. М. Андреевой, ценности представляют собой одновременно мотивационные и когнитивные образования. Они направляют, организуют, ориентируют поведение человека на определенные цели и в то же время детерминируют когнитивную работу с информацией. Ценности выступают для индивида как некоторые критерии оценки действительности, в частности, других людей, а также и самого себя. В то же время ценностные представления являются категориями, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира. Таким образом, ценности выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, а следовательно, основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира. Индивид осознает мир через призму ценностей, т. е. ценности детерминируют процесс познания человеком социального мира. Восприятие и познание человеком социальной действительности не может быть внеценностным, поскольку не может быть внесмысловым [2].

Кроме этого ценности выступают как образования мотивационно-потребностной сферы и регулируют социальное поведение людей. Они представляют собой некоторые конечные (идеальные) цели, к которым стремится индивид, дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и направляют поведение и деятельность человека. В этой ипостаси ценности реализуются в ценностных ориентациях и определяют элемент диспозиционной структуры личности [17].

Итак, ценности могут быть рассмотрены и как элементы когнитивной структуры личности, и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы. Такое «двойственное» положение объясняется их смысловой природой. Именно смысл является основанием для познания мира и именно он задает направление и активизирует деятельность человека. Ценности же, будучи смысловыми образованиями, «связывают» когнитивную и мотивационную сферы, интегрируют их в единую смысловую сферу, придавая личности определенную целостность [17].

Целый ряд авторов независимо друг от друга предложили различать два класса ценностей: ценности - цели жизнедеятельности или терминальные ценности, с одной стороны, и ценности - принципы жизнедеятельности или инструментальные ценности, с другой стороны.

По словам Ф. Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя ее простотой и подлинной свободой» [4]. Он отмечает в этой связи, что ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развитии [4].

Личностные ценности - генетически производные от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба. Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуются его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут быть как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей. Личностные ценности выступают как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности [11].

Ценности согласно, согласно М.Рокичу, это обобщённые представления о благах и приемлемых способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности [9].

1.2 Направленность личности и ценностные ориентации

В отечественной психологии среди ведущих системообразующих характеристик личности традиционно выделяют ее направленность [1].

С.Л. Рубинштейн под направленностью понимал некоторые динамические тенденции, которые в качестве доминирующих мотивов обусловливают деятельность человека, исходя из ее целей и задач. Составляющими направленности являются: смысловой компонент, характеризующий ее предметное содержание, и динамический компонент (так называемое напряжение, связанное с источником направленности) [3].

Направленность личности обычно связывают с системой устойчиво доминирующих мотивов, определяющих ее целостную структуру [2].

Содержательную сторону направленности личности, ее отношение к окружающему миру, к другим людям и к самой себе обусловливает система ценностных ориентаций [19]. Ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение к действительности. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельности.

Общество предлагает множество ценностей, но путь к ним индивидуален: это - поиск смысла жизни, своего места в ней. Э. Эриксон связывает такой поиск с решением проблемы идентичности [5]. В. Франкл в стремлении найти смысл собственной жизни видит первичную мотивирующую силу человека.

Индивидуальный выбор ценностей во многом определяет направленность личности, проявляющаяся, по В.С. Мерлину, в отношении: к людям, к обществу, к самому себе [6].

Л.М. Митина справедливо подчеркивает, что направленность человека на себя не так однозначна, как это трактовалось ранее. Она имеет не только эгоистический, эгоцентрический контекст, но и стремление к самореализации, к самосовершенствованию и саморазвитию в интересах других людей [20].

Тип ценностной направленности личности - преобладающие для данного возраста, времени, места жизни и т.п. ценностные векторы.

