Анализ особенностей развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста на основе рисуночных методов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,12 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ особенностей развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста на основе рисуночных методов

Оглавление

Введение

Глава 1.Теоретический обзор психологической литературы, посвященной воображению

1.1    Понятие “воображение”

1.2    Виды и функции воображения

Глава 2. Проблема творческого воображения в психологии

Глава 3. Экспериментальное исследование развития

.1 Методика и результаты

.2 Интерпретация полученных результатов проведенного экспериментального исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

В наши дни в условиях современного образования большой упор делается на усвоение детьми определенных знаний, некоторых установленных шаблонов, развитие определенных знаний, умений, навыков. Эти знания, умения, навыки должны помочь детям обеспечить дальнейшее приспособление к определенной деятельности в обществе, развить умение самостоятельно находить и усваивать необходимые знания, воспитать определенные ценностные и нравственные ориентиры, необходимые как обществу, так и самим учащимся. Безусловно, все это необходимо для активной жизнедеятельности современного человека. Но также существуют и такие важные показатели умений человека, как творческое мышление и одно из его составляющих творческое воображение.

Для дальнейшего развития общества и личности необходимы навыки не только усвоение известных знаний, но и умение критически переосмысливать информацию, находить решения к определенным проблемным задачам и ситуациям, создавать новые полезные продукты деятельности. Именно для этого необходимо творческое воображение.

В данной работе мы сосредоточились на исследовании развития творческого воображения у младших школьников на основе рисуночных методов. За основу выбран диапазон школьников младшего возраста по той причине, что мы стремились исследовать творческие способности у детей в то время, когда творческое воображение активно развивается.

Целью нашей работы является теоретическое и эмпирическое исследование особенностей творческого воображения младших школьников и выявление социальных и психологических факторов, стимулирующих развитие творческого воображения.

Целью эмпирического исследования в рамках курсовой работы является выявление соотношения показателей творческого воображения (невербальной креативности) и творческих личностных характеристик.

Согласно выдвинутой нами гипотезе существует положительная связь между показателями творческих характеристик личности и показателями невербальной креативности, характеризующими творческое воображение.

В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой, объектом работы является творческое воображение и в частности творческое воображение, проявляющееся в создании рисунков.

Предметом работы являются показатели творческих способностей и творческих характеристик личности, полученные на основе проведенных нами методик.

Задачами курсовой работы являются:

.Изучить психологическую литературы, посвященной воображению и творческому воображению

.Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей творческого воображения на основе рисуночных методов у младших школьников

.Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей личностной самооценки творческих характеристик

.Сопоставить уровень самооценки творческих характеристик младших школьников с их текущими/реальными творческими показателями (на основе рисуночных методов)

Часть 1. Теоретический обзор психологии воображения

1.1    Понятие “воображение”

В психологии существует множество различных определений понятия “воображение”.

Согласно И.В.Дубровиной воображение представляет собой познавательный процесс, в результате которого должны появиться новые образы, позволяющие в дальнейшем появляться новым действиям и предметам. То есть воображение обязательно должно привести к определенным нововведениям в деятельности, которой человек занимается.

По мнению С.Л.Рубинштейна воображение есть нечто присущее именно человеку, что позволяет на основании полученных знаний и опыта, создавать новые образы, объекты, картины, которые человек в действительности не видел, но сумел создать при помощи мыслительных процессов. Как и отмечал М.Горький “именно вымысел и замысел поднимают человека над животным" - вымысел прежде всего как замысел”. Поэтому С.Л.Рубинштейн определил воображение как “отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее.”

Л. С. Выготский описывает воображение как процесс, при котором в результате накопления множества определенных впечатлений появляются новые впечатления и новые ранее не существовавшие образы.

Воображение тесно связано с мышлением, именно в результате мыслительных операций проявляются новые образы, впечатления и представления, которые могут являться не только объективном, но и субъективным отражением особенностей окружающего мира.

М.В. Гамезо и И.А. Домашенко под воображением подразумевали психические процессы, которые создают новые образы, перерабатывая материал восприятий, ощущений, представлений и впечатлений, полученных в процессе предшествующего опыта.

По А.Г. Маклакову воображение есть не что иное, как процесс преобразования представлений, которые отображают реальную действительность окружающего мира и в дальнейшем приводят к появлению новых представлений.

