Семейные отношения в контексте жизненного сценария

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    240,75 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Семейные отношения в контексте жизненного сценария

Содержание

Введение

. Сущность теории «жизненного сценария», его основоположники и последователи

.1 Основные понятия и вехи учения Э. Берна

.2 Понятие жизненного сценария, его особенности

2.   Семейные отношения в контексте жизненного сценария

2.1 Практический анализ жизненного сценария

.2 Сущность теории семьи

.3 Теория о семейном воспитании в литературе

.4 Социометрические исследования жизненных сценариев

Заключение

Использованная литература

Введение

На протяжении всего развития психологической науки и практики достаточно острым и актуальным остается вопрос семейных отношений.

Вопрос о степени осознанности человеческой жизни стоит перед психологией очень давно. Каждый человек ещё в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком и установками, полученными в прошлом, а свое будущее он может только планировать. Оригинальную идею высказал основатель транзактного анализа, Э.Берн, который полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Сценарий - это постоянно развертывающийся жизненный план, психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Однако это не значит, что поведение людей и вся человеческая жизнь сводима к какой-то формуле. В соответствии со своими жизненными сценариями люди поступают тем, или иным образом, определяя свое существование.

В быту, в семейном окружении, в беспрестанном общении происходит становление психики детей и одновременно достаточно ощутимо изменяется психическое состояние и ощущение родителей. Связь, называемая «родитель-ребенок», имеет очень важное значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

Разные психологические школы по-разному трактуют понимание роли и содержания семейных отношений, формулируют сущность теоретических подходов к решению и пониманию данного вопроса. Разрабатываются так называемые «модели» правильных, эффективных взаимоотношений в семье.

Целью данной курсовой работы исследовать семейные отношения в контексте жизненного сценария, основываясь на теоретические учения выдающихся ученых в области психологии.

Объектом исследования в данной курсовой работе является жизненный сценарий как социально-педагогический феномен.

Предметом исследования является влияние жизненного сценария на семью.

Задачи курсовой работы - рассмотреть теоретические основы построения жизненных сценариев, изучить семейные отношения в контексте жизненного сценария.

семейный воспитание жизненный сценарий

1. Сущность теории «жизненного сценария», его основоположники и последователи.

.1 Основные понятия и вехи учения Э.Берна.

Одним из основоположников теории «жизненного сценария» является выдающийся американский психолог и психиатр Эрик Берн.

Родился он в Квебеке в семье врача. Окончил университетМакгилла, в 1936-1938 годах посещал курсы при психиатрической клинике в Йеле, затем учился в Нью-йоркском (1941-1943) и Сан-Францисском (1947-1956) институтах психоанализа.

С 1951 по 1954 год служил в армии США, затем работал в ряде психиатрических клиник, с начала 60-х годов стал вести семинары по групповой терапии. По итогам этих семинаров впоследствии написал книгу, которая стала интернациональным бестселлером - «Игры, в которые играют люди».

Эрик Берн был членом Американской ассоциации психиатров и Индийского психиатрического общества; кроме того, он основал Международную ассоциацию трансперсонального анализа.

В своих исследованиях Берн считал необходимым довести анализ до истории жизни родителей и других предков. И выделял важнейшую часть анализа - рассматривание жизненных сценариев индивида, зачастую запланированных предками.

Работы Берна посвящены анализу различного рода «игр», используемых людьми в повседневном общении. В разных ситуациях межличностного общения могут активизироваться различные состояния собственного «Я» и определять собой конкретную структуру перевоплощений.

Наиболее известные книги и публикации Берна пользуются огромным успехом среди специалистов психиатрии и обычных читателей. Это такие произведения, как «Трансактный анализ в психотерапии», «Структура и динамика организации групп», «Игры, в которые играют люди», «Принципы группового лечения», «Секс в человеческой любви», «Люди, которые играют в игры», «Психоанализ и психотерапия для несведущих».

Главная цель, которая заключена в книгах, Э. Берна заключается в том, чтобы научить человека анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации (парадным, деловым или эмоциональным), помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником. Э. Берн в своих трудах выражает это с помощью своеобразных образов, которые изменяют наше мнение об обыденных ситуациях общения, чаще всего не замечаемые нами в потоке повседневной жизни.

Традиционным психоанализом у нас достаточно долгое время не занимались, но Э. Берн руководствовался именно понятиями традиционного психоанализа. Это не значит, что сейчас в России, как и во многих других странах, психоанализ воспринимается как абсолютно правильная теория. Тем не менее перестройка в нашей стране и демократизация, которые коснулись такой области как наука, позволили воспринимать адекватно отбирать рациональные зерна и в зарубежных учениях. Разумеется, многие примеры и ситуации, которые рассматривает Э. Берн, относятся не к нашей действительности, а основываются на американском стиле поведения, на характерных для западного общества отношениях между членами семьи. Концепция Э. Берна в достаточной степени спорна, безусловно, для ее дальнейшего развития требуются дальнейшие исследования и обоснования. Она не представляется нам принципиально новой (особенно в философском смысле), но мы считаем ее безусловно оригинальной, разумной и полезной.

Трансакционный анализ, основателем которого был Э. Берн, представляет собой систему групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний «Я».

Э. Берн предполагал, что у каждого человека есть свой жизненный сценарий, модель которого закладывается еще в детские годы. И в соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества. По теории Берна предполагается, что групповая психотерапия складывается на уровне «Взрослый - Взрослый». Задача заключается в том, что необходимо научиться выделять состояния «Взрослого» как в своем собственном сознании и поведении, так и в сознании и поведении других людей, добиваясь общения на уровне «Взрослый - Взрослый».

Немаловажное достоинство теории Э. Берна заключается также и в том, что она ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности.

Каждый человек представляет собой сумму стереотипов, которые закладываются воспитанием. И вместе с тем, есть в каждом человеке нечто такое, что толкает его на импульсивные поступки и действия, обусловленные детским «хочу» или «не хочу» (эмоции, импульсы и т. д.). В действительной жизни люди стараются соотносить «хочу» и «должно» в определенных масштабах, причем те, кому это удается сделать в наилучшей степени, более гармонично и целенаправленно вписываются в окружающий мир. В глазах окружающих они выглядят разумными и преуспевающими людьми, зачастую занимают в жизни хороший социальный статус. Эти исходные позиции достаточно тривиальны, и вряд ли можно считать абсолютной новизной тот факт, что совокупность устоявшихся стереотипов Э. Берн называет состоянием «Родитель», эмоциональную часть «Я» каждой личности - «Ребенок», а трезвого «весовщика», соизмеряющего «хочу - нужно», - словом «Взрослый».

