Феномены зрительных ощущений

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,18 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Феномены зрительных ощущений

Федеральное агентство связи

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

Межрегиональный центр переподготовки специалистов








Контрольная

По дисциплине: Психология

На тему: Феномены зрительных ощущений

Выполнил: Т.В. Приходько

Группа: ФБТ-41

Вариант: № 11






Новосибирск, 2014 г

Введение

Мозг состоит из сотен миллиардов нервных клеток, или нейронов, каждый из которых совершает от одного до десяти тысяч контактов. Эти точки контакта нейронов называются синапсами, через синапсы информация от одного нейрона передается другим. Мозг состоит из сотен миллиардов нервных клеток, или нейронов, каждый из которых совершает от одного до десяти тысяч контактов. Эти точки контакта нейронов называются синапсами, через синапсы информация от одного нейрона передается другим. Ощущения, которые мы испытываем посредством органов чувств, - это наш важнейший источник информации о внешнем мире и собственном теле. Любые ограничения этого потока - для человека тяжкое испытание. Ведь даже если слух и зрение в порядке, но их обладатель сидит в глухом темном карцере, первейший источник страдания в том, что для этих чувств практически нет объекта приложения, вся жизнь - где-то там, за стенами. У детей, из-за глухоты и слепоты с раннего детства ограниченных в получении информации, происходят задержки психического развития. Если с ними не заниматься в раннем возрасте и не обучать специальным приёмам, компенсирующим эти дефекты за счёт осязания, их психическое развитие станет невозможным. Ощущения, возникающие как реакция нервной системы на раздражитель, обеспечиваются деятельностью специальных нервных аппаратов - анализаторов. Каждый состоит из трёх частей: периферического отдела, называемого рецептором; афферентных, или чувствительных, нервов, проводящих возбуждение в нервные центры; и собственно нервных центров - отделов мозга, в которых и происходит переработка нервных импульсов. Однако не всегда ощущения человека дают ему верное представление об окружающей его действительности, существуют, так сказать, «ложные» сенсорные феномены, искажающие исходные раздражения или возникающие при отсутствии какого бы то ни было раздражения вообще. Практикующие врачи на них часто не обращают внимание, квалифицируют как странность или аномалию.

А исследователи, интересующиеся высшей нервной деятельностью, напротив, недавно стали проявлять к ним повышенное внимание: тщательное их изучение позволяет получить новые представления о функционировании мозга человека.

1. Зрительные ощущения

Раздражитель - электромагнитные волны высокой частоты - через прозрачную роговицу, белковую оболочку, сосудистую оболочку, радужку и хрусталик воздействует на сетчатку глаза. Последняя представляет собой совокупность нервных клеток (фоторецепторов) двух типов: колбочек и палочек. Собственно ощущение цвета и формы предметов обеспечивается работой колбочек. Палочки же (более чувствительные элементы) реагируют лишь на параметры яркости света (черное - белое). Так, при достаточно высокой освещенности объектов, когда имеется возможность их рассмотреть, основная нагрузка ложится на колбочки. При сумеречной освещенности объектов инициатива переходит к палочкам, и человек помучает ощущение «серого» мира (как говорят, ночью все кошки серые).

В чувствительных клетках сетчатки световая энергия преобразуется в энергию нервных импульсов. Эти сигналы по волокнам зрительного нерва и через структуры среднего и промежуточного мозга передаются в затылочную область коры головного мозга. Здесь расположена зрительная сенсорная кора. Через средний мозг зрительная система взаимодействует с другими сенсорными системами и моторикой. Эти связи обеспечивают различные зрачковые рефлексы.

Считают, что через зрение человек получает около 90% всей информации. Глаза - это окна психики. В онтогенезе человека они первыми прекращают свой рост (где-то в семилетнем возрасте).

Зрительные ощущения - это прежде всего ощущения цвета, так как все, что окружает человека, отражается в его сознании различной цветовой гаммой.

Ощущениям того или иного цвета соответствуют волны различной длины.

Различают ахроматические (черный, белый, серый) и хроматические цвета (зеленый, синий и др.). Человеческий глаз различает до 300 оттенков ахроматического цвета и десятки тысяч хроматических цветов в различных сочетаниях.

