Социально-психологическое направление в России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,27 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-психологическое направление в России

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра туризма и индустрии гостеприимства







Контрольная работа по дисциплине: Социальная психология. Конфликтология

на тему: «Социально-психологическое направление в России»



Выполнила ст-ка гр.: И 960482с Короткова М.В.

Проверила: Фомина Ю.И.




Тула, 2014

Содержание

Введение

1. Особенности становления социальной психологии в России

. Современная социальная психология

3. Социальная установка личности

. Развитие представлений о предмете, объектах и методах социальной психологии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Социальная психология - это специфическая наука, и её история не так уж велика, если взять для сравнения историю физики, биологии или медицины. Кроме того, темп нашего прогресса и в методиках, и в проблематике возрастает, несмотря на случающиеся время от времени отклонения на побочно - ненаучные тропки…

Безусловно, современный социальный психолог нуждается в экспериментальных, статистических и компьютерных навыках. Но не менее он нуждается и в знании исторической перспективы, он должен погрузиться в теории (как микро, так и макро). И, прежде всего, он должен обладать, способностью видеть место своей проблемы в более широком контексте. Иногда она лежит в рамках академической психологии, зачастую в социологии антропологии, иногда в философии или теологии, бывает, что в истории или экономике, частенько - в современной политической ситуации. Иногда этот контекст обнаруживается в рамках генетики или клинического опыта.

Короче говоря, хотя социальная психология имеет собственную историю, теорию, проблемы, она ещё не является самодостаточной наукой. И наилучшим образом она расцветает в саду, который орошается из различных источников и возделывается различными садовниками.

Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой психологический аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась на перекрестке этих двух наук. Все это создает немалые трудности в определении предмета социальной психологии.

Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и достраивание своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Приступая к решению этих задач необходимо очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины.

Исходя из этого, тема курсовой работы является весьма актуальной.

Цель курсовой работы - рассмотреть современное состояние предмет и проблематики социальной психологии в России.

В связи с указанной целью поставлены следующие задачи курсовой работы:

. Изучить особенности становления социальной психологии в России.

. Проследить развитие современной социальной психологии.

. Выявить отрасли социальной психологии.

1. Особенности становления социальной психологии в России

Предмет социальной психологии, как и предмет любой науки, определяется вопросом: «Что изучает данная наука как самостоятельная, относительно независимая отрасль знания?»

Современной вехой в истории социальной психологии(образно говоря, «ласточкой, не сделавшей погоды») стало появление ряда работ, в название которых впервые вошло словосочетание « социальная психология». Это были: книга английского учёного У. Макдугалла « Введение в социальную психологию в 1908 году и работа американского социолога Э.Росса под названием «Социальная психология». Считается, что именно с этого времени за данной наукой не только закрепляется её современное название, но и она сама получает признание как вполне самостоятельная область научных психологических знаний.

Если рассматривать историю развития социально - психологических идей в нашей стране, то она кое в чём совпадает, а кое в чём и отличается от истории становления и развития данной науки в зарубежных странах. Поначалу, ещё до революции 1917 года, и отчасти в первые годы советской власти социальная психология в нашей стране развивалась в русле тех же тенденций и направлений, что и за рубежом. Однако после резкого изменения социально- политической обстановки в связи с Октябрьской революцией развитие социальной психологии в России пошло иными путями. Вскоре после революции были подвергнуты острой критике идеи, высказанные В.Бехтеревым в «Коллективной рефлексологии» относительно психологии масс людей в истории отрицательной, в то время как советская власть, победившая благодаря стихийному выступлению и поддержке масс людей напротив, возвышала и возвеличивала эту роль.

В связи с тем, что существовавшие в то время зарубежная и дореволюционная российская психология масс, представлявшие социальную психологию в целом, не соответствовали ни идеологии, ни политике советской власти, в течении почти полувека социальная психология в Советском Союзе фактически не разрабатывалась. Она была замечена частью марксистско-ленинского учения под названием «исторический материализм», который дополнял так называемый «научный коммунизм». В этих условиях о существовании конкурирующей с ними и к тому же разрабатываемой за рубежом, в капиталистических странах «буржуазной» социальной психологии не могло быть и речи.

Однако к концу 60-х годов xx века, во время «хрущёвской» оттепели, ситуация в стане стала меняться. Идеологическое давление, оказываемое на гуманитарные науки, стало постепенно ослабевать. В практике управления страной к этому времени появились проблемы, которые надо было решать с позиции конкретных наук, а не марксистско-ленинской философии, и это привлекло внимание учёных и практиков к социально - психологической проблематике.

Прежде всего, нужно было решить вопрос о предмете социальной психологии и его отличии от предметов других социальных и гуманитарных наук, разрабатывавшихся в стране. Этот вопрос, как известно, на протяжении всех лет существования советской власти дискутировался дважды: в 20-е и в 50- XX -начале 60-х годов XX века.

В 20-е годы наука под названием « социальная психология» во всём мире только начинала разрабатываться, хотя в это время уже существовала и успешно развивалась общая экспериментальная психология. Не был ещё преодолён общий кризис психологической науки, не имели удовлетворительного решения многие связанные с ним вопросы, в том числе о соотношении экспериментальной и неэкспериментальной психологии, общей психологии и вновь возникших наук: психологии народов, психологии масс, психологии толпы и этнической психологии. Наконец, это время исторически совпало с революцией 1917 года и с началом активного внедрения в сознание ученых марксистской идеологии. Всё это вместе взятое предопределило ход первой дискуссии о предмете социальной психологии, её результаты и дальнейшую судьбу в стране.

Г.И. Челпанов, к примеру, предлагал отделить общую экспериментальную психологию от марксисткой и назвать социальной психологией только науку, ориентированную на философию. Ему возражали многие известные российские учёные - Л.С. Выготский, В.А. Артемов, К.Н. Корнилов, П.П. Блонский и другие. Они доказывал, что нет вообще необходимости специально выделять социальную психологию и разрабатывать её как отдельную науку, поскольку вся психика человека является социальной, то есть любая область психологии может называться социальной.