Последующий элемент теории Берна представляется более интересным и весьма эффективным для психотерапевтической практики, и для углубленного самоанализа. В каждом человеке самым сложным образом переплетены эти три состояния, это такие состояния- «Взрослый», «Родитель» и «Ребенок». В зависимости от психологического состояния человека от темы общения, общение с людьми дома, на работе, на улице строится по-разному. При этом немаловажно, что общение зависит от того, является ли взаимодействие бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника. При этом включаются различные психологические механизмы человеческого организма. По терминологии Э. Берна, коммуникация эффективна в том случае, если она ведется на одном и том же языке и на одном уровне, то есть когда «Ребенок» разговаривает с «Ребенком», «Родитель» с «Родителем», а «Взрослый» со «Взрослым». Общение приобретает расплывчатые и хаотичные черты , если один из собеседников говорит на языке «Родителя», а другой - на языке «Ребенка» или один - на языке «Взрослого», а другой - на языке «Родителя» и т. д. Например, если один из собеседников, будучи типичным бюрократом, говорит на языке «Родителя», а другой собеседник - на языке «Взрослого», то вполне естественно, что возникает взаимонепонимание. Можно прийти к взаимному пониманию двумя способами: либо «Родитель» поймет, что язык стереотипов безнадежно устарел, и попытается приблизить свое мышление и высказывания к реальности. Второй способ более пессимистический, и заключается в том, что «Взрослый» во избежание конфликта сумеет найти в себе «Родителя» и постарается на родительском языке закончить беседу, для того чтобы благополучно выйти из сложной ситуации.

В общении на разных уровнях, особенно в семье или в кругу дружеских контактов, часто бывают столкновения «Ребенка» и «Взрослого». «Ребенка» и «Родителя». К этим столкновениям в качестве примеров можно отнести бесстрастный разговор супругов после длительной разлуки, постоянные упреки со стороны любимого человек.

Элементы состояния «Родителя» и «Ребенка» включают в себя очень важные и нужные для культурного общения аспекты. Твердые жизненные правила дают возможность существования человечества. Совершенно необходимо наличие культурных традиций и их постоянное обновление. Разумеется, что без прописных истин и традиционно устоявшихся правил не может существовать ни одно общество. И в этом огромная важность того состояния, которое Э. Берн называл «Родитель». Безусловно, что «Родитель» далеко не всегда постоянен, и не так уж много сохранилось заповедей в различных культурах, которые пережили бы все превратности истории. Так, некоторые аспекты, входившие в состояние «Родитель» многих наших людей в 70-е - начале 80-х годов, изгоняются ныне «Взрослым» не без участия «Ребенка». Способствует этому чудесный эмоциональный фон, созданный настроением огромного числа людей в нашей стране, которым так надоел оторвавшийся от реальности «Родитель».

Игры, которые в своих работах представляет Э. Берн, сопоставляются с современными основами американских реалий. А именно:

прагматичный образ мышления, соответствующие условия быта и работы, специфика общения в семье и между близкими людьми, всё это характерно для жизни американцев. Тем не менее, такая отдаленность от нашей действительности развивает образное мышление, при котором у людей появляется желание приспособить описанные Берном игры к тем ситуациям, и к тому общению , в которых живет он сам. Возможно, в наших современных условиях можно было бы представить достаточное количество ситуаций в виде игр, например «Имитация трудовой деятельности», «Игра в обслуживание», «Выдача справок», «Проблемы бюрократии» и т. п. Превращение различных ситуаций в игру может быть очень полезным для искоренения некоторых недостатков жизни и общества. В процессе игры, с помощью трансакционного анализа выявляются отдельные негативные и позитивные аспекты. Например, можно определить степень бюрократизма или деловитости, честности и искренности, силу настоящего чувства любви или определить его суррогат. Игра помогает выявить в каждом человеке его живое, творческое начало, которое заложено в каждом человеке с рождения.

Понять замысел Э. Берна возможно с учетом понимания некоторых моментов. Перевод общения на язык «Взрослого» не всегда обязателен при желании скорректировать общение. . Наоборот, иногда важно уйти от состояния «Взрослого» к состоянию «Родителя» или «Ребенка». Порой некоторые дети бывают слишком скованны или очень серьезны. И мероприятия часто отличаются чрезмерной парадностью и напыщенностью . Эти моменты жизни оттеняют то обстоятельство, что «Ребенок» - прекрасное состояние эмоциональности, веселья и раскованности. Это состояние надо по возможности чаще «включать» в процесс как деловых, так и личных взаимоотношений. Для состояния «Ребенок» характерно то, что у него чаще всего стремление «хочу». Если чаще связывать многие важные дела с состоянием «хочу», то жизнь и деятельность людей будут осуществляться с большей радостью и с большим эффектом. Как показывает практика психиатров многих стран , игровые подходы Э. Берна очень полезны для снятия психических напряжений и для обучения сложным навыкам общения в повседневной жизни.

Иными словами , концепцию Э. Берна можно назвать своего рода прикладной философией жизни, которую можно и нужно применять для анализа разных жизненных ситуаций, и в том числе для углубленного самоанализа. Необходимость самоисцеления, психотерапии в наши дни стремительно возрастает, так как для современный человек включен в систему массовых коммуникаций. Многие принципы его собственного рационального поведения, основанного на внутреннем диалоге между «надо» и «хочу», создают порой сложные жизненные моменты. При этом немаловажен тот факт, что у более образованных слоев населения с широкой сферой духовных интересов, наиболее часто возникают межличностные конфликты. И это приводит к тому, что эти слои населения и являются наиболее широкими потребителями информации о способах самоизлечения и самоанализа. Поэтому часто люди ведут витиеватую игру с элементами «надо» и «хочу». Они знают, что именно в данный момент времени «надо», однако «хочу» для них не менее ценно и существенно.

Теория Э. Берна в некоторой степени создает ту реальность, в которой разыгрываются описанные драмы и конфликты героев игр и сценариев, описываемые в трудах автора. Изучая его труды, мы окунаемся в мир, созданный с помощью образов.

Из теории Берна следует, что структура личности неоднозначна, она трехкомпонентна. Термином «Я» Берн обозначает личность. Каждое «Я» может проявляться в каждый момент времени в одном из трех состояний. Эти состояния Берн назвал: «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Рассмотрим подробнее каждое состояние «Ребенок» - это импульсивный источник неконтролируемых, спонтанных действий и поступков. «Родитель» - педантичный учитель, знающий, где и как надо себя вести. «Взрослый» - своеобразная счетная машина, которая в своих поступках и действиях руководствуется исходя из баланса между «хочу» и «надо». В каждом человеке «Ребенок», «Взрослый», «Родитель» живут одновременно, но в каждый момент проявляются поодиночке.

