Акцентуации характера (понятия, концепции, отличительные особенности, причины, механизмы развития)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,98 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Акцентуации характера (понятия, концепции, отличительные особенности, причины, механизмы развития)














Акцентуации характера (понятия, концепции, отличительные особенности, причины, механизмы развития)

Оглавление

Введение

Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы

.1Понятие акцентуации характера

.2Концепции акцентуаций характера

.3Дифференциация акцентуаций характера и психопатий

.4Этиология и патогенез акцентуаций характера

Глава 2. Методики диагностики акцентуаций характера

.1 Методика определения акцентуации характера (К. Леонгард-Х. Смишек)

.2 Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (МПДО) (Ю. А. Парфенов)

Заключение

Список источников

Приложения

акцентуация характер личность психопатия

Введение

Характер - это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Первая попытка классификации характеров, принадлежит Платону, который создал типологию характеров основанных на этических принципах. Древнегреческий философ, естествоиспытатель, Теофраст описал типологию характеров, распространенных в афинском обществе.

В древнем Вавилоне в третьем тысячелетии до нашей эры существовала астрологическая теория характеров, мотивируя психологические различия между людьми влиянием зодиакальных созвездий. Эта система, развитая впоследствии Птолемеем, существовала несколько тысячелетий, пытаясь объяснить отклонения в поведении и характере человека влиянием светил, проходящих по двенадцати зодиакальным созвездиям. Считалось, что положение планет на небесной сфере в момент рождения человека накладывало определённый отпечаток на его личность, определяло черты его темперамента и характера, подталкивающие на те или иные поступки. Возможно, поэтому "характер" в переводе с греческого означает "печать, чеканка". Положительные и отрицательные черты характера рассматривались либо как результат хорошей или плохой конфигурации планет, либо удачного или нет места их положения в гороскопе.

С развитием психологии проблема характера и поведения была переведена на научную основу, по-прежнему важным остаётся вопрос о первопричинах тех отклонений в характере и поведении, что грозят депрессиями, неврозами и нервными срывами, а в тяжёлых случаях приводят к психопатиям. Данная работа посвящена проблемам акцентуаций характера.

Понятие акцентуация характера ввел К. Леонгард в 1976 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1976> г., оно означает чрезмерную выраженность отдельно взятых черт характера, а также их разнообразных сочетаний. Акцентуация характера представляет собой варианты нормы, являющиеся крайними, и граничащими с психопатиями. Под акцентуацией характера подразумевается вариант психического здоровья, являющийся нормой, для которого характерна особенная выраженность, заостренность, в том числе и непропорциональность определенных черт характера общему складу личности, что ведет к определенной дисгармонии. Для акцентуации характера типична уязвимость не ко всем подряд психотравмирующим воздействиям, а лишь к некоторым, которые адресованы в области наименьшего сопротивления этого типа характера. К другим воздействиям у человека проявляется устойчивость.

В научной литературе глубоко исследованы вопросы типологии черт характера. Например А.Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» дает разработанный им патохарактерологический диагностический опросник, но соответственно он ориентирован в большей степени на подростковый возраст. Так же существует еще одна широко известная теория акцентуаций личности немецкого автора К. Леонгарда, на базе которой А.Е. Личко исследовал проблемы акцентуаций у детей и подростков, дополнял и несколько изменял классификацию.

Цель курсовой работы - изучение отличительных особенностей акцентуаций характера и патологических изменений поведения личности, типов акцентуаций, причин и механизмов развития.

Объектом исследования является характер человека в его крайних проявлениях.

Предметом исследования является изучение проявлений, причин и механизмов развития акцентуированных черт характера личности.

В основе курсовой работы лежит гипотеза о том, что личности, обладающие акцентуированными чертами характера, не являются патологическими. При большой выраженности данные черты накладывают отпечаток на личность, делая её колоритной, яркой. Лишь при воздействии неблагоприятных факторов и при крайне неблагоприятных обстоятельствах акцентуированные черты могут приобрести патологический характер, разрушая саму структуру личности и приводя её к социальной дезадаптации.

Задачи:

. Изучить понятия, концепции, отличительные особенности, причины, механизмы развития акцентуаций характера.

. Предложить методические рекомендации по дифференциации акцентуаций характера и патологические изменения в поведении личности.

Методы исследования: в работе исследовались теоретические методы исследования в соответствии с целью и задачами.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы

.1Понятие акцентуации характера

Представления об акцентуации характера было бы не полным без рассмотрения свойств и черт характера.

С.Р. Немов определяет характер как совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства [12]. К. К. Платонов дает такое определение: характер - это индивидуально ярко выраженные и относительно устойчивые психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки[14]. Л.Д. Столяренко конкретизирует данные определения, подчеркнув, что характер человека - это "сплав врождённых свойств высшей нервной деятельности с приобретёнными в течение жизни индивидуальными чертами" [17].

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов, У. Норман и др.выделяют следующие свойства характера: общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера [13]:

)самоуверенность - неуверенность;

)согласие, дружелюбие - враждебность;

)сознательность - импульсивность;

)эмоциональная стабильность - тревожность;

)интеллектуальная гибкость - ригидность.

Такие черты, как экстраверсия - интроверсия, сопоставляются с такими глобальными чертами характера, как уверенность и неуверенность; так, общительность, экстра-вертированность склонны проявлять уверенные в себе люди, а неуверенные в себе проявляют замкнутость, интроверти-рованность.

Среди локальных, частных свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность - замкнутость, доминантность (лидерство) - подчиненность, оптимизм - уныние, совестливость - бессовестность, смелость - осторожность, впечатлительность - «толстокожесть», доверчивость - подозрительность, мечтательность - практицизм, тревожная ранимость - спокойная безмятежность, деликатность - грубость, самостоятельность - конформизм (зависимость от группы), самоконтроль - импульсивность, страстная увлеченность - апатичная вялость, миролюбивость - агрессивность, деятельная активность - пассивность, гибкость - ригидность, демонстративность - скромность, честолюбие - непритязательность, оригинальность - стереотипность.

При бесконечном разнообразии индивидуальных характеров люди, живущие и развивающиеся в одинаковых общественных условиях, имеют много общего в чертах характера. Каждая историческая эпоха, каждый социальный класс либо группа формирует определённые, типичные для своих представителей черты характера. В.А. Крутецкий пишет, что с одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие, типичные обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты характера [6].

Е.А.Личко, К.Леонгард по степени, силе выраженности черт характера выделяют:

. Социальную "норму" - нейтральность, средняя выраженность черт.

. Направленность - если одни черты преобладают над другими.

. Акцентуация - яркая, "акцентная", чрезмерная выраженность отдельных черт[4]. Акцентуации могут стать благоприятной почвой для развития депрессий и психогений (неврозов и реактивных состояний) - обратимых патологических нарушений поведения, обратимых расстройств психики, возникающих под влиянием психологических травм.

. Психопатии - патологическая гипертрофия отдельных черт характера, приводящая к практически необратимой социальной дезадаптации и угрозе распада личности, по мнению Б.М. Петрова[5].

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии. К. Леонгард (1968) пишет, что акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. П.А. Алмазов и Б.Н. Грищенко Сходятся во мнении, что акцентуация - это, в сущности те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние[1].

Таким образом, акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией[9].

Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

.2 Концепции акцентуаций характера

Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард, автор концепции «акцентуированных личностей», которая послужила теоретической основой для создания личностного опросника, разработанного в 1970 году другим немецким психиатром и психологом - Г. Шмишеком. В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий. Акцентуация затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях. Б.Юстицкис подчеркивает, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям[20]. Точно так же, адаптационные затруднения личности в некоторых специфичных ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях. Карл Леонгард разработал известную классификацию акцентуаций личности, кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известного детского психиатра, профессора А.Е. Личко. Однако и в том и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.

