Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,21 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Российский государственный профессионально-педагогический университет"

Институт психологии

Кафедра психология образования






Контрольная работа

по дисциплине "Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании"

Вариант № 3


Выполнил: студент группы

Н.С. Дик

Проверил: В.А. Лебедева



Екатеринбург 2014

План

Введение

. Чем профессия психолога отличается от профессии священника?

. Рассмотреть подход гештальт-психологии

. Назвать основные особенности естественнонаучного и гуманитарного подходов в психологии

. Можно ли считать, что сегодня психология переживает кризис? Если да, назовите основные признаки этого кризиса. Если нет, - аргументируйте свою позицию

. Каким образом психологические знания транслируются по радио, приведите пример? В качестве примера может быть выдержка из любого радиопередачи, после которой дается краткий вывод о содержании представленной информации

. Представьте и изобразите графически "древо" психологии. Попытайтесь отразить не только как можно больше отраслей психологической науки, но и взаимосвязи между ними

Заключение

Список литературы

Введение

На первый взгляд, функции священника очень схожи с функциями психолога - и тот и другой стремятся восстановить мир и любовь, но не стоит переоценивать роль священнослужителей в деле врачевания душ.

Назначение священника

Чем отличаются священник и психолог, и кто может быть более полезен в процессе восстановления мира и понимания между людьми - священник или психолог? Прежде всего, нужно понять то, что делает священник и что делает психолог, их функции совершенно разные, хотя, можно подумать, что они схожи.

Роль священника заключается в том, чтобы привести человека к Богу и сделать, тем самым, его счастливым.

Назначение психолога

А чем занимается психолог? Психолог помогает человеку решить свои трудности в процессе жизни. Решить эти жизненные трудности можно по-разному, причем, их причины могут быть тоже самыми разнообразными.

Если иностранному языку можно научить, то и решать свои проблемы тоже можно научить, научить иному поведению в разных ситуациях. Это способен сделать психолог.

Религиозное и психологическое воздействие на окружающих.

Если смотреть с этой стороны, то работа психолога не слишком возвышенна и романтична, она уступает предназначению священника. Но она достаточно полезна и конкретна, так как отвечает на конкретный запрос человека. "У меня существует конкретная проблема. Что мне делать, как мне ее решить". И дальше начинается работа психолога по этапам, по своим правилам и уже через несколько встреч можно получить определенный результат. Это работа психолога.

То есть перед священником более возвышенная и трудная задача, иногда почти неразрешимая. А психолог работает конкретно, по конкретной методике в соответствии с конкретными этапами и получает сначала промежуточный, затем конкретный итоговый результат.

К кому же идти - к священнику или к психологу, кому отдать предпочтение? Это трудный вопрос для каждого. Можно попросить помощи и у священника, и у психолога, но необходимо не забывать о личной ответственности за свою собственную жизнь.

Психология - это наука, которая родилась из материализма. Материя - первична. Сознание вторично! Вера основывается на религиозных, идеалистических взглядах и утверждает обратное - первично Слово, Дух, то есть сознание берет верх над материей.

Но при этом психолог и священник занимаются, в общем, одним и тем же, - душой человека и всем, что с ней связано - поступками, намерениями, поведением…

Наука, как известно, отвергает существование этой самой души, ведь предметом науки может быть только то, что можно измерить и посчитать… То есть, упуская душу, занимается исключительно ее производными - настроением, характером, депрессией и отношениями человека с окружающими… А непосредственно о душе на психологическом сеансе речь не идет. Кто может посчитать и подвергнуть статистическому анализу душу?

Психология - это наука, а православие - это религия со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но, признаюсь честно, как только заговорил священник, сразу же появилась симпатия к его словам, к его манере преподносить информацию - спокойно, логично… Короче говоря, он меня заворожил, и я совсем забыла, что мы собрались здесь поспорить. В конце концов, пришли к выводу, что психология и православие могут дополнять друг друга, несмотря на то, что одна - религия, а другая - наука… Сейчас даже есть такое направление "православная психология".

С одной стороны, я видела много хороших психологов, после общения, с которыми у людей прояснялось в голове, жизнь менялась в лучшую сторону.

