Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава
1. Влияние взрослых на процесс психического развития ребенка
.1.
Особенности психического развития ребенка
.2.
Роль взрослого в психическом развитии ребенка
Глава
2. Экспериментальное исследование влияния взрослых на процесс психического
развития ребенка
Заключение
Список
литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Важную роль в психическом
развитии ребенка играют взрослые. То, что ребенок в детские годы приобретает в
процессе общения с взрослыми, он сохраняет в течение всей последующей жизни [6,
с. 123].
Проблема общения детей раннего возраста с
взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся
отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического
развития ребенка (Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А.
А. и др.). [5, с. 88-89].
Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению
специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению
задержки психического развития, в других - к педагогической запущенности, а в
более тяжелых случаях - даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза.
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной
активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок
получает необходимую для его индивидуального развития информацию [11, с. 45].
Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к
миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных
его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу
доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и
психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка [22, с.
80]. Именно поэтому данная тема является актуальной.
Цель работы - выявить особенности влияния взрослых
на процесс психического развития ребенка.
Объект работы - психическое развитие ребенка.
Предмет работы - влияние взрослого на процесс
психического развития ребенка.
Задачи работы:
.Рассмотреть особенности психического развития
ребенка.
. Анализировать влияние взрослого на психическое
развитие ребенка.
. Экспериментально исследовать влияние
психическое развитие на личность ребенка.
Гипотеза исследования. Предполагается, что
) негативные особенности психического развития
ребенка зависят от типа отношений с взрослыми;
) властное, подавляющее отношение взрослых к
ребенку способствует развитию у ребенка агрессивности и других отрицательных
качеств;
) правильное гармоничное отношение взрослых к
детям способствует развитию успешной всесторонне развитой личности.
Теоретической базой исследования явились работы
С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А. Маслоу, К. Роджерса, Л.И.
Божович, А.В. Запорожца, К.Д. Ушинского, В.С. Мухиной и многих других.
Экспериментальная база исследования. Исследование
проводилось на базе детского дома № 2 г. Вологда. В исследовании принимали
участие 5 детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Методики исследования:
Методика «Несуществующее животное».
Методика «Рисунок человека».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической
литературы, синтез, обобщение, абстрагирование, эксперимент.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2
глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы и
приложения.
психический взрослый личность
ребенок
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВЗРОСЛЫХ НА ПРОЦЕСС
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
.1 Особенности психического развития ребенка
Развитие психики ребенка - сложный процесс
созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под
влиянием ряда факторов - наследственно-биологических и социальных (воспитания,
обучения, влияния окружающей среды) [1, с. 12].
На всем протяжении жизни ребенка его психика
находится в процессе непрерывного развития, крое протекает не всегда равномерно
(скачкообразно): периоды относительно медленного, постепенного созревания
сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется
анатомо-физиологическими и психологическими особенностями ребенка, появлением
новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с
окружающей средой [4, с. 133].
В процессе развития ребенка
<#"796575.files/image001.gif">
Рис. 1. Несуществующее животное
(Костя, 6 лет 4 месяца).
Проведем анализ рисунка Кости. Так
как Костя расположил рисунок на листочке бумаги (он является смещенным вверх),
мы сделали вывод о том, что Костя является неудовлетворенным собственным
положением в обществе, ребенок чувствует, что он непризнанный, но Костя
пытается претендовать на то, чтобы его признали.
На рисунке Костя нарисовал животное
с головой, повернутой в левую сторону - это свидетельствует о том, что мальчик
склонен рассуждать, о наличии у Кости боязни активных действий. Изображение
Костей на своем рисунке больших ушей свидетельствует о большой значимости для
Кости той информации, которая говорит о нем. Для Кости свойственно придание
большого значения мнению других о его персоне. Наличие на рисунке рта с зубами
говорит о словесной агрессии ребенка. Мальчик все время огрызается со
сверстниками и воспитателями, защищается в ответ на порицание.
Все это говорит о том, что Костя все
время пытается защититься от взрослых, а наличие когтей на лапах животного на
рисунке мальчика говорит о том, что Костя также пытается защищаться от
сверстников. Сильный нажим и характер линий на рисунке Кости говорит о том, что
ребенок тревожен.
Рис. 2. Несуществующее животное
(Маша, 6 лет 5 месяцев).
Маша - тихая, замкнутая девочка. Она
старается быть послушной, старательной в процессе деятельности в детском доме,
но ее как будто нет в группе сверстников. Судя по тому, как ребенок расположила
несуществующее животное на листе (в нижней части), можно сделать вывод о том,
что Маша не уверена в себе, у нее низкая самооценка, она подавлена, не
заинтересована в своем положении в обществе, для девочки характерно отсутствие
тенденции к самоутверждению.
