Конституционное право граждан на образование

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,48 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционное право граждан на образование













Курсовая работа

Конституционное (государственное) право России

Конституционное право граждан на образование

Содержание

Введение

. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование

.1 Право на образование - одно основных конституционных прав человека

.2 Сущность и особенности конституционного права граждан на образование

. Государственная политика Российской Федерации в области образования

.1 Основная задача образовательной политики государства

.2 Основные принципы политики в области образования

.3 Обеспечение конституционных прав граждан на общее образование

.4 Современный этап развития конституционных прав граждан на образование

Заключение

Глоссарий

Введение

Состояние системы образования является важным фактором, влияющим на уровень социального развития, место государства в мировом порядке. Но до сих пор не выработано единых взглядов на понятие феномена "образование", на ценностные приоритеты, составляющие основу образовательной деятельности.

Образование удовлетворяет потребности общества в сохранении системы научных знаний, в создании необходимых условий для социализации личности. По мере роста человеческого фактора в общественном прогрессе образование становится средством формирования нового качества экономических, социальных, духовных отношений общества.

Ситуация в сфере образования влияет на уровень доверия к органам государственной власти, на уверенности граждан в завтрашнем дне, так как представление о социальной справедливости у граждан России связано с государственным гарантированием равенства прав граждан на образование.

Для современной России насущна проблема оптимизации системы образования:

·представители консервативной позиции ратуют за сохранение сложившейся системы образования, с незначительными изменениями;

·сторонники либерального направления подчеркивают необходимость перехода от национальной образовательной традиции к западной.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена назревшими изменениями в системе правового регулирования сферы образовательных отношений, которые связаны с реформой образования, введением новых образовательных стандартов, расширением платных образовательных услуг, введением единого государственного экзамена.

Формирование институтов гражданского общества, капитализация общественных отношений привели к коммерциализации многих видов образовательной деятельности, появлению негосударственного сегмента образовательной системы, вследствие чего возникла двойственная ситуация:

с одной стороны, декларируется всеобщность права на образование,

с другой встает проблема невозможности реализации этого права для всех российских граждан:

·жителей российской глубинки,

·граждан с ограниченными возможностями здоровья,

·существует проблема с образованием для граждан СНГ длительное время проживающих на территории России, но не имеющих российского гражданства.

Поэтому значимость приобретают вопросы, связанные с гарантированностью данного права и созданием эффективного механизма его реализации.

В качестве объекта исследования рассматриваются социально-правовые отношения в сфере образовательной деятельности, с акцентированием внимания на особенностях реализации конституционного права граждан на образование.

Предметом исследования является понятийный аппарат и основные принципы, характеризующие место и роль права на образование в системе прав гражданина, структурно-содержательные аспекты механизма реализации права на образование в современной России; нормативные и организационные основания осуществления образовательной деятельности.

Цель курсовой работы заключается в осуществлении анализа социально-юридической природы права на образование и в рассмотрении структурно-функциональных аспектов механизма его реализации.

Достижение заданной цели предполагает последовательное решение ряда задач:

выявить социальную и юридическую значимость образовательных отношений;

охарактеризовать сущность, cсодержание права на образование, место данного права в системе объективного и субъективного права;

показать специфику нормативного закрепления права на образование в системе прав граждан;

осуществить общетеоретическую характеристику механизма реализации;

проанализировать обеспечение конституционных прав граждан на общее образование;

изучить современный этап развития конституционных прав граждан на образование

В данной курсовой работе использованы книги таких авторов, как Баглай М. В., Дорохова Г.А., Козлова Е. И., Кутафин О. Е.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка использованных источников.

1. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование

.1 Право на образование - одно основных конституционных прав человека

Право на образование - естественное основное право человека. К образованию в современном обществе предъявляются новые требования:

·оно становится необходимым условием благополучия страны,

·уровень права граждан на образование определяет уровень развития общества.

Под образованием понимается "процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры" [1]. Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", "образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания".

"Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.

"Воспитание - создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, социальные институты".

