Развитие психологической толерантности у супругов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    134,17 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие психологической толерантности у супругов




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Развитие психологической толерантности у супругов


Введение

семейный толерантность брачный супруг

Актуальность рассматриваемой проблемы связана с тем, что в психологии традиционно значительная часть исследований посвящена изучению семьи и внутрисупружеских отношений. Для семьи в современном обществе характерна ориентация на личностные, эмоциональные, а не экономические или статусные характеристики партнеров, на первое место выходят психологические аспекты межличностных отношений. Поэтому особую актуальность и значимость приобретает создание и реализация программы психологического сопровождения семьи, ключевым компонентом которой является формирование и развитие толерантности будущих супругов.

«Толерантность (от лат. Tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы социальной и прав человека».

Целью выпускной квалификационной работы является - изучить и выявить факторы, наиболее сильно влияющие на развитие психологической толерантности в семейно-брачных отношениях.

Гипотеза исследования - развитие психологической толерантности супругов зависит от: образования; возраста супругов; стажа семейной жизни; конфликтности супругов; удовлетворенности - неудовлетворенности браком одного из супругов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

·        провести исследование коммуникативной толерантности, характера взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях и удовлетворенности - неудовлетворенности браком в супружеских парах с помощью выбранных методик;

·        Выделить основные компоненты благополучия в супружеских отношениях;

·        Рассмотреть и выделить ценностные ориентации супругов;

·        Рассмотреть основе теоретического анализа психологию брачно-семейных отношений;

·        Выделить основные механизмы супружеской толерантности;

·        Проанализировать воздействие эмоционального фактора на гармонию взаимоотношений.

В качестве методов исследования взяты:

·        Самооценка коммуникативной толерантности (В.В. Бойко, 1998 г.),

·        тест - «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»,

·        тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) (авторы: В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).

Объект исследования: В исследовании участвовали 5 супружеских пар с различным стажем брака от 5 до 20 лет. Все семьи имеют детей в возрасте от 2-х до 25 лет. Возраст самых молодых супругов составляет 25 и 27 лет, самых зрелых 45 и 50 лет. Разница в возрасте, у всех пар, составляет от 1 года до 5 лет. Образовательный уровень одинаков у 2 семей. В 1 семье муж имеет образование выше, чем жена. В 2-х семьях жена имеет образование выше, чем муж.

Предмет исследования: психологические аспекты межличностных отношений.

Структура выпускной квалификационной работы:

Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка литературы и приложений.

В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваем Психологию брачно - семейных отношений, психологические механизмы супружеской толерантности, воздействие эмоционального фактора на динамику толерантных отношений, факторы семейного благополучия. Во второй главе разрабатываем и проводим организацию исследования. Исследуем семьи с учетом семейного стажа, возраста супругов, уровня образования, конфликтности. После подводим итог в виде выводов, рекомендаций и заключения.

            


             1. Развитие психологической толерантности у супругов

            

             1.1 Психология брачно-семейных отношений


Семья - это малая социальная группа, это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и другими родственниками, живущими вместе и ведущим и общее хозяйство. Столин определяет семью, как: динамическую систему, открытую систему, подверженную внешнему воздействию; семья выступает как член малой группы, объединенных общими семейными ценностями и моральной ответственностью. А.Г. Харчев считал, что: Семья - это исторически конкретно сложившиеся отношения между супругами, между родственниками и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Социальная активность семьи, структура, нравственно-психологическая атмосфера зависят не только от общих условий и закономерностей, но и от тех специфических обстоятельств, в которых семья формируется, живёт и функционирует. Среди этих обстоятельств - уровень образования и культура членов семьи, материальное положение, традиции и ценности, которых они придерживаются и на которые ориентируются в своих жизненных планах и устремлениях, место жительства, социальная принадлежность семьи, нравственные убеждения супругов, от которых во многом зависит способность семьи к консолидации и сплочению. Все эти обстоятельства неизбежно накладывают отпечаток на характер отношений в семье, определяют конкретную специфику семейных отношений.

Структура и функции семьи. Семьи бывают большими и малыми. Большие семьи сегодня сохранились лишь в форме своеобразных федераций малых. При этом малая супружеская семья, как правило, прочно связана с семьями родителей жены и мужа, хотя молодые семьи поддерживают отношения и с семьями других родственников каждого из супругов.

В среднем семья включает в себя 3-4 человека, причём разница между городской и сельской семьями незначительна. Ядро каждой семьи составляют муж, жена и их дети. Каждый член семьи, находясь в постоянном взаимодействии с другими её членами, играет в ней определённую роль, заботится об удовлетворении тех или иных потребностей каждого и всей семьи в целом, а также интересов общества. Личные качества супругов, характер взаимоотношений между ними определяют облик семьи и специфику реализации присущих ей функций.

Общение в семье обеспечивает согласованность и целенаправленность усилий супругов для достижения тех или иных целей, важных для семьи, а также для удовлетворения индивидуальной потребности личности в духовной близости с любимым человеком. В ходе такого общения супруги обмениваются сокровенной и значимой только для них информацией, сопереживая, ещё лучше понимают друг друга, обогащаются интеллектуально и нравственно. Духовное общение у супругов неразрывно связано с интимным.

Организация культурного досуга - одна из важнейших функций семьи. Характерной чертой семейного досуга является атмосфера особой эмоциональности, теплоты, которая позволяет человеку полностью раскрыться, быть искренним. Здесь человек среди тех, кто его хорошо знает, понимает и принимает таким, каков он есть.