Э.В. Ильенков соотносит воображение со зрительными способностями человека, но так же как и С.Л.Рубинштейн отмечал наличие воображение как исключительно человеческую особенность. Э.В. Ильенков интерпретировал воображение не только как способность выдумывать то, чего нет в окружающем мире, а в первую очередь как умение видеть и понимать, что скрывается за теми или иными предметами и явлениями.

Игнатьев Е.И. характеризует процесс воображения как переработка и преобразование данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего возникают новые впечатления.

Во всех перечисленных случаях(за исключением Ильенкова) психологи понимали воображение как создание некоторых представлений, с которыми человеку не приходилось сталкиваться или приходилось сталкиваться в уже произошедших событиях, способность представить то, что нельзя увидеть, услышать, ощутить или почувствовать в настоящий момент времени или нельзя вообще. То есть под воображением обычно понимается способность домыслить увиденное, услышанное, ощутимое и создать на основании этого новые образы и представления. Причем эти образы могут как осуществиться в человеческой деятельности(стать предметами изобретений, достижениями искусства, научными открытиями), так и остаться лишь образами и представлениями в человеческом воображении.

Иными словами воображение дает возможность человеку воспроизводить определенные образы, то, что человеку уже доводилось воспринимать, и то, чего он раньше никогда не воспринимал. Согласно Рубинштейну: “любой образ может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением - хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным - и преобразованием действительного”.

Также воображение помогает человеку изменить и усовершенствовать материальные или интеллектуальные продукты его практический действий.

Одной из главной проблем психологии можно назвать проблему развития высших психических функций, одной из которых является воображение.

Соответственно психологами изучаются механизмы воображения, его функции, связь с другими высшими психическими функциями, а также способы развития и улучшения процесса воображения.

Основными задачами курсовой работы можно назвать сбор теоретической информации о воображении и творческом воображении в частности, а также проведение исследования на проверку творческого воображения учеников четвертого класса.

1.2    Виды и функции воображения

Разделяют множество видов воображения, которые делятся по различным классификациям.

Очень важно понимать, насколько сложно определить качественные параметры воображения человека в различных сферах деятельности. Сложно, например, определить у кого выше уровень воображения: у Достоевского или у Жюля Верна, у Эйнштейна или Сальвадора Дали. Сложно также сделать вывод о более высоком развитии воображения у Леонардо да Винчи или же у более поздних изобретателей, поскольку возможность применять и развивать навыки своего воображения зависит от пространственных, временных, социальных, психологических условий, в которых развивается сам индивид.

В разных сферах деятельности человек оперирует разными образами и соответственно в разных ситуациях у человека по-разному работают механизмы воображения. При этом практически в любой деятельности от кулинарного искусства до проектирования космических спутников результатом практического осуществления воображения может стать детально продуманный продукт. По этой причине важно понимать, как именно проявляются те или иные особенности человеческого воображения.

С.Л.Рубинштейн разделял виды воображения по признаку того, насколько сознательным или неосознанным воображение проявляется. На низших уровнях воображение протекает неосознанно(непроизвольно), оперирует спонтанными образами, которые нельзя контролировать. На высших процесс воображения осуществляется осознанно(произвольно), часто индивиду приходиться полагаться на волевые усилия, чтобы осуществить тот или иной акт воображения. При произвольном воображении индивид способен создать больше образов, моделей, схем, символов, способен продумать как можно больше деталей того или иного образа или представления.

Также Рубинштейн предлагал разделять воображение на конкретное и абстрактное в зависимости от характера образов и на воспроизводящее и творческое.

Конкретное воображение применяется на конкретных примерах и задачах. Например, испытуемому можно предложить дорисовать незаконченный рисунок, и, опираясь на незаконченные символы, ему необходимо изобразить определенную смысловую картину. Другим хорошим примером можно назвать игру в шахматы или покер. Опираясь на определенное расположение фигур на доске, или, имея при себе определенный набор карт, игроку необходимо сориентироваться и продумать свои дальнейшие действия так, чтобы оказаться в выигрышной ситуации.

