Формирование профессиональной культуры сотрудников государственной противопожарной службы России в учреждениях дополнительного профессионального образования

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    81,82 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование профессиональной культуры сотрудников государственной противопожарной службы России в учреждениях дополнительного профессионального образования

ВВЕДЕНИЕ

В современный период отмечается возрастание объема и сложности задач обеспечения безопасности, гражданской обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности. В 2011 году на территории РФ произошло 338 чрезвычайных ситуаций, в которых 2992 человека пострадало и 680 человек погибло, сотрудниками МЧС спасено 2286 человек. От того, как скоро и оперативно будет оказываться помощь лицам, подвергшимся воздействию опасных для здоровья человека факторов чрезвычайных ситуаций, насколько своевременно и профессионально сработают спасатели МЧС, зависит здоровье и жизнь многих тысяч людей.

В этой связи важной целью является подготовка специалистов, сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), готовых к решению всего спектра задач по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. Это связано еще и с тем обстоятельством, что профессиональная деятельность сотрудников МЧС связана с различными внештатными ситуациями, что предъявляет повышенные требования к их профессиональным и психологическим качествам.

Несмотря на положительные результаты по реализации задач, связанных с формированием профессиональной подготовки личного состава государственной противопожарной службы (далее ГПС) МЧС России в условиях вузов и учреждений дополнительного профессионального образования МЧС России, в действительности практика показывает, что имеется множество проблем, которые связаны с неэффективным использованием необходимых научных средств по эффективности данного процесса.

Различные аспекты проблемы формирования профессиональной культуры заложены в трудах педагогов и психологов К.А. Абульхановой-Славской, А.П. Беляева, Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой и др.

Концептуальные подходы к организации профессиональной подготовки и деятельности сотрудников МЧС обосновываются в работах С.Н. Алексеева, Ю.Р. Ахватовой, Н.Г. Винокуровой, А.Л.Воробьева, А.А. Грешных, В.Б. Коробко, А.В. Матюшина, К.К. Пашаян, В.Ю.Рыбникова, С.К.Шойгу, А.В.Шленкова и др.

Анализ состояния вопроса формирования профессиональной культуры личного состава системы ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования в педагогической теории и практике позволяет выделить данный вопрос в самостоятельную проблему педагогического исследования. Необходимость такой постановки вопроса обусловлено наличием противоречий:

·        на социально-педагогическом уровне: между социально обусловленной потребностью общества в высококвалифицированных сотрудниках ГПС МЧС России и не полностью реализованными потенциальными возможностями учреждений дополнительного профессионального образования в подготовке таких кадров;

·        на методико-теоретическом уровне: возросшими требованиями к уровню сформированности профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России и реальным уровнем разработанности в педагогике целенаправленного программного обеспечения данного процесса и условий его осуществления;

·        на методико-технологическом уровне: требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов формирования профессиональной культуры личного состава ГПС МЧС России в условиях дополнительного профессионального образования.

На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы исследования нами сформулирована тема: «Формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования».

Цель исследования - разработать и экспериментально проверить модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России и педагогические условия ее успешной реализации.

Объект исследования - профессиональная подготовка сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Предмет исследования - педагогическое обеспечение процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Гипотеза исследования: целенаправленное формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России будет осуществляться успешно, если:

) сформирована конкурентно-мотивационная среда формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования;

) создана и опробирована модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России;

)определён и проверен комплекс педагогических условий успешного функционирования модели формирования профессиональной культуры.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

. Проанализировать современное состояние проблемы исследования с целью обоснования актуальности выбранной темы и определения продуктивных способов ее решения. 2. Определить теоретико-методологическую стратегию исследования и на ее основе разработать и реализовать модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России. 3. Выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий реализации модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России.

Методы исследования. Теоретические - изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы, анализ нормативно-правовых документов, систематизация, сравнение, прогнозирование, планирование, периодизация, теоретическое моделирование; эмпирические - обобщение практического опыта, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседа, наблюдение, методы математической статистики, компьютерной обработки, наглядного представления, анализ статистических данных.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

. Представлена модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России. На основе системного, компетентностного и субъектного подходов смоделирована мотивационная среда, которая раскрывает внутренний механизм формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России.

2. Определены педагогические условия успешного функционирования модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в условиях учреждений дополнительного профессионального образования.

.Разработан критериально-оценочный аппарат сформированности профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России на всех этапах исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

определены существенные особенности профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России и обоснована возможность решения проблемы формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессиональной подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования;

уточнена структура профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России за счет выделения ценностных характеристик компонентов, образующих ее внутренний стержень;

конкретизирована сущность процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации по формированию профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России служат совершенствованию процесса профессиональной подготовки слушателей в учреждениях дополнительного профессионального образования для Министерства чрезвычайных ситуаций России. Разработано учебно-методическое обеспечение данного процесса: сборники специальных задач и упражнений (кейсы), рекомендации по подготовке к практическим занятиям. Определены и описаны критериально-уровневые характеристики сформированности профессиональной культуры сотрудников МЧС.

Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Глава 1. проблемы формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС в системе дополнительного профессионального образования

.1 Культура как общеметодологическое понятие

На современном этапе развития общества, науки, появления новых высоких технологий повышается риск возникновения масштабных катастроф, аварий и бедствий, в связи с чем особую остроту приобретает поиск ресурсных возможностей специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а именно - специалистов пожарно-спасательных формирований.

Практика службы в пожарных частях ГПС МЧС России требует решения задачи формирования специалистов нового типа, стремящихся к непрерывному повышению профессионального мастерства и обладающих высокой профессиональной мобильностью. Между тем, как показывает практика, пожарные части комплектуются в основном личным составом, не имеющим опыта тушения пожаров, а также деятельности в экстремальных условиях обстановки. В связи с этим возрастает актуальность проблемы формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России.

Важность дополнительного профессионального образования личного состава ГПС МЧС России объясняется и тем, что многие годы учебные заведения государственной противопожарной службы МЧС России готовили исполнителей, но никак не преобразователей. В процессе обучения сотрудников ГПС МЧС России основное внимание обращалось не на раскрытие способностей, а на усвоение уже отработанных методов и алгоритмов решения различных профессиональных проблем. В результате формировались профессионалы узкого профиля. На сегодняшний день в связи с возрастающей ролью сознания и мышления самого человека, вынужденного самостоятельно делать выбор и принимать решения, в центре системы дополнительной профессиональной подготовки сотрудника ГПС МЧС России, становится «личность, способная к самореализации и творческому диалогу» [41, с.86]. Кроме того, как показывает исследование Н.Н Северина пожарные части, как правило, комплектуются сотрудниками, не имеющими опыта тушения пожаров [47]. Это требует особого подхода к формированию у них личностных качеств, необходимых сотруднику ГПС МЧС России при действиях в экстремальной ситуации.

Этимологический анализ показывает, что профессиональная культура - понятие интегративное и динамичное. Соединение двух важных составляющих - профессионализма и культуры - образует тот социальный феномен, который мы называем «профессиональная культура». Но данное понятие не является простым механическим сочетанием понятий «профессионализм» и «культура», это синтез, органический сплав, создающий новое общественное явление, где происходит встреча мастерства с общей культурой человека. Поэтому для поиска и уточнения содержания определения «профессиональная культура сотрудника ГПС МЧС России» необходимо рассмотреть понятия «культура» и «профессионализм» в целом, с позиций философии, педагогики, культурологии и социологии.

