Права и обязанности родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и Англии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,36 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Права и обязанности родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и Англии















Права и обязанности родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и Англии

Введение

Актуальность темы исследования. Забота о детях, их воспитание рассматривается на конституционном уровне как равное право и обязанность родителей. Это обстоятельство диктует необходимость более пристального и глубокого анализа сущности и содержания родительских прав в современной России. Кроме того, перенос акцента на права гражданина обязывает к совершенно другому взгляду на институт родительских прав, предоставляемых родителям государством ради достижения главной цели - надлежащего воспитания подрастающего поколения. Остроту проблемы наглядно демонстрирует правоприменительная практика, свидетельствующая о растущей тенденции к злоупотреблению родительскими правами, неисполнению родительских обязанностей, увеличению числа детей, лишенных родительского попечения.

Также в данной работе рассмотрено семейное право Англии, а именно в части, относящейся к родительским правам и обязанностям. В семейное законодательство Англии внесены существенные изменения, связанные не только с семейно-правовым статусом ребенка, но и с правами, обязанностями родителей. Так, в 1989 г. был принят Закон «О детях», в 1991 г. Закон «О защите ребенка», в 2001 г. Закон «О содержании ребенка, пенсиях и социальной защите», в 2002 году Закон «Об усыновлении и детях» и др. Их анализ в сравнении с законами России позволяет обратить внимание на более удачные варианты защиты родительских прав в семейном праве Англии, а также ответственности родителей, соответствующие международным стандартам. Данный аспект проблемы в России слабо изучен, что также свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.

Степень изученности темы: Теоретическую базу исследования составили труды учёных, в которых изучены общие вопросы в области семейного права: М.В. Антокольской, Ю.А. Королёва, С.Кретни, Н.Лаува, П.Бромлея, С.А.Муратовой, A.M. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой, О.А.Рузаковой. Наиболее значимыми являются труды П.Бромлея и А.М.Нечаевой. В работе П.Бромлея «Семейное право» подробно излагается семейное право Англии, основанное на прецедентах. А.М.Нечаева особое внимание уделяет важным практическим проблемам семейного права, возникающим при рассмотрении семейных споров в судах.

Также были изучены работы в области правоотношений супругов по зарубежному законодательству: Н.И.Марышевой, Э.Дженкса, О.М.Сакович . В труде Н.И.Марышевой исследованы семейные отношений с участием иностранцев, включая их судебную защиту. Обобщены и проанализированы действующие в России законодательные акты и международные договоры, касающиеся таких отношений, а также практика их применения.

Основные вопросы заключения брака граждан Российской Федерации и других стран исследованы учеными в области семейного права: Л.П.Ануфриевой, Г.Ю.Федосеевой. В работе Л.П.Ануфриевой изучены брачно-семейные отношения в международном частном праве, правовое регулирование отношений по заключению и расторжению брака с участием иностранцев.

Объектом исследования является семейное законодательство, регулирующее права и обязанности родителей по воспитанию детей в России и в Англии.

Предметом исследования являются права и обязанности родителей, являющихся гражданами России и Англии.

Целью работы является сравнение прав и обязанностей родителей, являющихся гражданами России и Англии.

Задачами данной работы являются:

рассмотреть понятие и характерные особенности прав и обязанностей родителей в России и в Англии

провести сравнительный анализ содержания прав и обязанностей родителей в России и в Англии по действующему законодательству.

Нормативная база. При написании данной работы были использованы такие нормативно-правовые акты, как: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ; Закон «Об образовании» от 10.07.1992 г., Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.; Законы Англии: Закон «О детях» (Children Act, 1989), Закон «Об образовании»(Education Act, 1997), Закон «О семье» (Family Law Act, 1996), Закон «Об усыновлении и детях»(Adoption and Children Act, 2002).

Методами исследования являются: сравнительно-правовой метод, метод анализа, формально-юридический метод. Сравнительно-правой метод применялся с целью сравнения содержания прав и обязанностей родителей по семейному законодательству Российской Федерации и Англии. Анализ понятия и содержания родительских прав и обязанностей позволил выделить ряд их особенностей, совокупность которых определяет особую правовую природу данных прав. На основе формально-юридического метода было исследовано действующее российское семейное право, английское семейное право, в том числе судебные прецеденты Англии, практика их применения, а также Конвенция о правах ребёнка, Конституция Российской Федерации, и другие законодательные акты, имеющие прямое отношение к родительским правам и обязанностям.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе изучены права и обязанности родителей по российскому законодательству, раскрыто их содержание. Во второй главе рассмотрены права и обязанности по законодательству Англии.

1. Права и обязанности родителей по законодательству Российской Федерации

.1 Понятие и особенности прав и обязанностей родителей в российском семейном праве

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей. В соответствии со ст. 47 Семейного кодекса РФ «Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят родители в браке или нет, проживают они совместно или раздельно». «Под термином «происхождение детей» имеется в виду их кровное (биологическое) происхождение от определенных мужчины и женщины, зарегистрированное с соблюдением установленного порядка».

«Забота о детях, их воспитании и развитии - это обязанность в первую очередь семьи, а внутри семьи - их родителей, для чего они наделяются родительскими правами. При отсутствии родителей этими правами наделяются другие лица - усыновители, опекуны, приемные родители, либо государство берет на себя непосредственно обязанность по воспитанию, помещая ребенка в соответствующее государственное детское учреждение».

«Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений. Их особенностью является то, что они представляют собой неразрывную связь прав и обязанностей». Родители, осуществляя свои права, тем самым выполняют свои обязанности, а выполняя обязанности, - осуществляют свои права. Согласно ст. 61 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.

Именно родители, прежде всего, помогают ребенку стать полноценным членом общества, воспитывают в нем нравственные принципы, передают жизненный опыт, оказывают воздействие на формирование его характера, влияют на уровень его образования и на все его последующее развитие.

Правам и обязанностям родителей посвящена глава 12 Семейного кодекса РФ.

Предметно суть родительских прав составляют личные неимущественные и имущественные права и обязанности родителей. К личным правам родителей относятся: право на воспитание и образование детей, право на защиту прав и интересов детей, право на защиту родительских прав, право дать имя и фамилию ребенку и изменять их до 14лет.

