Право гражданина на обращение в органы власти

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,23 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Право гражданина на обращение в органы власти

Содержание

1. Производство по рассмотрению обращений граждан в органах исполнительной власти

2. Задача

Решение

Список использованной литературы

1. Производство по рассмотрению обращений граждан в органах исполнительной власти

Структура исполнительной власти Российской Федерации включает:

Федеральные органы: Министерства, Федеральные службы; Федеральные агентства.

Региональные органы: Министерства; Комитеты.

В связи с отсутствием единого нормативного акта, который регулирует работу с обращениями граждан на федеральном уровне, каждый орган организует ее по своему.

Право гражданина на обращение в органы власти, в том числе исполнительной, определяют законодательные акты, такие как:

Конституции РФ, ст.33 гарантирует гражданам России право личного обращения, а также направления индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления.

Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ, который устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления. Данный закон не распространяется на обращения граждан, подлежащих рассмотрению в порядке, который установлен федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Имеется ввиду рассмотрение обращений граждан в Конституционный Суд РФ, правоохранительные органы, суды общей юрисдикции, Уполномоченные по правам человека в РФ и пр.

В рамках данного Федерального закона под обращением гражданина следует понимать направление в госорган (в рассматриваемом случае орган исполнительной власти), или конкретному должностному лицу письменного предложения, заявления или жалобы, а также устного обращение.

Предложение - это рекомендация гражданина, касающаяся совершенствования законов и прочих нормативных правовых актов, деятельности госорганов и органов местного самоуправления, развития общественных отношений, улучшения социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, или сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц, критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Должностное лицо - это лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти или выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в госоргане или органе местного самоуправления.

Гражданин имеет ряд прав при рассмотрении обращения:

представлять дополнительные документы и материалы или обращаться с просьбой об их истребовании;

получить письменный ответ по существу вопросов, которые поставлены в обращении, а так же уведомление о переадресации письменного обращения в иные органы или должностным лицам, к компетенции которых относится решение поставленных вопросов;

обратиться с жалобой на принятое по обращению решение либо на действие (бездействие);

обратиться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

По решению суда гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, которые причинены незаконным действием или бездействием органа исполнительной власти или конкретного должностного лица при рассмотрении обращения.

В случае, если гражданином указаны заведомо ложные сведения в обращении, то расходы, которые понесены в связи с рассмотрением его обращения, могут быть взысканы по решению суда.

Говоря о порядке подачи обращения, следует отметить, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в орган исполнительной власти или конкретному должностному лицу, решающему поставленные в обращении вопросы. В случае необходимости прилагаются материалы либо их копии. В обращении обязательно должны быть указаны следующие данные: наименование органа либо фамилию, имя, отчество должностного лица или его должность, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, с подписью и датой.

После подачи обращения, оно подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления. В случае, если оно содержит вопросы, не входящие в компетенцию данного органа или должностного лица, обращение направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий компетентный орган или должностному лицу, при этом гражданин уведомляется о переадресации обращения.

В том случае, если обращение содержит такие вопросы, которые должны решаться несколькими органами или должностными лицами, копии обращения по необходимым адресам направляются в течение 7 дней.

Органы, которые переадресовывают обращение, могут (но не обязаны) в случае необходимости запросить у органов, которым было переадресовано обращение, документы и материалы с результатами рассмотрения обращения.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в орган (должностному лицу), решение или действие (бездействие) которых обжалуется гражданином. В том случае, если возникает ситуация, связанная с данным запретом, которая делает невозможным направление жалобы на рассмотрение в орган (должностному лицу) компетентному в решении поставленных в обращении вопросов, то гражданину возвращается жалоба с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие в суд.

Органы исполнительной власти должны обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, если существует такая необходимость - с участием гражданина, выездом на место; принимаются меры по восстановлению или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Существует право запрашивать необходимые документы и материалы для рассмотрения обращения из других госорганов, органов местного самоуправления, у иных должностных лиц. Исключение - суды, органы дознания и предварительного следствия. Существует временной регламент, касающийся этого вопроса, после получения запроса в течение 15 дней требуемые документы (материалы) должны быть предоставлены. Исключение - материалы, содержащие сведения, которые составляют охраняемую федеральным законом тайну и документы с особым порядком предоставления (врачебная тайна).

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В отдельных случаях, в случае направления запросов в другие органы может быть продлен срок рассмотрения, но не более чем на 30 дней, при этом требуется обязательное уведомление гражданина об этом.

Помимо письменного обращения, гражданин может обратиться в органы власти с устным сообщением. Федеральный закон (ст.13) предусматривает личный прием граждан, проводящийся руководителями указанных органов и уполномоченными на это лицами. До сведения граждан доводится информация о днях, часах и о месте приема.

При личном приеме обязательно необходимо предъявление документа, который удостоверяет личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В том случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, с согласия гражданина ответ на обращение может быть предоставлен устно в ходе личного приема. Письменный ответ дается в остальных случаях.

Только в одном случае в ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения - если ранее ему был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Таким образом, ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентирует общие вопросы производства по рассмотрению обращений граждан в органах исполнительной власти. Рассмотрим некоторые особенности работы с обращениями граждан на примере федеральных органов исполнительной власти (Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Министерство юстиции РФ).

В Администрации Президента вопросами по обращению граждан занимается Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан, являющиеся автономным подразделением Администрации Президента, занимает отдельное здание и имеет собственные курьерскую службу и Экспедиционный отдел.

В Министерстве юстиции РФ весь объём работы с обращениями граждан выполняет Отдел писем и приёма граждан (ОППГ), входящий в состав Департамента делопроизводства. В соответствии с Положением об отделе писем и приёма граждан Департамента делопроизводства Минюста России, отдел осуществляет распределение обращений внутри министерства, передачу обращений, не относящихся к компетенции Минюста, в другие ведомства, постановку обращений на контроль и осуществление контроля за их рассмотрением, аналитическую работу, организацию приёма населения, в т. ч. руководителями Министерства и помимо этого организует работу телефонной справочной службы министерства.

