саксонского права, будущий судья подходит к применению законодательства главным образом путем получения теоретического образования. Суды не обязаны, в принципе, следовать предшествующим судебным решениям. Эти решения используются ими в основном в процессе толкования писаных текстов; именно в законах судьи ищут общие принципы или основы аргументаций по аналогии.
Таким образом, в правовой системе Голландии главным источником права является законодательство, одновременно в сфере гражданских, торговых и морских отношений, действуют нормы обычного права, что зафиксировано в соответствующих кодексах и законах. Кроме того, существенную роль в применении общих правовых принципов и институтов, особенно в первый период действия Гражданского кодекса 1838 г., играли решения Верховного суда, нередко заполнявшие пробелы в праве.
Особым источником права в Нидерландах признаются на практике «конституционные соглашения» (определяют принципы верховенства закона, назначения и смещения министров, осуществления права роспуска Генеральных штатов).
.2 Особенности правовой системы Голландии
Правовая система Голландии проще по сравнению с англосаксонской; юридические нормы здесь более генерализированы. Официальные публикации прецедентов отсутствуют; наиболее важные решения публикуются в еженедельнике Nederlandse Jurisprudentie, В периодических изданиях Nederlands Juristenblad и в бюллетене N. J. С. М. Дайджест многих решений Верховного Суда включен в Delikt en Delinkwent.
К числу дополнительных источников права можно отнести «псевдо-законодательство» - beleid. Английский эквивалент «политика» охватывает только часть значения этого широкого термина, означающего «управлять» и «регулировать» на основании принципов и политики; строгое планирование; участие всех заинтересованных лиц и тактичное обращение. Это понятие может означать декларацию о намерениях или руководящие указания о возможных отклонениях от буквы права, которым обязаны следовать служащие. На практике допускаются отступления от руководящих указаний beleid. Искусство следования beleid есть балансирование между обязательными нормами и конкретной ситуацией с целью избежать излишнего формализма или чрезмерной мягкости. Особенно широко beleid используется в административном праве. В голландской доктрине в качестве специальной формы норм признаются политические нормы, принятые администрацией в целях руководства и саморегулирования при осуществлении дискреционных полномочий (министерские инструкции налоговым инспекторам, правила о предоставлении лицензий). Эти нормы не подлежат обжалованию в суд (в Парламент были внесены законопроекты, предоставляющие такое право).
Источником уголовно-процессуального права признаются Руководящие указания Службы Публичного Обвинения; большинство из них опубликованы. Верховный Суд Нидерландов указал, что юридическая сила законов и Руководящих указаний Службы Публичного Обвинения равна; гражданин имеет право ссылаться на них в суде. В Руководящих указаниях регулируются наказания, запрашиваемые Публичным Обвинителем (officier van justitie); определяются преступления, подлежащие уголовному преследованию или рассмотрению вне суда; техника или тактика расследования (в том числе использование тайной агентуры).
Рекомендации консультативных органов (Государственного Совета (Raad van State), Социально-экономического Совета (SociaalEconomische Raad), Совета по Образованию (Onderwijsraad), Научного Совета по Правительственной Политике (Wetenschappelijke Raad voor het Regeringsbeleid), Совета по Выборам (Kiesraad), Совета по Муниципальным Финансам (Raad voor de Gemeentefinancin), Совета по Делам Искусств (Raad voor de Kunst)) в строгом смысле не являются источником права, но способствуют его развитию. Социально-экономический Совет - это консультативный орган Правительства (пятнадцать его членов назначаются предпринимателями, пятнадцать - профсоюзом и пятнадцать - государством (в том числе председатели правления Центрального Банка и Центрального Бюро Планирования, должностные лица университетов, организаций по защите прав потребителей). Этот орган был создан в 1950 г. и воплощает корпоративные тенденции в политической и экономических системах.
Источником права являются также нормы обычного права, в том числе торговые обычаи (lex mercatoria).
Доктрина никогда официально не признавалась в Нидерландах (как и в других странах континентального права) источником права (в отличие, например, от Южной Африки), но является частью правовой системы, оказывает значительное влияние на развитие права и необходимо для его систематического и аналитического понимания. Голландское право традиционно имеет своих профессиональных «опекунов-юристов» и собственную правовую литературу. В Республике Соединенных Провинций обычное средневековое право не было письменно зафиксировано; вакуум заполняли юристы, первым среди которых был Гуго де Грут или Гуго Гроций (1583-1645 годы). В «золотой» период голландской истории и науки (XVII век - середина XVIII века) национальные университеты получили европейское признание и занимали ведущие позиции среди европейских правовых школ.
Таким образом, в голландской доктрине в качестве специальной формы норм признаются политические нормы, принятые администрацией в целях руководства и саморегулирования при осуществлении дискреционных полномочий (министерские инструкции налоговым инспекторам, правила о предоставлении лицензий). Источником уголовно-процессуального права признаются Руководящие указания Службы Публичного Обвинения. Источником права являются также нормы обычного права, в том числе торговые обычаи.
1.3 «Конвергируемое право». Правовые заимствования
Нидерланды обычно относят к романской группе континентальной правовой семьи. Общее право Европы объединило народы, уважая существующие между ними различия. Правовые учреждения Нидерландов доступны для понимания юристов - представителей континентальной правовой системы, ибо наука права в Европе имела одну основу и терминологию - римское право.
Близость права Нидерландов и права других западных стран обусловлена также общностью политической и философской мысли (представленной Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ч. Беккариа) на европейском континенте.
В то же время существует много различий между правом Нидерландов, Германии и Франции. Голландское право справедливо характеризуется как «конвергируемое». Нидерланды символизируют государство, испытавшее, прежде всего, влияние двух основных правовых концепций современности.
Одной из причин этого явления являлось отсутствие в прошлом единой правовой системы Нидерландов существовало голландское, фризское право и т. д.).
Международная ориентированность голландского права отчасти объясняется тем, что с XVI века Нидерланды являлись ведущим морским и торговым государством и главной библиотекой Европы.
В голландских университетах обучались, преподавали и работали студенты, философы и ученые всего мира. Зависимость развития права страны от воздействия иностранных идей свидетельствует, в определенной степени, о некоторой неувенности и слабости национального права и иногда подвергается критике. В случае практической необходимости голландцы охотно и бесстрашно используют проверенные практикой институты разных стран, легко отказываются от устаревших норм, однако они обычно трансформируют воспринятые идеи, приводя их в соответствие со своей традиционной системой. Полезные заимствования у стран, достигших того же уровня цивилизации, что и Нидерланды, обычно приветствуются.
Нидерландские юристы придерживались общей науки правового анализа и синтеза, общей правовой философии и общего юридического языка - латыни. Общее право XVI-XVIII веков широко применялось голландскими судами, в том числе в случае отсутствия местных законов и обычаев.