С другой стороны, есть и батюшки, которые реально помогают людям. И многие православные считают, что вполне достаточно разговора на исповеди со священником, и не нужно никакой психологи. Кто-то больше верит в науку, в психотерапию и психологию, а кто-то духовным отцам. Хотя, конечно, тут играет огромную роль личностный фактор. Какой перед вами психолог? Какой исповедует батюшка?

Как-то я решила зайти в ту церковь, в которой служил настоятелем тот священник - мой собеседник.

1. Чем профессия психолога отличается от профессии священника?

Психология и церковь, священник и психолог - тема сравнения этих понятий возникает постоянно. Актуальность этой проблемы не исчезла: несмотря на то, что противостояние психологии и церкви уже в прошлом, священнослужители по-прежнему относятся к психологии не совсем положительно.

Можно ли сравнить проблему человека входящего в Церковь с проблемой человека, который настраивается на длительную работу с психологом. Что общего у этих людей? Сравнимы ли деятельность практического психолога и священнослужителя?

Для того чтобы сделать сравнительный анализ работы психолога и священника, необходимо понимать особенности их профессионального труда и их историю.

Христианство не родилось одновременно со священниками. Первые появились апостолы, затем епископы. И те и другие - совершители церковных тайн, они одновременно и учителя, и помощники, и служители церкви. Позже всех - священники и диаконы.

Священник в то время является фигурой вспомогательной при епископе, и много позже наделяется правом совершать церковные таинства. Духовник (старец) принимает исповедь, готовит человека к крещению и помогает в решении разных вопросов. Это отдельный человек. Это разделение и позволяет нам сейчас отделить понятия совершителя тайн от понятия священнослужитель.

Что же, собственно говоря, составляет деятельность священника? Чаще всего в сознании возникает исповедь. Но не надо забывать, что на исповеди священник ничего не должен говорить, - это не беседа. Хотя в таинстве Исповеди есть вопросы, которые священник может задать человеку.

Очень часто тема бесед отходит в сторону от духовной жизни человека, и касается его взаимоотношений в семье, на работе и пр. Для многих людей это единственная возможность пожаловаться на жизнь. Такие беседы не имеют духовного смысла, но они необходимы людям.

Что требуется для успешной работы священника? Достаточно ли рукоположения в сан? Очевидно, что нет. Для того чтобы служение было успешным, необходимо образование, воспитание и серьезная подготовка.

Как методологически можно сопоставить работу практического психолога со священнослужителем? При сравнении нельзя забывать о том, что человеческая личность обладает даром свободы, и потому манипулировать душой ни в первом, ни во втором случае невозможно, без свободного выбора самого человека.

Основные пути и виды работы.

Беседа - это один из элементов работы практического психолога. Беседа психолога, несомненно, отличается от беседы в церкви. Это, как и у священнослужителя, тоже общение с человеком, который пришел со своими проблемами, но несколько иная. Человек просит помощи, и психолог обязан оказать такую помощь. Это его святая обязанность, главное служение. Беседа, разговор, общение - сближают священнослужение и практическую психологию.

Психолога можно назвать учителем, т.к. он просвещает людей, делится с ними антропологическими и психологическими знаниями, если не сказать - духовными. Психологическое консультирования и есть просвещение и учительство.

Консультации психолога отличаются от бесед со священником, как групповых, так и индивидуальных. Смысл этих консультаций - не религиозные вопросы: обретения веры, разрешения сомнений (работа священника), а личная жизнь человека. Обсуждаемые вопросы у психолога касаются личной, профессиональной и семейной жизни. Таким образом, этот вид работы и роднит данные профессии, и, в тоже время, в чем- то разделяет их.

Например, как можно сравнить общение священника с работой практического психолога с группой. В первом случае - это реальная жизнь, у психолога - искусственно созданная ситуация. Отличие явное. Где же совпадение? Беседа, индивидуальный подход, элементы учительства объединяют консультирование священника и психолога.

Работу священника и психолога связывает то, что они озабочены широким социальным контекстом своих подопечных.

Многие православные психологи считают, что они должны вести человека к вере, Богу. По мнению И.Н. Мошковой, практического психолога, одной из важнейших задач психологической службы - приводить человека к Богу. Как говорит Ф.Е. Василюк, известный христианский психотерапевт, декан факультета Психологического консультирования МГППУ, христианство должно быть той точкой опоры, на которой стоит психолог (психотерапевт).

