Конституция Республики Беларусь — правовая основа идеологии белорусского государства

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,48 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституция Республики Беларусь — правовая основа идеологии белорусского государства















Контрольная работа

по предмету « Основы идеологии белорусского государства»

Тема: «Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства»










г. Минск, 2010 г.

Содержание

Содержание.

Введение

Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ.

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации - высшая ценность и цель общества и государства

Ответственность государства за развитие демократии на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Регулирование отношений между социальными, национальными и другими общностями

Социально-экономическое развитие Беларуси.

Формы собственности.

Заключение

Список использованной литературы.

Введение

Слово конституция происходит от латинского constitutio - установление, строение. Наиболее общим определением конституции будет следующее. Конституция - это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами).

Конституция представляет собой один или несколько писаных актов, которыми определяются наиболее важные вопросы государства и общества, т.е., другими словами, это основной закон государства. Однако это лишь формальное определение значения. По своему объему, кругу решаемых вопросов, конституции различных стран отличаются друг от друга, однако для всех современных конституций характерно то, что их актами решаются по крайней мере два вопроса:

1)определяется система государственной власти (характер и функции государственных органов, взаимодействующих друг с другом, компетенция и т.д.);

2)права, свободы и обязанности граждан.

Конституция Республики Беларусь была принята в 1994 году, по результатам референдумов 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года в нее были внесены изменения и дополнения. Она является ядром правовой системы государства, которой должны подчиняться все ее граждане вне зависимости от их статусного, материального, должностного, политического и иного положения в обществе.

Данная работа посвящена проблемам раскрытия идеологического контекста Конституции Республики Беларусь.

Действительно, Конституция Республики Беларусь является основным законом государства. Однако, Конституция не только юридический, но и политический документ, в котором фиксируется политический и социальный компромисс, определяются участники политического процесса и рамки, в которых протекает этот процесс.

Безусловно, признано, что Конституция в силу ее свойств является документом идеологическим. В конституционных нормах формируется определенная система идей и взглядов. Идеологические установки пронизывают все содержание конституции, все ее части, идет ли речь о роли государства, его отношениях с обществом и индивидами, правах и свободах человека, организации государственной власти. В этом смысле любая конституция - мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на духовную жизнь общества, способствующий распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей. Но это идеологическое свойство, как свидетельствует мировой опыт, по-разному проявлялось в отдельных конституциях и на различных этапах конституционного развития. В Конституции нашей страны нашли отражение такие черты национального характера белорусского народа, как: компромиссность, миролюбие и толерантность. Вместе с тем, Конституция Республики Беларусь не содержит явных идеологических нагрузок. В ст. 4 Конституции закреплено положение о том, что демократия в республике осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Причем идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Данная работа включает: понятия конституционного строя, его основ, основные черты конституционного строя РБ, дается попытка объяснить, почему человек, его конституционные права и свободы являются высшей ценностью и целью общества и государства, определяются конституционные основы деятельности политических партий и общественных объединений, дается оценка современной социально-экономической ситуации в белорусском государстве.

Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ

Конституционный строй - это такой государственный и общественный строй, который определен демократической конституцией как основным законом страны, и для которого в силу демократизма конституции характерны следующие черты:

1)подчинение государства праву;

2)признание и гарантированность неотъемлемых прав человека;

)разделение властей;

)многообразие форм собственности;

)многообразие мнений, суждений и взглядов, т.е. политический плюрализм;

экстремистских;

6)наличие гражданского общества, т.е. наличие общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов.

В свою очередь основы конституционного строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства. Можно сказать, что раздел «Основы конституционного строя» в Конституции Республики Беларусь является фундаментальным. В качестве основ конституционного строя современной Беларуси можно назвать: народный суверенитет и народовластие, демократию, правовую и социальную государственность, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека.