«Права родителей и права детей не всегда соответствуют друг другу. Понятие прав детей шире по объему, чем родительские права. Часть прав детей, предусмотренная семейным законодательством, такие как, право на имя, право на выражение собственного мнения, являются абсолютными правами. Детям как носителям этих прав противостоят не только родители, но и любые граждане и должностные лица, которые решают вопросы, затрагивающие интересы детей. То же касается права детей на защиту, это право может быть использовано и для защиты против злоупотреблений со стороны родителей. Другие права носят относительный характер и существуют в рамках родительских правоотношений. Это, например, право на воспитание, право на получение содержания от родителей».

Родительские права и обязанности имеют определенные особенности.

Главная особенность заключается в том, что согласно п.1 ст.61 Семейного кодекса РФ »Родители обладают равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей». Причем не имеет значения в зарегистрированном браке родился ребенок или нет, отцовство было признано в добровольном порядке или установлено судом. Согласно ч.1 ст.18 Конвенции о правах ребенка «Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».

Второй особенностью является то, что родительские права и обязанности ограничены во времени. По достижении ребенком совершеннолетия или при приобретении полной дееспособности несовершеннолетним родительские права и обязанности прекращаются. С этого момента гражданин становится полноценным членом общества, достигает необходимой степени зрелости, чтобы самому создавать и осуществлять права и обязанности. Если совершеннолетний ребенок нетрудоспособен, то на родителей возлагается обязанность по его содержанию. Однако данные правоотношения являются не родительскими, а отношениями между опекуном и совершеннолетним подопечным.

Следующая особенность отражается в п.1 ст.65 Семейного кодекса РФ: «При осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка». Данное положение имеет принципиальное значение, поскольку нередки жизненные ситуации, когда интересы родителя противоречат интересам ребенка. Например, родители не оказывают должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего. Приоритет прав и интересов ребенка является основополагающим при осуществлении родительских прав и обязанностей, он закреплен во многих нормах Семейного кодекса РФ.

Последняя особенность родительских прав и обязанностей основывается на том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст.63 Семейного кодекса РФ). Отступление от этого правила возможно только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.

Таким образом, родительские права и обязанности - это целая группа имущественных и неимущественных прав, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений. Семейное законодательство распространяется на всех граждан РФ. Причем наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не уменьшает его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором.

1.2 Содержание родительских прав и обязанностей в Российской Федерации

родительский право брак

Семейный кодекс Российской Федерации подробно раскрывает содержание родительских прав и обязанностей и тем самым определяет их сущность. Глава 12 Семейного кодекса РФ «Права и обязанности родителей», почти целиком посвящается личным правам и обязанностям родителей. Обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей находится самостоятельно в разделе, предназначенном для правового регулирования алиментных обязательств.

Важнейшим среди родительских прав и обязанностей является право родителей на воспитание детей. Осуществление этого права одновременно представляет собой обязанность родителей. Воспитание представляет собой длительный процесс воздействия на детей. Данный процесс предполагает как совершение родителями целенаправленных действий, предполагающих достижение определенного результата, так и бессознательное воздействие на ребенка, которое происходит постоянно в процессе самого общения родителей и ребенка, и влияния, которое оказывает на ребенка поведение и пример родителей. Содержание права на воспитание не определено в законе. Законодательство в принципе не может детально регулировать процесс воспитания. В статье 63 Семейного кодекса РФ право на воспитание очерчивается в самом общем виде. В этой норме говорится, что «Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». Каким образом осуществляется эта забота, какие методы и приемы используют родители при воспитании своих детей, решают сами родители. Родители свободны в выборе форм и способов воспитания до тех пор, пока они не выходят при этом за рамки, установленные законом. Эти ограничения определены в статье 65 Семейного кодекса. «Родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью своих детей и их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать грубое, пренебрежительное, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».

А.М.Рабец утверждает, что «Воспитание - это процесс, предполагающий не только совершение определенных действий родителями, но и определенную реакцию со стороны детей. Таким образом, можно сказать, что праву родителей на воспитание детей противостоит обязанность детей «претерпевать воспитание». Родители вправе применять определенные меры принуждения к своим детям для того, чтобы добиться от них желаемого поведения. Однако эта сторона воспитательного процесса находится за рамками права. Например, родители могут запретить детям посещение тех или иных мест, возвращение домой позднее определенного времени». Все меры принуждения, применяемые родителями к детям, носят чисто бытовой характер, закон не определяет их виды, характер и требует лишь, чтобы они не нарушали запретов, предусмотренных статьей 65 Семейного кодекса. Ни одна из них не может быть приведена в исполнение с помощью средств государственного принуждения.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Это означает, что они вправе отстранить от воспитания всех третьих лиц, включая ближайших родственников ребенка.

Право на воспитание включает ряд правомочий. Прежде всего воспитание практически невозможно без личного общения ребенка с обоими родителями. Поэтому отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспитанию

Для осуществления этого права родителям предоставлена возможность совместного проживания со своими детьми, которая одновременно является их обязанностью. В соответствии со статьей 68 Семейного кодекса РФ родители вправе требовать возврата ребенка от любых лиц, удерживающих его у себя не на основании закона или судебного решения. Если эти лица отказываются возвратить ребенка, спор разрешается судом. Суд вправе отказать родителям в иске о передаче им ребенка, если ребенок не желает возвращаться к родителям и такое возвращение противоречит его интересам. Родители обязаны проживать совместно со своими детьми до 14 лет. Однако они вправе помещать детей в детские воспитательные или образовательные учреждения или в некоторых случаях передавать на воспитание иным лицам, чаще всего близким родственникам, например дедушке или бабушке. Принятие решений о передаче детей на воспитание данным учреждениям или лицам также является одним из способов осуществления родителями права на воспитание.

К правам родителей, не проживающих вместе с ребенком, относится право на получение информации о несовершеннолетнем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др. (п.4 ст.66 Семейного кодекса РФ).