Социологи часто определяют образование как формальный процесс, на основе которого общество передает навыки, знания от одного человека или группы другим. Под получением гражданином образования понимается достижение определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом [3, с. 4].

Великие философы тоже уделяли внимание образованию: Гегель писал, что "человек не обладает инстинктивно тем, чем он должен быть: ему надлежит это обрести".

Образованию во всем мире присущи, по мнению социологов, следующие черты:

·навязывание культурных ценностей;

·необходимость в учебных заведениях;

·направленность процесса обучения на социализацию учащихся;

·содержание образования может конфликтовать с интересами учащихся.

Право на образование возникло на рубеже XIX-XX вв. По основным сферам жизнедеятельности человека его относят - к социально-культурным правам и свободам, выделяют в самостоятельную структуру культурных (духовных) прав и свобод.

В документах ЮНЕСКО зафиксировано, что "образование не может более рассматриваться как роскошь или привилегия; оно лишь представляет собой абсолютную необходимость. Без широкого охвата образованием в мире не может быть ни демократии, ни справедливости, ни прогресса. Право на образование является всего лишь правом на участие в жизни современного мира"

Важнейшими международно-правовыми актами, закрепляющими универсальное право на образование, являются:

Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года (ст. 26) (Приложение А);

Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года (ст. 13) (Приложение Б);

Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (ст. 28, 29) (Приложение В);

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 года (Приложение Г)

В них содержатся (Приложение Д):

) основы международно-правовых стандартов права на образование,

) принимаемые государством меры для реализации этого права,

) приоритетные цели.

Замечено, что отдельные лица имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими при условии соответствия минимуму образовательных требований, установленных государством. Но, "право на образование не следует сводить только к общему базовому образованию, оно должно длиться всю жизнь и рассматриваться как непрерывное" [11, с. 65].

Конституционное право граждан на образование в Российской Федерации зафиксировано в статье 43 Конституции Российской Федерации, которая "закрепляет за каждым право на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а на конкурсной основе - бесплатность высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях или на предприятиях" [8, с. 81].

·обеспечивает гражданину его жизненное благополучие, положение в обществе, статус,

·обеспечивает развитие государства в целом [9, с.58].

·обеспечивает общество и государство образованными кадрами способствующими темпам развития государства, определяющими ускорение научно-технического прогресса и усиление экономической мощи страны, стабильности общества.

Преобладающее понимание образования - отрасль обслуживающая производство вследствие наметились тенденции перевода части образования на платную систему, эти тенденции особо проявились в ходе разработки среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997 - 2000 годы "Структурная перестройка и экономический рост". Такой подход ошибочен, так как государство обязано не только удовлетворить потребность личности на бесплатное получение любого уровня образования, но и стимулировать гражданина к его получению.

Анализ связанных с образование норм Конституции приводит к ряду вопросов:

·почему Конституция сузила ранее действующее право граждан на образование и в конституционное право граждан не включено право на получение общедоступного и бесплатного среднего (полного) и начального профессионального образования;

·при этом провозглашается общедоступность среднего профессионального образования,

·относительная общедоступность и бесплатность дошкольного образования,

·вызывает недоумение исключение из прав граждан возможности получения бесплатно на конкурсной основе послевузовского профессионального образования [1, с. 62].

Таким образом, существует проблема, как быть в сложившейся законодательной ситуации с полной средней школой, профессионально-техническим училищем и аспирантурой, с детским садом и техникумом.

В настоящее время идет деградация системы образования вследствие:

·несвоевременного финансирования образовательных учреждений из бюджетов всех уровней;

·утечка высококвалифицированных кадров;

·эксплуатация материально-технической базы образовательных учреждений без последующего ее восстановления

·появление на улицах не учащихся, неработающих подростков, пополняющих ряды преступного мира;

·падение нравственности;

·проблемы с объективностью единого государственного экзамена;

·низкий уровень высшего платного образования;

·разрушение системы начального профессионального образования;

·медленное развитие системы дистанционного обучения;

·низкий уровень информационной культуры учащихся.