Важнейшей чертой конституционного строя Республики Беларусь является принцип народного суверенитета. Народ является единственным источником власти и носителем суверенитета (статья 3). Свою власть народ осуществляет непосредственно (например, референдумы, участие в выборах) или опосредованно, т. е. через представительные органы власти.

Различают нескoлькo видов суверенитета:

- народный суверенитет означает, что «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ». Народный суверенитет по отношению к государственному является первичным, однако он может существовать лишь при условии наличия государственного суверенитета - право государства, в данном случае Республики Беларусь, обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику, что закреплено в ст. 2 Конституции РБ. Первым шагом на пути к обеспечению государственного суверенитета республики стала «Декларация о государственном суверенитете БССР», принятая Верховным Советом БССР 27 июля 1990 года. В статье 12 данного документа говорилось о том, что положения Декларации будут реализованы Верховным Советом путем принятия новой Конституции и законов Республики Беларусь. Государственный суверенитет, как было заявлено в Декларации, утверждается во имя высшей цели - свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения права личности в соответствии с Конституцией РБ и ее международными обязательствами. Декларация провозгласила полный государственный суверенитет РБ как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях. Единство власти подразумевает отсутствие другой конкурирующей власти, посягающей на представительство воли народа. При этом следует иметь в виду, что государственная власть, обладая полнотой и верховенством, не безгранична в своих властных амбициях. Всегда есть пределы этой власти, к которым относится принцип разделения властей, а также система сдержек и противовесов.

Суверенитет нации выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической, социальной и духовной сферах. Однако, в условиях общего признания на международном уровне нерушимости государственных границ попытка отдельных наций на формирование собственного государства (суверенного) встречает серьезный отпор, нередко и с применением силы, со стороны государства, в рамках которого существует нация (Чечня и др.).

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные Конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что Республика Беларусь есть унитарное демократическое социальное правовое государство.

Унитарное государство ( от лат.unitas - единство) : таким государством называют единое цельное государство, которое делится на административно- территориальные единицы. В отличие от федерации в унитарном государстве имеется одна конституция, один высший представительный орган, одно правительство и т.д., что создает организационно-правовые предпосылки для усиления центральной власти на территории всей страны.

Демократическое государство. Так называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей.

Важнейшими признаками демократического государства являются:

·равноправие граждан на участие в управлении государством;

·наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства при уважении прав меньшинства;

·выборность основных органов власти, легитимность власти;

·политический плюрализм, многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его;

·реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную;

·независимость суда;

·свобода формирования и выражения собственного мнения;

·провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

доминирование методов убеждения, согласования, компромисса над методами.

Социальное государство. Характеристика государства как социального означает, что государство служит обществу и стремится свести к минимуму общественные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальным обычно называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о равной справедливой возможности для достижения благосостояния каждого человека, благополучия своих граждан, их социальной защищенности. Создает условия для полной занятости населения, обеспечивает вопросы охраны труда, перераспределяет доходы через государственный бюджет, обеспечивает людям прожиточный минимум. В Конституции Республики Беларусь характеристика государства как социального нашла свое отражение в статьях 13, 21, 41 и др. В ст. 21 выделена главная цель социального государства: « Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий».

Правовое государство. Это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью ставит обеспечение прав и свобод человека. Правовое государство должно фактически складываться как система гарантий от административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим конституционного правления, обеспечивающий все права человека и гражданина

Правовое государство в своей деятельности опирается на ряд основополагающих принципов:

·верховенство права, законов во всех сферах жизни; они обладают обязательной высшей силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами;

·незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их защита государством;

·деятельность органов государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную; это дает возможность гражданам контролировать органы государственной власти, а также избежать узурпации власти и установления деспотических и диктаторских порядков;

·взаимная ответственность личности и государства; государство и личность в равной степени несут ответственность за свои деяния перед законом;

·политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании политических партий, общественных организаций, наличии разных идеологических постулатов, течений, взглядов.

