Правовая характеристика СНГ

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,67 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовая характеристика СНГ

Введение

коллизионный содружество независимый уголовный

Сотрудничество государств-участников СНГ в области оказания правовой помощи является важной формой международного сотрудничества в правовой сфере.

Основными целями такого сотрудничества являются: обеспечение законных прав и интересов своих граждан и юридических лиц; борьба с уголовной преступностью; содействие эффективному отправлению правосудия.

Оказание международной правовой помощи осуществляется на основе специальных двусторонних и многосторонних договоров, заключаемых суверенными государствами как основными субъектами международного права.

Государства оказывают друг другу помощь по гражданским и семейным делам путем проведения процессуальных действий, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем составления, пересылки и вручения документов. Кроме того, государства предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем на их территориях внутреннем законодательстве и о практике его применения.

Объем помощи зависит от состояния международных связей и отношений с конкретной страной. Международные соглашения могут заключаться по всему комплексу отношений, традиционно относимому к правовой помощи или по конкретным вопросам. Кроме того, соглашения об оказании международной правовой помощи могут содержать нормы, устраняющие коллизии законодательства договаривающихся государств.

В настоящее время наблюдается тенденция к расширению сотрудничества стран СНГ по оказанию правовой помощи на основании международных договоров.

1. Общие положения о Содружестве Независимых Государств

.1 Причины и цели создания СНГ

К началу 90-х годов XX века сложились новые механизмы регулирования общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным процессам.

Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.

Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации.

Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств подписано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины.

Участники Соглашения констатировали, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Договаривающиеся Стороны образовали Содружество Независимых Государств.

В Соглашении сформулированы основные направления и принципы сотрудничества, определена сфера совместной деятельности, реализуемая на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества. Договаривающиеся

Стороны гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего СССР. Протокол к соглашению о создании СНГ подписан главами одиннадцати государств 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Он является составной частью подписанного 8 декабря 1991 года Соглашения о создании СНГ и определяет, что все эти одиннадцать стран на равноправных началах образуют СНГ (Грузия присоединилась к Содружеству Независимых Государств в декабре 1993 года в соответствии с Решением Совета глав государств СНГ).

Понимая важность тесной интеграции во всех сферах совместной деятельности, государства - участники СНГ заявляли, в том числе во многих основополагающих документах, о стремлении к созданию единого правового поля. Эта тенденция выражается в принятии целого ряда договоров, программ и модельных законодательных актов для правового регулирования отношений между странами в различных областях.

В результате постепенно сложилась единая система правовых норм и правил (договоров, соглашений, конвенций, модельных законов), которую можно назвать правом СНГ.


Право СНГ как совокупность норм, которые регулируют взаимоотношения между независимыми государствами, представляет собой новый нормативно-правовой массив в современном международном праве. Его значение подтверждается признанием Содружества Независимых Государств как международной межгосударственной организации, призванной выполнять координирующие функции в процессе экономической интеграции его участников, поддержании мира и безопасности в масштабе определенного региона.

Основными документами, формирующими основу правовой базы СНГ, являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств и Устав Содружества Независимых Государств, совершенный там же 22 января 1993 г.

Практически все Соглашение о создании Содружества Независимых Государств целиком и первый раздел и преамбула Устава СНГ называют принципы и цели в соответствии с которыми будет строиться СНГ. Устав СНГ раскрывает и дает более детальное толкование данных принципов: 1. Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. 2. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. 3. Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами. 4. Содружество будет стремиться обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народов и др.

Статья 4 Устава СНГ устанавливает вопросы, отнесенные к сферам совместной деятельности государств-членов:

обеспечение прав и основных свобод человека;

координация внешнеполитической деятельности;

сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики;

сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

охрана здоровья и окружающей среды;

вопросы социальной и миграционной политики и др.

Настоящий перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

Раздел II Устава устанавливает правила членства в Содружестве. Государствами-учредителями Содружества являются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании Содружества Независимых Государств и Протокол к этому Соглашению о создании Содружества Независимых Государств к моменту принятия Устава. Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ. К Содружеству также могут быть присоединены и ассоциированные члены, желающие участвовать в отдельных видах его деятельности.

Государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении государство-член извещает письменно депозитария Устава СНГ за 12 месяцев до выхода.

Статья 10 Устава определяет ответственность государств-членов за невыполнение своих обязательств перед содружеством.