Необходимо учитывать, что образование затрагивает интересы каждого второго жителя России. Таким образом, разработка эффективных законов в области образования является необходимостью обеспечения законодательной защиты прав граждан на образование, развитие экономики России возможно с помощью повышения образовательного уровня населения. Государству необходимо поддерживать все виды и формы образования, и негосударственные образовательные учреждения, дополняющие систему образования России в части расширения качества образовательных услуг, оказываемых населению. А в этой связи необходимо законодательно обеспечить защиту прав человека на получение качественного образования.

Сфера образования - это сложный, тонкий, инерционный механизм, без которого, не может обойтись ни одно высокоразвитое государство.

Накопленный опыт позволяет выделить два слабых направления в нынешнем законодательстве:

механизмы реализации правовых норм, их юридическая и профессиональная чистота,

правовые нормы об ответственности за выполнение принятых законов.

До настоящего времени в образовательном законодательстве присутствуют декларативные нормы, не имеющие механизма реализации. Конечно, большое значение для реализации права граждан на образование имеет правовое регулирование образования на уровне субъектов Российской Федерации. Но формирование образовательного законодательства в субъектах Российской Федерации осуществляется медленно, бессистемно, решая только оперативные вопросы.

1.2 Сущность и особенности конституционного права граждан на образование

Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам выделяются следующие характеристики права на образование:

наличие,

доступность,

приемлемость,

адаптируемость.

Объем права на образование различен для равных ступеней образования - так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает обязательность и бесплатность начального образования, но только постепенное введение бесплатного высшего образования

В части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации признается право каждого человека на образование в соответствии со статьей 13 Всеобщей декларацией прав человека:

"Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

Часть 2 Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования" в соответствии со ст.6 Закона об образовании [3]. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Системой образования трактуется как "совокупность сети реализующих и образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий" (Приложение Е).

Образовательная программа определяет:

·содержание образования определенного уровня,

·виды образовательных программ,

·общие требования предусматриваются в статье 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Приложение Ж)

Для реализации права на образование нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.

Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося.

Часть 5 статьи 43 Конституции Российской Федерации "устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты, которые устанавливаются Правительством в соответствии со статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" и являются основой оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования".

Таким образом, с учетом потребностей личности, в России разрешается в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "Об образовании" освоение образовательных программ в различных формах (Приложение З), но для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт.

2. Государственная политика Российской Федерации в области образования

.1 Основная задача образовательной политики государства

В настоящее время с введением инноваций растет роль образования, к которому предъявляются новые требования [10, с.58].

Согласно п. 1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому, правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития".

Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Реализацию государственной политики и управление российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки, опирающееся на российское законодательство и Положение о Министерстве образования и науки.

"Задача законодательства в области образования - обеспечение этого права, определение стратегии, основных направлений развития образования, его целей и задач, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней. В законах, законодательных актах и Федеральных программах закреплены гарантии государства для всех граждан России на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе - бесплатность и других ступеней образования".

Позитивные сдвиги в реформировании общества, развитии России возможны только на базе реального повышения образовательного уровня населения.

Фактический уровень российского образования по основным параметрам, в том числе и по качеству образования не уступал западным школам. Поэтому стратегия развития образования России должна строиться на фундаменте отечественных достижений, способствующих интеграции в мировое образовательное пространство [6, с. 123].

Всем понятна необходимость:

увеличения расходов на образование.

приоритетность высшему и послевузовского профессионального образования в сравнении с другими уровнями образования, так как

система высшего профессионального образования является гарантом сохранения единого образовательного пространства и государственности;

структурная перестройка экономики требует быстрейшей подготовки новых квалифицированных специалистов и управленческих кадров России;

в условиях финансирования дефицита целесообразно финансировать точки потенциального прорыва, в частности, высшее образование;

высшее образование является фактором, сдерживающим безработицу и, в поэтому выгоднее финансировать высшее образование, чем выплачивать пособия по безработице [2].