«Культура» как общеметодологическое понятие получило свою характеристику у специалистов различных отраслей знания.

В философии «культура» - это совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики [52]. Культура есть общественное явление, выражающее достигнутый на данном историческом этапе развития общества уровень в области технического процесса, производственного опыта, в области образования и воспитания, в области науки, литературы, искусства.

В современной культурологии проведен достаточно полный анализ эволюции понятия «культура». В настоящее время в изучении культуры определилось три направления, рассматривающих ее с различных аспектов: как совокупность материальных и духовных ценностей; как специфический способ человеческой деятельности; как процесс творческой самореализации. Культура - это своего рода «принцип связи человека с предметом, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысливание своей неотделимости от других и собственной автономности, уникальности, это характеристика ментальности, это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях» [30, с.82].

В психологии культура рассматривается как умение ясно и определенно мыслить, говорить, контролировать свое поведение, владеть эмоциями, чувствами, самодисциплина, собранность, организованность, вежливость [42].

В педагогическом аспекте культура трактуется как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [38]. Определение «культура» указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности: в определенные эпохи и для различных обществ, народностей, наций, особенностей сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни [50]. В более узком смысле культура - сфера духовной жизни людей.

Многообразие подходов к объяснению феномена «культура» позволяет представить ее как исторически сложившуюся совокупность социальных норм, ценностей, созданных умом и руками человека, а также совокупность знаний и умений, обеспечивающих ценностные ориентации личности. Поэтому культура выступает как способ ценностного освоения человеком действительности. Нам представляется, что культура - это содержательная основа образования, поэтому можно утверждать, что ценности культуры являются ядром образования вообще и личности в частности.

Итак, общая культура включает в себя те этические, общеобразовательные, религиозные и прочие знания, которыми должен обладать и руководствоваться в своей деятельности каждый член общества, невзирая на его профессиональную принадлежность [84]. Культуру профессиональную, в таком случае, составляет тот комплекс знаний, умений и навыков, владение которым делает специалиста каждого конкретного вида труда мастером своего дела, работающим на уровне мировых стандартов [40].

Проблема культуры - проблема выбора тех или иных ценностей, определяющих направленность личности. В конечном счёте, это содержание её культурной деятельности. Поэтому неслучайно одним из важнейших требований к пожарно-техническому образованию в концепции модернизации Российского образования выделяется требование подготовки конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту социальной и профессиональной мобильности специалиста, а в качестве одной из основных целей названо формирование базовой культуры личности.

.2 Понятие «Профессионализм» в современной науке

В исследованиях Э.Ф. Зеера [22], Н.В. Кузьминой [29], А.К. Марковой [33] и др. профессионализм не сводится лишь к совокупности профессиональных знаний и умений, а определяется еще и уровнем личностно-профессиональных качеств специалиста, направленностью их личности, особенностями мотивации деятельности. При этом профессионализм целесообразно рассматривать как диалектическое единство профессионализма деятельности и профессионализма личности. Профессионализм выступает как синоним компетентности и является важным фактором формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования, который реализуется через развитие предпосылок, задатков, творческого потенциала, профессионального мастерства, через владение профессиональной технологией.

Известный специалист в области профессионализма А.К. Маркова подчеркивает, что профессию можно рассматривать как с точки зрения общества, так и с точки зрения личности [33]. Автор определяет, что с точки зрения общества, профессия - это «система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, способных обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного ему значимого результата, продукта. С точки зрения конкретного человека, профессия - это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию.

Таким образом, профессионализм - это совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Исследователи выделяют две стороны профессионализма: состояние мотивационной и операционной сфер. А.К. Маркова указывает следующие составляющие мотивационной сферы, необходимые для высокого уровня профессионализма: увлеченность смыслом, направленностью профессии на благо других людей, стремление проникнуть в современные гуманистические ориентации, желание оставаться в профессии; мотивация высоких уровней достижения в своем труде; стремление развивать себя как профессионала, побуждение к позитивной динамике профессионального роста, использование в этих целях любого шанса, профессиональное целеполагание; оптимальная психологическая цена высоких результатов в профессиональной деятельности без перегрузок, стрессов, конфликтов [33]. Большой интерес также для нашего исследования представляют и составляющие операциональной сферы профессионализма: «осознание в полном объёме черт и признаков профессионала, развитое профессиональное сознание, целостное видение успешного облика профессионала; стремление соответствовать требованиям профессии; реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, овладение мастерством, высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов; саморазвитие средствами профессии, самокомпенсация недостающих качеств, профессиональная обучаемость и открытость; внесение творческого вклада в профессию, обогащение ее опыта: преобразование и оздоровление окружающей профессиональной среды; привлечение внимания общества и формирование у него интереса к результатам данного профессионального труда, поскольку общество может не знать о своих потребностях в данном направлении» [19, с.56].

.3 Профессиональная культура сотрудников ГПС МЧС России

Рассмотрев характеристику определений «культура» и «профессионализм» проанализируем понятие профессиональная культура.

Понятие «профессиональная культура» получило широкое распространение в отечественной науке 80-х гг. 20-го столетия, что было сопряжено с разработкой культурологического подхода, с позиций которого рассматривались многие процессы и явления. В общем плане профессиональная культура представлена как интегративное качество личности профессионала, условие и предпосылка эффективной профессиональной деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности и как цель профессионального самосовершенствования.

В индивидуально-личностном плане профессиональная культура понимается как сущностная характеристика личности в сфере профессиональной деятельности [32]. Термин «профессиональная культура» подчеркивает, что культура здесь рассматривается в отношении специфического качества деятельности специалиста и раскрывает предметное содержание культуры, определяемое спецификой профессии, профессиональной деятельности и профессионального сообщества [18]. Профессиональная культура, будучи частным проявлением культуры вообще, представляет систему, состоящую из ряда основных подсистем: ценностей, знаний, норм, символов, регулирующих поведение и деятельность в процессе профессиональной активности. Выделение профессиональной культуры как атрибутного свойства профессиональной группы людей, согласно И.М. Моделю, является результатом разделения труда, вызывающего обособление видов специальной деятельности [34]. И.М. Модель определяет профессиональную культуру как «меру, качество деятельности человека в определенной, строго ограниченной области его профессии, в том виде деятельности, где он чувствует себя вполне комфортно, уверено, свободно и раскрепощено» [34, с.26-27].

Согласно исследованиям П.Е. Видта, профессиональная культура как часть общей культуры представляет собой нормативные требования к деятельности специалиста, а потому существует столько видов культур, сколько имеется видов профессиональной деятельности. Усложнение и дифференциация этой деятельности ведут за собой «развитие и дифференциацию культуры, выделение в ней новых самостоятельных элементов и подсистем» [17, С.5].

По мнению Л.П. Буевой, профессиональная культура есть совокупность норм, правил и моделей поведения людей, представляющая относительно замкнутую область, связанную со спецификой деятельности людей в современных условиях разделения труда. В ней, как в любой другой отрасли культуры действуют два начала - консервативное, обращённое к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращённое к будущему и созидающее новые ценности [15].