В отечественной психологии, созвучной по многим позициям западной гуманистической традиции и, можно сказать, во многом ее опередившей, аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности. По словам Б. Ф. Ломова, несмотря на различие трактовок понятия «личность», во всех отечественных подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Направленность, по-разному раскрываемая в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Д. Н. Узнадзе, Л. И. Божович и других классиков отечественной психологии, выступает как системообразующее свойство личности, определяющее весь ее психический склад. Б. Ф. Ломов определяет направленность как «отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» [13]. Таким образом, в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности. Подчеркивая психологический характер ценностей как объекта направленности личности, В. П. Тугаринов использует понятие «ценностные ориентации», определяемые им как направленность личности на те или иные ценности [12].

.3 Определения понятия ценностных ориентаций

А.Г. Здравомыслов рассматривает ценностные ориентации как «относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека »[8].

У Д.И.Фельдштейна «ценностные ориентации - это интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной Среды, Возможность избрать стиль поведения и направление деятельности. основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации»[8].

Алексеев В.Г считает, что ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [2].

Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [16].

Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [5].

«Ценностныеориентации» - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. В диспозиционной структуре личности. [13]

Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого». И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [17].

Глава II. Эмпирическое исследование ценностной направленности студентов психологов

.1 Влияние ценностной направленности на профессиональное становление студентов-психологов

«Психологическая наука становится неотъемлемой составляющей современной социальной практики, ее системообразующим ядром. Ведь трудно сегодня представить себе какую-либо область деятельности, которая не включала бы в качестве активного ее участника профессионального психолога, как отмечает В.В.Рубцов [8].

Рост общественной потребности в психологических знаниях повлек за собой, несмотря на отсутствие в нашей стране опыта целевого интенсивного обучения практических психологов, экстенсивное развитие сети образовательных учреждений [3], где широким фронтом ведется подготовка психологов. Поэтому содержание их подготовки исключительно многообразно и в последние годы часто приобретает форму профессиональной переквалификации лиц, окончивших вузы. Эти обстоятельства породили противоречие между большим количеством дипломированных практических психологов и качеством их подготовки.

Психологическое образование, как справедливо замечает А.А. Деркач, становится массовым, безусловно «разжижается» по своему уровню, и тем самым резко ухудшается [7]. В итоге, констатирует B.П. Зинченко, пока еще сохраняется ситуация, при которой квалифицированных психологов, обладающих «культурным психологическим кодом», значительно меньше тех, кто им не обладает [6].

Непрофессионализм данной категории специалистов, которым доверяют и ожидают квалифицированной психологической помощи, в конечном итоге, отражается как на духовном, так и на материальном состоянии общества. Поэтому поиск наиболее оптимальных путей профессиональной подготовки квалифицированных практических психологов, в том числе для работы в системе образования, является особо актуальной на современном этапе задачей.

По мнению Г.С. Абрамовой, А.Ф. Бондаренко, И.В. Дубровиной, Е.С. Романовой и др., профессия психолога является в обществе одной из наиболее сложных, так как его «…деятельность многогранна по своему содержанию, профессиональные функции поливариантны и зависят от разнообразия задач, стоящих перед службами психологической помощи» [1].

Особое место отводится изучению мотивационно-эмоциональных образований личности психолога. Современные исследования (Т.И. Артемова, Л.Я. Гозман, И.Б. Котова, Е.Б. Лисовская, Д.А. Леонтьев, B.C. Мерлин, Е.Н. Шиянов и др.) доказывают, что сегодня профессиональная деятельность практического психолога наиболее эффективна, если она осуществляется на основе гуманистической парадигмы или личностно-ориентированного подхода, то есть в основе деятельности психолога лежат морально-нравственные принципы, ориентация на высшие общечеловеческие ценности.

Часто молодые люди, делая выбор в пользу профессии психолога, руководствуются прагматичными установками, характеризующимися тем, что, владея профессиональными психологическими знаниями, умениями и навыками, они смогут успешно манипулировать людьми, ставя их в зависимость от сформировавшейся потребности в психологической помощи, зарабатывая, таким образом, деньги на «чужих проблемах» [16].

