Правовая статистика

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,35 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовая статистика

Содержание

Введение

. На основе рекомендованных источников раскройте понятие, сущность опроса и его формы

2. Ваша задача - изучить взаимосвязь преступности и ее «фоновых» явлений. Какими источниками статистической информации Вы воспользуетесь? Разработайте анкету к одному исследованию, содержащую различные типы вопросов, опросите не менее 10 человек. Обобщите ответы и оцените «качество» поставленных вопросов, предложите меры по их совершенствованию

. Сформулируйте гипотезы, возможные при разработке программы статистического исследования по изучению (по выбору) корыстной (насильственной, профессиональной, организованной) преступности в вашем городе

Заключение

Список литературы

Введение

Правовая статистика - система концепций и методов общей теории статистики <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0>, применяемых к области изучения правонарушений <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> и мер социального контроля над ними.

Правовая статистика является одной из отраслей статистической науки, которая своими показателями отображает количественную сторону разных социальных явлений, связанных с применением норм права и реализацией правовой ответственности: характеризует уровень, структуру и динамику, причины и условия проявлений разных правонарушений и мероприятия по борьбе с ними в конкретных условиях и пространства и времени.

Показатели правовой статистики дают возможность определить уровень правопорядка в обществе благодаря цифровой характеристике всех правонарушений, рассмотренных правоохранительными органами. Используя данные правовой статистики, можно также охарактеризовать деятельность органов внутренних дел, прокуратуры, органов суда, исправительно-трудовых учреждений, хозяйственных судов, нотариата и других органов, которые выполняют функции юрисдикции, обнаружить недостатки, которые имели место в работе этих органов.

1. На основе рекомендованных источников раскройте понятие, сущность опроса и его формы

Для получения первичных данных в любом статистическом обследовании могут быть использованы различные способы статистического наблюдения, основными из которых являются непосредственное наблюдение, документальный учет и опрос.

Опрос - наиболее распространенный конкретно-социологический метод получения эмпирических данных. Он относительно широко применяется в криминологических и социально-правовых исследованиях, в целях изучения различных аспектов общественного мнения граждан, работников правоохранительных органов, правонарушителей, потерпевших, осужденных и т.д. Он позволяет:

- собрать сведения, которых нет в официальной отчетности и других материалах;

- за короткий срок и при небольших затратах сил и средств опросить репрезентативные (представительные) группы изучаемых лиц;

формализовать его проведение в целях облегчения обобщения и анализа получаемых сведений.

Посредством опроса выясняются общественное мнение о причинах преступлений и правонарушений, эффективности профилактических мероприятий и мер уголовного наказания; отношение опрашиваемых к нравственным ценностям, праву, установленному правопорядку, служебным обязанностям; настроения, правосознание, социальная ориентация и мотивация правонарушителей, пострадавших и т.д. В процессе опроса источником информации являются сами опрашиваемые (респонденты). При этом объективные и субъективные данные записываются со слов опрашиваемых. Опрос достаточно широко применяется в социально-правовых исследования в целях изучения мнения граждан, работников юридических учреждений, правонарушителей, потерпевших, осужденных и т.д. С помощью опроса выясняют общественное мнение относительно причин преступлений и правонарушений, латентной преступности, отношения к нравственно-правовым ценностям, эффективности профилактической деятельности право-охранительных органов и др. проблем. Качество полученной при опросе информации во многом зависит от организации опроса, правильно сформулированных вопросов.

К наиболее распространенным формам опроса относятся:

) беседа -проводится по хорошо продуманному плану в форме свободного общения.

Интервью бывает нескольких видов:

− свободное интервью представляет собой беседу, в ходе которой опрашиваемому предлагается ряд вопросов, на которые тот отвечает в произвольной форме (используется, чаще всего, при углубленном исследовании сложных вопросов, например, при изучении личности правонарушителей);

− стандартизированное (формальное) интервью проводится по строго определенному кругу вопросов, а ответы на вопросы должны быть четкими и точными (например, «да» или «нет», либо «+» или «-», либо по балльной (1,2,…) системе). При проведении правовых исследований такие ответы удобны для обобщения и анализа общественного мнения большого числа лиц; − панельное интервью предполагает периодическое обращение к одним и тем же лицам в целях выяснения динамики их мнений и взглядов через определенные промежутки времени (может использоваться в криминологических и социально-правовых исследованиях, например, для изучения взглядов осужденных до отбытия наказания и после);

− групповое интервью используется для криминологического изучения мнений формальных и неформальных групп, но малопригодно для выявления индивидуальных взглядов, так как выражает мнение группы (которое часто формируется под влиянием взглядов лидеров и не всегда совпадает с мнением большинства). В целом, все рассмотренные организационные формы, виды и способы наблюдения обладают своими достоинствами и недостатками. В этой связи качество правовой информационной базы определяется тем, насколько отдельные источники получения данных увязаны между собой и взаимно дополняют друг друга, образуя комплексное статистическое наблюдение.