Для нашего исследования научный интерес представляет такая составляющая профессиональной культуры сотрудника МЧС как профессиональная компетентность, которая кардинально меняет характер профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности.

Следует отметить, что вопросам формирования профессиональной компетентности в целом, так и ее составляющих у личного состава ГПС МЧС России, в педагогической науке уделяется много внимания. Так, Алексеев С.Н. под профессиональной компетентностью сотрудника ГПС МЧС России понимает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению практической деятельности по обеспечению пожарной безопасности и характеризует ее как профессионализм, а личностная компетентность предопределяет возможность реализации профессиональной готовности сотрудника в его социальных действиях, проявляя наличие или отсутствие успешности действий, она позволяет соотнести социальный норматив, общественно-групповые традиции и личностные установки с уровнем его притязаний [3]. Бунаков М.Ю., отмечает что профессиональная компетентность сотрудников ГПС представляет собой интегральную характеристику, отражающую мотивационно-ценностные ориентации личности сотрудника, наличие способностей решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях деятельности по обеспечению пожарной безопасности охраняемых объектов, с использованием знаний в различных сферах и профессиональной области, профессионального и жизненного опыта, умением осуществлять рефлексию деятельности и самосовершенствование сотрудников [16].

Таким образом, профессиональная компетентность выступает интегральной характеристикой, которая позволяет судить об уровне подготовленности сотрудника ГПС и его способности выполнять должностные функции.

Учитывая все вышесказанное, под профессиональной культурой можно понимать степень владения профессиональными знаниями и умениями, профессиональным опытом и их качественную реализацию в практической деятельности. Профессиональная культура личности представляет собой присвоение культурных ценностей на методологическом, теоретическом и конкретно-практическом (общепрофессиональном, специальном) уровнях. В контексте нашего исследования под профессиональной культурой мы понимаем духовно-практическое образование, которое включает в себя разнообразные модели поведения её носителей.

Рассмотрев характеристику определений «культура», «профессионализм», «профессиональная культура» мы подошли к формулировке самого понятия «профессиональная культура сотрудников ГПС МЧС России».

Осипов А.В. отмечает, что профессиональная деятельность специалистов пожарно-спасательных формирований, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и антропогенного характера, вне зависимости от географических и метеоусловий, протекает в особых условиях и характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов, воздействие которых при недостаточном развитии профессионально-важных качеств приводит к снижению эффективности выполнения деятельности, профессиональному выгоранию и психосоматическим нарушениям [36].

Таким образом, определение профессиональной культуры, выделение ее основных составляющих, концепция профессионализма А.К. Марковой позволили уточнить ее сущность для личного состава ГПС МЧС России.

В структуре профессиональной культуры сотрудника ГПС МЧС России мы выделяем три компонента: эмоциональный, деонтологический и коммуникативный. Рассмотрим их более подробно.

Выделение эмоционального компонента в структуре профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России обусловлено следующими обстоятельствами: экстремальный характер профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России, участвующих в ликвидации пожаров, обусловливает высокий уровень профессионального стресса, который приводит к снижению эффективности их профессиональной деятельности в повседневных и, особенно, экстремальных ситуациях [47].

Понятие «эмоция» происходит от латинского emovere, что означает волновать, возбуждать. В точном переводе на русский язык «эмоция» - это душевное волнение, душевное движение [12].

Я.Л. Коломенский определяет эмоции как отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций [27]. Перекликается с данным утверждением точка зрения Г. М. Бреслава об эмоциях как универсальном механизме выделения актуального в пространстве и времени [13].

Основными стресс-факторами, вызывающими нервно-психическое напряжение у пожарных в боевой обстановке, является опасность создающая угрозу жизни, дефицит времени на принятие решений и выполнение действий, необычность условий рабочей среды (высокая температура, загазованность, шум и т.п.).

Следующим компонентом является деонтологический.

Выделение данного компонента обусловлено следующими обстоятельствами: в связи с ростом количества и интенсивности чрезвычайных ситуаций повышается значимость готовности сотрудника МЧС к действиям в экстремальных ситуациях не только в профессиональном плане, но и в морально-психологическом отношении.

Термин «деонтология» происходит от греческих слов «деон» (deon, deontos - долг, должное) и «логос» (logos - учение, наука). Этот термин был введен в обиход этики в начале XIX в. философом И.Бентамом для обозначения науки о профессиональном поведении человека.

Таким образом, деонтологическая компетентность является профессионально важным качеством сотрудника МЧС России и представляет собой способность и готовность сотрудника МЧС взаимодействовать с профессиональной и социальной средой в ходе решения стоящих задач на основе норм профессиональной этики. Она характеризуется наличием у сотрудника системы знаний, мировоззренческих и нравственных ценностей и определяется профессионально-нравственными идеалами и ценностями.

Третьим компонентом в структуре профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС является коммуникативный компонент.

Развитие коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России является важной задачей, т.к. это способствует более эффективной профессионально-коммуникативной деятельности. С помощью профессионально-коммуникативной деятельности ими решаются профессиональные задачи при ликвидации пожаров, спасении людей и материальных ценностей, проведении противопожарных мероприятий. Коммуникативные способности представляют собой важнейшую часть интеллектуального потенциала личного состава ГПС МЧС России.

Таким образом, коммуникативные способности сотрудника ГПС МЧС России - это сочетание необходимых свойств личности, детерминирующих эффективность его профессиональной деятельности и поведения в коллективе, а также в чрезвычайных ситуациях при ликвидации пожаров, спасении людей и материальных ценностей.

Рассмотрев особенности профессиональной деятельности личного состава ГПС МЧС м определив компоненты профессиональной культуры представим авторское определение понятия «профессиональная культура сотрудников ГПС МЧС».

Под профессиональной культурой сотрудников ГПС МЧС России мы понимаем комплексное личностное образование, включающее в свою структуру совокупность развитых с учетом современных требований к его профессиональной деятельности особых знаний, убеждений, ценностных ориентации и установок, навыков, умений, привычек, а также качеств, определяющих его морально-психологические отношения к людям, к труду, к самому себе. В структуре профессиональной культуры мы выделяем три компонента: эмоциональный, деонтологический и коммуникативный. Итак, в данной главе работы проведен анализ состояния проблемы формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного образования, показаны различные подходы к рассмотрению обозначенного вопроса, проанализированы основные составляющие профессиональной культуры, уточнено понятие «профессиональная культура сотрудников ГПС МЧС». В следующем параграфе будет представлена модель формирования данного качества.

Глава 2. экспериментальная работа по формированию профессиональной культуры сотрудников ГПС мчс России в условиях дополнительного профессионального образования

.1 Модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования

Профессиональная деятельность личного состава ГПС МЧС является сложной и многофункциональной, требует владения методами решения большого количества профессиональных задач, интеллектуальных качеств и способностей. Поэтому при разработке модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования следует учесть имеющийся опыт и сложившиеся подходы к профессиональной подготовке личного состава системы МЧС. Учитывая важность исследуемого процесса, мы сочли целесообразным обратиться к научным источникам, отражающим тенденции подготовки сотрудников системы МЧС в системе профессионального образования.