Огромное значение имеет воспитательная функция семьи. В семье рождаются и воспитываются дети. Эти функции, выполняемые семьёй, чрезвычайно важны и незаменимы. Семья заботится не только о своих младших членах, но и о старших, пожилых. В семье старые люди должны находиться в самых комфортных условиях. Нуждающимся родителям в старости и в случае инвалидности принадлежит право находиться на содержании детей.

Брак «функционирует» тем лучше, чем шире взаимодействие супругов. Но состав функций в конкретном браке может быть различным в зависимости от стадий развития семьи и конкретных условий её существования. Невыполнение семьёй тех или иных функций может и не отразиться на прочности брака, если к определённому вида деятельности утратили интерес оба супруга. Если же интерес потерян только одним и стремление другого к сотрудничеству в какой-либо сфере деятельности семьи не найдёт необходимого отклика, появится постоянный источник недовольства партнёром, источник конфликтов.

К сожалению, мы далеко не всегда осознаём то поистине колоссальное значение, которое имеет для общества повседневная реализация привычных семейных функций. Более того, иногда приходится слышать, что семья изжила себя, что можно обойтись без неё. Согласиться с этим нельзя. Отмена семьи означала бы подписание смертного приговора и человеческому обществу. Антинаучны и аморальны теоретизирования о возможности замены семьи так называемой «свободной» любовью. Истинная любовь (просто любовь без прилагательного «свободная»), будучи неразрывно связанной с представлением о личном счастье, сама по себе не может быть свободной и строго ориентирована на брак, создание семьи. Встречи раздельно живущих влюблённых быстро порождают чувство глубокой неудовлетворённости и непреодолимого желания соединиться навсегда. Следовательно, отмена семьи, так же, как и замена её, не только не нужна, но и невозможна.

Состояние семьи и, в частности, её сплочённость или распад прежде всего зависят от личностных и моральных качеств супругов, исповедуемых ими жизненных принципов, мировоззренческих и нравственных установок, умение понять другого, толерантность, внимательность, доброта, такт, сострадание и так далее.

Любовь в семье - это не только слова. Это прежде всего поступки, через которые выражается внимание, нежность, забота, сопереживание. И каждый такой поступок приносит чувство удовлетворённости.

Следует отметить, что единого перечня основных функций семьи не существует. Обычно разные авторы предлагают тот или иной набор функций и терминов исходя из своей концептуальной модели. Приведем основные функции современной семьи.

) Хозяйственно-экономическая функция семьи. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них.

) Репродуктивная функция. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого.

Мужчина и женщина в браке взаимозависимы как сексуальные партнеры. Удовлетворенность сексуальной жизнью зависит от такта другого партнера. Сексуальные отношения охватывают всю гамму положительных и отрицательных чувств, эмоций. Именно здесь возникает множество ситуаций, когда желания и намерения одного партнера блокируются нежеланием, несогласием другого.

К сожалению, многие супружеские пары стесняются обсуждать свои сексуальные затруднения, что приводит к непониманию, скрытым обидам и разочарованиям. Сексуальная жизнь без взаимных обсуждений крайне затруднена.

) Регенеративная функция (лат. геgеneratio - возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь - только своему, родному).

) Образовательно-воспитательная функция (социализация).

Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях, «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».

) Рекреативная функция (лат. геcreatio - восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Важно, что бы была договоренность между супругами относительно времени, которое они будут проводить вместе, и свободном личном времени.

Каждый из супругов может иметь какое-нибудь увлечение, «хобби», обеспечивающее активный отдых и приносящее удовлетворение. Важно обсудить, как распорядиться свободным временем так, чтобы не ущемить интересы друг друга. Если партнерам не удается прийти к единому мнению относительно совместных развлечений в свободное время, это может стать серьезным конфликтогенным фактором.

) Коммуникативная функция семьи заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях - общении и уединении. Извне навязанное, вынужденное общение (на улице, в городском транспорте, на работе и так далее) чаще всего не столько удовлетворяет наши потребности в общении, сколько перегружает их. В обыденной жизни индивид очень часто испытывает дискомфорт от необходимости общения с несимпатичными ему людьми. Домашняя обстановка, где, как правило, мы общаемся с людьми, во-первых, социально и психологически близкими, а во-вторых, где более деликатно, уважительно относятся к нашей личности. Здесь удовлетворяется потребность в желательном общении, в общении с родными, близкими людьми, т.е. потребность в интимном общении, во взаимопонимании и взаимной поддержке. Само собой понятно, что такую функцию может выполнять только здоровая семья. Нравственное и психологическое здоровье человека находятся в прямой связи с характером внутрисемейного общения, с тем, какой морально-психологический климат сложился в данной семье.

) Эмоционально - психотерапевтическая функция. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т.е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений. Психотерапевтическая функция семьи позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. По мнению А.И. Захарова, именно эти чувства способствуют интимности, доверительности в семейных отношениях, прочности семейного очага.

Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции - главные. Функции семьи задаются потребностями личности, семьи и реализуются в процессе выполнения ролей членами семьи. Если функции семьи определяют, прежде всего, содержание семейных ролей в целом, то ролевая структура характеризуется, в первую очередь, распределением ролей, то есть тем, какие обязанности выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения.

В процессе изучения семейного функционирования необходим учет нормативных (соотнесенных с конкретным этапом жизни семьи) кризисов. Многообразие семейных систем существенно затрудняет проблему анализа стадий супружеских и семейных отношений, однако некоторые наиболее типичные варианты выделить можно.