) Анкетирование - распространенный и эффективный метод сбора первичной социологической и статистической информации, который реализуется путем заполнения анкет, содержащих комплекс взаимосвязанных вопросов, имеющих юридическое значение, на которые нужно получить ответы опрашиваемых. Вопросы в них могут быть открытые (предполагающие ответы в произвольной форме) и закрытые (опрашиваемому дается для выбора серия готовых ответов). При анкетировании информация собирается путем заполнения респондентами заранее разработанных анкет (вопросников). Этот способ является одним из наиболее распространенных и эффективных методов сбора первичной социально-правовой информации, так как дает возможность получить данные в короткий срок при небольших материальных затратах. В виде анкетирования, например, может проводиться экспертный опрос криминологов, социологов, психологов и других специалистов о возможных тенденциях преступности. Содержание анкеты (суть вопросов, их количество и последовательность) зависят, в основном, от целей исследования. Структурно анкета, как правило, состоит из четырех частей: вводной, статусной, основной и заключительной. Вводная часть разъясняет респондентам (опрашиваемым) порядок заполнения анкеты. Статусная часть содержит вспомогательные вопросы о социально-демографическом статусе опрашиваемых. Основная часть содержит вопросы, имеющие юридическое значение и непосредственно относящиеся к теме исследования. Заключительная часть предоставляет возможность респондентам выразить свое мнение по изучаемой теме в произвольной форме. Обязательной является только основная часть. Некоторые вопросы статусной части могут настораживать опрашиваемых (например, вопросы о данных респондентов при анонимном опросе о латентных правонарушениях) и в таких случаях эту часть лучше исключить из анкеты. Вводная, статусная и заключительная части могут включаться в анкету или опускаться в зависимости от целей и задач исследования. Вопросы основной части анкеты подразделяют на три вида: - дихотомические (требуют однозначных ответов «да» или «нет»). В юридических анкетах такие вопросы применятся редко. В некоторых случаях они уточняются дополнительным вопросом: «Если да (нет), то объясните, почему?», на который опрашиваемый дает самостоятельный ответ. - открытые (предполагают ответ в произвольной форме). Они обеспечивают полноту информации, но чрезвычайно затрудняют ее обработку и применение ЭВМ. Поэтому при массовом анкетировании граждан или осужденных количество открытых вопросов должно быть минимальным. - закрытые - требуют выбора одного ответа из нескольких предложенных, т.е. закрытые вопросы ограничивают возможность опрашиваемого предлагаемой серией готовых ответов. Он выбирает из них тот, который соответствует его мнению. Некоторые вопросы могут быть закрытыми полностью или частично. Например, на вопрос: «Были ли административные правонарушения, если да, то какие?» -могут быть предложены закрытые ответы: «нет», «да», «за нарушение правил дорожного движения», «за пьянство» и частично закрытый: «за иные правонарушения (указать какие)». По процедуре проведения анкетирование подразделяют на: − очное и заочное (очный опрос более качественен, но требует больших затрат сил и средств. Этот способ широко используется при изучении общественного мнения, например, об эффективности борьбы с преступностью или мер воспитательно-предупредительного характера); − сплошное и выборочное (выборочный анкетный опрос позволяет исследователям сэкономить силы и средства и широко применяется при изучении латентной преступности и виктимизации населения); − открытое и анонимное (при изучении непосредственных причин преступности наиболее приемлемо анонимное анкетирование, позволяющее выявить действительное мнение анкетируемых). Вопросы анкеты по своей форме и функциям бывают прямые и косвенные, личные и безличные, основные, контрольные и дополнительные. Все они требуют четкой формулировки, однозначности, простоты понимания. Несоблюдение данных требований может привести к ошибочным и неточным ответам, а в конечном итоге - к необъективным результатам изучения. В целях уточнения вопросов и проверки планируемой процедуры опроса анкету можно опробовать (произвести пилотаж анкеты) на каком-то количестве исследуемых. Опросы сегодня -явление очень распространенное. Ее предназначение правовой статистики состоит в сборе и информировании общества о реальном положении дел в сфере контроля над преступностью.

