Конституционное право России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,11 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционное право России

Задание 1

Используя текст Конституции РФ, и иную литературу, решения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ обоснуйте, вправе ли суд не применять обычный закон и применять норму Конституции, если пришел к убеждению, что закон не соответствует Конституции, или же суд должен приостановить производство и обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ?

суд конституция референдум депутат

Решение

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" четко говорится, что суд, разрешая дело, непосредственно применяет Конституцию, в частности, тогда, "когда закрепленные Конституцией положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения".

В соответствии ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, Конституция обладает высшей юридической силой, прямым действием и используется на всей территории Российской Федерации. Согласно с этим конституционным понятием, судам при рассматривании дел полагается оценивать содержимое закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех существенных случаях применять Конституцию Российской Федерации как акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда Конституционным Судом Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны;

В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции <#"justify">Задание 2

Партия экономической независимости России, зарегистрированная в 2001 году Управлением юстиции Чукотского автономного округа, на своей конференции образовала инициативную группу в количестве 50 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума Российской Федерации по вопросу преобразования автономного округа в Республику в составе РФ. После отказа в регистрации инициативной группы Центральной избирательной комиссией, представители группы обратились в Конституционный Суд РФ с ходатайством о признании неправомерности действий Центральной избирательной комиссии.

Дайте юридическую оценку действиям участников данного процесса. Какое решение примет Конституционный Суд РФ?

Решение

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» обозначает в статье 7 обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума:

. Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может намечаться и проводиться в условиях чрезвычайного или военного положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение 3-х месяцев со дня отмены чрезвычайного или военного положения.

2. Не назначается референдум, а проведение референдума назначенного переносится в случае введения в отдельных местностях Российской Федерации военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Референдум, инициатива проведения которого была выдвинута в установленном настоящим Федеральным конституционным законом порядке, назначается, а референдум, проведение которого было отложено, проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 <http://base.garant.ru/12135919/1/> настоящей статьи.

. Не проводится референдум в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Данное положение не действует в случаях, предусмотренных частями 1 <http://base.garant.ru/12135919/1/> и 2 статьи 6 <http://base.garant.ru/12135919/1/> настоящего Федерального конституционного закона.

. В момент между формальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов не может быть выдвинута инициатива осуществления референдума в порядке, предусмотренном статьей 15 <http://base.garant.ru/12135919/2/> настоящего Федерального конституционного закона.

. Осуществление повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, никак не допускается в течение 2-х лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

. Установленный в статье список обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, представляется исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.


Задание 3

В период избирательной компании по выборам депутатов Палаты представителей Законодательного Собрания Свердловской области в территориальную избирательную комиссию поступило заявление от гражданки «П» о том, что ее сосед - гражданин «Р» занимается экстремистской деятельностью. На этом основании комиссия исключила из числа кандидатов в депутаты гражданина «Р».

Правомерны ли действия избирательной комиссии? Каков порядок разрешения ситуации?

Решение

Депутатами Законодательного Собрания Свердловской области являются лица, избранные избирателями соответствующего избирательного округа в Законодательное Собрание Свердловской области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах.

Депутатом Законодательного Собрания Свердловской области может быть выбранный гражданин Российской Федерации, достигнувший ко дню выборов 21 года.

Ограничения, связанные с депутатской деятельностью депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, устанавливаются федеральным законом.

Утвержден постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 22 июля 2009 года № 17/56 ПОРЯДОК проведения предвыборной агитации при подготовке и проведении выборов депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области 14 марта 2010 года.

При исполнении предвыборной агитации запрещается злоупотребление свободой массовой информации.

Соответственно статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" <http://docs.cntd.ru/document/9003299> под злоупотреблением свободой массовой информации разумеется использование средств массовой информации в целях свершения уголовно наказуемых деяний, для оглашения сведений, составляющих государственную или другую специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" <http://docs.cntd.ru/document/901823502>, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена. К формам злоупотребления свободой массовой информации отнесено осуществление экстремистской деятельности.

Комиссия, территориальные и участковые избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

В согласовании с советами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в целях осуществлении возможностей комиссий согласно контролированию соблюдением участниками избирательного процесса правил и порядка информирования избирателей, ведения предвыборной агитации, включая, для неприемлемости злоупотребления свободой массовой информации в части распространения материалов (информации) экстремистской направленности при Избирательной комиссии Свердловской области и территориальных избирательных комиссиях создаются рабочие группы по информационным спорам и другим вопросам информационного обеспечения выборов, какие функционируют в основе определенных утверждений, одобренных решениям избирательных комиссий.

Установление присутствия в информационных материалах признаков экстремизма выполняется федеральным судом по месту установления и расширения таких материалов или по месту нахождения организации, осуществившей их издание, на основании представления прокурора (в этом случае - прокурора Свердловской области).

Решение суда об установлении присутствия в информационных материалах признаков экстремизма считается основанием для изъятия нереализованной части тиража.

По мимо этого, в случае принятия судом решения о признании информационных материалов экстремистскими, регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов либо по заявлению прокурора.

Литература

· Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс . В 2 т.М., юрист. 2005.; 2006. 2-е изд.

· Безуглов А.А. Суверенитет советского народа. - М., 1975.

· Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М., 2003.

· Зиновьев А.В. Конституционное право России. М.- СПБ.2000;

· Конституционное право России. Учебник. (Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И.Кукушкин ).- М. КАРМА.2007.

· Конституционное право России. Учебник.(Под ред. А.С. Прудникова). 3-е изд. М., 2007.

· Конституционное право Российской Федерации: Сборник судебных решений. - Екатеринбург. Изд. УрГЮА, 1997.*

· Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного Суда РФ с комментариями. М. Проспект. 2007

· Чиркин В.Е. Конституционное право России. Учебник. М. 2006.*

· Эбзеев Б.С Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М. 2005.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!