Из указанных выше принципов функционирования правового государства вытекают его основные признаки:

·суверенитет народа, закрепленный в Конституции страны;

·наличие развитого гражданского общества, защищающего права человека;

·функционирование институтов демократии, которые препятствуют сосредоточению власти в руках одного лица или группы лиц;

·независимость, автономность суда как одного из гарантов правовой государственности и прав человека;

·исключение любых форм деспотизма и диктатуры;

·участие граждан в управлении государством посредством механизмов демократии;

·наличие высокого уровня правовой и политической культуры граждан, основанной на принципе плюрализма и альтернативных источниках информации.

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации - высшая ценность и цель общества и государства

конституционный общество государство беларусь

Гражданские (личные) права - это совокупность прав, присущих человеку от рождения. Они подчеркивают индивидуальность и достоинство личности и защищают ее от посягательств и произвола власти. К гражданским правам относят: право на жизнь и достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность. Обеспечение таких прав государство гарантирует на основе законодательного закрепления презумпции невиновности, публичного и независимого суда, неприкосновенности жилища, тайны переписки, свободы передвижения, выбора места жительства и т.д.

Политические права - это совокупность прав, которые обеспечивают возможность участия граждан в государственном управлении. К ним относят: свободу слова, печати, совести, право на получение достоверной информации, право на объединения, свободу избирать и быть избранным в представительные органы власти, свободу союзов, демонстраций и т.д.

Социально-экономические права - это права и возможности граждан в сфере производства, обмена и потребления материальных ресурсов, в области распоряжения продуктами своего труда и факторами материальной деятельности. К таким правам относят: право на собственность, свободу экономической деятельности, право на труд, защиту от безработицы, выбор профессии, право на коллективное действие по защите трудовых прав, право на жилище, охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни.

Культурные и экологические права (их часто называют правами третьего поколения) - это совокупность прав, появление которых было вызвано проблемами общественного развития последней трети XX века, связанных с усилением взаимозависимости государств в современном мире, формированием новой системы международных отношений, экологическим кризисом. К таким правам следует отнести: право человека на мир и социальное развитие, здоровую экологическую среду, приобщение к понимаемым как общее достояние человечества культурным ценностям, свободное передвижение по миру. Обеспечение этой группы прав наиболее проблематично из-за политики различных режимов, склонных к деспотизму, из-за вооруженных конфликтов, из-за разницы в материальном положении стран и т.д.

Согласно Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью белорусского общества и государства. Другим принципиальным положением Конституции в области прав человека является признание равенства всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту своих прав и законных интересов. Права и свободы человека закреплены в разделе «Личность, общество, государство» Конституции. Конституция РБ гарантирует каждому своему гражданин право на жизнь, на защиту от любых противоправных посягательств. В Конституции также закреплено положение об обеспечении государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности. Это означает, что никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому обращению или наказанию, медицинским и иным опытам. Ограничение или лишение свободы возможно только в случае и порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Обеспечение неприкосновенности личности предполагает также ограничение на незаконное вмешательство в личную жизнь человека, на посягательство на тайну корреспонденции, телефонных и иных переговоров, незаконное проникновение в жилище и другое законное владение людей. Гражданам Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства, как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Все граждане Беларуси равны перед законом и имеют право на равную защиту прав и законных интересов. Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение, право на получение, хранение, распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, культурной, экономической и международной жизни. Гарантируется также право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих общественный порядок. Каждый имеет право на свободу объединений.

Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением законопроектов и вопросов республиканского и местного значения. Граждане РБ имеют право избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании. Они имеют право в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой доступа к любым должностям в государственных органах. Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

Основу социально-экономических прав белорусских граждан составляют право на труд, здоровые и безопасные условия труда, на социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях, гарантии занятости и помощи безработным, право собственности и др. Конституция гарантирует право на бесплатное медицинское обслуживание и получение образования.

