Диаметр
|
ES(es), мкм
|
EI(ei), мкм
|
Dmax(dmax), мм
|
Dmin(dmin), мм
|
Æ20 L6/js6
|
Внутр. кольцо подшипника
|
0
|
-8
|
20.000
|
19.992
|
|
Вал
|
+6.5
|
-6.5
|
20.0065
|
19.9935
|
Æ52 H7/l6
|
Нар. кольцо подшипника
|
0
|
-11
|
52.000
|
51.989
|
|
Отверстие
|
+30
|
0
|
52.030
|
52.000
|
Строим схему расположения полей допусков сопрягаемых деталей
подшипникового узла и рассчитываем зазоры (натяги):
max=dmax-Lmin=20.0065-19.992=0.0145 мм;
Smax=Lmax-dmin=20.000-19.9935=0.0065
мм;(N)=IT(L)+IT(d)=8+13=21 мкм;
Lср=(Lmax+Lmin)/2=(20.000+19.992)/2=19.996 мм.ср=(dmax+dmin)/2=(20.0065+19.9935)/2=20.000мм.
Рисунок 3.1 - Схема
расположения полей допусков сопряжения Æ20 L6/js6
Принимаем нормальный закон
распределения случайных погрешностей и рассчитываем предельные значения
вероятных зазоров(натягов). Так как dср>Lср, то рассчитываем
величину математического ожидания натяга:
N=dcp-Lср=20.000-19.996=0.004
мм=4 мкм;
Nmax вep.=MN+3s(S,N);min вер.=MN-3s(S,N);
мкм,max
вер.=4+3·2.5=11.5 мкм=0.0115 мм;min вер.=4-3·2.5=-3.5
мкм=-0.0035 мм;max вер.=3.5мкм=0.0035
мм.
Для определения площади,
заключенной между кривой Гаусса, осью ординат и осью абсцисс используем
табулированные значения функции.
,
где
MN=4 мкм; =2.5 мкм.
z=4/2.5=1.6, Ф(z)=44.52%.
Тогда вероятность получения
натяга P(N)=50.0%+44.52%=94.52%;
вероятность получения зазора P(S)=50.0%-44.52%=5.48%.
Рисунок 3.2 - Схема
расположения полей допусков сопряжения Æ52 H7/l6
Smax=Dmax-lmin=52.030-51.989=0.041 мм;
Smin=Dmin-lmax=52.000-52.000=0.000 мм;
Sср=(Smax+Smin)/2=(0.041+0.000)/2=0.0205 мм.
Производим проверку
наличия в подшипнике качения радиального
зазора.
ср.=4 мкм; Nэф.=0.85 Nср=0.85·4=3.4
мкм;0=d+(D-d)/4=20+(52-20)/4=28 мм.
∆d1=Nэф.·d/d0=3.4·20/28=2.4
мкм.
По ГОСТ 24810-81 определяем
предельные значения зазоров в подшипнике № 304.rmin=0 мкм;rmax=10
мкм.
Средний зазор в подшипнике:
rср.=(Grmin+Grmax)/2=(0+10)/2=5 мкм;
тогда
пос=Grср.-∆d1=5-2.4=2.6
мкм
Вывод: расчет показывает, что
при назначении посадки по внутреннему диаметру Ø20 L6/js6 зазор в подшипнике качения после посадки
будет положительным и заклинивание не произойдет.
Требования, проставляемые на
чертеже вала под посадочную поверхность подшипников.
а) Параметры шероховатости
для посадочных поверхностей, сопрягаемых с подшипником:
для вала Ra=0.63 мкм,
для отверстия корпуса Ra=0.63 мкм,
для опорных торцов
заплечников валов и корпусов Ra=1.25 мкм;
б) допуски формы (круглости и
профиля продольного сечения)
для вала:
круглости - 3.5 мкм
профиля продольного сечения -
3.5 мкм
для отверстия корпуса:
круглости - 7.5 мкм
профиля продольного сечения -
7.5 мкм;
в) допуск торцевого биения
заплечиков: для вала - 13 мкм
для отверстия - 30 мкм.
г) допуск соосности
поверхностей вала. Примем нормальный ряд зазоров. Тогда для вала
Тсоосн=4·В2/10=4·15/10=6
мкм.
По нормальному ряду принимаем
Тсоосн=5 мкм.
Для отверстия корпуса
Тсоосн=8·В2/10=8·15/10=12
мкм.