Так, Алексеевым А.Н. предложена педагогическая модель курсового проектирования на основе использования компетентностно-ориентированных заданий [3]; Рыбниковым В.Ю. [46] разработана психологическая концепция копинг поведения сотрудников ГПС МЧС России, включающая принципы, трехуровневую структурно-функциональную модель, психологические механизмы, психодиагностический алгоритм прогнозирования копинг поведения и технологии экстренной коррекции психического состояния [46]. Балабановым М.А. доказано что эффективность процесса первоначальной профессиональной подготовки в вузе МЧС России повысится за счет осуществлении технологизации обучения (на основе реализации системного, личностного и деятельностно-ориентированных подходов) и использования автоматизированной обучающей системы (АОС) первоначальной профессиональной подготовки курсантов [9]. Бунаков М.Ю. основным средством формирования профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России видит компетентностно-ориентированные задачи, строящиеся путем отбора ситуаций служебно-профессиональной деятельности, в которых умения и навыки курсантов и студентов по учебным дисциплинам (модулям) профессионального цикла являются необходимым условием подготовки курсантов и студентов вузов МЧС России к решению профессиональных задач, входящих в компетенции специалиста [16].

Педагогическое моделирование в достаточно короткие сроки (обучение в учреждении дополнительного профессионального образования) позволяет подготовить современного специалиста-профессионала системы МЧС, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями.

В процессуальном контексте моделирование предполагает выполнение следующих этапов: создание модели; вывод теоретических соотношений, аналитических представлений и зависимостей; оценку параметров модели; получение числовых показаний; уточнение самой модели [6].

В качестве методологических оснований проектирования модели выбраны системный, компетентностный и субъектный подходы. Поэтому определим их сущность и назначение в обосновании данной педагогической модели.

Сущность системного подхода достаточно подробно освещена в научной литературе [2, 7, 11, 44 и др.]. Показывая назначение системного подхода для проектирования нашей модели мы, прежде всего, исходили из положений общей теории систем, нашедшей отражение в работах А. Н. Аверьянова, В. Г. Афанасьева, и др. Кроме того, мы опирались на широко признаваемые в педагогике позиции И.В. Блауберга, Г.Н. Серикова. В построении модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России обращение к системному подходу вызвано несколькими обстоятельствами: во-первых, сама проблема формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России выходит за рамки педагогики и связана с аксиологией, социологией, и психологией, а системный подход позволяет более полно и всесторонне рассмотреть проблему; во-вторых, позволяет выявить новые закономерные связи, построить новые модели и сформулировать теоретические положения; в-третьих, позволяет оптимизировать процесс формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России, рассматривать профессиональную подготовку сотрудников ГПС МЧС России как целостный объект (систему); в- четвертых, системно подойти к внедрению результатов исследования в педагогическую практику, применять системный анализ к изучению профессиональной подготовки.

Чрезвычайно ценным для нашего исследования является использование компетентностного подхода, так как дает возможность более гибкого и точного удовлетворения потребностей слушателей путем управления учебными целями в модулях образовательных программ.

Сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей раскрывается в научно-теоретических и научно-методических работах А.Л. Андреева [4], И.А. Зимней [23], О.Е.Лебедева [31], Дж. Равен [43], И.Н. Фалиной [51], А.В. Хуторского [54] и др.

Компетентностный подход предполагает не усвоение слушателем отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения.

Термин «компетенция» (в переводе с латинского - соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Поскольку мы рассматриваем компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании, мы трактуем компетентность в качестве одной из значимых характеристик соответствия человека занимаемой должности. Субъектный подход основан на положениях С.Л. Рубинштейна о субъекте как центре организации бытия и субъектности, проявляющейся через потребность и способность человека самосовершенствоваться. В профессиональном развитии субъект рассматривается как человек, творящий свою биографию [44, с.109].

Субъектный подход к изучению личности ставит своей задачей изучение личности «изнутри», со стороны субъекта. По словам В. Ф. Петренко, личность здесь выступает «не как набор объективных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носитель определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов» [39].

Ключевым понятием субъектного подхода является категория «субъект». В Философском словаре субъект трактуется как «носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект» [53].

В психологическом словаре субъект определяется как индивид или группа, как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо [42].

Важными характеристиками субъекта, по С.Л. Рубинштейну, являются активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самовыдвижению и самосовершенствованию. «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, но в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять и формировать его самого» [44, с.109].

А. В. Брушлинский отмечает, что субъект - это наиболее широкое, всеохватное понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т.д. [14]. Модель процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования выступает как средство обеспечения адаптивности среды учреждения дополнительного профессионального образования, как способ повышения качества дополнительного профессионального образования и формирования ключевых компетентностей у личного состава ГПС МЧС России, как средство индивидуализации и дифференциации обучения, как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью формирования профессиональной культуры.

В схематическом виде модель процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования представлена на рис. 1.

Среди структурных блоков модели нами выделены: целевой, содержательный, организационно-педагогический и оценочно-результативный.

Формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования осуществляется на трех этапах: организационно-пропедевтическом, локально-профессиональном и системно-профессиональном.

Целевой блок модели представлен единством цели и системы задач, комплексное решение которых обеспечивает ее достижение.

Целью разработанной модели является формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России.

На организационно-пропедевтическом этапе акцент ставится на решении следующих задач:

) осознание сущности и роли профессиональной культуры в профессиональной деятельности;

Рис. 1. Модель мотивационной среды процесса формирования профессиональной культуры сотрудников государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования

) активизация эмоционально-волевой сферы сотрудников ГПС МЧС России, подавление собственной неуверенности; 3) пропедевтика успешных коммуникаций; 4) стимулирование саморефлексии, развитие верности профессиональному долгу, патриотизма, самоотверженности, ответственности; 5)определение характера и содержания профессиональной деятельности в зависимости от ситуации, формирование интереса к внешней оценке принятых решений в условиях как реальных, так и учебных ситуаций.

Локально-профессиональный этап связан с реализацией следующих задач: 1) развитие высокой мотивации, нравственной позиции к профессиональной деятельности; 2) формирование умений ведения бесед, дискуссий и переговоров с эмоционально-нравственной рефлексией; 3) выработка умений решения профессиональных задач с ориентацией на благо социума; 4) закрепление навыков поиска, подбора, систематизации и анализа ситуации, проведение ее профессиональной оценки; 5) расширение опыта профессиональной саморефлексии.

Задачи системно-профессионального этапа: 1) формирование умений решения профессиональных задач; 2) стимулирование эмоционального самоконтроля; 3) повышение роли эмоциональных и нравственных позиций в решении профессиональных задач; 4) мотивирование сотрудников ГПС МЧС к поиску самостоятельного эффективного решения в возникающих ситуациях; 5) формирование умений совершенствовать и обновлять свои профессиональные знания, обосновывать и оценивать свои решения, анализировать результаты своей профессиональной деятельности, представлять наиболее эффективные способы достижения целей профессиональной деятельности.

Целевой и оценочно-результативный блоки модели процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС в учреждениях дополнительного профессионального образования выступают в единстве. Оценочно-результативный блок представляет взаимосвязанные компоненты профессиональной культуры: эмоциональный, коммуникативный и деонтологический. В основу содержательного блока заложен процесс усвоения норм и правил общественной коммуникации, формирования ценностных ориентаций социальной направленности, развития способности критически оценивать явления и события, прогнозировать варианты возможного развития ситуации и на основе этого принимать самостоятельные решения.