Существует две классификации типов - первая предложена К.Leonhard(1968), а вторая Личко А. Е., 1977. Сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицкиим (1977), приводится ниже[19].

Концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда

Как практик и ученый, К. Леонгард пытался найти подход к целостному описанию человека через выделение основных характеристик, или черт, которые определяют стержень личности - ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье. Согласно концепции К. Леонгарда, основные черты у разных людей проявляются в разной степени и обычно варьируют в пределах нормы. Однако, если черта выражена в большой степени, она является акцентуированной, т.е. при воздействии неблагоприятных факторов может перерасти в патологию. Наличие акцентуированных, «заостренных черт» накладывает отпечаток на всю личность, которая в этом случае характеризуется как акцентуированная. Разъясняя свое понимание акцентуированных личностей, Леонгард подчеркивал, что они, как правило, не являются патологическими, и аргументировал свою позицию так: «При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным можно считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что она обладает ярко выраженным оригинальным психическим складом». Таким образом, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая - с отрицательными проявлениями. О патологии можно вести речь только в том случае, когда акцентуированная черта выражена в очень сильной степени и оказывает разрушительное воздействие на личность в целом. Неверно было бы толковать акцентуацию как патологическое проявление личности, скорее всего акцентуация есть крайний вариант нормы.

Модель личности, разработанная К. Леонгардом, содержит 12 типов акцентуаций, каждая из которых описана в его книге «Акцентуированные личности», опубликованной в 1989 году. Поскольку автор работал в психиатрической клинике и имел дело с патологическими личностями, его описания акцентуаций содержат крайние, ярко выраженные проявления, типичные для пациентов, но утрированные с точки зрения нормы. Этот факт необходимо учитывать при анализе акцентуаций психически здоровых людей с целью избежать «ярлыков», не имеющих под собой реального основания.

Выраженность акцентуаций может быть различной - от легкой до крайнего ее выражения - психопатии. Хотя вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, можно все же с уверенностью говорить о более ярком проявлении акцентуированных черт в подростковом возрасте. В дальнейшем, вероятно, происходит сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций вплоть до социальной опасности. Согласно концепции К. Леонгарда об акцентуированных личностях, черты каждой личности могут быть разделены на две группы: основную и дополнительную. Основных черт значительно меньше, но они являются стрежнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При большой степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных социальных условиях могут разрушить структуру личности. Основные типы акцентуаций по К. Леонгарду[7]:

 демонстративный;

 педантичный;

 застревающий, ригидный;

 неуравновешенный, возбудимый;

 гипертимный;

 дистимичный;

 тревожный, боязливый;

 циклотимный;

 экзальтированный;

 эмотивный, лабильный.

Гипертимный тип

С раннего детства гипертимы отличаются общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. У них может не быть проблем с окружающими, они не вызывают неприязни, не вступают в конфликты ни со сверстниками, ни со взрослыми если им позволяют делать все, что они хотят. Когда родители начинают чрезмерно опекать, контролировать или подавлять, навязывая неинтересный им круг общения или дел, то подростки расценивают такие действия как покушение на их свободу и самостоятельность и реагируют однотипно - вспышками гнева и раздражения. Как правило, гипертимы отличаются хорошей памятью, сообразительностью и живым умом. Но в силу отсутствия усидчивости и дисциплинированности, их успехи в учебе могут быть неровными - там, где достаточно способностей, они все легко схватывают, а на занятиях, требующих упорства и настойчивости, их успехи значительно хуже. Они могут прогуливать те школьные занятия, которые им не нравятся. Если же родители начинают контролировать посещение школы и выполнение домашних заданий, то территория конфликта расширяет границы, включая дом и семью. Это порождает усиление гипертимной реакции и, например, могут совершаться побеги из дома, причем подросток не задумывается, где он будет жить, чем питаться, он может совершать мелкие кражи продуктов или денег, у него нет четкой границы между дозволенным и недозволенным. Поэтому мелкие асоциальные действия совершаются им не потому, что сознательно желает нарушить закон, а потому что не думает об этом. Обычно подростки - гипертимы стремятся занять лидирующее положение в своей компании, они во все вмешиваются, командуют другими и это может встретить противодействие со стороны других членов группы. Кроме того, конфликт со сверстниками может возникнуть из-за того, что гипертимам быстро надоедает привычный круг общения, они начинают искать новую компанию, без труда входят в нее, как правило, поначалу их воспринимают как остроумных и компанейских. Но в новой группе они тоже начинают проявлять лидерские претензии, а в подростковой компании, как правило, уже есть свой лидер, это может вызвать соперничество и новый конфликт. Сверстников может тяготить чрезмерная активность гипертимов, далеко не всех увлекает их бесшабашность и склонность к авантюрам, это тоже может стать причиной конфликта. Поэтому гипертимы часто меняют подростковые компании и не всегда оставляют о себе положительное впечатление в покинутой группе, поэтому их уход члены компании порой воспринимаю с облегчением. После окончания школы и изменения статуса в связи с поступлением в вуз, началом трудовой деятельности ломается их жизненный стереотип, но основные черты личности, как правило, остаются неизменными. Во взрослом периоде жизни гипертимы по-прежнему легко адаптируются в обществе, легко улавливают общий фон настроения. Они приветливы, добродушны, общительны, свободно проявляют свои чувства, не могут подолгу обижаться, таить злобу, вынашивать планы мести. Эмоции их просты и естественны, они понятны окружающим. С людьми гипертимной акцентуации легко и просто общаться, если не противодействовать их стремлениям. Гипертимы в новом коллективе вызывают симпатию из-а их хорошего настроения, остроумия. Они вносят новую струю оживленности и веселья в коллектив. Но, будучи взрослым, они выбирают такой круг общения, который им импонирует, где они могут проявлять свою активность. В условиях постоянной студенческой группы или трудового коллектива их безграничная общительность порой не может быть реализована. Они могут сбегать с занятий, пренебрегать своими обязанностями, способны привлечь при этом к своей затее нескольких приятелей. В трудовой деятельности вначале гипертимов воспринимают как очень способных, в начале деятельности они могут высказывать оригинальные идеи, но терпения на детальное продумывание они не имеют и в итоге могут дело до конца не довести. Закономерно, что это может привести к потере интереса в работе. Гипертима тяготит ограничение рабочего пространства, он пытается расширить его за счет посещения во время рабочего дня своих многочисленных приятелей, работающих в других помещениях. Продуктивность работы гипертима невелика, поэтому по отношению к нему часты замечания со стороны руководителя, вплоть до серьезных конфликтов и необходимости смены работы. В новом коллективе ситуация чаще всего повторяется. Из-за конфликтов трудовая жизнь гипертима нестабильна, он часто меняет работу. Ему противопоказаны должности, требующие упорства и сосредоточенности.

Гипертимные личности с удовольствием занимаются общественной работой, организацией разных мероприятий. Если работа по специальности не получается, гипертим легко может от нее отказаться. В силу того, что он обладает гибкостью мысли, новая профессия осваивается легко. У большинства гипертимов много друзей и приятелей, они заражают своим весельем и оптимизмом, но при более длительном и близком знакомстве они могут утомлять своей поверхностностью, бесцеремонностью, самоуверенностью. Некоторые гипертимы отчаянные спорщики, не терпят никаких возражений и контраргументов. У большинства отсутствует критическое отношение к своим недостаткам. В чистом виде гипертимы встречаются редко, обычно это сочетание гипертимности с другими акцентуациями характера. Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, в которых человек лишен возможности широких контактов и проявления инициативы, одиночество и монотонная работа, требующая аккуратности и тщательности, жесткий мелочный контроль, отсутствие аванса доверия, чрезмерная опека.

Протестные реакции.