Голова - тенденция к деятельности,
то есть Маша является "человеком действия", но из-за того, что
девочка не уверена в себе, действенность у нее не проявляется, а наоборот
является подавленной.
По тому как девочка изобразила ноги
своего несуществующего животного можно сказать, что для нее характерно
отсутствие самостоятельных решений. У девочки нет своего мнения. Хвост на
рисунке Маши, говорит о том, что ее самооценка зависит от ситуации.
При изображении несуществующего
животного Маша сильно давила на карандаш Сильный нажим на карандаш говорит о
присутствии у девочки тревожности.
Рис. 3. Несуществующее животное
(Максим, 6 лет 9 месяцев).
Максим, сначала нарисовал 1
животное, потом мальчик нарисовал второй рисунок. Первое животное направлено в
правую сторону, второе влевую. Все это свидетельствует о наличии у Максима
такого признака, как двойственность характера. Максим является очень
общительным. Для мальчика характерна склонность к речевой агрессии. Рисунок
второго животного Максима отображает еще наиболее хищное, злое и кровожадное
существо, чем первый рисунок. Максим следующим образом описал свои рисунки:
«Мама и папа бросили этих животных, когда они еще были маленькими, животные
вырастают сами. Если они не встречают никого, и не плодятся, то в старости они
сами себя убивают. У них язык как острый нож, они убивают им людей».
Для Максима характерно наличие
поверхностности взглядов, импульсивности в принятии решения. Для Максима характерно
наличие любознательности, желания найти свое место в жизни. Мальчик очень
опасается, что его не признают окружающие.
Рис. 4. Несуществующее животное
(Мая, 5 лет 8 месяцев).
Мая назвала свое нарисованное несуществующее
животное «Черепахаслон». Девочка сначала нарисовала хобот, который направлен
вниз, но потом Мая решила стереть хобот и нарисовать его по-другому
расположенным. Хобот Мая нарисовала так, что он был подобран под себя, загнуты
внутрь. В итоге несуществующее животное Маи получилось предельно замкнутым,
интровертным.
То, что рисунок девочки был очень
маленького размера, говорит о том, что Мая депрессивна. Животное, которое
изобразила Мая - черепаха, она имеет панцирь, защитные пластины и т.д. Это говорит
о том, что Мая чувствует себя беззащитной и ощущает необходимость в защите.
Рис. 5. Несуществующее животное
(Валера, 5 лет 4 месяца).
Рисунок пятилетнего Валеры
отображает многочисленные однотипные детали чешуи рыбы. Валера нарисовал чешую
только на небольшой части тела животного, которое он изобразил. Вообще рисунок
Валеры мало детализирован. Тенденция к незавершенности начатой работы
характерна для нервного истощения.
Рассказ Валеры о том животном,
которое он нарисовал, является сильно лаконичным: «Я нарисовал золотую рыбу,
живущую в океане, кушающую все, что ей попадется. Моя рыбка дружит с
окружающими рыбками. Но она очень сильно боится акул». Наличие подобной
лаконичности, связано с тем, что мальчик пытается экономить силы, что является
типичным для астеничных личностей. Анализируя рисунок Валеры можно заметить
проявление тревожности (наличие штриховых линий). Т.о., можно сделать вывод о
наличии у Валеры психоастенического личностного склада, так как для Валеры
свойственна наличие ригидности, не определяющей черты личности мальчика.
Наличие таких личностных особенностей в сочетании низкого уровня развития
воображения у ребенка, зачастую может сигнализировать о наличии у ребенка
низкого общего культурного либо интеллектуального уровня.
Результаты анализа рисунков
дошкольников по методике
«Рисунок человека»
Рис. 1. «Рисунок человека» (Костя, 6
лет 4 месяца).
Первый рисунок Кости отражает
высокую импульсивность. Костя изобразил рисунок бедным деталями, асимметричным,
увеличенным в размере, неудачно расположенным: голова человека не вместилась на
лист. Наличие острого выступа в нижней части туловища человека говорит о
нарушенной стандартной схеме тела, что не объясняется только присутствием
импульсивности. Это говорит, о том, что Костя не использует принятые нормы
изображения, что часто встречается при асоциальности.
На втором рисунке Костя низко
расположил уши нарисованного человека. В этом рисунке проявляется также и
наличие некоторой агрессивности (Костя изобразил оружие в руках у человека).
Наличие штриховки на рисунке говорит о наличии тревоги, то, что Костя изобразил
на рисунке изображение человека на майке говорит о том, что для мальчика
характерна умеренная демонстративность.
Рис. 2. «Рисунок человека» (Маша, 6
лет 5 месяцев).