Исследователи исходят из того, что супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. Время от времени в отношениях супругов могут возникать некоторые «непредвиденные» изменения, однако существует и ряд закономерных, «нормативных», изменений, типичных для развития брака во времени. На смену романтической любви в период ухаживания и молодоженства приходит реалистическое понимание брака. Часто дело доходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнере с реальными «мелочами» повседневного быта. После рождения детей появляются новые радости и заботы. Отдельные стадии развития супружеских отношений соответствуют периодам воспитания детей, их отделения от родителей и возможного ухода из дома. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака их разграничения используется наличие или отсутствие детей в семье и их возраст. Е. Дюваль например, выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи.

Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.

Принятие и развитие новых родительских ролей.

Принятие в семью новой личности (ребенка). Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.

Введение детей во внесемейные институты.

Принятие подростковости детей.

Экспериментирование с независимостью.

Подготовка к уходу детей из семьи.

Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».

Принятие факта ухода на пенсию и старости.

При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.

Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов - от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и «морально» поддерживают родители.

Супружество среднего возраста длится 6-14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети - школьники или студенты - становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.

Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков.

Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов. Конфликты между стариками могут служить отражением их конфликта с «молодыми» из-за различного отношения к ним.

Кризисная ситуация в семье может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного у супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки.

Есть два основных критических периода в развитии супружеских отношений.

Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы:

• исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;

• рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;

• более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.

Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает:

• с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей;

• с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно».

Таким образом, кризисные ситуации имеют определенные закономерности, лежащие в основах супружеских отношений. Для эффективного решения возникающих проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение.

            

             1.2 Психологические механизмы супружеской толерантности


Если признать, что поведенческие и эмоциональные нарушения в супружеских отношениях являются отражением проблем, имеющих социально-психологические истоки, то становится возможным объяснение механизмов их появления, а также механизмов преодоления искаженных паттернов взаимодействий мужа и жены.

Известно, что в общем принципе развития семьи именно супружество обеспечивает целостность и устойчивость системы и активно влияет на взаимоотношения других ее подсистем. В основе осуществления этого принципа лежат процессы интегративной толерантности и дифференциации, которые играют разную роль в формировании социальной системы семьи и развитии отношений между ее членами. Дифференцирующие процессы делают семейную общность видимой самой себе в своих свойствах, способствуя эффективному функционированию и самоорганизации. А процессы интегративной и реинтегративной толерантность делают эти свойства устойчивыми во времени и превращают изменения внешних и внутренних условий в факторы развития.

Различают три основных типа психологических механизмов супружеских отношений.

К первому типу относят интегрирующие механизмы супружеской толерантности, благодаря которым становятся возможными чувство духовной сопринадлежности мужа и жены, высокий уровень эмпатии, а также - способность к любви, которая дарует продолжительное и глубокое счастье. Интегрирующие механизмы супружеской толерантности включают:

а) когнитивный, когда муж и жена умеют выдвигать, обсуждать и решать жизненно необходимые проблемы;

б) механизм «общности судьбы», когда у супругов формируются представления, навыки, привычки именно семейного, а не индивидуального удовлетворения потребностей; собственное благополучие воспринимается как забота о супруге и семьи в целом; развивается супружеское доверие, проявляющееся в том, что противоречия смягчаются или снимаются за счет взаимных уступок; ощущение «общности судьбы» обусловлено тем, что все члены семьи, а особенно супруги играют большую роль в удовлетворении потребностей каждого. Толерантность становится характерным признаком такого супружества.

Второй тип психологических механизмов взаимодействия супругов отражает и объясняет искажения в их отношениях. Дезинтеграционными психологическими механизмами, являются те, которые разрушают внутренние связи супругов и систему семьи в целом. Их присутствие сопровождается явлениями небрежности, беспомощности и безответственности, которые пронизывает деструктивную систему отношений мужчины и женщины в браке. К ним относятся:
 а) «центробежный механизм», представляющий собой неспособность супругов совместно решать проблемы. Этот механизм взаимодействия характеризуется тем, что при проблемной ситуации муж и / или жена демонстрируют независимость друг от друга. Никто из супругов не подчиняется другому. Каждый ведет себя так, как считает нужным. Супруги не связывают друг друга, поддерживают только те взаимоотношения, которые не осложняются указанной проблемой. Основа жизненной философии в этом случае - вера в то, что важнее всего личная свобода и поэтому ничто, в том числе и семьи, не должно ее ограничивать. Это прямая дезинтеграция и прямое отсутствие всякой толерантности.

б) «центростремительный механизм». В этом случае происходит подавление личности одного из супругов ради стабильности функционирования системы семьи. Ложная толерантность подавляемого супруга, ригидная фиксация правил взаимоотношений не уравновешиваются необходимыми изменениями и это делает супружество стереотипным и монотонным. «Ретретистская реакция» (сохранение ригидной стабильности) приводит к внутриличностным конфликтам и другим нарушениям психологической сферы супругов.

Дезинтеграционные механизмы взаимодействия мужа и жены являются признаком дисфункциональных процессов и свидетельствуют о наличии в супружестве либо - скрытой / явной борьбы за власть; либо, как вариант, - отношения строятся на доминировании одного супруга над другим.