Пункт 1 ст. 65 Семейного кодекса РФ содержит перечень действий и поступков родителей - воспитателей, которые они совершать не вправе. Сюда входит:

причинение вреда физическому и психическому здоровью детей (здесь внимание сосредоточено на нежелательном конечном результате поведения родителей как воспитателей);

причинение вреда нравственному развитию ребенка (этот запрет преследует аналогичную цель);

применение способов воспитания, связанных с пренебрежительным, жестоким, грубым, унижающим человеческое достоинство обращением с ребенком.

оскорбление или эксплуатация детей. Причем оскорбление может быть нанесено как словом, так и действием.

Знакомство с содержанием родительских прав и обязанностей по воспитанию своих детей позволяет сделать вывод, что существующие на этот счет требования тесно связаны с нормами нравственного порядка и правилами педагогики.

Кроме прав и обязанностей родителей, связанных с семейным воспитанием ребенка, Семейный кодекс РФ предусматривает более общие права и обязанности, а именно: защищать права и интересы своих детей. Поскольку сами несовершеннолетние не обладают для этого необходимой гражданской дееспособностью, то есть способностью самостоятельно пользоваться своими правами и создавать для себя обязанности, статья 64 Семейного кодекса РФ закрепляет обязанность родителей по защите прав и интересов детей и, соответственно, наделяет их статусом законных представителей своих детей.

Оба родителя должны защищать права и интересы своего ребенка. Предоставляя родителям возможность защищать ребенка, возлагая на них подобного рода обязанность, государство, во-первых, стремится не допустить незащищенности несовершеннолетнего, во-вторых, подчеркивает, что речь идет о гражданском долге, прежде всего, родителей.

А.М.Нечаева отмечает: «В связи с тем, что возрастные особенности не позволяют детям и подросткам в полной мере осуществлять и защищать личные и имущественные права, которые затрагивают их права и интересы, законом вводится понятие дееспособности, т.е. способности своими действиями приобретать права и создавать для себя обязанности. Так как дети не обладают дееспособностью до достижения определенного возраста и не могут полностью отвечать за свои поступки и действия, то непосредственно на родителей возлагается право и обязанность по защите прав и интересов детей».

Однако, при усыновлении ребенка, достигшего десяти лет, а так же при одновременном изменении ему фамилии, помимо прочих обстоятельств, обязательно учитывается и его согласие-проявление гражданской дееспособности малолетнего.

Остро стоят вопросы защиты и охраны жилищных прав несовершеннолетних. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ «Каждый имеет право на жилище». Никто не может быть произвольно лишен жилища. Однако действующее законодательство позволяет ущемлять жилищные права граждан. Так, Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами предусмотрено получение согласия органа опеки и попечительства при отчуждении жилья, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника. Органы опеки и попечительства эти требования трактуют по-своему, порой запрещая отчуждать жилье совершенно нормальным, благополучным семьям, тем самым нарушая жилищные права как совершеннолетних, так и несовершеннолетних граждан.

Защищая права и интересы своих несовершеннолетних детей, мать и отец выступают в качестве законных представителей во всех учреждениях, в том числе и судебных. В отношении детей родители, как мы уже говорили, имеют равные права и несут равные обязанности, поэтому в качестве законного представителя может выступить любой из них. «Иногда для защиты прав и интересов своего ребенка родителям приходится обращаться в суд. При этом, как законные представители, они пользуются определенными правами. Выступая, скажем, в гражданском процессе, они могут совершать от имени своего сына или дочери все необходимые процессуальные действия».

Прежде всего - знакомиться с материалами дела. При наличии достаточных оснований заявлять отводы. Участвовать в исследовании доказательств по делу, предоставлять свои доказательства. Они могут задавать вопросы другим участвующим в деле лицам. Законный представитель может заявлять ходатайство. Он вправе высказывать свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам. Ему предоставлена возможность обжаловать решение или определения суда. При отсутствии единого мнения о том, кому из родителей и как защищать своего ребенка, возникшие разногласия могут быть разрешены по желанию родителей органами опеки и попечительства или в судебном порядке.

Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения им возраста 18 лет, т.е. до совершеннолетия. Родительские права могут быть прекращены и до достижения ребенком 18 лет в случае приобретения им полной дееспособности в порядке эмансипации либо при вступлении в брак до достижения совершеннолетия.

Далее, хотя родители и являются законными представителями ребенка, должны представить суду доказательства, подтверждающие их родство с ребенком. Такими доказательствами являются свидетельство о рождении ребенка и документ, подтверждающий личность родителей. Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Если же родители уклоняются от защиты прав и интересов детей, злоупотребляют родительскими правами, то такая защита опять-таки возлагается на органы опеки и попечительства (ст.121 Семейного кодекса РФ). Эти органы и должны в установленном порядке решить вопрос о защите прав детей.

Одним из основных органов, осуществляющих защиту семейных прав детей, является суд. Суд осуществляет защиту прав детей по правилам гражданского судопроизводства. Возбуждается гражданское дело в суде по иску (заявлению, жалобе) заинтересованного лица (ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ). Поскольку полная гражданская процессуальная дееспособность наступает до совершеннолетия, ребенок не достигший 18-летнего возраста, не вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав. Его права и интересы защищают в суде законные представители (родители, усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, представители учреждения, являющегося опекуном (попечителем ребенка).

Осуществляя защиту семейных прав детей, суд использует предусмотренные семейным законодательством способы. Так, только суд вправе лишить родителей либо ограничить родительские права; восстановить в родительских правах; передать ребенка на усыновление, отменить усыновление; взыскать алименты с родителей, уклоняющихся от содержания детей; признать недействительным соглашение об уплате алиментов (ст.24, 27, 49, 50, 69, 72, 73, 80, 102, 125 Семейного кодекса РФ).

Суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода и с кого из них и в каких размерах взыскиваются алименты на детей, если между супругами отсутствует соглашение по этим вопросам (ст.24 Семейного кодекса РФ). В случае спора между родителями суд обязан определить порядок участия отдельно проживающего родителя в воспитании, образовании ребенка (ст.66 Семейного кодекса РФ).

