препятствуют эффективности налогового контроля, создают налогоплательщику возможности избежать уплаты налогов и тем самым дают возможности для поиска путей снижения налоговых выплат
ГЛАВА 3. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
налоговый правонарушение ответственность уклонение
Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки.
Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:
никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК;
никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога, сбора и пени. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Формы вины при совершении налогового правонарушения. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений.Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
отсутствие события налогового правонарушения;
отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года, которые исчисляются:
со дня совершения правонарушения (применяется в отношении правонарушений, состоящих в грубом нарушении правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а также неуплаты или неполной уплаты налогов);
со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение (применяется для всех остальных видов правонарушений, предусмотренных в НК).
Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ.
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
При наличии вышеуказанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом и учитываются им при наложении санкций.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Особенности привлечения физических лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Предусмотренная НК ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.
Особенности привлечения организаций к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
Особенности привлечения налогового агента к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении работы согласно с поставленными задачами я делаю краткие выводы по данной теме.
Стремлением налогоплательщиков уклоняться от налогообложения и уплаты налогов и обязательных платежей государство противопоставляет, кроме прочих, по возможности адекватные формы и методы правовой защиты, включая установленные уголовной ответственности за общественно-опасные нарушения налогового законодательства и создание федеральных органов налоговой полиции, специализирующихся на предупреждении, пресечении выявлении и расследовании.
Уклонение от подачи деклараций о доходах приобрело массовый характер. Сокрытие доходов, противодействие требованиям налоговой службы, либо их неисполнение в целях сокрытия доходов и неуплаты налогов представляет собой обычное явление в жизни предпринимателей, коммерсантов, бизнесменов, да и не только этих лиц.
Непоступление в бюджет и государственные внебюджетные фонды названных средств причиняет существенный вред государству и обществу, поскольку затрудняет реализацию государственных социально-экономических программ, нарушает интересы граждан. Законодательство и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации регламентируют порядок поступления в бюджет и государственные внебюджетные фонды указанных средств, их размеры, возлагают на физических и юридических лиц обязанности вносить в бюджет и государственные внебюджетные фонды соответствующие средства. Общественные отношения, обеспечивающие формирование бюджета и государственных внебюджетных фондов, охраняются уголовным законом.
В данной курсовой рассмотрены такие вопросы:
понятие и сущность уголовной ответственности
способы уклонения от уплаты налогов
основания для применения уголовной ответственности
санкции, применяемые при налоговых правонарушениях
Проблема совокупности налоговых преступлений с иными преступными посягательствами тесно связана с вопросом о том возможно ли привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов при условии, что объект налогообложения возник в результате противоречивой деятельности лица. Данный вопрос вызывал и вызывает обширные дискуссии, особенно на практике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция РФ - М.: Инфра, 2009
2.Уголовный кодекс РФ 1996г. с комментариями / Отв. Ред. А.И. Рары. - М.: Проспект. 2009.
.Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный). Составитель и автор комментариев А.Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2009.
.Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая. Часть вторая.- М.: Дело и Сервис, 2009.
.Уголовно-процессуальный кодекс РФ - М.: Юристъ, 2009.
.Могусев А.В. Актуальные проблемы уголовной ответственности за налоговые преступления (Обзор выступлений на заседании Налогового клуба) // Ваш налоговый адвокат. 2013. № 7.
.Захаров Г.К. Современное понимание налоговых преступлений: постановка проблемы // Иваново-Вознесенский юридический вестник. 2014. № 2. С. 55 - 62.
.Челышева О.В., Феськов М.В. Расследование налоговых преступлений. СПб., 2010. С. 7
.Лопашенко Н.А. Спорные аспекты понимания и квалификации налоговых преступлений (в порядке инициирования дискуссии) // Юрист. 2011. № 6. С. 49.
.Петрова Г. В. Ответственность за нарушение налогового законодательства. М. 2012.
11.Кузнецов А.П. Политика государства в налоговой сфере.- Н. Новгород: Правовая литература, 2011
12.Типичные способы уклонения физических и юридических лиц от уплаты налогов. - М., 2007.
13.Журавлев С.Ю., Каныгин В.И. Расследование налоговых преступлений. - М.: ЦОКР МВД России, 2008. - 568 с.;
.Петрова Г. В. Ответственность за нарушение налогового законодательства. М. 2008.
15.Основы налогового права. Под ред. С. Пепеляева. М. 2007
16.Журнал «Налоговый Вестник», № 1, 2, 3 за 2008 год.
17.Попов И.А., Сергеев В.И. Вопросы квалификации преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. // Информационно-правовой портал bancrotstvo.ru
18.Кучеров И.И. Налоговые преступления - М.: ЮрИнфоР. 2009. - 224 с.
.Мудрых В.В. Ответственность за нарушения налогового законодательства: Учеб. пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 319 с.
.Сафин Э. Проблемы применения примечания к статье 198 УК РФ. // «Уголовное право» № 4. 2009.
.Середа И. Понятие уголовно наказуемого уклонения от уплаты налогов. // «Уголовное право» № 4. 2009.
.Игнатов А. Н., Красиков Ю. А. Уголовное право России. - М.: Норма, 2008. - 479 С.
.Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за уклонение от платы налогов и сборов. - М.: Юрайт, 2009.
.Пастухов И. Яни П. Ответственность за налоговые преступления // Следователь. - 2008.- № 4.
.Кузнецов А.П. Политика государства в налоговой сфере.- Н. Новгород: Правовая литература, 2008.