В нашей стране Эрик Берн один из самых известных зарубежных психологов. До некоторого времени его теория была у нас неизвестна, однако более четверти века назад его верный последователь Томаса Харриса познакомил нас с теорией Берна в своих трудах. Одна из книг Томаса Харриса называется «Я - о’кей, ты - о’кей». Эта книга приобрела широкую популярность, была переведена на русский язык в 1973 году в Новосибирске. В 1978 году советский психотерапевт Анатолий Добрович пересказал идеи Берна, и труды Добровича приобрели еще больщую популярность. Однако, в пересказах своеобразность Берна тускнела , и у многих читателей концепция Э. Берна ассоциировалась с именами Харриса и Добровича.

Справедливость восстановилась в 1988 году, в издательстве «Прогресс» огромным тиражом вышел бестселлер Берна «Игры, в которые играют люди». Именно с публикации этой книги в нашей стране начался психологический бум и миллионы людей вдруг поняли, что психология невероятно интересна, и что с ее помощью реально можно многое понять в жизни, в себе и в других людях.

.2 Понятие жизненного сценария, его особенности

В психологии под сценарием понимается своеобразный жизненный план человека, созданный им ещё в детстве, под значительным влиянием родителей или близких людей. Психологический сценарий - это жизненной план действий личности, в который предполагается , где личность подойдет к концу своей жизни и каким путем она будет к нему идти.

Первоначально теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-х годов. С тех пор многие авторы развивали ее исходные идеи.

Э. Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».

Учение о том, что на поведение взрослых людей оказывают сильное влияние пережитые детские впечатления. Это суждение является центральным во всех направлениях психологии. В теории сценария, кроме того, есть мнение , что ребёнок не только формирует основные взгляды на жизнь, а невольно составляет некоторый жизненный план. Этот план имеет чётко обозначенное начало, середину и конец.

Другой отличительной чертой теории жизненного сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе». Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена называется «расплата за сценарий». Теория утверждает, что при проигрывании человеком жизненного сценария бессознательно избирается такое поведение, которое приблизят его к расплате в кульминации сценария.

Сценарий - это некоторый «план жизни, составленный в детстве», а это значит, что ребёнок сам невольно принимает решение о своём сценарии, его продолжительности и течении. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Удивительно, что даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, у них составляются совершенно разные планы жизни.

В этой связи Берн описывает случай с двумя братьями, которым мать в некоторой жизненной ситуации сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии, эти слова сбылись - один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой стал известным психиатром.

Термин «решение» в теории жизненного сценария принимает совершенно другое значение, отличное от того, которое обычно приводится в словаре. Еще задолго до того, как начинает говорить, ребёнок принимает решение о своём сценарии в результате чувств. И при этом ребёнок использует те способы тестирования реальности, которые доступны ему в том возрасте. Родители, разумеется, не могут заставить ребёнка принять какие-то решения. Тем не менее, они оказывают сильное влияние на ребёнка, передавая ему вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий у ребёнка формируется свои представления о жизни, о себе и других людях. Эти представления и составляют основное содержание сценария. Таким образом, формирование сценария подкрепляется родителями.

Жизненный сценарий находится за пределами осознания, поэтому во взрослой жизни человек может окунуться в воспоминания о детстве с помощью снов и фантазий. Человек не осознаёт свои проживаемые сценарные решения в поведении. Ход событий оправдывает сценарий.

Человек поступает так потому, что в состоянии «Ребёнка» он любая угроза его сценарному представлению о мире воспринимается как препятствие в удовлетворении его потребностей и даже как угроза существованию.

Вопросы происхождения сценария изучены Стэном Вуллэмсом, и он выделил две важнейшие особенности формирования жизненного сценария:

. Неосознанная наилучшая стратегия выживания ребёнка в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни это и есть сценарные решения.

. Сценарные решения формируются в соответствии с эмоциями ребёнка и его способом тестирования реальности.

Маленькому ребенку кажется, что мир населён великанами. Любое неожиданное проявление действительности, например, резкий звук сигнализирует ребёнку о том, что его жизнь в опасности. Без никакого обдумывания и всяких слов ребёнок знает, что, если родители уйдут, он умрёт. Знает, что если родители сердятся, то могут убить его. У ребёнка нет взрослого понимания времени и действительности. Если ему холодно и голодно, а мамы нет рядом, то это означает, что мама не придет никогда, а это означает смерть. Когда ребенка постоянно оставляют одного, то для него это означает нечто более страшное, чем смерть. Мир эмоций ребёнка состоит из острых переживаний, ярости, ужаса. Свои ранние решения ребёнок принимает при реагировании на эти чувства. Поэтому не удивительно, что эти решения часто имеют импульсивный и неожиданный характер. Логика ребёнка предполагает, что необходимо идти от частного к общему. Например, ситуация, в которой мать редко реагирует на требования ребенка. Она часто игнорирует его, когда он плачет. При этом ребёнок делает вывод о том, что «матери доверять нельзя». Этот вывод может быть гораздо шире - ребенок может решить, что «людям доверять нельзя» или «женщинам доверять нельзя».

Маленькие дети не делают различия между потребностями и делами. Например, ребёнок может чувствовать: «Я хочу убить брата, которому родители отдают всё внимание!». Для ребенка это ощущение равнозначно фразе: «Я убил брата».

Затем ребенок может заключить: «я плохой, так как я убийца». Негативность такого мышления заключается в том, что во взрослой жизни такой человек может иметь постоянное чувство вины за «преступление», хотя он никогда не совершал его. Ещё одна особенность детских способов восприятия реальности влияет на процесс принятия сценарных решений Ребёнок порой фантазирует, что он силен , всемогущ и что может творить чудеса. Поэтому при частых ссорах родителей или в случае развода родителей, ребёнок часто думает, что именно он виноват в этом.

Будучи уверенным в своей способности защитить одного родителя от другого, он даже порой считает себя обязанным сделать это.

Психологи считают, что ребёнок воображает себя всемогущим, для того, чтобы компенсировать свое чувство беспомощности.

Ребёнок мал, и поэтому у него нет представления о том, что всемогущество - это хорошо, а беспомощность - плохо. Нет понятия о несовместимости беспомощности и всемогущества. Ребенок в силу тех или иных жизненных ситуаций ощущает себя одновременно и беспомощным, и всемогущим. Беспомощным он ощущает себя потому, что этому способствует ситуация детства . Всемогущим он ощущает себя , потому, что ему кажется, что он может управлять такими всемогущими великанами как родители.