Маша изобразила человека на своем
рисунке фигуру в экстравертной позе. Персонаж девочки имеет очень увеличенные
кисти рук - это свидетельствует о том, что у Маши высокая потребность в
общении, при этом такое увеличение кистей рук говорит о том, что девочка
является неудовлетворенной в общении.
Рис. 3. «Рисунок человека» (Максим,
6 лет 9 месяцев).
Максим на своем рисунке изобразил
человека, курящего трубку, при этом на рисунке в углу изображен знак «не
курить», т. е. человека, который специально нарушает правила. Это можно
рассматривать как антисоциальную тенденцию, так как наличие неодобрительного
отношения общества к курящим является известным фактом.
На рисунке Максим изобразил человека
с мрачным и неприятным выражением лица. Для того чтобы усилить этот эффект
мальчик изобразил на лице у человека много морщин в области лба и переносицы.
Наличие ассиметричных искажений на
рисунке говорит о том, что Максим является психологически неблагополучным
ребенком.
Рис. 4. «Рисунок человека» (Мая, 5
лет 8 месяцев).
Мая на своем рисунке изобразила
грустного и очень одинокого человека. Девочка горизонтально расположила лист,
который первоначально положили перед Майей в вертикальном положении, все это
подчеркивает одиночество девочки.
Изображение угловатости фигуры
человека и наличие ее худобы, вытянутости является типичным для интровертных
личностей. То что Майя изобразила руки, прижатые к телу тоже является признаком
интровертности. У Маи почти нет друзей и подруг.
В беседе Мая жалуется на чувство
одиночества. Все это подтверждает то, что для девочки свойственна выраженная
интровертность, неконформность, своеобразие мыслительных процессов.
Рис. 5. «Рисунок человека» (Валера,
5 лет 4 месяца).
Рисунок Валеры говорит о наличии у
него некоторой инфантильности: на рисунке у человека нет каких-либо признаков
пола. Поза нарисованного мальчиком человека (руки спрятаны за спиной) говорит
об отказе от общения. То, что Валерий отказывается от общения с другими детьми
и взрослыми может быть вызвано различными причинами. Но рисунок Валеры
производит общее благоприятное впечатление, рисунок отличается инфантильностью,
на нем можно увидеть проявление тревоги (мальчик стирал и исправлял линии),
поэтому причина, скорее кроется в том, что мальчик боится вступать в контакты,
опасается, что окружающие его негативно оценят.
По результатам анализа рисунков
обеих методик можно сделать вывод о том, что все дети испытывают недостаток в
общении с взрослыми людьми. У некоторых детей это проявляется в интровертности,
у других в агрессивности и даже наличии антисоциальных тенденций. Все
исследуемые нами дети являются воспитанниками детского дома № 2 г. Вологда.
Несмотря на старания и любовь воспитателей детского дома, эти дети не получают
должного общения с взрослыми.
Таким образом, общение ребенка с
взрослыми людьми (особенно с мамой и папой) оказывает огромное влияние на
развитие личности ребенка.
Таким образом, выдвинутая нами в
начале нашего исследования гипотеза о том, что 1) негативные особенности
психического развития ребенка зависят от типа отношений с взрослыми; 2)
властное, подавляющее отношение взрослых к ребенку способствует развитию у
ребенка агрессивности и других отрицательных качеств; 3) правильное гармоничное
отношение взрослых к детям способствует развитию успешной всесторонне развитой
личности подтверждена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание детей - самая важная
область нашей жизни. Дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира,
они будут творить историю.
Семейное воспитание - общее название
для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с
целью достижения желаемых результатов [17, с. 108].
Определяющая роль взрослых обусловлена
ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего
человека. Семья, взрослые для ребенка является одновременно и средой обитания,
и воспитательной средой [20, с. 50-51].
Влияние взрослых, особенно в
начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные
воздействия [4, с. 75].емья отражает и школу, и средства массовой информации,
общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и
искусства. Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования
личности, развития ребенка обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше
семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического,
нравственного, трудового воспитания личности ребенка [14, с. 50].
Роль общения детей со взрослыми
очень велика. М.И. Лисиной была описана последовательность форм общения ребенка
со взрослым: ситуативно-деловая (от шести месяцев до трех лет);
внеситуативно-познавательная (от трех до пяти лет); внеситуативно-личностная
(от пяти до семи лет) [7, с. 113-114].
В процессе общения с детьми взрослые
закладывают в ребенке основы нравственности человека, формируют нормы
поведения, раскрывают внутренний мир и индивидуальные качества личности ребенка
[3, с. 22].
Взрослые способствует не только
формированию личности, но и самоутверждению ребенка, стимулирует его
социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность [5, с. 59]
Цель работы достигнута. Задачи
работы решены, гипотеза подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асмолов
А. Г. Психология личности. - М.: Издательство МГУ, 2008. - 367 с.
