Акцентуации характера в юношеском возрасте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,1 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Акцентуации характера в юношеском возрасте

Введение

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что акцентуация характера является сложнейшей социально - психологической и медицинской проблемой. Многие люди имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в учебной деятельности и др.

А.Е. Личко в своих работах отмечал тот факт, что акцентуации характера - это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами). Вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

«Трудный характер» - распространенное выражение. Обычно под ним подразумеваются яркие и устойчивые проявления, связанные с акцентуациями личности и создающие сложности в коммуникации.

Акцентуации могут проявляться уже в детстве, достигая своего пика в подростковом возрасте. Затем постепенно сглаживаются, но при неблагоприятных обстоятельствах закрепляются и становятся отличительной характеристикой взрослого человека. В этом случае мы встречаемся с личность трудной, проблемной.

Особенность акцентуаций состоит в том, что они могут являться не только одной из причин формирования «трудного характера», но и источником разнообразных качеств, способствующих успеху в тех или иных сферах общения и деятельности. Акцентуации придают личности своеобразие, делают ее яркой, нестандартной. Благодаря специфическому сочетанию таких особенностей мы можем не только узнать человека и его возможности, но определить для себя пути эффективного взаимодействия с ним.

Акцентуации (от лат. accentus - ударение, подчеркивание) - крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида - избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям. Отдельные акцентуированные черты характера обычно бывают достаточно компенсировании. Однако в трудных ситуациях у человека с акцентуированным характером может возникнуть нарушение поведения. Акцентуации характера, его «слабые места» могут быть явными и скрытыми, проявляющимися в экстремальных ситуациях. Лица с личностными акцентуациями более податливы влияниям среды, более подвержены психическим травмам. И если неблагоприятная ситуация наносит удар по «слабому месту», то все поведение таких лиц резко видоизменяется - начинают доминировать особенности акцентуации.

Данной проблемой занимались Н.А. Ларченко, А.Е. Личко, Р.С. Немов,

К. Леонгард, Н.Д. Ливитов, Л.Д. Столяренко, В.В. Петухов и др.

Исходя из актуальности и разработанности проблемы была определена тема исследования «Проявления акцентуаций характера личности в раннем юношеском возрасте».

Цель - изучение особенностей акцентуаций характера личности в раннем юношеском возрасте.

Объект исследования - акцентуации характера личности.

Предмет исследования - особенность акцентуации характера в раннем юношеском возрасте.

Гипотеза: мы предполагаем, что акцентуации оказывает влияние на характер взаимоотношений в раннем юношеском возрасте.

Задачи нашего исследования:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2. Провести экспериментальные исследования проявления типов акцентуаций характера личности в раннем юношеском возрасте.

. Разработать психолого-педагогические рекомендации.

Методологические основы исследования. В основе нашего исследования лежит диалектический подход, теоретические методы - анализ и обобщения научной литературы по проблеме исследования, экспериментальные методы - тестирование, метод математической статистики, интерпретация результатов исследования.

Методы исследования: анализ литературы, тестирование, методы математической обработки данных.

Экспериментальная база исследования - Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», факультет педагогики и психологии, студенты 1 курса, группа ППО-12, в количестве 26 человек.

Новизна исследования:

1) На основе результатов исследования были разработаны психолого-педагогические рекомендации.

Практическая значимость: результаты исследования могут представлять интерес для студентов, родителей и преподавателей.

Структура курсовой работы - курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Теоретическое понятие проблемы

1.1 Понятие акцентуаций характера личности раннего юношеского возраста

Ученые давно пытаются поделить людей на определенные группы, типы с точки зрения их психологических особенностей. Такие попытки имеют большое практическое значение, поскольку, отнеся человека к определенному типу, мы можем предположить наличие у него черт, свойственных всей типологической группе, и на этом основании прогнозировать его поведение в тех или иных ситуациях.

С этой точки зрения одной из наиболее распространенных типологий является теория акцентуации личности.

Акцентуация - это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.

Акцентуация - это целостная картина личности, это не просто случайный набор качеств. Но говоря об акцентуациях, психологи и даже психиатры не стремятся дать этим картинам оценку. Иметь те или иные акцентуации - не плохо и не хорошо - это просто то, с чем человек родился.

Акцентуация - это индивидуальные черты характера, которые могут переходить в патологическое состояние; заострение черт характера, наблюдается, как правило, в подростковом возрасте. [Райх, 2000, с. 304].

Автор концепции акцентуации - немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность».

Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности.

