Концепция демографической политики России до 2025 г.: проблемы реализации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,39 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Концепция демографической политики России до 2025 г.: проблемы реализации













Реферат

Концепция демографической политики России до 2025 г.: проблемы реализации

Введение

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Концепция демографической политики Российской Федерации - система определений важнейших целей, задач и приоритетов воздействия на демографическое развитие. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в области народонаселения до 2025 года. Концепция принята Указом Президента Российской Федерации N 1351 от 9 октября 2007

Концепция - это основа демографической политики. Она составляет правовое и идеологическое пространство, в рамках которого могут формироваться программные документы по вопросам рождаемости и поддержки семьи, здоровья и продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития.


1.Ключевые положения Концепции

Для того чтобы проанализировать исполнение и реализацию Концепции демографической политики, необходимо для начала выделить ключевые положения и моменты в документе, на которых основано проведение самой политики.

1). Общие положения

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

2). Современная демографическая ситуация в Российской Федерации и тенденции ее развития

Во второй половине прошлого века в Российской Федерации ежегодно рождались 2 - 2,5 млн. детей, умирали 1-1,5 млн. человек. Продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям европейских стран. Средняя продолжительность жизни в 1990 - 1991 годах составляла 68 лет. С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения).

Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55 процентов смертности от всех причин, в России в 3 - 4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 процентов) составляют внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи.

3). Цели и основные направления:

Сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

Сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

Повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

Привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

4). Основные этапы реализации.

Первый этап (2007-2010)

Реализация мер, направленных на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, куда входит основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечнососудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

На первом этапе в субъектах Российской Федерации также важным аспектом являются региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства.

Второй этап (2010-2015)

Стабилизировать численность населения на уровне 142 - 143 млн. человек;

Увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;

Увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;

Уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

Третий этап (2015-2025)

Обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;

Увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;

Увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;

Обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

2.Результаты первого этапа реализации

В 2010 году завершился первый этап реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Следует рассмотреть, какие положительные тенденции прослеживаются при проведении демографической политики, которую мы рассматриваем.

Как сообщалось в официальных информационных источниках. В результате проведения активной демографической политики на федеральном и региональном уровнях, существенно улучшилась демографическая ситуация, произошли положительные изменения ряда показателей здоровья населения. По сравнению с 2007 годом, в 2009 году коэффициент рождаемости на 1 тыс. населения увеличился с 11,3 до 12,4; коэффициент смертности снизился с 14,6 до 14,2; коэффициент естественной убыли сократился с 3,3 до 1,8.

Большое влияние на улучшение целевых показателей оказали мероприятия, проводимые в рамках национального проекта «Здоровье». Получили развитие профилактическое направление и диспансеризация работающих граждан как основа раннего выявления заболеваний, предотвращения инвалидности и преждевременной смертности населения.

Последовательные меры по обеспечению доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным, реализация программы «Родовый сертификат», развитие перинатальных технологий, укрепление материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства способствовали росту рождаемости, стабильному снижению материнской и младенческой смертности.

Снижение смертности населения от предотвратимых причин остается в числе главных и сложных задач в деле обеспечения положительной динамики демографических показателей. Проект «Здоровье» был расширен за счет новых программ по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, онкологическим больным, а также пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Результатом реализации программы по сосудистым заболеваниям в 24 субъектах РФ стало снижение смертности от болезней системы кровообращения в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 7,5%.

Однако для закрепления в долгосрочной перспективе положительных демографических тенденций федеральным органам исполнительной власти предлагается решить целый комплекс вопросов.

3.Критика некоторых положений Концепции

демографический социальный политика

После принятия Концепции демографической политики до 2025 года возникло множество споров и обсуждений ее эффективности и правильности ориентиров, лежащих в основе всего документа. Рассмотрим некоторые спорные моменты, которые можно проследить у различных авторов.

Высказываются о том, что базовый недостаток данного документа заключается в том, что в нем игнорируется действительность и он полон несогласованных между собой ориентиров и показателей демографического развития России.

·трудно понять, каким образом можно стабилизировать в будущем население на отметке 142-143 млн человек, если уже на конец 2007 года численность населения федерации оказалась меньше 142 млн человек и продолжает устойчиво снижаться? А в концепции именно так и сказано: стабилизация к 2015 и рост к 2025 гг., т.е. ставится задача к определенному году остановить падение численности населения (равно стабилизировать его), а в дальнейшем обеспечить его рост.

·создается устойчивое ощущение, что в основополагающем документе за предложенными ориентирами нет математического обоснования. Расчет, сделанный демографами, демонстрирует, что правительству не удастся обеспечить стабилизацию численности населения России на уровне 142-143 млн. человек к 2015 году и рост до 145 млн. человек к 2025 году при заложенных в Концепции росте рождаемости, продолжительности жизни и ориентирах по динамике миграционного прироста.