Андреева
Г.М. Психология. - М.: Издательство Академия, 1997. - 307 с.
Алавидзе
Т. А. Социальная психология в современном мире. - М.: Издательство АСТ, 2002. -
277 с.
Бабунова
Т.М. Дошкольная педагогика. - М.: Сфера, 2007. - 208 с.
Барабанщиков
В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1.
2003. - С. 29-46.
Белинская
Е. П., Тихомандрицкая О. А. Психология личности. - М.: Издательство Академия,
2009. - 304 с.
Божович
Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая
академия, 1996.- 212 с.
Бедельбаева
Х. Т. Общение с взрослыми - основной источник психического развития ребенка (о
формировании внеситуативных форм общения) / Х. Т. Бедельбаева, Е. Щ. Смирнова
// Дошкольное воспитание. - 1980. - № 2. - С. 32-35.
Брушлинский
А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. - СПб.: Изд-во
"Алетейя", 2002. - 272 с.
Выготский
Л. С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
Гуревич
П. С. Психология и педагогика. - М.: Издательство Юнити-Дана, 2005.-320 с.
Гуревич
П. С. Психология. - М.: Издательство Юрайт, 2011.- 608 с.
Дошкольная
педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Академия, 2008. -
304 с.
Еникеев
М. И. Общая и социальная психология. - М.: Издательство Инфра-М, 2010. - 640 с.
Капчеля
Г.И. Общение с взрослыми как фактор формирования готовности детей к школьному
обучению: дис. канд. психол. наук / Г. И. Капчеля. - М., 1983. - 189 с.
Кроль
В. М. Психология и педагогика. - М.: Издательство Высшая школа, 2009. - 325 с.
Лисина
М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. - М.:
Московский психолого-социальный институт, 2001. - 384 с.
Немов
Р.С. Психология. Книга 1. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова,
2001. - 688 с.
Немов
Р.С. Психология. Книга 2. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова,
2005. - 606 с.
Немов
Р.С. Психология. Книга 3. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова,
2006. - 640 с.
Нуркова
В.В. Психология.- М Бодалев А.А. Психология личности. - М.: Издательство МГУ,
1988. - 125 с.
Общая
психология. / Под ред. Петровского А.В. - М.: Издательство Просвещение, 1976. -
479 с.
Рузская
А.Г. Особенности общения детей 2-7 лет с посторонним и близким взрослым //
Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / под ред. М. И. Лисиной.
- М.: Ротапринт, 1974.
Смирнова
Е. О. Психология ребенка. - М.: Издательство Академия, 1997. - 306 с.
Смирнова
Е.О. Общение дошкольников с взрослым и со сверстниками и его влияние на
развитие личности ребенка: методы диагностики и коррекции общения детей с
взрослыми и со сверстниками / Е. О. Смирнова. - Абакан: Изд-во Хакасского гос.
университета им. Н.Ф. Катанова, 1996. - 102 с.
Эльконин
Д.Б. Детская психология. - М.: Издательство Просвещение , 1960. - 193 с.
Чернышова
Е.Б. Коммуникативное поведение дошкольника (психолингвистическое исследование):
дис. канд. филол. наук / Е. Б. Чернышова. - Воронеж, 2001. - 242 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест “Рисунок несуществующего животного”
Цель методики: когда ребенок рисует, он переносит,
проецирует на бумагу свой внутренний мир, Я-образ. Психолог может многое
сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его
произведение. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический
портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с
окружающим миром.
Инструкция ребенку: придумать и нарисовать
несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Объясните ребенку,
что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей -
создать такое существо, которого до него никто не придумывал.
После того, как рисунок будет готов, расспросите
художника о том существе, которое у него получилось.
Если рисунок расположен в нижней части листа,
значит, ребёнок не уверен в себе, у него заниженная самооценка, подавленность,
он нерешителен. Наличие таких дополнительных деталей на голове, как рога,
перья, а также когти на лапах, щетина, иглы, - говорят об агрессивности
(спонтанной или защитной). Хвосты, направленные вверх, ребёнок положительно
оценивает свои действия. Панцирь, щит - линия защиты. Сильный нажим линий -
тревога.
Тест «Рисунок человека» (К. Маховер)
Цель: определение индивидуальных особенностей
личности.
Ребенку дают простой карандаш и стандартный лист
бумаги А4 и просят создать рисунок.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека,
какого хочешь». На вопросы следует отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого
хочешь»). В процессе рисования фиксируются все вопросы, реплики, особенности
поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и
дополнения. После того как рисунок завершен, следует перейти к беседе и анализу
рисунка.
На рисунке могут присутствовать и негативные
знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут
свидетельствовать об определенных проблемах.