Третий тип психологических механизмов супружеской толерантности - реинтеграционные - имеют важную особенность: они способствуют восстановлению личностных связей между супругами и членами семьи после ситуационных, частичных разрушений. Использование в супружеской жизни реинтеграционных механизмов выводит отношения на новый качественный уровень. Механизмы реинтеграции, как и интегирации, являются системообразующими, так способны трансформировать новые внешние и внутренние факторы в условия функционирования семьи и супружества на новом содержательном уровне, среди них:
 а) «умение попросить прощение и прощать», т.е. извиняться и извинять - проявляется в навыке осмысленного обнаружения и признания в сложных конфликтных ситуациях своей «части вины», выражающейся в ошибочных действиях, суждениях, эмоциональных реакциях. Восстановление интегративных связей отношений основано на двухстороннем механизме выхода из «зоны вины» или эмоционального хаоса. В житейской психологии он закреплен в лексических формах - «извини» > просьба и «извиняю» > действие; «прости», т.е. посмотри просто, непредвзято, ничего не приращивая, и - «прощаю», т.е. не придаю излишне сложного значения, без подозрений в чем-либо худом. Как реинтеграционный механизм умение виниться и извинять, просить прощение и прощать может быть только двухсторонним, ибо нельзя никого простить, если об этом не было просьбы, как и нельзя вывести из зоны вины, если оттуда партнер не собирается выходить. И обратный вектор отношений, если кого-либо, ищущего прощения, не прощают или не извиняют, реинтеграции не происходит.

б) «взаимная уступка», когда супруги способны обойтись без полного удовлетворения желаний. Для включения и использования этого механизма нужна достаточная непритязательность.

в) «бинокулярность восприятия проблемы», т.е. умение оценивать и положительные и отрицательные стороны каждого решения и ситуации; возможность учета стратегических и тактических действий, проявить достаточно изобретательности, воображения и в то же время не утратить связи с реальностью.

г) «групповой механизм принятия решений», когда формируются и распределяются когнитивные роли. Эти роли спонтанно возникают в процессе решения проблемы, когда дискуссия разворачивается между «оптимистом» (тем супругом, который верит в то, что проблема решаема) и «скептиком» (тот супруг, который видит в основном недостатки предлагаемых решений). Важным элементом этого механизма является трансформация роли «скептика» - в стимулятора, когда распределяется между мужем и женой содержание ролей «исполнителя».

д) «эвристический механизм» - процесс активного поиска новых путей решения проблемы или выхода из эксквизитной ситуации. Эвристический механизм является одним из полюсов конструкта «эмоции - разум». Это позволяет супругам смело выдвигать любую гипотезу и детально обсуждать ее достоинства.

.3 Воздействие эмоционального фактора на динамику толерантных отношений

Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению фрустрирующих переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей.

Отношения между супругами выступают главными в системе внутрисемейных отношений. Они создают семью и определяют ее тип. Именно от характера и состояния супружеских взаимоотношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи.

Эмоциональные отношения супругов, как правило, проходят последовательно пять стадий.

Первая, исходная стадия, начинающаяся у многих еще до брака, - это период глубокой страстной влюбленности человека, когда супруг или любимый человек безраздельно занимает все его внимание, когда образ любимого человека как бы окрашивает собой в самые радужные тона восприятие действительности, вызывая подчас даже зрительные и слуховые галлюцинации. В это время весь мир видится как бы через розовые очки, все люди кажутся хорошими, а те, которых так назвать совсем нельзя, вызывают лишь короткое сожаление или даже сочувствие. Какие-либо проступки любимого человека воспринимаются тем более снисходительно. Это своеобразное состояние любовной эйфории достаточно явно проявляется в поведении и даже во всем облике любящего человека. Он сильно радуется по самому мелкому поводу и не очень огорчается, расстраивается даже из-за достаточно серьезных неприятностей.

На второй стадии наступает некоторое охлаждение чувства, однако встреча с любимым, даже какое-то напоминание о нем вызывает сильные чувства у любящего. В это время супругу, любимому человеку, не предъявляется никаких особых требований, достаточно уже того, что он существует, что он рядом. На него хочется смотреть, делать что-то приятное для него, говорить с ним о чем угодно, даже самые пустые слова, лишь чувствовать, что он слышит тебя и понимает. Понимает не слова, а тебя, твои чувства.

На третьей стадии происходит дальнейшее охлаждение эмоционального отношения. В отсутствии любимого человека любящий испытывает психический дискомфорт, чувствует себя неуютно, тревожно, иногда появляется даже какая-то смутная обида на него за то, что он не рядом, а где-то там, где ему хорошо, а мне вот, наоборот, плохо. В голову лезут всякие «черные» мысли.

На четвертой стадии уже не радуют не только напоминающие о нем вещи, предметы, но даже появление его самого уже не вызывает особо теплого чувства. Радость, удовольствие еще вызывают знаки внимания, какие-то милые подарки, поступки, «доказывающие», что он любит. Это - стадия привыкания, сигнал об усталости от супруга, которому надо бы куда-то на время исчезнуть из виду. (Только бы знать, где он, с кем и что делает, чем занимается). К сожалению, сигнал этот молодые супруги обычно плохо воспринимают и, естественно, практически не реагируют, «едут на желтый свет».

Если на этой стадии не снизить интенсивность общения, начинается период, когда присутствие супруга может вызвать какую-то досаду, неосознанное раздражение, когда те или иные особенности его внешности, поведения, привычек могут восприниматься уже как недостатки. Возникают предпосылки для всевозможных размолвок. Нередко слова, жесты, поступки супруга воспринимаются теперь недоброжелательно, подчас, даже враждебно. Каждая оплошность рассматривается почти как умышленное злодеяние. Бессознательно ищется (и успешно «находится») злой умысел во всем поведении супруга - нынешнем и прошлом. Хочется уйти от него, постылого. И если он исчезнет в это время, особенно по уважительной причине, досада постепенно затихает, и сколько-нибудь глубокого следа от этого неприятного чувства не остается. Это - «второй звонок», предупреждающий о том, что супругам необходимо уменьшить интенсивность общения, дать возможность отдохнуть друг от друга. Это «красный свет светофора» на пути друг к другу. Такие состояния даже в первые годы супружеской жизни бывают довольно часто (у некоторых ежегодно, а у других даже по нескольку раз в год).