В данном блоке мы выделяем также информационно-познавательный и личностно-деятельностный элементы, которые реализуются на двух уровнях в соответствии с выявленными содержанием и спецификой процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Средством реализации содержательного блока являются образовательные программы, разрабатываемые в учреждении дополнительного профессионального образования.

Организационно-педагогический блок модели включает в себя адекватные методы, приемы и формы организации образовательного процесса в учреждении дополнительного профессионального образования. В их основу должна быть положена личностно-деятельностная позиция как для слушателей, так и для педагога.

В зависимости от поставленных задач на каждом из этапов использовались соответствующие методы. Так, на пропедевтическом этапе преимущественное внимание уделялось анализу и решению реальных ситуаций, требующих профессионального выбора решения, отработке слушателями различных ситуаций в групповой работе; освоению техник эффективных коммуникаций; поиску актуальной информации в специальной литературе; ведению видео-дневника личных достижений.

На локально-профессиональном этапе реализовывались следующие методы: выполнение заданий; организация диалогического общения на учебных занятиях; освоение дополнительных техник поведения при коммуникациях; отработка слушателями различных ситуаций в групповой работе; проведение деловых игр; ведение видео-дневника личных достижений.

На системно-профессиональном этапе доминирующими стали следующие методы: организация диалогического общения на занятиях; решение конкретных ситуативных задач и проблем (обсуждение в группах, самостоятельный анализ, дискуссия между различными группами, ролевая игра).

Особенность данной модели заключается в том, что построение мотивационной среды в учреждении дополнительного профессионального образования помогает личному составу ГПС МЧС России добиться больших результатов в получении навыков ликвидации пожаров и эвакуации пострадавших, так как специфика данной среды направлена на развитие высокой мотивации к профессиональной деятельности; формирование гибкого, системного мышления, общительности. Главной идеей смоделированной мотивационной среды является сочетание разнообразных методов работы, привлечение к работе квалифицированных специалистов, создание атмосферы доверия, что дает личному составу ГПС МЧС России возможность для максимально полного раскрытия своего внутреннего потенциала и для эффективной работы в достижении своих целей.

Таким образом, в данном параграфе осуществлена характеристика модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС в учреждениях дополнительного профессионального образования. В основу ее разработки были положены системный, компетентностный и субъектный подходы. В соответствии с данной методологией определены структурные блоки (целевой, содержательный, мотивационно-деятельностный, оценочно-результативный) и этапы реализации модели (организационно-пропедевтический, локально-профессиональный и системно-профессиональный).

2.2 Педагогические условия формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в условиях дополнительного профессионального образования

профессионализм психологический культура противопожарный

В предыдущих параграфах нами была раскрыта сущность, структура и содержание профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России, описаны возможности дополнительного профессионального образования в становлении профессионализма личного состава ГПС МЧС России и построена модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в условиях дополнительного профессионального образования. Эффективность функционирования модели мы осуществляем с помощью педагогических условий.

Уточним понятие «педагогические условия».

Условия трактуют как философскую категорию, выражающую отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются.

И.С. Нарский определяет условие как «совокупность тех независимых от причины явлений, которые превращают в действительность заключающуюся в причине возможность порождения следствия» [35, c.273]. Согласно данной точке зрения, условия определяют способ действия причины и тем самым детерминируют различные следствия. Условия составляют ту среду, в которой явления возникают, существуют, развиваются.

В педагогике (В.И. Андреев [5], М.Е. Дуранов [20], Т.Е. Климова [25] и др.) под педагогическими условиями понимают существенный компонент педагогического процесса, интегрирующий в себе определенную совокупность мер педагогического процесса, направленных на достижение поставленной цели.

Анализ проблемы формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в условиях дополнительного профессионального образования по обозначенным выше направлениям позволил выделить нам следующий комплекс педагогических условий, эффективность которого проверялась в экспериментальной работе:

-       построение конкурентно-мотивационной среды, побуждающей слушателей учреждений дополнительного профессионального образования совершенствовать профессиональные умения и навыки;

-       обучение личного состава ГПС МЧС России специальным упражнениям для самостоятельной работы по развитию личностных качеств, установок, мотивации, умений и навыков профессионального поведения;

- формирование у слушателей установки на саморазвитие профессиональной культуры.

Рассмотрим основания выделения и сущность каждого из выделенных нами педагогических условий.

-       Выделение первого педагогического условия - построение конкурентно-мотивационной среды, побуждающей слушателей учреждений дополнительного профессионального образования совершенствовать профессиональные умения и навыки определяет психолого-педагогические механизмы, побуждающие слушателей активно способствовать формированию своей профессиональной культуры. В качестве одного из таких психолого-педагогических механизмов рассматривается насыщенная конкурентная мотивационная среда учреждения дополнительного профессионального образования. Находясь в такой среде и будучи вовлеченными в конкурентные отношения со своими коллегами, слушатели будут осознавать зависимость успешной профессиональной деятельности от профессиональных навыков, ответственного и активного поведения в различных профессиональных ситуациях.

Конкурентно-мотивационная среда выступает в комплексе как средство обеспечения адаптивности среды учреждения дополнительного профессионального образования, как способ повышения качества дополнительного профессионального образования и формирования ключевых компетентностей у слушателей, как средство индивидуализации и дифференциации обучения, как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью формирования их профессиональной культуры.

Для определения особенностей конкурентно-мотивационной среды необходимо раскрыть структуру данного понятия.

Термин «среда» имеет достаточно широкое употребление, тем не менее оно не имеет четкого и однозначного определения в мире науки как понятие. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение [28]. Причем наряду с этим активно используется еще целый ряд терминов: «среда человека», «среда людей», «человеческая среда», «окружающая среда», «жизненная среда», «человеческое окружение» и т.п.

Конкуренция (от лат. <#"797737.files/image002.gif">. Выбор данного критерия обусловлен тем, что обе выборки случайные и независимы, и члены каждой выборки также независимы между собой, причем объем каждой выборки достаточно большой - более 50 человек.

В нашем случае выборки сопоставляются по количественно измеренным показателям (в баллах) критериев состояния профессиональной культуры. Формула статистики критерия Т имеет вид:


где  и  - число человек в контрольной и экспериментальной группах соответственно,  и  - число человек в контрольной и экспериментальной группах соответственно, получивших оценку Сформулируем гипотезы:

Н0: Распределение слушателей по 3 уровням оценки личностной компоненты в экспериментальной группе до начала эксперимента одинаково с распределением слушателей в контрольной группе.

Н1: Распределение слушателей по 3 уровням оценки личностной компоненты в экспериментальной группе до начала эксперимента различно с распределением слушателей в контрольной группе.

Сопоставляя наблюдаемое значение статистики критерия с критическим, принимаем одну из выдвинутых гипотез. В данном случае , следовательно принимается гипотеза Н0. Распределение слушателей по 3 уровням оценки личностной компоненты в экспериментальной группе до начала эксперимента одинаково с распределением слушателей в контрольной группе. Приведенный выше анализ был использован при сопоставлении экспериментальных групп с контрольными по всем характеристикам, как до эксперимента так и после. Анализ, проведенный до эксперимента показал, что на указанном уровне значимости группы слушатели статистически не различаются, иными словами экспериментальная и контрольная группы пригодны для проведения исследования.