Этой позиции, кстати, придерживались некоторые известные учёные - психологи и во второй дискуссии о предмете и судьбе социальной психологии. Данный факт можно объяснить только тем, что они не имели представления о том, чем на самом деле занимается и что действительно изучает социальная психология в мире.

Другие учёные, к примеру, В.М. Бехтерев, признавали социальную психологию, но вместо неё предлагали разрабатывать другую науку - коллективную рефлексологию - науку о процессах, происходящих в объединениях людей - коллективах.

Первая дискуссия о судьбе и предмете психологии так и не привели к позитивному результату, к началу активной разработки социальной психологии в нашей стране. На несколько десятков лет, вплоть до конца 50-х годов, разговоры на эту тему фактически прекратились. Её негласно заменили исторический материализм как своеобразную теорию и научный коммунизм как социальную теорию и практику, дополненная и реализованная педагогической теорией А.С. Макаренко и практикой создания и функционирования социалистических коллективов.

К концу 50-х годов XX века социальная психология за рубежом уже представляла собой развитую теоретическую и экспериментальную науку. К этому времени в социальной психологии малых групп накопилось немало новой и полезной информации о процессах, происходящих в группах. Внимание отечественных учёных в конце 1950-х годов вновь направляется на социальную психологию. Вновь возникает вопрос о необходимости разработки социально- психологической проблематики.

В связи с этим на страницах научных журналов разворачивается вторая дискуссия на тему о том, что такое социальная психология, каков её предмет и нужно ли ею заниматься (А.Г.Ковалёв, Б.Д. Парыгин, В.Н.Мясищев). Участники дискуссии на этот раз в большинстве своём уже придерживались мнения о необходимости существования и развития такой науки, обсуждали вопросы о её предмете и связях с другими науками. В качестве предмета социальной психологии назывались массовидные явления психики (социологи), личность и малые группы (психологи). Все участники дискуссии сходились во мнении том, что предметом социально - психологических исследований должны стать коллективы. Итогом этой дискуссии явилось признание за социальной психологией права на самостоятельное существование.

После дискуссии социально - психологическая проблематика разделяется между двумя науками: социологией и психологией. К социологии отходят большие социальные группы, массовые коммуникации массовидные явления психики, к психологии в группе, проблематика малых групп, человеческих взаимоотношений и восприятия людьми друг друга.

Возобновившиеся в нашей стране социально - психологические исследования отличаются тем, что существуют в рамках ещё господствовавшей в то время «марксистко-ленинской» идеологии. В психологии эти исследования ограничиваются социальной психологией малых групп и восприятия людьми друг друга, не касаясь, например, объяснения социальных процессов и явлений. В свою очередь, социально - психологическая проблематика малых групп оказывается соответствующим образом «подправленной» и противопоставленной «буржуазной» социальной психологии, по - прежнему «неприемлемой» для советских учёных. Это, в частности, проявилось в следующем. Понятие «малая группа» заменяется понятием «коллектив». Последнее, соответственно, трактуется в русле понятия «социалистического» коллектива в марксистко-ленинской философии, научном коммунизме и в педагогической теории А.С.Макаренко. В публикациях на тему психологии коллектива считается обязательным непременно критиковать «западную» или «буржуазную» социальную психологию малых групп, противопоставлять ей « более» советскую социальную психологию коллектива. В этом ключе были выполнены многие исследования коллектива, организованные и проведённые с конца 1960-х годов под руководством А.В. Петровского, Л,И. Уманского, Е.В. Шороховой и других. социальная психология лаборатория институт ран РАО.

Одновременно с этим разворачиваются теоретические и экспериментальные исследования, посвящённые следующим проблемам:

· Восприятию и пониманию людьми друг друга (А.А. Бодалов и другие учёные);

· Психологическому климату коллектива (Б.Д. Парыгин и другие);

· Стилю руководства (А.Л. Журавлёв и другие);

· Социальной перцепции (Г.М. Андреева и другие);

· Эффективности групповой деятельности (Н.Н. Обозов и другие).

Наиболее полное представление о том, что изучает социальная психология, дает схема, предложенная Б.Д. Барышевым Приложение А по мнению же В.Н. Мясищева, Приложение Б социальная психология исследует другие стороны.

2. Современная социальная психология

В социальной психологии последней четверти XX века произошли заметные изменения. Они характеризуются активной разработкой социально - психологической проблематики и выход её на одно из первых мест в научных и прикладных психологических исследованиях. Произошла дифференциация самой социальной психологии. Она превратилась в одну из наиболее развитых фундаментальных психологических наук, и внутри её выделились отдельные социальные науки (частные направления исследований). Среди них можно назвать психологию малых групп, общения, межличностных отношений, восприятия и понимания людьми друг друга, семьи, управления, конфликтов, социальных установок, масс и ряд других отраслей.

Вместе с тем психологические знания проникли в другие психологические науки: общую, дифференциальную, возрастную, клиническую, экономическую, военную, юридическую, спортивную и т.д. Они стали широко использоваться в таких науках, как политология, экономика, социология, право, история, и в ряде других. На базе социально - психологических знаний в настоящее время строятся многие методы практической психологии, в том числе различные виды социально- психологических тренингов (активного группового обучения).

-е годы XX века можно считать временем нового подъёма и ускоренного развития социальной психологии во всём мире. В это время в ней появились не только новые направления научных и прикладных исследований, но социальная психология вышла на одно из первых мест среди психологических наук, стала одной из наиболее интересных и быстро развивающихся научных знаний. Ею занимается большое количество учёных, представляющих не только социальную психологию, но и другие отрасли психологической науки.

Основные тенденции развития мировой социальной психологии, начиная с 60-х годов XX века и до конца этого века, отразились и на состоянии отечественной социальной психологии. Эти тенденции можно определить следующим образом.