Это значит, что оба вывода ребёнка о себе, о том, что он и беспомощен и всемогущ - это не плод его фантазий, а своеобразные решения, которые ребёнок принял на основании имеющейся у него информации, протестированной им доступными ему способами.

Разумеется, в разных семьях дети получают родительские послания различного характера, и эти послания формируют у ребенка различные соотношения беспомощности и все могущественности.


.       
Семейные отношения в контексте жизненного сценария

2.1    Практический анализ жизненного сценария

В своих практических исследованиях психотерапевты Боб и Мери Гулдинг сделали анализ и обратили внимание, на то, что в основе ранних подсознательных отрицательных решений у разных людей вновь и вновь обнаруживается связь с двенадцатью запретительными темами. Они проанализировали список этих двенадцати запрещений и пришли к неожиданному выводу, что каждому запрещению соответствует какое-то разрешение. При анализе жизненного сценария запреты записывают, начиная со слова "не", а разрешения - со слова "можно".

Тем не менее, понятия "не" и "это хорошо" - не просто противоположности. Понятие "Не" выражает полный запрет, дает указание что-то не делать. А с другой стороны, выражение "это хорошо" не содержит в себе указания что-то делать. Разрешение не указывает конкретно то¸ что нужно сделать, оно просто предлагает человеку, который принимает данное послание, самому решить: делать это или не делать.

Важно учитывать также, что наименования запретов и разрешений представляют собой лишь вербальные - речевые метки, которые удобно применять в ходе анализа сценария. Наиболее важные запрещения и разрешения передаются ребенку, в основном, по невербальным - неречевым каналам, языком жестов, мимики .

Проанализируем более детально все двенадцать запретов, раскроем их сущность.

.        «Не живи- не существуй»

Если человек когда - либо подумывал о самоубийстве, то, скорее всего, его сценарные послания, заложенные в детском возрасте, включали в себя запрет на существование. Это возможно и в том случае, если человек ощущал себя когда-либо никому не нужным, бесполезным или недостойным любви существом.

Бывает такое, что кто-то из нерадивых родителей когда-то говорит своему ребенку такую фразу вроде "я убью тебя за это!" или "лучше б ты на свет не появлялся!". Формируется воспоминание о таких вербальных посланиях, оно может служить подтверждением присутствия в человеке данного запрета. Однако невербальные сигналы в более раннем возрасте сформировали суть его основного содержания.

Возникает вопрос - зачем родители могут запрещать жить собственному ребенку? Как правило, это происходит по следующей причине. Родитель, находящийся в состоянии «Ребенка» чувствует, что ребенок чем-то обделяет его или угрожает ему. Допустим такая жизненная ситуация. Молодой человек Сергей женился и стал отцом. Разумеется , что жена отдает большую часть сил и внимания новорожденному. Сергей стал ощущать себя ненужным и заброшенным. Сам не подозревая об этом, молодой отец вновь испытывает то ощущение, которое что испытывал в возрасте двух лет. Именно тогда в семье его родителей появился новый ребенок- младший брат Сергея. В двухлетнем возрасте Сергей очень боялся, что с появлением малыша, ему уже больше никогда не будут уделять того внимания, что было раньше. Сергею казалось, что мама больше не любит его. Единственной возможностью вернуть мамину любовь в сознании Сергея была смерть братишки, чтобы вновь всё встало на свои места, как было раньше. Теперь, будучи взрослым, Сергей может невербально проявлять те же убийственные тенденции по отношению к собственному ребенку.

Или такая жизненная ситуация. У женщины Татьяны трое детей и больше она не хочет их иметь. В силу каких то обстоятельств у Татьяны рождается еще один ребенок. Татьянин внутренний «Ребенок» кричит: "Нет! Больше не надо! Хочу, чтобы теперь уделяли внимание мне и моим нуждам! . Внутри себя, своего внутреннего «Ребенка» Татьяна будет ощущать гнев, и подавлять его , не признаваясь в этом даже самой себе. Тем не менее, Татьяна сообщает младенцу о своем неприятии не словами, разумеется, а какими то другими путями . Возможно, Татьяна делает все необходимое для удовлетворения физических нужд ребенка- кормит, поит, купает, пеленает, но никогда ему не улыбается и редко с ним разговаривает.

А в тех, к сожаленью, нередких случаях, когда родители или один из родителей унижает, оскорбляет ребенка или , хуже того, бьет его, послание "не живи" передается открыто.

Порой ребенок может слышать от родителей такие высказывания: "Если бы не ты, я мог бы закончить институт, отправиться путешествовать, выйти замуж за приличного человека..."

Запрет на жизнь- очень опасно для человечества. Сплошь и рядом родители передают своему ребенку послание "не живи", а это значит, что могла бы сложиться такая ситуация, когда количество самоубийств было бы колоссальным. К счастью, люди достаточно изобретательны по части поводов остаться в живых. Ребенок, который невольно несет в себе запрет на жизнь, обычно очень рано принимает какие - то компромиссные решения, чтобы подсознательно защитить себя от смерти. Ребенок как будто принимает какое- то компромиссное решение, и сам себе говорит: "Я вполне могу жить и дальше до тех пор, пока..." Многоточие может быть заполнено чем угодно, например: "... буду много работать" или "... не буду сближаться с людьми".

.        «Не будь собой»

Обычно этот запрет налагается на ребенка в тех семьях, где родился мальчик, а родители хотели девочку или наоборот. Невербально родители сообщают своему ребенку : "Не будь лицом своего пола". Родители выражают свое невербальное послание разными способами: например при выборе имени: девочку могут назвать мужским именем, а мальчика - женским. Или же в выборе одежды: родители одевают девочку "под сорванца", а мальчика наряжают в кружева с бантами. Эти послания во взрослой жизни могут нести негативный характер поведения: человек с таким запретом может и, будучи взрослым, носить одежду и щеголять манерами, свойственными лицам противоположного пола.

Этот запрет может быть более общего характера и означать просто "не будь собой, а будь каким-то другим ребенком". Родители могут предпочитать одного своего ребенка другому. Мать, которая не принимает свое дитя, может постоянно сравнивать его с другими детьми: "Маленький Миша уже играет на скрипке - какой умница! А ведь он на год младше тебя". В данном случае у матери может быть создан некий образ "идеального ребенка", которого она хотела бы иметь. Поэтому она положительно воспринимает только на те проявления своего о ребенка, которые напоминают ей этот выдуманный образ, а к остальным проявлениям своего ребенка относится пренебрежительно или негативно.