Взрываются гневом, их агрессивность направлена во вне, на окружающих людей или вещи, в более серьезных случаях их протест всегда действенный, они как то поступают, а не просто говорят. Побеги, противоправное поведение в группе, алкоголизация, особенно в компании, где предпочитают быть лидером.

Сильные стороны.

Активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность, находчивость в нестандартных стрессовых ситуациях, готовность брать ответственность на себя.

Застревающий, ригидный тип.

Застревающие личности в юности отличаются выдающимися достижениями в различных областях, так как они искренне и с увлечением ищут удовлетворения в осуществлении своих честолюбивых замыслов. Застревающий тип характеризуется очень долгой задержкой сильных чувств (аффектов): ярость, гнев, страх, особенно, когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-либо внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать или вспыхивать с новой силой спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи человек с данным типом акцентуации может переживать тоже довольно долго и ярко. Этому типу почти всегда свойственно честолюбие, которое может проявляться как положительная черта - успехи достигаются усердием, и как отрицательная черта - если честолюбие удовлетворяется принижением окружающих или использованием их в своих интересах. В любом случае люди этого типа отличаются обидчивостью и долгой памятью на обиды. В отличие от демонстративного характера, который уверен в своей исключительности и признании окружающих, застревающему характеру нужно реальное уважение и признание, которое он будет добиваться любым путем. Самые распространенные идеи, темы для застревания: ревность, преследование, месть, несправедливость, непризнанные инициативы или изобретения. Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, в которых на авторитет и власть покушается более сильный лидер, когда кто-то пытается обидеть его.

Протестные реакции.

Обвиняет всех и вся, кроме себя, в раздраженном состоянии легко впадает в гнев, при сильном раздражении жестокий и не помнит, что делает, успокаиваются, только разрядившись на ком-нибудь, мстят.

Сильные стороны.

Огромное упорство в достижении поставленной цели, пунктуальность и обязательность, выносливость, внимание к мелочам, деталям, стремление все делать досконально, а не поверхностно.

Эмотивный, лабильный тип.

Эмотивность - это склонность глубоко и долго переживать жизненные впечатления, события, эпизоды взаимных отношений как позитивного, так и негативного содержания. В детстве эмотивность часто сопровождается боязливостью. Эта боязливость связана с общей повышенной чувствительностью. В кругу хорошо знакомых людей такие дети бывают общительными, уверенными и спокойными. Во взрослом периоде жизни эмотивные люди характеризуются чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких чувств. Для них характерна отзывчивость, гуманное отношение к миру, обычно их называют мягкосердечными, иногда задушевными. Их легко распознать в беседе: их глубоко захватывают чувства, что отчетливо выражается в мимике. Они быстрее, чем кто-либо испытывают особую радость от общения с природой. Эмотивные личности любое жизненное событие воспринимают серьезнее, чем другие люди, легко поддаются чувству жалости и сострадания. У них легко появляются слезы радости, растроганности. Как правило, их глубоко захватывают чувства при рассказе о фильме, захватившей их книге, причем, такой способ реагирования характерен как мужчинам, так и женщинам. На эмотивную личность воздействие оказывает только само событие, вызывая адекватную эмоциональную реакцию, она не может «заразиться» весельем или печальным настроением без причины. Душевное потрясение может оказать глубокое воздействие и вызвать глубокую депрессию, при этом тяжесть депрессии, соответствует тяжести события. Радостные события эмотивный человек переживает также глубоко. Жизненные ориентиры эмотивных людей - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, лояльное отношение со стороны начальства. Они редко меняют место работы, так как, адаптировавшись один раз в определенном коллективе, они предпочитают не изменять ему.

Точки наименьшего сопротивления.

Грубость, равнодушие к эмоциональному состоянию, черствость окружающих, отсутствие теплых эмоциональных связей. Протестные реакции. Плачут, но причиной неудач считают скорее внешние обстоятельства, чем себя, « и это после того, что я для тебя сделала!», «бесчувственные!» и т.п.

Сильные стороны.

Мягкость и способность к сопереживанию, развитое чувство благодарности к тем, кто проявляет к ним теплые чувства.

Педантичный тип.

Поведение педантичной личности не выходит за пределы разумного, чаще всего именно это является преимуществом в деловых вопросах. Основательность, четкость, законченность, добросовестность - вот черты, помогающие в работе педантичному человеку. Очень ответственное задание может оказать на педантичного человека угнетающее действие, если он не получит четких инструкций и перечня требований. Такие люди хорошо осознают ответственность по отношению к делу, которое им поручено, к месту работы, которое предпочитают не менять в течение длительного времени или на протяжении всей трудовой жизни. Педантическая скрупулезность может выражаться не только в высоких деловых качествах, но в усиленной заботе о своем здоровье. При умеренном проявлении это положительное качество. Сверхаккуратный человек осторожен, не употребляет или мало употребляет алкоголь, не курит.

Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что побуждает постоянно проверять и перепроверять свои действия: выключен ли газ, нет ли ошибки в отчете, не грязны ли руки.

Точки наименьшего сопротивления.

Ситуации, требующие принятия решения, оперативные действия выбора, повышенные нагрузки, ответственность, возлагаемая на него.

Протестные реакции.

Протест принимает словесную форму - «бурчат», ругаются, но всегда избегают поступков, во всем винят себя.

Сильные стороны. Заботливость, способность брать на себя ответственность за здоровье и благополучие других, чувство эмоциональной привязанности к другим, к матери, ответственность за порученное дело, способность все проверять и перепроверять до мелочей.

Тревожный тип.

Тревожность выражается в мнительности, чувстве обеспокоенности, не имеющем под собой видимых причин, но вызываемом внутренними коллизиями. Тревожные люди проявляют повышенную боязливость с детства - боятся засыпать в темноте или в одиночестве, испытывают стрех перед собаками, грозой, сторонятся других детей, потому что они могут их дразнить, от нападений они предпочитают не защищаться, тем самым они могут провоцировать издевательства. Так они могут стать мишенями для шуток или «козлами отпущения», потому что постоянно «вызывают огонь на себя». Как правило, сверстники быстро обнаруживают слабое место в характере этой личности. Такие дети могут испытывать страх перед учителями и воспитателями, а те в свою очередь, не замечая этой робости, могут усугублять состояние ребенка своей строгостью. Иногда при определенной шалости дети специально сваливают вину на тревожного ребенка, который действительно становится «козлом отпущения». Во взрослой жизни страх поглощает такого человека меньше, чем ребенка. Окружающие люди не представляются им столь угрожающими, поэтому их тревожность не столь бросается в глаза. Но остается неспособность отстаивать свою позицию в спорах, особенно в ситуациях, когда противник показывает силу. Поэтому у таких людей мы можем наблюдать проявления робости, иногда покорности и униженности. Временами к робости может присоединяться пугливость, проявляться внезапный страх. Источником робости могут служить либо внешние раздражители, либо собственное поведение, которое все время в центре внимания. Таким людям может быть свойственна сверхкомпенсация в виде самоуверенного и даже дерзкого поведения.

Точки наименьшего сопротивления.

Ситуации, требующие мобилизации усилий и выносливости: экзамены, соревнования. Болезни или смерть близких, разговоры о смерти.

Протестные реакции.

Протестуют редко, их протестные реакции настолько вытеснены из сознания, что проявляются в виде болезненных симптомов: аллергий, повышенной температуры.

Сильные стороны.

Повышенная чувствительность, способность рассчитать свои силы.

Циклотимный тип.