Установлено, что ахроматические цвета принадлежат тем объектам, которые равномерно отражают волны различной длины. Хроматические появляются у тех объектов, которые отражают лишь волны определенной длины, а остальные поглощают. В этой связи недалеки от истины рассуждения тех, кто говорит, что окружающий нас материальный мир бесцветен. Собственно, цвет предмета обусловлен теми составляющими волнового спектра, которые этот предмет отражает, поглощает или пропускает через себя. Если человек ощущает синий цвет предмета, то это значит, что данный предмет отражает только волны синего цвета.

В настоящее время существует две теории цветового зрения: трехцветовая и двухцветовая. Согласно трехцветовой теории, зрение обладает тремя типами рецепторов: красноощущающих, зеленоощущающих и фиолетовоощущающих. Световой раздражитель, той или иной длины волны одновременно воздействует на все эти рецепторы, но в различной степени. Это и создает все известные хроматические и нега. При одинаковой степени возбуждения всех рецепторов возникает ощущение белого цвета.

Сторонники двухцветовой теории говорят о наличии в зрении только двух типов рецепторов с парной оппонентной цветовой ориентацией: один тип реагирует на красный или зеленый цвет, другой - на синий или желтый. Все зависит от сбалансированности светового раздражителя. Например, если обе пары цветов представлены в раздражителе в одииа-КОВОЙ мере, то объект будет представляться человеку бесцветным, ахроматическим.

Попытки «примирить» данные теории привели к созданию компромиссной двухстадийной теории. Суть ее в следующем. Рецепторы красноощущающего, зеленоощущающего и фиолетовоощущающего типов служат источником информации для рецепторов с парной оппонентной цветовой ориентацией. Эти структуры как бы образуют две стадии работы механизма и цветового зрения.

Идея двухстадийности появилась с открытием цветооппонентных нейронов, расположенных в таламусе. Активность этих клеток зависит от диапазона длин волн, в котором работает в текущий момент зрительная система. Например, скорость возбуждения некоторых нейронов увеличивается при раздражении сетчатки глаза синим цветом и уменьшается при реакции <#"center">сенсорный мозг цвет зрительный

Цвет является мощным источником воздействия на психику человека и его эмоциональное состояние. Цветом можно не только украсить, но и испортить интерьер квартиры. Работать с цветом нужно очень осторожно и желательно ознакомившись с природой цвета и законами построения цветовых композиций.

Еще со школы мы знаем считалочку "Каждый охотник желает знать...", в которой закодированы цвета, составляющие радугу. Так называемый спектр, семь основных цветов, получается путем преломления светового луча, проходящего сквозь стеклянную призму. Между крайними цветами спектра - вишнево-красным и фиолетово-синим - располагаются красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубовато-зеленый, голубой, голубовато-синий, синий, сине-фиолетовый. Такие цвета называются спектральными. Цвет предметов определяется по тому, какие цветные лучи отражаются их поверхностью, а какие - поглощаются. Некоторые поверхности больше отражают красные лучи, а поглощают зеленые. Такие поверхности мы воспринимаем как красные. Зеленые же предметы, наоборот, больше поглощают красные лучи спектра, а зеленые отражают и т. д. Черные и серые поверхности поглощают почти все лучи спектра.

Для понимания цвета и его воздействия на человека необходимо знать, как распределяются и как взаимодействуют цвета друг с другом. Если смешать два крайних цвета в спектре: вишнево-красный и сине-фиолетовый, получится промежуточный цвет - пурпурный. Добавив его в спектр, можно замкнуть в кольцо весь цветовой ряд и тем самым получить так называемый цветовой круг. В нем располагаются все основные цвета и те, которые молено получить смешиванием цветов друг с другом. Последовательность цветов в любом цветовом круге всегда одинакова.

Цветовой круг условно делят на две части: в одну входят все красные, желтые и зеленые цвета, а в другую - сине-зеленые, синие и фиолетовые. Цвета первой группы называются теплыми, второй - холодными. Кроме того, все цвета, кроме черного и серого, называются хроматическими, а черный и серый - ахро-матическими. В дальнейшем мы будем использовать эти термины в работе над цветовым решением интерьера.

Важный аспект в восприятии цвета - освещение.