Абстрактное воображение, скорее всего, будет опираться на такие вопросы, как “А что было бы, если…?” Кем бы я стал, если…? А что будет, если…?” и т.д. Например: “Что было бы, если бы я очутился на необитаемой планете?” “Кем бы я стал, если бы вырос в детском доме?” А что будет, если начнется третья мировая война?” То есть, абстрактное воображение чаще всего предполагает попытку создать те образы, с которыми раньше не приходилось сталкиваться в реальной действительности. Также абстрактное воображение можно понимать, как более обобщенный тип воображения, которое оперирует схемами, графиками, чертежами, символами, моделями, проекциями.

Воспроизводящее воображение во многом связано с памятью. По Рубинштейну воспроизводящее воображение отличается от образной памяти тем, что образная память предназначена для того, чтобы запечатлеть и сохранить какой-либо образ таким, каким является в действительности или, по крайней мере, таким, каким он показался конкретному индивиду. В то время, как воспроизводящее воображение, оперируя однажды запомнившимся образом, придает этому образу те атрибуты, которые для образа были нехарактерно.

Посредством образной памяти очень просто запечатлеть такие простые предметы, как карандаш или ластик. В то время, как более сложные по структуре образы такие, как лес, сложное архитектурное сооружение, в некоторых случаях человеческая физиономия более трудны для детального запоминания. И поэтому, запечатлев наиболее “яркие” детали в памяти, человек воссоздает дополнительные образы уже при помощи воображения.

Под творческим воображением подразумевается создание новых образов и представлений на основе уже имеющихся, поиск нестандартного решения той или иной задачи, попытка представить, как из двух и более имеющихся элементов создать нечто новое. Все перечисленное также можно отнести и к отличительным чертам творческого воображения, однако разница между творческим воображением и творческим мышлением заключается в том, что если творческое воображение оперирует в первую очередь образными представлениями, то творческое воображение опирается исключительно на определенные понятия, позволяющие опосредованно и обобщенно познавать окружающий мир. И соответственно при решении той или иной проблемной задачи творческое воображение будет ориентироваться на выбор нового образа, а процесс творческого мышления будет заключаться в попытке создать новую комбинацию используемых понятий.

Л.С.Выготский отдельно выделяет такой тип воображения, как “мечтательность”. Под мечтательностью подразумевается неспособность воссоздать воображаемый образ в той или иной деятельности. Соответственно, Выготский отличал мечтательность от творческого воображения по критериям результативности и продуктивности воображения. Если воображение приводит к созданию новых предметов, идей, сюжетов, теорий и гипотез, то такое воображение можно назвать продуктивным, если образы так и остаются результатом процесса воображения без осуществления образа в практической деятельности, то такое воображение можно назвать мечтательностью. Очевидно, для того, чтобы воображаемый образ воплотился в действительность, необходимо, максимально используя процессы воображения и мышления, детально проработать создание данного образа.

Согласно С.С.Степанову воображение может быть 4 основных видов:

.Активное

.Пассивное

.Продуктивное

.Репродуктивное

Пользуясь активным воображением, человек сознательно посредством волевых усилий вызывает у себя те или иные образы.

Активное воображение бывает творческим(продуктивным) и воссоздающим(репродуктивным).

При творческом воображении образы осуществляются в виде полезных продуктов и идей научного, технического, художественного и других видов творчества.

При воссоздающем воображении образы возникает на основе уже имеющегося их описания. Например, при чтении книг, построении чертежей готовых инженерных и архитектурных сооружений, изучении исторических событий и географических карт.

Образы пассивного воображения создаются вне воли и желания человека, бессознательно и спонтанно. Часто возникают во сне, при ослаблении деятельности сознания, при патологических расстройствах сознания и грезах.

Согласно С.С.Степанову воображение человека выражается:

. в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;

. в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;

. в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность;

. в создании образов, соответствующих описанию объекта. Имеет аналитико-синтетический характер, как и другие психические процессы (мышление, память, восприятие).

Романенко Ю.М. указывает, что образом воображение может стать что угодно, а воображать можно как угодно. А также указывает, что воображение не содержит в себе каких-либо ограничений, называет воображение бесконечным пространством для реализации человеческой свободы.

