Анализ психологической адаптации студентов, проживающих в Забайкальском крае

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    474,61 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ психологической адаптации студентов, проживающих в Забайкальском крае













Дипломная работа

на тему: «Анализ психологической адаптации студентов, проживающих в Забайкальском крае»

Введение

Актуальность исследования.

Актуальность исследования на социальном уровне заключается в том, что сегодня, в условиях экологического и социально-экономического кризиса, важно сохранить и улучшить физическое и психологическое здоровье человека. Общество нуждается в здоровых, социально активных, адаптированных людях, которые способны принимать решения, работать, воспитывать новое поколение, могут эффективно решать жизненные задачи, справляться с трудностями. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных (и меняющихся) природных и социальных условиях, на различных уровнях приобретает в настоящее время все большее значение.

Весь период жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, так же и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.

Научная актуальность работы заключается в том, что, несмотря на множество работ, посвященных психологической адаптации, почти отсутствуют исследования, которые определяли бы уровень психологической адаптации человека в не вполне адекватных его природе экологических условиях жизненной среды. Изучается в основном адаптация к социальным условиям, к условиям обучения, профессиональной деятельности, межличностного взаимодействия [11; 12; 17; 23; 39]. Адаптация к природной среде изучается меньше, в основном анализируется адаптация к экстремальным природным условиям (жаре, холоду, невесомости, высокогорью и т.д.) [5; 10; 24; 25; 29; 31]. Практически не изучается психологическая адаптация человека к единым условиям жизненной среды, природной и социальной. Само понятие "адаптация" в психологической науке неоднозначно и нуждается в уточнении в системном контексте.

В нашей работе психологическая адаптация рассматривается как целостное, системное явление. Изучается психический и социально-психологический уровни психологической адаптации студентов, проживающих в Забайкальском крае.

Несмотря на большой объем литературы по анализу психологических аспектов адаптации студентов к разного рода средовым воздействиям (прежде всего, социальным), недостаточно изучена их психологическая адаптация к осложненным условиям жизненной среды. В нашей работе реализуется экопсихологический подход к развитию психики В.И. Панова, отличительной чертой которого является то, что в качестве исходного методологического основания исследования выступает анализ системы «человек - жизненная среда».

На прикладном уровне актуальность работы заключается в том, что на основе наших данных могут быть разработаны программы психологической адаптации. Они будут полезны психологам, сопровождающим процессы обучения и воспитания людей, проживающих в экологически неблагоприятных условиях, и людей, имеющих проблемы психологической адаптации.

Все сказанное обусловило выбор темы исследования.

Цель исследования: определить показатели психического и социально-психологического уровней психологической адаптации студентов.

Объект исследования: психологическая адаптация человека.

Предмет исследования: показатели психического и социально-психологического уровней психологической адаптации студентов, проживающих в Забайкальском крае.

Гипотеза исследования: исходя из системного представления о психологической адаптации и имеющихся в литературе сведений о сниженных показателях психофизиологического уровня психологической адаптации людей, проживающих в осложненных условиях [41], мы предполагаем, что:

-       на психическом уровне психологической адаптации студентов сохранится тенденция к снижению показателей психологической адаптации;

-       на социально-психологическом уровне за счет социальной компенсации показатели адаптации большинства людей войдут в границы средней нормы.

Цель и гипотеза исследования определили его задачи:

.        Дать теоретический анализ состояния проблемы психологической адаптации человека в психологической науке.

.        Выявить показатели психического уровня психологической адаптации с помощью опросника СМИЛ

.        Определить показатели социально-психологического уровня психологической адаптации по тесту жизнестойкости С. Мадди.

Методологическую и теоретическую основу работы составили

методологические принципы: принцип единства человека и среды, принцип детерминизма, принцип системности;

экопсихологический подход к развитию психики В.И. Панова.

теории адаптации зарубежных и отечественных исследователей Г. Селье, Н.А. Агаджаняна, Ю.А. Александровского, Б.Ф. Березина, В.П. Казначеева, А. Г. Маклакова, В.И. Медведева, А.А. Реана, М.С. Яницкого.

Методы исследования:

.        Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

.        Метод тестирования, который представлен методикой СМИЛ (стандартизированным многофакторным методом исследования личности) Л.Н. Собчик и тестом жизнестойкости, представляющим собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди.

.        Методы математической обработки данных. Применялся метод статистического анализа: определялись среднегрупповые значения и стандартное отклонение от них, были построены усредненные личностные профили; определялись процентные соотношения между различными подгруппами общей выборки.

