координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Деятельность государства в сфере местного самоуправления в качестве его функции, которая конкретно выражается в следующих основных формах.
. Осуществление государственно-правового регулирования, в котором определяются место и роль местного самоуправления в обществе и государственно-правовой надстройке; устанавливаются правовые, территориальные, экономические, финансовые, организационные основы местного самоуправления; закрепляются государственные гарантии его осуществления и общие принципы организации, т.е. все основные параметры существующего в стране местного самоуправления установлены государством. Осуществляя правовое регулирование, государство устанавливает для себя и своих органов обязывающие нормы в отношениях с местным самоуправлением.
. Установление государственной политики в области развития местного самоуправления. В концентрированном виде основные положения такой политики на сегодня определены "Основными положениями государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации", утвержденными Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г.
Выработкой и реализацией государственной политики в области местного самоуправления занимаются федеральные и региональные государственные органы.
В Администрации Президента РФ есть структурные подразделения, занимающиеся вопросами местного самоуправления. Это - Главное государственно-правовое управление, Главное контрольное управление, Территориальное управление и ряд других.
В Государственной Думе этими вопросами специально занимается Комитет по вопросам местного самоуправления и аппарат этого комитета, в той или иной мере ими занимаются другие комитеты Государственной Думы и соответствующие подразделения ее аппарата. При Председателе Государственной Думы действует Совет представителей органов местного самоуправления в составе 32 человек - депутатов Государственной Думы и представителей 25 муниципальных образований. Цели, основные задачи и формы деятельности Совета закреплены в Положении о нем.
В Совете Федерации рассмотрение этих вопросов входит в компетенцию Комитета по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике.
В аппарате Правительства РФ вопросы местного самоуправления находятся в ведении Департамента по взаимодействию с регионами Российской Федерации.
В системе государственных органов исполнительной власти федерального звена создаются специальные органы, координирующие многоплановую работу по организации местного самоуправления.
Образование указанных консультативных и координационных структур ревностно воспринято субъектами Федерации. Делается вывод о том, что федеральная власть, не умея держать под своим контролем экономические, финансовые, политические возможности регионов, представителей региональных элит, решила взаимодействовать непосредственно с властью низового уровня - органами местного самоуправления.
Вместе с тем необходимо отметить, что в стране нет пока специального государственного органа (в виде федерального министерства, государственного комитета либо другого федерального органа исполнительной власти), который непосредственно занимался бы вопросами местного самоуправления и муниципального строительства.
Российское государство законодательным путем (федеральными и региональными законами, актами Президента и Правительства РФ) определяет основные направления становления и развития местного самоуправления. Указом Президента РФ от 11 июня 1997 г. № 5681 "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" констатируется завершение, в основном, первого этапа реформы местного самоуправления. Приоритетным направлением деятельности Президента и Правительства РФ названо активное содействие становлению и развитию местного самоуправления.
Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано разработать комплекс мер, направленных на реализацию названных основных направлений.
Конкретно государственная политика в области развития местного самоуправления реализуется в законодательно закрепленных полномочиях органов государственной власти в области местного самоуправления. Эти полномочия установлены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в, Российской Федерации".
. Государственная поддержка местного самоуправления, которая включает в себя создание органами государственной власти необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления, оказание содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление.
К государственной поддержке местного самоуправления относятся федеральные и региональные программы развития местного самоуправления, принятие которых входит в число полномочий органов государственной власти (п. 8 ст. 4, п. 7 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В настоящее время осуществляется утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
Она предполагает:
совершенствование нормативной базы; территориальных и организационных основ местного самоуправления;
выработку механизма взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти и населением;
создание условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований;
совершенствование системы научно-методологической поддержки развития муниципальных образований, подготовку кадров для органов местного самоуправления;
информационную поддержку местного самоуправления.