. Началась внутренняя дифференциация традиционной социальной психологии. В ней появились относительно самостоятельные направления научных исследований, в том числе: психология малых групп, социальных установок, эффективности групповой деятельности, восприятия и понимания людьми друг друга.

. Появились новые отрасли психологии, в которых ключевую роль стали играть социально - психологические знания. Это - юридическая, экономическая, политическая психология, психология рекламы, управления и многие другие.

. Расширилась практика применения социально-психологических знаний в реальной жизни, сопровождающая возникновением развитием новых направлений прикладной и практической психологии, в том числе группового психотерапевтического движения и PR- движения, психологии рекламы, имиджмейкерства и других.

. В Европе, включая новые направления социально - психологических исследований, отличающиеся от традиционной американской социальной психологии. В Англии и во Франции, например, начиная с конца 60-х годов, появляется психология межгрупповых отношений и по - новому трактуются многие процессы, происходящие в малых группах. В России (бывшем СССР) на первом плане вышла проблематика психологии управления и коллектива.

. Проблематика малых групп стала постепенно отходить на второй план, а на первое место вышли другие проблемы социальной психологии, связанные, например, соотношениями, существующими в обществе, или взаимодействуем между большими социальными группами.

. Произошло заметное сближение социологических и социально психологических исследований в таких пограничных областях, как экономика, политика, право, межэтнические, межгосударственные и внутриполитические отношения.

. В социальной психологии стали намного меньше проявляться тенденции, характеризующие отдельные направления психологии: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ, гуманистическую психологию и другие. Социальная психология стала превращаться в единую, не разделённую на отдельные направления, науку.

-80-е годы XX века можно назвать годами расцвета, подъёма и широкого признания социальной психологии, как в нашей стране, так и за рубежом. Она не только стала весьма популярной наукой, но социально - психологические знания проникли и в настоящее время широко применяются во многих других отраслях психологии и непсихологических науках. Среди них можно назвать психологию личности, клиническую, военную, юридическую, спортивную и другие отрасли психологии, а также психологию управления, рекламы, политическую и экономическую психологию. Именно словами, социальная психология превратилась в одну из самых популярных, активно разрабатываемых и востребованных психологических наук.

Наступившая в конце 80-х годов XX века горбачёвская перестройка и последовавшее за ней прекращение существования Советского Союза вдохнули новую жизнь в развитие социальной психологии в России. Были сняты идеологические барьеры и ограничения на развитие данной науки, действовавшие на протяжении всего времени существования советской власти, открыты возможности для перевода и публикации на русском языке зарубежной социально - психологической литературы, расширилась проблематика социально- психологических и прикладных исследований. Российская социальная психология стала превращаться в естественную часть мировой социально - психологической науки, а российские учёные включились в разработку тех социально - психологических проблем, которые стали в наши дни актуальными для всех стран мира.

Деятельность лабораторий социально - психологического знания Института психологии РАН и Психологического института РАО

В России имеется несколько ведущих психологических учреждений, к которым, прежде всего, следует отнести Психологический институт РАО и Институт психологии РАН.

На протяжении 90 лет институт неоднократно менял свое название, но всегда оставался центром фундаментальных исследований. Сейчас в нем работают более 240 сотрудников.

Долгие годы Психологический институт был практически единственным специализированным научно-исследовательским учреждением в нашей стране. Понадобилось почти 70 лет для того чтобы в стране был организован еще один исследовательский центр - Институт психологии РАН (ИП РАН). Большую роль в создании института сыграл видный отечественный психолог Б.Ф. Ломов. В этом ему оказывали помощь такие выдающиеся ученые, как П. К. Анохин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицын, Е.В. Шорохова, В.А. Пономаренко, А.И. Берг, В.В. Паренс, Б.Н. Петров и многие другие. В состав Института психологии РАН вошел сектор психологии Института философии РАН, образованный в 1945 г. С. Л. Рубинштейном.

Сегодня в ИП РАН работают более 200 сотрудников, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования в области общей психологии, психологии личности, дифференциальной психологии, социальной психологи, когнитивной психологии, психологии труда и инженерной психологии, психофизиологии и т. д. В составе института 20 научных подразделений (лабораторий и функциональных групп). При институте действуют Консультационный центр, Высший психологический колледж и издательство. Институт является учредителем «Психологического журнала» РАН и журнала «Иностранная психология».

Многие исследовательские институты и центры РАО возглавляют психологи; в большинстве институтов имеются отделы и лаборатории психологического профиля. К их числу относятся: Институт коррекционной педагогики РАО, Институт педагогических инноваций РАО, Исследовательский центр семьи и детства РАО, Исследовательский центр социальной педагогики РАО, Исследовательский центр социологии образования РАО, Исследовательский центр эстетического воспитания РАО, Институт профессионального самоопределения молодежи РАО.

Созданный в 1992 г. Институт развития личности РАО занимается преимущественно психологическими исследованиями: психологией реабилитации личности, психологией жизненного самоопределения, психологией развития и др.

Крупнейшим исследовательским центром в области медицинской психологии и психотерапии является Психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева в Санкт-Петербурге.

Исследования по прикладной психологической проблематике ведутся в Военном университете МО РФ, Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, НИИ авиационной и космической медицины, в 178-м Научно-практическом центре ГШ ВС РФ, Институте медико-биологических проблем, во Всероссийском НИИ МВД РФ, Всероссийском НИИ технической эстетики и множестве других ведомственных научно-исследовательских учреждений.

В научно-исследовательских учреждениях основным рабочим органом выступают исследовательские лаборатории. Например, в Институте психологии РАН в разное время функционировали следующие лаборатории: теории и истории психологии, социальной психологии, когнитивных процессов, психологии речи и психолингвистики, невербальной коммуникации, психофизиологии, психологии труда и др.