Мотивировка решений по таким делам основывалась на общем мнении ученых. Заимствование римского права происходило спонтанно и, в основном, в форме юридической практики на базе знаний, приобретенных в университетах. Рецепция Ius commune произошла и основном в середине XV века. Нормы общего права выжили в Королевстве Нидерландов, будучи удачно инкорпорированы в национальное право; здесь сохранились транснациональная система позитивного права, обычные нормы торгового права, публичное международное право, и частное международное право.
Римское голландское право проистекало из средневекового обычного права, римского права, местных традиций, торговых обычаев портовых городов и получило распространение во времена Республики Соединенных Провинций. Оно было отменено после провозглашения в 1795 г. Батавской Республики Римско-голландское право признавалось в голландских колониях в Азии и Африке (в настоящее время - Республики Зимбабве, Шри-Ланка (Цейлон)); ныне это право применяется только в Южной Африке.
Правовая система Нидерландов до сих пор сохранила много элементов римского права.
Исторически развитие голландского права связано с французской системой. Нидерланды традиционно признаются «юридической дочерью Франции», хотя лишь некоторые французские идеи (кодифицированное законодательство, четырехуровневая система судов, трехинстанционная судебная процедура с кассацией, централизованная администрация, Служба Публичного Обвинения) укоренились на голландской почве. Заимствование осуществлялось путем рецепции и «наложения» правовой системы этой страны во «французский период» голландской истории (1795--1813 годы).
Этот процесс адаптации новых норм и принципов к местным условиям, конечно, не был безболезненным. Конституция Нидерландов 1798 г., «стершая» все следы федерализма, была создана под французским давлением и отмечена влиянием теории государства Ж.-Ж. Руссо. С 1809 г. в Голландии действовал Гражданский Кодекс, «сшитый по моде» Кодекса Наполеона, но сохранивший элементы римско-голландского права и приспособленный к местным условиям (голландская версия французского Гражданского Кодекса). Официально законодательство Франции было введено в Нидерландах в 1810 г. Копирование французской модели уголовного процесса и судоустройства фактически привело к «замене» голландского процессуального права. В Уголовном Кодексе Нидерландов (Crimineel Wetboek voor het Koningrijk) 1809 г. французское влияние почти не ощущалось. Впоследствии многие французские конституционные и административные законы были отменены; суд присяжных ликвидирован.
Однако и после провозглашения самостоятельного Королевства Нидерландов пять французских кодексов временно действовали с незначительными изменениями вплоть до принятия Гражданского, Торгового и Гражданско-процессуальный кодексов, Закона «О судебной организации» в 1838 г. и Уголовного кодекса в 1886 г. Семейное право Нидерландов близко французскому образцу. Влияние последнего прослеживается в классификации отраслей права, судебной иерархии, организации и роли Министерства Юстиции и в системе кассации (cassatie). Работы нидерландских авторов по юриспруденции часто содержат отсылки к французским трудам. В XX веке роль французского права постепенно снизилась, но оно до сих пор воздействует на интерпретацию судами Гражданского кодекса.
Родство юридических систем Нидерландов и Германии основывается, в частности, на кровном родстве наций. В конце XIX века и в XX веке голландское право (в том числе прецедентное) ощутило воздействие германской правовой традиции и школы. Политические деятели Нидерландов зачитывались трудами немецких философов (Гегеля, А. Шопенгауэера). Уголовный Кодекс 1886 г. разрабатывался с использованием французского и немецкого образцов.
Нидерланды и Германия принадлежат к одной правовой семье с точки зрения гражданского, уголовного права и системы обычных судов; для них характерна схожесть «основной линии правовых проблем», порожденных социальными и экономическими «знаменателями». В XX веке отсылки к немецкому праву (в том числе в гражданско-правовой сфере, особенно в общей части наследственного права) стали еще более частыми. Голландская правовая система (подобно австрийской) менее абстрактна, чем немецкая; законы в Нидерландах формулируются доступнее и понятнее.
Влияние общего права проявилось в важной роли конституционных соглашений и судебных прецедентов в развитии голландского права, а также в относительной простоте используемой юридической техники. Гражданский Кодекс 1992 г. являет собой пример взаимодействия англо-саксонской и континентальной правовых систем. Профессор Э. Бланкенбург отмечает возрастающий интерес голландцев к состязательной судебной процедуре и высокую мобильность представителей юридической профессии, характерную для англо-говорящего мира.
Ныне голландское право «заимствует повсюду», а в сфере частного права - особенно у Швейцарии и Австрии. Влияние французского, немецкого, британского и американского опыта предопределяет слабость и силу философии права в Нидерландах.
Юридические факультеты в Нидерландах готовят международно-ориентированных юристов. Европейское административное право влияет на разрешение судами дел о незаконной иммиграции. Суды используют сравнительно-правовой метод интерпретации при применении гражданского права, международного публичного, международного частного и торгового права, а в последние годы уголовного, семейного, трудового, экологического и административного права. Адвокаты (advocaateri), представляющие дела в Верховном Суде, часто ссылаются на работы компаративистов.
Восприимчивость к инокультурным правовым ценностям и их сравнительно быстрая адаптация характерны и для России, хотя наша страна сталкивалась с более сложными проблемами имплементации чуждых традиционному укладу жизни юридических форм.
Русское законодательство и образование юристов обязаны своим прогрессом европейской юридической традиции. Представляются неправомерным утверждение о том, что для права петровской и последующих эпох характерны деградация юридической техники, утрата ясности и четкости языка, велеречивость, расплывчатость формулировок, демагогия. Российская культура была частично разрушена в результате сложных исторических драм. Однако национальные традиции невозможно вырвать с корнем путем заимствования иностранного права или насильственного уничтожения.
Голландская судебная система имеет французское происхождение. До французского периода голландской истории отправление правосудия не было централизовано. Верховный Суд Батавской Республики, учрежденный в 1802 г., был распущен в 1810 г. Окончательной инстанцией в течение нескольких лет выступал Кассационный Суд Парижа. После восстановления национальной независимости в 1813 г. создается Верховный Суд, уполномоченный разрешать вопросы права, а не факта (французская «апелляция в кассации»). В 1838 г. образуются апелляционные суды и новый Верховный Суд, функция которого в основном ограничена рассмотрением жалоб в кассационном порядке. Суды присяжных функционировали в Нидерландах в 1811-1813 годах. Непрофессионалы не участвуют в судебном процессе. В настоящее время судебная система основана на Законе «О судебной организации» (Wet op de rechterlijke organisatie en het beleid der Justitie) 1827 г. (с изменениями 1911 г. и 1971 г.). Она практически утратила следы французского влияния.