По нормальному ряду принимаем
Тсоосн=10 мкм.
Рисунок 3.3 - Обозначение
точностных требований к поверхностям вала, сопряженных с подшипником качения
Рисунок 3.4 - Обозначение
точностных требований к поверхностям отверстий корпуса, сопряженных с
подшипником качения
4. Расчет посадок шпоночного
соединения. Назначение допусков формы, расположения и параметров шероховатости
поверхностей шпоночного соединения
. По ГОСТ 23360-78 для вала Æ25 мм выбираем размеры шпонки.
b´h=8´7 мм, l=25 мм, t1=4+0.2
мм, t2=3.3+0.2
мм, исполнение 1,соединение нормальное. Основные параметры шпоночного
соединения:
Рисунок 4.1 - Шпоночное
соединение.
2. Расчет шпоночного соединения по ширине b:
паз вала b1=8 N9:
=0 мкм B1max=b+ES
=8.000+0=8.000 мм;
EI=-36 мкм B1min=b+EI
=8.000+(-0.036)=7.964 мм;
ширина шпонки b2=8 h9:
=0 мкм b2max=b2+es =8.000+ 0=8.000 мм;
ei=-43 мкм b2min=b2+ei
=8.000+ (-0.036)=7.964 мм;
паз втулки b3=8
JS9:
ES=+18 мкм B3max=b3+ES =8.000+0.018=8.018 мм;= -18 мкм B3min= b3+EI =8.000-0.018=7.982 мм;
3. Строим схемы расположения полей допусков шпоночного соединения по
ширине шпонки b
Рисунок 4.2 - Расположение полей допусков шпоночного соединения по ширине
шпонки b=8.
Определяем предельные зазоры:
посадка 8 N9/h9 (шпонка-вал).
1max= b2max-B1min =8.000 -7.964
=0.036 мм;1max= B1max-b2min=8.000
-7.964 =0.036 мм;
Посадка 8 JS9/h9 (шпонка-втулка).
3max= b2max-B3min =8.000 -7.982
=0.018 мм;3max= B3max-b2min=8.018
-7.964 =0.054 мм;
5. Расчет шпоночного соединения по высоте шпонки h.
высота шпонки h=7 h11:
es=0 мкм
hmax=h+es
=7.000+ 0=7.000 мм;=-90 мкм hmin=h+ei =7.000+
(-0.090)=6.910 мм;
глубина паза вала t1=4 мм:
ES=+0.2 мм t1max=t1+ES=4.000+0.200=4.200 мм;=0 мм t1min=t1+EI=4.000+0=4.000 мм;
глубина паза втулки t2=3.3 мм:
=+0.2 мм t2max=t2+ES=3.300+0.200=3.500 мм;=0 мм t2min=t2+EI=3.300+0=3.300 мм.
6. Определяем предельные зазоры по высоте шпонки h.
max=t1max+t2max-hmin=4.200
+3.500 -6.910 =0.790 мм;min=t1min+t2min-hmax=4.000
+3.300 -7.000=0.300 мм.
7. Расчет шпоночного соединения по длине шпонки l.
длина шпонки l=25 h14:
=0 мм l1max=l1+es=25.00+0=25.00
мм;=-0.52 мм l1min=l1+ei=25.00+(-0.52)=24.48
мм;
длина паза L=25 H15:
=+0.84 мм L2max=L2+es=25.00+0.84=25.84
мм;=0 мм L2min=L2+ei=25.00+0=25.00 мм.
8. Строим схемы расположения полей допусков шпоночного соединения по
длине шпонки L ( рисунок 4.3).
. Определяем предельные зазоры по длине шпонки l.
max=L2max-l1min=25.84-24.48=1.36 мм;min=L2min-l1max=25.00-25.00=0
мм.
Рисунок 4.3 - Расположения полей допусков шпоночного соединения по длине
шпонки 25H15/h14.
Определяем числовые значения допусков расположения:
Тпарал = 0,6 Тшп;
Тсим = 4,0 Тшп,
где Тшп - допуск ширины шпоночного паза b; - 36мкм.
Тпарал - допуск параллельности;
Тсим- допуск симметричности в диаметральном выражении.
Полученные расчетные значения допусков расположения округляют до
стандартных по ГОСТ 24643-81.
Тпарал = 0,6Тшп=0,6*36=21.6мкм - округляем до 20
мкм
Тсим = 4,0 Тшп=4*36=144мкм - округляем до 120 мкм.
