Использование специальных знаний в расследовании ДТП в ходе производства отдельных следственных действий
Курсовая работа
Использование специальных знаний в расследовании ДТП в ходе производства отдельных следственных действий
Курсовая работа выполнена
студентом 4 курса (группа 401)
Шадловским Николаем Андреевичем
Введение
Ежегодно на дорогах мира в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибают сотни тысяч и получают ранения миллионы людей, экономике наносится огромный материальный ущерб.
В Российской Федерации, в частности продолжается рост количества дорожно-транспортных преступлений. В основном совершаются преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, и в связи с этим раскрытие и расследование данных видов преступлений является одним из важнейших направлений борьбы государства с нарушениями в сфере безопасности дорожного движения.
Тема данной курсовой работы, по моему мнению, актуальна в силу того, что при постоянном росте количества преступлений данного вида, необходимо также и постоянное совершенствование как методических, так и технических аспектов расследования данного вида преступлений, в частности применения специальных знаний в ходе расследования дорожно-транспортных преступлений.
Объектом исследования в данной курсовой работе являются процессуальные правоотношения, складывающиеся в процессе использования специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в ходе производства отдельных следственных действий.
Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов и закономерностей использования специальных знаний при расследовании ДТП в ходе производства следственных действий, а также более глубокое и полное осмысление данной темы.
При написании данной курсовой работы я использовал литературу, носящую как теоретический, так и практический характер таких авторов, как Зырянов В.В., Демидова Т.В., Балашов Д.Н., Городокин В.А., Герасимов И.Ф., а также статьи из различных научных журналов по данной тематике.
1. Понятие и содержание специальных знаний, используемых при расследовании ДТП
При расследовании и раскрытии большинства преступлений у следователя или суда может возникнуть необходимость в помощи лиц, обладающих специальными знаниями в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
Вообще, специальными являются знания, основанные на теоретических познаниях в какой-либо области, а также приобретенные им в процессе практической профессиональной деятельности.
Итак, под специальными знаниями следователя можно понимать совокупность теоретических знаний и практических навыков и умений в области права, приобретаемых путем специальной подготовки и профессионального опыта и необходимых для производства расследования по уголовным делам.
Специальные знания эксперта и специалиста - это совокупность теоретических знаний и практических навыков и умений в области науки, техники, искусства или ремесла, в том числе правовых знаний, приобретаемых путем специальной подготовки и профессионального опыта и необходимых для производства соответствующих судебных экспертиз и оказания помощи при проведении следственных действий и иных мероприятий в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Специальные знания в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут использоваться и в следующих формах:
. Использование следователем собственных специальных познаний.
. Привлечение специалиста к участию в следственных или судебных действиях.
. Назначение и производство судебной экспертизы.
Под автотехническими знаниями принято понимать систему научно обоснованных и практически апробированных теоретических знаний и практических умений прикладного характера в области автомобильной техники, входящая в совокупность специальных знаний, за исключением области права, и связанных с уголовно-правовой оценкой обстоятельств уголовного дела, а также с принятием решений процессуального характера, используемых в порядке и целях, установленных уголовно-процессуальным законом.
Данное определение автотехнических знаний наиболее полно отражает сущность данного вида знаний и, по моему мнению, является удачным. Также следователь должен иметь определенную специальную подготовку, заключающуюся в знании правила дорожного движения, умении выдвигать версии о технических неисправностях, которые могли быть причиной или стали следствием ДТП.
В свою очередь, под психотехническими знаниями необходимо понимать научно обоснованную систему знаний, интегрирующую специальные знания в области техники и психологии.
Специальные знания следователя, эксперта и специалиста должны взаимно дополнять друг друга для решения общей задачи - раскрытия, расследования и предотвращения преступлений, в том числе и дорожно-транспортных. Большое значение имеет применение специальных знаний при расследовании ДТП и в ходе производства отдельных следственных действий, например при осмотре места происшествия.
Далее, я раскрою специфику применения специальных знаний, при проведении осмотра места ДТП.
. Особенности использования специальных знаний при проведении осмотра места ДТП
происшествие транспортный дорожный следствие
Из всех видов следственных действий при расследовании ДТП, именно осмотр места происшествия является основным источником информации о происшествии на первоначальном этапе расследования подобного рода преступлений.
При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ или ст. 268 УК РФ, процессуальные действия на месте ДТП, осуществляются следственно-оперативной группой, направляемой дежурной частью органа внутренних дел.