Важным является и то, что достижения в области рождаемости (как и смертности), также крайне скромны. Рост до 1,4 суммарного коэффициента рождаемости на женщину репродуктивного возраста слишком ничтожен, т.к. для того, чтобы (при существующей в стране смертности) поколения детей хотя бы замещали поколения родителей, необходимы примерно 2,15. В Концепции же эта цифра не фигурирует в виде ориентира даже к 2025 году, следовательно, и более ранняя стабилизация и рост с 2025 года рассчитаны на помощь замещающей миграции.

Финансовые препятствия

Демографическая политика, основанная на принципе экономического стимулирования рождаемости, обречена на возрастающую стоимость. Причем рост расходов, скорее всего, будет происходить в геометрической прогрессии. Такое положение дел вызвано:)привыканием семей к размерам выплат (через некоторое время размеры выплат перестанут стимулировать поощряемое ими репродуктивное поведение, и потребуется очередное весомое увеличение размера выплат);)стоимостью инфраструктур для подрастающих детей (расходы на детей только увеличиваются по мере их взросления и семья нуждается в последующих формах поддержки (ясли, детсады, поликлиники, дошкольное образование, семейный отдых и т.д.), не получая которых, она отказывается от вторых, третьих и последующих рождений).

Таким образом, правительству предстоит найти способ эффективного решения двух важнейших задач:)необходимости обеспечения всеобщности мер, без исключений и дискриминаций;)поощрения рождений в социальных слоях и группах, наиболее востребованных для целей развития общества и государства.

Проблема территориальной дифференциации демографической политики

Представим, что в 2015 году произойдет стабилизация численности населения, как это обещано нам в Концепции (понятно, однако, что если это и произойдет, то на уровне - ниже указанного). Предполагает ли стабилизация всего населения стабилизацию в каждом регионе РФ (в каждом субъекте, городе, районе, населенном пункте)? Конечно же, нет. Ведь наряду с регионами, где произойдет стабилизация, будут и регионы роста численности населения - они есть сегодня и таковыми останутся завтра. Зная сложившуюся схему перераспределения населения внутри страны, легко предположить, что и в 2015 году сохранится ситуация, когда столичная агломерация будет наращивать свою численность за счет более слабых регионов РФ.

Следовательно, в условиях общей стабилизации населения страны, для того, чтобы одни регионы стабилизировали свою численность, а другие в это же самое время продолжали ее увеличивать, должны быть регионы, теряющие свое население (это, простите, математическая закономерность).

К сожалению, в региональной политике государства продолжает доминировать подход, согласно которому развитие должно быть повсеместным, а потому и демографическая стабилизация, а в будущем и рост народонаселения, - должны быть повсеместными. Такая установка характерна для эпохи индустриализации, урбанизации и поглощения городами излишков демографического взрыва. Но сегодня Россия не в том положении.

Проблема дифференциации обостряется с переходом от региональной политики, проводимой федеральным центром, к региональной политике, осуществляемой самим регионом. Большинство субъектов РФ сталкивается с невозможностью обеспечения равного доступа к инфраструктурам для всего подведомственного населения (особенно к инфраструктурам развития). Для этого необходимо на губернской карте - точно так же, как на федеральной - прорисовать территории демографического сжатия, стабилизации и роста. Таким образом, необходимо осуществить территориальную дифференциацию демографического потенциала и формализовать пространственную политику управляемого демографического сжатия.

Проблема мониторинга результатов управленческого воздействия

Демографическое поведение народонаселения зависит от огромного количества факторов и внутренних установок, из-за чего даже самые точные действия в отдельных отраслях и направлениях (например, в здравоохранении, социальной защите, жилищной и семейной политике) не позволяют предсказывать результаты. Необходимо продолжать разбираться со степенью реальной «управляемости» процессами воспроизводства народонаселения и скоростью «отклика» различных компонентов демографического поведения на управляющие воздействия.

До сих пор не решена методологическая задача построения мониторинга результатов управленческого воздействия на компоненты воспроизводства народонаселения. Решение может быть найдено, но для этого необходимо инвестировать средства в тему, которая серьезно недоисследована (например, в силу отсутствия статистической базы, мы практически ничего не знаем о внутренней миграции россиян, мы крайне мало знаем о современной семье и репродуктивной мотивации россиян). Правомерно утверждение демографа А.Вишневского, о том, что перед бросанием миллиардов на выполнение неких задач недурно было бы вложить гораздо меньшие средства в прояснение ситуации. Ведь для того чтобы знать что делать, всегда нужно знать что происходит.

Моральная проблема

Государственная задача по увеличению численности населения страны не может быть сколь-нибудь важным поводом для рождения ребенка в конкретной семье. Если кто-то одержим идеей, что русских в мире должно быть как можно больше, пусть лично этим и занимается, желательно в собственной семье, но не надо из этого делать государственную политику. Рождение ребенка - это решение сердца родителей.