Организация судов (gewone rechters) не имеет в Нидерландах строго иерархического характера; однако Верховный Суд играет потенциально координирующую роль:
шестидесяти двух субокружных (кантональных) судах (Капtongerechten) судья единолично (обычно) или трое судей (kantonrechters) рассматривают гражданские дела по искам на сумму до пяти тысяч гульденов и иски на суммы, превышающие этот предел, в связи с определенными контрактами (аренда, трудовой контракт, соглашение о продаже в кредит), а также дела о об уголовных проступках (финансовых, транспортных и экономических правонарушениях), совершенных на территории субокруга.
Эти суды обычно не имеют секций (палат).
Девятнадцать окружных судов (arrondissements/rechtbankеп), каждый из которых обслуживает три - четыре субокруга (кантона), разрешают по первой инстанции гражданские (кроме наименее значительных, находящихся в сфере компетенции субокружных судов), дела по уголовным преступлениям, совершенным на территории округа, дела о разводах и банкротстве, а также жалобы на решения субокружных судей (решения, подразумевающие уплату сумм до двух с половиной тысяч гульденов, обжалованию не подлежат). Такие жалобы, а также наиболее серьезные и сложные дела по первой инстанции рассматриваются в палатах (теervoudige kamer) по уголовному праву, семейному праву или другим гражданско-правовым вопросам в составе трех судей. Но большинство дел разбираются судьями единолично. Дела о правонарушениях, предусматривающих наказания не более шести месяцев тюремного заключения, и несложные дела, особенно с точки зрения доказательств, единолично разрешаются Полицейским Судьей (politierechter). В качестве такого судьи выступают один или более судей окружного суда. Дела, связанные с Законом Об экономических преступлениях, рассматривает судья экономической полиции (есопomische «politierechter). Дела о преступлениях несовершеннолетних и гражданские дела, касающиеся лиц, не достигших восемнадцати лет, рассматриваются судьей по делам несовершеннолетних (kinderrechter). Некоторые дела разрешает палата из трех судей, в состав которой входит ювенальный судья.
Председатель окружного суда вправе разрешать не терпящие отлагательства гражданские дела в суммарном (упрощенном) порядке (kort geding) выносить решение о предварительном судебном запрете.
Например, он может запретить или предписать определенные действия и наложить штраф, подлежащий уплате ответчиком в пользу истца ежедневно либо каждый раз, когда осуществляется совершаемое действие.
Примерами дел, наиболее часто разрешаемых с помощью предварительной процедуры, являются: забастовка, выселение из домов, диффамация, порнография, соглашения между родителями о посещении детей после развода. Обычный процесс может длиться один год, а указанная процедура, являющаяся, частью официальной системы правосудия, обычно проводится в течение шести недель. Стоимость этого процесса относительно невысока (приблизительно три тысячи гульденов); обычно проводится только одно устное слушание.
Пять апелляционных судов (gerechts)hoven), расположенных в Амстердаме, Арнхеме, других крупных городах, рассматривают апелляции (hoger Ъегоер) на решения окружных судов. В этих судах имеются палаты (секции). Так, специальные секции разбирают жалобы на решения административных органов по вопросам налогообложения. Дела обычно слушаются тремя судьями (raadsheren); несложные дела (например, связанные с дорожными правонарушениями), разрешаются одним судьей.
Окружной суд в Гааге рассматривает в первой инстанции некоторые дела, связанные с патентами, приемом и высылкой иностранцев. Апелляционный суд в Гааге разрешает апелляции на эти решения. В Апелляционном суде г. Арнхема имеются секции по земельной аренде (pachtkamer), в которых рассматриваются жалобы на решения pachtkamer субокружного суда. В состав этих специализированных скамей входят эксперты-непрофессионалы. Секция по делам компаний Апелляционного суда в г. Амстердаме рассматривает споры, связанные с деятельностью компаний (здесь также заседают, наряду с судьей, эксперты-непрофессионалы). Апелляционный суд в г. Гааге рассматривает жалобы заинтересованных организаций на несправедливые условия контракта.
Верховный Суд в составе двадцати шести человек, возглавляющий судебную систему и играющий значительную роль в обеспечении единства права и его развития, имеет палату по гражданским делам (девять членов), промышленную палату (десять членов), палату, рассматривающую налоговые дела и дела, связанные с экспроприацией (одиннадцать членов), палату по уголовным делам, палату, разрешающую дисциплинарные дела в отношении судей. Палата может заседать в составе пяти или трех судей (raadsheren). В состав Верховного Суда входят председатель, два или три заместителя председателя и шестнадцать членов. Юрисдикция Верховного Суда ограничена вопросами права (подобно тому, как это имеет место во Франции). Верховный Суд рассматривает в качестве высшей и последней инстанции кассационные жалобы обвиняемого и Обвинителя на решения нижестоящих судов (после рассмотрения дела апелляционным судом) и на Hof van Justitie Нидерландских Антил и Арубы, а также заявления Генерального Прокурора при Верховном Суде о кассации в интересах права на решения, по которым применены ненадлежащие нормы права или при принятии которых нарушены процессуальные нормы (cassatie in het belang der wet). Кассация в интересах права не затрагивает права сторон по делу, не изменяет решения, вынесенного нижестоящим судом, но предопределяет характер последующих решений. В качестве первой и последней инстанции (forum privilegiatum) Верховный Суд разрешает в палате из десяти судей дела по обвинению членов Парламента, министров и других высших должностных лиц в совершении преступлений по службе.
С 1901 г. (когда Верховный Суд признал возможность применения частного права в отношении администрации) гражданам предоставляется судебная защита от незаконных административных актов. Обычные суды обладают «остаточной» компетенцией, то есть уполномочены выносить решения, если невозможно обращение в административный суд.
Военные суды были упразднены в Нидерландах 1 января 1991 г.
Здесь также отсутствуют торговые суды, суды по трудовым делам (Arbeitsgerichte), суды по финансовым делам
К 1998 г. в Нидерландах планировалось создать вместо четырех звеньев три уровня судебной организации, интегрировав субокружные суды в окружные суды и образовав суды первой инстанции (судебные супермаркеты); ввести право обжалования единоличных решений судьи в окружной суд (в составе трех судей).
Возможно, доступ граждан в Верховный Суд будет ограничен подачей апелляций и использованием процедуры certiorari (лат. - истребование дела из производства нижестоящего суда в вышестоящий суд (прим. автор.)). Предполагается принять процессуальное законодательство, регулирующее деятельность судов первой инстанции.
Значительную помощь судье при подготовке дел оказывает клерк (секретарь), имеющий юридическое образование (griffier).
Бейлиф (deurwaarder), не имеющий юридического образования, но успешно сдавший государственные экзамены, направляет ответчику повестки о явке в суд и требования об оплате, выступает судебным приставом, исполняет судебные решения, осуществляет нотариальные действия, налагает арест на недвижимое имущество и продает его на аукционах в целях возврата долга кредитору.