Таким образом, рассмотренные основные права и обязанности родителей в отношении своих детей должны осуществляться родителями в соответствии с интересами детей. Действующее законодательство наделяет родителей равными родительскими правами. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, должны решаться родителями по взаимному согласию. В стране пытаются повысить социально-правовой статус ребенка, расширить и реально обеспечить его права и законные интересы.

2. Права и обязанности родителей по законодательству Англии

.1 Особенности прав и обязанностей родителей в семейном праве Англии

В английском законодательстве об охране детства отсутствует разделение на частное и публичное право. В Законе «О детях» дается описание форм и методов воспитания и заботы о ребенке, а также обязанностей родителей и иных лиц по воспитанию ребенка. В нем также дается подробное описание социального обеспечения ребенка, форм учреждений дневного пребывания, жилищно-бытовых услуг для молодежи, прочих услуг для семей с детьми, направленных на оказание помощи в воспитании детей и других форм ухода, обязательств местных органов исполнительной власти по предоставлению этих услуг, а также процесса принятия решений судом и другими государственными органами.

Согласно ст.1 Закона «О детях»родительская ответственность (права) - есть все права, обязанности, полномочия, ответственность, которые по закону родитель ребенка имеет по отношению к ребенку и его имуществу. При осуществлении своих прав родители должны принимать во внимание возраст, взрослость и понимание ребенка в конкретном вопросе, который должен быть решен: чем старше ребенок, тем больше внимания родитель должен уделять его желанием и намерениям.

В соответствии с семейным законодательством Англии если отец и мать ребенка состоят в браке на момент его рождения, то они оба несут родительскую ответственность (обладают родительскими правами). Независимо от того, состоит мать ребенка в браке или нет, она автоматически имеет родительскую ответственность. Если отец ребенка не состоял в браке с матерью на момент рождения ребенка, то для того, чтобы приобрести родительскую ответственность (права) он должен предоставить доказательства в суд о том, что между ним и ребенком существует тесная связь, что он принимает непосредственное участие в жизни ребенка и мотивирован в своем заявлении лишь благосостоянием ребенка, и никакими другими факторами. Факт того, что отец мог не видеть долгое время ребенка и что мать против его встреч с ребенком не являются решающими для решения суда в пользу выдачи ордера о родительской ответственности отца. Тот факт, что какое-либо лицо приобрело родительскую ответственность, не лишает других лиц, имеющих ее, своих прав и ответственности.

П.М.Бромлей утверждает, что «Родительские права приобретаются отцом, не состоящим в браке с матерью ребенка, как правило, только если он выражает желание их приобрести. Такое положение имеет под собой в основном историческое обоснование: уравнение в правах отцов законно - и незаконнорожденных детей до сих пор произошло еще не полностью. Однако не только инертность законодателей является тому причиной. Целесообразность наделения родительскими правами лица, которое не желало признавать свое отцовство добровольно и в отношении которого отцовство было установлено по решению суда, вызывает определенные сомнения. Суд устанавливает лишь факт биологического происхождения ребенка от ответчика. На основании этой биологической связи общество может возложить на это лицо обязанности по содержанию ребенка».

Однако, родительские отношения в современном мире все более основываются на социальных, а не только на чисто биологических связях. Установление социальной связи, помимо воли лица, невозможно. Ожидать от лица, активно препятствовавшего установлению отцовства, осуществления родительских прав по меньшей мере наивно. В лучшем случае он будет бездействовать, в худшем - использует свои права для того, чтобы отомстить матери ребенка, предъявившей иск об установлении отцовства. Дело в том, что многие действия в отношении ребенка могут быть совершены только по обоюдному согласию родителей. Недобросовестный отец может использовать это и без всякого основания отказываться давать свое согласие. В других случаях, поскольку семейные отношения в социологическом смысле между ним, ребенком и его матерью отсутствуют, его просто трудно будет отыскать каждый раз, когда от него необходимо будет получить согласие. Мать ребенка для разрешения этих проблем будет вынуждена каждый раз обращаться в суд. Законодательством Англии признано, что наилучшим выходом из ситуации, в конце концов, окажется лишение такого отца родительских прав. Основанием к лишению послужит невыполнение им своих родительских обязанностей.

Сложная с правовой точки зрения ситуация возникает при рождении ребенка несовершеннолетними родителями, не состоящими между собой в браке. Поскольку брак между ними не был заключен, они не приобретают полную дееспособность, необходимую для осуществления их родительских прав. В данном случае возникает трудно разрешимое противоречие. С одной стороны, права несовершеннолетних родителей должны быть защищены, с другой стороны, интересы ребенка требуют того, чтобы его воспитание осуществлялось достаточно зрелым лицом. Несовершеннолетняя мать может родить ребенка в возрасте 14, а в редких случаях даже 12 - 13 лет. При этом она сама, по сути, еще ребенок, не обладающий даже частичной дееспособностью. Наделить ее полной дееспособностью для того, чтобы она могла осуществлять родительские права в полном объеме, представляется совершенно невозможным. В то же время нельзя и совершенно лишить ее возможности воспитывать своего ребенка. Поэтому в английском законодательстве найдено компромиссное решение этой весьма сложной проблемы. Несовершеннолетним родителям независимо от возраста предоставлено право проживать совместно с ребенком и участвовать в его воспитании. Это, прежде всего, означает, что ребенок не может быть отобран у несовершеннолетних родителей помимо их воли. Степень и формы участия родителей в воспитании ребенка зависят от возраста родителей и решаются по согласованию между ними и опекуном ребенка.

«Если ребенок рожден от несовершеннолетних родителей, не достигших 16 лет, ребенку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетним родителем до достижения последним 16 лет. Опекун совершает все юридические акты и представляет интересы ребенка как его законный представитель».

В заключение необходимо отметить, что лица, ответственные за заботу о ребенке, в том числе и усыновители, должны признавать желание ребенка, в т.ч. внебрачного, знать о своем происхождении, если это не противоречит наилучшему обеспечению интересов ребенка.