2. Ваша задача - изучить взаимосвязь преступности и ее «фоновых» явлений. Какими источниками статистической информации Вы воспользуетесь? Разработайте анкету к одному исследованию, содержащую различные типы вопросов, опросите не менее 10 человек. Обобщите ответы и оцените «качество» поставленных вопросов, предложите меры по их совершенствованию

В криминологической науке превалирует точка зрения о том, что «фоновые» явления следует изучать не вообще, а только в аспектах их связи с преступностью. Важно установить, каковы характер и природа связи того или иного явления с преступностью.

Каждое из явлений представляет собой конкретное человеческое поведение, которое обусловлено социально- экономическими, политическими, нравственными, культурными и другими потребностями, интересами и задачами общества на определённых этапах его развития. Поэтому социально- негативные явления (фоновые) вряд ли можно рассматривать изолировано или обособлено, так как они самым непосредственным образом связаны с внутренними процессами, происходящими как в обществе, так и в государстве, представляя специфические акты поведения людей.

Раскрывая социальную природу этих негативных явлений, необходимо подчеркнуть, что они как и все общественные явления, должны рассматриваться с учетом их исторического развития, а также причин и условий, порождающих эти явления.

Социально негативные явления, проявляющиеся в конкретном поведении, имеют значительную распространенность, так как связаны с различными нарушениями социальных, нравственных, правовых норм. Они представляют из себя достаточно пестрый спектр различных правонарушений и антиобщественного поведения, некоторые из них при соответствующих условиях могут перерастать в правонарушения, а некоторые и в преступления.

Среди многочисленных социально-негативных явлений следует выделить группу отклонений, тесно связанных с преступностью. В учебной и научной литературе к ним относят: пьянство, наркоманию, проституцию, токсикоманию, паразитизм, половые извращения, возбуждения национальной, расовой и религиозной вражды.[3] В этой связи ещё можно говорить о таких социальных явлениях как бродяжничество, попрошайничество, беспризорность, безнадзорность, маргинализм, которые также предваряют преступления. Однако наиболее значимы для криминологов являются такие формы негативного поведения как пьянство, алкоголизм, так как они ближе всего расположены к преступному поведению. Изучение этих негативных явлений может дать науке и практике новую дополнительную информацию, помогающую глубже понять конкретную сущность, особенности этой преступности, разобраться в её истоках, наметить пути и средства противодействия ей со стороны правоохранительных органов и общества в целом.

Как справедливо отмечает большинство ученых-криминологов, причины этих социально-негативных явлений носят социальный характер и коренятся, как правило, в реально существующих противоречиях социально-экономического, культурного, идеологического, нравственного и правового порядка, в проблемах и трудностях развития нашего общества.

Многие из них являются тревожными симптомами деградации социальной сферы и национальной культуры, падения уровня нравственности и духовности в обществе, утраты людьми положительных, социально значимых целей и смысла в жизни. На взаимосвязь и взаимообусловленность этих явлений обращали внимание многие исследователи: «однообразие унылого существования снижает жизненный тонус людей настолько, что возникает склонность к наркотикам, половым извращениям, дабы восполнить образовавшуюся душевную пустоту».[4]

При изучении взаимосвязи преступности и его «фоновых» явлений необходимо воспользоваться следующими источниками статистической информации: Анкета к исследованию, содержащая различные типы вопросов (опрос не менее 10 человек). Обобщить ответы и оцените «качество» поставленных вопросов, предложите меры по их совершенствованию.

Опрос проводится среди 10 человек используя анонимную анкету, в анкете следующие вопросы: какой у вас возраст, уровень образования, употребляете ли вы алкоголь, наркотики, занимаетесь ли вы проституцией, есть ли судимости, если есть то за какие преступления.

Итог анализа показывает, что пьянство, алкоголизм, наркомания довольно часто напрямую связаны с преступностью. В таком случае они, хотя и представляют собой проблему социальную, имеют ярко выраженное криминологическое значение. Именно поэтому криминологи оценивают их вполне однозначно, называя их причинами, условиями преступности, сопутствующими преступности явлениями. В конкретных случаях, когда речь идёт о причинах преступлений, истинные причины и условия следует искать в гораздо более глубоких пластах реальной жизни. Так, неизбежно возникают вопросы о личности, её преступном поведении, формировании, в том числе в условиях семьи, ближайшего окружения, бытовые вопросы, проблемы свободного времени и досуга, социального контроля, вопросы, связанные с образованием, профессией, воспитанием личности. Всё это зачастую сопровождается социальными конфликтами и противоречиями. По своему содержанию это объективные и субъективные противоречия общественного развития, возникающие при нарушении взаимодействия личности с социальной сферой. Данное обстоятельство, в свою очередь, ведёт личность к негативному поведению. Следовательно, несмотря на их значительную разновидность, специфичность и индивидуальность, им присущи и некоторые причины и условия общего характера, лежащие в основе их возникновения и существования.