В ходе исследовательской работы в конце первой программы обучения экспериментальной работы проводился контрольный срез по всем отслеживаемым критериям состояния профессиональной культуры слушателей.

Для проведения контрольного среза в конце второй программы обучения по индикативным показателям была разработана специальная система тестов и практических заданий, валидность и надежность которых определялась в соответствии всем требованиям психологической диагностики. Каждое задание состояло из нескольких упражнений, представленных практическими профессиональными ситуациями.

Первое упражнение комплексного задания требовало воспроизведения теоретического материала и его непосредственного применения. Второе упражнение - подбора соответствующих понятий и методов, необходимых для обоснования выполняемых действий, что позволяло отследить осознанность усвоения знаний слушателями, а также целесообразность их использования при проектировании профессиональных решений. При выполнении третьего комплексного упражнения нужно было сконструировать новое действие, как новое решение какой-либо ситуации. Четвертое упражнение представляло собой описание ситуации, для разрешения которой необходимо было осуществить ряд этапов моделирования освоенных первичных умений. С целью исключения влияния содержания контрольных упражнений на результат, каждый тип задания дублировался по степени сложности.

Выполнение контрольных заданий и упражнений слушателями проводилось следующими способами. Первое задание выполнялось письменно, в виде самостоятельной работы, второе задание - по индивидуальным карточкам, составленным по степени сложности, третье - в виде индивидуальных собеседований, четвертое - в малых группах, сформированных либо случайным образом, либо по желанию слушателей. После выполнения обучающимися всего комплекса заданий и тестов, наблюдатель (педагог) в Дневнике наблюдений делал отметку уровня сформированности каждой из интересующих нас характеристик профессиональной культуры слушателей, оценивая их по 7-ми балльной шкале.

В процессе экспериментальной работы осуществлялись систематические педагогические наблюдения и самонаблюдения слушателей. Кроме того, преподаватели проводили беседы с активными слушателями, выясняя потребности, побудившие их к выполнению того или иного задания, уточняя их планы в работе. По окончанию второго этапа экспериментальной работы были проведены контрольные тестирования и подведены итоги самонаблюдений слушателей и наблюдений педагогов-исследователей. Различия между началом экспериментальной работы и окончанием второго этапа были статистически незначительными, что нами и ожидалось, так как ценности, формируются, как правило, не быстро. Однако положительная динамика нами констатировалась в экспериментальной группе, где осуществлялись все педагогические условия.

Более значимые результаты были получены нами после окончания третьего этапа исследовательской работы. Поэтому мы посчитали более целесообразным проанализировать два результата: на начало эксперимента и на момент его окончания. По окончанию экспериментальной работы, контрольный срез нами проводился по нескольким составляющим: тестирование; анкетирование; педагогическое наблюдение. Результат распределения слушателей по уровням отслеживаемых нами индикативных показателей представлен в табл.3.

Таблица 3 Распределение слушателей по уровням профессиональной культуры слушателей после эксперимента

Критерии

Уровни

Оценка по 7-ми балльной шкале

Значения по группам (чел.)




Э

К

Эмоциональный

1

1

28

20


2

2

41

45


3

3

14

14

Деонтологический

1

1

33

23


2

2

27

45


3

3

28

11

Коммуникативный

1

1

5

23


2

2

56

40


3

3

22

16


Для определения статистической различимости результатов, воспользуемся критерием хи-квадрат, который применялся нами и до начала эксперимента.

Сводные результаты эксперимента по всем компонентам мы представим в табл. 4.

Таблица 4 Сравнение результатов исследования экспериментальной и контрольной групп

Группы

Значения статистики критерия хи-квадрат


Эмоциональный

деонтологический

коммуникативный


в начале эксперимента

после эксперимента

в начале эксперимента

после эксп.

В начале эксперимента

после эксп.

Э и К

4,267

22,85

2,468

21,46

5,54

24,94


Прим.: Простой шрифт в ячейках означает отсутствие различий между группами по определенной характеристике (наблюдаемое значение статистики критерия меньше критического 12,59 при 6 степенях свободы и уровне значимости 0,05), а жирный - наличие различий (наблюдаемое значение статистики критерия больше критического 12,59 при 6 степенях свободы и уровне значимости 0,05). Для анализа характера изменений, происходящих в результате эксперимента, будем использовать средние значения оценок по каждой компоненте и их приращения (табл.5).

Таблица 5 Значения средней арифметической взвешенной до, в ходе и после эксперимента

Компонент профессиональной культуры

Время эксперимента

Контрольная группа

Экспериментальная группа



Значение средней оценки

Приращение средней оценки

Значение средней оценки

Приращение средней оценки

Эмоциональный

в начале

3,24

-

3,16

-


в ходе

3,30

0,06

3,49

0,34


После

3,37

0,13

4,11

0,95

Деонтологический

в начале

3,19

-

3,18

-


в ходе

3,24

0,05

3,49

0,31


после

3,32

0,13

4,10

0,92

Коммуникативный

в начале

3,18

-

3,07

-


в ходе

3,24

0,06

3,41

0,34


после

3,34

0,16

3,90

0,83


Результаты показывают, что приращение средних оценок по всем компонентам в экспериментальной группе значительно больше, чем в контрольной.

Анализ приращений оценок в контрольной группе, а они являлись редкими, показал, что увеличение оценок по компонентам наблюдается почти у одних и тех же слушателей.

Было сделано предположение о том, что приращения наблюдается у тех слушателей, чьи оценки эмоционального компонента значительно превосходят оценки коммуникативного компонента.

Однако проверить эту гипотезу статистически на результатах контрольной группы не представляется возможным в силу небольшого числа наблюдений. Поэтому проверка гипотезы была проведена на результатах экспериментальной группы, так как увеличение оценок наблюдалось более чем в 80% наблюдений.

Для чего были введены переменные:

- средняя величина приращений оценок по все трем компонентам i-го слушателей экспериментальной группы после и до эксперимента;

- величина отношения оценки эмоционального компонента к коммуникативному компонентуi-го слушателей экспериментальной группы в начале эксперимента.

Значения этих переменных представим в таблице 6.

Таблица 6 Значения средней величины приращений оценок по все трем компонентам ()и величины отношения оценки эмоционального компонента к коммуникативному компоненту в начале эксперимента (слушателей в экспериментальной группы

Код испытуемого

Код испыт.Код испыт.