Кроме того, на восприятие цвета влияет наше психическое состояние, и наоборот, цвет может воздействовать на нас и вызывать определенные эмоции. Современные исследования в области эмоционального восприятия цвета предоставляют возможность регулировать настроение человека, используя его реакцию на отдельные цвета и их сочетания.

Цвет становится средством воздействия на состояние человека, вызывая различные чувства и эмоции. В частности, цвет может поднять настроение и активизировать энергию, успокоить и расслабить, поднять или снизить аппетит. Ученые и дизайнеры давно научились использовать в своей практике эти особенности цвета. Осознанное применение цвета позволяет корректировать состояние человека, подолгу находящегося в одном помещении.

Если в жилом доме несколько комнат, их лучше оформить в различной цветовой гамме. Например, если дети досаждают вам своим неумеренным темпераментом, то попробуйте стены их комнаты выкрасить (оклеить) в розовый цвет. В таком помещении ребенок быстро успокоится, и необходимость в воспитательных мерах отпадет сама собой. Аппетит ребенка улучшится в желто-оранжевой кухне.

Синий цвет уменьшит мускульное напряжение и расслабит, даст возможность полноценно отдохнуть, а зеленый снимет зрительное напряжение и поможет собраться мыслями. Красный же цвет, наоборот, возбуждает и стимулирует мозг, он эффективен при меланхолии, но в ограниченных количествах. Красными могут быть детали, но ни в коем случае не стены целиком. Только в спортзале допустимо использование в большом количестве красного цвета. Фиолетовые цвета подойдут для кабинета, где необходима сосредоточенность, кроме того, этот цвет благоприятно действует на клетки нашего мозга и способствует раскрытию способностей.

Характеристика различных цветов с точки зрения их воздействия на наш организм.

Красный цвет - теплый, раздражающий, стимулирует работу мозга, эффективен при меланхолии и плохом настроении.

Оранжевый цвет стимулирует чувства и слегка ускоряет пульс, но не увеличивает кровяное давление, создает чувство благополучия и радости, поднимает аппетит.

Желтый цвет активизирует работу мозга, эффективен при восприятии в течение небольшого количества времени при умственной недостаточности, поднимает настроение.

Зеленый цвет успокаивающе влияет на нервную систему и зрение, уменьшает боль, снимает раздражительность, усталость, снижает кровяное давление, ослабляет мигрень.

Голубой цвет - антисептический, снимает боль. Однако при слишком длительном воздействии вызывает угнетенность и усталость.

Синий цвет успокаивает, усыпляет, расслабляет мышцы. Эффективен при бессоннице, нервных и физических перегрузках.

Фиолетовый (пурпурный) цвет благоприятно воздействует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани.

Нежно-розовый цвет оказывает мощное седативное (успокаивающее) воздействие. Снимает стрессы, благотворно влияет на нервную систему ребенка.

Индивидуальный аспект восприятия цвета.

Люди, различные по своему психотипу, по-разному воспринимают цвет. Мы говорим, что этот цвет нравится или, наоборот, раздражает, не подозревая, что за этим стоит наше индивидуальное восприятие, обусловленное свойствами характера.

Например:

·эмоциональные, легко возбудимые, подверженные влюбчивости выбирают красный цвет.

·спокойные, уравновешенные - зеленый.

·синий цвет предпочитают в чем-то разочарованные, расстроенные люди.

·коричневый цвет и его оттенки приятны людям, не желающим ничего менять.

·фиолетовый цвет необходим людям, мистически настроенным, и тем, кто ищет точку опоры в жизненных ситуациях.

·импульсивные и жизнерадостные любят оранжевые и желтые цвета.

Зная реакцию того или иного человека на отдельные цвета и цветосочетания, можно заранее предусмотреть воздействие колористического строя интерьера.

Ассоциативный ряд.

Каждый цвет несет в себе некую информацию. По цвету можно определить состояние предмета. Например, если яблоко красное - значит, оно созрело, если зеленое - нет.

Цветовая характеристика передает состояние природы, человека, его чувств:

·Добавляя красный цвет, символизирующий поток жизненной силы, в интерьер помещения, мы утверждаем себя в этой жизни, привлекаем внимание к себе.