В работах К. Леонгарда используется как сочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера» К. Леонгард заменил термин «психопат» на термин «акцентуированная личность». Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению акцентуированные личности - это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. На вопрос, где же границы, отделяющие акцентуантов, с одной стороны, от психопатов, а с другой - от неакцентуантов, К. Леонгард не дает четкого ответа.

Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека.

Акцентуация всегда в общем предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация - это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Акцентуированная личность - это вид здоровой личности, который заметно отличается от распространенных в обществе типов людей, но при этом остается полностью адаптированными в большинстве жизненных ситуаций. Сам по себе отдельный психологический срыв не является признаком нездоровья - в исключительных случаях преобладание какой-либо черты характера может возникать и у здоровых людей.

Судить о наличии или отсутствии акцентуации у человека можно только по совершенным им поступкам, а не по намерениям и планам. Окончание ВУЗа, победа в спортивном состязании, построенный собственными руками дом говорят о человеке гораздо больше, чем его мечты стать летчиком, выйти замуж, написать книгу. [Пряжников, 2009, с. 57].

По К. Леонгарду (1968) акцентуации характера - это индивидуальные человеческие черты обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности этих черт они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, обозначаемые Леонгардом как акцентуированные, не являются патологическими. Высокие показатели по отдельным акцентуациям могут со временем уменьшаться (особенно у взрослых), а могут оставаться практически неизменными на всю жизнь.

Акцентуации характера - 1) преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим. В результате такого развития ухудшается взаимодействие с другими людьми. В отличие от психопатии акцентуации характера проявляются непостоянно, а с годами могут и сгладиться. 2) « «Слабые места» характера индивида, крайние варианты норма, граничащие с психопатиями: повышенная уязвимость личности в отношении отдельных психотравмирующих факторов, неустойчивость настроения, зависимость его (настроения) от ситуации, боязливость, тревожность, пониженный или завышенный уровень притязаний, повышенная склонность к самоанализу и самообвинению, затрудненность в установлении эмоциональных контактов, пониженная интуитивность в процессе общения, дисфория (злобно-тоскливое настроение), вязкость мышления, конфликтность, повышенная обидчивость, склонность к доминированию, повышенная потребность в признании.

Акцентуации - чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Однако следует отметить, что акцентуацию характера ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием психической патологии. Жесткой границы между условно нормальными, «средними» людьми и акцентуированными личностями не существует. Выявление акцентуированных личностей в коллективе необходимо для выработки индивидуального подхода к ним, для профессиональной ориентации, закрепления за ними определенного круга обязанностей, с которыми они способны справляться лучше других (в силу своей психологической предрасположенности). [Леонгард, 1968, с. 201].

Акцентуированные - это черты характера, которые особенно сильно выражены у человека на фоне его остальных черт характера. Под этим обычно понимается то, что данный человек довольно часто, в самых разнообразных ситуациях жизни демонстрирует соответствующую черту характера, причем проявляет ее гораздо сильнее, чем все остальные.

Акцентуированными также называют такие черты характера, степень развитости которых у человека находится между нормой и патологией. Если уменьшить силу такой черты, то она станет обычной, нормальной чертой характера; если, напротив, несколько увеличить силу проявления такой черты, то она превратится в аномальную черту характера.

Акцентуированными могут стать любые черты характера: деловые коммуникативные, мотивационные, инструментальные, первичные и вторичные. Акцентуированные черты характера довольно распространены среди людей и в той или иной форме встречаются практически у всех. Особенно много таких черт у подростков, а также у людей, склонных к неврозам, и это касается не невротических состояний, а тех особых психологических состояний, которые у них наблюдаются в отсутствие соответствующих заболеваний. Это, например, повышенное беспокойство или тревожность. [Гуревич, 2007, с. 475].

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. [Крысько, 2004, с. 630].

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П.Б. Ганнушкина (1964). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации с следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В добавление к критериям П.Б. Ганнушкина, можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии. При психопатиях деком пенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, и самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к «месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, «слабые места». [Ганнушкин, 1964, с. 197].

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. [Ларченко, 2012, с. 12].

В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром профессором А.Е. Личко. Он полагает, что акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Главное их отличие от психопатий заключается в отсутствии признака социальной дезадаптации. Они не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний.

По мнению А.Е. Личко акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) может сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией, не референты ей.

Все акцентуации Личко рассматриваются как временные изменения характера, сглаживающиеся при взрослении. В то же время многие из них переходят в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь.