Основной акцент в процессе профессионального обучения психолога должен быть сделан на развитии ценностно-смысловой сферы будущего психолога (А.В. Серый, И.А. Володарская, Н.М. Лизунский, В.В. Макаров, И.Ю. Малисова, Г.В. Стой и др.). От ее адекватной сформированности зависит возможность создания психологом максимально благоприятных условий для развития самосознания и осуществления личностных изменений его клиентов.[15]

Теоретический анализ литературы показал, что система ценностных ориентаций личности на пути восхождения к вершинам профессионализма не является внутренне однородной. Она изменчива, так как обусловлена адаптацией к меняющейся социальной среде и актуальным уровнем ее развития. Система ценностных ориентации личности органично включена в структуру профессионально значимых качеств специалиста. В ходе обучения в вузе она проходит ряд своеобразных модификаций, осмысливается и оценивается в процессе выработки личностной и профессиональной позиции психолога. В этот процесс вписывается осознание этических норм профессиональной деятельности; определяется доминирование соответствующего уровня в индивидуальной системе ценностей.

Однако не все молодые специалисты способны изменить устоявшимся взглядам на окружающий мир, на свое место в этом мире и выбранную профессию. Таким образом, может наблюдаться противоречие между профессиональной системой ценностей и ценностными ориентациями личности психологов. При этом важно переосмысливание ценностных ориентаций личности и профессионально-социальных установок, связанных с новыми перспективами профессионального роста будущих психологов.

В том случае, если ценностные ориентации личности плохо согласуются с профессиональной системой ценностей и этическими нормами психологов, наблюдается серьезный кризис, связанный с разочарованием в профессиональной деятельности, ее деформацией.

Исходя из анализа литературы, можно констатировать, что психологические факты и механизмы формирования и развития системы ценностных ориентаций личности применительно к профессиональной деятельности психолога недостаточно изучены. Также слабо разработаны конкретные приемы соответствующего целенаправленного воздействия на этот процесс.

С целью изучения ценностных ориентаций и их влияния на профессиональное становление современных студентов в процессе подготовки к будущей профессиональной психологической деятельности нами предпринято исследование.

Для обследования студентов-психологов и получения экспериментальных данных относительно динамики ценностной направленности в процессе профессионального становления можно использовать следующие психодиагностические методики: 1) Методику «Определение уровня сформированности ценностных ориентации» М. Рокича, 2) Методику «Определение направленности личности» (ориентационная анкета) Б. Басса.

.2 Методики исследования

.Методика Рокича «Ценностные ориентации».

Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.

Предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Задача - разложить их по порядку значимости как принципы, которыми руководствуемся в жизни. Внимательно изучить таблицу и, выбрав ту ценность, которая наиболее значима, поместить ее на первое место. Затем выбать вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделать то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработать не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

Тестовый материал для исследования ценностей Рокича.

Список А (терминальные ценности):

1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3) здоровье (физическое и психическое);

) интересная работа;

) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

) наличие хороших и верных друзей;

) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

) счастливая семейная жизнь;

) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,

человечества в целом);

) творчество (возможность творческой деятельности);

) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

) воспитанность (хорошие манеры);

) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

) жизнерадостность (чувство юмора);

) исполнительность (дисциплинированность);

) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

) непримиримость к недостаткам в себе и других;

) образованность (широта знаний, высокая общая культура);

) ответственность (чувство долга, умение держать слово);

) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;

) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

) честность (правдивость, искренность);

) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18) чуткость (заботливость).

Ключ, обработка результатов, интерпретация.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у личности системы ценностей или даже неискренность ответов.

Исследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

2.Методика «Определение направленности личности» (ориентационная анкета) Б. Басса.

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего".

. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего стоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего". 3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим" для Вас.

Анкета

.Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

2.Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б. Известным игроком;

В. Выбранным капитаном команды.

3.По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход.

Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4.Мне нравится, когда люди:

А. Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

5.Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности

Б. Были верны и преданы мне;

В. Были умными и интересными людьми.

6.Лучшими друзьями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б. На кого всегда можно положиться;

В. Кто может многого достичь в жизни.

7.Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается;

Б. Когда портятся отношения с товарищами;

В. Когда меня критикуют.