Деятельность лаборатории направляется темой научного исследования, которая предопределяет перспективу исследовательской работы ее сотрудников на несколько лет вперед. В качестве основных результатов научной работы выступают:

на уровне лаборатории - отчет об итогах исследовательской работы;

на индивидуальном уровне - диссертационные исследования, выполненные научными сотрудниками в рамках общей тематики исследовательской работы и являющиеся предметом коллективного обсуждения представителей научного сообщества, входящих в специализированные ученые советы.

Основными формами обсуждения ключевых вопросов развития академической и практической психологии, психологической службы в нашей стране являются съезды и конференции психологов - членов Российского психологического общества.

Профессиональное взаимодействие психологов осуществляется также в форме непосредственного участия в различных специализированных практических семинарах, на которых обсуждаются вопросы теории и практики организации психологической работы в учреждениях и организациях, оказания психологической помощи и т. п.

К важной форме взаимодействия, обеспечивающей совместное решение проблемы, можно отнести участие психологов в реализации различного рода экспериментальных исследований. Обмен опытом происходит также в ходе взаимного посещения сеансов консультирования и психотерапии, наблюдения за работой квалифицированных специалистов. По мнению многих практических психологов, каждый начинающий специалист до начала профессиональной деятельности должен лично пройти курс индивидуального консультирования и групповой психотерапии, особенно в группах, ориентированных на совершенствование личности, т.е. проработать свои проблемы при содействии опытного профессионала. Это нужно для понимания механизмов достижения психотерапевтического эффекта, а также динамики происходящих с клиентом изменений во время работы с психологом.

Отрасли социальной психологии

Сегодня социальная психология - это наука, востребованная обществом. Поэтому она быстро развивается, постоянно расширяя направления своих практических исследований и самостоятельных отраслей. Например: этнопсихология, политическая психология, психология религии - их значение мы только сейчас начинаем правильно осмысливать. В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими явлениями как общение, ролевые, межличностные и межгрупповые отношения, конфликты, слухи, мода, паника, и т.д. В основе перечисленных и подобных им явлений лежат психическая деятельность людей, поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов.

Философия, социология, общественные науки предоставляют социальной психологии возможность наиболее точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов (специфика, происхождение, особенности развития, роль в жизни и деятельности). Общая психология позволяет более точно понять и правильно осмыслить особенности личности, которая является субъектом общественных отношений и носителем социальной психики. История показывает, как существенно происходит развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Политология, позволяет правильно понять какие политические явления, и процессы влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная психика в условиях политический деятельности или под ее влиянием.

Экономика раскрывает сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе.

Культурология, этнология дает возможность правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических явлений.

Педагогика предоставляют информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяя вырабатывать рекомендации к этим социально-психологическим процессам.

Этническая психология изучает психологические особенности людей как представителей разных этнических сообществ.

Психология религии изучает психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности.

Политическая психология, исследует различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества Психология управления, изучает анализ проблем, связанных с воздействием на группы, общество, конкретных индивидов.

Психология социального воздействия изучает особенности законов и методов влияния на людей и группы в различных ситуациях.

Психология общения раскрывает своеобразие процессов взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Конфликтология изучает психологические особенности различных конфликтов и наиболее эффективное их разрешение.

3. Социальная установка личности

Проблема определения. Социальная установка - одна из основных категорий социальной психологии. Два обстоятельства объясняют непреходящий, несмотря на временные спады, интерес к социальной установке и огромное многообразие мнений и суждений по поводу той психической структуры, которая этим понятием обозначена. Во-первых, это исключительная важность данной структуры для понимания социальной сути и жизни человека и. во-вторых, ее труднопреодолеваемая сложность. Важность связана с тем, что социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека, то есть, как он воспринимает окружающую его действительность. почему он так, а не иначе поступает в конкретных ситуациях, каким мотивом при этом руководствуется, почему одним мотивом, а не другим, по каким основаниям выбирает способ действий и т.д. Уже из этого перечня вопросов можно понять также причины сложности проблемы, поскольку с социальной установкой оказывается связанным целый ряд психических свойств и процессов, таких как восприятие, понимание, мотивация, принятие решений, действия, поведение. Неудивительно поэтому, что в литературе накопилось огромное число определений социальной установки и появились также другие понятия, близкие к ней по своему психологическому содержанию. Тем не менее ни одному автору не удалось раскрыть в определении полное содержание этого понятия, в связи с чем чаше прибегают просто к описанию социальной установки.

В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный обиход в 1918-1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецкий. Они же дали первое и одно из наиболее удачных определение аттитюда, который понимался ими как «... состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта». Здесь выведены на первый план важнейшие признаки аттитюда, или социальной установки, а именно социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека, осознанность этих отношений и поведения, их эмоциональный компонент, а также регулятивная роль социальной установки. Социальные объекты понимаются в данном случае в самом широком смысле: ими могут быть институты общества и государства, явления, события, нормы, группы, личности и т. д. Названные признаки предопределили разработанную позже структуру социальной установки, а также объяснили ее принципиальное отличие от простой установки (по теории Д. Н. Узнадзе), которая лишена социальности, осознанности и эмоциональности и отражает прежде всего психофизиологическую готовность индивида к определенным действиям. Нельзя при этом забывать, что понятия, которыми мы пользуемся, служат лишь целям организации наших знаний, а явления, обозначаемые этими понятиями, происходят в жизни в единой системе взаимосвязей и взаимозависимостей. Установка и социальная установка очень часто оказываются неразрывно переплетенными компонентами одной ситуации и одного действия. Простейший случай: спортсмен на старте забега в соревнованиях. Его социальная установка - добиться какого-то результата, его простая установка - психофизиологическая готовность организма к усилиям и напряжению доступного ему уровня. Нетрудно увидеть, насколько тесно взаимосвязаны и взаимозависимы здесь социальная установка и простая установка.

Для понимания сущности аттитюдов следует обратить внимание также на логические предпосылки, из которых исходили Томас и Знанецкий. По их убеждению, исследование взаимоотношений личности и общества должно основываться на анализе социальных ценностей самого общества и отношения к ним со стороны индивидов. Только с этих позиций можно объяснить их социальное поведение.