Характерная черта судебной системы Нидерландов - отсутствие института особых мнений; суд выступает единым органом при вынесении решений. Верховный Суд не обязывает судей сообщать о своих решениях, и они не публикуются в официальных изданиях. Информация об уголовных и гражданских делах содержится в Nederlandse Jurisprudentie и специализированных юридических отчетах (Nederlands Tijdschrift voor Burgerlijk Recht (Гражданское Право)). Издатели частных судебных отчетов «рекрутируются» из числа судей и членов Openbaar Ministerie.
Согласно Федеральному конституционному закону РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. в России имеется сложная система общих и специальных федеральных судов и судов субъектов федерации (конституционные (уставные) суды и мировые суды, избираемые населением). Военные суды входят в систему общих судов, однако в доктрине их нередко рассматривают в качестве специализированных судов, поскольку им подведомственны только дела, которые затрагивают Интересы военнослужащих, Вооруженных Сил и других воинских структур.
Предусмотрено несколько вариантов составов судов первой инстанции, рассматривающих уголовные дела: один судья-профессионал, три судьи-профессионала, один судья-профессионал и два народных заседателя, один судья-профессионал и двенадцать присяжных заседателей.
В 60-е годы в нашей стране была модной идея привлечения общественности к участию в борьбе с преступностью, однако недостатки этих мер превысили их достоинства. В 1992 г. в уголовном процессе России впервые отступили от принципа коллегиальности рассмотрения дел в суде первой инстанции (по причинам организационных и финансовых трудностей и пассивной роли народных заседателей). В настоящее время наблюдается тенденция расширения подсудности единоличного судьи. В результате изменений, внесенных в Уголовно-процессуальный Кодекс в 1996 г., постатейный перечень преступлений, рассматриваемых судьей единолично, заменен критерием общественной опасности деяний, исходя из санкций статей Особенной части Уголовного Кодекса. Кроме того, возможно единоличное рассмотрение дел о преступлениях, за которые установлено наказание до пяти лет лишения свободы, при условии согласия на это подсудимого. В 1995 г. 35,6% уголовных дел по первой инстанции рассматривались единолично судьями. Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает в районном (городском) суде дела о преступлениях, за которые максимальное наказание является более строгим, чем пять лет, но не превышает пятнадцати лет лишения свободы, а также все дела о преступлениях несовершеннолетних. В кассационном и надзорном порядке дела рассматриваются коллегиально. В целях усиления профессионального начала при разбирательстве дел о наиболее тяжких и опасных преступлениях народные заседатели не участвуют в рассмотрении дел судом субъекта РФ. Все подсудные ему дела, в том числе о преступлениях, за которые предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок выше пятнадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, должны рассматриваться коллегией в составе трех судей. Право на суд присяжных получило конституционное закрепление; в девяти регионах проводится эксперимент с институтом присяжных. Признано целесообразным создание мировых судов (заметим, что в Нидерландах, напротив, ныне происходит укрупнение судебных звеньев). В России наблюдается тенденция расширения апелляциионных начал и переименования кассационного производства в апелляционное производство.
В Нидерландах получили широкое распространение внесудебные институты разрешения споров. Так, стороны нередко добровольно прибегают к коммерческому арбитражу. Многие организации (Ассоциация Биржевых Маклеров, Ассоциация Участников Строительных Контрактов, Архитекторов и Художников) включают в свои уставы положения об арбитраже. Арбитры могут быть избраны по желанию сторон; они часто являются юристами - экспертами в определенной области. Профсоюзы организуют советы по разрешению жалоб потребителей (geschillencommissies); средства массовой информации учреждают омбудсманов по «коллективным делам потребителей». Появляются посредники развода.
Дисциплинарные суды (частные и публичные) применяют профессиональные кодексы поведения. Согласно Закону Об адвокатах {Advocaatenwet) 1952 г., поведение адвокатов контролируют девятнадцать специальных дисциплинарных судов; обжалование возможно в Дисциплинарный Апелляционный Суд в Утрехте. Членами этих судов являются судьи, назначенные Министром Юстиции Нидерландов, и адвокаты, избранные своими коллегами. Решения частных трибуналов могут пересматриваться в порядке судебного контроля. Публичные дисциплинарные суды рассматривают дела о небрежном лечении больных.
Полиция в Нидерландах ответственна за проведение расследования. Каждый из двадцати пяти полицейских округов имеет собственную полицейскую службу; ее административным руководителем является глава исполнительной власти центрального города, находящегося на территории этого округа. Окружные полицейские службы действуют под контролем Министра Внутренних Дел (Minister van Binnenlandse Zaken) и Службы Публичного Обвинения; решение ими правовых вопросов требует согласия Министра Юстиции. Окружная полицейская служба включает подразделения водной полиции, уголовной полиции, разведки. Имеется также национальная полицейская служба, действующая под контролем Министра Юстиции.
Служба Публичного Обвинения, учрежденная в Нидерландах по французскому образцу в 1819 г., функционирует в каждом суде.
Она построена в соответствии с принципами вертикальной подчиненности, координации политики, подконтрольна Министру Юстиции и состоит из следующих трех звенев:
Генеральный Прокурор (Procureur-Generaal) при Верховном Суде Нидерландов и его помощники - четыре Генеральных адвоката (Advocaten Generaal) при Верховном Суде предоставляют Верховному Суду советы (conclusies) по делам, связанным с апелляцией в кассации или с ревизией;
пять Генеральных прокуроров (Procureurs-generaal) и их помощники - Генеральные адвокаты апелляционных судов (Advocaten Generaal). На этом уровне работают примерно сорок Публичных обвинителей;
девятнадцать Старших Публичных обвинителей и Публичных обвинителей (в ранге Заместителя Публичного Обвинителя, Окружного Публичного Обвинителя или Окружного Публичного Обвинителя 1-го класса) в окружных и субокружных судах. На этом уровне в Нидерландах работают примерно триста тридцать Публичных обвинителей.
Окружной Публичный Обвинитель 1-го класса ответственен за возбуждение преследования по делам, рассматриваемым субокружными судами. Служба Публичного Обвинения также исполняет судебные решения и консультирует Министра Юстиции (как и суды) по вопросам помилования.
Особенности «юридической профессии - популярная область научных исследований в Нидерландах. Получение высшего профессионального образования (политехнического и университетского) регулируется Законом О высшем образовании и университетских исследованиях (WHW) 1993 г. В процессе обучения делается акцент на энциклопедическом образовании, законодательстве, кодификации и доктрине на высоком уровне абстракции (а не на казусном методе). Четырехлетняя учеба завершается специальным (doctoraal) экзаменом и получением степени магистр права.