Относительная новизна исследования заключается:

-       в интеграции и систематизации теоретического материала по проблеме исследования, в выделении недостаточно изученных вопросов;

-       в получении новых эмпирических данных о психологической адаптации (психического и социально-психологического её уровней) студентов, проживающих в Забайкальском крае.

Проведена апробация исследовательской программы, разработанной в лаборатории региональных исследований психики ЗабГГПУ.

Глава 1. Проблема психологической адаптации человека в психологической науке

Понятие адаптации играет важную роль в психологии, а также в других науках.

Адаптация (лат. Adaptation - приспособление) - термин, введенный в научный оборот физиологами в конце 18 века, в самом общем виде означает приспособляемость - способность некоего объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды [55].

Большая способность к приспособлению, или адаптации - вот что делает возможным жизнь на всех уровнях сложности. Это основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессору.

Проанализировав литературу по проблеме адаптации, можно выделить следующие ее виды применительно к человеку: биологическая, социальная, психическая и психологическая. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет. Причем все перечисленные виды могут вступать во взаимодействие, образуя, например, социально-психологическую адаптацию. Такие сложные адаптационные процессы в действительности представляют собой единое целое, но традиционно виды адаптации исследуются отдельно.

.1 Биологическая и физиологическая адаптация

Проблема адаптации является одной из кардинальных проблем биологии. Изучение проблемы адаптации исторически было связано, прежде всего, с биологическими процессами. Это обусловлено тем, что в биологии рано начались попытки исследования взаимосвязи организмов с окружающей их средой.

Впервые проблема адаптации была выдвинута и обоснована Ж.Б.Ламарком, Ж.Сент-Илером, Ч.Дарвином [36]. Сам термин «адаптация» был впервые введен в научную терминологию немецким физиологом Аубертом в 1865 году для характеристики явления «приспособления чувственных органов (зрения, слуха и др.) к воздействию соответствующих раздражителей» [36].

Изначально проблема адаптации развивалась в русле эволюционной теории и биологии, но в процессе развития она вышла за эти рамки и стала проникать в медицину, психологию, социологию, кибернетику.

Адаптация - это процесс приспособления, который имеет определенные стадии развития и протекает фазно. В адаптивном процессе обычно выделяются фазы кратковременного повышения резистентности (чаще первые часы и дни воздействия) и ее снижения, после чего развивается состояние устойчивого приспособления [20].

Среди всего многообразия адаптивных реакций различают специфические и неспецифические. Специфические реакции вырабатываются очень медленно, характерная их черта - это взаимодействие и кооперация тех элементов функциональных систем, которые обеспечивают формирование конечного полезного эффекта. Для осуществления специфических реакций в организме нет готовых сформировавшихся механизмов, а есть лишь генетически детерминированные предпосылки. Неспецифические адаптивные реакции отражают наиболее общую реакцию организма и чаще всего выражаются в развитии общего адаптивного синдрома [42]. Для таких реакций в организме имеются готовые, вполне механизмы, и реакции долговременной адаптации.

Процесс адаптации с использованием специфических и общих адаптивных механизмов приводит к изменениям первоначального психического состояния с которого личность начала свой адаптивный процесс. По завершении адаптивного процесса первоначальное психическое состояние вместе с породившей его проблемой исчезает или сильно меняется.

Общий адаптационный сидром, как явление биологическое, впервые был описан Г. Селье в 1936 году и назван им "синдромом, вызываемым различными вредоносными агентами". Были описаны 3 фазы:

. Реакция тревоги. Организм мобилизует свои силы для противостояния угрозе за счет активизации симпатической нервной системы, т.к. подвергнут стрессу. Но сопротивление его недостаточно, и если стрессор сильный, может наступить смерть.

2. Фаза сопротивления. Во время второй фазы организм пытается справиться с угрозой путем борьбы или бегства. Если действия стрессора совместимы с возможностями адаптации, организм сопротивляется им. Признаки реакции тревоги практически исчезают, уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного.

3. Фаза истощения. Наступает в том случае, если организм не смог избежать угрозы или побороть ее и истощил свои физиологические ресурсы, пытаясь сделать это. После длительного действия стрессоров, к которым организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает [43].

Следует отметить одно обстоятельство ввиду его большого практического значения: трехфазная природа ОАС дала первое указание на то, что способность его организма к приспособлению или адаптационная энергия не беспредельна.

В биологии процесс адаптации - это приспособление строения и функций организма к условиям существования. В ходе адаптации формируются признаки и свойства, которые оказываются наиболее выгодными для живых существ, благодаря которым организм приобретает способность к существованию в конкретной среде обитания. Адаптация организма к условиям среды может носить, самый различный характер и затрагивать все стороны организации и жизнедеятельности человека.