Работа с обращением, которые поступают в ведомство, начинается с получения и регистрации. Только зарегистрированные обращения получают юридическую силу, то есть с этого момента определяется течение сроков рассмотрения. Устные обращения принимают на личном приеме (в Администрации Президента РФ также по телефону),

Регистрация писем производится в рассматриваемых органах одинаково - сотрудник изучает текст, заносит в регистрационную карточку личные данные заявителя (ФИО, адрес), дату отправки и поступления обращения, повторность, тематику обращения (выбирается из списка возможных тем). Особая пометка ставится в регистрационной карточке в том случае, если обращение поступило из Федерального Собрания, Генеральной Прокуратуры.

Личный прием бывает общим и специальным. В приемной соответствующего органа проводится общий прием ежедневно особым сотрудником. Специальный прием проводится должностными лицами по предварительной записи. Изложенные гражданином в устной форме жалобы, просьбы и пр. фиксируются в карточке личного приёма, которая проходит затем аналогичную письменному обращению процедуру рассмотрения.

Специальный прием проходит в две стадии. На первой стадии обращение принимается от гражданина на общем приеме, в том случае, если обращение будет сочтено важным и весомым, заявитель будет записан на прием к должностному лицу, которое ответственно за разрешение данной проблемы.

Прием должностными лицами проводится по заранее утверждённому графику, готовящийся совместно подразделениями по работе с обращениями граждан и помощниками данных должностных лиц.

В Администрации Президента РФ прием ведется Руководителем Администрации, его заместителями, руководителями структурных подразделений.

В Аппарате Правительства РФ прием ведется федеральными министрами и Заместителями Председателя Правительства.

В Министерстве юстиции РФ прием ведется заместителями министра и руководителями структурных подразделений.

Рассмотрение и распределение обращений происходит структурными подразделениями и должностными лицами, соответственно их компетенции. В Управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан первичное рассмотрение обращения и дальнейшая передача для рассмотрения по компетенции осуществляются в отделе писем, регистрация - в другом. Аппарат Правительства РФ и Министерство юстиции РФ осуществляет первичное рассмотрение в лице того же сотрудника, который принял обращение.

2. Задача

Гражданин Соснянский 20 ноября 2010 г. обратился в районную администрацию с жалобой на неправомерное, по его мнению, решение директора средней школы в отношении его дочери - ученицы 9-го класса. Изучив содержание жалобы, заместитель главы администрации счел, что ее рассмотрение выходит за рамки его компетенции, и направил жалобу для рассмотрения в районный отдел образования, куда она поступила 14 декабря. О направлении жалобы по подведомственности гражданину было направлено уведомление. Узнав о том, что его жалоба еще не рассмотрена, Соснянский 20 декабря обратился в прокуратуру с новой жалобой, в которой указал, что рассмотрение его жалобы районным отделом образования затягивается, хотя она должна быть рассмотрена в течение 30 дней.

С какого момента следует исчислять срок рассмотрения жалобы Соснянского?

Определите срок, в течение которого отдел образования должен был рассмотреть жалобу Соснянского.

Обоснована ли жалоба Соснянского, поданная в прокуратуру?

обращение исполнительная власть гражданин

Решение

Согласно ст.12. "Сроки рассмотрения письменного обращения" ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрение жалобы Соснянского должно быть осуществлено в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Регистрация должна быть осуществлена в течение трех дней с момента поступления обращения. Если оно содержит вопросы, не входящие в компетенцию должностного лица, обращение направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий компетентный орган или должностному лицу, при этом гражданин уведомляется о переадресации обращения. В данном случае, заместитель главы администрации направил жалобу для рассмотрения в районный отдел образования. Соснянскому было направлено уведомление о направлении жалобы по подведомственности.

Как известно, в отдельных случаях, в частности, в случае направления запросов в другие органы срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

В данной ситуации, жалоба была подана 20 ноября 2010 г., 14 декабря она поступила в районный отдел образования, где в течение 3х дней должна быть зарегистрирована, то есть, срок рассмотрения в течение 30 дней будет исчисляться, максимум, от 17 декабря, это означает, что 17 января 2011 г. по жалобе должно быть вынесено окончательное решение. Процессуальные сроки рассмотрения жалобы в данном случае не нарушаются, так как между 20 ноября и 17 января заключен промежуток времени, предусмотренный законом.

Таким образом, поданная в прокуратуру жалоба Соснянского на 20 декабря 2010 года не обоснована.


1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2.Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от: 29 июня, 27 июля 2010 г., 7 мая, 2 июля 2013 г., 24 ноября 2014 г.)

.Административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / С.Н. Братановский, М.Ф. Зеленов, Г.В. Марьян. М.: Юнити-Дана, 2014.975 с.

.Административно-правовой статус органов исполнительной власти: учебное пособие / С.А. Акимова, Т.А. Прудникова, В.М. Редкоус. М.: Закон и право, 2012.139 с.

.Система государственного и муниципального управления: учебник / Р.Т. Мухаев. М.: Юнити-Дана, 2012.688 с.

.Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. - М.: НОРМА, 2002.

.Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право: учебник. М.: Просвещение, 2010.

.Голубок С.А. Конституционное право России: учебное пособие М.: Проспект, 2008.

.Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права, Государство и право, 1993. №2.

.Князев С.Д. Административно-правовой статус гражданина: Состояние и проблемы совершенствования /С.Д. Князев. // Правоведение, 2003. № 5.

Похожие работы на - Право гражданина на обращение в органы власти

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!