В России число публикаций по проблематике юридического образования относительно невелико. Как и в Нидерландах, в нашей стране уделяется значительное внимание изучению метаюридических предметов (экономика, история и теория права). По окончании высшего юридического учебного заведения выпускники получают квалификацию юрист.
Голландские юристы менее политизированы по сравнению с их коллегами в странах общего права. Отбор и заполнение вакансий производятся в результате исследования профессиональной квалификации. Большинство выпускников университетов работают в сфере коммерции, в местных или центральных управленческих органах. Юридическая элита традиционно представлена небольшим корпусом, что объясняется использованием способов разрешения споров, альтернативных судебным механизмам. В связи с кризисом «государства благосостояния» и «перепроизводством» юристов выпускники испытывают проблемы с трудоустройством.
Отличительная особенность голландской юридической профессии - «рекрутирование» судей из числа других юристов. Профессор Э. Р. Бланкенбург отмечает, что такая открытая судебная корпорация имеет большую легитимность и выносит более практичные решения. Для того чтобы стать судьей, требуется окончить Академию Магистратуры, обучение в которой длится шесть лет. Учебный Судебный Колледж (Stichting Studiecentrum Rechtspleging) в г. Зволле ежегодно предлагает несколько сотен курсов, в том числе посвященных новому национальному или европейскому законодательству. Существует иной путь к судебной карьере. Выпускник юридического факультета (rechterlijke ambten aren in opleiding) становится судебным служащим (эта работа длится семь - восемь лет). В этот период он проходит теоретические курсы и приобретает опыт в судебной канцелярии, Адвокатуре, Службе Публичного Обвинения. Специальные комитеты решают вопрос о том, пригодно ли лицо для осуществления функций судьи.
Выпускники юридических факультетов, преподаватели, адвокаты и некоторые гражданские служащие) обычно служат некоторое время в качестве заместителей судей (rechters-plaatsvervanger) в судах, продолжая при этом выполнять свои основные профессиональные обязанности. (Заметим, что в России не предусмотрен институт заместителей судей, хотя эта идея имеет своих сторонников.) Для некоторых голландцев должность заместителя судьи - особая «честь», другие рассматривают ее как хорошую подготовку к работе в качестве судьи.
Назначение судей в Нидерландах (в отличие от Бельгии и других государств Европы) не зависит от политической ориентации Правительства. Министр Юстиции (Minister van Justitie) называет кандидатуры судей, рекомендуемых судом, которому требуется судья, но формально судей назначает Королева. «Карьерные судьи» и судьи, занятые неполный рабочий день, назначаются пожизненно и несменяемы. Члены Верховного Суда назначаются Королевой (фактически Правительством) из списка трех лиц, представленного Нижней Палатой, которая обычно включает в него лиц, возглавляющие список из шести имен, рекомендованных Верховным Судом. Судьи должны уйти в отставку по достижении семидесяти лет, но большинство из них делают это раньше. Судьи могут быть отстранены от должности лишь Верховным Судом «на основании явной непригодности» (такие случаи уникальны). Только Верховный Суд вправе применять к ним дисциплинарные меры.
Итак, Нидерланды обычно относят к романской группе континентальной правовой семьи. Правовая система Нидерландов до сих пор сохранила много элементов римского права. Ныне голландское право «заимствует повсюду», а в сфере частного права - особенно у Швейцарии и Австрии. Влияние французского, немецкого, британского и американского опыта предопределяет слабость и силу философии права в Нидерландах.
Глава II. Основные черты гражданского и семейного права Голландии
.1 Гражданское право Голландии
Голландскому гражданскому праву свойственны заимствования и эклектизм (в лучшем смысле этого слова). Гражданский кодекс 1809 г. (заменен в 1811 г. Кодексом Наполеона) и Гражданский Кодекс 1838 г. испытали сильное французское влияние. Гражданский Кодекс 1838 г. возвратился к принципам и системе римского права (Институции Гая и Юстиниана). Он также отмечен влиянием «Введения в голландскую юриспруденцию» Гуго Гроция. «Здание» голландского Гражданского Кодекса 1992 г. - новейшего из гражданских кодексов стран Западной Европы, - как убедительно доказывает профессор Э. Шраге, возведено на фундаменте римского, голландского, французского и германского права. Принятие Кодекса является «звеном в исторической цепи». Текст Объяснительного Меморандума к Гражданскому кодексу 1992 г. напоминает трактат по сравнительному праву.
Эпопею четырех кодификаций гражданского права в Нидерландах великолепно характеризует профессор Э. Шраге. Цивилистов также заинтересует экскурс в историю разработки Гражданского кодекса, предложенный профессором Э. X. Хондиусом. Особенности и новации Гражданского кодекса Нидерландов проанализированы в работах профессора Э. Шраге и судьи М. М. Тиллема.
Профессор Э. Шраге демонстрирует знакомство с российским правом, упоминая в своей работе о Гражданском Кодексе Советской России 1922 г.
Работа над новым Кодексом велась с 1947 г. на основании проектов текстов и комментариев, разработанных профессором Е. Майерсом - непревзойденным авторитетом в области гражданского права, сравнительного права и правовой истории. Парламентские отчеты об обсуждениях проекта (начавшихся в 1954 г.) стали важным источником толкования действующего права. Правоприменители, коммерческие компании, фирмы, студенты непосредственно обращались к проекту Гражданского кодекса задолго до вступления его в силу. Верховный Суд Нидерландов использовал технику 128 Глава 1. Общая характеристика правовой системы Нидерландов «предварительной интерпретации», толкуя нормы и заполняя пробелы в праве в соответствии с положениями проекта.
Голландское деликтное право почти целиком являлось творением судов. Несмотря на принятие ряда законов и радикальные изменения Гражданского и Торгового кодексов, право собственности и обязательственное право не удалось адаптировать к современным потребностям. Гражданский Кодекс Нидерландов 1992 г. включил в себя многие специальные законы, существовавшие отдельно от Гражданского и Торгового Кодексов, и кодифицировал сложную сеть прецедентного права. Были устранены неопределенности прежнего законодательства, оно приведено в соответствие со стандартами ЕС; сформулированы новые нормы.
Новый Гражданский Кодекс состоит из восьми Книг.