. Сформулируйте гипотезы, возможные при разработке программы статистического исследования по изучению (по выбору) корыстной (насильственной, профессиональной, организованной) преступности в вашем городе

Гипотеза - подлежащее проверке на истинность утверждение о наличии (или отсутствии) тех или иных причинно-следственных связей между определенными процессами или явлениями. К гипотезе предъявляются следующие требования:

1.она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;

2.в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

.требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.

Различают следующие виды гипотез:

·описательные - предполагающие существование какого-либо явления (процесса);

·объяснительные - вскрывающие причины явления (процесса);

·описательно-объяснительные.

Первый этап выдвижение гипотез. Выдвижение гипотез есть основной вид научного творчества, связанный с объективной потребностью в новом знании. При этом выдвигаемая гипотеза должна быть:

·достаточно теоретически надежна (преемственной с предшествующим знанием, не противоречить фактам науки) ;

·однозначно логически согласована с проблемой и целью;

·включать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию;

·приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования;

·предоставлять возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств познания, которая обеспечивает переход от нее к теории и закону;

·формулировка (разработка) гипотез.

Выдвинутую гипотезу необходимо сформулировать. От правильности, четкости и определенности формулировки гипотезы зависят ход и результат ее проверки; гипотеза опрос преступность корыстный

Второй этап проверка гипотез. Доказательство достоверности гипотез становится главной задачей последующего эмпирического исследования. Подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Неподтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.

Примеры гипотез:

1)статья 233 ГК РФ Клад. Гипотеза - "если" - если лицо на чужом земельном участке, с согласия собственника, выкопало клад, имеющий историческую ценность;

2)Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет (гипотеза), может быть объявлен полностью дееспособным (диспозиция), если он работает по трудовому договору (продолжение гипотезы).

)«Права и обязанности супругов возникают со дня регистрации заключения брака...» (п. 2 ст. 10 СК) - условие момента возникновения брачного правоотношения.

Гипотезой могут служить также: любая оговорка «если иное не предусмотрено законом или договором»; перечень случаев, когда допускаются те или иные действия (например, сверхурочные работы - ст. 55 КЗоТ). Наконец, само употребление слов: «по договору» означает наличие заключенного договора, предусмотренного гипотезой данной нормы (по договору купли-продажи). Определение содержания договора, его основных условий, порядок заключения договоров, их изменения и прекращения регулируются специальными нормами подразделом «Общие положения о договоре» ГК РФ.

Заключение

Объектом уголовно-правовой статистики является количественная сторона преступности, судимости и мероприятий по её предупреждению, деятельности государственных органов по борьбе с преступностью исправлению правонарушителей.

Непосредственной задачей гражданско-правовой статистики является учет гражданско-правовых споров, находящихся на рассмотрении арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а также учет результатов их деятельности по стадиям гражданского судопроизводства. Гражданско-правовая статистика учитывает также и гражданские правоотношения, удостоверяемые в административном, нотариальном порядке или в порядке бесспорного судебного производства.

Правовая статистика - наука, имеющая большое значение в борьбе с правонарушениями, улучшении деятельности суда и прокуратуры.

Список литературы

1.Брусникина С.Н. Правовая статистика./ М.: Изд. Центр ЕАОИ,-2008.

2.Бутенко И.А. Общение социолога с респондентом. М., 1994.

.Инструкция о едином учете преступлений: (3-е издание Инструкции от 14 декабря 1994 г.) Утверждена Приказом № 66 / 418 Генпрокуратуры РФ и МВД РФ от 14 декабря 1994 г. М., 1994.

.Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005.

.Лунеев В.В. Юридическая статистика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.

.Лунеев В.В. Юридическая статистика. Учебник. /М.: Юристъ, -2000.

7.Об утверждении Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента РФ от № 567 / СЗ РФ. - 1996. - № 17. Ст. 1958.

8.Правовая статистика. Учебник под редакцией Яковлевой З.Г. /М.: Юрид. лит.- 1986.

9.Преступность и правопорядок в России. Статистический аспект. 2003: стат. сборник Госкомстата России. М., 2003.

.Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005.

.Статистика: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Мхитаряна. М.: Экономистъ, 2005.

.Харченко Л.П. Долженкова В.Г. «Статистика: курс лекций »/ М.: «Инфра - М».- 1997.

Размещено на Аllbеst.ru

Похожие работы на - Правовая статистика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!