В свою очередь, Конституция РБ предъявляет гражданам республики определенные обязанности: они должны соблюдать законы и национальные традиции, уважать достоинства, права, свободы, интересы других людей, беречь культурно-историческое, духовное наследие и другие национальные ценности, охранять природу, принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и других платежей и т.д.

Ответственность государства за развитие демократии на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений

Формирование демократического правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, посредством которых удовлетворяются личные и групповые интересы членов общества и необходимое для этого взаимодействие с органами государственной власти.

Основными институтами гражданского общества выступают политические партии и общественные организации. Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в осуществлении этой власти. Общественная же организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру, фиксированное членство. Они не ставят своей целью завоевание и осуществление политической власти. Вместе с тем, их деятельность носит политический характер: сам факт использования гражданами конституционного права на объединение включает их в орбиту политических действий.

Согласно ст. 5 Конституции политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Порядок организации и деятельности партий, других общественных объединений определяется законодательством - Законом от 5 октября 1994 года «О политических партиях», Законом от 4 октября 1994 года «Об общественных объединениях» и др.

Регулирование отношений между социальными, национальными и другими общностями

Согласно ст. 14 Конституции государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. По существу, идет речь о равноправии общностей, под которыми понимают совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например: социальная группа, профессия, место проживания, религиозная принадлежность и т.п.

В ст.15 Конституции закреплена ответственность государства за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь.

Историко-культурное наследие народа Республики Беларусь, созданное им, является его достоянием, неотъемлемой частью достижения мировой цивилизации. Ее духовные, художественные и документальные ценности создают необходимые условия духовного, интеллектуального и экономического развития общества.

В Конституции (ст.50) предусмотрено, что каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

Под национальностью принято понимать принадлежность лица к какой-либо нации или народности. На территории Республики Беларусь проживает 130 национальностей. Право сохранять свою национальную принадлежность имеют как граждане Республики Беларусь, так и иностранцы, лица без гражданства.

Конституция Республики Беларусь (ст.11) провозглашает равенство прав, свобод и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства и граждан Республики Беларусь. Гражданам Республики Беларусь гарантируется гражданство; защита и покровительство государства (ст.10).

Вместе с тем необходим сбалансированный подход к регулированию отношений между национальными общностями в республике.

Социально-экономическое развитие Беларуси. Формы собственности

Основой развития любого государства, гарантией независимости, стабильности, эффективности жизнедеятельности общества выступает экономика страны. Экономика - это особая сфера, которая связана с производством благ и услуг, с ведением национального хозяйства. Характер развития экономики определяет уровень и качество жизни народа, течение политических, социальных и экономических процессов, выступает основой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства.

Характерные черты белорусской модели экономики определил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, выступая 22 марта 2002 года на итоговом заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Ими являются:

·во-первых, сильная и эффективная государственная власть, способная успешно управлять государством, обеспечить экономический правопорядок и экономическую безопасность страны и граждан. Только такая власть не даст возможности утвердиться олигархическому беспределу и разграблению народного богатства, она допустит разрушения национальной экономики, прорыва криминала к решающим рычагам системы управления, создаст предпосылки и условия для обеспечения социальной справедливости, общественного порядка и политической стабильности, повышения уровня жизни, достижения высокого стандарта благосостояния народа;

·во-вторых, обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования. Это означает, что частный сектор может и должен развиваться в таких же благоприятных социально-экономических и правовых условиях, что и государственный, однако ни в коем случае не в ущерб национальным интересам. Главным приоритетом, как государственного предприятия, так и частной фирмы должны быть национальные интересы, а главным критерием развития экономической деятельности - эффективное ведение хозяйства, т.е. получение максимальной экономической эффективности при использовании ограниченных ресурсов;