В Программе определяются конкретные мероприятия по государственной поддержке развития муниципальных образований, предусматриваются два основных этапа ее исполнения:
первый этап (2000-2002 гг.) - создание базовых условий для развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления;
второй этап (2003-2014 гг.) - выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов и существенное повышение жизненного уровня населения.
Необходимо обратить внимание на следующие, предусмотренные Программой, мероприятия:
)развитие системы государственного контроля за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами законодательных актов Российской Федерации о местном самоуправлении и нормативно-правовых актов муниципальных образований;
)изучение опыта организации местного самоуправления, как в Российской Федерации, так и за рубежом;
)научно обоснованный подход к установлению территорий муниципальных образований и созданию структур органов местного самоуправления;
)установление принципов организации структур управления муниципальным хозяйством;
)разработка и внедрение механизмов эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
)обеспечение деятельности системы информационной поддержки местного самоуправления;
)совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, включающей довузовское и послевузовское обучение основам местного самоуправления;
)формирование федерального, регионального и муниципального заказов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих;
)разработка и утверждение государственных образовательных стандартов, выполнение базовых учебных планов и программ по специальности "Государственное и муниципальное управление";
)издание и распространение научной и учебно-методической литературы, касающейся подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, а также методической литературы по вопросам организации муниципальной службы и работы с кадрами в органах местного самоуправления.
. Установление государственной защиты и гарантий местного самоуправления, их форм, пределов и возможностей, в том числе:
компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах, переданных им в качестве компенсации средств;
гарантии избирательных прав;
судебная защита местного самоуправления.
. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, включающего в себя:
контроль за реализацией переданных органам местного самоуправления государственных полномочий;
финансовый контроль, контроль межбюджетных отношений;
прокурорский надзор;
государственную регистрацию устава муниципального образования;
другие виды государственного контроля, включая контроль со стороны различных государственных ведомств и служб.
. Установление государственно-правовой ответственности органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, включая прекращение их полномочий. Такая ответственность наступает в случае нарушения ими Конституции РФ, устава субъекта РФ, федеральных законов, законов субъекта РФ, устава муниципальных образований. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. Ответственность органов и должностных лиц перед государством можно рассматривать как новый вид юридической ответственности, а именно государственно-правовая ответственность, которая, в конечном итоге, влечет прекращение полномочий органа и выборного должностного лица местного самоуправления, о чем законодательный орган государственной власти субъекта-РФ принимает решение на основании заключения соответствующего суда. Одновременно назначаются новые муниципальные выборы.
Вывод: государственное управление подразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное сотрудничество государства и его субъектов с местным самоуправлением, обеспечивающее целенаправленное и эффективное функционирование муниципальных образований. В прямых связях основными являются управляющие воздействия. В обратных связях на первое место выдвигаются моменты сотрудничества и взаимодействия, инициативы снизу. В системе государственного управления, важное значение имеет оптимальное сочетание прямых и обратных связей.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляется ради достижения общей цели - повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом.
Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления как в России, так в других странах.
Конституция России закрепила организационную обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно без четко отлаженного механизма их взаимодействия. Большинство наших неудач в экономике, социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм дает сбои. Очевидным является тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса, не остаются и не могут остаться без влияния государства. Но нужно снизить давление на регионы и не допустить централизацию власти.
Глава II. Проблемы во взаимодействии «Центр-регионы»
.1 Основные проблемы и конфликты, возникающие в процессе их взаимодействия
В процессе любого взаимодействия, любых взаимоотношений могут возникнуть противоречия и конфликты. Политическая сфера довольно конфликтна, соответственно существует ряд проблем, которые рождаются в процессе взаимодействия «Центр- Регион».
Региональное развитие относится к фундаментальным общемировым процессам, которые в значительной степени определяют облик и состояние нынешнего общества. Хорошо развитое и функционирующее местное самоуправление- основа успешного правового демократического государства.