Нет необходимости приводить примеры из множества различных определений аттитюла, или социальной установки. Общая их особенность в том, что различные авторы делают акценты на разных компонентах обсуждаемой психологической структуры. У одних это состояние готовности, у других - стабильность реагирования на социальные объекты, у третьих - мотивационные функции и т. д. При этом сущность социальной установки в целом оставалась нераскрытой.

В отечественной психологии есть ряд концепций и понятий, которые близки к идее социальной установки, хотя и возникли вне рамок этой проблемы.

К ним можно отнести категорию отношений в концепции В. Н. Мясищева, которая понималась им как система связей личности с действительностью; понятие личностного смысла у А. Н. Леонтъева, выделявшего прежде всего личностный характер восприятия человеком объектов реального мира и его отношения к ним; направленность личности в работах Л. И. Божович. Все эти понятия отражают в той или иной степени отдельные свойства социальной установки.

Социальная установка как функциональная система. Без претензий на очередное определение социальной установки, на наш взгляд, можно подойти к пониманию ее сущности путем использования концептуальных основ теории функциональных систем П. К. Анохина. Речь не идет о механическом переносе этой теории в социально-психологический контекст, поскольку внимание П. К. Анохина было направлено прежде всего на психофизиологический и нейро-психологический уровни взаимодействия организма со средой. Функциональные системы выступают как сложные единицы интегративной деятельности организма, как определенная динамично и системно организованная активность различных элементов, обеспечивающая достижение какого-то полезного результата,

Эти основные признаки функциональной системы в полной мере свойственны той психологической конструкции, которая называется социальной установкой. Поэтому се можно назвать стабильно-динамичной функциональной системой, регулирующей поведение личности по отношению к тому или иному социальному объекту. Кажущаяся противоречивость характеристики «стабильно-динамичная» отражает объективную противоречивость самой социальной установки, которая выражается в ее ригидности, тенденции к устойчивости и сопротивляемости к изменениям, с одной стороны, и в относительной гибкости, «приспособляемости» и способности изменяться при определенных условиях, с другой. Эти особенности хорошо проявляются в таких явлениях, как, например, когнитивный диссонанс, и в процессах убеждения.

Система социальных установок. Важно подчеркнуть также, что когда речь идет о регулирующей функции социальной установки, имеется в виду ее связь с «собственным» для данной установки социальным объектом. Сами же социальные установки оказываются взаимосвязанными, взаимозависимыми и нередко противоречивыми компонентами сложной системы. Именно эта система социальных установок выполняет функцию регуляции социального поведения человека в целом, его взаимодействия с социальной средой во всех возможных проявлениях. Противоречивость социальной действительности неизбежно порождает противоречия в системе социальных установок и даже борьбу между ними. Этот факт позволяет объяснить, в частности, давно обсуждаемую в социальной психологии проблему несоответствия между социальной установкой, выраженной вербально, и реальным поведением человека. В подтверждение обычно приводится классический эксперимент Лапьера, проведенный в 1934 году, в котором выяснилось, что свыше двухсот менеджеров и владельцев гостиниц, беспрекословно принявших и обслуживших Лапьера и двух его спутников, китайцев по национальности, во время их поездки по США (реальное поведение), через полгода на письменный запрос Лапьера принять их снова ответили отказом (вербальное выражение установки по отношению к китайцам). «Парадокс Лапьера» породил длительную дискуссию и даже поставил под сомнение вообще полезность теории социальной установки. На самом деле противоречие имело место не между аттитюдами и поведением, а между самими социальными установками менеджеров, которое нашло отражение в их действиях, С одной стороны, они испытывали предрассудки по отношению к китайцам и не хотели бы их принимать, а с другой, в действие вступили их социальные установки по отношению к общественному мнению и собственной репутации. Если бы они отказали китайцам, уже появившимся в гостинице, это могло иметь какие-то негативные для их репутации последствия, а отказ под каким-либо предлогом в письменном ответе ни к чему не обязывал.

В связи с противоречиями внутри системы социальных установок возникли некоторые дополнительные понятия, отражающие не различный характер самих установок, а лишь причины возможных противоречий между ними. Так, аттитюды тех же гостиничных менеджеров по отношению к китайцам можно назвать установкой на объект, а соображения, которыми они руководствовались, принимая китайцев, - ситуативной установкой.

Выделяется также перцептивная установка, означающая предрасположенность к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности. При восприятии социальных объектов характер перцептивной установки зависит от других аттитюдов личности. Яркой иллюстрацией может служить эксперимент С. Аша, проведенный в 1952 г. В двух группах испытуемых поставили вопрос - согласны они или нет со следующим утверждением: «Я считаю, что маленький бунт время от времени - полезная вещь и необходим в политическом мире, как гроза в мире физическом». Но при этом автором утверждения в первой группе назвали Томаса Джефферсона, одного из первых президентов США, а во второй - В. И. Ленина.

Большинство испытуемых в первой группе выразили согласие с утверждением, понимая «маленький бунт» буквально, как не несущий с собой большой опасности. Большинство во второй группе с утверждением не согласились, ассоциируя «маленький бунт» с кровавой революцией. Таким образом, социальные установки испытуемых по отношению к Джефферсону и Ленину (и связанным с ними событиям) предопределили разный характер их перцептивных установок при восприятии одного и того же утверждения.

Структура социальной установки. В 1942 г. М. Смит внес ясность в структуру социальной установки, выделив три известных компонента: когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте; аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту; и когнитивный (поведенческий), выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту. Как мы уже видели, будет или не будет реализовано поведение, соответствующее когнитивному и аффективному компонентам данной установки, зависит от ситуации, то есть взаимодействия с другими аттитюдами.