Третий раздел устава посвящен коллективной безопасности и военно-политическому сотрудничеству.

В вопросе предотвращения конфликтов и разрешения споров, которому посвящен IV раздел Устава СНГ, стороны договорились о том, что государства-члены будут принимать все возможные меры для предотвращения конфликтов,

В V разделе говорится о сотрудничестве в экономической, социальной и правовой отраслях.раздел перечисляет и регламентирует полномочия органов Содружества. Высшим органом является Совет глав государств, который собирается на заседание раз в два года. Следующим по силе органом является Совет глав правительств. Совет глав государств и Совет глав правительств создают рабочие и вспомогательные органы, как на постоянной, так и на временной основе.

В VI разделе указаны также Экономический суд и Комиссия по правам человека. Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества.

Оставшиеся VII и VII разделы регулируют межпарламентское сотрудничество и финансирование органов Содружества. Межпарламентская ассамблея проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. Ассамблея является органом, способствующим сближению национального законодательства в вопросах совместного ведения республик.

Раздел XI содержит заключительные положения. В статье 44 Устава СНГ говорится о том, что Устав СНГ будет зарегистрирован в соответствии с положениями Устава ООН. Это означает лигитимизацию данного документа и включение его в систему международного права.


.1 Решение проблем в области гражданских, семейных и уголовных дел

коллизионный содружество независимый уголовный

Основополагающим фактором в создании института правовой помощи на территории СНГ явилось заключение Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Именно этот обширный и многоплановый международный документ заложил правовые основы для сотрудничества в данной сфере.

В 1997 году в Москве страны СНГ подписали Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которым внесены изменения и дополнения. Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, как и сама конвенция, ратифицированы Россией соответствующими федеральными законами.

При выборе способов решения тех или иных конкретных вопросов правовой помощи Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам исходит из стремления сохранить существовавшие ранее в едином правовом пространстве близкие правовые связи, в то же время учитывая, что теперь речь идет уже о самостоятельных независимых государствах.

Факт заключения конвенции не повлияет на уже действующие международные договоры о правовой помощи, поскольку она не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются ее договаривающиеся стороны.

Структурно конвенция состоит из преамбулы и 87 статей, объединенных в 5 разделов, 3 из которых поделены на части. Цели ее заключения изложены в преамбуле. Наличие преамбулы характерно для международных договоров вообще и для соглашений об оказании межгосударственной правовой помощи в частности. В преамбуле указываются цели заключения соглашения, принципы взаимоотношений, в ней также обычно отмечается наличие дружественных отношений между государствами и желание развивать сотрудничество в дальнейшем.

Согласно положениям Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам граждане договаривающихся сторон, а также лица, проживающие на их территориях, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав равной правовой защитой. Они имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и иные учреждения юстиции других договаривающихся государств, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.

Положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам граждане относительно освобождения от уплаты и возмещения судебных и издержек, а также пользования бесплатной юридической помощью полностью соответствуют общепризнанной международной практике, в частности ст. 17 Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса.

Граждане договаривающихся государств могут на равных основаниях требовать бесплатной выдачи выписок о регистрации актов гражданского состояния. Документы, необходимые им для заключения брака, легализуются бесплатно дипломатическими или консульскими представителями договаривающихся государств.

Главной правовой проблемой судебных дел с иностранным элементом является проблема юрисдикции. В широком смысле юрисдикция государства означает исключительное правомочие законодательной, судебной или исполнительной власти и представляет собой внутренний атрибут суверенитета государства. В узком смысле под юрисдикцией понимается правомочие суда рассматривать дела, отнесенные к его компетенции, и принимать по ним решения или выносить приговоры.

Таким образом, процессуальные действия властей государства ограничены его территорией, тогда как для нормального отправления правосудия необходимо иногда проведение процессуальных действий на территории другого государства. Поскольку принцип государственного суверенитета исключает прямые действия властей (в том числе и судебных) одного государства на территории другого, то просьба о помощи остается единственной возможностью выполнить необходимые процессуальные действия.

Хотя в мире и сложилась практика исполнения иностранных судебных поручений на началах международной вежливости и при отсутствии соответствующего международного договора, все же только международный договор об оказании правовой помощи обеспечивает обязательность исполнения поручений, предписывая выполнение необходимых процессуальных действий при соблюдении установленных в этом договоре правил.