. Рассмотреть подход гештальт-психологии

Гештальтпсихология была основана как психологическое направление в начале 10-х гг. XX в. тремя немецкими психологами - Максом Вертгеймером (Weгtheimeг, 1880 - 1943), Вольфгангом Кёлером (Kohleг, 1887 - 1967) и Куртом Коффкой (Kofflca, 1886 - 1941). Условной датой рождения этого направления считается 1912 год - год выхода в свет работы М. Вертгеймера "Экспериментальные исследования восприятия движения". В многочисленных экспериментах М. Вертгеймера, испытуемыми в которых были его друзья В. Кёлер и К. Коффка, изучалось в основном кажущееся движение, т.е. восприятие движения при отсутствии такового объективно. Подавляющее большинство экспериментов строилось в соответствии со следующей схемой.

Давалось два изображения простого объекта (допустим, светящейся в темноте полоски) на некотором расстоянии одно от другого. Сначала зажигалось (подсвечивалось) левое изображение, затем через какое-то время правое. Если интервал времени между появлением первого и второго объектов был достаточно велик, испытуемый видел просто одну полоску слева, а затем вторую полоску справа. Если интервал был очень мал, испытуемый не успевал проследить за тем, последовательно объекты предъявляются или нет, и видел их одновременно на обычных местах. И только при некоторой средней скорости смены одной экспозиции другой, испытуемый видел отчетливое движение полоски из левого положения в правое, хотя в действительности никакого движения не было.

Все еще господствовавший в то время принцип элементаризма (даже в варианте Австрийской школы) был абсолютно непригоден для объяснения данного феномена, названного М. Вертгеймером фифеноменом. В самом деле, возникающее целостное впечатление вовсе не строится как сумма входящих в его состав ощущений - ведь фактически, во всех трех вышеуказанных случаях, имеют место два ощущения (или элементарные восприятия) двух полосок света, однако во всех случаях они воспринимаются по-разному, т.е. каждый раз возникает новый гештальт - новое, качественно отличное от других целостное образование.

Более того, стоит только как-то изменить пространственно-временные условия предъявления изображений полосок (увеличить или уменьшить расстояние между ними при одновременном изменении интервалов их следования друг за другом), изменить их цвет (сделать, например, одну полоску синей, а другую - красной) и т. п. - и каждый раз возникают качественно отличные друг от друга гештальты (т.е. разные целостные психические структуры). Так, кроме феномена "обычного фидвижения" в исследовании 1912 г. были открыты еще и феномен "чистого движения" (когда кажется, что полоски стоят на месте, а между ними происходит движение какого-то объекта, но какого - неизвестно), и явление "частичного движения" (когда кажется, что движутся оба объекта: только первый из начального положения куда-то к середине, а второй откуда-то из середины в свое конечное положение) и т.п.

Поэтому для объяснения полученных явлений М. Вертгеймер был вынужден отказаться от элементаризма, в любом из его вариантов и предложил альтернативный ему целостный подход. Это означало, что (в данном случае) восприятие движения не следует рассматривать как сумму каких-либо ощущений, являющихся частями целого, - оно (восприятие) изначально строится как целостная структура, особенности которой определяются здесь и теперь существующими пространственными и временными условиями восприятия того или иного конкретного материала.

Итак, целое дано в восприятии испытуемого раньше, чем какая-либо его часть. Поэтому испытуемыми в экспериментах гештальт-психологов должны были быть "наивные" испытуемые, которые не будут "испорчены" титченеровским требованием "расчленения целого на элементы", и используемый в гештальтпсихологии метод, получил название "метода феноменологического самонаблюдения". Этот последний был очень похож на метод "внутреннего восприятия" Ф. Брентано, при котором предлагалось воспринимать явления внутреннего мира непредвзято и целостно.

Впрочем, целостность структуры вовсе не предполагает, что внутри общей целостности не могут быть выделены в качестве составных частей более мелкие гештальты, каждый из которых воспринимается как фигура на фоне 1. Так, в упомянутых экспериментах М. Вертгеймера в одной из экспозиций у испытуемого возникало впечатление двух одновременно возникших кажущихся движений в разных направлениях, каждое из которых воспринималось как фигура на общем фоне. Однако эти гештальты не менее целостны, чем общий гештальт сознания; они являются, поэтому единицами анализа сознания, а не его элементами. В отличие от элемента, не сохраняющего свойства целого, единицы анализа несут в себе эти свойства. Гештальтпсихология не меняла радикально предмет исследования - им по-прежнему выступало сознание человека, изучаемое методом феноменологического (целостного) самонаблюдения, и частично психика животных, при изучении которой гештальт-психологи фактически разработали объективные методы ее изучения.