Что касается Российской Федерации, развитие местного самоуправление носило долгий и трудоёмкий характер. Реформирование российского общества - комплексный, многоплановый процесс. Сегодня нередко в научной литературе встречается термин "пост- тоталитарный период развития" как характеристика тех изменений, которые произошли после 1991 г. Вместе с тем избавление от наследия тоталитаризма, авторитарных порядков далеко не закончено. Напротив, среди новых политических сил, партий, движений есть открытые сторонники возрождения структур, противоречащих целям и принципам демократизации общественной жизни. Проблемы соотношения централизма и демократических начал, бюрократического контроля и самоуправления вряд ли поддаются решению на уровне идеологии, готовых формул и схем. Решение в данном случае -
вопрос практической деятельности, имеющей экономические, социально- политические, правовые и культурные аспекты. Это обстоятельство особенно важно для понимания изменений во взаимоотношениях Центра и регионов. В Советском Союзе, и сразу после его распада - в России центр сосредотачивал в своих "руках" 90-97% всех государственных доходов и по своему произволу перераспределял средства по регионам страны. В результате господствовавших взаимоотношений центра и регионов выигрывал не тот, кто больше производил, а тот, кто "легче" договаривался с центром. Получавший больше выигрывал вдвойне: меньше корежил природу, меньше наносил ущерба региональным экосистемам. В то же время подрывались стимулы к труду, порождалось небывалое в истории региональное иждивенчество.
В последние два десятилетия произошли серьезные изменения сущности и масштабов регионального развития. С одной стороны, происходит понимание того, что экономическое, социальное, языковое, культурное, природно-географическое и иное разнообразие регионов создает неиссякаемое богатство страны. Многообразие регионов и путей их развития воспринимается pегионалистами как особая ценность современной цивилизации.
Ускоряющиеся процессы глобализации не только не устраняют, но и актуализируют необходимость глубокого специального исследования регионов разного масштаба и типа, поиска новых эффективных средств активизации региональных инициатив, ресурсов, сохранения своеобразия местной культуры, обычаев, традиций.
С другой стороны, региональные проблемы в последние годы становятся компонентами не только национальной, но и мировой политики.
Центральные правительства, политические элиты разного уровня, научные общества, широкие круги населения ищут пути решения острых проблем, которые порождены региональной культурой, социальной и иной самобытностью, ростом региональных диспропорций, увеличением груза региональных этнодемографических, экономических, экологических и иных проблем.
Угроза распространения радикально-сепаратистских настроений обостряет необходимость первоочередного разрешения региональных проблем.
Современные этнические разногласия, пограничные споры, локальные территориальные конфликты малой и средней интенсивности также по существу носят региональный характер. Не случайно региональное развитие стало приоритетной областью исследований многих наук.
Среди многоаспектных концепций и теорий регионального развития особо выделяется концепция, интерпретирующая взаимоотношение и взаимодействия системе «центр-регионы». Эта концепция одна из наиболее сложных и противоречивых в современной региональной науке.
Ведь в пределах дихотомии «центр-регионы» рассматриваются не только взаимоотношения центральных (федеральных), региональных и местных структур власти и управления, но и характер, содержание, динамика и специфика социально-экономического, политического и пространственного развития каждого из этих двух компонентов.
Любые мероприятия по активизации регионов не окажутся успешными, если за ними не будет стоять курс на подъем соответствующих центров, возглавляющих государство и отдельные регионы. Столицы находятся в самой гуще ритмов воспроизводства, инноваций, социально-политических преобразований.
Центры, объективно концентрируя новейшие виды производственной и непроизводственной деятельности, и особенно сосредотачивая специфические столичные функции, то есть политико-идеологические, культурно-консолидирующие, организационно-управленческие, играют в итоге определяющую «цивилизаторскую роль», распространяя свои импульсы и влияния на периферийные территории.
Они - лидеры и генераторы всех трансформаций в обществе.