Биологическая адаптация человека является комплексной социально биологической проблемой.

Биологический аспект адаптации присущ человеку и животным - включает приспособление организма (биологического существа) к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды:

-       температуре;

-       атмосферному давлению;

-       влажности;

-       освещенности и др. физическим условиям.

А также к изменениям в организме:

-       заболеванию,

-       потере какого-либо органа,

-       ограничению функций какого-либо органа.

Организм, как биологическая система, стремиться к сохранению биологической жизни. Биологическая адаптация человека включает в себя нормальное биологическое и социальное развитие человека, оптимальную жизнедеятельность человеческого организма, приспособление организма выступает одной из форм гармонизации взаимодействия человека и природы в условиях социального и научно-технического прогресса.

Разновидностью биологической адаптации является адаптация физиологическая.

В физиологии процесс адаптации - совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды - гомеостаза <#"797489.files/image001.gif">

Рис.1. Усредненный график по показателям студентов, входящих в группу «Норма адаптации (узкий коридор)»

Полученный профиль по группе студентов, показатели которых соответствуют норме адаптации (узкий коридор), согласно Л.Н. Собчик, называется «линейный» профиль. Это говорит о том, что лица, вошедшие в данную группу, гармоничны и адаптированы.

В данном профиле, за рамки узкого коридора нормы выходят две шкалы: 6-я - шкала «ригидность» и 9-я - шкала «оптимистичность».

Шкала «ригидность» (56 Т) выявляет устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, стеничность установок, активность позиции, усиливающуюся при противодействии внешних сил, практичность, трезвость взглядов на жизнь, стремление к опоре на собственный опыт, синтетический склад ума с выраженным тропизмом к системным построениям, к сферам конкретных знаний, к точным наукам. Такие лица проявляют любовь к аккуратности, верность своим принципам, прямолинейность и упорство в их отстаивании.

Изобретательность и рациональность склада ума сочетается с его недостаточной гибкостью и трудностями переключения при внезапно меняющейся ситуации. Лицам этого круга импонирует точность и конкретность. Это - реалистичный рациональный тип личности, отличающийся стеничностью и негибкостью установок.

В межличностных контактах проявляется выраженное чувство соперничества, соревновательность, стремление к отстаиванию престижной роли в референтной группе, высокая эмоциональная захваченность доминирующей идеей, способность "заражать" своей увлеченностью других и выраженная склонность к планомерности действий является фундаментом для формирования лидерских черт, особенно при хорошем интеллекте и высоком профессионализме.

Настроение приподнятое, но в ответ на противодействие легко вспыхивает и так же легко угасает гневливая реакция. Успех вызывает известную экзальтацию, эмоцию гордости. Житейские трудности воспринимаются как легко преодолимые, в противном случае значимость недостижимого легко обесценивается.

Отсутствует склонность к серьезному углублению в сложные проблемы, преобладает беспечность, радостное восприятие всего окружающего мира и своего бытия, радужность надежд, уверенность в будущем.

В целом, по профилю можно сказать, что люди, вошедшие в группу «норма адаптации» активны, уверены в себе, легко справляются с трудностями, способны преодолеть неудачи, позитивны, обладают высокой мотивацией достижения. Такие люди уравновешенны, гармоничны, отличается полной сбалансированностью, умеренно выраженной тенденцией к самореализации с хорошим самоконтролем, обеспечивающим полное соблюдение нормативных требований среды.

В группу нормы адаптации с несколько повышенными показателями вошли 21 человек (55,3 %).

Среднегрупповые данные по шкалам СМИЛ приведены ниже (М± SD):

Шкала 1. Сверхконтроль - 52,95Т ±5,39;

Шкала 2. Пессимистичность - 54,62Т±7,49;

Шкала 3. Эмоциональная лабильность - 53,19Т±7,76;

Шкала 4. Импульсивность - 58,76Т±7,46;

Шкала 5. Мужественность-женственность - 61,62Т±10,51;

Шкала 6. Ригидность - 54,71Т±8,90;

Шкала 7. Тревожность - 53,57Т±5,14;

Шкала 8. Индивидуалистичность - 54,38Т±6,75

Шкала 9. Оптимистичность - 61,86Т±10,40;

Шкала 0. Социальная интроверсия - 48,81Т ±5,60.

Код профиля по Уэлшу: 95-4628731/0:

По этим данным выстроен профиль (см. рис.2).

Рис.2. Усредненный график по показателям студентов, входящих в группу «Норма адаптации с несколько повышенными показателями»

Полученный профиль по группе студентов, вошедших в группу «Норма адаптации с несколько повышенными показателями», согласно Л.Н. Собчик, называется «линейный» профиль. Это говорит о том, что лица, вошедшие в данную группу, адаптированы.