.По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.

9.В детстве мне больше всего нравилось:

А. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;

В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10.Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

А. Добился успеха в жизни;

Б. По-настоящему увлечен своим делом;

В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11.В первую очередь школа должна:

А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;

В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12.Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями;

Б. Для отдыха и развлечений;

В. Для своих любимых дел и самообразования.

13.Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;

Б. У меня интересная работа;

В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14.Я люблю, когда:

А. Другие люди меня ценят;

Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;

В. Приятно провожу время с друзьями.

15.Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;

Б. Написали о моей деятельности;

В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16.Лучше всего я учусь, если преподаватель:

А. Имеет ко мне индивидуальный подход;

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17.Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства;

Б. Неудача при выполнении важного дела;

В. Потеря друзей.

.Больше всего я ценю:

А. Успех;

Б. Возможности хорошей совместной работы;

В. Здравый практичный ум и смекалку.

19.Я не люблю людей, которые:

А. Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

В. Возражают против всего нового.

20.Приятно, когда:

А. Работаешь над важным для всех делом;

Б. Имеешь много друзей;

В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21.По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

А. Доступным;

Б. Авторитетным;

В. Требовательным.

22.В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

В. О последних достижениях науки и техники.

2.3 Анализ результатов исследования ценностной направленности студентов психологов

При организации экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами работы в число респондентов были включены испытуемые в количестве 20 человек, студенты 3 курса, факультета психологии и педагогики «Омского государственного педагогического университета».

Возраст испытуемых студентов 3 курса, по материалам анкетирования составляет от 20 до 35 лет.

Анализ ценностных ориентаций по методике « Ценностные ориентации» М.Рокича студентов 3 курса позволил выявить следующее: первое место в списке значимых терминальных ценностей для 46,2 % испытуемых занимает здоровье (физическое и психическое). Второе место для 14,6 % респондентов занимает развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование). На третьем месте находится ценность счастливая семейная жизнь, эта ценность стала значимой для 12,5 % испытуемых. Четвёртое место по предпочтению у студентов 3 курса разделили такие ценности как:

- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); ценностная студент профессиональное становление

- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

наличие хороших и верных друзей;

познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Эти ценности явились значимыми для 5,2 % испытуемых.

Из иерархии инструментальных ценностей, студенты предпочли

честность (правдивость, искренность) она явилась значимой для 25 % испытуемых;

ценность терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) имеет второе место и оказалась значимой для 17,7 % опрошенных;

Третье место разделили такие ценности как:

воспитанность (хорошие манеры);

исполнительность (дисциплинированность);

ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Они стали значимыми для 10,5 % испытуемых.

На четвёртом месте стоят такие ценности как:

жизнерадостность (чувство юмора);

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

образованность (широта знаний, высокая общая культура);

чуткость (заботливость). Они приобрели значимость для 8,2 % респондентов.

Результаты исследования показали, что потребность в здоровье занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей. Ценность «развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)» заняла второе место в иерархии ценностей. Стремление к саморазвитию является одной из главных целей в освоении профессии психолога и ценность её очень важна. Ценность «счастливая семейная жизнь» занимает третье место. Четвёртое место разделили такие ценности как: активная деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); наличие хороших и верных друзей; познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений.

Таким образом, не случайно такие ценности как потребность в честности, правдивости, искренности, терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), а также аккуратность, воспитанность (хорошие манеры), исполнительность (дисциплинированность), широта взглядов занимают важное место в становлении будущих психологов, так как актуализация этих потребностей составляет основную базу профессии.

Анализ результатов диагностики Б. Басса направленности личности показал, что у студентов преобладает в большем количестве направленность «на дело»-50%,направавленность «на себя»-25%,«на общение»-25%.


Заключение

Направленность личности прежде всего связана с выбором ею тех ценностей, которые предлагает общество и которые она может реализовывать, развивать или даже творить в зависимости от индивидуальных особенностей и средовых ограничений. Индивидуальный выбор ценностей определяет содержание направленности личности.