Вместе с тем, гипертрофированное развитие центров, подавление ими регионов (периферии), погоня за мировым уровнем, за усиление своих конкурентных преимуществ, на которую способны именно центры, может обернуться нарастанием межрегиональных контрастов, резкой поляризацией социально-экономического пространства, возникновением и воспроизводством территориального неравенства. Мировой, да и российский, опыт предупреждает об опасностях для государства чрезмерной централизации.
С другой стороны, ослабление центральной власти, истощение ресурсов центра, потеря контроля над политической ситуацией неминуемо возрождает и усиливает сепаратистские настроения, угрожает территориальной целостности государства.
Тем самым, нарушение динамического баланса между центром и регионами, который устанавливается под давлением объективных требований в процессе сложного политического выбора и с учетом имеющихся возможностей и ресурсов в конкретном периоде развития страны, чревато неуправляемыми серьезными центробежными процессами и тенденциями.
В целом можно утверждать, что разрешение противоречий между центром и регионами, нахождение сопряженно-зависимого оптимума между ними - важная задача современной региональной политики.
Для государств с гигантскими территориями, к каковым относится и Российская Федерация, характерна сложная исторически сложившаяся пространственная структура хозяйства. Региональное развитие привело к формированию здесь не только практически всех возможных типов регионов, но и различных моделей взаимодействия между центром и регионами.
В России разные регионы стремятся самостоятельно решать региональные проблемы. Они стараются проводить собственную экономическую политику, отражающую исходные уровни их развития и наличие ресурсов, учитывающую перспективы адаптации к конкурентной рыночной экономике, а также принимающую во внимание политические предпочтения и пристрастия региональных руководителей. Все большее количество регионов с нарастающей активностью самостоятельно инициируют, разрабатывают и реализуют собственные региональные программы (концепции, стратегии, планы, проекты). Они поддерживают формирование новых форм территориальной организации производства (технопарков, кластеров, зон опережающего экономического развития со своей специализацией и т.п.), которые стимулируют регионы к развитию и саморазвитию. Конечно, они рассчитывают на федеральное соофинансирование при решении общерегиональных проблем.
.2 Назначение губернатора президентом как конфликт «Центр-Регионы»
федеральный региональный власть конфликт
Анализ на примере Волгоградской области.
В 2004 г. Владимир Путин подписал закон об утверждении глав субъектов РФ региональными парламентами по представлению президента РФ. Этот документ вступит в силу с момента официального опубликования в "Российской газете".
Пакет поправок в федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" был внесен в Госдуму президентом Путиным 28 сентября 2004 года. 3 декабря закон был принят нижней палатой в третьем чтении, а 8 декабря одобрен Советом федерации.
С момента вступления закона в силу на смену всенародным губернаторским выборам пришла процедура "наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ". "Наделить полномочиями" закон позволяет любого россиянина, достигшего 30 лет, на срок не более пяти лет. Кандидатуру на этот пост президент должен внести не позднее, чем за 35 дней до истечения срока полномочий действующего главы региона, причем внесению кандидатуры должны обязательно предшествовать консультации между заинтересованными сторонами.
Законодательное собрание субъекта РФ должно рассмотреть предложение главы государства в течение двух недель и либо согласиться с его выбором, поддержав внесенную им кандидатуру простым большинством голосов, либо отвергнуть ее. Во втором случае президент в течение недели должен внести повторное предложение, при этом закон не запрещает главе государства снова предлагать кандидата, уже отвергнутого депутатами.
Повторный отказ законодателей утвердить предложенную кандидатуру не приведет к немедленному роспуску парламента, как это предполагал первоначальный вариант законопроекта. Вместо этого в течение месяца должны пройти консультации между президентом и региональными депутатами, по итогам которых глава государства может выбрать один из трех вариантов: в третий раз внести кандидатуру губернатора, назначить своим указом временно исполняющего обязанности главы региона либо распустить законодательное собрание. Если президент даст законодателям третий шанс, то он уже точно будет последним: в случае третьего отклонения предложенной кандидатуры президент назначает вице- губернатора на срок до шести месяцев. Судьба строптивых парламентариев в таком случае будет зависеть от благосклонности главы государства: он вправе распустить законодательное собрание, но может этого и не делать, а просто запустить через пару месяцев всю процедуру "наделения полномочиями" с нуля.
