Особенности организации и совершения марша мотострелковым взводом, назначенного в головной дозор, в горных районах
Введение
Я думаю, актуальность данной темы не нужно обосновывать, ведь практически
ведение любых боевых действий без совершения марша в их район не возможно.
Марш - это организованное передвижение подразделений в колоннах по
дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный
рубеж.
Марш является основным способом передвижения подразделений. Он
применяется при выдвижении частей (подразделений) из глубины в приграничные
районы, при проведении перегруппировки главных сил, а также в тех случаях,
когда для передвижения нецелесообразно использовать железнодорожный, морской
(речной) или воздушный транспорт. Части и подразделения совершают марш на
штатных боевых и транспортных машинах, а мотострелковые подразделения при
необходимости - и пешим порядком (на лыжах).
Передвижение подразделений маршем обеспечивает постоянную организационную
структуру подразделений, следовательно, сохраняются постоянная боевая
готовность, быстрое их развертывание и вступление в бой, а также лучшие
возможности для маневра в целях обхода районов разрушений, пожаров и
затоплений.
Актуальность данной темы в том, что марш как вид тактических действий,
является неотъемлемой частью современного общевойскового боя. Конечно, если
война ведется с использованием ракет, авиации, ядерных бомб, о марше речи и
быть не может, но мы говорим о тактике действий Внутренних войск, где
организация марша играет большую роль.
В современных условиях возрастает значение перемещения подразделений
своим ходом на большие расстояния протяженностью в несколько суточных
переходов. Это вызвано резким увеличением пространственного размаха боевых
действий, их маневренным характером и высокими темпами развития, возросшими
возможностями противника по нарушению других видов передвижения.
Вместе с тем следует учитывать, что марш, особенно танковых частей и
подразделений, на большое расстояние (свыше одного суточного перехода) связан с
расходом большого количества моторесурсов, горючего, износом боевой техники,
особенно гусеничных лент, а также с высокой утомляемостью личного состава.
Цель данной курсовой работы понять особенности организации совершения
марша, назначенного в головной дозор. Раскрыть порядок работы командира взвода
при подготовке к маршу в головном дозоре (ночью), а так же управление подразделениями
в ходе марша.
1. Основные положения по совершению марша
Перед тем как раскрыть порядок совершения марша, думаю необходимо
разобраться что же такое марш.
Передвижение - это организованное перемещение войск из одного района в
другой или на определенный рубеж.
Марш - это организованное передвижение войск в колоннах по дорогам и колонным
путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж в установленное
время в полном составе и в готовности к немедленному выполнению боевых задач.
Марш является основным способом передвижения войск. Он применяется при
выдвижении войск из глубины в приграничные районы, при проведении
перегруппировок, а также в случаях, когда для передвижения не целесообразно
использовать железнодорожный, морской (речной) или воздушный транспорт.
Почему марш принято считать основным способом передвижения:
· во-первых, любой способ передвижения в той или иной мере связан с маршем.
Например: передвижение подразделения железнодорожным транспортом обязательно
сопряжено с выходом их в районы погрузки и действиями после выгрузки;
· во-вторых, передвижение войск маршем обеспечивает постоянное сохранение
организационной структуры подразделений, а следовательно сохраняется их
постоянная боеготовность и способность быстро вступить в бой;
· в-третьих, возросшими возможностями противника по воздействию
на войска при различных видах передвижения.
Необходимо помнить, что в каких условиях не совершался бы марш, он должен
совершаться скрытно, как правило, ночью или в условиях ограниченной видимости.
При совершении марша в глубоком тылу своих войск, войска могут двигаться
и днем, но и в этом случае они должны широко использовать маскирующие свойства
местности, условия ограниченной видимости и обеспечиваться надежным прикрытием
от ударов с воздуха.
Возросшие возможности современных армий по применению новых
высокоэффективных средств поражения в том числе и ВТО, определяют особую
значимость защиты колонн, совершающих марш. Поэтому, в целях защиты колонн
маршруты движения СЛЕДУЕТ ВЫБИРАТЬ:
· вдоль линии ЛЭП;
. вдоль линии связи;
· по просекам в лесу;
· в складках местности.
Необходимо
помнить!
Маршруты движения, по возможности, не должны проходить через: крупные
населенные пункты. В том случае, когда крупный населенный пункт обойти
невозможно для движения используются окраинные улицы;
· вблизи
железнодорожных станций;
· вблизи морских \речных\ портов;
· вблизи аэропортов.
Походный порядок - это построение подразделений для передвижения в колоннах.
Требования предъявляемых к построению походного порядка, будут
определяться главным образом из условий совершения марша. Например, при
совершении марша в глубоком тылу своих войск, когда отсутствует
непосредственная угроза столкновения с наземным противником, построение
походного порядка должно обеспечивать главным образом высокую скорость движения,
сохранение сил личного состава, сбережение техники, экономию горючего. В ряде
случаев может даже допускаться временное нарушение организационной целостности
частей и подразделений, когда тяжелая техника и подразделения тыла следуют
самостоятельными колоннами по отдельным маршрутам, вне подразделений, в состав
которых они организационно входят.