Наконец, пятая стадия, которая случается гораздо реже, раз в несколько лет (а некоторым достаточно и одного раза в жизни, чтобы семья распалась). В этом состоянии супруг, как и на первой стадии, опять целыми днями занимает все сознание супруги. Но теперь он предстает как «гнусный и расчетливый злодей». Забыто все хорошее и доброе, зато отчетливо выступает, вырастает до гигантских размеров, выстраивается в единую, бесконечную цепочку все негативное, неприятное, отрицательное в нем. Совместная жизнь в это время, по твердому убеждению бывшего любящего, «теряет всякий смысл»…

Само собой разумеется, что этап этот крайне опасен. Он сопровождается обычно соответствующими отношениями, когда хочется сразиться с ним, побольнее уколоть, унизить, уничтожить, пусть даже ценой собственного благополучия и счастья семьи, детей. Чтобы, наконец, «всю правду ему в глаза» - о нем, его родителях, родных, друзьях и знакомых…

Особенно опасно, когда у супругов совпадают эти периоды остывания эмоционального отношения друг к другу. Потому что в таком случае они своим поведением дают друг другу очень много «подтверждений» неблагоприятного отношения. Наступает «резонанс колебаний», система идет «вразнос» и разрушается.

Общение, естественно, временно прекращается, супруги отдыхают друг от друга, а через некоторое время постепенно тускнеют обиды, мелкими начинают казаться разделяющие их «рвы», возвращается даже первый этап их взаимоотношений. Во всяком случае, такие случаи нередки.

Конечно, трудно провести четкую границу между эмоциональными стадиями у одного и того же человека, а тем более нельзя отождествлять положение, состояние, самочувствие, поведение на одной и той же стадии у разных людей.

.4 Факторы семейного благополучия

Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей - в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи - это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье.

Неудачу в браке во многом предопределяют ошибки в выборе партнера: избранник в реальности либо не обладает необходимыми личностными чертами, либо совокупность его психофизиологических особенностей, взглядов и ценностей не соответствует представлениям и потребностям избирающего. Разочарование может наступить независимо от того, что партнер обладает множеством положительных качеств. Очень важно, чтобы муж и жена подходили друг другу по биологическим и нравственным факторам, отражающим различные аспекты воспитания, политические, культурные, религиозные взгляды, а также чтобы партнеры терпимо относились к особенностям друг друга.

Важнейшие предпосылки будущего семейного, в том числе супружеского, благополучия это:

Психобиологическая совместимость. Речь идет о «неопределимой внутренней симпатии», в основе которой могут быть такие ясные причины, как восхищение талантом, достигнутым успехом, общественным положением или внешним эстетическим идеалом.

Гармоничный брак предполагает социальную зрелость супругов, подготовленность к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг и ответственность, самообладание и гибкость. Наиболее удачны браки тех людей, которые ценят в своем партнере надежность, верность, любовь к семье и твердый характер. В «идеальном браке» супруги чаще всего обладают такими чертами личности, как выдержанность, трудолюбие, заботливость, самоотверженность и гибкость поведения.

Образование. Высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Даже в браке, заключенном между двумя молодыми людьми, окончившими высшие учебные заведения, могут возникнуть конфликты, которые, если их своевременно не решить, дадут повод к разводу. Однако интеллектуальный уровень и характеры партнеров не должны чрезмерно отличаться.

Возраст определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Наиболее оптимальным считается возраст 20-24 года. Наиболее естественная разница в возрасте супругов 1-4 года. Устойчивость так называемых неравных браков во многом зависит не только от характера обоих партнеров, от их взаимного чувства, но и от подготовленности к возрастным особенностям, от умения противостоять «злословию» окружающих и так далее.

Продолжительность знакомства. За период знакомства важно хорошо узнать друг друга не только в оптимальных условиях, но и в трудных ситуациях, когда ярко проявляются личные качества и слабости характера партнера. Возможно, как это принято сейчас, пожить вместе какое-то время, чтобы освоиться, привыкнуть к особенностям друг друга.

Психологическая несовместимость - это невозможность в критических ситуациях понять друг друга. В браке каждый из супругов может выступать как «психотравмирующий фактор», например, когда один из супругов является препятствием в удовлетворении потребностей другого. Психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании - сходстве или взаимодополнительности - ценностных ориентации, личностных и психофизиологических особенностей. Психологическая совместимость субъектов - явление многоуровневое и многоаспектное. В семейном взаимодействии она включает в себя психофизиологическую совместимость, личностную совместимость, в том числе когнитивную (осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом), эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека), поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний); совместимость ценностей, или духовную совместимость.

Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов:

эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;

сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом;

сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;

сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;

общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов.

Особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе психотерапии. Ценностная и психофизиологическая несовместимость не поддается или с большим трудом поддается коррекции.