В детстве личность с таким характером может мало отличаться от других детей. Лишь иногда может становиться необычайно шумливым, озорным, веселым, постоянно что-то предпринимающим. А затем снова становиться спокойным и управляемым. С наступлением половой зрелости возникают периодические фазы смены настроения от грустного и печального к радостному и веселому, длительность которых может быть от нескольких дней до недели и более. В период понижения настроения подросткам становится трудно учиться, они раздражительны и быстро устают. То, что легко и просто давалось раньше, требует в этот период большого напряжения. В это время подросток предпочитает сидеть дома и ни с кем не встречаться. Если начать расспрашивать его, то может возникнуть бурная реакция со слезами, грубостью, резкими ответами на расспросы родителей. После спада начинается подъем, в этот период подросток может быстро наверстать все упущенное в учебе, восстановить связи с друзьями. Искренность и отзывчивость, добродушие и приветливость восстанавливают отношения подростка с его родителями. Увлечения циклотимного подростка обычно не устойчивые. В фазе подъема интерес к разным занятиям может проявляться очень ярко, подросток ищет новое увлечение, от которого отказывается в период спада. Такое чередование периодов подъема и спада, может сохраниться на всю жизнь. В обычном настроении циклотимные личности общительны и приветливы, легко знакомятся с новыми людьми и находят со всеми общий язык. Они не склонны противопоставлять себя другим, не считают себя лучше. Как правило, они реалисты и терпимо относятся к недостаткам других.

К работе и своим обязанностям такие личности относятся добросовестно, но при повышенном настроении могут проявлять легкомыслие, бессистемность. В период повышенного настроения они проявляются как оптимисты, их не пугает будущее. Им не свойственны самокопание, сомнения и самоанализ. У них могут быть резкие вспышки, когда они сердятся, но при этом напряжение и злоба не проявляются, быстро успокоившись, они никого не успевают обидеть. Период пониженного настроения они ожидают с неприятным чувством.

Взрослые циклоиды уже хорошо знают свою способность впадать в хандру, жаловаться на усталость. Они становятся апатичными и бездеятельными, все валится из рук. Работа, которой они занимались с увлечением, начинает их тяготить. В период спада они не звонят друзьям, отказываются от приглашений на вечеринки, избегают всяких контактов, стараются проводить время дома и в одиночестве. Они с трудом засыпают, аппетит может быть снижен или отсутствовать. Настроение бывает хуже с утра. Они встают невыспавшимися, вялыми, ощущают упадок сил. Весь мир может быть окрашен в мрачные тона, из оптимистов они превращаются в пессимистов, мрачно переживают мелкие неудачи. Но они знают, что период спада все равно закончится, и у них впереди возвращение к увлечениям и привязанностям - жизнь напоминает зебру - черные полосы чередуются с белыми.

Точки наименьшего сопротивления.

Ситуации, когда от находящегося в депрессивной фазе человека требуют или ожидают характерного для него «нормального поведения». И сама ситуация резкой и глубокой смены состояний.

Протестные реакции.

В «хорошей» фазе по форме протеста напоминают гипертимных, в плохой фазе агрессия может быть направлена на себя.

Сильные стороны.

Активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность, находчивость в нестандартных стрессовых ситуациях, готовность брать ответственность на себя.

Демонстративный тип

Первые признаки демонстративной акцентуации появляются у детей в возрасте двух-трех лет. Это может быть обидчивость, капризность, склонность к паясничанью, они могут передразнивать взрослых или подражать им. Очень часто такой ребенок является кумиром семьи, его способностями и талантами восхищаются, различные умения ребенка демонстрируют гостям. И он с удовольствие рассказывает стихи или поет песенки, при этом никаких особых вокальных и артистических данных может и не быть. Получая обилие внимания, дети быстро привыкают к нему, и в дальнейшем требуют его любой ценой. У таких детей всегда завышенная самооценка, особенно при поддержке ее родителями. Возможностей для привлечения внимания в их реальной жизни может оказаться недостаточно, тогда они прибегают к вымышленным историям, где они сами выступают, как правило, в роли главного героя. Для каждого нового слушателя эти рассказы могут иметь разную сюжетную линию. Если поймать его на лжи, он способен искренне обидеться, объяснив это завистью к его успехам. Часто для повышения своего авторитета человек с такими чертами характера может выдавать чужие стихи и рассказы за свои. При условии недостатка внимания к ним со стороны лиц противоположного пола, они способны выдумать себе легенду. Если у людей с таким типом характера проявляются способности среднего уровня развития, то они способны преподнести их так, что многие будут считать их исключительно способными личностями. В том, что эти способности мнимые догадаться сразу нелегко, их могут хвалить, ставить в пример другим.

В школе демонстративная личность живет бурной жизнью, выдвигая множество инициатив, предложений и идей, которые естественно выполнять не собирается. О таких людях существует мнение, что они способные лентяи, которые учатся не в полную силу. С наступлением взрослой жизни в поведении человека с демонстративным типом характера мало что меняется, по-прежнему ему необходимо внимание всех окружающих, которое он стремится получить любой ценой. При выборе учебного заведения они руководствуются соображениями престижа и даже если в школе их успехи были скромны, обладая хорошей памятью, они могут подготовиться к вступительным экзаменам и произвести впечатление на экзаменатора. Их трудовая жизнь может быть связана с профессиями искусства не из-за того, что они очень талантливы, а из-за постоянной возможности быть на виду. Помимо удовлетворения тщеславия очень важны и высокие гонорары, которые расцениваются как признание исключительных заслуг и таланта.

Эмоции демонстративных личностей бурные, яркие, но недолговечные. Поверхностность эмоций проявляется у них даже в отношении к собственным детям. Поначалу им могут приписываться необыкновенные способности и достижения, при этом может подчеркиваться, что такие необыкновенные дети могут быть рождены только неординарными родителями. Демонстративная личность может проявляться как завистливая и ревнивая к чужим успехам, особенно это характерно для представителей творческих профессий. Имея склонность все относить к собственной личности, чужой успех они расценивают как собственную неудачу. При этом они могут начать винить окружающих, которые недооценили их.

Модель А.Е. Личко

Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда оказала существенное влияние на разработку патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), разработанного отечественным психиатром А.Е. Личко.

Личко разделяет позицию Леонгарда в той ее части, где речь ведется об акцентуациях как о крайних вариантах нормы, однако считал, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера[8]. По мнению Личко, «именно типы характера, а не личности в целом, с ее особенностями, наклонностями и другими структурными компонентами, описаны в монографии Леонгарда, именно особенности характера отличают эти личности от других». Исходя из клинических целей, А.Е. Личко предложил иную модель, чем Леонгард, в которую входят не только типы акцентуаций характера (крайние варианты нормы), но и типы психопатий (патологических проявлений характера). Опросник, разработанный А.Е. Личко на основе этой модели, предназначен для лиц подросткового и юношеского возраста (14 - 18 лет) и используется для диагностики органических нарушений, которые в сочетании с определенными психологическими особенностями приводят к патологическому развитию характера. А.Е. Личко, опираясь на клиническую типологию психопатий и личностных акцентуаций, а также концепцию психологии отношений, которую развивали А.Ф. Лазурский и В.Н. Мясищев, выделил 11 типов психопатий и акцентуаций характера:

 гипертимный;

 циклоидный;

 лабильный;

 астеноневротический;

 сензитивный;

 психоастенический;

 шизоидный;

 эпилептоидный;

 истероидный;

 неустойчивый;

 конформный.