Свою конкретную экспериментальную разработку идеи гештальт-психологов, получат в основном, в исследованиях 20-х гг. XX в. Берлинском университете. На примере восприятия плоских изображений прямых и кривых линий, геометрических фигур и т.п. гештальт-психологи обнаружили, с их точки зрения, законы восприятия вообще: фактор близости, фактор сходства, фактор "общей судьбы" и т. п.

Согласно первому закону, в качестве фигур на фоне воспринимаются те элементы общего целостного изображения, которые находятся друг к другу ближе. Так, попарно расположенные линии будут видеться испытуемым как колонны или полоски на общем фоне. Если же испытуемый увидит изображение, составленное из множества кружочков двух цветов (скажем, зеленого и красного), то вполне вероятно объединение красных кружочков в единый гештальт - фигуру, а зеленых - в фон (или наоборот). Это результат действия фактора сходства. На нем основана работа так называемых таблиц Штиллинга, с помощью которых офтальмолог проверяет, не дальтоник ли его пациент. Если вы не различаете красный и зеленый цвета, то вы увидите на этих таблицах (картинках) неструктурированное, однородное поле, составленное из кружочков одного цвета, а не фигуру на фоне. Различающий указанные цвета, отчетливо увидит трехзначное число (скажем, красного цвета), составленное из кружочков, как фигуру на зеленом фоне.

С точки зрения представителей Берлинской школы, законе восприятия - законе "прегнатности", согласно которому наше перцептивное поле стремится к структурированию наиболее хорошим (при данных условиях), т.е. простым, симметричным, экономным, образом. Так, например, если на очень короткое время испытуемым предъявляют окружность с разрывом, испытуемый этого разрыва не замечает, достраивая воспринимаемое изображение до "хорошей формы" - целостной окружности. Это называется "завершением гештальта". Согласно гештальт-психологам, так происходит потому, что на самом деле за психической реальностью стоит физиологическая работа мозга - и именно, мозг экономит таким образом энергию физиологических процессов, которые связаны с психическими процессами отношениями изоморфизма. Последнее означает, что физиологические и психические процессы тождественны по структуре (гештальт в психической сфере, переживаемый субъектом как субъективный феномен, объективно оказывается физиологической структурой) и нет никаких особых, отличных от физиологических, психологических законов: ведь наше психическое структурирование зрительного поля на самом деле является законом "целостного" распределения энергии работающего по принципу экономии головного мозга.

Закон стремления к "хорошей форме" лежит в основе и иных психических процессов, в частности мышления. Приведем пример исследований мышления в гештальтпсихологии на материале классической работы В. Кёлера "Исследование интеллекта человекоподобных обезьян". Вот схема его исследований.

Однако эту функцию палка приобретает только в том случае, если обезьяна "охватывает" своим взором и палку, и цель одновременно, т.е. если оба эти предмета становятся частями одного гештальта. Примечательно, что гештальт, как правило, не возникает в том случае, если палка лежит перпендикулярно взору обезьяны: тогда она не образует "хорошей формы" вместе с целью - бананом. То же происходит и в случае, если палка лежит так, что обезьяна не может охватить одним взором (образовать зрительный гештальт) палку и банан (когда, например, палка лежит за спиной у обезьяны). Впрочем, для опытных обезьян (уже использовавших палку в подобных ситуациях) это уже не помеха, и они "видят" палку в ее функциональном значении даже тогда, когда она лежит в данный момент вне поля их зрения, и начинают ее искать для решения подобной задачи. Однако в этом случае это будет уже не интеллектуальное решение, а использование сформированных в прошлом опыте способов действия.