Глава 2. Проблема творческого воображения в психологии

Под творческим воображением обычно понимается создание новых образов, заметно отличающихся от уже имеющихся. Обычно такие образы представляют собой некоторую ценность и могут воплощаться в различных видах деятельности в виде предметов или идей. Стоит отметить, что эти образы не возникают на пустом месте, а берут свою основу из тех образов, которые человеку уже удалось запечатлеть.

Согласно результатам исследований С.Л.Рубинштейна, Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина и других советских психологов воображение подразумевает не только усвоение новых знаний, но также творческое переосмысление уже имеющихся знаний и стимул к саморазвитию личности.

С.Л.Рубинштейн называет следующие техники творческого воображения:

.Типизация - это специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Типизация основывается на образах памяти, сложившихся в процессе работы воссоздающего воображения. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т. д.

. Комбинирование - это прием воображения, основанный на способе подбора и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является жизненный опыт и тип личности. Например; ваза в виде цветка. В качестве педагогического метода можно использовать аналогии. Его сущность - в создании нового по аналогии (сходству) с известными понятиями или образами.

. Акцентуирование - это подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

. Агглютинация - это мыслительный процесс «склеивания» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица, художники сюрреалисты. В основе педагогического метода можно использовать прием замещения - это замена одних элементов другими.

Конечный источник операций воображения - предметно-практическая деятельность. В образовательном процессе ее можно назвать социализацией творческого воображения - это творческий продукт.

Доктор философских наук Фарман И.П. рассматривает три главных аспекта творческого воображения, такие как:

)воображение в структуре научного познания(философско-гносеологический аспект);

)воображение как способ создания Нового(психологический аспект);

)воображение и познание в искусстве(эстетический аспект).

Т. Рибо выделяет такие значимые этапы творческого воображения, как ассоциация и диссоциация.

Под ассоциацией он подразумевал создание целостных образов из элементов вычлененных единиц образов. То есть, ассоциацией можно назвать такой процесс воображения, когда на основе представленного образа посредством образов, содержащихся в памяти, создается определенное представление о предмете или явлении.

Диссоциация есть один из этапов творческого воображения, когда в процессе воображения выделяются только значимые черты, особенности, характеристики объекта, а все остальное воображающим субъектом устраняется. Так Т. Рибо отмечал, что “На одну и ту же лошадь художник, спортсмен, торговец и равнодушный зритель смотрят по-разному: «качество, занимающее одного, не замечается другим”. Таким образом, при диссоциации из целостной структуры образа вычленяются все элементы, которые субъекту не представляются значимыми. Принято считать, что процесс творческого воображения не возможен без этапа диссоциации, поскольку для создания нового целостного образа требуется устранение ненужных элементов.

Диссоциация в психологии может также выступать в качестве адаптивного процесса и в качестве защитного механизма.

В качестве адаптивного процесса диссоциация выступает в случаях, когда человек реагирует на какую-либо психологическую травму, которая сопровождается некоторыми неприятными переживаниями. Диссоциация в таких случаях бывает полезным процессом, позволяющим человеку получить контроль над своими действиями, чувствами и эмоциями. Переходя к восприятию событий своей жизни как бы со стороны, человек получает возможность трезво оценивать их и реагировать с холодным расчётом.

В качестве защитного механизма диссоциация может выступать не только в тех случаях, когда требуется перенести тяжелую психологическую травму, но и просто вынести события, обычно требующие интенсивной эмоциональной нагрузки. Люди с повышенной чувствительностью к негативным эмоциям могут диссоциировать в самых обычных для других людей ситуациях, требующих от них эмоционального вовлечения. Такие люди с трудом налаживают эмоциональный контакт, кажутся исключительно холодными и хладнокровными. Обеспечивая способность «трезво» оценить любую ситуацию, диссоциация зачастую блокирует возможность адекватно оценить эмоциональную её составляющую. Особенно склонны диссоциировать люди, неоднократно перенёсшие (особенно в детстве) тяжёлую психологическую травму: подвергавшиеся насилию <#"797480.files/image001.jpg">

ОПРОСНИК

«Самооценка творческих характеристик личности»

1.  Если я не знаю правильного ответа, то я пытаюсь догадаться о нем.

2.      Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.

.        Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

.        Мне не нравится планировать дела заранее.

.        Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.

.        Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.

.        Если что-то не удается мне с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.