Так как диаметр вала <50мм, то шероховатость боковых поверхностей и донышка
паза вала будет Ra3.2.
5. Обоснование выбора норм точности зубчатой передачи. Выбор контрольного
комплекса зубчатого колеса
Принимаем степень точности по нормам кинематической точности - 7.
В кинематических передачах зубья зубчатых колес подвергаются значительным
динамическим воздействиям. Следовательно к этим передачам предъявляют
повышенные требования по плавности их работы.
Поэтому степень точности по нормам плавности работы принимаем - 7.
Так как передача не является силовой в которой основным требованием
является контакт рабочих поверхностей зубьев, то нет необходимости ужесточать
нормы контакта зубьев.
Поэтому степень точности по нормам контакта зубьев принимаем - 8.
Принимаем Вид сопряжения - С, ему соответствует вид допуска на боковой
зазор - с и класс точности отклонения межосевого расстояния -IV.
Таким образом, обозначение зубчатого колеса: 7-7-8-С ГОСТ 1643-81
Также примем модуль передачи m=2. Числа зубьев зубчатого колеса z1=44,
колеса зубчатого z2=100 зубьев.
Для заданных степеней точности выбираем показатели контрольного комплекса
для зубчатого колеса (m=2; z1=44) № 3:
Используем ГОСТ 1643-81.
) По норме кинематической точности:
Рассчитаем делительный диаметр колеса зубчатого:
a=m*z=2*44*cosβ=85,74мм , β=13◦.
rr - допуск на радиальное биение зубчатого венца, Frr =50 мкм.
FvWr - допуск на колебание длины общей нормали, FvWr=40 мкм.
) По норме плавности:
fpbr- предельные отклонения шага зацепления, fpbr=±16мкм
ffr - допуск на погрешность профиля зуба, ffr=13мкм.
) По норме контакта зубьев:
Fßr
-допуск на направление зуба, Fßr=18мкм.
) По норме бокового зазора:
- гарантированный боковой зазор;
- предельное отклонение межосевого расстояния
Определим межосевое
расстояние
w=m*( z1+ z2)/2*cosβ=2*(44+100)/2*cos13◦=140,3мм.
Вид сопряжения - С, класс
отклонения межосевого расстояния -IV.
Тогда =87мкм, =±45мкм.
- наименьшее дополнительное смещение исходного контура
для зубчатого колеса с внешним зубом: =100мкм.
- допуск на смещение исходного контура: =120мкм.
- наименьшее отклонение толщины зуба: =80мкм.
- допуск на толщину зуба, =90мкм.
Расчет длины общей нормали
для зубчатого колеса:
Длина общей нормали W
определяется в зависимости от числа охватываемых зубьев.
Номинальная длина общей
нормали при α=20°
*=(W’+0.684x)m,
где W’ - длина общей
нормали при m=1 мм для числа зубьев zw=f(z),
охватываемых при измерении.
При z=44 zw=6, W’=16.8530 мм.
Тогда
W*=(16.8530+0.684·0)·2=33,7060 мм.
Допуск на длину общей нормали
=(W*-Ewms)-Twm,
Где Ewms
- наименьшее отклонение средней длины общей нормали,
Twm - допуск на среднюю длину общей нормали, Twm=60 мкм.
wms=E’wms+E’’w ms
’wms - слагаемое 1 отклонения, E’wms=70
мкм,
E’’wms - слагаемое 2 отклонения, E’’wms=11 мкм,
wms=70+11=81мкм
Ewmi=60+81=141мкм
Тогда длина общей нормали W= мм.
Допуски формы, расположения и
шероховатость, проставляемые на чертеже зубчатого колеса
Радиальное биение диаметра
вершин зубьев:
Торцевое биение торцов
зубчатого колеса:
мкм, мкм.
Принимаем по ГОСТ 24643-81 мкм.
Допуск круглости и профиля
продольного сечения посадочного отверстия:Ò;Ôмкм,
принимаем по ГОСТ 24643-81Ò;Ôмкм.
Шероховатость посадочного
отверстия:
мкм, принимаем по ГОСТ 2789-73 мкм.
Шероховатость боковой
поверхности зубьев:
мкм,принимаем по ГОСТ 2789-73 мкм.
Шероховатость торцов
зубчатого колеса:
мкм,принимаем по ГОСТ 2789-73 мкм.
Шероховатость боковых сторон
шпоночного паза:
мкм (т.к. d<50мм).