.        «Не будь ребенком»

Это один из запретов, который налагают родители, сами находясь в состоянии « Ребенка» . В данной ситуации родители ощущают некоторую неосознанную угрозу со стороны собственного сына или дочери. Но вместо того, чтобы желать избавиться от своего ребенка непосредственно, «Ребенок» внутри родителя говорит: "Здесь есть место только для одного малыша, и этот малыш - я. Тем не менее, я согласен терпеть тебя, если ты будешь вести себя как взрослый, а не как ребенок". В дальнейшем это может выражаться в таких вербальных посланиях: "Ты уже большой, чтобы..." или "Большие мальчики не плачут".

Такой запрет быть ребенком могут налагать и такие родители, которым самим в детстве не разрешали вести себя по-детски. Эти родители чувствуют угрозу в детском поведении. Они могли воспитываться в очень строгих семьях, где очень редко целовали и баловали детей, где родители не выражали свою любовь к ребенку, где мерилом ценности человека были лишь конкретные дела и поступки.

Иногда такой запрет налагает на себя сам ребенок, в случае если он старший или единственный в семье ребенок. Порой , видя как ссорятся родители, единственный ребенок может решить: "Никого, кроме меня, поблизости нет. Значит, конфликт возник из-за меня. Следовательно, мне нужно что-то с ним делать. Надо бы поскорее вырасти, чтобы я мог с этим справиться". Точно так же старшие дети могут решить, что они отвечают за своих младших сестер и братьев.

Если человек чувствует себя в отношениях с детьми неуютно, то, возможно, он несет в себе запрет быть ребенком. Если человек чувствует себя неуютно на вечеринках, не может веселиться и радоваться, то , возможно, в детстве он получал послание в виде запрета "Не Будь Ребенком" , "Не Радуйся" и "Не Веселись". Если будучи ребенком, человек решил, что веселье - это только для детей, а взрослые не веселятся, то тогда во взрослой жизни человек будет как за спасательный круг хвататься за это детское решение всякий раз, когда вам представляется возможность повеселиться.

.        «Не взрослей»

Очень часто этот запрет налагается на младшего ребенка в семье. Родители в состоянии «Ребенка» сопротивляются той ситуации, когда дети вырастают, и в семье не остается никого маленького. Может быть, родители думают, что ценны лишь тем, что могут быть хорошими мамой и папой. Как только их ребенок вырастет, они лишатся внутреннего ощущения собственной значимости. Иногда такой запрет налагается родителями, которые выросли, но сами так и не стали взрослыми. И поэтому они хотят, чтобы их ребенок оставался маленьким, был товарищем по играм и развлечениям.

Иногда запрет "Не Взрослей" воспринимается как "Не Покидай Меня". Женщина средних лет, которая посвятила себя уходу за вечно недовольной ею матерью преклонного возраста, может нести в себе запрет такого рода.

Другим вариантом запрета на взросление служит запрет на сексуальность. Иногда такой запрет налагается отцом на дочь в детском возрасте, когда девочка начинает подрастать и ее тело начинает обретать явно женские черты. В состоянии «Ребенка» отец испуган своим сексуальным откликом на собственную дочь. И он посылает ей невербальные сигналы физического отстранения, которые могут быть восприняты маленькой девочкой как запрет взрослеть и становиться сексуально привлекательной женщиной.

.        «Не достигни этого»

Такой запрет обычно налагает родитель, который в состоянии «Ребенка» ревниво относится к достижениям сына или дочери. Примером может служить такая жизненная ситуация. Михаил родился и вырос в бедной семье. Он вынужден был работать с пятнадцати лет, и не имел возможности получить высшее образование . Михаил много и долго работал, в результате его многолетнего труда он и его семья достигли определенного материального благополучия. Михаил платит за то, что его дочь ходит в дорогую престижную школу, после окончания которой, она сможет поступить в престижный университет.

Видя достижения дочери, Михаил , конечно, может гордиться ею как родитель. Однако в состоянии «Ребенка» он, сам того не сознавая, испытывает черную зависть к открывающимся перед дочерью перспективам, которых у него никогда не было. Неосознанно у Михаила возникает опасение, а что, если дочь и в самом деле преуспеет в учебе и докажет , что она лучше его? Отец может невербально запретить ей достичь этого, хотя на поверхностном уровне заставляет хорошо учиться.

Если ребенок, обучаясь в школе, принял сценарное решение подчиниться запрету "Не достигни этого", обычно хорошо учится и старательно выполняет все задания. Но когда дело доходит до экзаменов он, как правило, находит какой-то способ перечеркнуть свои усилия. Ребенок может переволноваться и сбежать с экзамена. Он может "забыть" сдать какую-то важную работу. Порой это приводит к нервному срыву или обнаруживается, что школьник не может даже читать от волнения.

.        «Нельзя - Не делай ничего»

Объемное и властное послание "Нельзя!" означает: "Ничего не делай, так как все, за что бы ты ни взялся, настолько опасно, что лучше вообще ничего не делать". Если человек во взрослой жизни никак не решит, что ему делать, все время чувствуя при этом, что застрял в мертвой точке, и тем не менее ничего не предпринимая для входа из этой ситуации, вполне возможно, он несет в себе такое сценарное послание.

Запрет "Нельзя!" обычно налагается родителем, который в состоянии «Ребенка» испытывает некоторый ужас от мысли, что его дитя причинит себе вред, если будет делать что-то вне родительской опеки. Основанием для этого ужаса служит собственный сценарий родителя, а не объективная действительность. Такой родитель может сказать, например: "Дима, пойди, посмотри, что там делает твоя младшая сестра, и скажи ей, чтобы она этого не делала".

.        «Не высовывайся»

Если человек несет в себе такое послание, то он панически боится брать на себя какую-либо ведущую роль. Когда его просят выступить на собрании ,он "проглатывает язык". На работе они могут прекрасно зарекомендовать себя на подчиненной должности, но никогда не добиваются при этом продвижения по службе или уклоняются от него. Другой вариант этого запрета - "Не проси того, что ты хочешь".

Это еще одно сценарное послание, обусловленное родительским импульсом неприятия ребенка. Родитель в состоянии Ребенка невербально дает ему знать: "Я буду терпеть твое присутствие, малыш, до тех пор, пока ты понимаешь, что ты и твои желания здесь ровно ничего не значат".

.        «Не связывайся»

Индийский государственный деятель Пандит Неру говорил: "Когда я среди европейцев, я чувствую себя индусом. Когда я среди индусов, я чувствую себя европейцем". Не исключено, что родители Неру наложили на него запрет "Не связывайся". Подчиняясь этому запрету, человек чувствует себя "посторонним" в любых группах, и его окружающие будут считать "нелюдимым" и "необщительным".