Пик выраженности наиболее активных типов ценностной направленности, по крайней мере в нашей выборке, приходится на раннюю юность. В дальнейшем, к выпускным курсам, нарастает экзистенциальный эскапизм и снижается направленность на ценности самоактуализации и активной жизни.

Возрастная динамика ценностной направленности личности вскрывает очевидные проблемы современного юношества, связанные с особенностями его смыслообразующей активности. Для студентов более значимы ценности индивидуалистической направленности, служащие личностному росту и развитию.

Исследования ценностных ориентаций по методике М. Рокича у студентов педагогического университета позволили нам сделать следующие выводы: первое место в списке предпочитаемых испытуемым терминальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности:

1)здоровье (физическое и психическое);

)счастливая семейная жизнь;

)уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Такие потребности как: активная деятельная жизнь; наличие хороших и верных друзей; познание; свобода, на втором этапе исследования потеряли свою значимость.

В иерархии инструментальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности:

) жизнерадостность (чувство юмора);

) воспитанность (хорошие манеры).

Третье ранговое место разделили такие ценности как:

честность (правдивость, искренность);

аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).

Таким образом, диагностируя направленность, как составляющую ценностно-смысловой сферы, увидели, что наблюдается положительная динамика в развитии профессионально важной для психолога направленность-направленность «на дело».

В ходе работы нами были достигнуты задачи, поставленные в начале исследования. Изучила теоретические основы ценностной направленности студентов психологов. Подобрала методики для исследования и рассмотрены.

Список использованной литературы

1.Абрамова, Г.С. Практическая психология [Тест] / Г.С.Абрамова. - М.: Академический проект, 2003г. - 480с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009г. - 363 с.

.Аминов, Н.А., Молоканов M.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов [Тест] // Н.А. Аминов. - Психол. журнал, 2001г. - Т. 13. - № 5. - С. 104-109.

.Василюк, Ф. Е. Психология переживания [Тест] / Ф.Е.Василюк. - М.: Смысл, 2006г. - 200 с.

. Волков, Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности [Тест] / Е.С.Волков. - М., 2001 г.

.Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов [Тест] / Е.И.Головаха. - СПб.: Питер, 2000 г.

. Гуревич, К.М., Раевский А.М. Личность как объект психологической диагностики [Тест] // К.М.Гуревич. - Психол. журн. 2001. Т.22., № 5. С. 29 - 38.

.Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности [Тест]/ А.Г.Здравомыслов. - М.: Просвещение. - 2006. -223 с.

. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство [Тест] / В.Н.Карандашев. СПб.: Речь, 2004г. - 70 с.

.Кон, И.С. Психология ранней юности [Тест]/ И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1989 г.

.Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Тест] / Д.А.Леонтьев. - М.: Смысл, 2007г. - С. 223-232.

. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени [Тест]// Д.А. Леонтьев. Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13 - 25.

.Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Тест]/ Б.Ф.Ломов. - М.: Наука, 2004г.- 446 с.

.Рубцов, В.В. Перспективы развития психологического образования [Тест] // В.В.Рубцов. - Психологическая наука и образование, 2010г. - №1.

.Серый, А.В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида [Тест] // А.В.Серый. - Вопросы общей и дифференциальной психологии. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999 г. - С. 354-360.

.Строй, Г.В. Формирование системы ценностных ориентаций будущих практических психологов в процессе обучения: Автореф. … дис. канд. псих. наук: 19.00.07: Ставрополь, 2004г.

.Тихомандрицкая, О. А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы. (Методические аспекты) [Тест] // О.А. Тихомандрицкая. - Мир психологии. 1999г. - Т. 3, С. 80-90.

.Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая сфера личности [Тест]/ М.С.Яницкий. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999 г. - 92 с.

.Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Тест]/М.С. Яницкий.- М., 2005 г.

.Яруллина, Л.Р. Ценностные ориентации студентов негосударственных высших учебных заведений [Тест] / Л.Р.Яруллина. - М., 2008 г.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!