В данном профиле, за рамки узкого коридора нормы выходят две шкалы: 4-я - шкала «импульсивность» и 9-я - шкала «оптимистичность».

Шкала «импульсивность» (58,76 Т) выявляет активную личностную позицию, высокую поисковую активность, преобладание мотивации достижения, уверенность и быстроту в принятии решений.

Для лиц этого круга характерны нетерпеливость, склонность к риску, неустойчивый, часто завышенный уровень притязаний, уровень которых имеет выраженную зависимость от сиюминутных побуждений и внешних влияний, от успеха и неудач.

Поведение раскованно, непосредственность в проявлении чувств, в речевой продукции и в манерах. Высказывания и действия часто опережают планомерную и последовательную продуманность поступков. Тенденция к противодействию внешнему давлению, склонность опираться в основном на собственное мнение, а еще больше - на сиюминутные побуждения. Заметно выраженное стремление идти на поводу у собственных примитивных желаний, потворство своим слабостям.

Отсутствие конформности, стремление к независимости. Защитный механизм - вытеснение из сознания неприятной или занижающей самооценку личности информации.

Шкала «оптимистичность» (61,86 Т) отражает активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность обследуемого в себе, позитивную самооценку, склонность к шуткам и проказам, высокую мотивацию достижения, однако ориентированную в большей степени на моторную подвижность и речевую сверхактивность, нежели на конкретные цели.

Настроение приподнятое, но в ответ на противодействие легко вспыхивает и так же легко угасает гневливая реакция. Успех вызывает известную экзальтацию, эмоцию гордости. Житейские трудности воспринимаются как легко преодолимые, в противном случае значимость недостижимого легко обесценивается.

Отсутствует склонность к серьезному углублению в сложные проблемы, преобладает беспечность, радостное восприятие всего окружающего мира и своего бытия, радужность надежд, уверенность в будущем.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что люди, вошедшие в группу «норма адаптации с несколько повышенными показателями» активны, уверены в себе, быстро принимают решения, позитивны, обладают высокой мотивацией достижения, но не склонны к серьезному углублению в проблемы, относятся к ним с лекгостью. Лица, вошедшие в эту группу, часто следуют сиюминутным побуждениям, нетерпеливы, эмоциональны, склонны к риску.

Студентов, имеющих показатели Норма адаптации с акцентуацией,

оказалось 8 человек (21,1%).

Среднегрупповые данные по шкалам СМИЛ приведены ниже (М± SD):

Шкала 1. Сверхконтроль -58,25Т±6,82;

Шкала 2. Пессимистичность - 64,00Т±9,24;

Шкала 3. Эмоциональная лабильность - 60,63Т±7,50;

Шкала 4. Импульсивность - 66,25Т±7,83;

Шкала 5. Мужественность-женственность - 62,50Т±10,56;

Шкала 6. Ригидность - 59,38Т±6,23;

Шкала 7. Тревожность - 64,63Т±7,52;

Шкала 8. Индивидуалистичность - 65,75Т±9,74;

Шкала 9. Оптимистичность - 63,63Т±11,51;

Шкала 0. Социальная интроверсия - 54,00Т ±10,27.

Код профиля по Уэлшу: 4872953-610/

По этим данным выстроен профиль (см.рис. 3).

Рис.3. Усредненный график по показателям студентов, входящих в группу «Норма адаптации с акцентуацией»

Полученный профиль по группе студентов, вошедших в группу «Норма адаптации с акцентуацией», согласно Л.Н. Собчик, называется «пограничный» профиль.

В данном профиле, в рамки узкого коридора нормы входит значение одной шкалы: «сверхконтроль» (50,25 Т). Остальные шкалы разбросаны в диапазоне широкой нормы, приближаясь к верхней границе (70 Т). Самые высокие значения выявлены по следующим шкалам: «оптимистичность», «индивидуалистичность», «эмоциональная лабильность», «социальная интроверсия».

Шкала “эмоциональная лабильность" (64 Т) выявляет неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций, демонстративность, яркость эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживаний, неустойчивость самооценки, на которую значительное влияние оказывает значимое окружение, убежденность в идентичности своего "Я", некоторая "ребячливость", незрелость установок и суждений.