Если какой-либо элемент ситуации встраивается неожиданно в другой гештальт, входит как часть в другую целостную структуру, то для субъекта он как будто перестает существовать. Это наблюдается как в восприятии, так и в мышлении. На этом законе основаны приемы маскировки объектов во время войны. Чтобы замаскировать стоящие на открытых площадях объекты (например, отдельные особо ценные здания, отчетливо воспринимаемые сверху летчиком на самолете-разведчике как фигуры на фоне), достаточно нарисовать вокруг них изображения деревьев или кустов, и отдельно стоящие постройки будут теперь восприниматься как часть "лесного массива" и "потеряются" - перестанут восприниматься как отдельные гештальты.

В одной из задач на мышление в экспериментах В. Кёлера произошла похожая ситуация: обезьяна, уже привычно решая задачу достать банан, подвешенный на крючке к потолку, с помощью ящика, начала искать ящик в клетке и не могла его найти, поскольку он оказался для нее "замаскирован" - на нем сидела другая обезьяна. Выступая в роли сиденья для другой обезьяны, этот ящик стал, таким образом, частью другого гештальта. Значит, в процессе решения интеллектуальных задач действуют те же закономерности образования гештальтов, как прежде всего образных структур. От того, как сложатся отношения предметов в зрительном поле, зависит, возникнет у обезьяны инсайт или нет. Это слово буквально переводится как усмотрение, а именно усмотрение отношений между предметами зрительного поля. Это еще раз доказывает, что все психические структуры подчиняются, согласно концепции Берлинской школы, одним и тем же законам построения целостных форм, или гештальтов.

Начиная с конца 20-х гг. XX в., в изучении гештальт-психологами процесса решения интеллектуальных задач, появляются новые черты: происходит переход от глобального подхода к объяснению решения интеллектуальных задач как инсайта (видения хорошей структуры) к выделению основных фаз процесса решения проблемы.

Подводя итоги рассмотрения некоторых исследований гештальт-психологов, можно высоко оценить их вклад в разработку целостного подхода в психологии. Критика гештальт-психологами принципа элементаризма классической интроспективной психологии побуждает каждого исследователя, в какой бы области он ни работал, прежде всего, решать проблему единицы анализа изучаемой реальности и думать над тем, как бы не потерять свойств целого, в процессе его анализа. Однако многие конкретные идеи гештальт-психологов (в частности, идея о том, что единицами анализа сознания должны быть гештальты, имеющие законы своего образования, одинаковые у ребенка и взрослого, у человека и животного, в восприятии и мышлении) подвергались критике практически с момента их возникновения. Одним из критиков Берлинской школы гештальтпсихологии выступила возникшая одновременно с ней Лейпцигская школа (также относимая к целостной психологии), предложившая свой вариант целостного подхода к изучению психических феноменов.

3. Назвать основные особенности естественнонаучного и гуманитарного подходов в психологии

Естественнонаучные принципы в психологии:

.Реальность изучаемого объекта. Простым примером проявления этого принципа может служить изучение эмоций, снов и т.д. Если эмоции реальны, то в каких единицах их можно измерить? А если они не реальны, то как мы их проявляем и видим?

2.Объект познания (познаваемое) обозначает объект реальности материальной или идеальной. В связи с этим представители естественнонаучной парадигмы утверждают, что идеальное - это результат работы мозга. Мозг и его работа - тот механизм, что превращает причины в следствия, механизм - недоступный гуманитарным наукам. Но доступный естественным, ведь мозг материален, а материю мы изучать умеем. И изучали, но не изучили, история насчитывает великое множество неудачных попыток.

.Обособленность реальностей, т.е. для объяснения явлений психической реальности должны привлекаться объясняющие принципы, и только когда их недостаточно, и удается показать взаимодействие разных реальностей - привлекаются в качестве объясняющих принципов явления материальной реальности.

."Чувственное" познание применительно к психической реальности. Если мы хотим применить к психологии естественнонаучные принципы, то должны найти аналог чувственного восприятия для явлений психической реальности.

Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Современные гуманитарные дисциплины ориентированы на общие критерии научности:

üИнтерсубъективность

üПрогрессизм

üОбоснованность

üКритичность

Как отмечает В.Н. Сурков (12), критерии научности в психологии реализуются лишь в тенденции. При этом автор дает характеристики, традиционно выражающие специфику гуманитарного знания. Среди них в первую очередь человекосоразмерность, ценностная размерность, процессуальность, индивидуализирующая методология, субъектность, осознание особой роли понимания, преобладание качественного аспекта исследований над количественным, языковая чувствительность (12). В.Н. Сурков сравнивает особенности познания в естественнонаучной и гуманитарной парадигме (таблица).