Акцентуации представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому «акцентуация характера» не может быть психиатрическим диагнозом.

По исследованиям А.Е. Личко пато-характерологические реакции, выступающие на фоне акцентуаций, как правило, почти 80% из них с возрастом сглаживаются, смягчаются и можно наблюдать удовлетворительную социальную адаптацию. Будет прогноз хороший или плохой зависит от степени и вида акцентуаций - скрытая она или явная, а также от социальных условий.

Явная акцентуация - эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует тем способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

Скрытая акцентуация - эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления. Наиболее благоприятный прогноз наблюдается при гипертимической акцетуации, наихудший прогноз - при явной неустойчивой акцентуации. [Левитов, 1997, с. 276].

Различают несколько видов относительно стойких изменений: переход явной акцентуации в скрытую, когда с возрастом акцентуированные черты стираются или компенсируются, т.е. заменяются другими и только под влиянием некоторых факторов, адресованных уязвимому месту, черты этого типа уже скрытого, замаскированного, вдруг проявятся неожиданно, внезапно в полной силе; формирование на почве акцентуаций психопатических развитий, роль играет среда и в результате может наблюдаться предболезненное состояние, а иногда заболевание; трансформация видов акцентуаций характера, присоединение к основному типу близких, совместимых с этим типом других акцентуаций.

В некоторых случаях, черты вновь приобретенных акцентуаций могут даже доминировать над основной, иногда черты одной акцентуации могут «вытеснить», «заслонить» черты других акцентуаций. [Столяренко, 2014, с. 347].

Таким образом, акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека.

1.2 Исследование типов акцентуации характера личности в раннего юношеского возраста

Известный детский психиатр, профессор А.Е. Личко предложил классификацию характеров на основе описания акцентуаций. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При взрослении ребенка проявившиеся в детстве особенности его характера, оставаясь достаточно выраженными, теряют свою остроту, но со временем вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание). Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил Личко, выглядит следующим образом: гипертимный тип, такие подростки отличаются почти всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле. [Свенцицкий, 2008, с. 409].

Гипертимический тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Стремится к лидерству, авантюрам. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Черты, привлекательные для собеседников: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм. Для окружающих людей в нем неприемлемо: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на него обязанностям, раздражительность в кругу близких людей. Конфликт возможен при монотонной работе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что у этого человека возникает гнев. Такой человек хорошо себя проявляет в работе, связанной с постоянным общением. Это организаторская деятельность, служба быта, спорт, театр. Для него характерно часто менять профессии и работы.

Дистимический тип. Противоположность первому типу: серьезный. пессимист. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность. Эти люди тяготятся шумными обществами, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Они очень ценят тех людей, которые дружат с ними и склонны им подчиняться. Окружающим нравится их серьезность, высокая нравственность, добросовестность и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива», отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ними. Конфликты наблюдаются в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. На этих людей смена привычного образа жизни оказывает отрицательное воздействие. Они хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий круг общения. При неблагоприятных условиях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще всего у лиц меланхолического темперамента.

Циклоидный тип. Акцентуация характера проявляется в циклически меняющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада - с дистимической. В период спада обостренно воспринимают неприятности. Эти частые смены душевного состояния утомляют человека, делают его поведения непредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов.

Возбудимый тип. У этого типа людей повышенная раздражительность, склонность к агрессии, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость, склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе. Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям. Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки ярости и гнева с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением. На этих людей хорошо воздействует физический труд, атлетические виды спорта. Им необходимо развивать выдержку, самоконтроль. Из-за неуживчивости они часто меняют место работы.

Застревающий тип. Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и «сводят счеты» со своими обидчиками. У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной стороной и четко определяют дня себя круг друзей и врагов. Проявляют властолюбие. Собеседникам нравится их стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие, устойчивые взгляды. Но в то же время у этих людей есть черты, которые отталкивают окружающих: обидчивость, подозрительность, мстительность, самонадеянность, ревнивость, честолюбие. Конфликт возможен при задетом самолюбии, несправедливой обиде, препятствии к достижению честолюбивых целей.

Педантичный тип. У этих людей ярко выражена «занудливость» в виде переживания подробностей, на службе они способны замучить формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью. Для окружающих они привлекательны добросовестностью, аккуратностью. серьезностью, надежностью в делах и чувствах. Но такие люди имеют ряд отталкивающих черт характера: формализм, «крючкотворство», «занудливость», стремление переложить принятие решений на других. Конфликты возможны в ситуации личной ответственности за важное дело, при недооценке их заслуг. Они склонны к навязчивости, психастении. Для этих людей предпочтительны профессии, не связанные с большой ответственностью, «бумажная работа». Они не склонны к перемене места работы.