2.2 Содержание родительских прав и обязанностей в Англии

Родительские права существуют не для каких-либо интересов родителя, а в интересах ребенка. Осуществление таких прав будет разумным и справедливым тогда, когда решение родителя принято исходя из интересов ребенка и является лучшим из возможных для его благосостояния и здоровья. Так, например, никто не вправе изменить фамилию ребенка без письменного согласия всех лиц, несущих родительскую ответственность за него. «Английский суд подходит очень осторожно к вопросу о смене фамилии ребенка, так как такое действие может сильно ухудшить связь ребенка со своим отцом, который больше не состоит в браке с матерью. Тем не менее, для некоторых детей тот факт, что они вынуждены носить иную фамилию от матери, которая вновь вышла замуж, также является проблематичным, и суд должен в данном случае уравновесить вред, причиненный ребенку изменением его фамилии и вред того, если фамилия не будет изменена».

Никакое лицо не вправе увезти ребенка за пределы юрисдикции английских судов без письменного на то разрешения всех лиц, имеющих родительские права. В большинстве случаев обращения в суд лишь один из родителей желал увезти ребенка за пределы юрисдикции английского суда, а другой был против этого. Суд, рассматривая данный вопрос, должен решить, будет ли в интересах ребенка такое изменение места проживания, хорошо ли спланирован переезд ребенка и получит ли ребенок там такие же возможности к образованию, общению и др., которые свойственны для ребенка его возраста. Вся польза, связанная для ребенка с переездом и сменой юрисдикции должна быть сравнена с тем вредом, который будет нанесен отношениям между ребенком и другим супругом, принимая во внимание возможности другого супруга навещать ребенка на ином месте жительства.

Согласно ст.7 Закона «Об образовании» родители должны предоставить своим детям в возрасте от 5 до 16 лет полное по времени образование, соответствующее возрасту, способностям, возможностям и каким-либо специальным нуждам в образовании детей.

Любое медицинское обследование, операция может быть произведена для ребенка только лишь если все лица, имеющие родительскую ответственность по отношению к этому ребенку, дадут свое согласие на эту операцию, обследование. Ребенок старше 16 лет имеет право сам давать разрешение относительно этого вопроса. Существует презумпция, что ребенок даже младше 16 лет, если является достаточно взрослым и понимает природу и последствия операции может дать свое согласие на нее. Если же состояние ребенка таково, что существует риск его жизни, то доктор может принять решение, основываясь на сохранении жизни ребенку, и такое решение будет иметь преимущественное юридическое значение перед желаниями и намерениями самого ребенка и лиц, имеющих родительскую ответственность. Так, суд счел правильным действия доктора, который разрешил произвести переливание крови ребенку пятнадцати лет против его желания и намерений его родителей. Так как любые религиозные убеждения членов семьи не могут перевесить необходимость жизни для ребенка (в данном деле вся семья была против переливания крови, так как это было против убеждений Свидетелей Иеговы).

Если отец и мать ребенка состоят в браке на момент его рождения, то они оба несут родительскую ответственность (обладают родительскими правами). «Если отец ребенка не состоял в браке с матерью на момент рождения ребенка, то для того, чтобы приобрести родительскую ответственность (права) он должен удовлетворить суд в том, что между ним и ребенком существует тесная связь, что он принимает непосредственное участие в жизни ребенка и мотивирован в своем заявлении лишь благосостоянием ребенка, и никакими другими факторами. Факт того, что отец мог не видеть долгое время ребенка и что мать против его встреч с ребенком не являются решающими для решения суда в пользу выдачи ордера о родительской ответственности отца. Тот факт, что какое-либо лицо приобрело родительскую ответственность, не лишает других лиц, имеющих ее, своих прав и ответственности».

«При рассмотрении споров, касающихся детей, английские суды имеют в своем распоряжении 4 типа ордеров, которые могут быть выданы заявителям: ордер, дающий право проживания вместе с ребенком; ордер, дающий право на периодические встречи с ребенком; ордер, запрещающий другим лицам определенные действия по отношению к ребенку; ордер о разрешении специальных вопросов».

В первую очередь суд принимает во внимание благосостояние и интересы ребенка и по возможности не замедляет процесс рассмотрения вопроса, так как существует презумпция, что любая задержка в разрешении вопроса негативно влияет на благосостояние ребенка. Суд выдаст ордер лишь тогда, когда выдать его будет являться более лучшим решением, чем не выдать никакой ордер и оставить ситуацию, как она есть в настоящем. При рассмотрении споров о детях в первую очередь суд принимает во внимание лист благосостояния ребенка, который приводится в ст. 3,4 Закона «О Детях»: точка зрения, желания и чувства ребенка с учетом его возраста (10 лет) и понимания ситуации, его эмоциональные и образовательные потребности, эффект изменения обстоятельств его жизни на его благосостоянии (стабильность жизни ребенка - есть важный фактор), возраст, пол, культурный фон и психологические особенности ребенка, вероятность вреда, который может быть причинен ребенку, то, как каждый из родителей может удовлетворить нужды и потребности ребенка.

Заявителем в отношении данных четырех типов ордеров могут быть лица, имеющие родительскую ответственность, лица, получившие их согласие на подачу заявления, отчим или мачеха ребенка, лицо, с которым ребенок проживал как минимум три года до подачи заявления. Все остальные лица, включая самого ребенка, должны получить разрешение суда на подачу такого заявления.

Следствием наличия родительских обязанностей является возможность для человека принимать большинство решений, касающихся жизни ребенка. Они не делают его родителем или родственником ребенка в законном порядке, к примеру, не дают ему прав наследования или законодательно не обязывают его содержать ребенка.

Если родители ребенка состояли в браке или вступили в брак во время или после его зачатия, они оба исполняют родительские обязанности по отношению к нему. В противном случае родительские обязанности исполняет одна мать. Отец, не имеющий родительских обязанностей, может приобрести их путем заключения соглашения о родительских обязанностях с матерью, или может обратиться в суд и получить решение, дающее ему родительские обязанности. И договор, и решение суда могут оказаться недействительными по решению суда по ходатайству лица, имеющего родительские обязанности по отношению к ребенку, или самого ребенка.