В состав следственно-оперативной группы, по мнению многих авторов учебной и научной литературы в обязательном порядке должен входить специалист-автотехник. Исходя из положений ст. 58 УПК РФ, специалистом может быть только лицо, обладающее специальными знаниями, и привлекаемое к участию в процессуальных действиях, для содействия в обнаружении, изъятии, предметов и документов и применении технических средств.
При прибытии на место ДТП, следователь обязан: 1. Определить границы места ДТП; 2. C помощью сотрудников ГИБДД оградить место ДТП; 3. С помощью сотрудников ГИБДД принять необходимые меры по безопасности и защите себя, участников осмотра и других лиц, находящихся на месте происшествия; 4. Осуществить иные необходимые действия с целью сохранения следов на месте ДТП.
Место осмотра ДТП условно можно подразделить на три зоны:
. Исходная зона - это место (точка) практического восприятия водителем возникшей опасности. 2. Промежуточная зона - место, с которого водитель по прошествии времени реакции принимает меры к предотвращению ДТП (торможение, изменение направления движения и т.д.). 3. Зона совершения ДТП - включает место столкновения (удара), расположения после столкновения и следы ДТП (торможение, юз, разброс стекол и деталей, выбоины, царапины на дорожном покрытии и т.д.).
Осмотр места ДТП следователь должен начинать с «зоны совершения ДТП» и продолжать до «исходной зоны». При проведении осмотра места ДТП необходимо установить вид ДТП (наезд, столкновение, и т.д.).
Далее можно выделить типичные объекты осмотра места дорожно-транспортного происшествия: часть улицы (дороги) и прилегающей к нему обстановки; труп; транспортное средство; следы действий по сокрытию происшествия.
Исходя из вышеизложенного, перед началом осмотра следователю необходимо определить границы осмотра места происшествия - участок проезжей части (дороги), на котором сохранились следы дорожно-транспортного происшествия. При определении границ осмотра места происшествия, активное участие должен принимать специалист-автотехник, который на основе специальных знаний в данной сфере, может высказать свои суждения по вышеуказанному вопросу.
В первую очередь надо осматривать те участки, где могут находиться наименее устойчивые следы (следы шин, ног, крови и т.д.), а во вторую очередь - объекты с более устойчивыми следами - следы повреждения на транспорте, на неподвижных предметах.
Вообще, сами следы транспортных средств разделяются на следы ходовых частей (колеса, гусеницы, полозья, и т.д.) и следы других частей (бамперы, радиаторы, кузова и т.д.). Следы ходовых частей могут быть объемными и поверхностными. Объемные следы образуются на песке, рыхлой земле, влажном грунте, дорожном покрытии, снегу и представляют собой углубления, отображающие признаки внешнего строения контактных поверхностей ходовых частей транспорта. Например, четкие объемные следы колес на грунте. Поверхностные следы остаются на дорогах с твердым покрытием, а также на различных предметах, через которые переехало транспортное средство. Они могут быть следами наслоения, и следами отслоения.
При торможении колеса автомототранспорта оставляются следы скольжения (торможения). Эти следы возникают обычно на относительно твердых дорожных покрытиях и имеют вид полос, равных по ширине беговым дорожкам полос (это поверхностные следы).
А следы скольжения представляют собой царапины и трассы, возникшие в результате соприкосновения и трения поверхностей следовоспринимающих объектов (забор, столб, другое транспортное средство) с деталями транспортного средства.
Для того чтобы работать непосредственно со следами, мы должны сначала их обнаружить. Существуют, так называемы места и объекты, на которых можно обнаружить следы транспортных средств.
Для обнаружения следов колес следователю необходимо осмотреть: полотно дороги, обочины, насыпи, кюветы; внутренние дворы и тротуары; подъезды к месту происшествия и места возможных стоянок транспорта.
Следы удара и скольжения можно обнаружить при осмотре различных объектов, с которыми могло столкнуться транспортное средство. Такими объектами могут быть другие транспортные средства, тело и одежда трупа, столбы, деревья, кусты и другие предметы. Также во время проведения осмотра места происшествия обнаруживаемые следы должны быть предохранены от возможного разрушения. Затем вышеуказанные следы транспортных средств фиксируются путем описания, фотографирования, схематических зарисовок и изготовлением слепков (описание производится в протоколе осмотра места происшествия).