Стереотипы и предрассудки. Четкая структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности - стереотип и предрассудок. От обычной социальной установки они отличаются прежде всего содержанием своего когнитивного компонента. Стереотип - это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда мы говорим о стереотипном мышлении, мы имеем в виду ограниченность, узость или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Стереотипы бывают полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью. Иными словами, «нормальная» социальная установка может превратиться во «вредный» стереотип. Другими причинами возникновения стереотипов такого рода обычно бывают недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-то причинам процессов ее развития.

Предрассудок - это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом бывает связан сильный, то есть эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие отдельных элементов действительности, но и неадекватные при определенных условиях действия по отношению к ним. Наиболее распространенным видом таких извращенных социальных установок являются расовые и национальные предрассудки.

Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение к нему. В дальнейшем это отношение оказывает соответствующее влияние на содержание развивающегося когнитивного компонента, выступая в роли фильтра, допускающего к восприятию лишь ту информацию об объекте, которая соответствует уже сложившейся аффективной его оценке. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и соответствующий жизненный опыт индивида, эмоционально пережитый, но недостаточно критично интерпретированный. Например, некоторые россияне, столкнувшиеся с преступными группировками, организованными по национальному признаку, переносят негативное отношение на весь народ, из представителей которого состоит та или иная группировка.

Иерархическая структура системы социальных установок. С точки зрения значимости для общества и для личности отдельные социальные установки занимают в системе «неравноправное» положение и образуют своего рода иерархию. Этот факт нашел отражение в известной диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В. А. Ядова (1975). В ней выделены четыре уровня диспозиций как образований, регулирующих поведение и деятельность индивида. К. первому уровню отнесены просто установки (в понимании Д. Н, Узнадзе), регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне; ко второму - социальные установки, которые, по мнению В. А. Ядова, вступают в действие на уровне малых групп; третий уровень включает общую направленность интересов личности (или базовые социальные установки), отражающую отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.); на четвертом, высшем уровне располагается система ценностных ориентации личности.

Несмотря на то, что В. А. Ядов пользуется такими понятиями, как диспозиция, направленность интересов личности и ценностные ориентации, его концепция не вступает в противоречие с теорией социальной установки. Сомнение вызывает лишь ограничение роли социальной установки вторым и третьим уровнями. Дело в том, что по своим психологическим функциям и структуре ценностные ориентации также являются социальными установками. Они включают в себя знание и оценку ценностей конкретного общества и соответствующее им поведение. Они действительно отличаются от других социальных установок, но лишь наиболее высокой социальной и личностной значимостью своих объектов, а по своей психологической природе они ничем не выделяются из общей системы социальных установок. Таким образом, диспозиционная концепция представляет собой систему социальных установок (за исключением установки в понимании Д.Н. Узнадзе), близких по своей психологической сущности, но различных по значимости их социальных объектов.

В свете сказанного следует обратить внимание еще на один аспект иерархического строения системы социальных установок. Ценность концепции В. А. Ядова в том, что она вполне обоснованно и логично выстраивает иерархию социальных установок по критерию социальной значимости их объектов. Но не менее логично признать, что для каждого отдельного индивида существует собственная, субъективная иерархия социальных установок по критерию их психологической значимости только для него, которая не всегда совпадает с общественно признанной иерархией. Нетрудно представить, что для какого-то человека смыслом жизни и высшей ценностью является создание семьи и воспитание детей (особенно для женщин); а для другого на первом плане - построение карьеры любой ценой, что и составляет для него основную ценностную ориентацию в жизни. По концепции В. А. Ядова, такие диспозиции справедливо относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личностным критериям они оказываются высшими по своему значению для индивида. Объяснение и подтверждение такому подходу к проблеме иерархии социальных установок можно найти в концепции общих значений и личностных смыслов социальных объектов А. Н. Леонтьева (1972). Из этой концепции видно, что один и тот же социальный объект (событие, процесс, явление и т. д.), имеющий однозначную интерпретацию с позиций ценностей и норм общества, приобретает различный личностный смысл для отдельных индивидов.

Следовательно, помимо диспозиционной концепции В. А. Ядова, критерием которой служит общественная значимость объектов социальных установок различного уровня, можно признать существование субъективных иерархий социальных установок, построенных по критерию их психологической и личной значимости для каждого конкретного индивида.

Таким образом, социальная установка, будучи сама системным образованием, включена в другие, более сложные системы, складывающиеся по разным признакам, и конечным регулятором поведения и деятельности личности оказывается взаимодействие этих сложных систем.

4. Развитие представлений о предмете, объектах и методах социальной психологии

психология социальный личность

В развитии представлений о предмете социальной психологии можно выделить несколько уже сложившихся направлений.

. Продолжается экстенсивное развитие научных представлений в виде выделения все новых и новых явлений в качестве предмета социальной психологии, однако этот путь, наиболее распространенный в начале становления (и возрождения) социальной психологии, сегодня уже не имеет принципиального значения для ее развития, но по-прежнему остается интересным с точки зрения описания пополняемой совокупности «предметов», их конкретизации, уточнения и т. п.

По нашему мнению, более важны другие состоявшиеся пути развития представлений о предмете социальной психологии.

. Эклектичный путь характеризуется соединением через союз «и» разных по сути предметов. Это фактически упрощенная, рядоположная интеграция предметов, которая получила широкое распространение и вполне допустима при решении учебно-образовательных, просветительских, популяризаторских и некоторых научно-практических задач в области социальной психологии.

Можно также выделить два перспективных пути решения вопроса о предмете социальной психологии, которые в настоящее время рассматриваются нами как основные тенденции ближайшего развития.