Параллельность боковых сторон
шпоночного паза:Õ0,6 х Тшп=0,6 х 36=21,6мкм; принимаем по
ГОСТ 24643-81 TÕмкм.
Симметричность боковых сторон
шпоночного паза:Ùмкм, принимаем по ГОСТ 24643-81 TÙмкм.
Приборы для контроля
комплексных и дифференцированных параметров зубчатых колес
Контроль радиального биения
зубчатого венца Frr
Контроль радиального биения
зубчатого венца производится на приборах типа 25003, БВ05015, БВ-5050, БВ-5060,
БВ-5061.
Рисунок 5.1- Схема биениемера
(БВ-5015)
Радиальное биение зубчатого
венца 1 контролируется на биениемерах рис.7.1., имеющих модульные профильные
наконечники 2 с углом конуса 40° для контроля наружных зубчатых
колес ( для контроля внутренних зубчатых колес наконечники имеют сферическую
форму ).разность положений наконечников, определяется с помощью каретки 4 и
индикатора 3, характеризует биение зубчатого венца.
Контроль бокового зазора Jn
Контроль бокового зазора
производится на приборах типа НЦ23500-23800. Боковой зазор между неработающими
профилями зубьев в собранной передаче можно контролировать с помощью набора
щупов, с помощью заложенной между зубьями свинцовой проволочки или методом
люфтования. В последнем случае одно из зубчатых колес медленно вращается, а
второе при этом совершает высокочастотные колебания, амплитуда которых
характеризует боковой зазор. В реальном зубчатом колесе боковой зазор
образуется в результате утонения зуба при смещении исходного режущего контура
на зуб колеса. Это смещение измеряют на тангенциальных зубомерах рис.7.2,
имеющих два базовых щупа 1 и 2, измерительный наконечник 3 и показывающий
прибор 4. Перед измерением зубомер настраивают на заданный модуль по ролику
расчетного диаметра.
Рисунок 5.2 -
Схема тангенциональногозубомера
6. Выбор методики
измерительного контроля одного из параметров. Краткое описание методики
выполнения измерения
Подберем средства измерений
для контроля посадочной поверхности крышки Ø62h11. Для этого используем РД 50-98-86.
По РД 50-98-86 определяем
допускаемую погрешность измерения , мкм,
допуск , мкм и рекомендуемые средства измерения при измерении
накладными средствами измерений:
Ç - ,
где ;
;
a - микрометры гладкие (МК) с величиной отсчета 0,01 мм
при настройке на нуль по установочной мере, температурный режим - , предельные погрешности измерения 10 мкм;
Методика измерения диаметра
шейки вал-шестерни накладным средством измерения - микрометром.
Рисунок 6.1 - Микрометр
гладкий (МК) по ГОСТ 6507-90
Прямые измерения наружного
диаметра гладким микрометром, осуществляются методом непосредственной оценки,
контактным.
Представление метрологических
характеристик применяемых СИ.
Метрологические
характеристики микрометра гладкого МК:
- диапазон показаний, мм
± 0,1;
- цена деления, мм 0,01;
- основная погрешность, мкм:
± 0,0025;
- диапазон измерений, мм, от 50 до 75.
В соответствии с вариантом 4а РД 50-98-86 при измерении размеров
микрометром гладким с величиной отсчета 0,01 мм при настройке на нуль по
установочной мере в диапазоне длин 50…75 мм при используемом перемещении
измерительного стержня до ±0,1 мм и температурном режиме ±2 оС предельное
значение погрешности измерений Δ не превысит 10 мкм, что не больше
назначенной нами допустимой погрешности измерительного контроля [Δ]
= 40 мкм.
Следовательно, выбранная методика выполнения измерений соответствует
установленным требованиям точности.
7. Расчет размерной цепи "подшипниковый узел"
Исходными данными для расчета размерной цепи являются подшипниковый узел
(рис. 7.1), допустимое значение осевого зазора от 0 до 450 мкм, коэффициент
асимметрии для всех звеньев ai=0.
Рисунок 7.1 - Эскиз подшипникового узла
Анализ источников неопределенностей.
Используем следующие обозначения:
А - параметрическая цепь;
Аi - наименование первичной
неопределенности;
Аi0 - номинальное значение;
emi - среднее отклонение;
Ti - допуск.
Характеристики замыкающего звена
· номинальный размер А∑=0;
· среднее отклонение em∑=+225 мкм;
· допуск Т∑=450 мкм.