Это послание может передаваться в форме определения, когда родители постоянно говорят ребенку, что он "замкнутый", "трудный" или "не такой, как все дети". Последнее может быть связано с укорами ("белая ворона") или подчеркиваться в качестве положительного признака "исключительности", "необыкновенности". Кроме того, этот запрет может быть усвоен также путем подражания социальной замкнутости родителей.

.        «Не будь близким»

Этот запрет подразумевает запрет на физическую близость. Обычно это бывает в тех семьях, где родители редко прикасаются друг к другу или к ребенку. Другая форма данного запрета - "Не будь эмоционально близким". Обычно этот запрет возникает в семьях, где из поколения в поколение не принято говорить о своих чувствах.

Ребенок может сам наложить на себя запрет "Не будь близким" в ответ на постоянный отказ родителя от физического контакта. Ребенок может тянуться к родителю опять и опять, вновь и вновь не встречая взаимности. В конце концов, он может решить, что желанная близость не стоит боли отверженности.

Одним из вариантов запрета на близость служит сценарное послание "Не доверяй". Порой таким посланием для ребенка служит внезапный уход или смерть родителя. Ребенок не понимает истинных причин исчезновения родителя, но может прийти к выводу: "Больше никогда никому не поверю, что он в случае необходимости окажется рядом". Запрет "Не доверяй" иногда может быть принят и в тех случаях, когда отец или мать оскорбляют, пытаются обмануть или использовать ребенка в каких- то своих корыстных, некрасивых целях. Ребенок для себя принимает решение: "Чтобы оградить себя от этого, буду держаться от тебя подальше".

Подобные детские решения во взрослой жизни могут привести к тому, что такой человек будет всегда подозрительным к окружающим его людям. Даже если окружающие хорошо к нему относятся и полностью принимают , он все равно будет пытаться отыскать в этом отношении какие-то скрытые признаки неприятия.

.        «Не Будь Здоров - не будь психически здоров»

Представим такую жизненную ситуацию. Папа и Мама - очень занятые люди, они весь день на работе. Много работают, часто по выходным тоже. Они очень любят свою дочь Надю, но когда вечером возвращаются домой, у них нет сил играть с Надей, разговаривать с ней, иными словами, не в силах уделять Наде достаточно внимания, хотя ей этого очень сильно хочется..

Как то Надя заболела и не смогла пойти детский сад. Мама не пошла на работу, осталась дома, чтобы ухаживать за Надей. Папа пришел с работы раньше обычного и читал ей сказки перед сном.

Из этой ситуации Надя делает вывод: "Чтобы получать необходимое мне внимание, я должна болеть". Сами того не ведая, родители налагают на нее запрет быть здоровой. Если Надя во взрослой жизни подчинится этому запрету, то, возможно, в отношениях с людьми или на работе будет применять сценарную стратегию недомогания, особенно в тех случаях, когда у нее будет что-то не ладиться в общении.

Иногда родители говорят соседям и родственникам про своего ребенка: "Вы же знаете, это слабый, болезненный ребенок"и эти высказывания налагают запрет на ребенка быть здоровым.

Вариант данного запрета "Не Будь Психически Здоров" нередко усваивается путем подражания родителю или родственнику, страдающему каким-то психическим расстройством. Кроме того, ребенку могло удаваться обратить на себя внимание лишь в том случае, если он вел себя достаточно безумно. Этот запрет может усиливаться негласными правилами фамильной "эстафеты безумия".

.        «Не думай»

Запрет "Не думай"обычно налагается родителями, которые постоянно пресекают способность ребенка думать. Маленький Игорь с сияющими глазами и великой гордостью показывает Папе свою первую попытку написать собственное имя на листке бумаги. Отец вместо того, чтобы порадоваться вместе с сыном, презрительно хмыкает: "Хм, грамотей нашелся." Иногда запрет думать усваивается путем подражания, скажем, истеричной матери, наблюдая которую дочь приходит к выводу: "Когда женщины хотят чего-то добиться от мужчин, они отключают мышление и отдаются чувствам". Запрет думать может означать также: "Думай о чем угодно на свете, только не о том, с чем имеешь дело в настоящий момент".

Если ребенок воспринял запрет "Не думай", то во взрослой жизни взрослый человек как правило теряется перед лицом проблем или сокрушается по их поводу вместо того, чтобы думать над их разрешением.

.        «Не Чувствуй»

Такой запрет налагаются в семьях, где запрещено любое проявление чувств и родители обычно подавляют свои чувства. При этом какие- то чувства разрешаются, а какие-то запрещаются. И запрет чувствовать может интерпретироваться как "Не чувствуй гнев", "Не чувствуй страх" и так далее.

Иногда это послание выражается как "Чувствуй, но не показывай этого". Иногда дети сталкиваются с более жестким запретом, обязывающим их вообще не испытывать никаких эмоций. Маленьких мальчиков, например, постоянно наставляют: "Большие мальчики не плачут" или "Будь храбрым, как солдат!" Эти лозунги переводятся как "Не испытывай чувство печали" и "Не испытывай чувство страха".

В некоторых семьях послание "Не Чувствуй" означает "Не испытывай физических ощущений". Если такой запрет силен, то во взрослой жизни он может стать источником серьезных проблем и заболеваний.Например, у ребенка, обязанного не испытывать чувство голода, впоследствии могут развиться пищевые расстройства.

Еще один из вариантов этого запрета: "Не чувствуй то, что ты чувствуешь, - чувствуй то, что я чувствую". При этом мать может говорить ребенку : "Я проголодалась. Что будешь кушать?" или "Что-то мне холодно, пойди одень свитер".

Избранные человеком в детстве стратегии поведения воспроизводятся во взрослой жизни. В таких случаях человек откликается на происходящее в реальности так, как если бы это был мир, который он нарисовал себе в своих детских решениях. Когда мы ведем себя таким образом, то говорится, что «мы включились в сценарий», или « мы действуем по сценарию». Практически мы воспроизводим сценарное поведение или сценарные чувства.

Главная причина того, почему мы так поступаем, придерживаясь детских решений во взрослой жизни, состоит в том, что мы будучи взрослыми еще надеемся решить важный вопрос, который не решили в младенчестве: как добиться безусловной любви и внимания. И взрослые нередко реагируют на события так, словно всё еще остаются малыми детьми. Доказано, что этот факт является источником большинства жизненных проблем.

Когда мы действуем по сценарию во взрослой жизни , то обычно не сознаем, что воспроизводим свои собственные детские стратегии. Мы можем развивать такое осознание, пытаясь понять свой сценарий и выявить свои ранние решения.

В какой именно момент человек включится в сценарий, точно предсказать нельзя. Однако есть два фактора, которые повышают такую вероятность и некоторым образом объясняют сущность процесса включения в сценарий:

. Когда реальная ситуация здесь и в настоящее время воспринимается как стрессовая.