. Переход от формулирования конкретного и тем самым всегда частного предмета (например: изучение личностных свойств в группах, интерперсональных процессов, межличностных отношений, общения между людьми, свойств группы, межгрупповых отношений и т. п.) к описанию «предметного поля», позволяющего одновременно включать в него многие известные феномены как частные и специфичные предметы социальной психологии. То есть наблюдается явное расширение представлений о предмете, образно говоря, «в плоскости» или «по горизонтали», в результате чего позиции разных исследователей отличаются не только содержанием, но и объемами «предметных полей» социальной психологии. У данного пути развития представлений о предмете имеются явные недостатки и издержки. Например, он приводит к снижению остроты дискуссий о предмете социальной психологии, так как в принципе в «предметное поле» можно включить любое новое предлагаемое явление, в том числе и самое оригинальное и даже экзотичное.

. Переход к более абстрактным, но одновременно и более обобщенным, интегративным формулировкам предмета, включающим в себя конкретные и частные представления, - это «наращивание» предмета как бы «по вертикали», от частного к общему. Один из возможных вариантов такого решения: социальная психология изучает многообразные психологические явления (процессы, состояния, свойства и т. п.), характеризующие индивида или группу как субъектов социального взаимодействия.

Одним из конкретных примеров реализации так понимаемого предмета социальная психология являются исследования разных видов управленческого взаимодействия в организационной психологии и психологии управления. В результате таких исследований нами было обосновано новое научное направление - психология исполнительской деятельности и личности исполнителей, которая наряду с ранее выполненными психологическими исследованиями руководства и личности руководителей позволила сформировать психологию управленческого взаимодействия как логически завершенный раздел современной организационной психологии.

В настоящее время в качестве традиционных или классических объектов исследования в социальной психологии могут рассматриваться следующие:

личность в группе;

межличностное взаимодействие (психологические феномены в системе «Личность - Личность»);

малая группа;

межгрупповое взаимодействие (психологические феномены в системе «Группа - Группа»);

большая социальная группа.

Развитие представлений об объектах исследования в современной социальной психологии конкретизируется двумя центробежными направлениями от своего главного объекта (малой группы): усилением интереса к социальной психологии личности и одновременно - психологии больших социальных групп. Этот интерес, по нашему мнению, будет возрастать и далее, особенно к тем группам, которые ранее не изучались, - интенсивно формирующимся новым социальным группам в российском обществе: предпринимателей и среднего класса, жен «новых русских» и солдатских матерей, олигархов и дворянства, безработных и новых политических партий и т. д.. Возрастание внимания исследователей к таким большим социальным группам, как регионы (или территории) их проживания, будет выражаться, в частности, в постепенном становлении наряду с уже состоявшейся этнической также региональной социальной психологии - это ее ближайшие задачи.

В лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН психология больших социальных групп изучается прежде всего на примере формирования современных российских предпринимателей, в результате чего дана их социально-психологическая характеристика: мотивация занятий предпринимательской деятельностью, их отношение к реальному и оптимальному риску, отношение к партнерству и конкуренции в сфере предпринимательства, отношение к соблюдению нравственных норм, уровень экономических притязаний, представления о себе как об экономическом субъекте и т. д. (А. Б. Купрейченко, В. П. Позняков, О. И. Титова, Е. Б. Филинкова и др.).

В настоящее время специалисты вышеназванной лаборатории ИП РАН выполняют также исследования психологических особенностей таких новых для российского общества больших социальных групп, как формирующийся средний класс и российская элита (А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко, А. С. Моисеев). Нами предпринята попытка обосновать явление, а также разработать теоретическую модель и программу конкретного исследования особого вида элиты в российском обществе - нравственной элиты, которая практически не изучается. Тем не менее функция нравственного воздействия отдельных людей в разных сообществах (общностях) признается многими исследователями, публицистами, писателями и др.

Сегодня в социальной психологии явно доминирует интерес исследователей к психологическим закономерностям негативных социальных явлений. Обычным же, традиционно изучавшимся в отечественной социальной психологии социальным группам и явлениям уделяется меньше внимания. Значительно чаще, чем ранее, изучаются семьи наркоманов и алкоголиков, социально-психологическая дезадаптация участников боевых действий, терроризм и личность террористов, групповое и массовое насилие, криминальное поведение, информационно-психологическая безопасность общества и другие явления в трансформирующемся российском обществе.

Перспективы развития социальной психологии связаны со значительным расширением «зоны» объектов исследования, с одной стороны, за счет активного включения в сферу ее интересов внутриличностных феноменов (таких как: «Я - другое Я», самоотношение, представление о себе в связи с представлением о других, саморефлексия, самосознание и т. п.), а с другой - за счет развития относительно нового макропсихологического анализа общества в целом. Исследования макропсихологических, общественных явлений неизбежно вызывают становление макросоциальной психологии или просто макропсихологии, разрабатываемой в ИП РАН под руководством А. В. Юревича.

Психологическое состояние общества «материализуется» в том, что оказывает большое влияние на смертность, рождаемость, количество несчастных случаев, сердечно-сосудистые и многие психосоматические заболевания и т. д. И в этой связи психологическое состояние общества крайне важно изучать, чтобы понимать закономерности его формирования, динамики и проявлений далеко не только психологических последствий.

Другим явно нестандартным изучением общественно-психологических явлений стало исследование патриотизма и особенностей его воспитания в современном российском обществе, прежде всего социально-психологической специфики в историко-культурном и социальном контекстах. В рамках разработки данной проблемы В. А. Кольцовой и В. А. Сосниным проведен концептуально-терминологический анализ системы понятий, описывающих проблематику патриотизма: национальное, этническое и гражданское самосознание, соответствующие виды идентификации, этноцентризм, патриотизм, национализм, шовинизм и др. Дано содержательное определение патриотизма как одного из базовых компонентов национального сознания народа. Рассмотрено функционирование этого феномена на уровне отдельной личности, социальных групп и социума. Структурированы задачи патриотического воспитания и основные условия его реализации в когнитивной, эмоциональной и поведенческих сферах человека. Обозначены основные трудности патриотического воспитания в связи с современными реалиями развития российского общества и тенденциями общемирового развития.