Шкала "индивидуалистичность" (64,63 Т) выявляет обособленно-созерцательную личностную позицию, аналитический склад мышления; склонность к раздумьям, избирательность в контактах, известный субъективизм в оценке людей и явлений окружающей жизни, независимость взглядов, склонность к абстракции, т.е. к обобщениям и к информации, отвлеченной от конкретики и повседневности. Выявляется выраженная потребность в актуализации своей индивидуалистичности. Личностям этого круга труднее адаптироваться к обыденным формам жизни, прозаическим аспектам быта. У них недостаточно сформирована реалистическая платформа, базирующаяся на житейском опыте, они больше ориентируются на свой субъективизм и интуицию.

Шкала “социальная интроверсия" (63,63 Т) выявляет пассивность личностной позиции и большую обращенность интересов в мир внутренних переживаний, низкий уровень включенности в социальную среду, замкнутость, застенчивость. Нередко является признаком внутренней дисгармонии.

Шкала «оптимистичность» (61,86 Т) отражает активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность обследуемого в себе, позитивную самооценку, склонность к шуткам и проказам, высокую мотивацию достижения, однако ориентированную в большей степени на моторную подвижность и речевую сверхактивность, нежели на конкретные цели.

Настроение приподнятое, но в ответ на противодействие легко вспыхивает и так же легко угасает гневливая реакция. Успех вызывает известную экзальтацию, эмоцию гордости. Житейские трудности воспринимаются как легко преодолимые, в противном случае значимость недостижимого легко обесценивается.

Отсутствует склонность к серьезному углублению в сложные проблемы, преобладает беспечность, радостное восприятие всего окружающего мира и своего бытия, радужность надежд, уверенность в будущем.

Итак, люди, вошедшие в группу «Норма адаптации с акцентуацией», эмоционально неустойчивы, ориентированы во внутренний мир, избирательны в контактах, минимально включены в социальную среду. Самооценка у них неустойчива, зависит от мнения окружающих людей. Они ориентируются в большей степени на свои чувства, житейский опыт. Характерна незрелость установок и суждений. У таких лиц возникают затруднения адаптации в группе, сложности в общении.

В группу студентов с нарушениями адаптации вошли 6 человек (15,8 %)

Среднегрупповые данные по шкалам СМИЛ приведены ниже (М± SD):

Шкала 1. Сверхконтроль -68,00Т±8,46;

Шкала 2. Пессимистичность - 76,17Т±8,86;

Шкала 3. Эмоциональная лабильность - 72,67Т±7,17;

Шкала 4. Импульсивность - 71,50Т±8,57;

Шкала 5. Мужественность-женственность - 59,33Т±13,06;

Шкала 6. Ригидность - 64,67Т±9,77;

Шкала 7. Тревожность - 67,33Т±10,25;

Шкала 8. Индивидуалистичность - 75,50Т±4,18;

Шкала 9. Оптимистичность - 71,83Т±14,03;

Шкала 0. Социальная интроверсия - 53,83Т ±6,55.

Код профиля по Уэлшу: 28394´176-50/

По этим данным выстроен профиль (см.рис. 4).


В среднегрупповом профиле, в рамки узкого коридора нормы входит значение одной шкалы: «социальная интроверсия» (53,83 Т). Остальные шкалы находятся в диапазоне широкой нормы, приближаясь к верхней границе (70 Т). Самые высокие значения выявлены по следующим шкалам: «оптимистичность», «индивидуалистичность», «пессимистичность», «социальная интроверсия».

Шкала «оптимистичность» (63,63 Т) отражает активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность обследуемого в себе, позитивную самооценку, склонность к шуткам и проказам, высокую мотивацию достижения, однако ориентированную в большей степени на моторную подвижность и речевую сверхактивность, нежели на конкретные цели.

Настроение приподнятое, но в ответ на противодействие легко вспыхивает и так же легко угасает гневливая реакция. Успех вызывает известную экзальтацию, эмоцию гордости. Житейские трудности воспринимаются как легко преодолимые, в противном случае значимость недостижимого легко обесценивается.

Отсутствует склонность к серьезному углублению в сложные проблемы, преобладает беспечность, радостное восприятие всего окружающего мира и своего бытия, радужность надежд, уверенность в будущем.

Шкала "индивидуалистичность" (75,50 Т) выявляет обособленно-созерцательную личностную позицию, аналитический склад мышления; склонность к раздумьям, избирательность в контактах, известный субъективизм в оценке людей и явлений окружающей жизни, независимость взглядов, склонность к абстракции, т.е. к обобщениям и к информации, отвлеченной от конкретики и повседневности. Выявляется выраженная потребность в актуализации своей индивидуалистичности. Личностям этого круга труднее адаптироваться к обыденным формам жизни, прозаическим аспектам быта. У них недостаточно сформирована реалистическая платформа, базирующаяся на житейском опыте, они больше ориентируются на свой субъективизм и интуицию.