Такой автор учебной и научной литературы, как Зырянов В.В. в своем учебном пособии ясно и четко указывает на то, что должно быть отражено в протоколе осмотра места происшествия: 1) вид дорожного покрытия или поверхности, на которых обнаружены следы; 2) состояние дорожного покрытия, рельеф дороги, повороты и закругления дороги; 3) участки места происшествия и объекты, на которых обнаружены следы транспортных средств, с точным описанием их местонахождения и особенностей. 4) признаки, свидетельствующие о направлении движения транспортного средства. 5) вид обнаруженных следов, их размеры и особенности. 6) способы обнаружения, приемы фиксации и упаковки следов транспортных средств.
В случае, если на месте автодорожного происшествия обнаруживается труп пострадавшего, то в протоколе это тоже необходимо отразить.
При поиске следов, их фиксации, упаковке и изъятии с места происшествия непосредственное участие должен принимать специалист - автотехник и специалист- криминалист.
Например, такой автор, как Ф. Ермаков отмечет, что успех и быстрота расследования ДТП во многом зависит от того, насколько полно и квалифицированно будет произведен осмотр его совершения. Необходимо, чтобы это действие одновременно проводили следователь и специалист-автотехник.
Результатом деятельности специалиста в процессе осмотра места происшествия, вне зависимости от ситуации должны быть:
. Установление обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.
. Установление обстоятельств ДТП, если водитель на транспортном средстве скрылся с места происшествия.
. Установление транспортного средства, подозреваемого в причастности к ДТП.
Таким образом, привлечение специалиста-автотехника к осмотру места дорожно-транспортного происшествия с целью более полного и объективного получения информации о характере происшествия, его механизме,
Далее, в следующем пункте своей работы, я обозначу основные виды судебных экспертиз, назначаемы при расследовании ДТП и раскрою их значение для установления объективной истины по делу.
происшествие транспортное дорожный следствие
3. Виды судебных экспертиз в расследовании дорожно-транспортных преступлений
При расследовании транспортных преступлений, анализ обстоятельств ДТП напрямую связан с разрешением многих специальных вопросов в области техники, механики движения транспортных средств, в некоторых случаях судебной медицины и психологии.
В зависимости от характера возникших вопросов, следователь (дознаватель) принимает решение о назначении криминалистической, судебно-биологической, судебно-медицинской, судебно-психиатрической, товароведческой, автотехнической, комплексной криминалистической и других экспертиз, которые выделяются отдельными авторами. Далее необходимо раскрыть содержание и сущность наиболее значимых экспертиз.
Итак, научную основу автотехнической экспертизы составляют специальные знания в области теории автомобиля и закономерности движения тел. Данная экспертиза проводится по уголовным делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, квалифицируемых по ст. 264 УК РФ и ст. 266 УК РФ.
Объектами исследования данной экспертизы являются следы транспортных средств и различные предметы относящиеся к ходовой или рулевой системе транспортного средства либо к другим агрегатам и устройствам машины, обстановка места происшествия, реконструкции, воспроизводящие обстановку дорожного происшествия, отдельных ее элементов, обстоятельства и технические причины совершения транспортного преступления.
Судебная автотехническая экспертиза компетентна устанавливать: 1.техническое состояние транспортных средств, отдельных их агрегатов, механизмов и деталей, характер их неисправности, полученной в результате происшествия; 2. причины и время возникновения неисправности транспортных средств; 3. причинную связь между указанными неисправностями и дорожным происшествием; 4. механизм происшествия; 5. техническую возможность предотвращения происшествия; 6. скорость движения транспортных средств перед происшествием; 7. возможность самопроизвольного изменения режима работы агрегатов и механизмов; 8. тормозной и остановочный пути при данной скорости, состоянии и профили дорожного полотна; 9. соответствие действий водителя, пешехода и других лиц требованиям ПДД, правил технической эксплуатации транспортных средств;
До назначения экспертизы следователь должен хорошо разобраться в протоколах и схемах осмотра места ДТП и транспортного средства. Также, путем допросов водителя и свидетелей можно установить механизм ДТП. Этап подготовки к назначению экспертизы заканчивается вынесением постановления.
Вопросы, поставленные перед экспертом, не должны быть связаны с юридической оценкой обстоятельств и установлением вины участников. Также вопросы должны быть ясными, понятными, непосредственно относящимися к данному происшествию.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом можно подразделить на группы вопросов: 1. Относящиеся к исследованию технического состояния транспорта. 2. Относящиеся к установлению механизма происшествия, возможности предотвращения последнего.