Тревожный тип. Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным настроением, робостью, боязливостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и играют пассивную роль. Конфликты возможны при ситуации страха, угрозы, насмешек, несправедливых обвинений. Окружающим нравится их дружелюбие, самокритичность и исполнительность. Но боязливость, мнительность служат подчас мишенью для шуток. Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственно бесконечное переживание, взвешивание.

Демонстративный тип. Этот человек стремится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Он легко забывает о своих неблаговидных поступках. У него выражена высокая приспособляемость к людям. Этот человек привлекателен для окружающих обходительностью, упорством, целенаправленностью, актерским дарованием, способностью увлечь других, а также своей неординарностью. Он имеет черты, которые отталкивают от него людей, черты эти способствуют конфликту: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликте таким человеком происходит при ущемлении его интересов, недооценки заслуг, низвержения с «пьедестала». Эти ситуации вызывают у него истерические реакции.

Экзальтированный тип. Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости. Такие черты, как альтруизм, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств и привязанность к друзьям, нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими их чертами. Неудачи и горестные события воспринимаются трагически, такие люди имеют склонность к невротической депрессии. Их среда существования - это сфера искусств, художественные виды спорта, профессии, связанные с близостью к природе.

Интровертированный тип. Люди этого типа акцентуации характеризуются малой общительностью, замкнутостью. Они находятся в стороне ото всех и вступают в общение с другими людьми только но необходимости, чаще всего погружены в себя и свои мысли. Им свойственна повышенная ранимость, но они ничего не рассказывают про себя и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким они относятся холодно и сдержанно. Их поведение и логику часто не понимают окружающие. Эти люди любят одиночество и предпочитают находиться в уединении, а не в шумной компании. В конфликты вступают редко, только при попытке вторгнуться в их внутренний мир. Они разборчивы в выборе супруга и заняты поисками своего идеала. У них сильно выражена эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким. Окружающим людям они нравятся за сдержанность, степенность, обдуманностью поступков, наличие твердых убеждений и принципиальность. Но упорное отстаивание своих нереальных интересов, взглядов и наличие своей точки зрения, резко отличающейся от мнения большинства, отталкивают от них людей. Таким людям предпочтительна работа, не требующая большого круга общения. Они склонны к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, фантастике, музыке.

Конформный тип. Люди этого типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости. Обычно они не имеют своею мнения и не стремятся выделиться из толпы. Эти люди не организованы и стремятся подчиниться другим. В общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Окружающим в этих людях нравится их готовность выслушать другого, исполнительность. Но в то же время это люди «без царя в голове», подвержены чужому влиянию. Они не обдумывают свои поступки и имеют большую страсть к развлечениям. Конфликты возможны в ситуации вынужденною одиночества, бесконтрольности. Эти люди обладают легкой приспособляемостью к новой работе и отлично справляются со своими должностными обязанностями, когда четко определены задачи и правила поведения. [Страхов, 1970, с. 115].

Таким образом, нами была рассмотрена проблема проявления акцентуаций характера личности в раннем юношеском возрасте, в ходе чего за определение проявления акцентуаций характера личности было взято определение, данное Леонгард К.

2. Исследование проявлений типов акцентуаций характера личности в раннем юношеском возрасте

.1 Методы и методики исследования

акцентуация юношеский характер

Базой экспериментального исследования выступил Стрелитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», факультет педагогики и психологии. В исследовании принимали участие студенты 1 курса, группы ППО-12, в количестве 26 человек.

Цель экспериментального исследования является изучение особенностей акцентуаций характера в межличностных отношений раннем юношеском возрасте.

Экспериментальное исследование включает в себя 3 этапа:

этап - планирование и организация исследования: подбор психодиагностических методик, определение выборки испытуемых;

этап - непосредственное проведение исследования и анализ его результатов;

этап - интерпретация результатов и оформление работы.

В нашем исследовании использовались следующие методы:

. Анализ литературы.

. Тестирование.

. Методы математической обработки данных.

Анализ литературы, мы находили информацию в разных научных книгах по определенной теме. Литературу читали, анализировали, разбирали, изменяли и т.д.

Тестирование - это задание, состоящее из ряда вопросов и предложенных вариантов ответа на них для выбора верного.