"Следует развивать ныне действующую систему государственного образования. Поэтому приватизацию государственных образовательных учреждений, под какими бы предлогами она не преподносилась, в том числе и много учредительства нужно запретить. Необходимо расширение самостоятельности прав образовательного учреждения повышение ответственности за качество образования, что требует законодательно обеспечить защиту прав человека на получение качественного образования".

2.2 Основные принципы политики в области образования

Россия провозглашает область образования приоритетной. Одним из главных принципов является принцип единства федерального образовательного пространства.

Закон "Об образовании" определил основные принципы политики в области образования ст. 2 Закона РФ "Об образовании":

·"гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, жизни и здоровья человека.. Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека;

·единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и традиций в условиях многонационального государства;

·общедоступность образования, адаптированность системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся;

·светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

·свобода, плюрализм в образовании;

Приведенный перечень не исчерпывающий, доказательством чего следует рассматривать ст. 2 Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" [2] которая дополняет его (Приложение И).

.3 Обеспечение конституционных прав граждан на общее образование

Закон "Об образовании" подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования, т.е. право на: - уважение человеческого достоинства;

свободу совести и информации;

свободное выражение собственных мнений и убеждений;

свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального образования, на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

охрану здоровья.

Некоторые права учащихся, отражающие конституционное право на объединение, свободу труда в Законе "Об образовании" раскрываются через введение запретительных норм:

не допускается принуждение обучающихся к вступлению в общественно-политические организации и партии,

принудительное привлечение к участию в агитационных кампаниях и политических акциях,

запрещается привлекать обучающихся гражданских образовательных учреждений без их согласия и их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой.

Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" закрепляются меры и гарантии защиты прав ребенка в области образования и воспитания (Приложение К, Л).

К сожалению доступ к качественным образовательным услугам средней ступени в России для разных слоев населения неодинаков. Что зависит от достатка семьи, от воспитания ребенка. Выход из создавшегося положения заключается в изменении форм управления, контроля общеобразовательных учреждений. Поэтому уже созданы школьные попечительские советы стимулирующие приток в школу дополнительных внебюджетных средств и контролирующие их целевое использование.

Основные задачи развития системы общего образования, сформулированные в Национальной доктрине развития образования, в Федеральной программе развития образования - "обеспечение равной доступности к образованию и его необходимое качество".

Государственный стандарт общего образования устанавливает права и обязанности участников системы общего образования в отношении содержания общего образования, нормативных сроков его получения. И включает в себя:

базовое содержание начального общего, основного общего и полного общего образования, структурированное по различным образовательным областям;

нормативные сроки получения и нормы учебной нагрузки обучающихся;

требования к уровню подготовки выпускников начального общего, основного общего и полного общего (среднего) образования.

Государственный образовательный стандарт обязателен для реализации во всех общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации и имеющих государственную аккредитацию.

В пределах, определяемых государственным образовательным стандартом, "государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального, основного и полного (среднего) общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию".

"Государство гарантирует финансирование обучения граждан, получающих общее образование в негосударственных общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, а также при семейном образовании, самообразовании и экстернате, на уровне установленных в соответствии с настоящим федеральным законом нормативов бюджетного финансирования".

Государственный образовательный стандарт обеспечивает:

единство образовательного пространства;

право граждан на многообразие образовательных возможностей;

академическую мобильность обучающихся;

устранение перегрузок, сохранение физического, психического здоровья обучающихся;

право граждан на получение полной, достоверной информации о государственных требованиях к содержанию общего образования и к результатам обучения;

преемственность уровней образования;

основу объективной оценки уровня подготовки выпускников;

основу объективной оценки деятельности общеобразовательных учреждений;

основу для разработки и оценки учебных программ и учебников;

основу для расчета нормативов бюджетного финансирования общего образования граждан, общеобразовательных учреждений и образовательной системы в целом [12, 198].

Государственный образовательный стандарт в части, определяющей базовое содержание образования и требования к уровню подготовки выпускников состоит из федерального, регионального и школьного компонентов и задает единое для всех субъектов федерации базовое содержание образования. На ступени полного общего (среднего) образования федеральный компонент государственного образовательного стандарта устанавливается на двух уровнях - базовом и профильном.