1

1,333

2,000

29

1,667

2,000

57

1,000

1,500

2

0,000

0,333

30

0,333

2,500

58

1,000

1,000

3

1,000

1,250

31

0,667

0,500

59

2,000

2,000

4

1,000

1,000

32

0,333

0,333

60

2,333

3,000

5

0,000

0,286

33

0,667

1,500

61

1,000

1,500

6

0,000

0,750

34

2,333

3,000

62

0,333

0,500

7

1,333

1,500

35

1,000

2,000

63

0,333

0,333

8

0,000

0,600

36

0,667

0,333

64

2,000

9

1,000

1,000

37

1,000

1,000

65

0,667

1,000

10

0,000

0,750

38

0,000

0,500

66

0,000

0,750

11

2,000

2,000

39

0,333

0,667

67

1,000

1,333

12

0,333

0,667

40

0,667

0,800

68

0,333

0,667

13

1,000

1,000

41

1,000

1,000

69

1,000

1,250

14

2,333

2,000

42

0,667

1,000

70

1,333

0,667

15

0,333

0,500

43

1,667

2,000

71

1,333

1,500

16

0,000

0,750

44

2,333

4,000

72

1,000

1,000

17

0,333

1,000

45

1,000

1,000

73

1,333

2,000

18

1,000

1,000

46

0,333

0,750

74

1,667

2,000

19

1,000

1,500

47

0,667

1,000

75

1,000

1,000

20

0,667

0,750

48

0,333

0,333

76

0,000

0,500

21

0,667

2,500

49

0,667

1,000

77

1,667

2,000

22

0,667

0,667

50

0,333

0,500

78

0,667

0,333

23

2,000

4,000

51

1,333

2,000

79

1,000

1,200

24

0,333

0,500

52

0,333

0,167

80

0,333

0,750

25

1,667

2,000

53

1,333

1,750

81

1,000

1,333

26

0,667

0,750

54

1,000

1,500

82

0,667

0,667

27

1,000

1,000

55

0,667

0,750

83

1,000

1,250

28

2,333

3,000

56

0,667

1,000





Для проведения корреляционно-регрессионного анализа сгруппируем эти данные в виде таблицы 7.

Таблица 7 Статистическая таблица для проведения корреляционно-регрессионного анализа

X

Y


0

0,333

0,667

1

1,333

1,667

2

2,333


0,167

-

1

-

-

-

-

-

-

1

0,286

1

-

-

-

-

-

-

-

1

0,333

1

3

2

-

-

-

-

-

6

0,5

2

4

1

-

-

-

-

-

7

0,6

1

-

-

-

-

-

-

-

1

0,667

-

3

2

-

1

-

-

-

6

0,75

4

2

3

-

-

-

-

-

9

0,8

-

-

1

-

-

-

-

-

1

1

-

1

5

11

-

-

-

-

17

1,2

-

-

-

1

-

-

-

-

1

1,25

-

-

-

3

-

-

-

-

3

1,333

-

-

-

2

-

-

-

-

2

1,5

-

-

1

4

2

-

-

-

7

1,667

-

-

-

-

-

-

1

-

1

1,75

-

-

-

-

1

-

-

-

1

2

-

-

-

-

4

5

2

1

12

-

1

1

-

-

-

-

-

2

3

-

-

-

-

-

-

-

3

3

4

-

-

-

-

-

-

1

1

2

9151621854583











Уравнение прямой регрессии по определяется формулой:


В результате расчетов получили , , ,  и окончательно уравнение прямой регрессии по:

Так как угловой коэффициент прямой положителен, следует заключить, что большая величина отношения эмоционального компонента к коммуникативному обеспечивает большее приращение оценок компонент, следовательно, и рост уровня профессиональной культуры слушателей в результате реализации предлагаемой программы обучения. Кроме того, можем утверждать, что при равенстве 1 указанного отношения средний прирост оценок в среднем составит 0,7558 баллов, а при равенстве 2 - составит 1,3978 баллов.

Для определения тесноты связи между переменными находим коэффициент корреляции по формуле:


Учитывая, что , коэффициент корреляции составит 0,81. Известно, что чем ближе значение коэффициента корреляции к 1, тем теснее связь между исследуемыми переменными. Полученное значение позволяет говорить о наличии тесной связи между переменными.

Проведенный корреляционно-регрессионный анализ позволяет утверждать, что предлагаемая программа обучения позволяет достигать более успешных результатов у тех слушателей, у которых уровень эмоционального компонента больше коммуникативного.

Таким образом, количественная математическая и статистическая обработка результатов эксперимента убедительно доказала справедливость выдвигаемого нами предположения о том, что реализация модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России возможна, если в практике учреждения дополнительного профессионального образования реализуется комплекс педагогических условий.

Нами выделены следующие уровни сформированности профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России.

Низкий уровень профессиональной культуры, характеризующий сотрудника ГПС МЧС, который не имеет множества профессионально-личностных качеств, осуществляет профессиональную деятельность без достаточной опоры на профессиональные знания и умения, не ведет творческий поиск и не имеет потребности в профессиональном росте, получает невысокие результаты в профессиональной деятельности.

Средний уровень, характеризуется следующими позициями: сотрудник ГПС МЧС России осознает роль профессиональной культуры в структуре профессиональной деятельности и общей культуре личности. Имеющиеся профессиональные знания реализуются в практике эпизодически, используются в профессионально значимых ситуациях не систематически. Вместе с тем слушатель интересуется проблемой профессионализма в системе ГПС МЧС России, связывая его высокий уровень с профессиональной успешностью. Слушатель не владеет навыками эмоционально-волевого самоконтроля, стремлением прийти на помощь в опасных для жизни ситуациях, ситуативно-ориентированной речью, для него характерна стандартность. У него недостаточно развиты рефлексивно-перцептивные умения, умения саморегуляции, профессионально-речевой и поведенческой деятельности. Высокий уровень характеризуется: включением идеи практической значимости профессиональной культуры слушателей в систему индивидуально-профессиональных ценностей, развитым мотивом самосовершенствования с целью достижения максимальной самореализации в профессиональной сфере; наличием системных профессиональных знаний, умениями саморегуляции; профессионально-социальной адаптацией в постоянно меняющихся условиях профессиональной действительности. Профессионально-речевое поведение слушателя отличается гибкостью и вариативностью, умением интерпретировать вербальное и невербальное поведение собеседника, эмоциональностью, а также чувством меры, тактичностью.

Таким образом, экспериментальное исследование показало, что без целенаправленного формирования профессионально важных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в пожарных частях в период их профессионального становления, достижение необходимых профессиональных знаний, умений, навыков происходит медленно и явно недостаточно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования была изучена и выявлена разработанность проблемы формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования. Данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и практике дополнительного профессионального образования, что обусловлено повышением требований к развитию личности, а также недостаточной теоретической разработкой данных вопросов в теории и практике образования кадров для МЧС.

. На основе теоретического анализа установлено, что профессиональная культура сотрудников ГПС МЧС России представляет собой комплексное личностное образование, включающее в свою структуру совокупность развитых с учетом современных требований к его профессиональной деятельности особых знаний, убеждений, ценностных ориентаций и установок, навыков, умений, привычек, а также качеств, определяющих его морально-психологические отношения к людям, к труду, к самому себе. В структуре профессиональной культуры мы выделяем три компонента: эмоциональный, деонтологический и коммуникативный.

. Разработанный диагностический инструментарий позволил зафиксировать качественные изменения в формировании профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России во всех экспериментальных группах и прийти к выводу о необходимости формирования профессионально значимых качеств сотрудников в учреждениях дополнительного профессионального образования ГПС МЧС России.

Проведенный анализ полученных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

Список литературы

1.      Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности: (Проблемы методологии, теории и исслед. реал.личности) [Текст]: избр. психол. тр. / К.А. Абульханова. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 216 с.

.        Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы [Текст] / А.Н. Аверьянов. - М.: Политиздат, 1995. - 263 с.

.        Алексеев, С.Н. Технологии курсового проектирования в пожарно-технических вузах [Текст] /С.Н. Алексеев // Подготовка кадров в системе предупреждения чрезвычайных ситуаций: материалы Междунар. научно-практической конференции. - СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2007

.        Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [Текст] /А.А. Андреев //Педагогика. - 2005. - №4. - С.19-27.

.        Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 608 с.