При совершении марша в предвидении встречи с противником, на первый план
выступают интересы поддержания постоянной готовности войск к вступлению в бой.
Поэтому походный порядок строится так, чтобы каждая колонна могла
самостоятельно решать боевые задачи.
. Порядок и содержание работы командира взвода по организации
марша в ГД
Взвод на марше может быть назначен в головную (боковую, тыльную) походную
заставу или неподвижную боковую заставу.
Головная застава силой колонны высылает, как правило, головной дозор в
составе взвода на удаление от 3 до 5 км.
Взвод в головном дозоре может действовать так же в качестве
непосредственного охранения от колонны главных сил. При угрозе нападения
противника с тыла, взвод может назначаться в тыльный дозор. В этом случае его
высылают на удаление зрительного наблюдения за ним и поддержку огнем.
Командир взвода, назначенный в головной дозор, при уяснении полученной
задачи и оценке обстановки должен:
• изучить по карте маршрут движения и характер местности;
• определить места вероятной встречи с противником, а также места
возможных его засад и наметить порядок действий дозорного отделения и главных
сил взвода при встрече с противником;
• определить состав дежурных огневых средств и наблюдателей, а так же
порядок подготовки взвода к маршу.
В боевом приказе командир взвода указывает:
• сведения о противнике;
• задачу взвода, маршрут и скорость движения, построение колонны,
дистанцию между машинами, исходный пункт и время его прохождения, задачи
отделениям и порядок действий при встрече с противником;
• дозорное отделение, его задачу и удаление;
• время готовности к маршу;
• своё место и заместителя.
При организации взаимодействия командир взвода указывает:
• порядок наблюдения, связи, открытия и ведения огня по воздушным целям;
• места вероятной встречи с ним дозорного отделения, взвода и
средств усиления;
• порядок соблюдения маскировки и пользования приборами ночного
видения (светомаскировочными устройствами), сигналы оповещения, управления и
взаимодействия.
После отдачи боевого приказа и организации взаимодействия командир взвода
дает указания по обеспечению марша, защите от высокоточного и зажигательного
оружия, организует пополнение ракет, боеприпасов, горючего и продовольствия до
установленных норм и проверяет готовность взвода к выполнению боевой задачи и
докладывает командиру роты.
Управление взводом в ходе марша:
Управление взводом на марше, командир взвода осуществляет, находясь в
боевой машине, установленными сигналами. Все команды должны подаваться кратко и
предельно ясно. Вытягивание колонн ввода важное значение имеет для
своевременного выхода на маршрут и занятия своего места в колонне роты.
Особое внимание обращается на знание подчиненными порядка движения,
маршрута и времени выдвижения к месту построения колонны роты, сигнала о начале
вытягивания и соблюдение ими режима маскировки и мер безопасности. С получением
сигнала о начале движения командир взвода подаёт команду на вытягивание
колонны.
Команда подаётся зрительными сигналами, а также голосом. Одновременно, он
трогается с места на своей машине, наблюдая за действиями подчинённых. При
вытягивании, колонну следует вести вдоль опушек, по оврагам и другим местам,
обеспечивающим соблюдение мер маскировки. Командир взвода следует в голове
колонны. Он обязан строго соблюдать установленный порядок марша, не допускать
задержек движения, следить за маршрутом, вести непрерывное наблюдение за
сигналами командира роты, своевременно оповещать личный состав о противнике и
об РХБ заражении.
При вынужденной остановке командир машины подаёт установленный сигнал,
выводит её на правую обочину или в сторону от дороги и принимает меры к
устранению неисправности. Отставшая машина после устранения неисправности
присоединяется к проходящей колонне.
Своё место во взводе она занимает на привале. Обгон колонн в движении
запрещается. Во время движения, перед резким поворотом, головная машина
замедляет скорость движения, чтобы позади идущая машина не потеряла её из виду.
колонна марш горный дозор
3. Особенности совершения марша в горных районах
В горах при подготовке к маршу командир взвода уделяет особое внимание
проверке исправности ходовой части и механизмов управления машин. На каждой
машине необходимо иметь специальные приспособления для предотвращения
скатывания машин при остановках на подъемах и спусках. При преодолении опасных
мест личный состав мотострелкового взвода обычно спешивается. При движении в
пешем порядке скальные участки, осыпи и перевалы преодолеваются обычно
повзводно или по отделениям с соблюдением мер безопасности с обязательной
страховкой друг друга или самостраховкой. На привалах и при расположении на
отдых в горной местности личный состав и техника располагаются в местах,
безопасных от обвалов, камнепадов, осыпей, снежных лавин и затоплений. Марш в
горах проводится с учетом сложности маршрута и характерных атмосферных условий.