Влияние
источников первичных неопределенностей.
Все первичные неопределенности являются линейными размерами, относящиеся
к классу технологических неопределенностей изготовления деталей (табл. 7.1).
Таблица 7.1 - Первичные неопределенности, приводящие к осевому смещению
колец подшипника
Обозначение
|
Наименование первичного
источника неопределенности межосевого расстояния зубчатой передачи
|
А1
|
Отклонение ширины
посадочной поверхности корпуса
|
А2
|
Отклонение монтажной высоты
подшипника
|
А3
|
Отклонение ширины буртика
вала
|
А4
|
Отклонение ширины зубчатого
колеса
|
А5
|
Отклонение ширины втулки
|
А6
|
Отклонение монтажной высоты
подшипника
|
А7
|
Отклонение ширины кольца
|
А8
|
Отклонение ширины
посадочной поверхности крышки подшипникового узла
|
А9
|
Отклонение ширины корпуса
|
А10
|
Отклонение ширины станины
|
Оценка коэффициентов влияния первичных неопределенностей
Рассматриваемая размерная цепь является линейной, поэтому коэффициенты
влияния увеличивающих звеньев равны +1, а уменьшающих равны -1:
С1=С2=С3=С4=С5=С6=С7=С8=-1
С9+C10=+1
Комплексирование первичных неопределенностей
Результаты нормирования первичных неопределенностей приведены в табл.
7.2.
Таблица 7.2 - Результаты нормирования первичных неопределенностей
Коэффициент влияния
|
Значения характеристик
первичных неопределенностей
|
Значения характеристик
приведенных неопределенностей
|
А1 - Отклонение
ширины посадочной корпуса
|
С1=-1
|
Допуск на размер 7 h8
А01=7 мм; Т1=22 мкм; em1=-11
мкм.
|
С1А01=-7
мм С1Т1=-22 мкм С1(em1+a1Т1)=11мкм
|
А2 - Отклонение
монтажной высоты подшипника
|
С2=-1
|
Нормировано ГОСТ 520-2002 в
виде верхнего (0 мкм) и нижнего (-120мкм) отклонений ширины кольца подшипника
нормального класса точности. А02=15 мм; Т2=120
мкм; em2=-60
мкм.
|
С2А02=-15
мм С2Т2=-120 мкм С2(em2+a2Т2)=60 мкм
|
А3 - Отклонение
ширины буртика вала
|
С3=-1
|
Допуск на размер 10 js8
(ГОСТ 25346-89) А03=10 мм; Т3=22 мкм; em3=0 мкм.
|
С3А03=-10
мм С3Т3=-22 мкм С3(em3+a3Т3)=0 мкм
|
А4 - Отклонение
ширины зубчатого колеса
|
С4=-1
|
Допуск на размер 20 h8
(ГОСТ 25346-89) А04=20 мм; Т4=33 мкм; em4=-16.5 мкм.
|
С4А04=-20
мм С4Т4=-33 мкм С4(em4+a4Т4)=16.5 мкм
|
А5 - Отклонение
ширины втулки
|
С5=-1
|
Допуск на размер 10 h8
(ГОСТ 25346-89) А05=10 мм; Т5=22 мкм; em5=-11 мкм.
|
С5А05=-10
мм С5Т5=-22 мкм С5(em5+a5Т5)=11 мкм
|
А6 - Отклонение
монтажной высоты подшипника
|
С6=-1
|
Нормировано ГОСТ 520-2002 в
виде верхнего (0 мкм) и нижнего (-120мкм) отклонений ширины кольца подшипника
нормального класса точности. А06=15
мм; Т6=120 мкм; em6=-60 мкм.
|
С6А06=-15
мм С6Т6=-120 мкм С6(em6+a6Т6)=60 мкм
|
А7 - Отклонение
ширины кольца
|
С7=-1
|
Допуск на размер 8 h8
(ГОСТ 25346-89) А07=8 мм; Т7=22 мкм; em7=11 мкм.
|
С7А07=-8
мм С7Т7=-22 мкм С7(em7+a7Т7)=11 мкм
|
А8 - Отклонение
ширины посадочной поверхности крышки подшипникового узла
|
С8=-1
|
Допуск на размер 5h8
(ГОСТ 25346-89) А08=5 мм; Т8=18 мкм; еm8=-9 мкм.