Люди, не являющиеся родителями, могут получить право на исполнение родительских обязанностей, если получат назначение в качестве частного опекуна или по решению суда (приказ о месте жительства, приказ о воспитании, приказ о защите в чрезвычайных обстоятельствах или приказ о назначении опекуна).

Опекун для исполнения родительских обязанностей по отношению к ребенку может быть назначен, когда умирает родитель, исполнявший родительские обязанности. Опекуном может быть любой другой человек (включая родителя). Орган местного самоуправления или добровольная общественная организация не могут выступать в качестве опекуна, поскольку они не являются «отдельным лицом». Этот человек получает право на исполнение родительских обязанностей (если их у него еще не было) с момента назначения, и может назначить другого опекуна, который будет действовать в качестве такового в случае его смерти до достижения ребенком 18-летнего возраста.

Суд может назначить опекуна в тех же обстоятельствах, в каких происходит частное назначение, а именно: 1) когда у ребенка нет родителя с родительскими обязанностями по отношению к нему; или 2) даже когда у него все еще имеется такой родитель, другой его родитель или опекун умирает, и непосредственно перед смертью усопший получил судебный приказ о его совместном проживании с ребенком.

Приказ о местожительстве необходим человеку, с которым ребенок будет жить. Если такой приказ издается на имя человека, не являющегося родителем или опекуном ребенка, он возлагает на него родительские обязанности. Человек, получающий право на исполнение родительских обязанностей по приказу о месте жительства (например, кто-то, не являющийся родителем или опекуном), не получает права давать согласие или отказывать в согласии на усыновление ребенка.

То, что один человек получает право на исполнение родительских обязанностей само по себе не снимает родительских обязанностей с другого человека. После разрыва или развода родители продолжают и дальше исполнять свои родительские обязанности. Данная мера особо подчеркивает, что развал семьи не снимает с обоих родителей обязанностей по дальнейшему всестороннему участию в воспитании ребенка. Однако человек, на ком лежат родительские обязанности, не имеет права действовать несовместимо с судебным приказом.

Родительские обязанности по отношению к ребенку нельзя передавать кому-то другому или вообще отказываться от них. Если, однако, он исполняет родительские обязанности по судебному приказу (по соглашению о родительских обязанностях или в результате частного назначения опекуном), то когда-то в будущем суд может прекратить действие этого приказа (соглашения или назначения).

Человек, имеющий родительские обязанности, может предложить другому человеку исполнять эти обязанности от его имени. Такая схема может оказаться полезной тогда, когда имеющий родительские обязанности человек не в состоянии выполнять их, например, по причине нахождения в больнице или в заграничной поездке. Это никак не отражается на ответственности лица, имеющего родительские обязанности, которая наступает вследствие неспособности исполнять свои родительские обязанности.

В соответствии с Законом «О детях» на местные власти возлагается обязанность оказывать услуги детям и их семьям, включая услуги нестационарного характера и воспитание вне семьи, при необходимости даже без согласия родителей или ребенка. В законе говорится, что каждый орган местного самоуправления обязан защищать и обеспечивать на своей территории благополучие всех детей, нуждающихся в этом, и в рамках этой обязанности помогать в воспитании таких детей их семьями путем предоставления целого комплекса разнообразных услуг, удовлетворяющих потребностям детей.

«Ребенок с особыми потребностями - это ребенок: 1) у которого мало шансов на достижение или поддержание нормального уровня здоровья или развития без помощи со стороны местных властей; 2) чье здоровье или развитие значительно ухудшатся и будут и дальше ухудшаться без оказания ему таких услуг; или 3) инвалид «. В соответствии с законом «О семье», «семья» включает в себя любого человека, имеющего родительские обязанности по отношению к ребенку, и любого иного человека, с кем он живет.

Нуждающимся детям, живущим в своих семьях, местные власти обязаны оказывать по возможности следующие услуги: консультации, предоставление информации, помощь на дому, занятия, крышу над головой, помощь в организации проезда к месту оказания услуги, помощь в организации отдыха для ребенка и его семьи. Местные власти обязаны также обеспечить ребенку с особыми потребностями, не достигшему пятилетнего возраста и не посещающему школу, место в детском дошкольном учреждении по месту жительства. Они обязаны также обеспечить необходимый уход и внешкольные занятия на время каникул для детей с особыми потребностями всех возрастов, посещающих школу. Более того, местные власти обязаны предоставить ребенку с особыми потребностями жилье, если он в нем нуждается в связи с тем, что: а) отсутствует человек, исполняющий по отношению к нему родительские обязанности; б) он оказался подкидышем или от него отказались родители; или в) человек, который заботился о нем, больше не может обеспечить его подходящим жильем или уходом.

Когда местные власти обязаны устроить ребенка на проживание вне дома на тот или иной срок из-за того, что родители не способны обеспечить его должное воспитание или нуждаются в отдыхе, желательно делать это с добровольного согласия родителей. За родителями сохраняются их родительские обязанности, и они по мере возможности будут сотрудничать с соответствующими органами или заменяющими родителей воспитателями. Возможность обязательного изъятия ребенка из семьи появляется только по приказу суда, но и при этом за родителями сохраняются их родительские обязанности. Родитель или опекун сохраняют свое право отзыва своего согласия на усыновление ребенка или на его вступление в брак. Соответствующий орган управления обязан составлять планы для детей, о которых он заботится, причем к процессу их составления необходимо привлекать родителей и других заинтересованных лиц.

Приказ о воспитании передает ребенка на воспитание органу местного самоуправления, что позволяет последнему решать, с кем ребенок будет жить, а также возлагает на него родительские обязанности. Приказ не дает ему права на согласие или отказ на усыновление или назначение опекуна.

Таким образом, родители или опекуны, на которых лежат родительские обязанности по отношению к ребенку, могут исполнять свои обязанности независимо от властей при условии, что это не противоречит приказу о воспитании (например, перемещение ребенка из места, в которое он был помещен, без разрешения). Однако орган исполнительной власти может не позволить родителю или опекуну исполнять свои родительские обязанности независимо от властей, если это необходимо для защиты или улучшения благополучия ребенка.