Книга 1 носит название «Право лиц и семейное право». Книга 2 «Право юридических лиц» (общая часть, ассоциации, корпорации с ограниченной ответственностью, фонды). Книга 3 «Общая часть наследственного права» содержит общие правила регулирования имущественных отношений (нормы, касающиеся в первую очередь правовых сделок с имуществом, их ничтожности по причине нарушения добрых нравов, законов; нормы об исках в связи с угрозой, обманом или с «противоправным использованием обстоятельств»; правила, регулирующие представительство и отношения доверительной собственности). В эту книгу также включены положения, применяемые к собственности (под которой понимаются все вещи и наследственные права), например, о передаче собственности, владении, некоторых правах in rem (узуфрукт., залог и ипотека). Она содержит положения о «реальных правах» (среди прочих собственность, права и обязанности собственников соседних домов, сервитуты и жилищные права). Книга 4 «Право наследования» улучшает правовое положение супругавдовца. В Книгу 5 включены нормы о вещном праве (права in rem, которые могут быть установлены только в отношении материальных вещей), связанном с отношениями, не регламентированными в Книге 3. Книга 6 содержит общую часть обязательственного права (невыполнение обязательств, переуступка обязательств, перевод долга, принятие на себя договорных обязательств, договоров в пользу третьих лиц, деликтное право). Далее следуют современный раздел о денежных долгах с нормами о безналичных платежах, о месте и времени платежей и о долгах в иностранной валюте; раздел о договорном праве (преимущественно об общих условиях торговых сделок).
В Книге 7 рассматриваются отдельные виды контрактов (договоры купли-продажи, включая договоры о платежах в рассрочку, договоры о передаче вещей в пользование и договоры о деятельности в пользу третьих
лиц, трудовые и коллективные договоры). Книга 8 (Право транспортировки) регулцрует договоры перевозки.
Моменты представления проектов Книг в Парламент, их принятие и вступление в силу отделены друг от друга значительными промежутками времени. Закон «О вступлении в силу» обычно содержал переходные положения, нормы об адаптации других Кодексов и законов и изменения, которые были внесены в уже принятую Книгу.
Книги 1 и 2 были введены в действие соответственно в 1970 г. и 1976 г., однако позже пересматривались. Книги 3, 5 и 6, тесно связанные друг с другом, и части Книги 7 вступили в силу в 1992 г. Работа над Книгой 4 и над некоторыми положениями Книги 7 продолжается. В этих областях все еще применяются нормы старого Кодекса. Книга 8 вступила в силу в 1991 г., однако некоторые вопросы в сфере права транспортировки будут урегулированы позднее. Книга 9 (Право промышленной и интеллектуальной собственности), содержащая нормы авторского, патентного, изобретательского права, права торговых марок, дорабатывается с учетном унификации патентного права в рамках ЕС, вступления в силу соглашения стран Бенилюкса об унификации права, регулирующего торговые марки и товарные знаки. Книга 10 (Международное частное право) возможно, будет включена в Кодекс.
Для Гражданского кодекса характерны «слоеная» структура (общие нормы предшествуют более детализированным положениям в форме «наслоений») и наличие «связующих положений» (нормы определенных разделов распространяются по аналогии на юридические отношения, к которым они непосредственно не применимы).
В Гражданском кодексе 1992 г. ни одна правовая доктрина не является преобладающей, и иностранное влияние сбалансировано. Он имеет «собственный стиль, выработанный на основе общего континентального европейского права». Современное гражданское право Нидерландов ближе к германской правовой системе, чем к группе систем права, воодушевленных опытом Франции. Немецкий системный подход проявляется в абстрактном юридическом языке, обилии технических деталей, «слоеной» структуре Гражданского кодекса, в новом разделе об общих условиях, правилах о роли добросовестности (разумности и справедливости) в контрактном праве. С другой стороны, общая часть наследственного права не включает (в отличие от немецкого права) семейное право и, следовательно, более абстрактна. Франко-бельгийское влияние обнаруживается в переходе к ответственности без вины в деликтном праве. Воздействие англосаксонского права проявилось в статьях об ошибке, недолжном влиянии, досрочном прекращении контракта, ответственности, за независимых контрактеров.
Содержание Гаагского Акта и Венского Акта о единообразных продажах 1964 г. и 1980 г. отражается в положениях о надлежащей продаже, в разделах о неисполнении и заключении контрактов (общее обязательственное право, Книга 6).
В новом Гражданском Кодексе расширена защита слабых лиц (женщин, детей, потребителей, несовершеннолетних, жертв незаконных актов). Возраст совершеннолетия сокращен до восемнадцати лет; расширены права замужней женщины. Это первый европейский кодекс, в котором воплощена концепция права потребителей, являющаяся, в определенном смысле, отражением различий между гражданским и торговым правом. Гражданский Кодекс предусматривает меры защиты мелких предпринимателей от монополистов, запрет строительства, которое не санкционировано и не контролируется местными властями.ІКонцепции разумности, справедливости, несправедливого обогащения имеют огромное значение для гражданского права. Понятия «разумность» и «справедливость» используются в обязательственном праве для обозначения добросовестности и являются дополнительным источником контрактных обязательств, отличным от закона и обычая) (например, обязательство участников переговоров учитывать разумные интересы друг друга). В деликтном праве основное изменение заключается в переходе от «ответственности, основанной на вине», к «ответственности за риск», которая не была известна римскому голландскому праву.
Предусмотрены многие улучшения «технического характера»: сокращены случаи такого неконтролируемого феномена, как обратная сила закона; введены положения, препятствующие наступлению юридических последствий недействительности. Достоинством Кодекса является его соответствие современным стандартам и потребностям, доступность и предоставление суду возможности уклониться по определенным делам от правил. Значение этого документа столь велико, что он был переведен канадскими авторами на английский и французский язык.
Новый голландский Гражданский кодекс не применяется на территории Нидерландских Антильских островах и Арубы; здесь продолжает действовать прежнее законодательство. Роль Верховного Суда Нидерландов в качестве высшего суда для Нидерландских Антильских островов ограничена: он не обладает компетенцией по делам о налогах и банкротстве.
Сопоставление развитие отрасли гражданского права в Нидерландах и России, позволяет обнаружить больше сходств, чем различий, что подтверждает тезис о родственности всех правовых систем, представляющих романо-германскую правовую семью.
Гражданский кодекс Нидерландов иногда называют лучшим в мире. Высокие оценки можно услышать и в адрес российского Кодекса. Однако многие вопросы гражданского права по-прежнему регулируются нормативными актами, иногда противоречащими Гражданскому кодексу. Введенные в действие части Гражданского кодекса содержат пробелы и внутренние противоречия. Пока трудно оценивать применение российского кодекса, хотя его важная роль в систематизации отечественного законодательства в области частного права неоспорима.
Вопросы, относящиеся к применению Гражданско-процессуального Кодекса Нидерландов 1838 г. (с последующими изменениям), затрагиваются в статье профессора Э. Бланкенбурга. В гражданском процессе практикуются обмен сторон письменными документами (заключениями). Устные речи сторон имеют небольшое значение в судах (за исключением Верховного Суда, где решающую роль играют выступления адвокатов).