Проявления характера и темперамента в структуре акцентуированной личности Согласно концепции К. Леонгарда, в структуре личности некоторые акцентуированные черты в большей степени определяются особенностями темперамента, некоторые - особенностями характера. К акцентуациям свойств характера К. Леонгард относит демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы акцентуаций. Остальные варианты акцентуаций относятся К. Леонгардом к акцентуациям темперамента. Характер влияет на направленность интересов человека и форму его реакций. Темперамент - на темп и глубину эмоциональных реакций. Поскольку четкой границы между темпераментом и характером не существует, вне зависимости от природы акцентуированной черты К. Леонгард употребляет термин «акцентуированная личность», но раскрывает содержание этой черты, уделяя больше внимания, либо темпераменту, либо характеру. Так, о характере он чаще упоминает при описании демонстративных, педантичных, застревающих и возбудимых личностей. О темпераменте - при описании личностей гипертимных, дистимных, циклотимных, экзальтированных, тревожных, эмотивных, экстравертированных и интровертированных. Такое условное разделения акцентуированных личностей на две группы позволило К. Леонгарду обратить внимание на сочетания черт, которые особенно ярко проявляются в характере человека. В качестве примера такого яркого сочетания он приводит одновременное присутствие демонстративной и застревающей акцентуаций, которое может либо способствовать адаптации личности (в случае, если «слабость истерика компенсируется стойкостью и упорством реакций паранойяльной личности»), либо приводить к деформации психики (симуляции истерического невроза в сочетании с упорной борьбой за признание этого диагноза). Кроме того, К. Леонгарду удалось выделить сочетания черт, которые невозможно встретить у акцентуированных личностей, поскольку их проявления противопоставлены друг другу в одной и той же сфере реакций. Например, в состоянии аффекта демонстративная личность реагирует внезапными действиями по типу короткого замыкания, педантическая, наоборот, проявляет исключительную медлительность и нерешительность. Демонстративная личность вытесняет из сознания сильные эмоции, связанные с вопросами, которые трудно поддаются психологическому решению, педантическая личность - оказывается не в состоянии вытеснить эти эмоции при всем желании. Как пишет Леонгард, если бы в психике человека имелись и те, и другие черты, то неизменно возникало бы нечто среднее, не попадающее под разряд акцентуации.

.3 Дифференциация акцентуаций характера и психопатий

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933)- О. В. Кербикова (1962) описанных Б. В. Шостаковичем [19]. При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих при-знаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации с следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии [6]. При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, и самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к месту наименьшего сопротивления, к слабому звену данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, слабые места.

Психопатии характеризуются как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

В.Д. Менделеевич говорит, что психопатизация относительно устойчивое личностное свойство и проявляется во всех сферах личности[11].

Невротизацию, в свою очередь, можно представить как вариативную личностную переменную, которая отражает как динамически изменяющиеся особенности человека (состояния), так и относительно более статичные (свойства личности).

Неврозы - это группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся не резко выраженными нарушениями психической деятельности, вызванных воздействием психотравмирующих факторов[5].

П. Б Ганнушкин дает такое определение, психопатия - это аномалия характера, от которой страдает либо сам человек, либо общество. Эти врожденные или приобретенные в раннем возрасте аномалии характера приводят к дисгармоническому формированию личности и нарушают социальную адаптацию. Важной особенностью психопатии является декомпенсация при различных неблагоприятных воздействиях[2].

От неврозов психопатии отличает то, что патологические черты характера определяют весь психический облик человека и наблюдаются на протяжении всей его жизни. При не резко выраженных отклонениях характера, не достигающих уровня патологии и в обычных условиях не приводящих к нарушению адаптации, говорят об акцентуации характера.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что людям, имеющим невротические тенденции свойственны выраженная эмоциональная возбудимость, негативные переживания, тревожность, напряженность, раздражительность. Эти же черты характерны для лиц с циклотимическим, экзальтированным, тревожным и дистимическим типами акцентуаций характера.

Высокая психопатизация, в свою очередь, характеризуется беспечностью, легкомыслием, холодным отношением к людям, упрямстве. Такие люди легко выходят за рамки общепринятых норм, непредсказуемы в конфликтных ситуациях. Это сочетается с гипертимическими, возбудимыми и демонстративными чертами характера.

.4 Этиология и патогенез акцентуаций характера

Известно, что акцентуация характера может быть обусловлена как наследственными признаками, так и во многом зависит от того, какие методы воспитания были использованы родителями. М.И. Чеховских пишет, что к закрепляющим акцентуации факторам относится гиперопека, потворствование ребенку во всех его капризах[18]. Также, акцентуации способствуют такие причины, как жесткое воспитание, требование от ребенка излишней для возраста самостоятельности, эмоциональное отвержение, недостаточность внимания к проблемам и интересам ребенка. Нередко причиной развития акцентуации становится противоречивое воспитание, когда взрослые члены семьи применяют различные методы, и придерживаются иных взглядов. Также, если ребенок воспитывается в условиях, где присутствует «культ болезни» или повышенной моральной ответственности.

Чтобы выявить причину, необходимо определить, какой именно тип акцентуации имеется у человека. Существуют несколько основных типов, отличающихся своими признаками. Например, при гипертимном типе люди активны с самого детства, они любят командовать, не испытывают застенчивости, но в то же время недисциплинированны и неусидчивы. При циклоидном типе поведение чередуется, может наблюдаться депрессивное состояние, и былые развлечения не кажутся интересными. При лабильном типе имеется выраженная склонность к частой смене настроения под влиянием любой мелочи. В то же время развита интуиция, благодаря которой человек определяет, как к нему относятся окружающие. А.Е. Личко указывает, что при астроневрическом типе признаком является постоянная раздражительность, часта ипохондрия, утомляемость. Бывают резкие вспышки, сменяющиеся раскаянием[10].

Если имеет место сенситивный тип, то человек отличается стеснительностью и пугливостью с детства. Но, в знакомой обстановке он всегда уверен в себе и привязан к своим близким. При психастеническом типе личность бывает очень мнительной, склонной к рассуждательству, навязчивым опасениям. Как самозащиту, человек использует лично придуманные ритуалы. Шизоидному типу свойственна определенная замкнутость, которая сочетается с недостатком интуиции. Также человек не способен сопереживать, поэтому имеет репутацию черствой и холодной личности. Эпилептоидный тип отличается тем, что у индивидуума периодически возникает тоскливо-злобное настроение, и в это время ему нужен объект, на котором можно было бы «сорвать» злость. Также имеется истероидный тип акцентуации, характеризующийся жаждой внимания к своей персоне.

Таким образом, число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико, превышает тысячу наименований. Но вариативность черт характера может проявляется не только в их качественном многообразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает явление акцентуации характера.

Глава 2. Методики диагностики акцентуаций характера

Исследователями психики несовершеннолетних составлено множество методик для тестирования подростков различных категорий. С помощью разработанного Г. Смишеком на основе концепции К. Леонгарда личностного опросника для определения типов акцентуаций выявляются следующие десять типов акцентуации: гипертимность, возбудимость, эмотивность, дистимия (депрессивность), невротичность (тревожно-боязливая акцентуация), интроективная (аффективно-экзальтированная) акцентуация, циклотимическая (аффективно-лабильная) акцентуация, застревание (паранойяльная акцентуация), педантизм (ригидная акцентуация) и демонстративность.

Методика определения акцентуации характера (К. Леонгард-Х. Смишек)[16]

Методика предназначена для определения акцентуаций характера.

Необходимое оснащение. Текст опросника и опросный лист

Инструкция испытуемому. Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» («да»), если нет - знак «-» («нет»). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет.

Обработка результатов. Результаты по каждой шкале подсчитываются в соответствии с ключом. Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации считается показатель, превышающий 12 баллов. Если ни одно свойство не превышает 12 баллов, подсчитывается показатель по всем свойствам и обращается внимание на те свойства, показатель которых выше средних значений.

Текст опросника в приложении 1.

Полученные данные откладываются на специальной шкале

Ключ к методике

Подсчитайте количество ответов «Да» (+) на одни указанные вопросы и количество ответов «Нет» (-) на другие, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число.

. (Г) Гипертимный тип хЗ (умножить значение шкалы на 3) + («Да»): 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 - («Нет»): нет

. (З) Застревающий (ригидный) тип х2 +: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 -: 12, 46, 59

. (Эм) Эмотивный (лабильный) тип хЗ +: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 -: 25

. (П) Педантичный тип х2 +: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 -: 36

. (Тр) Тревожный тип хЗ +: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 -: 5

. (Ц) Циклотимный тип хЗ +: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 -: нет

. (Дм) Демонстративный тип х2 +: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 -: 51

. (В) Возбудимый (неуравновешенный) тип хЗ +: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86 -: нет

. (Ди) Дистимный тип хЗ

+: 9, 21, 43, 75, 87

: 31, 53, 65

. ( Э ) Экзальтированный тип х6

+: 10, 32, 54, 76 .