Объем правовой помощи стран СНГ закреплен в ст. 6 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. По гражданским делам учреждения юстиции договаривающихся государств оказывают друг другу правовую помощь путем составления и пересылки документов, выполнения процессуальных действий (проведения осмотров, проведения экспертизы, допроса сторон, третьих лиц, потерпевших, свидетелей, экспертов и др.), а также путем вручения документов. Такая помощь оказывается судебными органами запрашиваемой стороны на основании судебного поручения запрашивающей стороны.

Направляемые судебные поручения по форме и содержанию должны отвечать определенным требованиям, которые закрепляются и на международном уровне, и в национальном законодательстве. Так, в соответствии со ст. 7 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам должны быть указаны наименование запрашиваемого учреждения; наименование запрашивающего учреждения; наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь; содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения.

По общему правилу судебное поручение направляется с обязательным приложением к нему перевода на язык запрашиваемого государства. Однако в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам установлен несколько иной порядок, в соответствии с которым стороны могут пользоваться русским языком. Они могут использовать также государственный язык своей страны, однако к такому документу должен прилагаться заверенный перевод на русский язык.

Порядок исполнения поручений об оказании правовой помощи закреплен в ст. 8 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. При исполнении поручения запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. Однако по просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны.

Вопросу действительности документов посвящена ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других договаривающихся сторон доказательной силой официальных документов.

Как и другие договоры о правовой помощи, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предоставляет гарантии неприкосновенности свидетелям и экспертам, явившимся по вызову в суд другого государства.

Статьей 10 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам регулируется вручение документов. Запрашиваемое учреждение юстиции осуществляет вручение документов в соответствии с порядком, действующим в его государстве, если вручаемые документы написаны на его языке или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае оно передает документы получателю, если он согласен добровольно их принять.

Вручение документов удостоверяется подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, и скрепленным официальной печатью запрашиваемого учреждения, и содержащим указание даты вручения и подпись работника учреждения, вручающего документ или выданным этим учреждением иным документом, в котором должны быть указаны способ, место и время вручения.

Согласно ст. 15 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам центральные учреждения юстиции договаривающихся сторон по просьбе предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем на их территориях внутреннем законодательстве и о практике его применения учреждениями юстиции.

Заключение Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам было вызвано необходимостью обеспечения законных прав и интересов граждан новых независимых государств и иных лиц, проживающих на их территориях. Страны - члены СНГ как суверенные субъекты международного права могли решить эту проблему лишь на основе международного соглашения.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам носит комплексный характер. Она регулирует все стороны отношений, традиционно относимых к международной правовой помощи. Закрепленный в ее положениях объем правовой помощи не является исчерпывающим, он ограничен лишь внутренними процессуальными нормами договаривающихся сторон.

2.2 Решение коллизионных вопросов обязательств вследствие причинения вреда в Модельном Гражданском кодексе для государств-участников СНГ

Доказательством того, что идея создания модельных законодательных актов по мере ее реализации приобретает на постсоветском правовом пространстве немаловажное практическое значение, стало принятие Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ на пятом, шестом и седьмом пленарных заседаниях (29 октября 1994 г., 13 мая 1995 г. и 17 февраля 1996 г.) в качестве Модельного Гражданского кодекса для государств-участников СНГ, соответственно, частей первой, второй и третьей ГК - рекомендательных законодательных актов Содружества. Разработка Модельного Гражданского кодекса для государств-участников СНГ позволяет заключить, что создание модельных законов оказывается в некоторых сферах сотрудничества не менее (если не более) эффективным инструментом гармонизации права по сравнению с международным договором. Это замечание распространяется, например, на законодательство о международном частном праве, нормы которого были обобщены в разделе Модельном Гражданском кодексе для государств-участников СНГ за несколько лет до введения в действие соответствующего раздела в составе ч. 3 Гражданского кодекса РФ.

Модельный Гражданский кодекс для государств-участников СНГ, как позднее, следуя ему, и гражданские кодексы ряда стран СНГ, включил раздел «Международное частное право», правила которого: применимы к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом; состоят в основном из коллизионных норм.

В качестве источников коллизионных норм в Модельном Гражданском кодексе для государств-участников СНГ называются, помимо соответствующего Гражданского кодекса РФ, иных законов и международных договоров, также признаваемые международные обычаи и соглашение сторон.