Таблица - Особенности познания в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах

ЕстественнонаучнаяГуманитарнаяПредметРазличные формы проявления душевной жизни: поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности.Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений.ПринципыДетерминизмИнтенциональность (индетерминизм)Научный подходНомотетический, объективистский, дедуктивный, структурный.Идеографический, субъективистский, системный, интуитивный,ЦельПознание объективных законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под общую зависимостьПонимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личностиМетодыОбъективные методы исследования: наблюдение, эксперимент и др.Субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др.Позиция исследователяБеспристрастная, отстраненнаяЭмоциональная, эмпатическая, включенная.Способ построения ЗнанияГипотеза, теоретический конструкт.Беспредпосылочность.Критерий истиныПрактика, проверяемость и воспроизводимость результатов. Строгая доказательность и обоснованность полученных результатов с помощью математической статистики.Опыт исследовтеля, его интуиция, субъективное понимание исследуемых феноменов.Отношение к исследуемомуСубъект-объект. Субъект-субъект. ЗаИсследуемый исследуемым признаетсярассматривается как объект, лишенный активности и ценности. активность, ценность.

Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Гуманитарное познание представляет собой ценностно-смысловое освоение человеческого бытия. Прибегать к ценностным оценкам явлений природы бессмысленно, так как вещи и явления природы не добры и не злы. Гуманитарное знание - это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного.

Значительная часть дискуссий о статусе научности психологии связана не столько с обсуждением вопроса о том, является ли психология наукой, сколько с вопросом о том, на какой эталон (естественнонаучный или гуманитарный) ей следует ориентироваться (и каким критериям научности соответствовать).

Зарубежные психологи более склонны воспринимать психологию в рамках гуманитарной психологии, отечественные же психологи до сих пор придают меньшее значение гуманитарному знанию в психологии по сравнению с естественнонаучным. Но тенденцией последних лет является все же гуманизация знания психической реальности. Как справедливо отмечают многие авторы, в основе получения психологического знания должна лежать гуманитарная парадигма, но для доказательства неоспоримых фактов служит естественнонаучная, т.е. обе парадигмы, в исследовании психической реальности необходимы.

. Можно ли считать, что сегодня психология переживает кризис? Если да, назовите основные признаки этого кризиса. Если нет, - аргументируйте свою позицию

Психология очень плохо развита и развивается медленно. Естественно она проживает кризис. Причина этому кризису полное непонимание того, как функционирует мышление. Современная психология от недостатка знаний постаралась уйти от этого вопроса, астрагировавшись в философию.

Но в наше время уже находятся модели, использующие для объяснения мышления альтернативные физические модели.

Многих представителей психологического сообщества волнует вопрос: что являет собой научная психология, вступившая в XXI век, находится она в кризисе или, напротив, с уверенностью смотрит в будущее. Конечно, психология не столь однородна, чтобы в отношении ее дать прямолинейные и однозначные ответы на поставленные вопросы, тем более что ряд перспективных тенденций в ней давно уже существуют и активно разрабатываются (хотя и не стали господствующими). В то же время многое в психологической науке сегодняшнего дня, по сути, уже принадлежит прошлому. Для психологии, которая не столь жестко парадигмальна, как, скажем, естественные науки (хотя наличие неукоснительно признаваемых парадигм и в них многими сегодня оспаривается), очень важен "вектор" поисков и ожиданий.

Существующее мнение о сегодняшней психологии как находящейся в кризисе встречает возражение: утверждается, что она интенсивно развивается как академическая наука, о чем свидетельствуют выходящие тысячи томов монографий, сотни научных журналов, проходящие многочисленные конференции, симпозиумы и конгрессы и т.п. Как практически ориентированная область знания психология востребована социумом, а услуги психологов хорошо оплачиваются. Таким образом, есть продукция и востребованность, поэтому следует уточнить: когда психологи говорят о кризисе - речь идет именно о научной психологии.