: нет

Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (МПДО) (Ю. А. Парфенов) [3]

Опросник предназначен для диагностики типов акцентуаций характера.

Опросник включает 143 утверждения, составляющих 10 диагностических и одну контрольную шкалу (шкалу лжи). В каждой шкале по 13 утверждений. Утверждения в тексте вопросника предъявляются в случайном порядке. Диагностируются гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый типы.

Диапазон применения: 12-18 лет.

Инструкция для обследуемых по МПДО

Ребята, каждый из вас хочет знать особенности своего характера, по крайней мере, его наиболее яркие черты. Знание своего характера позволяет управлять собой, лучше взаимодействовать с людьми, ориентироваться на определенный круг профессий. Данный тест поможет вам определить тип вашего характера, его особенности.

Вам предложены листы вопросов и ответов. Прочитав в листе ответов каждый вопрос-утверждение, решите: типично, характерно это для вас или нет. Если да, тогда подчеркните номер этого вопроса на листе ответов, если нет, просто пропустите этот номер.

Чем точнее и искреннее будут ваши выборы, тем лучше вы узнаете ваш характер.

После того как лист ответов будет заполнен, подсчитайте сумму набранных вами баллов по каждой строке (один подчеркнутый номер - это один балл). Проставьте эти суммы в конце каждой строки.

Теrст опросника в приложении 2

Лист ответов по МПДО

ТипНомер утвержденияСумма балловГ11223344556677889100111122133 Ц21324354657687990101112123134 Л31425364758698091102113124135 А41526374859708192103114125136 С51627384960718293104115126137 Т61728395061728394105116127138 И71829405162738495106117128139 В81930415263748596107118129140 Д92031425364758697108119130141 Н102132435465768798109120131142 К112233445566778899110121132143

Обработка результатов

На основании собранного материала, отдельно по каждому типу акцентуаций, определено минимальное диагностическое число (МДЧ), представляющее собой нижнюю границу доверительного интервала, которая рассчитывается по формуле:

МДЧ = М - Rn W,

где М - средний по выборке балл данного типа акцентуаций, Rn - табличный коэффициент; W - размах данных.

Минимальные диагностические числа (МДЧ) для типов акцентуаций составляют: гипертимный - 10, циклоидный - 8, лабильный - 9, астено-невро-тический - 8, сенситивный - 8, тревожно-педантичный - 9, интровертирован-ный - 9, возбудимый - 9, демонстративный - 9, неустойчивый - 10.

Контрольная шкала - 4. Показатель в 4 балла рассматривается уже как критический. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о тенденции обследуемых давать «хорошие» ответы. Высокие баллы по шкале лжи могут служить также дополнительным свидетельством демонстративности в поведении обследуемого. Поэтому при получении по контрольной шкале более 4 баллов следует прибавить к шкале демонстративности 1 балл. Если же показатель по шкале лживости превышает 7 баллов, то к шкале демонстративности прибавляются 2 балла. Однако, если несмотря на это, демонстративный тип не диагностируется, то результаты тестирования следует признать недостоверными.

Правила идентификации типов

. Если МДЧ достигнуто или превышено только по одному типу, то диагностируется этот тип.

. Если МДЧ превышено по нескольким типам, то диагностируется:

а) в случае перечисленных сочетаний - смешанный тип; ГЦ, ЦЛ, ЛА, АС, СТ, ТИ, ИВ, ВД, ДН, ГД, ЛС, АТ, СИ, ИД, ВН, ГН, ЛД, ЛН, АД, ИН.

Другие сочетания, полученные по МПДО, должны быть признаны несочетаемыми (что доказано клиническими наблюдениями). Например, гипертимный и интровертированный тип, сенситивный и возбудимый и т. д.

б) если по какому-либо чипу набрано баллов на 4 больше, чем по другим типам, последние не диагностируются, даже если сочетание совместимо.

в) в случае несовместимых сочетаний диагностируется тот тип, в пользу которого набрано больше баллов.

г) если в отношении двух несовместимых типов имеется одинаковое количество баллов, для исключения одного из них необходимо руководствоваться следующими правилами доминирования (сохраняется тип, указанный после знака равенства):

Г+Л=Г А+И=И Ц+А=А С+В=В Г+А=А А+В=В Ц+С=С С+Д=Д Г+С=Г А+Н=Н Ц+Т=Т С+Н=Н Г+Т=Т Т+В=В Ц+И=И Л+В=В Г+И=И Т+Д=Д Ц+В=В Л+Т=Т Г+В=Г Т+Н+Н Ц+Д=Д Л+И=И Ц+Н=Н

. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении нескольких типов и по правилу 2 их не удается сократить до двух, тогда отбираются два типа с наибольшим числом баллов, после чего руководствуются правилом 2.

. Если по контрольной шкале получено более 4 баллов, то, как уже отмечалось, к шкале демонстративности прибавляется 1 балл, если больше 7 - прибавляется соответственно 2 балла. Однако если после этого демонстративный тип не диагностируется, результаты обследования признаются недостоверными и в отношении данного подростка его надо повторить.

Достижение или превышение МДЧ по тому или иному типу плюс представленные ранее правила идентификации типов гарантируют точность диагностики не менее Р > 0,95.

Заключение

Изменение характера это сложный и длительный процесс. Характер может изменяться под воздействием нового опыта жизнедеятельности человека, а также в результате целенаправленного воспитания и самовоспитания личности.

Акцентуация - дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена. Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера, могут переноситься человеком без напряжения и срывов, не доставляя никаких неприятностей ни окружающим, ни ему самому.

Личности, обладающие акцентуированными чертами характера, не являются патологическими. При большой выраженности данные черты накладывают отпечаток на личность, делая её колоритной, яркой. Лишь при воздействии неблагоприятных факторов и при крайне неблагоприятных обстоятельствах акцентуированные черты могут приобрести патологический характер, разрушая саму структуру личности и приводя её к социальной дезадаптации. Акцентуация характера может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но простое сведение ее к патологии неправомерно. Таким образом, занимая промежуточное положение между нормой и психопатией, акцентуация всё же является крайним вариантом нормы. Лишь акцентуации могут приобретать патологический характер, способствуя развитию психогений -патологических, но обратимых расстройств психики, возникающих под влиянием психологических травм.

Акцентуации отличаются от психопатий тем, что психопатии представляют собой патологические характеры, сформировавшиеся под влиянием различных неблагоприятных (врожденных или приобретенных) факторов на основе аномалий высшей нервной деятельности. Вариант нормального поведения при акцентуации отличается от патологической реакции следующим:

. Патологическое поведение способно возникать в самых различных ситуациях и вызываться самыми различными, в том числе неадекватными, поводами, тогда как акцентуация проявляется в ситуациях, травмирующих только уязвимые, слабые звенья личности. Стороны;

. При акцентуации однотипные поступки совершаются строго в однотипных конфликтах, когда при типичных обстоятельствах происходят определённые нервные срывы; однотипные поступки при психопатиях склонны приобретать свойство патологического стереотипа, повторяя один и тот же поступок по абсолютно разным поводам;

. Патологическое поведение характеризуется склонностью превышать "потолок" нарушения поведения, никогда не превышаемый группой, к которой принадлежит человек; при акцентуации эта "планка" не превышается.

. Акцентуация может ухудшать, но не нарушать социальную адаптивность личности, тогда как патологическое поведение склонностью приводить к социальной дезадаптации.