Продолжительность обучения по программам общего образования устанавливается настоящим федеральным законом (Приложение М). Для отдельных категорий учащихся, а также временно в порядке эксперимента Правительством Российской Федерации может устанавливаться иная нормативная продолжительность осуществления общего образования.

Продолжительность учебного года может составлять от 34 до 37 учебных недель. Фактическая продолжительность учебного года определяется исполнительным органом государственной власти субъекта федерации.

Максимальный объем дневной и недельной аудиторной учебной нагрузки обучающихся в рамках государственного образовательного стандарта устанавливается федеральным органом управления здравоохранения по согласованию с федеральным органом управления образованием.

Установленная государственным образовательным стандартом структура базового содержания образования и общие нормативы учебной нагрузки обучающихся являются основой для разработки вариативных федеральных, региональных базисных учебных планов, для рабочих учебных планов, разрабатываемых общеобразовательными учреждениями 7, с. 105[].

.4 Современный этап развития конституционных прав граждан на образование

конституционный право образование экзамен

Анализ текущего состояния образовательного права показывает, что образовательное право обладает всеми необходимыми свойствами самостоятельной отрасли права.

Образование следует рассматривать в качестве институционально-функциональной категории, включающей организационную (систему образования) и содержательную (образовательные отношения) компоненты. Основной установкой является передача знаний и формирование умений и навыков, с наличием которых связывается формирование мировоззрения образуемого и его адаптация к условиям реальной жизнедеятельности.

Образовательные правоотношения представляют форму социально-юридической деятельности и регламентируются объективным и субъективным правом.

Объективное право представлено нормативно-правовыми актами, в комплексе образующими массив образовательного законодательства.

Субъективное право складывается из предусмотренных нормами объективного права поведенческих установок, закрепляющих юридически значимые возможности субъектов в сфере получения образовательных услуг. "Право на образование - это структурно-функциональный институт системы позитивного права, определяющий правовые возможности получения индивидом образовательных услуг, определяющий юридические гарантии, обеспечивающие практическую реализацию данных возможностей и защиту законных интересов физических лиц в сфере образовательной деятельности".

Образовательные правоотношения представляют собой устанавливаемые и охраняемые образовательным законодательством общественные отношения, складывающиеся в сфере организации системы образования и осуществления образовательной деятельности. В качестве основных видов образовательных правоотношений рассматривают:

отношения организационного характера, направленные на создание системы образовательных учреждений, подготовку преподавательских кадров;

отношения, складывающиеся по поводу предоставления образовательных услуг;

отношения, направленные на защиту права на образование и реализацию мер юридической ответственности, предусмотренных в образовательной сфере.

Федеральный закон "Об образовании" обеспечивает всестороннюю поддержку системы образования, расширяет права граждан на образование, исключает устаревшие правовые нормы.

Накопленный опыт в законопроектной деятельности позволяет выделить два слабых направления в нынешнем законодательстве:

·механизмы реализации правовых норм, их юридическая и профессиональная чистота;

·правовые нормы об ответственности за выполнение принятых законов.

Нет секрета, что до настоящего времени в образовательном законодательстве имеются нормы которые отдают все на откуп Правительству Российской Федерации. В этих условиях остро встает вопрос о кодификации нормативно-правовых актов.

Говоря о законодательном регулировании образования, нельзя не отметить, что центр тяжести в управлении образованием последовательно перемещается на региональный и муниципальный уровень. В связи с этим возникают существенные проблемы управления образованием на муниципальном уровне вследствие отсутствия опыта самоуправления, медленного процесса профессионализации управленческой деятельности, недостаточным вниманием к работе этих органов. При этом начали использоваться возможности самого образовательного учреждения: путем привлечения обучающихся к управлению образовательным процессом, что способствует развитию потенциала личности дня развития, воспитания гражданственности. Именно поэтому в настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию работы органов общественного самоуправления - попечительскому совету.