Шкала «пессимистичность» выявляет преобладание пассивной личностной позиции. Ведущая мотивационная направленность - избегание неуспеха. Для лиц данного типа свойственны следующие особенности: высокий уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив; склонность к раздумьям, инертность в принятии решений, выраженная глубина переживаний, аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность, некоторая неуверенность в себе, в своих возможностях. Стиль межличностного поведения проявляется чертами зависимости, которые наиболее заметны в контактах с авторитетной личностью и с объектом привязанности; при этом могут одновременно звучать дистантность и болезненно заостренное чувство собственного достоинства (особенно при сочетании пиков по 2-й и 4-й шкалам профиля). Одновременное повышение 2-й и 9-й шкал отражает склонность к перепадам настроения, циклотимный вариант личности или циклотимию.

Шкала “социальная интроверсия" (63,63 Т) выявляет пассивность личностной позиции и большую обращенность интересов в мир внутренних переживаний, низкий уровень включенности в социальную среду, замкнутость, застенчивость. Нередко является признаком внутренней дисгармонии.

Среднегрупповой профиль выявил личность пассивную (0-я и 2-я шкала поглощают 9-ю), склонную к размышлениям, инертную, неуверенную в себе, но в тоже время стремящуюся показать свою индивидуальность, ориентированную, в первую очередь, на собственные интересы и потребности. Характерны перепады настроения (сочетание повышенных 2-ой и 9-ой шкал). Это тип личности негармоничный, возможны затруднения адаптации.

Таким образом, эмпирическое исследование подтверждает выдвинутую гипотезу. На психическом уровне психологической адаптации существует тенденция к снижению показателей психологической адаптации студентов. Значительная часть (15,8%) опрошенных имеет нарушения адаптации. Пятая часть (21,0%) - имеет акцентуации. В совокупности это 36,8 % опрошенных. Только 3 человека в выборке имеют показатели узкого коридора нормы адаптации.

.3 Результаты исследования показателей социально-психологического уровня психологической адаптации студентов

Для изучения показателей психологической адаптации студентов на социально-психологическом уровне использовался тест жизнестойкости, представляющий собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди [5].

В результате проведённого исследования были получены следующие данные.

Среднегрупповой показатель вовлечённости студентов составил 36,04±9,2 баллов при нормативном показателе 38,03 балла. У девяти человек (18%) показатель вовлеченности занижен (ниже 28 баллов), у четырех (8%) - завышен (выше 48 баллов).

По шкале контроля среднее значение в выборке составило 31,12 ±7,84 балла при нормативном показателе 29,86 баллов. Заниженный показатель (ниже 18 баллов) отмечен у одного человека, завышенный (выше 38 баллов) у шести человек (12%).

Среднее значение по шкале принятия риска составило 35,86±5,02 при нормативном показателе 35,32. Заниженных и завышенных показателей нет.

Среднегрупповой показатель уровня жизнестойкости студентов составил 85,14±19,38 балла при нормативном показателе 85,22 балла. У тринадцати человек (26%) показатель занижен (ниже 75 баллов), у четырнадцати (28%) завышен (выше 95 баллов). У двадцати трех человек (46%) уровень жизнестойкости находится в пределах нормы.

Таким образом, у 26% студентов заниженный показатель жизнестойкости. Для этой группы характерны низкая активность и темп реакций, отсутствие готовности к самостоятельному планированию и ответственности. Такие люди не могут справиться со страхами, редко идут на риск. У них высокий уровень тревожности по поводу неизвестного, нового будущего. Они не готовы действовать, если нет гарантий успеха. Они предпочитают спокойную, комфортную и безопасную жизнь.

Студентов с высоким уровнем жизнестойкости оказалось 74%. Такие люди легко справляются с трудностями, действуют на свой страх и риск в отсутствии каких-либо гарантий успеха. Они контролируют свою жизнь, активно влияют на стрессогенную ситуацию, в меньшей степени подвержены возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях, успешно совладают со стрессом, с тревогой, хорошо адаптированы.

Итак, эмпирическое исследование подтверждает выдвинутую гипотезу. На социально-психологическом уровне психической адаптации показатели студентов находятся в границах средних значений. У 13 человек (26%) заниженный показатель уровня жизнестойкости, у 37 человек (74%) данные показатели в норме.

Таким образом, результаты проведенного исследования адаптации студентов, проживающих в осложненных условиях жизненной среды, показали, что на психическом уровне психологической адаптации у 14 человек из 38 наблюдаются отклонения адаптации от нормы. У 21 человека наблюдаются повышения тех или иных шкал, и всего у 3 человек уровень адаптации в норме.