·Желтый - цвет солнца, в некоторых странах цвет богатства - создает ощущение тепла и укрепляет надежду.

·Синий и голубой - цвета воды и неба - вызывают ощущение прохлады и отдохновения, поэтому их нельзя использовать в холодных местах и кухнях.

·Оранжевый, находясь между красным и желтым, обладает характеристиками обоих цветов. Нежелательно его использовать в спальнях и кабинетах.

·Зеленый вызывает ассоциации с жизнью, ощущение связи с природой.

·При восприятии фиолетового (пурпурного) цвета возникает чувство торжественности, состояние уравновешенности, это цвет мудрости и царственности.

·Белый и черный цвета стоят в ассоциативном ряду особняком. У разных народов эти два цвета вызывают противоположные ассоциации: белый цвет на Востоке - цвет траура, а в Европе - торжества, праздника.

Каждый человек индивидуален, и поэтому готового рецепта по сочетанию и применению цвета нет. В каждом случае нужно находить особые нюансы, руководствуясь общепринятыми положениями.

Иллюзорность цвета.

Цвет иллюзорен и безгранично изменчив. Цвет может зрительно увеличивать или уменьшать предметы, даже воздействовать на оценку промежутка текущего времени. Одинаковый цвет на стенах, потолке и на полу прямоугольного помещения выглядит по-разному. Изменяясь, цвет меняет и наше восприятие среды. Он может влиять на интерьер, зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, утяжелять или облегчать форму. Если внимательно посмотреть на цветовой спектр, можно заметить такую особенность: он воспринимается как цилиндрическая поверхность, в средней части которой (красные цвета) возникает иллюзия рельефа поверхности. Боковые части спектра воспринимаются глубже. Голубые и фиолетовые цвета создают иллюзию увеличения пространства, рельефные, красные - уменьшения.

В интерьерах для расширения пространства помещений нужно использовать холодные тона, а для сужения пространства комнат - теплые. Синие цвета могут зрительно отодвинуть стену, если остальные стены будут другого цвета. Этот прием довольно часто используют в своей практике архитекторы и дизайнеры. Вообще выделение насыщенным цветом одной поверхности в комнате - довольно интересный профессиональный ход. Таким образом можно добиться необычной трансформации (иллюзорной, конечно) пространства комнаты. Например, изменить до неузнаваемости привычное помещение, сделав его не только красивым, но и комфортным для проживания. Иногда, наоборот, используют один и тот же цвет для стен и потолка, особенно при оклейке обоями спальни. Такой прием называется "эффектом парфюмерной коробки". Объединение цветом или одинаковыми цветосочетаниями поверхностей стен помещения дает зрительную иллюзию расширяющегося пространства.

Осторожно нужно использовать черный цвет при решении жилого интерьера. Отдельные включения в виде полос или пятен в сочетании с белым цветом вполне допустимы и даже бывают очень оригинальны. Такие интерьеры предпочитают сами архитекторы и дизайнеры. Они немного эстетские и хороши для сдержанных и собранных людей. Вообще бело-черные цветовые решения привлекают своей простотой и аскетизмом, хотя кажущаяся простота исполнения весьма обманчива.

Достижение гармонии в декоративном оформлении интерьера невозможно без правильного подбора цветовой гаммы. Хорошим помощником домашним мастерам станет таблица сочетаемости цветов.

Примеры сочетаний цветов:

·Малиновый - Жемчужно-серый, розовато-лиловый

·Темно-красный (бордо) - Черный, темно-голубой, беж

·Алый - Светло-голубой, зеленый

·Густо-розовый - Различные оттенки голубого

·Коричневато-розовый - Голубой, кремовый

·Бледно-розовый - Салатный, бледно-сиреневый, голубой

·Оранжевый - Фиолетовый, бледно-голубой, ярко-синий

·Салатно-желтый - Бледно-розовый, серовато-голубой

·Желтый - Фиолетовый, голубой, зеленый

·Бледно-желтый - Светло-лиловый, серовато-розовый, бледно-зеленый

·Золотистый - Светло-серый, зеленый, темно-красный

·Темно-зеленый - Коричневый, беж

·Серо-зеленый, цвет морской волны - Васильковый, оранжевый

·Бледно-зеленый - Розовый, темно-зеленый, лиловато-розовый

·Синий - Желтый, песочный, оранжевый

·Серо-голубой - Бордо, серый

·Бледно-голубой - Бледно-сиреневый, бледно-желтый

·Темно-лиловый - Оранжевый, серый

·Фиолетовый - Светлые и темные оттенки зеленого

·Бледно-сиреневый - Зеленый, серый, розовато-лиловый

·Розовато-лиловый - Изумрудно-зеленый, темно-красный, коричневый

·Коричневый - Оранжевый, красный, беж

·Серый - Фиолетовый, малиновый, бледно-сиреневый

. Явление адаптации

Органы чувств обладают свойством приспособления, или адаптации, к изменившимся условиям, причем эта адаптация происходит в довольно значительных пределах. Поэтому пороги ощущений не являются постоянными, они способны изменяться при переходе от одних условий восприятия к другим. Например, при переходе от света к темноте и обратно существенно меняется чувствительность глаза, в десятки раз. Это явление носит название зрительной адаптации, и на практике она занимает от нескольких до десятков минут. Для того чтобы человеческий глаз смог полностью адаптироваться к темноте после дневного света, требуется примерно 40 мин. За это время зрение меняется по своему физиологическому механизму: от колбочкового зрения, характерного для дневного освещения, в течение 10 мин. глаз переходит к палочковому зрению, типичному для ночи.

При этом исчезают ощущения цвета, им на смену приходят черно-белые тона, свойственные ахроматическому зрению. При адаптации глаза, связанной с переходом от темноты к свету, все происходит в обратном порядке. Приспособленный к темноте глаз более чувствителен к электромагнитным волнам, находящимся ближе к зелено-голубой части спектра, чем к оранжево-красной. По этой причине, например, в качестве опознавательных знаков, указывающих на контуры взлетной полосы, в аэрофлоте пользуются лампами синего цвета. Было бы неправильно думать, что как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств остается неизменной и ее пороги выражаются в постоянных числах. Так, известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помещения в темноту. Как показали исследования, это изменение очень велико и чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200000 раз. Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды и носящие название адаптации органов чувств к окружающим условиям, существуют и в слуховой сфере, и в сфере обоняния, осязания, вкуса. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее, чем зрительных. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд). Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры). Однако они выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре так же, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам. Одни из анализаторов обнаруживают высокую скорость адаптации, другие- низкую.

Очень быстро, например, способны адаптироваться рецепторы, расположенные в коже (кроме болевых). Гораздо медленнее происходит зрительная адаптация, следом идут слух, обоняние и вкус. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. (Эти два вида адаптации объединяют термином негативная адаптация, так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов). Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация. Например, в зрительном анализаторе темновая адаптация глаза (когда увеличивается его чувствительность под влиянием темноты) - это позитивная адаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Заключение

Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение нам дает наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия - наиболее "опредмеченны", объектированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.

Зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на глаз света, всегда обладает тем или иным цветовым качеством. Но обычно нами воспринимается не цвет "вообще", а цвет определенных предметов. Предметы эти находятся от нас на определенном расстоянии имеют ту или иную форму, величину и т.д. Зрение дает нам отражение всех этих многообразных свойств объективной действительности. Но отражение предметов в их пространственных и иных свойствах относится уже к области восприятия, в основе которого частично лежат также специфические зрительные ощущения. В зрительных ощущениях отчетливо проявляются все основные психофизиологические закономерности рецепторной деятельности адаптация, контрастность, последействие, так же как и взаимодействие.

Адаптация глаза заключается в приспособлении глаза к воздействию световых раздражителей. Вследствие различного характера адаптации отдельных участков сетчатой оболочки глаза возникает явление последовательного контраста. Под последовательным контрастом разумеются временные изменения в цветовом ощущении, которые возникают вследствие предварительного действия на определенные участки глаза световых раздражителей.

Список литературы

1.Общая психология. Тексты в 3 т. Субъект познания. Том 3. Книга 2. Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. - М., 2006.

2.Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия / Под ред.

.Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - М

4.Публикации и статьи по психологии, раздел Практическая психология <#"justify">Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

."Общая психология" под ред. Петровского.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!