2.3 Сравнительная характеристика прав и обязанностей родителей в семейном законодательстве Российской Федерации и Англии

Проведенное исследование позволило констатировать, что в отличие от Англии семейное законодательство России в части, касающейся родительских прав и обязанностей, не в полной мере соответствует Конвенции ООН о правах ребенка. В нашем законодательстве отсутствует положение Конвенции ООН, предлагающее государству обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которая позволяет ему сохранить родителей. Поэтому предлагается лишение родительских прав рассматривать в семейном кодексе РФ как исключительную меру семейно-правовой ответственности.

Современное английское законодательство характеризуется смещением акцента с перечня родительских прав и обязанностей, на принцип ответственного отношения родителей при осуществлении ими своих прав и обязанностей в отношении детей. Государство обеспечивает ребенку такую защиту и заботу, которая позволяет ему сохранить родителей.

В России не сложились ни эффективно функционирующая система превентивных мер в условиях семейного проживания ребенка в отношении его родителей или законных представителей с целью сохранения его биологической семьи, ни система восстановления для ребенка нарушенных связей с родителями.

Социологи высказывают предложение закрепить на федеральном уровне основания признания ребенка нуждающимся в помощи государства, а также порядок и содержание плана мероприятий по защите прав и интересов ребенка- акта органа опеки и попечительства, которым определяются способы защиты прав и интересов ребенка, формы его устройства, организации и учреждения, ответственные за выполнение плана, и иные необходимые условия в целях организации эффективной работы по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, еще не лишившихся родительского попечения, но находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию.

По английскому семейному законодательству, если родители не состояли в браке на момент рождения ребенка, то установление отцовства производится только с его согласия, если он выражает желание приобрести родительские права. В семейном праве Российской Федерации, согласно ст.49 Семейного кодекса РФ, в случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка, происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия. Таким образом, мать ребенка может подать заявление об установлении отцовства без его согласия.

Стоит исключить из п.2 ст. 64 Семейного кодекса РФ право органов опеки назначать представителя для защиты прав и интересов ребенка в случае, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. Назначение такого представителя органами опеки и попечительства означает неправомерное ограничение родительских прав и противоречит ст. 73 Семейного кодекса РФ, содержащей исчерпывающий перечень оснований ограничения родительских прав.

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке не только из различных учреждений, но и от другого родителя, проживающего совместно с ребенком; другой родитель обязан вовремя предоставлять ему такую информацию (дополнение п.4 ст.66 Семейного кодекса РФ).

В целях повышения гарантий при защите прав родителя, проживающего отдельно от ребёнка, следует закрепить в ст. 66 Семейного кодекса РФ институт внесудебной примирительной процедуры (положение о ней утверждается Правительством РФ), к которой вправе обратиться родители по своему желанию, либо ее прохождение может назначить суд. В целях более эффективной защиты прав обоих родителей при их раздельном проживании следует закрепить в ст.66 Семейного кодекса РФ право любого из них на обращение в суд с требованием изменения порядка общения с ребёнком родителя, проживающего отдельно.

Также было бы разумно ввести в суде обязательную согласительную процедуру по вопросам осуществления родителями их права на личное воспитание ребенка и исполнения обязанности по его содержанию в связи с расторжением брака родителей, что позволяет предотвратить судебный спор о праве на воспитание. Практика применения такой процедуры в Англии подтверждает ее полезность. Дети, как известно имеют двоих родителей, и особенно, если эти родители женаты, то они имеют равные права на детей. И в Англии эти права действительно равные. Здесь не редкость, когда ребенка оставляют с отцом, или если детей несколько - то возможно кто-то остается жить с матерью, а кто-то с отцом. В Англии не так, как в России, где в законе записано, что родители имеют равные права, а на деле ребенок все равно остается с матерью. Забрать ребенка и передать отцу могут только, если мать совсем не заботится о ребенке. В Англии принцип такой - когда разводится семья с несовершеннолетними детьми, то прежде всего учитываются интересы детей. При этом, если отец не проявляет особого интереса к ребенку и не претендуют на опеку, то тогда матери ребенка дадут всю ту помощь, на которую она имеет право по закону. А вот если отец претендует на опеку - полностью или частично, то тогда все сложнее. Вот тогда и вступает в силу вот этот принцип, а что лучше для детей? При этом отношение судебных органов ко всем одинаковое - русские, британские или другие национальности - особого значения не имеет. А имеет значение то, кто лучше может обеспечить жизнь ребенку. Сюда принимаются во внимание наличие жилья, материальный достаток и время, которое родитель можете уделить ребенку.

Социологи приходят к выводу, что взыскание средств на содержание ребенка имеет смысл осуществлять в административном порядке, для чего создать специализированный орган, например, Агентство по обеспечению содержания ребенка, в функции которого входило бы определение размера содержания, рассчитываемого на основании информации, предоставляемой родителями (одним из них), работодателем, налоговой службой. Помимо этого в обязанности Агентства входит сбор и взыскание платежей на содержание ребёнка, что может иметь место в случае отказа вышеуказанных лиц от сотрудничества и предоставления информации, а также при розыске родителей, уклоняющихся от выплаты средств на содержание ребенка. Решение данного вопроса в Англии дало положительный эффект. Также можно сделать вывод о целесообразности возложения на родителей алиментных обязанностей в отношении полностью дееспособных детей до достижения ими 23-х лет, если они продолжают очное обучение в среднем специальном или высшем учебном заведении.

Таким образом, Англия ценит, бережет и развивает прогрессивные мысли, касающиеся прав человека. Именно в Англии они впервые обрели свою четкую терминологическую форму уже в XVII веке. Англия раньше, чем Россия и международное сообщество, подошла к законодательному закреплению преимущественной защиты прав детей. Это стало возможным благодаря наличию богатой теоретической базы. Уже более 100 лет в этой стране действуют ювенальные суды, рассматривающие дела в закрытом судебном заседании. Они стараются принимать решения в соответствии с нормами и принципами международного права и учитывать преимущественные интересы ребенка.