.        Я никогда не выберу игру, с которой другие не знакомы.

.        Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

.        Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

.        Мне нравится заниматься чем-то новым.

.        Я люблю заводить новых друзей.

.        Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.

.        Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь я стану известным артистом, музыкантом или поэтом.

.        Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

.        Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.

.        Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

.        Я люблю то, что необычно.

.        Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

.        Мне нравятся рассказы, или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.

.        Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

.        Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.

.        Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.

.        Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

.        Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

.        Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.

.        Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.

.        Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.

.        Я не люблю выступать перед классом.

.        Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.

.        Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

.        Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

.        Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.

.        Мне хотелось бы, чтобы мои родители и учителя делали все как обычно и не менялись.

.        Я доверяю своим чувствам, предчувствиям.

.        Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.

.        Интересно браться за головоломки и игры, в которых не обходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.

.        Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.

.        Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

.        Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.

.        Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.

.        Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.

.        Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

.        Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.

.        Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.

.        Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый, мне интересно узнать, кто это.

.        Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.

.        Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.

.        Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.

.        У меня есть много интересных дел в школе и дома.

Бланк ответов к опроснику Вильямса “Самооценка творческих характеристик”

№ вопроса

В основном верно (да)

Отчасти верно (может быть)

В основном неверно (нет)

Не могу решить (не знаю)

№ вопросов

В основном верно (да)

Отчасти верно (может быть)

В основном неверно (нет)

Не могу решить (не знаю)

1





26





2





27





3





28





4





29





5





30





6





31





7





32





8





33





9





34





10





35





11





36





12





37





13





38





14





39





15





40





16





41





17





42





18





43





19





44





20





45





21





46





22





47





23





48





24





49





25





50






Результаты исследования

Тест Торренса “Незаконченные фигуры”

Имя/фамилия

возраст

пол

Торренс




Беглость

оригинальность

разработанность

абстрактность названий

сопротивление замыканию

Щеглов

10

м

10

7

3

1

7

Петроченко Марина

10

ж

9

2

3

0

5

Гинжул

9

м

10

2

0

0

7

Петренко Артем

10

м

9

4

3

0

10

Демченко Анна

10

ж

9

3

8

4

9

Любаков Никита

10

м

10

7

12

1

9

Уралова

10

ж

10

5

5

0

11

Гаврилов

9

м

10

3

0

1

10

Чекалова

10

ж

8

5

8

4

10

Керунту Мария

10

ж

10

7

38

6

16

Чартилиди Мария

9

ж

10

3

0

1

6

Богданов

10

м

7

4

0

1

0

Зеленкова

10

ж

10

5

14

0

9

Чучмарь Григорий

10

м

10

5

10

5

11

Затримайлова

10

ж

9

7

10

2

12

Рудинская

10

ж

9

5

7

2

5

Анисимова Надежда

10

ж

9

5

13

3

11

10

м

10

5

0

0

6

Валерин Дмитрий

9

м

10

5

0

1

5

Щербакова Екатерина

10

ж

10

10

16

0

9


Опросник Вильямса “Самооценка творческих характеристик”

Имя/фамилия

возраст

пол

Вильямс




Склонность к риску

любознательность

Наличие воображения

Склонность к поиску сложных идей

Щеглов

10

м

23

15

19

14

Петроченко Марина

10

ж

18

16

14

13

Гинжул

9

м

17

16

10

18

Петренко Артем

10

м

18

18

13

14

Демченко Анна

10

ж

21

13

11

19

Любаков Никита

10

м

17

16

13

12

Уралова

10

ж

17

19

18

17

Гаврилов

9

м

12

18

13

18

Чекалова

10

ж

13

19

15

21

Керунту Мария

10

ж

23

23

22

24

Чартилиди Мария

9

ж

15

19

13

19

Богданов

10

м

15

11

11

9

Зеленкова

10

ж

15

19

15

20

Чучмарь Григорий

10

м

19

22

19

19

Затримайлова

10

ж

19

16

14

19

Рудинская

10

ж

22

22

21

20

Анисимова Надежда

10

ж

23

16

15

18

Нахимов

10

м

15

13

11

18

Валерин Дмитрий

9

м

16

12

10

10

Щербакова Екатерина

10

ж

18

11

15

14


Похожие работы на - Анализ особенностей развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста на основе рисуночных методов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!