Ближайшие перспективы видятся и в возрастании интереса социальных психологов к сообществам большей численности, чем конкретный этнос или суперэтнос, нация или какое-то отдельное современное общество, что, по нашему мнению, постепенно должно привести к формированию континентальной, или материковой, социальной психологии, т. е. к исследованиям, включая сравнительные, европейцев, азиатов, американцев, латиноамериканцев, африканцев, австралийцев, полинезийцев и т. п.

Методы исследования являются одним из наиболее консервативных, т. е. с большим трудом изменяющихся, дифференцирующих признаков той или иной отрасли психологической науки. В развитии методов социально-психологического исследования наблюдается не столько разработка принципиально новых способов изучения, сколько их заимствование из смежных социальных наук, а также последующая модификация и адаптация к решению конкретных актуальных проблем. Так, за последние три десятилетия из экономической науки в социальной психологии были привнесены методы экспертных оценок и деловых игр, из маркетинга и политологии - метод фокус-групп. Наибольшее развитие из них пока получил метод экспертных оценок, в частности, было разработано несколько его конкретных вариантов: для исследования эффективности деятельности руководителей трудовых коллективов, для оценки личностных свойств руководителей (А. Л. Журавлев) и др. Данные, полученные методом экспертных оценок, оказались продуктивными для выделения психологических типов руководителей и в широком смысле для работы с персоналом (С. В. Гуцыкова).

В качестве перспективной тенденции особую роль в социальной психологии приобретает естественный эксперимент, причем в разных его вариантах.

Во-первых, под моим научным руководством Т. В. Дробышевой использовался обучающий естественный эксперимент в строгом его смысле при изучении влияния раннего экономического образования на динамику ЦО младших школьников. Было достоверно показано возрастание значимости двух групп ценностей: социальной активности и волевых и, наоборот, снижение - эмоциональных и этических ценностей. Во-вторых, модель игрового естественного эксперимента под научным руководством В. А. Кольцовой была применена М. А. Красниковым для изучения роли дезинформации в продолжительном межличностном общении. Была получена следующая динамика: если на первых этапах игрового общения дезинформатор имел некоторое преимущество, то далее наступали такие этапы, когда он же становился источником дискомфортных состояний, снижения эффективности общения и общей деструкции взаимодействия. Не только продуктивно, но и вообще взаимодействовать в условиях ложно организованной информации продолжительные периоды в принципе не удается.

Выраженными тенденциями развития методов в социальной психологии являются следующие:

все более точный учет психометрических требований к разрабатываемым методикам, что приводит к возрастанию степени стандартизированности применяемого инструментария в социальной психологии;

повышение общей культуры эмпирического исследования;

разработка оригинальных авторских программ исследований, различных методов их организации, анализа и интерпретации полученных данных;

использование оригинальных комплексов взаимодополняющих методов и соответствующих им методик;

применение все более сложных математико-статистических процедур обработки и анализа данных;

использование более совершенных способов оформления результатов исследования благодаря внедрению компьютерных технологий.

Выделенные тенденции характерны для психологической науки в целом.


Заключение

Острота психологических проблем, вызванных развитием современного российского общества, сопровождается возрастанием востребованности результатов социально-психологических исследований, что в целом побуждает развитие отечественной социальной психологии, причем по самым разным научным направлениям и проблемам.

Наряду с основными научными направлениями, ставшими широко известными и классическими, новые, формирующиеся в своей совокупности, составляют важнейший специфицирующий признак любой отрасли науки, в том числе и социальной психологии. Ниже будет приведен ряд становящихся научных направлений, по которому целесообразно сделать несколько объясняющих его комментариев. Во-первых, новые научные направления выделены лишь на примере современных социально-психологических исследований, ведущихся в лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН, не ставя при этом более общую задачу проанализировать состояние новых направлений во всей российской социальной психологии. Однако и данный конкретный пример развития исследований в академическом психологическом центре, по нашему мнению, является показательным для понимания движения современной социальной психологии как отрасли психологической науки в России. Во-вторых, предложенный ряд новых научных направлений должен быть дополнен еще и теми, которые были сформулированы в последние пять-семь лет. К категории таких направлений относятся исследования социально-психологической зрелости, разных видов (экономического и нравственного) самоопределения личности и группы в новой социальной среде, экономической социализации личности в периоды интенсивного ее формирования, психологии больших социальных групп как субъектов и т. д. - все они как научные направления активно становятся в настоящее время. В-третьих, представленные ниже научные направления находятся в принципиально разных состояниях своей разработанности: от теоретического обоснования заявки на исследование до первых обобщений результатов уже выполненных конкретных исследований и т. п.

Таким образом, новыми научными направлениями социально-психологических исследований в настоящее время являются следующие:

социально-психологические процессы (механизмы) изменения культурных норм;

исследование особенностей дистинктивного социального поведения личности и группы;

социально-психологические аспекты изучения культурной травмы;

исследование коллективной памяти с позиций конструкционизма;

психологические исследования межличностного, межгруппового и организационного доверия и недоверия;

нравственно-психологические детерминанты социального и экономического поведения личности и группы;

исследование социально-психологического пространства личности и группы;

социально-психологические проблемы управления, в том числе обмена знаниями в организации;

социальная психология времени (отношение личности и группы к времени);

социально-психологические исследования терроризма и др.

Этот ряд объединяет перспективность поставленных проблем и заявленных направлений исследования в социальной психологии.

Список использованной литературы

1.Криворученко, В. К. Молодежь, комсомол, общество 30-х годов XX столетия: к проблеме репрессий в молодежной среде : научная монография [Текст] / В. К. Криворученко. - М. : Московский гуманитарный университет, 2011. - 166 с.

. Королев, А. А. Этноменталитет: сущность, структура, проблемы формирования : научная монография [Текст] / А. А. Королев. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та «Социум», 2011. - 68 с.

3. Попов В.Д. Социально-психологические законы и формирование имиджа госслужбы. - М.: РАГС, 1996.

. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. - Спб.: Наука, 1995.

. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992.

Похожие работы на - Социально-психологическое направление в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!