Для изучения типов акцентуации характера личности в раннем юношеском возрасте нами были использованы следующие методики:

)Опросник определений акцентуация характера К. Леонгарда.

)Опросник межличностных отношений Т. Лири.

1) Опросник определений акцентуаций характера К. Леонгарда. Настоящая методика предназначена для выявления точности типа акцентуации характера личности в раннем юношеском возрасте. Основной причиной является диагностика «акцентуированных личностей», которые находятся между нормой и психопатий, однако не следует рассматривать данный термин с точки зрения патологии. Согласно Леонгарду, акцентуации способны приобретать патологический характер, разрушая при этом структуру личности лишь в результате воздействия неблагоприятных условий.

Нами были подготовлены бланки для проведения психодиагностического тестирования респондентов с целью выявления акцентуированных личностей в общей выборке и получения общей характерологической «картины» группы. (Приложение 1).

) Опросник межличностных отношений Т. Лири. С помощью этой методики выявляется преобладающий тип отношений и людям в самооценки и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. (Приложение 2).

2.2 Результаты экспериментального исследования

Для изучения особенностей акцентуаций характера личности в раннем юношеском возрасте и акцентуация оказывает ли на влияние характера взаимоотношения. У студентов 1 курса был использован Опросник определений акцентуаций характера К. Леонгарда и опросник межличностных отношений Т. Лири. Результаты представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1. Результаты определения акцентуации характера представлена в опросник К. Леонгарда

Типы акцентуацииКоличествоБаллы1-Гипертимый5 человек15 баллов2-Возбудительный1 человека12 баллов3-Эмотивный3 человек15 баллов4-Педантичный1 человек8 баллов5-Тревожный1 человек15 баллов6-Циклотивный4 человека15 баллов7-Демонстративный3 человек14 баллов8-Неуравновешенный2 человека15 баллов9-Дистимный1 человека12 баллов10-Экзальтированый5 человек18 баллов

Из таблицы видно, что Г1 - гипертимность - проявляется у 5 человек (15 баллов); Г2 - ригидность, застревание - проявляется у 3 человек (12 баллов); Г3 - эмотивность, лабильность - проявляется у 5 человек (15 баллов); Г4 - педантичность - проявляется у 1 человека (8 баллов); Г5 - тревожность - проявляется у 1 человека (15 баллов); Г6 - циклотимность - проявляется у 4 человек (15 баллов); Г7 - демонстративность - проявляется у 1 человека (14 баллов); Г8 - неуравновешенность - проявляется у 2 человек (15 баллов); Г9 - дистимичность - проявляется у 3 человек (12 баллов); Г10 - экзальтированность - проявляется у 1 человека (18 баллов).

Таким образом, практически все (за исключением педантичности) акцентуации характера наблюдаются у испытуемого в значении выше среднего, тем не менее ярко выраженные акцентуации характера отсутствуют. Из всех перечисленных акцентуаций наиболее высокий показатель соответствует экзальтированности. В соответствии с этим приводим описание данной акцентуации: Экзальтированный характер можно было бы назвать характером тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения.

Таблица 2. Результаты тестирование «Межличностных отношений»

Типы межличностных отношенийКоличествоБаллы1-Авторитарный5 человек10 баллов2-Эгоистный3 человека9 баллов3-Агрессивный5 человек12 баллов4-Подозрительный1 человек10 баллов5-Подчиняемый1 человек15 баллов6-Зависимый4 человека7 баллов7-Дружелюбный5 человек16 баллов8-Альтруистический2 человека8 баллов

Из таблицы 2 видно, что авторитарный тип - проявляется у 5 человек (10 баллов); эгоистичный тип - проявляется у 3 человек (9 баллов); агрессивный тип - проявляется у 5 человек (12 баллов); подозрительный тип - проявляется у 1 человека (10 баллов); подчиняемый тип - проявляется у 1 человека (15 баллов); зависимый тип - проявляется у 4 человек (7 баллов); дружелюбный тип - проявляется у 5 человека (16 баллов); альтруистический тип - проявляется у 2 человек (8 баллов).

Таким образом, из всех перечисленных типов межличностных отношений наиболее высокий показатель соответствует дружелюбному типу. Именно этот тип ярко выражен у 1 курса.

Заключение

Характер - совокупность устойчивых черт, особенностей, свойств и наклонностей человека, определяющая типичные способы его мышления и поведения.