Психофизиологическая, и в частности сексуальная, несовместимость способна привести к распаду брака. А рассогласование ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневных контактах, приводит к почти необратимому разрушению общения и супружеских взаимоотношений. Здесь важно, с одной стороны, насколько различны оценочные критерии супругов, а с другой - насколько индивидуальные критерии соответствуют общепризнанным. Можно говорить о двойной гармонии, когда ценностные установки супругов совпадают между собой и с общепринятой системой ценностей; о совпадении взглядов с общепринятой системой ценностей только одного из супругов; о соответствии ценностных критериев обоих партнеров общепринятым ценностям при одновременной дифференциации их точек зрения; о двойной дифференциации, когда системы ценностей расходятся и интересы обоих не отождествляются с общепризнанными критериями.

При отсутствии какой-нибудь из этих групп предпосылок совместимости не происходит оптимальной адаптации или она происходит медленно, гармония супружеского союза нарушается.

Наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом. При отсутствии этих умений нередко возникают конфликтные ситуации как следствия несовместимости каких-либо сил внутри одной личности или между супругами. Важно учитывать и индивидуально-психологические особенности каждого из супругов. Рациональным и комплексным показателем их индивидуальности может служить тип личности: наиболее распространенной причиной супружеских конфликтов, а также разводов является «несходство характеров», несовместимость супругов.

Источником трудностей в семейной жизни могут быть особенности личности одного или обоих супругов. Речь идет о чертах, которые вначале соответствовали норме, но не были вполне адекватными личностным качествам партнера или партнер не находил правильного подхода к общению, был не в состоянии справиться с некоторыми особенностями своей собственно психики. Кроме того, это могут быть и патологические свойства личности, которые уже сами по себе представляют проблему в межличностных связях, а тем более в супружеских отношениях, делая их изначально потенциально конфликтными и сложными, требующими для более или менее гармоничного сосуществования членов семьи специальных навыков и установок (Р. Вулис, 1999). При изучении личности супругов особого внимания заслуживают такие свойства: экстравертность-интравертность, доминантность-подчиненность, ригидность-гибкость, оптимизм-пессимизм, беспечность-ответственность, рационализм - романтизм, вспыльчивость-лабильность, способность к социальной адаптации.

Важны основные моральные принципы, интересы, кругозор, стиль жизни, психосоциальная зрелость и шкала ценностей. Эти показатели отражают тот факт, что помимо личностных качеств супругов, брачное взаимодействие связано с ожиданиями и опытом их предшествующей жизни. Для того чтобы помочь супругам, имеющим проблемы в браке, необходимо выяснить, на чем базируются некоторые из их ожиданий и каково реальное положение дел в семье. С этой целью обычно рассматриваются брак их родителей, братьев или сестер; динамика развития брачных отношений.

Особое внимание при исследовании проблем супружеской пары следует уделять исследованию факторов выбора мужем и женой друг друга. Выбор партнера и межличностная привлекательность в браке поддерживаются факторами, представляющими для индивида особую ценность или вызывающими у него надежды на то, что социальный контакт с данным партнером будет благоприятным.

Итак, проблема семейного благополучия связана в первую очередь с тем, насколько психологически совместимыми оказываются друг с другом члены семьи. Совместимость как многоуровневый феномен связана не только с актуальным состоянием и личностными особенностями супругов, но также и с их опытом прошлой жизни, опытом межличностных отношений в родительской семье. Наиболее оптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип взаимоотношений супругов носят в целом позитивный характер, сходны или взаимодополнительны (комплементарны), не противоречат общесоциальной системе правил и норм взаимодействия и взаимоотношений.

Особый вопрос - стадия повторного брака. При разводе почти неизбежно появляется чувство потери, возникает ощущение отвергнутости, брошенности, ненужности. На первый взгляд может показаться, что покинутость чувствует только тот, для кого развод явился «неожиданностью», однако сам инициирующий задолго до принятия окончательного решения о разводе переживает те же негативные чувства. Как и любое горе, развод переживается в несколько стадий: первый шок, депрессия и возрождение. Каждая стадия требует времени и активной реакции. Проскочив какую-то из них, например «закрыв глаза» с помощью алкоголя или поверхностной влюбленности, человек обрекает себя на неожиданный возврат в непережитую стадию.

Развод как явление часто связано с тем опытом межличностных отношений, который супруги усвоили в своих родительских семьях. Замечено, что ошибки родных «так и хочется повторить», и дети разведенных родителей зачастую подсознательно провоцируют разводы и в своих семьях. Этот «порочный круг» можно попытаться разорвать, проанализировав свой и родительский стили семейных отношений. Проще такой анализ дается с помощью семейного психотерапевта. Но для начала неплохо самостоятельно найти и объяснить свои ошибки. Это поможет не просто их увидеть, но и осознать, чтобы избежать повторения в дальнейшем. Опыт обретших семейное счастье со второй или с третьей попытки ободряет разводящихся. К тому же существует даже такое мнение, что каждый новый брак - как новая жизнь, и потому человек, сменивший нескольких супругов, прожил несколько жизней.

Преимущества повторного брака по сравнению с первым заключаются в том, что партнеры уже не рассчитывают на «вечную», романтическую любовь и подходят к супружеству более рационально. Они чаще испытывают благодарность за все хорошее, что им предоставляет второй брак, стараются сохранить его, активнее его оберегают. Если же дисгармония в семейных отношениях возникает вновь, супруги более подготовлены, мотивированы к коррекции своих отношений и в случае необходимости легче идут на разрыв отношений.

Однако у невротиков, лиц с патологическими чертами характера во втором браке наблюдается тот же неудачный выбор партнера, отмечаются те же ошибки, которые привели к распаду первого брака. Нормальные, адаптивные личности чаще делают правильные выводы из предыдущей неудачи, выбирают для второго брака более адекватного партнера или ведут себя более осмысленно.