. Психопатия - практически необратимое состояние, в то время как акцентуация с возрастом может сглаживаться, исчезать, претерпевать изменения. При благоприятных условиях, когда нет давления на "слабые звенья", человек с акцентуированным характером может стать яркой, незаурядной личностью.

Список источников

1.Алмазов П.А., Грищенко Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. - Свердловск: 1987.

.Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. - Н. Новгород: Изд-во НГМА, 1998

.Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. (Части 1-3). -- СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с.

.Краткий психологический словарь/ сост. Л.А. Карпенко; под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431с.

.Краткий психологический словарь-хрестоматия. Сост. Б.М. Петров, под ред. проф. К.К. Платонова. (Профтехобразование, психология). М.: Высшая школа. 1974г.

.Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ/ В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980.

.Леонград, К. Акцентуированные личности/ К. Леонгард. // litru.ru - электронная библиотека [Электронный ресурс]. - 2009

.Личко А.Е. Основные типы нарушений у подростков. // Патологические нарушения поведения у подростков. - Л., 1973.

.Личко, А.Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии/ А.Е. Личко //библиотека Гумер [Электронный ресурс].

.Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.

.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М., 2000

.Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1.

.Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева - Ростов-наДону: Феникс, 1996.

.Платонов К. К. Занимательная психология. М., 1990.

.Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология -СПб.: Издательство «Питер», 2000.

.Смишек Г. Личностный опросник для определения акцентуаций личности. // Психиатрия, неврология и медицинская психология. - Бонн: 1970

.Столяренко, Л.Д. Основы психологии/ Л.Д. Столяренко. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

.Чеховских, М.И. Психология: учебное пособие/ М.И. Чеховских. - 2-е изд. - М.: Новое знание, 2005. - 380с.

.Шостакович Б. В. Расстройства личности - психопатии в современных психиатрических классификациях // Психиатрия и психофармакотерапия. Медиа медика. Том 2. № 6. 2000.

.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002.

Приложение 1

Текст опросника методики определения акцентуации характера (К. Леонгард-Х. Смишек

. У Вас часто веселое и беззаботное настроение?

. Вы чувствительны к оскорблениям?

. Бывает ли так, что у вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и пр.?

. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно до тех пор, пока еще раз не убедитесь в том, что все сделано правильно?

. В детстве вы были таким же отчаянным и смелым, как все ваши сверстники?

. Часто ли у вас меняется настроение от состояния безразличия до отвращения к жизни?

. Являетесь ли вы центром внимания в коллективе, в компании?

. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать?

. Вы серьезный человек?

. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-либо?

. Предприимчивы ли вы?

. Вы быстро забываете, если вас кто-то оскорбит?

. Мягкосердечны ли вы?

. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало?

. Стремитесь ли вы считаться в числе лучших сотрудников?

. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой, а может, такое чувство бывает и теперь?

. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?

. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

. Любят ли вас ваши знакомые?

. Часто ли у вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

. У вас часто бывает несколько подавленное настроение?

. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерики или нервные срывы?

. Трудно ли вам усидеть на одном месте?

. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы?

. Можете ли вы зарезать курицу, овцу?

. Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, и вы сразу же стремитесь поправить их?

. В детстве вы боялись оставаться один в доме?

. Часто ли у вас беспричинно меняется настроение?

. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным специалистом в своем деле?

. Быстро ли вы начинаете злиться или впадать в гнев?

. Можете ли вы быть совсем веселым?

. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас?

. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий, конферансье в концерте, представлении?

. Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно и недвусмысленно?

. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у вас неприятного ощущения?

. Любите ли вы работу, где необходима высокая личная ответственность?

. Склонны ли вы защищать тех, по отношению к которым поступили, на ваш взгляд, несправедливо?

. Вам трудно, страшно спускаться в темный подвал?

. Предпочитаете ли вы работу, где необходимо действовать быстро, но не требуется высокого ее качества?

. Общительный ли вы человек?

. В школе вы охотно декламировали стихи?

. Кажется ли вам жизнь трудной?

. Бывает ли так, что после конфликта или обиды вы были до того расстроены, что заниматься делом казалось просто невыносимо?

. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувства юмора?

. Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению, если вас кто-нибудь обидел?

. Вы очень любите животных?

. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке?

. Преследуют ли вас неясная мысль о том, что с вами, вашими близкими может случиться что-то страшное?

. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?

. Трудно ли вам докладывать, выступать перед аудиторией?

. Можете ли вы ударить обидчика, если он вас оскорбит?

. У вас большая потребность в общении с другими людьми?

. Вы относитесь к тем, кто при разочаровании впадает в глубокое отчаяние?

. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступят слезы?

. Часто ли вам трудно уснуть из-за того, что проблемы предыдущего или будущего дня все время крутятся у вас в голове?

. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали им списывать?

. Требуется ли вам большое напряжение, чтобы ночью пройти через кладбище?

. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была точно на одном и том же месте?

. Бывает ли так, что перед сном у вас хорошее настроение, а утром вы встаете мрачным?

. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?

. Бывают ли у вас головные боли?

. Вы часто смеетесь?

. Можете ли вы быть приветливым с теми, кого явно не цените, не любите, не уважаете?

. Вы подвижный человек?

. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?

. Уходя из дому или ложась спать, вы проверяете погашен ли везде свет и заперты ли двери?

. Вы очень боязливы?

. Изменится ли ваше настроение при приеме алкоголя?

. Раньше вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности, а может, и сейчас участвуете?

. Вы расцениваете жизнь скорее пессимистично, нежели радостно?

. Часто ли вас тянет попутешествовать?

. Может ли ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмой подавленностью?

. Легко ли вам удается поднять настроение подчиненных?

. Долго ли вы переживаете обиду?

. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?

. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницы в вашей тетради, если в ней допускали помарки?

. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

. Часто ли вы видите страшные сны?

. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что можете броситься под колеса проходящего поезда?

. В веселой компании вы обычно веселы?

. Способны ли вы отвлечься от трудной проблемы, требующей обязательного решения?

. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, если примете алкоголь?

. В беседе вы скупы на слова?

. Если бы вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы так войти в роль, что забыли бы о том, что это только игра?

Приложение 2

Текст опросника для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (МПДО) (Ю. А. Парфенов)

. В детстве я был веселым и неугомонным.

. В младших классах я любил школу, а затем она начала меня тяготить.

. В детстве я был таким же, как и сейчас: меня легко было огорчить, но и легко успокоить, развеселить.

. У меня часто бывает плохое самочувствие.

. В детстве я был обидчивым и чувствительным.

. Я часто опасаюсь, что с моей мамой что-то может случиться.

. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного.

. В детстве я был капризным и раздражительным.

. В детстве я любил беседовать и играть со взрослыми.

. Считаю, что самое важное - несмотря ни на что как можно лучше провести сегодняшний день.

. Я всегда сдерживаю свои обещания, даже если это мне невыгодно.

. Как правило, у меня хорошее настроение.

. Недели хорошего самочувствия сменяются у меня неделями, когда и самочувствие, и настроение у меня плохие.

. Я легко перехожу от радости к грусти и наоборот.

. Я часто испытываю вялость, недомогание.

. К спиртному я испытываю отвращение.

. Избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и головной боли.

. Мои родители не понимают меня и иногда кажутся мне чужими.

. Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла с их стороны.

. Я не вижу у себя больших недостатков.

. От нотаций мне хочется убежать подальше, но если не получается, молча слушаю, думая о другом.

. Все мои привычки хороши и желательны.

. Я часто просыпаюсь с мыслью о том, что сегодня предстоит сделать.

. Я очень люблю своих родителей, привязан к ним, но, бывает, сильно обижаюсь и даже ссорюсь.

. Периодами я чувствую себя бодрым, периодами - разбитым.

. Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях.

. Мое отношение к будущему часто меняется: то я строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.

. Я люблю заниматься чем-нибудь интересным в одиночестве.