Таким образом, Голландскому гражданскому праву свойственны заимствования и эклектизм. Для Гражданского кодекса характерны «слоеная» структура (общие нормы предшествуют более детализированным положениям в форме «наслоений») и наличие «связующих положений» (нормы определенных разделов распространяются по аналогии на юридические отношения, к которым они непосредственно не применимы).
2.2 Уголовное право
Первый нидерландский УК («Уголовный кодекс королевства Голландии») был издан в 1809 г. в период кратковременного правления в качестве голландского Короля одного из братьев Наполеона (1806-1810 гг.). В нем обнаруживается значительное влияние уголовных законов, ранее действовавших в отдельных провинциях. В последствии он не раз использовался в качестве основы для подготовки проектов новых уголовных кодексов Нидерландов. В 1811 г., после присоединения страны к Франции, кодекс 1809 г. был заменен французским УК 1810 г., который и после освобождения продолжал применяться в течение нескольких десятилетий в качестве национального уголовного кодекса, несмотря на неоднократные попытки его замены. Лишь в 1881 г. был издан УК, составленный нидерландскими криминалистами во главе с А. Моддерманом, использовавшими отчасти опыт французского (УК 1810 г.) и германского (УК 1871 г.) законодательства. Этот кодекс отличают простота излагаемых норм и широта судейского усмотрения, однако лишь в сторону смягчения санкций. Все преступные деяния делятся в кодексе, в отличие от трехчленной классификации, принятой во французском и германском УК, на две категории преступления и проступки.
Изменения в Уголовный кодекс вносились в 1905 г. (предусмотрено отдельное уголовное право для несовершеннолетних); в 1915 г. (предусмотрено условное осуждение - замена лишения свободы штрафом, общественными работами и другими наказаниями); в 1986 г. (судьям предоставлено полномочие отсрочивать основные и дополнительные наказания); в 1929 г. (введены принудительные меры, а в 1983 г. они дополнены помещением преступников-психопатов в закрытые лечебные учреждения); в 1976 г. (установлена уголовная ответственность юридических лиц); в 1983 г. (расширено применение штрафов и дополнительных наказаний). Была введена уголовная ответственность за дискриминацию, посягательство на частную жизнь, угон самолетов, загрязнение окружающей среды, компьютерные преступления; декриминализированы нарушение супружеской верности и гомосексуализм. В 1987 г. введено досрочное освобождение лиц, срок заключения которых не превышает 1 года (после отбытия не менее 6 месяцев заключения, если оставшийся срок составляет 1/3 от общего срока), лиц, осужденных более чем на 1 год лишения свободы и отбывших 2/3 срока, а также условное осуждение. С 1989 г. применяются общественные работы за преступления, караемые лишением свободы до 6 месяцев; полиция наделена правом налагать штрафы до 500 гульденов за нарушение правил; эти решения могут быть обжалованы в административном порядке, а в конечном счете - в суд.
УК предусматривает следующие виды основных наказаний: тюремное заключение - за совершенные преступления; арест - за уголовные проступки и некоторые преступления; общественные работы, штраф - за деяния обеих категорий; условные приговоры. Пожизненное заключение может быть назначено за непредумышленное убийство при отягчающих обстоятельствах и умышленное убийство; в качестве альтернативы суд вправе использовать тюремное заключение на срок до 20 лет. Смертная казнь запрещена в 1870 г. После Второй мировой войны она вводится за некоторые военные преступления и опасный коллаборационизм с врагом, но не применяется с 1952 г. В соответствии с поправкой, внесенной в Конституцию Нидерландов в 1982 г., смертная казнь отменена.
Дополнительными наказаниями являются: лишение специальных прав - права на вождение и права выставлять свою кандидатуру на выборах, занимать публичную должность, практиковать определенные профессии; помещение в трудовой лагерь; публикация судебного решения; конфискация имущества. Судье предоставлена возможность налагать одно или несколько дополнительных наказаний вместо основного.
Судьи связаны лишь максимальными размерами санкций (только они указаны в соответствующих статьях Особенной части). Суд вправе смягчать наказание по своему усмотрению (в Общей части УК отсутствует перечень смягчающих обстоятельств, поскольку это противоречило бы «доверию к судьям»). Он может признать лицо виновным, не назначая наказания» судебное помилование». В соответствии с изменениями 1983 г. суд должен аргументировать налагаемое наказание. В настоящее время наиболее важным наказанием за все преступления стал штраф. С 1987 г. условное осуждение применимо к наказаниям в виде штрафа, заключения и тюремного заключения до 3 лет.
Общее уголовное право образует основу отдельных отраслей: военное уголовное право, базирующееся на Военном УК, и уголовное право военного времени (Закон 1952 г.); налоговое уголовное право, основу которого составляют законы в области налогов, таможенных тарифов и акцизов; уголовное право, связанное с нарушением правил, установленных Законом о дорожном движении 1935 г.; социально-экономическое уголовное право (Закон об экономических преступлениях 1950 г. с изменениями 1976 и 1989 гг.); ювенальное уголовное право. К несовершеннолетним применяются следующие санкции: выговор; штраф (от 5 до 500 гульденов); задержание (от 4 часов до 14 дней); направление в исправительную школу (от 1 до 6 месяцев). Срок применения «некарательных» санкций (надзор; приказы о задержании нарушителей, нуждающихся в переобучении и образовании) не определен, но они «снимаются» по достижении 18 лет. Минимальный возраст уголовной ответственности несовершеннолетних - 12 лет, максимальный - 21 год. Суды могут применить к несовершеннолетним положения «общего» уголовного права, принимая во внимание тяжесть наказания и характер правонарушения. Суды полномочны также использовать положения ювенального уголовного права в отношении лиц старше 18 лет, но не достигших 21 года.
УПК 1838 г., составленный по образцу УПК Франции 1808 г., действовал до 1926 г. В УПК 1926 г. отражены принципы как континентального (инквизиционная система), так и англо-американского процесса (последние проявляются в институтах «сделка», «условный отказ», в концепциях «справедливая правовая процедура», «справедливый уголовный процесс»). В 1974 г. уголовно-процессуальное законодательство подверглось изменениям (так, сокращены сроки предварительного заключения). Часть I УПК содержит положения о компетенции полиции, Службы публичного обвинения и судов, правах обвиняемого и защиты, о применении принудительных мер, предварительном заключении, наложении ареста, выемке, обыске; часть II правила о досудебной и судебной стадиях процесса; часть III - о правовых средствах защиты (апелляция, кассация); в части IV регламентированы процедуры рассмотрения дел несовершеннолетних и юридических лиц, в части V - порядок исполнения судебных решений. Уголовно-процессуальные нормы содержатся в законах об опиуме 1928 г., о полиции 1993 г., о предварительном заключении 1974 г.