Итак, брачный союз в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся так называемыми нормативными кризисами. Общий характер этих кризисов, однако, не определяет их остроту и серьезность. Многое зависит от желания и культуры межличностных отношений супругов, их способности пересматривать свои ошибочные взгляды, стремления поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения с другими членами семьи. Наличие осознанной установки на совместное с партнером развитие, своевременное обнаружение изменений во взаимоотношениях позволяют супругам корректировать свое поведение. Невнимание к процессам развития друг друга, изменениям потребностей и интересов партнера ставит семью на грань распада. Развод как крайний вариант решения возникающих семейных противоречий может стать конструктивным опытом, если человек осознает необходимость изменения собственных представлений о себе, других людях, семейной жизни.

             2. Эмпирическое исследование уровня толерантности у супругов

Целью исследования является - изучить и выявить факторы, наиболее сильно влияющие на развитие психологической толерантности в семейно-брачных отношениях.

Предмет исследования: психологические аспекты межличностных отношений.

Гипотеза исследования - развитие психологической толерантности супругов зависит от: образования; возраста супругов; стажа семейной жизни; конфликтности супругов; удовлетворенности - неудовлетворенности браком одного из супругов

В исследовании участвовали 5 супружеских пар с различным стажем брака от 5 до 20 лет. Все семьи имеют детей в возрасте от 2-х до 25 лет. Возраст самых молодых супругов составляет 25 и 27 лет, самых зрелых 45 и 50 лет. Разница в возрасте, у всех пар, составляет от 1 года до 5 лет. Образовательный уровень одинаков у 2 семей. В 1 семье муж имеет образование выше, чем жена. В 2-х семьях жена имеет образование выше, чем муж.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

·        провести исследование коммуникативной толерантности, характера взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях и удовлетворенности - неудовлетворенности браком в супружеских парах с помощью выбранных методик;

·        Выделить основные компоненты благополучия в супружеских отношениях;

·        Рассмотреть и выделить ценностные ориентации супругов;

·        Рассмотреть основе теоретического анализа психологию брачно-семейных отношений;

·        Выделить основные механизмы супружеской толерантности;

Супружеским парам были выданы:

·        бланки методик (мужской и женский варианты);

·        анкета с освещением цели и задач исследования, в которой отмечались: возраст супругов, стаж брака, наличие (или отсутствие) детей и их возраст;

·        конверт для обеспечения конфиденциальности между мужем и женой, который запечатывался после заполнения тестов.

Для исследования были использованы 3-и методики:

·        Самооценка коммуникативной толерантности (В.В. Бойко),

·        тест - «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»,

·        тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) (авторы: В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).

             2.1 Методическое обеспечение экспериментального исследования


Исследование проводилось при помощи таких методов как:

Тест - опросник «Самооценка коммуникативной толерантности (В.В. Бойко.) (см. приложение 1) позволяет определить основные тенденции во взаимоотношениях с партнером. Испытуемый оценивает себя во взаимоотношениях с другими людьми, в результате определяет свой уровень коммуникативной толерантности. Методика разработана В.В. Бойко.

Тест-опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (см. приложение 2) позволяет выявить наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений, степень согласия (или несогласия) в конфликтных ситуациях, уровень конфликтности в паре. Методика разработана Ю.Е. Алешиной и Л.Я. Гозманом, представляет собой бланковый тест-опросник, содержащий описание 32 ситуаций супружеского взаимодействия, которые носят конфликтный характер.

Изучение конфликтов в супружеских парах позволило выделить 8 сфер, в которых чаще всего происходят столкновения:

Проблемы отношений с родственниками и друзьями.

Вопросы, связанные с воспитанием детей.

Проявление стремления к автономии.

Нарушение ролевых ожиданий.

Рассогласование норм поведения.

Проявление доминирования одним из супругов.

Проявление ревности.

Расхождения в отношении к деньгам.

Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко (см. приложение 3), предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы, представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.

Тест «Удовлетворенности браком» представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятие себя и партнера, мнения, оценки, установки и так далее.

Как стандартизированная методика, «ОУБ» имеет нормы:

-16 баллов - абсолютно неблагоприятный брак;

-22 балла - неблагополучный брак;

-26 баллов - скорее неблагополучный брак;

-28 баллов - переходная форма брака;

-32 балла - скорее благополучный брак;

-38 баллов - благополучный брак;

-48 баллов - абсолютно благополучный брак.

Для методики «ОУБ» была инструкция: «Внимательно прочитайте каждое утверждение и выберете один из трех предполагаемых вариантов ответов, старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить».

            

             2.2 Результаты исследования, их анализ и интерпретация


Результаты проведения диагностики коммуникативной толерантности (см. диаграмму 1)

Диаграмма 1. Уровень коммуникативной толерантности мужчин и женщин

В результате исследования видно, что с возрастом уменьшается нетерпимость, развивается толерантность. Причем эта зависимость между возрастом (семейным стажем) и толерантностью намного более выражена среди женщин, для мужчин же корреляция очень слабая (см. диаграмму 2)

Диаграмма 2. Уровень коммуникативной толерантности между возрастом и семейным стажем


Таким образом, на основе анализа полученных данных можно сделала вывод, что толерантность увеличивается с возрастом (стажем) среди женщин, среди мужчин такая зависимость выражена слабо.