Как любая наука, призванная адекватно объяснять свой предмет, психология претендует на создание теории психического. И, будучи честной перед собой, она признает: модели, которые она продуцирует, пока весьма далеки от того, чтобы дать непротиворечивую картину психической жизни человека во всей ее полноте и сложности. Если оказывается, что наука ее упрощает, подвергает редукции, сводит к каким-то частным проявлениям, то именно это обстоятельство и заставляет говорить о наличии кризиса в психологии (1). В этом смысле не подлежит сомнению кризис современной психологии, даже учитывая достижения и наработки во всех ее областях и отраслях. Кроме того, фиксация кризиса является дополнительным стимулом, корректирующим направление развития научной психологии.

Чтобы избежать возможных недоразумений, заметим, что речь вовсе не идет о создании какой-то единой глобальной теории, которая бы "отменила" ныне существующие. Как проницательно заметил в свое время К.Г. Юнг, "время глобальных теорий в психологии еще не пришло". Современная психология страдает (об этом в первую очередь свидетельствует кризис) от взаимного непонимания психологов, принадлежащих различным направлениям и школам, а также от отсутствия содержательной конструктивной коммуникации (1).

В периоды кризисов, как это хорошо известно, оказываются наиболее востребованными методологические знания, так как только основанный на них анализ позволяет понять глубинные причины сложившейся ситуации и обозначить направление выхода из нее. Ж. Пиаже отмечал: "Науки более развитые, чем наша, уже давно пришли к пониманию того, что успехи науки в периоды ее кризисов обычно связаны с ретроактивной критикой употребляемых понятий, следовательно, с внутренней (и независимой от философии) эпистемологической критикой" (6, с. 189). Суть в том, чтобы кризис стал плодотворным.

К началу XXI в. появились суждения об очередном кризисе в психологии. Е.Д. Хомская констатирует "наличие методологических трудностей в различных областях психологии" (14, с. 113). В комментарии к ее статье фиксируется "ситуация методологического кризиса, сложившаяся в отечественной психологии за последние годы" (5, с. 125). В отклике на статью Е.Д. Хомской Н.И. Чуприкова утверждает, что соглашается в целом с поставленным диагнозом, отмечая наличие "очередного методологического кризиса, возникшего в отечественной психологии в связи с новой социальной и внутрипсихологической ситуацией (в частности, вследствие широкого распространения психоанализа, психотерапевтической практики и идей гуманистической психологии)" (15, с. 126).

С тем, что в современной психологии существуют "острые теоретические и методологические трудности и противоречия", был согласен и В.В. Давыдов (3, с. 127); об этом же писали в последние годы К.А. Абульханова (1), А.В. Брушлинский (2), В.П. Зинченко (4), О.К. Тихомиров (13) и мн. др. Кризис в психологии зафиксирован и зарубежными авторами. В этой связи вспоминается также знаменитый "открытый кризис" в психологии, описанный и проанализированный К. Бюлером и Л.С. Выготским, К. Левином и С.Л. Рубинштейном.

Современные американские авторы вполне обоснованно утверждают, что "сегодня психология еще более неоднородна, чем сто лет назад, и кажется, мы как никогда далеки от того, что хоть как-нибудь напоминало бы согласие относительно характера психологии... В конце ХХ столетия нет никакой единой системы, никаких единых принципов для определения психологической дисциплины и ведения исследований... Психология... представляет собой не единую дисциплину, но собрание нескольких различных ветвей... Американская психология разделена на враждующие фракции" (16, с. 33).

Таким образом, нынешний кризис в психологии в конце второго тысячелетия глобален, объемен, интернационален и многопланов. В России он переживается острее в силу особенностей нашей социокультурной ситуации. Его проявления можно усмотреть в самых разных плоскостях.

Несомненно, что кризис психологии может быть преодолен только целенаправленной совместной работой психологического сообщества, т.е. социальным путем. Но его первопричина лежит именно в когнитивной плоскости и заключается в неадекватном понимании психологической наукой своего предмета.

. Каким образом психологические знания транслируются по радио, приведите пример? В качестве примера может быть выдержка из любого радиопередачи, после которой дается краткий вывод о содержании представленной информации

Прямой интернет эфир радиостанции "Ведамедиа". Музыкальное радио Ведамедиа - первое радио на электронных волнах, которое даёт возможность всему русскоязычному населению глубоко познакомиться с ведическими знаниями. В режиме нон-стоп на волне звучат передачи, которые призывают к счастью и мудрости.