На социально-психологическом уровне большая часть испытуемых (37 человек из 50) хорошо адаптированы. Затруднения адаптации на этом уровне возникают у 13 человек.

Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. На психическом уровне психологической адаптации сохраняется тенденция к снижению показателей психологической адаптации. На социально-психологическом уровне за счет социальной компенсации показатели адаптации большинства людей вошли в границы средней нормы.

Заключение

В условиях экологического и социально-экономического кризиса, важно сохранить и улучшить физическое и психологическое здоровье человека. Общество нуждается в здоровых, социально активных, адаптированных людях, которые способны принимать решения, работать, воспитывать новое поколение, могут эффективно решать жизненные задачи, справляться с трудностями. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных и меняющихся природных и социальных условиях, на различных уровнях приобретает в настоящее время все большее значение.

Адаптация является сложным, многоуровневым процессом. Многие ученые делят адаптацию на различные виды: биологическую, физиологическую, психологическую, социальную и т.п. Мы считаем, что разделение психической и психологической адаптации необоснованно.

Несмотря на множество работ, посвященных психологической адаптации, почти отсутствуют исследования, которые определяли бы уровень психологической адаптации человека в не вполне адекватных его природе экологических условиях жизненной среды. Изучается в основном адаптация к социальным условиям, к условиям обучения, профессиональной деятельности, межличностного взаимодействия. Адаптация к природной среде изучается меньше, в основном анализируется адаптация к экстремальным природным условиям (жаре, холоду, невесомости, высокогорью и т.д.). Практически не изучается психологическая адаптация человека к единым условиям жизненной среды, природной и социальной.

Несмотря на большой объем литературы по анализу психологических аспектов адаптации студентов к разного рода средовым воздействиям (прежде всего, социальным), недостаточно изучена их психологическая адаптация к осложненным условиям жизненной среды. В нашей работе реализуется экопсихологический подход к развитию психики В.И. Панова, отличительной чертой которого является то, что в качестве исходного методологического основания исследования выступает анализ системы «человек - жизненная среда».

Психологическая адаптация человека представляет собой системную характеристику данной системы. Психологическая адаптация есть продукт, результирующее взаимодействие компонентов названной системы. Свойства психологической адаптации порождаются организующими отношениями между компонентами системы «человек - жизненная среда».

С системных позиций можно дать следующее определение психологической адаптации. Это процесс и результат приспособления человека к средовым условиям на уровне целостной психики в системе «человек - жизненная среда» с целью сохранения ее динамического равновесия.

Жизненную среду человека в Забайкальском крае называют осложненной. Особые природно-климатические, экологические и социальные характеристики жизненной среды, затрудняющие жизнедеятельность человека и обусловливающие специфику адаптационных процессов, называются осложненными условиями.

Природно-климатические условия проживания в Забайкальском крае по праву можно назвать неблагоприятными для человека. Для жителей Забайкальского края характерно большое количество эколого-обусловленных заболеваний. Природно-климатические условия региона вызывают напряжение адаптационных механизмов.

Биологи говорят о сниженном уровне биологической адаптации населения Забайкальского края. Исследования адаптации студентов, проживающих в Забайкальском крае, показали, что в экологически неблагополучных условиях жизненной среды наблюдается отчетливое снижение показателей психофизиологического уровня психологической адаптации.

На основании этого мы предположили, что на психическом уровне психологической адаптации сохранится тенденция к снижению показателей психологической адаптации, а на социально-психологическом уровне за счет социальной компенсации показатели адаптации большинства людей войдут в границы средней нормы.

Результаты проведенного исследования адаптации студентов, проживающих в осложненных условиях жизненной среды, показали, что на на психическом уровне психологической адаптации существует тенденция к снижению показателей психологической адаптации студентов. Значительная часть (15,8%) опрошенных имеет нарушения адаптации.

Пятая часть (21,0%) - имеет акцентуации. В совокупности это 36,8 % опрошенных. Только 3 человека в выборке имеют показатели узкого коридора нормы адаптации.

На социально-психологическом уровне психической адаптации показатели студентов находятся в границах средних значений. У 13 человек (26%) заниженный показатель уровня жизнестойкости, у 37 человек (74%) данные показатели в норме.

В процессе исследования, обработки и интерпретации данных, наша гипотеза нашла свое подтверждение.

Список используемой литературы

1.     Агаджанян Н.А., Гомбоева Н.Г. Адаптация, экология и здоровье населения различных этнических групп Восточного Забайкалья. Чита: ЗабГГПУ, 2005. 152с.

2.      Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / под ред. Колесова Д.В. М., Педагогика,1987. 150 с.