Вопросы необходимо ставить исходя из конкретных обстоятельств происшествия. Вообще выводы судебно автотехнической экспертизы касаются важнейших вопросов расследования ДТП.
В частности, они устанавливают, соответствовали или нет действия участников происшествия требованиям правил и нормативных документов, либо указывают, как те должны были поступать в сложившейся обстановке.
Заключение эксперта должно состоять из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.
В заключении эксперт отвечает на все поставленные перед ним вопросы, а следователь должен использовать только те выводы, которые входили в компетенцию эксперта.
Немаловажное значение для раскрытия и расследования транспортных преступлений имеет судебно-медицинская экспертиза, в основе которой лежат специальные знания в области медицины.
Данная экспертиза является обязательной для установления причины смерти, а также для определения характера и степени вреда причиненного здоровью (ст. 196 УПК РФ).
Криминалистические экспертизы. Данная экспертиза по рассматриваемым делам может быть остаточно разнообразной и включать в себя трасологические исследования следов транспортных средств, следов ног человека, животных, дактилоскопические исследования, и другие исследования, проводимые в целях идентификации объектов.
Кроме вышеуказанных видов экспертиз, существуют иные виды экспертизы, которые назначаются по мере необходимости. Это такие экспертизы как химическая экспертиза, геолого-почвенной экспертизы, товароведческой экспертизы, ботанической экспертизы, геодезической экспертизы.
В заключении данного пункта можно сделать вывод о том, что применение специальных знаний в различных областях наук, при проведении экспертиз имеет большое, а в некоторых случаях и решающее значение для установления истины по уголовному делу.
Заключение
В своей курсовой работе я рассмотрел важные аспекты основных вопросов, касающихся использования специальных знаний в расследовании ДТП, в ходе производства отдельных следственных действий. Из всего вышеизложенного в моей работе можно сделать определенные выводы:
Итак, в первом пункте своей работы я обозначил, что понимается под специальными знаниями, автотехническими знаниями, психотехническими знаниями, а также то, в каких формах могут быть использованы специальные знания. Во втором пункте данной работы, я обозначил особенности использования специальных знаний при проведении осмотра места ДТП. В ходе изучения и осмысления обозначенных особенностей, я пришел к выводу, что обязательное участие специалиста-автотехника при проведении осмотра места ДТП, должно быть законодательно закреплено, так как он оказывает непосредственную помощь следователю по обнаружению следов, фиксации следов и их изъятию с места происшествия. Данная помощь специалиста будет неоценимой при назначении экспертиз, так как эксперту предоставляются необходимые материалы уголовного дела, в том числе и составленный, при помощи специалиста протокол осмотра места происшествия, с грамотно отраженной объективной действительностью.
В третьем пункте этой курсовой работы, я обозначил основные виды судебных экспертиз, которые могут быть назначены при расследовании данного вида преступлений. И при изучении данного вопроса пришел к выводу о том, что грамотно поставленные следователем перед экспертом вопросы, входящие в его компетенцию могут значительно облегчить процесс установления истины по данным видам преступлений.
Вообще в целом проблемы, связанные с использованием специальных знаний образуют одно из актуальных научных направлений в области криминалистики, и требует более углубленного изучения.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
2.Инструкция о производстве судебных автотехнических экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства Юстиции СССР. - М., 1981.
.Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 сентября 2010 года). - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2010.
Специальная литература
4.Балашов Д.Н., Балашов М.Н., Маликов С.В. Криминалистика. М., 2005. С.
5.Гамзиков, А.Г. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия // Транспортное право. - 2009. - № 3
.Герасимов И.Ф. Криминалистическая классификация и особенности расследования преступлений в зависимости от места совершения преступления// Особенности расследования отдельных видов и групп преступлений. Свердловск, 1980.
.Городокин В.А. Использование специальных автотехнических знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Автореф. дисс. к.ю.н. Екатеринбург, 2009.
.Гришина, Е. П. Участие специалиста-криминалиста в осмотре места происшествия // Следователь. - 2007. - № 1
.Демидова Т.В. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Автореф. дисс. к.ю.н. М., 2010.
.Ермаков Ф. Осмотр транспортного средства и места дорожно - транспортного происшествия // Законность, № 10, 1997
.Зырянов В.В. Участие техников криминалистов в следственных действиях - Красноярск, 2001
.Мамай, В. Дорожно-транспортные происшествия: осмотр места происшествия и осмотр транспортного средства //Адвокат. - 2002. - № 1