. Почти не бывает, чтобы незнакомый человек сразу внушил мне симпатию.

. Люблю одежду модную и необычную, которая привлекает взоры.

. Больше всего люблю сытно поесть и хорошо отдохнуть.

. Я очень уравновешен, никогда не раздражаюсь и ни на кого не злюсь.

. Я легко схожусь с людьми в любой обстановке.

. Я плохо переношу голод - быстро слабею.

. Одиночество я переношу легко, если оно не связано с неприятностями.

. У меня часто бывает плохой, беспокойный сон.

. Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем мне хотелось бы.

. Я часто тревожусь по поводу различных неприятностей, которые могут произойти в будущем, хотя повода для этого нет.

. Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не прошу помощи.

. Сильно переживаю замечания и отметки, которые меня не удовлетворяют.

. Чаще всего я свободно чувствую себя с новыми, незнакомыми сверстниками, в новом классе, лагере труда и отдыха.

. Как правило, я не готовлю уроки.

. Я всегда говорю взрослым только правду.

. Приключения и риск меня привлекают.

. К знакомым людям я быстро привыкаю, незнакомые могут меня раздражать.

. Мое настроение прямо зависит от школьных и домашних дел.

. Я часто устаю к концу дня, причем так, что кажется - совсем не осталось сил.

. Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым.

. Я много раз проверяю, нет ли ошибок в моей работе.

. У моих приятелей бывает ошибочное мнение, будто бы я не хочу с ними дружить.

. Бывают иногда дни, когда я без причины на всех сержусь.

. Я могу сказать о себе, что у меня хорошее воображение.

. Если учитель не контролирует меня на уроке, я почти всегда занимаюсь чем-нибудь посторонним.

. Мои родители никогда не раздражают меня своим поведением.

. Я могу легко организовать ребят для работы, игр, развлечений.

. Я могу идти впереди других в рассуждениях, но не в действиях.

. Бывает, что я сильно радуюсь, а потом сильно огорчаюсь.

. Иногда я делаюсь капризным и раздражительным, а вскоре жалею об этом.

. Я чрезмерно обидчив и чувствителен.

. Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю.

. Я почти не бываю полностью откровенным, как с приятелями, так и с родными.

. Рассердившись, я могу начать кричать, размахивать руками, а иногда и драться.

. Мне часто кажется, что при желании я мог бы стать актером.

. Мне кажется, что тревожиться о будущем бесполезно - все само собой образуется.

. Я всегда справедлив в отношениях с учителями, родителями, друзьями.

. Я убежден, что в будущем исполнятся все мои планы и желания.

. Иногда бывают такие дни, что жизнь мне кажется тяжелей, чем на самом деле.

. Довольно часто мое настроение отражается в моих поступках.

. Мне кажется, что у меня много недостатков и слабостей.

. Мне бывает тяжело, когда я вспоминаю о своих маленьких ошибках.

. Часто всякие размышления мешают мне довести начатое дело до конца.

. Я могу выслушать критику и возражения, но стараюсь все равно все сделать по-своему.

. Иногда я могу так разозлиться на обидчика, что мне трудно удержаться, чтобы тут же не побить его.

. Я практически никогда не испытываю чувство стыда или застенчивости.

. Не испытываю стремления к занятиям спортом или физкультурой.

. Я никогда не говорю о других дурно.

. Люблю всякие приключения, охотно иду на риск.

. Иногда мое настроение зависит от погоды.

. Новое для меня приятно, если обещает для меня что-то хорошее.

. Жизнь кажется мне очень тяжелой.

. 82. Я часто испытываю робость перед учителями и школьным начальством.

. Закончив работу, я долго волнуюсь по поводу того, что мог сделать что-то неверно.

. Мне кажется, что другие меня не понимают.

. Я часто огорчаюсь из-за того, что, рассердившись, наговорил лишнего.

. Я всегда сумею найти выход из любой ситуации.

. Люблю вместо школьных занятий сходить в кино или просто прогулять уроки.

. Я никогда не брал в доме ничего без спроса.

. При неудаче я могу посмеяться над собой.

. У меня бывают периоды подъема, увлечений, энтузиазма, а потом может наступить спад, апатия ко всему.

. Если мне что-то не удается, я могу отчаяться и потерять надежду.

. Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей.

. Иногда я могу расплакаться, если читаю грустную книгу или смотрю грустный фильм.

. Часто у меня возникает чувство, что я оказался ненужным, посторонним.

. Столкнувшись с несправедливостью я возмущаюсь и сразу же выступаю против нее.

. Мне нравится быть в центре внимания, например, рассказывать ребятам разные забавные истории.

. Считаю, что лучшее времяпрепровождение - это когда ничего не делаешь, просто отдыхаешь.

. Я никогда не опаздываю в школу или еще куда-нибудь.

.Мне неприятно оставаться долго на одном месте.

.Иногда я так расстраиваюсь из-за ссоры с учителем или сверстниками, что не могу пойти в школу.

.Я не умею командовать другими людьми.

.Иногда мне кажется, что я тяжело и опасно болен.

.Не люблю всякие опасные и рискованные приключения.

.У меня часто возникает желание перепроверить работу, которую я только что выполнил.

.Я боюсь, что в будущем могу остаться одиноким.

.Я охотно выслушиваю наставления, касающиеся моего здоровья.

.Я всегда высказываю свое мнение, если что-то обсуждается в классе.

.Считаю, что никогда не надо отрываться от коллектива.

.Вопросы, связанные с полом и любовью, меня совершенно не интересуют.

.Всегда считала, что для интересного, заманчивого дела все правила можно обойти.

.Мне иногда бывают неприятны праздники.

.Жизнь научила меня быть не слишком откровенным даже с друзьями.

.Я ем мало, иногда подолгу вообще ничего не ем.

.Я очень люблю наслаждаться красотой природы.

.Уходя из дому, ложась спать, я всегда проверяю: выключен ли газ, электроприборы, заперта ли дверь.

.Меня привлекает только то новое, что соответствует моим принципам и интересам.

.Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.

.Если я кого-то не уважаю, мне удается вести себя так, что он этого не замечает.

.Лучше всего проводить время в разнообразных развлечениях.

.Мне нравятся все школьные предметы.

.Я часто бываю вожаком в играх.

.Я легко переношу боль и физические страдания

.Я всегда стараюсь сдерживаться, когда меня критикуют или когда мне возражают.

.Я слишком мнителен, беспокоюсь обо всем, особенно часто - о своем здоровье.

.Я редко бываю беззаботно веселым.

.Я часто загадываю себе различные приметы, и стараюсь строго следовать им, чтобы все было хорошо.

.Я не стремлюсь участвовать в жизни школы и класса.

.Иногда я совершаю быстрые, необдуманные поступки, о которых потом сожалею.

.Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать деньги будет трудно.

.Учеба меня тяготит, и если бы меня не заставляли, я вообще не учился бы.

.У меня никогда не было таких мыслей, которые нужно было бы скрывать от других.

.У меня часто бывает настолько хорошее настроение, что у меня спрашивают, отчего я такой веселый.

.95

.Иногда у меня настроение бывает настолько плохим, что я начинаю думать о смерти.

.Малейшие неприятности слишком огорчают меня.

.Я быстро устаю на уроках и становлюсь рассеянным.

.Иногда я поражаюсь грубости и невоспитанности ребят

.Учителя считают меня аккуратным и старательным.

.Часто мне приятней поразмышлять наедине, чем проводить время в шумной компании.

.Мне нравится, когда мне подчиняются.

.Я мог бы учиться значительно лучше, но наши учителя и школа не способствуют этому.

.Не люблю заниматься делом, требующим усилий и терпения.

.Я никогда никому не желал плохого.

Похожие работы на - Акцентуации характера (понятия, концепции, отличительные особенности, причины, механизмы развития)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!