.        Аткинсон, Р. Введение в математическую теорию обучения [Текст] / Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Э. Кроттер. - М.: Мир, 1999. - 486 с.

.        Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление [Текст] / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1991. - 432 с.

8.      Ахватова, Ю.Р. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России. Автореферат ... кандидата педагогических наук :13.00.08 / Ахвахова Юлия Ращитовна; [Место защиты: СПбУ ГПС МЧС].-Санкт-Петербург, 2011. - 22 с.

9.      Балабанов, М.А. Применение личностного и деятельностно-ориентированного подходов при первоначальной профессиональной подготовке курсантов вуза ГПС МЧС России [Текст] / М.А. Балабанов, М.Т Лобжа // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России: научно-теоретический журнал. СПб. - 2011. - № 4 (49).

.        Безбородько, М.Д., Алешков, М.В. Методическое пособие для выполнения выпускной квалификационной работы по программе подготовки для получения квалификации «Преподаватель высшей школы» [Текст] /М.Д. Безбородько, М.В. Алешков. М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. - 48с.

.        Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода [Текст] / И.В. Блауберг, В.Н. Садовский. - М.: Наука, 2002. - 270 с.

.        Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия [Текст] / Главн. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. - М.: МФЦП, 2009. - 1008с.

.        Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст]: учеб.пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Г. М. Бреслав. - М.: Смысл: Академия, 2007. - 544 с. С.144.

.        Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст]: избр. психол. тр. / А. В. Брушлинский. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2008. - 407 с.

.        Буева, Л. П. Культура, культурология и образование [Текст] /Л.П. Буева // Вопросы философии. - 1994. - № 2.

.        Бунаков, М.Ю. Формирование профессиональной компетентности на лабораторно-практических занятиях в вузах МЧС России: Автореферат ... кандидата педагогических наук.: 13.00.08 / Бунаков Михаил Юрьевич; [Место защиты:СПбУ ГПС МЧС]. - Санкт-Петербург, 2011. - 25 с.

.        Видт, П.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы [Текст] /П.Е. Видт// Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 3-7.

.        Виноградов, В. Подготовка специалиста как человека культуры [Текст] /В. Виноградов, А.Синюк // Высшее образование в России. - №2.- 2000. - С. 41.

.        Горстко, А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием [Текст] / А.Б. Горстко. - М: Знание, 2007. - 160с.

.        Дуранов, М.Е. Педагогическая психология управления профессиональным образованием студентов в высшей школе: Учеб.пособие [Текст] /М.Е. Дуранов, А.М. Баскаков, И.С. Ломакина. - Челябинск: ЧГАКИ, 2009. - 288 с.

.        Зайцева, Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие [Текст] / Т.В.Зайцева. - М.: Смысл, 2002. - 116 с.

.        Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности [Текст] / Э.Ф. Зеер; Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. - Екатеринбург, 2007. - 126 с.

.        Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования [Текст] /И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С.34-42.

.        Кларин, М. В. Обучение на основе целостного личного опыта. Стратегия гуманизации учебного процесса [Текст] / М.В. Кларин // Инновац. деятельность образования. - 1994. - № 2. - С.14-15.

.        Климова, Т. Е. Педагогическая диагностика: Учеб.пособие [Текст] / Т.Е. Климова. - Магнитогорск: Лаборатория проблем непрерывного образования, 2007. - 126 с.

.        Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России [Текст] / И. Козина //Социология: методология, методы, математические модели. - 1995.- N5-6.- С.65-90.

.        Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. - М., 1998. - 190 с.

.        Коршунова, Н.Л. Единство и различие терминов «условие» и «средство» в педагогике [Текст] /Н.Л. Коршунова// Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика, 1991. - Вып. 1 (57). - 96с.

.        Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности [Текст] / Н. В. Кузьмина. - Л.: ЛГУ, 1990. - 144 с.

.        Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье) [Текст]. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 608 с.

.        Лебедев, О.Е. Комптентностный подход в образовании [Текст] /О.Е. Лебедев //Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

.        Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука: логико- методологический анализ [Текст] /Э.С. Маркарян. - М.: Мысль, 1993. - 248 с.

.        Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] /А.К. Маркова. - М.: Междунар. гуманист.фонд «Знание», 1997. - 308 с.

.        Модель, И.М. Профессиональная культура муниципального депутата [Текст]/И.М. Модель. - Екатеринбург, 1993. - 190 с.

35.    Осипов, А.В. Профессионально-важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Осипов Артур Валентинович; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2009. - 197 с.

36.    Педагогика: учеб.пособие для студентов педагогических учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин [и др.]. - М.: Школа-Пресс, 2008. - 260 с.

.        Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. - 528с.

.        Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания [Текст] / В.Ф. Петренко. - М.: изд-во МГУ, 1998. - 207 с.

.        Пидкасистый, П.И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / П. И. Пидкасистый. - М. : Педагог.общ-во России, 2001. - 354 с.

.        Проходимова, Е.М. Развитие личностных качеств сотрудника ГПС МЧС России [Текст] /Е.М. Проходимова // Здоровье, риск и безопасность сотрудников ГПС МЧС России: материалы межрегиональной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 сентября 2005 года / С.-Петерб. ин-т Гос. противопожарной службы МЧС России. - СПб., 2005. - С. 85-94.

.        Психологический словарь [Текст] / редкол.: В. В. Давыдов и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-пресс, 2007. - 438 с.

.        Равен. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] /Пер. с анг. - М.::Когито-Центр, 2007.

.        Реализация системного подхода к проектированию программ развития образования: научно-метод. рек. [Текст] / под ред. Г. Н. Серикова; сост. С. А. Репин [и др.]. - Челябинск: ЧИПКРО, 1996. - 188 с.

.        Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности [Текст] /С.Л. Рубинштейн// Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С. 109.

.        Рыбалко, Е.Ф. Возрастная дифференциальная психология: Учебное пособие [Текст] /Е.Ф. Рыбалко. - Л.: Изд-во Ленинградск. ун-та, 1990.- 256с.

.        Рыбников, В.Ю. Психологический стресс и проблема толерантности сотрудников ГПС МЧС России В.Ю. Рыбников, Е.Н. Ашанина // Вестник психотерапии. - 2007.- №24 (29).- С.155-157.

47.    Северин, Н.Н. Педагогическая технология формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России [Текст] /Н.Н. Северин, Е.В.Дамаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2011. - №10. С.166-170.

48.    Узнадзе, Д.Н. Общая психология [Текст] / Д. Н. Узнадзе; отв. ред. И. В. Имедадзе. - М.; СПб.: Смысл; Питер, 2008. - 412 с.

49.    Усмонов, М. Культура и нравственность [Текст] / М. Усмонов; отв. ред. М. Хайруллаев; Ферган. гос. ин-т педагогики. - Ташкент: Фан, 1996. - 107 с.

.        Фалина, И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике [Текст] /И.Н. Фалина // Информатика. - 2006. - № 7. - С.4-6.

.        Философский словарь [Текст] / Под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина [Текст]. - М.: Политиздат, 2001. - 345 с.

.        Философский словарь [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

.        Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования [Текст] /А. Хуторский// Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.

.        Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности Текст. / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1985. С. 3.

Похожие работы на - Формирование профессиональной культуры сотрудников государственной противопожарной службы России в учреждениях дополнительного профессионального образования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!