Дороги, как правило, узкие, с большим количеством крутых подъемов, спусков,
поворотов. В ходе марша приходится преодолевать перевалы, ущелья, каньоны,
промоины и овраги. Все это приводит к снижению скорости движения и увеличению
дистанций между машинами. Сложный рельеф и пониженное атмосферное давление
создают тяжелые условия для работы двигателей, силовой передачи и ходовой
части, а также способствуют увеличению интенсивности испарения воды из системы
охлаждения и аккумуляторных батарей, что зачастую приводит к возникновению
различных поломок, вызывает увеличение расхода горючего и требует создания
запасов питьевой и дистиллированной воды. Поэтому при подготовке к маршу
командир роты должен уделять особое внимание проверке исправности ходовой части
и механизмов управления машин. На каждой машине следует иметь специальные
приспособления, предотвращающие скатывание при остановках на подъемах и
спусках.
Как показал опыт Великой Отечественной войны и боевой подготовки войск,
расход горючего на танках увеличивается на 30-50%, что требует повышенного
контроля за его наличием и принятием мер к своевременной дозаправке. При подготовке
к маршу в горах необходимо ознакомить командиров подразделений и
механиков-водителей с профилем маршрута.
Личный состав и боевую технику на привалах следует располагать на ровных
участках, в местах, исключающих обвалы, камнепады (осыпи), снежные лавины,
затопления, где обеспечивались бы их укрытие и маскировка. При действиях в
походном охранении особое внимание следует уделить построению колонны головной
походной заставы с учетом возможной внезапной встречи с противником и
затруднением маневра. В ходе выполнения поставленной задачи головная походная
застава должна решительно захватывать перевалы, выходы из ущелий, теснины и
удерживать их до подхода главных сил. При движении в местах возможных обвалов,
камнепадов и образования заграждений необходимо дополнительно высылать дозорную
машину с задачей вести наблюдение за опасным участком до подхода охраняемой
колонны. На привалах головная походная застава занимает выгодную позицию на
господствующих высотах, обеспечивая надежное охранение колонны главных сил.
Взвод, назначенный в боковую походную заставу, продвигается по параллельным
маршрутам на уровне головной походной заставы в готовности к отражению
возможного нападения противника.
При действиях в неподвижной боковой заставе взвод занимает командные высоты,
перехватывающие подступы к флангам охраняемой колонны. После прохождения
охраняемой колонны по команде (сигналу) командира охраняемой колонны
неподвижная боковая застава снимается и присоединяется к колонне. Взвод,
назначенный в тыльную походную заставу, следует за охраняемой колонной на
установленной командиром дистанции, внимательно осматривая прилегающие с
флангов высоты, ущелья и другие участки местности, откуда возможно нападение
противника на охраняемую колонну.
Заключение
Таким образом, подытожив вышеизложенное, можно сказать, что марш -
это организованное передвижение подразделений в колоннах по дорогам и колонным
путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж. Он является
основным способом передвижения взвода (роты). Мотострелковый (танковый) взвод
(рота) должен быть всегда готов к маршу и перевозкам в условиях постоянной
угрозы применения противником оружия массового поражения, высокоточного оружия,
воздействия его авиации, воздушных десантов и разведывательно-диверсионных
групп, больших разрушений и пожаров, а также радиоактивного, химического и
бактериологического (биологического) заражения. Все это требует от командира
взвода тщательной подготовки к маршу и перевозкам, умелой их организации и
всестороннего обеспечения, а также высокой маршевой выучки подразделений. Во
всех случаях марш должен совершаться скрытно, как правило, ночью или в других
условиях ограниченной видимости. В любых условиях обстановки подразделения
должны прибыть в указанный район или на указанный рубеж своевременно и в полной
готовности к выполнению боевой задачи.
В зависимости от условий передвижения, места взвода к началу марша,
удаления от противника и характера боя марш может совершаться в предвидении
вступления в бой или вне угрозы столкновения с противником, а по направлению
движения - к фронту, вдоль фронта или от фронта в тыл.
Рассмотрев выносимые учебные вопросы, можно сделать вывод, что цели
данной курсовой работы достигнуты, выносимые для разработки вопросы раскрыты.
Список использованной литературы:
1. Боевой
Устав часть 3 взвод, отделение, танк
. Учебник
Тактика книга 1.
. Учебное
пособие Мотострелковый (танковый) взвод в бою.
. Учебное
пособие Подразделения в ночном бою, Рыбян А.А. Воениздат, 1984.
. Учебное
пособие Особенности организации и ведения боевых действий мотострелковых
подразделений в вооруженных конфликтах (по опыту Афганистана и Чечни). А.Б.
Кузиков, С.И. Кубашев. Новосибирск 2007
. Порядок и
содержание работы командира взвода в основных видах боя. С.Н. Тарасов, Н.П.
Токарев Новосибирск 2008
. Основы
тактических действий подразделений сухопутных войск. С.А. Куценко Россия, 2010
Приложение 1
Рис. Расположение подразделения в районе отдыха (место взвода в составе
роты)