Семейная политика обязана дать ответ на больной вопрос массового сиротства и беспризорности. Дети, по тем или иным причинам оставшиеся без семьи, должны быть помещены в ситуацию семьи иным путем: либо за счет усыновления, либо за счет воспитания в домах опеки семейного типа (с использованием современных форм патроната). Потому что сегодня, несмотря на все усилия как государства в лице органов опеки, так и отдельных энтузиастов, детдома по-прежнему остаются символом предельно несчастливого, уродливого детства.

4.Проблемы реализации Концепции

При осуществлении государственной демографической политики ключевой проблемой является отсутствие в Концепции объективных критериев оценки этой политики.

Кроме того, важным недостатком является отсутствие единого координирующего органа, ответственного за реализацию государственных мер в сфере демографии.

Концепция демографической политики России до 2025 г является одним из ключевых шагов на пути к решению демографических проблем нашей страны. Однако нельзя не сказать о том, что с ее принятием возникли некоторые вопросы, касающиеся возможности её реализации.

Первой проблемой можно считать отсутствие закрепленных в ней показателей оценки эффективности реализации государственной демографической политики. В проекте доклада министра здравоохранения и социального развития Т. Голиковой на заседании Президиума Правительства РФ от 17 февраля 2011 г. «О плане реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года» используются такие статистические показатели как «общий коэффициент рождаемости», «общий коэффициент смертности», «ожидаемая продолжительность жизни» и т.д.. При этом в самом тексте Концепции они не упоминаются. При этом нет достоверного ответа на вопрос, почему именно эти показатели используются для оценки демографической ситуации в стране.

Тем более что не все из этих показателей можно считать объективными. Ряд из них зависит не только от сложившейся в стране кризисной ситуации в демографической сфере и предпринимаемых государственных мер по её устранению, но и от накапливавшихся многие десятилетия особенностей демографической структуры населения. Так, например, возросший в последние годы уровень рождаемости обусловлен не только мероприятиями государственной поддержки, но и особенностью половозрастной структуры населения страны, в которой поколение детей 1980-х годов рождения, значительно больше, чем поколение 1970-х, и тем более 1990-х годов рождения.

Закономерность выявляется при анализе показателя смертности. В период 2010-2015 годов в возраст среднестатистической смерти (69 лет) вступило крайне малочисленное поколение «детей войны» (рожденных в 1941-1945 годах), т.е. в этот период уровень смертности в России будет пониженным. И, наоборот, после 2015 года примерно на целое десятилетие можно прогнозировать объективное увеличение уровня смертности в нашей стране.

Поэтому для оценки эффективности мероприятий государственной демографической политики необходимо использовать объективные показатели, независящие от определенных конъюнктурных факторов, таких как возрастная структура населения.

К числу демографических параметров, позволяющих оценить эффективность демографической политики государства в области повышения уровня рождаемости можно отнести:

суммарный коэффициент рождаемости (фертильности), отражающий среднее количество рожденных детей одной женщины в репродуктивном возрасте;

соотношение числа абортов с числом рождений (количество абортов на 1000 рождений);

удельный вес многодетных семей;

коэффициент младенческой смертности (детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми);

число родившихся детей по очередности рождения;

средний возраст матери при рождении ребёнка.

Демографические параметры, позволяющие оценить демографическую политику государства в области уменьшения уровня смертности:

средняя ожидаемая продолжительность жизни;

число умерших от внешних причин смерти в репродуктивном возрасте (на 100 000 человек населения);

Демографические параметры, позволяющие оценить политику государства в области улучшения миграционной ситуации:

количество прибывших на постоянное место жительство мигрантов в Российскую Федерацию в расчете на 1000 человек населения;

количество выбывших на постоянное место жительство из Российской Федерации мигрантов в расчете на 1000 человек населения;

количество иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации;

количество, прибывших в Российскую Федерацию соотечественников (по программе «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»).

Одним из негативных факторов современной демографической политики России является отсутствие единой системы её координации. Демографическая политика реализуется различными министерствами и ведомствами, финансируется из разных источников, по разным проектам и программам, которые не объединены концептуально и технологически. Так, в настоящее время демографическими вопросами в той или иной мере занимаются Министерство здравоохранения и социального развития (Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.), Федеральная миграционная служба, Министерство образования и науки, Министерство регионального развития, Министерство спорта, туризма и молодежной политики.

Указанное в Концепции Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является только координирующим органом, не имеющим реальных рычагов воздействия на направления демографической политики, реализуемые другими ведомствами. Более того, изучив сайт Министерства здравоохранения и социального развития, нам не удалось найти ни структурного подразделения, в чьи обязанности входило бы отслеживание хода реализации мероприятий в демографической сфере, ни каких-либо систематизированных отчетов в этой области.