|
С8А08=-5
мм С8Т8=-18 мкм С8(em8+a8Т8)=9 мкм
|
А9 - Отклонение ширины
корпуса
|
С9=+1
|
Допуск на размер 42 h8
А09=42 мм; Т9=39 мкм; em9=-19.5
мкм.
|
С9А09=42
мм С9Т9=39 мкм С9(em9+a9Т9)=-19.5 мкм
|
А10 - Отклонение ширины станины
|
С10=+1
|
Допуск на размер 48 h8
А010=48 мм; Т10=39 мкм; em10=-19.5 мкм.
|
С10А010=48
мм С10Т10=39 мкм С10(em10+a10Т10)=-19.5
мкм
|
А0∑=-7-15-10-20-10-15-8-5+42+48=0;
em∑=11+60+0+16.5+11+60+11+9-19.5-19.5=139.5 мкм;
Kз=450/255=1.4
Коэффициент запаса удовлетворительный.
Таблица 7.3. - Результаты параметрической цепи, обеспечивающей
работоспособность подшипникового узла
Пара-метр
|
Коэффи-циент влияния
|
Номинальное значение, мкм
|
Среднее отклонение, мкм
|
Допуск, мм
|
Примечание
|
А1
|
-1
|
7
|
-11
|
22
|
ГОСТ 25346-89
|
А2
|
-1
|
15
|
-60
|
120
|
ГОСТ 520-2002
|
А3
|
-1
|
10
|
0
|
22
|
ГОСТ 25346-89
|
А4
|
-1
|
20
|
-16.5
|
33
|
ГОСТ 25346-89
|
А5
|
-1
|
10
|
-11
|
22
|
ГОСТ 25346-89
|
А6
|
-1
|
15
|
-60
|
120
|
ГОСТ 520-2002
|
А7
|
-1
|
8
|
-11
|
22
|
ГОСТ 25346-89
|
А8
|
-1
|
5
|
-9
|
18
|
ГОСТ 25346-89
|
А9
|
+1
|
42
|
-19.5
|
39
|
ГОСТ 25346-89
|
А10
|
+1
|
48
|
-19.5
|
39
|
ГОСТ 25346-89
|
Строим схему полей допусков осевого зазора (рис.7.2).
Рисунок 7.2 - Схема полей допусков осевого зазора, обеспечивающего
работоспособность подшипников
Литература
1.
Дунаев И.Ф.
Леликов О.П. Ворламова Л.П. "Допуски и посадки. Обоснование выбора."
Учебное пособие. - Мн.: Выш. шк., 1984.
2.
Мягков В.Д.
"Допуски и посадки" I и II том, Справочник. -М.: Выш. шк.,
1983.
3.
Соломахо В.Л. и
другие "Справочник конструктора - приборостроителя." -Мн.:Выш. шк.,
1988.
4.
Корвацкий А.М. и
другие "Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения.
Методическое пособие к курсовой работе для студентов заочных факультетов."
,1992.
Технические нормативные правовые акты
(Перечень ТНПА, используемые в ПЗ )
ГОСТ 520-89 Подшипники качения. Общие технические условия
ГОСТ 1643-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Передачи
зубчатые цилиндрические. Допуски
ГОСТ 2015-84 Калибры гладкие нерегулируемые. Технические
требования
ГОСТ 3325-85 Подшипники качения. Поля допусков и технические
требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки
ГОСТ 4608-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба
метрическая. Посадки переходные.
ГОСТ 6636-69 Основные нормы взаимозаменяемости. Нормальные
линейные размеры
ГОСТ 8338-75 Подшипники шариковые радиальные однорядные.
Основные размеры
ГОСТ 14815-69Пробки проходные с насадками диаметром свыше
50до 100 мм. Конструкция и размеры.
ГОСТ 14816-69Пробки непроходные с насадками диаметром свыше
50до 100 мм. Конструкция и размеры.
ГОСТ 18362-73 Калибры-скобы листовые для диаметров от 3 до
260 мм. Размеры
ГОСТ 23360-78 Основные нормы взаимозаменяемости. Соединения
шпоночные с призматическими шпонками. Размеры шпонок и сечений пазов. Допуски и
посадки
ГОСТ 24643-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски
формы и расположения поверхностей. Числовые значения
ГОСТ 24705-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба
метрическая. Основные размеры
ГОСТ 25346-89 Основные нормы взаимозаменяемости. Единая
система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных
отклонений
РД 50-98-86 Методические указания. Выбор универсальных
средств измерений линейных размеров до 500 мм (по применению ГОСТ 8.051-81)