Органы полиции возбуждают и проводят досудебное расследование от имени Службы публичного обвинения (на практике они не прибегают к предварительной консультации с этой Службой). Полиция уполномочена заключать сделку с обвиняемым, согласным уплатить определенную денежную сумму, и дело не передается в Службу публичного обвинения. В Нидерландах (подобно Франции, но в отличие от Германии) отсутствует обязательное уголовное преследование. Публичный обвинитель решает вопрос, направить дело полицейскому судье или в коллегию в составе трех судей. Отказ публичного обвинителя от уголовного преследования возможен по следующим основаниям: «технический отказ» (отсутствие доказательств, достаточных для уголовного преследования); «дискреционный отказ» (его нецелесообразность по причинам «публичного интереса», политическим соображениям, а также ввиду того, что другие виды наказания или меры предпочтительнее; преследование несоразмерно, несправедливо или неэффективно с учетом личности правонарушителя или не соответствует интересам пострадавшего). Возможны «безусловный» и «условный» отказы от преследования с объявлением нарушителю выговора или без такового. Такими условиями могут являться уплата государству денежной суммы, полная или частичная компенсация ущерба жертве преступления, отказ от предметов, которые были конфискованы или подлежат конфискации, уплата государству денежной суммы, которая по меньшей мере равна прибыли, полученной в результате содеянного. «Условный» отказ используется только на досудебной стадии; при этом не играет роли факт признания обвиняемым вины и вид совершенного преступления. В соответствии с Законом о финансовых санкциях 1983 г. Служба публичного обвинения уполномочена прекратить обвинение, если обвиняемый внес соответствующую денежную сумму; это правило касается преступлений, наказуемых не более чем 6 годами лишения свободы. Закон о Генеральных прокурорах 1976 г. определил стандарты отказа от преследования по делам, связанным с наркотиками: владение «мягкими» наркотиками до 5 граммов, использование небольшого количества «жестких» наркотиков лицом, не имеющим судимости.
Презумпция невиновности не сформулирована в качестве принципа уголовной юстиции; публичные обвинители считаются магистратами, действующими в общественных интересах. В стадии судебного разбирательства элементы состязательности проявляются в большей степени, однако судья активен и доминирует, а публичный обвинитель несет бремя представления доказательств, но не доказывания. Основной целью судебного производства является установление истины. Судья может ограничить право допроса свидетелей сторонами; перекрестный допрос недопустим. Участники процесса и суд сосредоточены на исследовании письменного досье. Правила доказывания не нацелены на обнаружение неприемлемых доказательств. Суд, назначая наказание, ограничен рамками предъявленного обвинения, но не связан требованием публичного обвинителя. В ходе судебной реформы намечается переход к состязательному уголовному процессу.
Таким образом, УК Голландии предусматривает следующие виды основных наказаний: тюремное заключение - за совершенные преступления; арест - за уголовные проступки и некоторые преступления; общественные работы, штраф - за деяния обеих категорий; условные приговоры. В УПК отражены принципы как континентального (инквизиционная система), так и англо-американского процесса (последние проявляются в институтах «сделка», «условный отказ», в концепциях «справедливая правовая процедура», «справедливый уголовный процесс»).
Заключение
Таким образом, в правовой системе Голландии главным источником права является законодательство, одновременно в сфере гражданских, торговых и морских отношений, действуют нормы обычного права, что зафиксировано в соответствующих кодексах и законах. Кроме того, существенную роль в применении общих правовых принципов и институтов, особенно в первый период действия Гражданского кодекса 1838 г., играли решения Верховного суда, нередко заполнявшие пробелы в праве.
Особым источником права в Нидерландах признаются на практике «конституционные соглашения» (определяют принципы верховенства закона, назначения и смещения министров, осуществления права роспуска Генеральных штатов).
В голландской доктрине в качестве специальной формы норм признаются политические нормы, принятые администрацией в целях руководства и саморегулирования при осуществлении дискреционных полномочий (министерские инструкции налоговым инспекторам, правила о предоставлении лицензий). Источником уголовно-процессуального права признаются Руководящие указания Службы Публичного Обвинения. Источником права являются также нормы обычного права, в том числе торговые обычаи.
Нидерланды обычно относят к романской группе континентальной правовой семьи. Правовая система Нидерландов до сих пор сохранила много элементов римского права. Ныне голландское право «заимствует повсюду», а в сфере частного права - особенно у Швейцарии и Австрии. Влияние французского, немецкого, британского и американского опыта предопределяет слабость и силу философии права в Нидерландах.
Голландскому гражданскому праву свойственны заимствования и эклектизм. Для Гражданского кодекса характерны «слоеная» структура (общие нормы предшествуют более детализированным положениям в форме «наслоений») и наличие «связующих положений» (нормы определенных разделов распространяются по аналогии на юридические отношения, к которым они непосредственно не применимы).
УК Голландии предусматривает следующие виды основных наказаний: тюремное заключение - за совершенные преступления; арест - за уголовные проступки и некоторые преступления; общественные работы, штраф - за деяния обеих категорий; условные приговоры. В УПК отражены принципы как континентального (инквизиционная система), так и англо-американского процесса (последние проявляются в институтах «сделка», «условный отказ», в концепциях «справедливая правовая процедура», «справедливый уголовный процесс»).
Список источников и литературы
1.Азаркин, Н. М. Всеобщая история юриспруденции. Курс лекций [Электронный ресурс] / Н. М. Азаркин . - М.: Юрид. лит., 2013 . - 608 с.
2.Алексеев, С. С. Теория права [Текст]: учебник для вузов / С. С. Алексеев. - М.: БЕК, 2014 . - 224 с.
.Бланкенбург Э., Бруинсма Ф. О голландской правовой культуре // Государство и право. - 2014. - N 12.- с. 39-45
4.Комаров С.А Общая теория государства и права. Курс лекций. М., 2012;
5.Козлихин Н.Ю. Идея правового государства. СПб., 2012;
.Кузнецов. Правовое государство. «Правоведение» № 1. 2013;
.Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 2012;
.Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2012
.Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2012
10.Правовая система Нидерландов. Отв. ред. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. - М.: Зерцало, 2008. - 432 с.
11.Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. Отв. ред. Сухарев А.Я. 2 изд. - М.: Норма - Инфра-М, 2011. - 840 с.
.Судебные системы европейских стран. Справочник/пер. с франц. Д.И. Васильева и с англ. О.Ю. Кобякова (по соглашению с Советом Европы). - М.: Международные отношения, 2012. - 336 с.
13.Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. М.Н. Марченко. М., 2012. С. 27.
14.Теория государства и права. Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 2012. С. 41.
.Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А. В. Малько. М, 2012. С. 42.
.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М., 2012
.Энциклопедический юридический словарь. Под ред. В.Е. Крутских. М.