.        Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Учебное пособие. - 3е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2000. 496 с.

.        Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. 272 с.

.        Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: ВладосПресс, 2002. 176 с.

.        Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. 92 - 100 с.

.        Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.

.        Большой психологический словарь / под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: ПедагогикаПресс, 2002. 630 с.

.        Васильева О., Филатов Ф. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Академия, 2001. 352 с.

.        Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1983. 224 с.

.        Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. 8 - 11 с.

.        Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. 1994. Т.15 № 3. 131 - 135 с.

.        Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 975 с.

14.    Гордашников В.А. <http://www.famous-scientists.ru/3600/>, Осин А.Я. <http://www.famous-scientists.ru/3529/> Образование и здоровье студентов медицинского колледжа // Фундаментальные исследования. 2008. № 12. 66 с.

15.      Горлачев В.П., Сердцев М.И. Экология Забайкалья и здоровье человека. Чита, 2003. 100 с.

16.    Государственный доклад «О санитарноэпидемиологической обстановке в Читинской области в 2006 году» / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Читинской области; Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Читинской области». Чита, 2007. 158 с.

17.   Данияров С.Б., Соложенкин В.В., Краснов И.Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Психологический журнал. 1989. №1. 99 - 105 с.

18.      Елизарова Т.В. Загрязнения окружающей среды и ее влияние на здоровье городского детского населения (на примере города Читы): автореф. дис. канд. мед. наук. Иркутск, 1997. 21 с.

19.   Зеленский В.В. Толковый словарь аналитической психологии. М.: КогитоЦентр, 2008. 336 с.

20.    Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.

.        Казначеев В.П., Лозова В.П. Некоторые медикобиологические вопросы адаптации человека // Медикобиологические проблемы адаптации населения в условиях Крайнего Севера. Новосибирск, 1974. 3 - 13 с.

.        Калайков И. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984.

.        Кличева З.Б., Кондратова Н.В., Смирнова Е.Э. Некоторые итоги изучения адаптации студентов ЛГУ // Психологические и социальнопсихологические особенности адаптации студенчества: Тез. докл. Ереван, 1973. 130 - 133 с.

.        Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л.: Медицина, 1978. 271 с.

.        Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Политиздат, 1989. 304 с.

.        Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

.        Леонтьев Д.А. Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

.        Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 592 с.

.        Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. 15 - 23 с.

.        Медведев В.И. О проблеме адаптации. Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984. 3 - 16 с.

.        Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982. 104с.

.        Медикопсихологические аспекты нарушения психической адаптации эмигрантов на материале изучения эмигрантов из Ирака в Швецию: Дис. канд. психол. наук. Хармз Вахид Аблахад. Спб.,2000.

.        Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Союз, 2000. 576с.

.        Налчаджан А.А. Социальнопсихическая адаптация личности. Ереван, 1988г. 236 с.

.        Нигматов З.Г. Сущностно содержательная характеристика понятия «адаптация» // Вестник ТГГПУ. 2007. № 2 - 3 (9 - 10).

.        Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г.

.        Психоаналитические термины и понятия: словарь / под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина / пер. с англ. М., 2000. 304 с.

.        Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. 1992. №20. вып.3. 74 - 75 с.

40.      Сараева Н. М. Психологический статус человека, живущего на экологически неблагополучной территории (в Читинской области): монография. М: ЛКИ, 2008. 176 с.

41.   Сараева Н.М., Суханов А.А. Показатели психофизиологического и психического уровней психологической адаптации человека в условиях жизненной среды Забайкальского края // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2010. № 5 (34). 234 - 239 с.

42.    Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. 352 с.

.        Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 123 с.

44.      Сердцев М.И. Экология, метаболизм, здоровье. Чита: Читинский пединститут, 1996. 161 с.

45.   Собчик Л.Н. Стандартизированный Многофакторный метод исследования личности СМИЛ. М.: Речь, 2002. 134 с.

46.    Философские проблемы теории адаптации / под. ред. Г.И. Царегородцева, М.: «Мысль», 1957. 275 с.

.        Хуткая, С. Социальная адаптированность личности: концептуализация понятия // Социология: теория, методы, маркетинг. 2007. №2. 164 - 175 с.

.        Хьел Л. Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер, 1999г. 697 с.

49.      Экологозависимые состояния (биохимия, фармакология, клиника): тезисы докладов Всероссийской научнопрактической конференции (24-25 апреля 1997 г.). Чита, 1998. 256 с.

50.    Шибутани. Т. Социальная психология: Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.

51.   Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. Учебное пособие. Кемерово: КемГУ, 1999. 184 с.

52.    Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995. 24 с.

Похожие работы на - Анализ психологической адаптации студентов, проживающих в Забайкальском крае

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!