С развитием информационных технологий все большее распостранение получает дистанционное обучение. Изменения и дополнения к Закону РФ "Об образовании" и Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании, предусматривают получение образования с помощью дистанционных технологий в полном объеме. Это означает, что теперь обучающийся может получить полноценное высшее образование, находясь на расстоянии от педагогов вуза. При этом обязательная итоговая аттестация выпускников проводится традиционными методами.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, отмечены важные элементы формирования эффективных экономических механизмов модернизации развития образования, обеспечивающие новые принципы и систему финансирования отрасли (Приложение Н).

Стадия модернизации проявляется во введении сдачи Единого Государственного экзамена, экспериментальное обучение по 12-летней программе общего среднего образования, получение дипломов о высшем образовании различной квалификации, и информатизация всех ступеней образования.

Таким образом, формирование образовательного законодательства в субъектах Российской Федерации осуществляется инертно, зачастую решая оперативные вопросы. Представляется, что и на уровне субъектов Российской Федерации целесообразно создать детальные, кодифицированные законодательные акты. Меры государственной поддержки образования необходимо сочетать с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.

Заключение

Конституция РФ рассматривает права и свободы человека в качестве высшей ценности, чем декларирует уважение к личности и ее защита. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью норм материального и процессуального права.

Право на образование включает в себя:

·общедоступность образования,

·право на получение бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на конкурсной основе,

·право на учреждение частных учебных заведений; и направлено на развитие человека, его гражданское и нравственное воспитание, общекультурное становление как личности.

Гуманистический характер образования означает уважение всех участников образовательного процесса: к человеку, ребенку как личности, принятие его интересов, уважение его достоинства.

Принцип гуманизма предполагает такую модель педагогического взаимодействия, в процессе которого учащийся выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, партнер, а не как пассивный объект обучения.

Принципы юридической и экономической автономии учебных заведений, свобода выбора в образовании для преподавателей и учащихся не были полностью реализованы на практике. В наибольшей степени их удалось осуществить в системе высшего образования. В то же время в системе общего образования, а также начального и среднего профессионального образования возобладали консервативные тенденции.

Неудовлетворенность граждан ситуацией в сфере образования снижает уровень доверия к органам государственной власти, сказывается на уверенности в завтрашнем дне, так как представление о социальной справедливости у граждан России устойчиво связано с государственным гарантированием равенства прав граждан на образование.

В России идет отлаживание механизма взаимодействия государственных и общественных органов управления со структурными элементами системы образования, с целью обеспечения защиты их интересов, воспрепятствования попыткам возродить командно-административные методы управления.

Одним из приоритетных направлений современной образовательной политики является сохранение сложившихся и отвечающих потребностям государственного разнообразия национальных систем образования.

Совершенствование правовых, законодательных основ сферы образования и образовательной деятельности выступает одним из направлений реализации принципов современной образовательной политики.

Глоссарий

№ПонятиеОпределение1Гарантии основных прав и свободусловия и средства, которые обеспечивают реализацию основных прав и свобод гражданина2Гражданство Российской Федерацииустойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей3Демократическое государствогосударство, которое характеризуется реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих гражданам оказывать влияние на государственное управление обществом и добиваться тем самым реализации своих социальных интересов4Защита прав и свободнедопущение правовыми и организационными методами и средствами нарушения прав и свобод человека или восстановление уже нарушенных5Конституционное правоотрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления6Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданинанеотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности7Конституционный статус личности, как институт конституционного правасовокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих положение человека в обществе, его права и обязанности, определяемые достигнутым уровнем экономического, социального, политического развития конкретного государства8Культурные права человекакомплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные Конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни и означающих свободу творчества, в том числе свободу преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям9Основные (конституционные) обязанности человека и гражданинаконституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются к поведению любых лиц, находящихся на территории государства, либо только к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан10Права гражданинаправа и свободы человека и гражданина, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к конкретному государству11Права человекасовокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, таких как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к конкретному государству

Похожие работы на - Конституционное право граждан на образование

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!