Заключение

В данной работе изучен английский опыт в области правового обеспечения реализации родительских прав родителя, проживающего отдельно от ребенка в силу различных причин, а также проведено сравнение теоретических и практических подходов к данной проблеме в законодательстве Российской Федерации и Англии.

В работе обращается внимание, на то, что в английском семейном праве родительским правам присущ ряд характерных черт, которые можно сравнить с особенностями, свойственными и российскому семейному праву. К ним относятся: равенство прав и обязанностей родителей; их срочный характер; преимущественное право на личное воспитание перед всеми другими лицами. Специфической особенностью прав и обязанностей родителей в Англии является законодательно зафиксированное положение о невозможности для их обладателей передать свои права и обязанности другим лицам, а также отказаться от них.

В результате проведенного сравнительного исследования установлено, что право РФ и Англии имеет схожее представление о понятии «родительская ответственность», которое объединяет целую группу прав, принадлежащих родителям как субъектам родительских правоотношений. Важнейшим среди родительских прав является право родителей на воспитание детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. К основным личным правам родителей относятся: право заботиться о здоровье ребенка (в том числе давать согласие на медицинское вмешательство); права в сфере образования ребенка (прежде всего, на выбор образовательного учреждения и формы обучения), право на защиту прав и интересов своего ребенка (родители являются законными представителями своих детей); право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения; право давать согласие на усыновление ребенка; право на определение места жительства ребенка; право на определение гражданства детей; право на получение информации о несовершеннолетних детях; право выбора имени и фамилии ребенка.

Правам родителей корреспондируют соответствующие обязанности: забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка; обязанность обеспечить получение ребенком основного общего образования.

Расторжение брака, фактическое раздельное проживание, рождение ребенка вне брака, утрата ребенком попечения родителей или нахождение родителей в экстремальной ситуации влекут возможность перераспределения прав и обязанностей между родителями, что зачастую приводит к возникновению проблем с осуществлением родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Чаще всего вопрос об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, сводится к обеспечению права на общение. Семейный Кодекс РФ закрепляет за родителем, проживающим отдельно от ребенка, право на общение с ребенком, участие в его воспитании, а также устанавливает защиту вышеуказанного права в судебном порядке. Однако механизм защиты этого права в нашей стране разработан недостаточно. Поэтому, представляется, что опыт зарубежных стран будет полезен для разработки новых правовых норм, позволяющих как можно лучше защитить права обоих родителей.

Право родителей на общение с ребенком, будучи личным правом, трудно поддается обеспечению и правовой защите. В настоящее время, как в России, так и в Англии, главным способом защиты данного права является судебно-правовой.

Помимо национально-правовых способов защиты прав родителей существуют также международно-правовые, основанные на принципах и нормах международного права и международных договорах. Россия является участницей множества международных договоров, как двусторонних, так и конвенций, затрагивающих семейные отношения. Можно предположить, что присоединение РФ к Гаагской Конвенции послужило бы лучшей защите прав родителей, так как она является надежным механизмом межгосударственного сотрудничества, специально разработанным для подобных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, родитель из России, чьи права нарушены, в случае, когда все национально-правовые способы судебной защиты исчерпаны, имеет право обратиться в Европейский Суд по правам человека при Совете Европы.

В процессе изучения опыта английского права и сравнения его с российским выявлены эффективные пути решения вопросов, связанных с осуществлением прав отдельно проживающим родителем, которые могут быть применены для совершенствования российского законодательства. В работе сформулированы конкретные предложения по изменению семейного законодательства РФ.

Список использованных источников и литературы

.Антокольская М.В. Семейное право [Текст] / М.В. Антокольская - М.: Юрист, 2005. -263 с.

.Ануфриева Л.П. Международное частное право [Текст] / Л.П.Ануфриева - М.: БЕК, 2008. - 645 с.

.Бромлей П.М. Семейное право [Текст] / П.М.Бромлей. - Л.: Издательство Оксфордского Университета,2003. - 516 с.

.Дженкс Э. Английское право [Текст] / Э.Дженкс. - Л.: Издательство Оксфордского Университета, 2001. - 522 с.

.Королев Ю.А.Семейное право России [Текст] / Ю.А.Королев. - М.: Юрид. Лит-ра, 2003. -334 с.

.Кретни С.Принципы семейного права [Текст] / С.Кретни. -Л.: Издательство Оксфордского Университета,2003. -795 с.

.Лаув Н. Семейное право [Текст] / Н.Лаув. -Л.: Издательство Оксфордского Университета, 2007. - 822 с.

.Муратова С.А. Семейное право [Текст]: Учеб.для юрид. вузов / С. А. Муратова. - М.: ЭКСМО, 2005. - 448 с.

.Нечаева А.М. Семейное право [Текст] / А.М.Нечаева. - М.: Волтерс Клувер,2011. - 280 с.

.Нечаева А.М. Судебная защита прав ребенка [Текст] / А.М.Нечаева. - М.: Экзамен, 2004. -128 с.

.Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России [Текст] / Н.И.Марышева. - М.: Волтерс Клувер, 2007. -152 с.

.Пчелинцева, Л. М. Семейное право России [Текст]: Учебник для вузов / Л.М. Пчелинцева. - М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА-М, 2012. -672 с.

.Рабец А.М. Закон для семьи: беседы и размышления юриста [Текст] / А.М.Рабец. - М.: Логос, 2003. -200 с.

.Рузакова О.А. Семейное право [Текст] / О.А.Рузакова. - М.: Экзамен, 2004. -704 с.

.Сакович О. М. Правоотношения супругов по зарубежному законодательству [Текст] / О. М. Сакович // Журнал российского права. - 2003. - №10. -С.103-111.

.Федосеева Г.Ю. Признание браков, заключаемых гражданами РФ за пределами Российской Федерации [Текст] / Г. Ю. Федосеева // Современное право. - 2002. - №7. -С.49-58.

.Федосеева Г.Ю. Некоторые особенности коллизионно-правового регулирования брачно-семейных отношений в международном частном праве Российской Федерации [Текст] / Г. Ю. Федосеева // Право и государство: теория и практика. - 2007. - №4. - С.121-127.

Похожие работы на - Права и обязанности родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и Англии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!