. Когда имеется некоторое сходство между ситуацией здесь и в настоящее время и стрессовой ситуацией в детстве.

Эти два фактора многое объясняют и , безусловно, дополняют и подкрепляют друг друга.

Для исследования данного вопроса Стэн Вулламс предложил разработку шкалы стресса. Замечено, что чем выше стресс, тем выше вероятность включения человека в сценарий. Для анализа включения в сценарий, необходимо проградуировать шкалу стресса, например, от 1 до 10. Каждый сам выбирает то состояние, тот уровень стресса, при которой он может включиться в определенный сценарий.

Предположим, такая жизненная ситуация. У Николая Петровича возникли определенные разногласия с непосредственным начальником. Это соответствует для него стрессу третьего уровня. Поэтому он действует вне сценария, ориентируясь по ситуации. Николай Петрович обсуждает разногласия с руководителем с позиции Взрослого. Он предполагает, что они с начальником либо выработают компромисс, либо каждый останется при своем мнении.

Допустим, что начальник не удовлетворен исходом событий и предлагает решить вопрос в кабинете у директора. Спор с директором соответствует для Николая Петровича стрессу шестого уровня. Он незамедлительно включается в сценарий. Во время встречи в кабинете у директора, он активирую те же физические реакции, чувства и мысли, которые у Николая Петровича обычно бывали в далеком детстве, когда его рассерженный отец возвышался над ним, подобно великану, и грозно выкрикивал уничижительные слова, значения которых он не понимал. Сам того не подозревая, Николай Петрович заставил директора "стать" его отцом. И отвечал ему так, как если бы был перепуганным пятилетним ребенком.

"Шкала стресса" - достаточно известный и эффективный прием, который наглядно иллюстрирует связь между стрессом и сценарными откликами. Эта связь не означает, что стресс может кого-то "заставить" включиться в сценарий. Последнее является результатом решения, даже если решение это не сознается.

Не исключено, что уже благодаря одному знакомству с теорией сценария каждый человек сможет выдерживать больший стресс без того, чтобы действовать по сценарию. Если он проделает определенную работу над собой, то сможет еще более повысить способность преодолевать проблемы, а не возвращаться к сценарному поведению.

Эта детская сцена не представлена в сознательной памяти Николая Петровича. Поэтому он не сознает также сходства ситуаций. В его случае связь событий тянется от директора к его разгневанному отцу. Но когда Николай Петрович трепетал перед директорским гневом, он не осознавал, что за директором стоит его отец.

Так как Мама и Папа - очень важные фигуры раннего этапа нашей жизни, их нередко можно обнаружить в памяти событий из глубокого детства . Кроме родителей, там обнаруживаются и наши братья-сестры, а также другие родительские фигуры вроде дедушки и бабушки, тети и дяди. Присоединяясь к той или иной группе, мы склонны наделять каждого из ее членов ролью какого-то из своих родителей или родственников. Сами того не сознавая мы общаемся со значимыми для нас людьми, отождествляя их с людьми из нашего прошлого.

Одна из основных целей психологических исследований состоит в том, чтобы помочь человеку отсоединиться от связей, идущих из детства . Понимания сценарий и проделывая определенную работу над собой возможно излечиться от первоначальной травмы и освободить себя от нитей в негативные старые сцены детства, позволить себе иметь дело с ситуациями здесь и сейчас, используя все наличные у него возможности взрослого человека.

2.2.Сущность теории семьи

В области социологии семьи большинство работ посвящается анализу семьи. Анализируется сущность семьи, ее место в обществе и перемены , происходящих в ней с течением времени. Анализ, как и другие разделы социологии, рассматривается главным образом на основе функционализма и теории конфликта с точки зрения следующих факторов:

.        Функционализм

Представитель учения функционализма делают анализ общества с точки зрения влияния отельных его частей на функционирование единого целого. Семья или одна из частей общества рассматривалась в плане ее функций или социальных потребностей, которые она удовлетворяет. Сторонники функционализма придают особое значение изменению функций семьи <#"796759.files/image001.gif">

Рисунок 1. Социограмма семьи Николаевых.

Анализируя ситуацию в семье Николаевых с точки зрения Игоря, психолог сделал следующие выводы:

главенствующую позицию в семье занимает Б- бабушка (самый большой кружок, в самом центре);

П-папа на втором месте после бабушки, так как на работе он большой начальник, то и в глазах Игоря он главнее мамы. В то же время папа близок с бабушкой, чем с кем- либо в семье, (кружочки слипшиеся);

М-мама и сестра К-Катя для Игоря одинаковые. Сестре 18 лет, и Игорь воспринимает ее как взрослого человека, наравне с мамой;

видно, что бабушка, папа, мама и сестра Катя близки друг к другу;

Игорь же, напротив, ни с кем не близок, он один. Себе он выбрал отдаленную позицию, в самом краю кружка, и нарисовал себя маленьким, незначительным. То есть у Игоря выработался определенный комплекс неполноценности.

После того, как психолог раскрыла родителям ситуацию, наглядно показав, насколько ребенок одинок, то папа с мамой, сестрой Катей и бабушкой стали уделять Игорю больше внимания. Выходные старались проводить вместе.

Школьный психолог провела с Игорем серию занятий. Ситуация в семье стала налаживаться, проблемы Игоря исчезли.

При повторном визите к психологу, она вновь предложила нарисовать Игорю, как он видит свою семью. Получилось следующее изображение , на рисунке 2.

Как видно на рисунке 2., ситуация в глазах Игоря теперь выглядит иначе. Налицо сплоченность семьи, ее единство и равноправие членов семьи.

Жизненный сценарий 2.

Елена в разводе с мужем. Живет со своими родителями - пенсионерами, у Елены сын - Олег - школьник, ему 12 лет.

Елена много работает, так как пенсия у родителей небольшая. Для того, чтобы обеспечить свою семью, Елена много времени проводит на работе.

Рисунок 2. Социограмма Игоря после проведенных занятий с психологом.

В последнее время стала замечать, что от сына стало временами попахивать табаком и пивом. Успеваемость в школе покатилась вниз. В кармане у Олега частенько оказывались деньги. На вопросы сын не отвечал, даже грубил. Родители заступаются за внука, не дают Елене проводить беседы с сыном, то спать его пораньше уложат, пока Елена еще с работы не вернулась, то разговор обращают в шутку.

Елене приходилось постоянно откладывать разговоры, приходилось то смолчать, то стерпеть. Нервы были на пределе, и она обратилась к психологу за помощью.

Психолог с помощью социограммы ( на рисунке 3) выявил следующее:

Анализ этой социограммы показал, что Елена воспринимает своего сына, как главного человека в своей жизни, но через своих родителей.