Для отстранения утвержденного таким образом губернатора многоступенчатой процедуры уже не нужно: президент может сделать это своим указом "в связи с утратой доверия" либо "за ненадлежащее исполнение своих обязанностей". Региональный парламент также вправе выразить недоверие губернатору, но и в этом случае последнее слово останется за главой государства.
Таким образом, прямые выборы губернаторов в РФ отменились. Особенностью этой модели является дуализм региональной власти, сочетающей элементы регионального самоуправления и централизованного управления. С одной стороны, население избирает легислатуру, по результатам выборов в которую формируется региональное правительство. С другой стороны, президент страны назначает губернатора, который является, таким образом, агентом центральной администрации. Смысл этой модели заключается в более жестком централизованном контроле и более определенном прямом федеральном администрировании. Данная модель наиболее характерна для Индии и Пакистана, и ее можно назвать индо-пакистанской моделью.
Для Российской федерации, это стало ещё одним признаком тенденции централизации власти. На сегодняшний день у нас большой разрыв между народом и властью. Назначения губернаторов президентом лишь отдаляют главу региона от народа, и усугубляет ситуацию. Основная причина в том, что народ не доверяет новому назначаемому губернатору, так как не видел его работу. К тому же каждый регион имеет свою специфику, особенность, а назначаемый губернатор из другой области не способен охватить всю полноту проблем и вопросов в регионе.
Так в Волгоградской области, разгорелся конфликт между назначенным главой региона и избранным мэром. Уже бывший Губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко подписал постановление об отрешении мэра Романа Гребенникова от должности, объяснив это шаг "неоднократным неисполнением судебных решений". Волгоградский политолог Вячеслав Ягубкин отметил, что это - "конфликт интересов различных отрядов элит". Политический обозреватель, Виталий Арьков: «Подоплека - чисто экономическая. Волгоградская область - довольно слабый экономически регион, особенно сельские районы, и вся промышленность и доходные виды бизнеса сосредоточены в Волгограде и [его городе-спутнике] Волжском. Поэтому - интерес к этим двум городам, поэтому - попытки убрать и Гребенникова, и главу Волжского Марину Афанасьеву. Передел сфер влияния, передел собственности - не более того». Здесь тоже можно пронаблюдать конфликт между федеральной властью и региональной. Общественность поддержала мэра, так как губернатор был назначенный Президентом и, по мнению многих граждан, не имел права на такие полномочия. Так же сам Роман Гребенников официально ответил губернатору путем публичного обращения к волгоградцам: "На эту должность меня не назначал губернатор Бровко, а выбрали на всенародном голосовании вы, жители города. Несмотря на создавшуюся ситуацию, я считают своим долгом продолжать исполнять обязанности главы Волгограда", - сказал Гребенников, добавив, что постановление губернатора о нем юридически необоснованно, и он будет оспаривать это решение в суде. Конфликт между назначенным губернатором и выбранным жителями области мэром получил большую огласку и по причине недоверия граждан к решениям нового губернатора.
Вывод: В становлении и развитии местного самоуправления большую роль играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Взаимодействие последних с органами местного самоуправления в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной политики - решения экономических, политических и социальных проблем развития муниципального образования и субъекта в целом. С другой стороны, такое взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя через решение вопросов местного значения реализации государственных задач: укрепление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, проведение мероприятий по социальной защите населения, стабилизация политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов.
Признание местного самоуправления означает, что государство видит в нем некий социальный институт, не обладающий свойствами государственной структуры. Децентрализация управления - это способ не просто сохранения целостности России, но и эффективной защиты общества и граждан, гармоничного развития духовных, культурных, экономических связей между всеми частями Российского государства.