Сопоставление одноименных разд. VI ГК РФ и разд. VII Модельного ГК для государств-участников СНГ, несомненно, свидетельствует об общих корнях, общих объединяющих их началах. В то же время разд. VI ГК РФ представляется более приближенным к некоторым современным зарубежным кодификациям коллизионного права, включившим новейшие достижения в данной области. Эта характеристика распространяется, в частности, и на статьи Гражданского кодекса РФ, касающиеся внедоговорных обязательств, при сопоставлении их с соответствующими статьями 1229-1231 Модельного ГК для государств-участников СНГ.

Статья 1229 «Обязательства вследствие причинения вреда» Модельного ГК для государств-участников СНГ определяет права и обязанности сторон обязательства по праву страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда. Двусторонний характер придан в Модельном ГК для государств-участников СНГ специальному правилу-изъятию из общего правила - права и обязанности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда за границей, если стороны являются гражданами или юридическими лицами одного и того же государства, определяются по праву этого государства. Ст. 1229 Модельного ГК для государств-участников СНГ закрепляет правило о неприменении иностранного права, если действие или иное обстоятельство, служащее основанием для требования о возмещении вреда, по законодательству соответствующего государства не является противоправным.

Правила ст. 1229 Модельного ГК для государств-участников СНГ воспроизведены в гражданских кодексах Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана. Закон Украины «О международном частном» праве дополняет нормы, сходные с модельными, правилом, разрешающим сторонам обязательства в любое время после его возникновения избрать право государства суда. В ГК РФ иначе, чем в Модельном ГК для государств-участников СНГ, определяется критерий, положенный в основу применимого общего закона сторон (закон гражданства или места жительства). Существенным образом разнятся и общие положения ГК РФ и Модельного ГК для государств-участников СНГ. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в Модельный ГК для государств-участников СНГ в целях единообразного понимания права на территории стран СНГ.

Заключение

На основе выше изложенного необходимо сделать следующие выводы.

От того, как будут складываться взаимоотношения между Странами СНГ, от того, каковы будут условия их вхождения в мировое хозяйство, во многом зависят возможности, методы и перспективы социально-экономических решения проблем в сфере международного частного права, поэтому самого пристального внимания заслуживает изучение тенденций развития СНГ, явных и скрытых, сдерживающих и стимулирующих факторов, намерений и их реализация, приоритетов и противоречий.

За годы существования СНГ его участниками создана значительная нормативно-правовая база. Некоторые документы направлены на более полное использование экономического потенциала стран Содружества, но подлинная интеграция на постсоветском пространстве возможна лишь на добровольной основе, по мере созревания объективных условий.

Экономические, социальные и политические цели, которые сегодня преследуют государства СНГ, нередко разные, порой противоречивые, вытекающие из сложившегося понимания национальных интересов, но так или иначе, СНГ имеет хорошие предпосылки к тому, чтобы стать одним из самых серьезных и значимых межгосударственных союзов, ведь в его основе лежат многовековые связи населяющих эти территории народов, богатые сырьевые и экономические ресурсы.

Однако, для успешного функционирования и как можно более полного и эффективного выполнения всех поставленных перед собой Содружеством целей, необходимо дальнейшее совершенствование его нормативно-правовой базы.

Библиографический список

1. Конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1996. - №12.

. Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1994. - №2. - ст. 101.

. Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1999. - №3.

. Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 года в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной // Российская газета. 1991. 24 декабря.

. Модельный Гражданский кодекс для государств-участников СНГ часть третья от 17 февраля 1996 г. // Приложение к Информационному бюллетеню Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. - 1996. - №10.

. Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. // Бюллетень международных договоров, 1994 г., №1.

. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Сборник «Действующее международное право». Т. 1.

. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

. Гражданский кодекс Российской Федерации часть третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ (в послед. ред. ФЗ от 17.07.2009 №145-ФЗ) // Российская газета. 1996. 6, 7, 8 февраля

. Богуславский М.М. Международное частное право. - М.: Юрист, 2000. - 416 с.

. Звеков В.П. Международное частное право. М.: Норма, 2004. - 309 с.

. Морозова Л.А. Национальные аспекты развития российской государственности // Государство и право. - 2006. - №12. - С. 12-18.

. Нерсесянц В.С. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости // Социальные исследования. - 2008. - №10. - С. 25-31.

. Строев Е.А. Мир, СНГ, Россия на пороге 21 века. - М.: ИНФРА, 2002. - 213 с.

Похожие работы на - Правовая характеристика СНГ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!