По своей сути это уникальный проект, который знакомит вас с тем как жить счастливо. Гости, специалисты, консультанты, преподаватели делятся своим знанием абсолютно бескорыстно, что позволяет лишить радио необходимости рекламных блоков. Вы не встретите здесь сплетен, интриг, вражды и политики. Проект не является коммерческим, и содержится исключительно на энтузиазме участников и спонсорской помощи.

Миссия Vedamedia Radio заключается в идеи духовного развития и мира независимо от вероисповедания и взглядов. На радиостанции вас ждёт атмосфера дружбы и теплоты. Это не развлекательный проект - все передачи веда-радио направлены создателями на самосовершенствование, духовное и нравственное развитие. Участниками проекта являются более 25 высококлассных специалистов различных областей ведического знания. В эфире транслируются материалы по ведической психологии, аюрведе, культуре, философии, ведической астрологии, психологии семейных отношений, йоге, васту и медитации.

Заключение

психолог профессия самореализация терапия

Профессиональная деятельность психолога в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле. Освоение профессии предполагает включение ее предмета в содержание Я - концепции человека. Естественно, что варианты этого будут бесконечно разнообразны, но, тем не менее, в них есть, то принципиально общее, что конституирует предмет одной профессиональной деятельности в отличие от другой.

На уровне Я - концепции человека это переживается как рефлексивно обоснованные ограничения на свои профессиональные действия. Знаменитое умение сказать себе и другим: "Это я не умею, это я умею плохо, это я умею посредственно". За этими ограничениями скрывается не только локус контроля, область профессиональной ответственности, но и потенциальная возможность для профессионального совершенствования - преодоление "не умею".

Появление профессии психолога в начале века было связано с социальными задачами максимального использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учиться. Это нашло свое отражение в истории психологии труда и в истории психологии обучения. В конечном итоге это позволило появиться целой отрасли психологического знания - психологии индивидуальных различий.

По существу, психолог на заре существования этой профессии начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни - с характеристикой перспективы личного развития, беря таким образом (пусть даже временно) ответственность за определение этой перспективы в достаточно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности.

...Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Это особенно актуально для будущих психологов. Ведь психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом и его профессиональная эрудиция должна включать в себя не только знание психологии, но и определённую совокупность знаний в области других гуманитарных дисциплин. Профессиональные умения психолога определяют успешность его практической деятельности, а профессиональные навыки позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

Список литературы

1.Абульханова К.А. Российский менталитет // Человек. Власть. Общество: Материалы Азиатско-Тихоокеанского Международного конгресса психологов. 21 - 24 мая 1998 года. Хабаровск: Дальний Восток, 1998. С. 6 - 8.

.Аминов Н.А., М.В. Окомпонентах специальных способностей будущих дошкольных психологов//Психологический журнал. - 1992. - Т.13 - № 5.

3.Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: ИП РАН, СПб: Алетейя, 2003.

.Верняева Т.А. Профессионально - личностный портрет психолога: Дис. …канд. психол. наук. - СПб.: СпбГУ,1997.

.Давыдов В.В. Исчерпала ли себя естественнонаучная парадигма в психологии? // Вопросы психологии. 1997. N 3. С. 127 - 128.

.Зинченко В.П. Методология или "охранная грамота"?//Вопросы психологии. 1997. N 3. С. 129 - 131.

.От редколлегии // Вопросы психологии. 1997. N 3. С. 125 - 126.

.Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизиологический параллелизм // Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. 2. М.: Прогресс, 1966. Вып. 1, 2. С. 157 - 194.

.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. Пос. для студ. Вузов. - М.: Academia, 2001.

10.Психологический журнал, №1 (январь), 2006.

.Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983. С. 121.

12.Психология. Словарь/Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. С.76

.Рыбаков В., Покрышкин А. Совместима ли психология и естественнонаучная парадигма? - Томск: Дельтаплан, 2005.

.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в науке. Статья. - М: Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2004.

15.Сурков В.Н. Гносеологические ориентиры в становлении и предметном самоопределении психологического знания. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Омск, 2004.

.Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М.: МГУ, 1992.

.Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии. 1997. N3. С. 112 - 125.

18.Чуприкова НИ. Какой должна быть сегодня научная психология? // Вопросы психологии. 1997. N 3. С. 126 - 127.

19.Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Евразия, 1998.

Похожие работы на - Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!