·в-третьих, осуществление хорошо продуманной и просчитанной, нацеленной на повышение эффективности производства, приватизации, которая должна рассматриваться, как средство найти инвестора, заинтересованного в техническом переоснащении производства, в повышении эффективности и конкурентоспособности приватизированных объектов, в насыщении рынка высококачественными товарами и услугами, пользующимися спросом, в создании новых рабочих мест, в увеличении бюджетных доходов страны. Приватизация должна осуществляться в соответствии с интересами всего государства, отрасли, предприятия, работающего человека;

·в-четвертых, проведение сильной социальной политики, которая предполагает нарастающее и приоритетное инвестирование в здоровье человека, в его образование, профессиональное и культурное развитие, а также адресную социальную помощь экономически уязвимым слоям населения;

·в-пятых, развитие интеграционных процессов со странами СНГ, и, прежде всего, с Россией в экономической сфере, в области здравоохранения, образования, науки, культуры и т.д. Но при этом следует помнить о своем суверенитете и независимости. Речь должна идти только о такой интеграции, в процессе которой существовал и действовал бы Союз равноправных государств;

·в-шестых, многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип благоприятного существования и функционирования страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

Все перечисленные черты характеризуют белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики.

Однако переход к рыночной экономике предполагает формирование ее субъектов рыночных отношений - независимых, самостоятельных, ответственных товаропроизводителей, для чего необходимо осуществление разгосударствления и приватизации предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства. Разгосударствление - это передача имущества из государственной собственности в иную: акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешанную. Приватизация - передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную.

Формы собственности в нашей стране определяются Конституцией и Гражданским кодексом Республики Беларусь и другими нормативными актами. В соответствии с ними в нашей стране существуют две формы собственности - государственная и частная. Государственная собственность выступает в форме республиканской и коммунальной (собственность административно-территориальных единиц). Исключительную собственность государства составляют недра, леса, вода, а также земли сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время Беларусь переживает в рамках Концепции социально-экономического развития республики до 2015 года третий этап, который продлится до 2010 года. Он ознаменуется активной структурной перестройкой экономики. Четвертый, завершающий создаст основы постиндустриального общества.

Заключение

Конституция Республики Беларусь стала важным этапом в становлении и развитии суверенного белорусского государства. Основы конституционного строя Республики Беларусь соответствуют международным стандартам защиты прав человека. В ней формулируются фундаментальные ценности, являющиеся лучшими достижениями человеческой мысли. К ним можно отнести: правовое, демократическое, социальное государство; многообразие форм собственности; признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства; демократию, свободу, достоинство, семью, особую заботу о ветеранах войны и труда, лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, и др. В настоящее время на конституционном уровне закреплено положение об ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В свою очередь, гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Таким образом, существует взаимная ответственность государства и человека. В целом ряде статей Конституции проявляется и содержательно-смысловое, и терминологическое совпадение основных принципов и целей Конституции РБ и идеологии белорусского государства. Тем самым создается широкий и прочный конституционно-правовой фундамент для развития и функционирования идеологической доктрины государственности, основанной на гуманистических принципах и направленной на реальное созидание стабильной и процветающей Беларуси, обеспечивающей своим гражданам высокий уровень материального и духовного благосостояния, благотворное социальное, физическое и духовное развитие личности.

Список использованной литературы

1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. - Мн.: Беларусь, 2006.

.Василевич Г. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. Мн.: Инетерпрессервис, 2003

3.Мельник, В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.А. Мельник. - Минск, 2007.

.Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие / под. общей редакцией Г.А.Василевича, Я.С.Яскевич, Мн., 2004.

.Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.-Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь.-2004.

.Основы идеологии белорусского государства: курс интенсивной подготовки/ Яскевич Я.С.. - Мн.: ТетраСистемс, 2007.

.Сравнительное конституционное право. - М.: Манускрипт, 1996.

8.Яскевич Я.С. Человек.Общество.Государство: Ответы на вопросы программы. Тесты. - Мн.: ТетраСистемс, 2003.

Похожие работы на - Конституция Республики Беларусь — правовая основа идеологии белорусского государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!