В психоанализе характер человека рассматривается чаще всего с точки зрения периодов и фаз психосексуального развития ребенка или защитного образа действия, проявляющегося в реакциях индивида на те или иные жизненные ситуации.

Акцентуация - это целостная картина личности, это не просто случайный набор качеств. Но говоря об акцентуациях, психологи и даже психиатры не стремятся дать этим картинам оценку. Иметь те или иные акцентуации - не плохо и не хорошо - это просто то, с чем человек родился.

Акцентуация - это индивидуальные черты характера, которые могут переходить в патологическое состояние; заострение черт характера, наблюдается, как правило, в подростковом возрасте. [Райх, 2000, с. 304].

Акцентуации характера зачастую приводят к конфликтам, мешают учебному процессу и создают трудности в межличностных отношениях. Межличностные отношения в юношеской среде оказывают колоссальное влияние на формирование личности молодого человека, его взглядов на дальнейшую жизнь, отношение к окружающим, уровень самооценки.

Проблемы в межличностных отношениях способствуют появлению комплексов, заставляют искать признания людей, как личности в криминальной среде, религиозных сектах, часто являются одной из главных причин приема наркотиков, алкоголя.

Классификация типов акцентуаций, как и всякая научная систематика, оправдывает затраченный на нее труд, если открывает перспективы для ее практического использования. Будучи крайними вариантами нормы, акцентуаций характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств.

В результате экспериментального исследования по определению типов акцентуации характера у парней и девушек в возрасте 16-21 лет, было выявлено, что в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые черты характера. Усиление такого свойства, как экзальтированность - это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения.

Людей этого типа отличает большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости. Такие черты, как альтруизм, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств и привязанность к друзьям, нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими их чертами. Неудачи и горестные события воспринимаются трагически, такие люди имеют склонность к невротической депрессии. Их среда существования - это сфера искусств, художественные виды спорта, профессии, связанные с близостью к природе.

Список литературы

1.Батаршев, А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности./ А.В. Батаршев. - Сфера, М., 2002. - 88 с.

.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.

.Вундт, В. Проблемы психологии народов: Пер. с нем. / Вундт В. - СПб. И др.: СПб, 2001. - 160 с.

.Ганнушкин, П.Б. Избранные труды / П.Б. Ганнушкин. - М.: Издательский центр «Академия», 1964. - 207 с.

.Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика, некоторые общие соображения и данные. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.

.Гиппенрвйтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: ЧсРо, 1997.

.Гуревич, К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие./К.М. Гуревич. - М.: Мир, 1997. - 452 с.

.Гуревич, П.С. Психологический словарь/ Под общей науч. ред. П.С. Гуревича.-М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с.

.Климов, Е.А. Введение в психологию труда.-М., 2008.

.Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник/В.Г. Крысько. - Мн.: Харвест, 2004. - 688 с.

.Ларченко, Н.А. Учебный словарь по психологии/ Н.А. Ларченко. - Ростов н/Д, 2012. - 213, [2] с. - (Медицина).

.Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов - М.: Владос, 1997. - 513 с.

.Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981. - 390 с.

.Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Ленинград: «Медицина», 1983. - 256 с.

.Макланов, А.Г. Общая психология: Учебник нового века-СПб.: Питер, 2002.

.Мухина, В.С. Возрастная психологич: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотии - .М.:Академия, 1999.

.Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

.Немов, Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2009. -208 с.: ил. - (Серия «Краткий курс»).

.Петухов, В.В. Типология индивидуальности / В.В. Петухов. - М.: Владос, 2001. - 312 с.

.Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда - М.: ИПП, 2009.

.Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ власти. Т.1. Хрестоматия. - Самара. Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. -

с.

.Райх, В. Анализ характера: Пер. с англ. Е. Поле. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 528 с.

.Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 512 с.

.Свечение, М.В. Ответственность: смысловой принцип мотивационной регуляции поведения личности // Педагогика и психология: Вестник АПН-2008.-№1 - С. 10-17.

.Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. - М. Проспект, 2014. -464 с.

.Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах - Ростов н/Д. Феникс, 1999.

.Страхов, И.В. Психология характера. - Саратов: СГПИ, 1970.

.Щербакова Н.М. Ливинцева М.Я. Психологические методики для определения характера. Иркутск, ИГПУ, 1996.

.Юстицкий В.В. Применение математических методов в исследовании процесса обучения. // Соотношение структуры и основных типов акцентуаций личности в системах Личко и Леонгарда. - Вильнюс, 1977.

Похожие работы на - Акцентуации характера в юношеском возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!