При этом для эффективной работы в сфере демографии за реализацию государственной демографической политики должно отвечать отдельное, специально созданное ведомство, которое будет контролировать и периодически отчитываться о ходе реализации мероприятий, основываясь на объективных демографических показателях.

Поскольку Концепция представляет собой декларативный программный документ, устанавливающий общие принципы и направления государственного регулирования демографической сферы, она нуждается в дальнейшем развитии в нормативно-правовом и управленческом отношении. Это развитие получило продолжение в Плане мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

В плане предусмотрены конкретные меры (на уровне нормативных актов) по реализации задач, установленных в Концепции. Стоит отметить, что в этом документе упор делается в основном на мероприятия социально-экономической направленности. В то время как социокультурные мероприятия, к которым относится мероприятия по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций и семейных отношений, уделено мало внимания.

Более того, даже в случае реализации наиболее оптимистичного сценария социально-экономического развития страны в России можно рассчитывать лишь на некоторое улучшение демографических параметров, в то время как для устойчивого развития необходимо кардинальное улучшение демографической ситуации с перспективой возобновления естественного прироста населения. Ответственные за разработку и реализацию государственной демографической политики органы должны осознать, что переломить негативные демографические тенденции и выйти из кризиса можно только путем сочетания мер, направленных на улучшение социально-экономического уровня жизни населения, и мер, способствующих изменению негативной социокультурной атмосферы в стране, которая в настоящее время характеризуется отсутствием традиционных ценностей большой семьи и здорового образа жизни.

Еще одним фактором, который нельзя не учитывать при создании государством социально-экономических условий для улучшения демографической ситуации (прежде всего повышения рождаемости) являются негативные тенденции роста патерналистского отношения к государству, которые и без того достаточно сильны в нашей стране. Государство должно многократно увеличить усилия по созданию благоприятной социокультурной и духовно-нравственной среды для развития демографической сферы.

Нынешние усилия органов власти в данной сфере сводятся как правило к малоэффективным PR-компаниям, вроде «Года семьи» или социальной рекламе, в то время как никаких усилий не предпринимается для противодействия деструктивному характеру современного информационного поля, в котором пропагандируются антисемейные ценности и навязывается культ эгоизма.

Безусловно, важнейшим фактором демографического развития страны должна стать соответствующая миграционная политика, которая будет соответствовать следующим критериям. Во-первых, приток иммигрантов должен иметь объемы, которые не угрожали бы тенденции роста рождаемости среди коренного населения. Во-вторых, государственную миграционную политику необходимо строить таким образом, чтобы допускать в страну, только тех трудовых мигрантов, которые действительно необходимы для ее социально-экономического развития. В этой связи может быть полезным опыт построения системы отбора мигрантов в зарубежных странах, в которые иммигранты допускаются, только если они отвечают жестким квалификационным и иным требованиям. В-третьих, приток мигрантов должен иметь такие объемы и направления, которые бы исключали даже потенциальную опасность возникновения этнически однородных сообществ и развитие межэтнической напряженности. В-четвертых, отдельным направлением миграционной политики должна стать программа репатриации соотечественников.

Заключение

Концепция демографической политики России до 2025 года является важным шагом на пути решения демографических проблем, которые существуют не только в России, но и во всем мире. В настоящее время подходит к концу второй этап реализации политики, однако далеко не все целевые показатели приближаются к своим ориентирам. В связи с этим правительство должно учитывать основные проблемы, с которыми оно столкнулось на первых двух этапах, и постараться разрешить их.

Для повышения эффективности современной государственной демографической политики необходимы: четкое определение органов, ответственных за реализацию демографической политики с выработкой критериев, позволяющих оценивать эффективность их работы; активизация усилий государства, в том числе в законодательной сфере по защите и пропаганде традиционных семейных ценностей; приведение целей и задач государственной миграционной политики в соответствие с целями и задачами государственной демографической политики в целом.

Список используемой литературы

1.Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly [сайт]. [2007] / URL: #"justify">.На сайте Минздравсоцразвития России опубликован проект доклада Министра Татьяны Голиковой на заседании Президиума Правительства РФ «О плане реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс] // Городской портал общественного развития «Москва. Общество и власть» [сайт]. [2011]. URL: #"justify">.Рязанцев С.В. Эффективность мер демографической политики в России и предпосылки создания модели управления демографическими процессами [Электронный ресурс] // Институт социально-политических исследований РАН [сайт]. [2008]. URL: #"justify">.Белобородов И.И. Демографическая политика в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Демография.ру: институт демографических исследований [сайт]. [2010]. URL: #"justify">.Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru

Похожие работы на - Концепция демографической политики России до 2025 г.: проблемы реализации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!