Заключение
Таким образом, можно отметить, что хорошо развитое местное самоуправление - показатель правового демократического государства. Мировой опыт свидетельствует, что местное самоуправление создает реальный противовес сепаратистским настроениям региональных элит и способствует укреплению принципов федерализма. В этой связи приоритетной задачей государственной политики в сфере местного самоуправления должно быть укрепление федеральной вертикали власти, ослабление сепаратистских устремлений. Рассмотрение государственных функций в сфере местного самоуправления позволяет сделать вывод о решающей роли государства в установлении и регулировании местного самоуправления, определении его видов, форм, уровней, а также роли, месте и значении местного самоуправления в государственно-правовой структуре российского общества.
Все сказанное свидетельствует о тесной взаимосвязи государства и самоуправления, о проникновении в местное самоуправление государственных начал и о наличии в самой государственности самоуправленческих элементов.
С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи:
) исключается раздвоение власти, которое ведет к политической нестабильности и ослаблению государства и составляющих его институтов, к разобщению территорий;
) создаются возможности для большей части людей участия в управлении делами общества и государства, что повышает культурно-правовой уровень граждан и воспитывает в них чувство уважения к законам;
) ликвидируется разрыв между обществом и государством;
) достигается единая цель - сохранение и укрепление общества и государства при наличии демократических институтов;
) государство в большей степени входит в курс местных дел и принимает соответствующие решения, сущность которых согласуется с интересами людей;
) порождается общий интерес для граждан и государственных органов, сущность которого состоит в обустройстве жизни, достойного каждого человека и общества в целом;
) управление обществом на основе согласованных действий преобразуется в единый созидательный процесс.
Список литературы
1.Авакъян С. А. Проблемы организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации // Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации. С. 14.
.Аникин Л.С. Становление местного самоуправления в Российской Федерации: Опыт социологического исследования. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2011.
.Атаманчук Г.В. Современные концепции и национальный опыт местного самоуправления. / В сб.: Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: концепции, конституционно-правовые основы, практика. - М., 1996.
.Буров А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика / Предисл. Ю.В. Чехов; Рост. гос. ун-т. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2009.
5.Васильев, А.А. <#"justify">6.Камышев,Д. Президент подписал закон о назначении губернаторов;-Газета "Коммерсантъ", №233/.-2011
7.Карасев М. Н. О государственно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2000. № 7. С. 29-37.
8.Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: Норма, 2011. - 272 с.
.Конституция Российской Федерации. М.: - 2009
.Лапин В. Становление местного самоуправления в Российской Федерации // "Федерализм", 2009. № 2.
.Лаптева Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая половина XIX века) / Акад. правовой ун-т при Ин-те гос-ва и права Рос. АН. - М.: Ин-т гос-ва и права РАН, 1998.
12.Майоров, С. Местное самоуправление как продолжение федеральной вертикали власти.- Отечественные записки» 2010, №5 <#"justify">14.САДЫКОВ, Ф.Б. "ЦЕНТР - РЕГИОН": ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.- Политическая социология
15.Туровский, Р.Ф.. Политическая регионалистика , -2010 <#"justify">16.Фёдоров, М.В ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «ЦЕНТР - РЕГИОНЫ»: ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН.-УрГЭУ.-2011
.Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта Федерации // Государство и право. 2009. № 10.
.Шугрина Е.С. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. // Российский юридический журнал. 2000. №1.
19.Свободная электронная энциклопедия - Википедия/Конституция Росси/<http://ru.wikipedia.org/>
.Бондарь, Н.С. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ/Персональный сайт юриста Романова А.А/ <http://www.romanovaa.ru/localgov-theory-localgov/>
.Президент подписал закон о назначении губернаторов/ Камышев,Д. Газета КомерсантЪ/ <http://kommersant.ru/doc/533037>