Явно видно , что у Елены есть чувство вины перед сыном, возможно из-за того, что у ребенка нет отца.

Контакт с сыном и взаимопонимание с родителями был налажен после занятий семейной психотерапии.

Рисунок 3. Социограмма Елены.

Жизненный сценарий 3.

В семье Петровых произошло горе, трагически погибла мама двоих детей- семилетнего Юры и девятилетней Насти. Папа остался один с двумя детьми.

Начал от горя пить. В доме постоянно пьянки, много посторонних людей, детям уделялось мало внимания. Юра начал заикаться, а Настя по ночам плакала.

Отец в перерыве между пьянками отвел детей в больницу, психолог предложил детям нарисовать свою семью.

Рисунок семилетнего Юры ( рисунок 4):

Свой рисунок он объяснил так: это много папиных гостей в доме. А внизу мы с Настей спать легли. То есть видно, что папины «гости» занимают все пространство в доме- и моральное, и физическое. Ребенку душно в этой атмосфере, он хочет кричать и не может. Вследствие этой психологической драмы он и начал заикаться.

Рисунок 4. Социограмма Юры

Настя нарисовала следующее (рисунок 5):

Рисунок 5. Социограмма Насти.

Настя сказала, что на рисунке - папа, мама, Юра и она-Настя.

Психолог увидела, что Настя скучает по той жизни, когда мама была жива. Вновь и вновь воспроизводит картину из прошлого, когда вся семья была вместе.

Психологу пришлось долго работать с этой семьей. Отдельно с детьми и с отцом. В итоге отец взял себя в руки, бросил пить, перестал привечать в доме «гостей», занялся детьми. Теперь вся семья по вечерам дома за столом смотрит телевизор, пью чай. По выходным все вместе ходят гулять. Через год Юра перестал заикаться. Настя давно уже не плачет по ночам.

Заключение

Научный интерес к проблеме детско-родительских отношений в настоящее время достаточно высокий. В онтогенезе первой формой общения является эмоциональное общение, таким образом, первичные взаимоотношения, в которые вступает ребенок, являются детско-родительскими. Поскольку детско-родительские отношения являются более ранними, то их нарушение может приводить к трудностям построения последующих форм общения с другими взрослыми и сверстниками.

Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений стара как мир. Историки, литераторы, педагоги, психологи считают ее объективной составляющей взросления, соревнование старого с новым, мудрости и молодости ведет к прогрессу. Это так, если детско-родительские отношения развиваются в позитивном русле.

Довольно часто именно в подростковом возрасте возникают разногласия и конфликты с родителями по самым различным вопросам.

«Сына в последнее время как - будто подменили…», «совсем не знаю, что случилось с моей дочерью...», «беспокоит, что со мной в последнее время сын совсем не разговаривает…» - это примеры высказываний родителей, которые приходят ко мне на консультацию по поводу разногласий с детьми. Не менее тревожно звучат детские высказывания в адрес своих родителей: «хочу быстрее стать взрослой и командовать, как мама…», «я часто стала получать двойки, с мамой ссоримся по каждому поводу и все дальше отдаляемся друг от друга…», «все просто, родители нас не понимают, закрывают глаза на наши желания…», «между мной и отцом стена, а еще можно натянуть колючую проволоку…».

Действительно, наиболее ярко детско-родительские отношения проявляются в системе семейных отношений. Под системой семейных отношений можно понимать отношения между родителями, представителями старшего поколения и детьми.

Что важнее всего? Как определить наличие нарушений в системе семейных отношений? Психологи, педагоги, родители довольно часто в качестве главного индикатора называют авторитарный или либеральный стиль воспитания во всем многообразии их проявления. Но очень часто сами же признают, что их воспитывали еще жестче или наоборот, а выросли хорошими людьми, в жизни и семье все сложилось.

В данной курсовой работе рассмотрены теоретические основы построения «жизненных сценариев».На примерах показаны взаимоотношения «родитель- ребенок», рассмотрены разногласия, возникающие в процессе общения, пути их урегулирования.

Список использованной литературы


1.       Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева, - М.: Академия, 2002.

2.      Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении. - М.: «Ось-89», 2003.

.        Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у подростков. -М.: АРКТИ, 2003.

.        Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты.-М.:Владос, 2002.

.        Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/Под ред. Бурменской Г.В, Захарова Е.И, Карабановой О.А. и др. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.

.        В. В. Залечина. «Социометрическая оптимизация» сценарий деловой игры. // Социс 2002-№ 4.

.        Йен Стюарт. Вэнн Джойнс. «Жизненный сценарий», русский перевод В.Данченко, , Киев, 2000г

.        Калинина Р.Р. Тренинг развития личности подростка: занятия, игры, упражнения. Спб.: Издательство «Речь», 2004

.        Квинн В. Прикладная психология. - СПб: Издательство «Пигир», 2000.

.        Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002

.        Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учебное пособие для студентов ВУЗов. - М. 2000.

.        Международная научно-практическая конференция по психодраме и социометрии // Вопросы психологии 2001-№ 6.

.        Морено Я. Я. «Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе» / Перевод с англ. А. Б. Оковикова - М.: 2001.

.        Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. -СПб.:Изд-во Речь.2002

.        Маклаков А.Г. «Общая психология», изд. «Питер», 2004

.        Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

.        Минияров В.М. Психология семейного воспитания.-Москва-Воронеж.: Изд-во НПО МОДЭК,2000.

.        Н. Ю. Булохова, О. В. Зайчикова, Л. Б. Потапова. Опыт социометрического анализа на Калининской АЭС // Социс 2002-№ 4.

.        Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2002.

.        Программы внутрисемейной работы с проблемной семьёй. - М.: «Копи Принт»,2009.

.        Р. А. Золотовицкий. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения. // Социс 2002 -№ 4.

.        Разина Н.Р. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений.// Вопросы психологии. - 2000. -№5

.        Райгородский Д.Я. (ред.-сост.) Практическая психодиагностика. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М»,2003

.        Рождественская Н.А., Разумова А.В. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей.//Вестник Московского Университета. Психология. - 2002.- №2

.        Социальная психология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.; Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

.        Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

.        Слободник Н.П., Худенко Е.Д., Поташова И.И. Программа диагностики детско-родительских отношений в семьях несовершеннолетних «группы риска»: Метод.сборник - М.,2008

.        Ткачёва В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.

.        Харрис «Я - О'кей, Ты - О'кей».перевод С.С.Степанова. М.2009

.        Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - «Детство-ПРЕСС», 2003.

.        ru.wikipedia.org

Похожие работы на - Семейные отношения в контексте жизненного сценария

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!