Также в ходе эксперимента можно было проследить зависимость различных аспектов толерантности от пола, возраста, образования и семейного стажа, причем степень этой зависимости обусловлена половой дифференциацией испытуемых. Так, зависимость аспекта толерантности «терпимость к некоммуникабельности» у мужчин зависит от образования (чем более образованы мужчины, тем терпимость к некоммуникабельности выше). У женщин эта зависимость также выражена, но слабее.

В то же время у женщин прослеживается зависимость между возрастом и адаптационными способностями (см. диаграмму 3) - с возрастом адаптационные способности во взаимодействии с людьми увеличиваются, а у мужчин статистически значимой зависимости между этими параметрами не прослеживается.

Диаграмма 3. Зависимость между возрастом и адаптационными способностями женщин

Кроме того, наблюдается средняя положительная корреляция между полом и склонностью к перевоспитыванию партнера (см. диаграмму 4)

Диаграмма 4. Зависимость между полом и склонностью к перевоспитыванию


Женщины более склонны переделывать мужчин под себя, а это в свою очередь говорит о том, что они не согласны полностью принимать мужчин такими, какие они есть, а чем отчетливее негативные переживания человека по поводу своеобразия другого, тем ниже уровень толерантности. Мужчины же пытаются перевоспитывать своих жен в меньшей степени, то есть принимают и понимают индивидуальность других людей, что свидетельствует о более высоком уровне общей коммуникативной толерантности.

Таким образом, психологическая толерантность женщин зависит от возраста и стажа. У мужчин такой зависимости не прослеживается, но прослеживается четкая зависимость от уровня образования.

Среднее значение самооценки коммуникативной толерантности у женщин выше, то есть женщины в среднем являются менее толерантными (разница составляет не более 10%), зависимость между возрастом мужчин и толерантностью практически отсутствует.

Результаты опросника «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»

Присутствует половая дифференциация результатов. Например, между конфликтностью в такой сфере, как отношения с родственниками и друзьями, прослеживается средняя положительная корреляция с образованием у мужчин, то есть более образованные мужчины спокойнее реагируют в соответствующих конфликтных ситуациях (см. диаграмму 5). У женщин не является статистически значимым. Но конфликтность в той же сфере (проблемы отношений с родственниками и друзьями) у женщин показывает среднюю положительную корреляцию со стажем и в меньшей степени возрастом. В среднем, женщины являются более конфликтными, чем мужчины (см. диаграмму 6). Аналогично, среднее значение конфликтности уменьшается с повышением уровня образования.

Диаграмма 5. Проблемы отношений с родными и друзьями (женщины)

Диаграмма 6. Проблемы отношений с родными и друзьями (мужчины)


Таким образом, на толерантность мужчины в конфликтных ситуациях влияет уровень образования, а толерантность женщины зависит от стажа ее семейной жизни, возраста и только потом уже от образования.

Также отметим зависимость между полом и проявлением ревности, то есть женщины более конфликтны в выражении ревности, более ревнивы). Более образованные люди больше удовлетворены своим браком. Удовлетворенность браком не зависит от пола, ее среднее значение примерно совпадает у мужчин и у женщин.

Соотношение между самооценкой коммуникативной толерантности и конфликтностью зависит от пола. Развитие супружеской толерантности зависит от конфликтности. Чем более конфликтен человек, тем менее он толерантен, и наоборот.

Кроме того, многие составляющие толерантности соотносятся со сферами конфликтности, например, адаптационные способности и вопросы, связанные с воспитанием детей.

У людей, имеющих высшее образование, толерантность выше, чем у людей, имеющих среднее образование, а также мужчины более толерантны, чем женщины.

Люди старшего возраста являются более толерантными, чем люди более молодого возраста (в данной выборке), причем среди мужчин такая зависимость выражена слабее. Семейные пары в данной выборке с большим стажем семейной жизни более толерантны, чем пары с меньшим стажем семейной жизни.

Проведя диагностику характера поведения супругов в конфликтных ситуациях, мы видим, что в данной выборке есть семейные пары с различными показателями общего индекса конфликтности: позитивной и негативной реакцией реагирования на конфликт. Сравнительный анализ между методом «Самооценки коммуникативной толерантности» и «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» показал (см. диаграмму 7), что между конфликтностью и толерантностью соотношение присутствует, с увеличением показателя толерантности уменьшается конфликтность, и наоборот.

Диаграмма 7. Сравнительный анализ между толерантностью и конфликтностью

Результаты теста-опросника удовлетворенности браком

Большинство испытуемых, как мужчин, так и женщин, относятся к типу семей - благополучные, абсолютно благополучные и скорее благополучные. Сравнительный анализ показал, что у мужчин и женщин наблюдается слабое расхождение - между толерантностью и удовлетворенностью браком, то есть более толерантные люди (имеющие меньший балл в тесте самооценки коммуникативной толерантности) больше удовлетворены своим браком (см. диаграмму 8).

Диаграмма 8. Соотношение конфликтности, толерантности, удовлетворенности браком


Вероятно, существует более сильная зависимость между толерантностью и такими показателями, как стаж семейной жизни, конфликтность, возраст, образование и удовлетворенность-неудовлетворенность браком одного из супругов, но это мы сможем проследить, подтвердить или же опровергнуть в дальнейшем, при условии гораздо большего количества выборки.

Заключение

Семья, являясь основной формой организации внепроизводственного бытия человека, выполняет множество функций. Однако выполнение в семье этих функций возможно лишь при условии однозначного понимания супругами своей семейной роли и ответственности по отношению к семье, а также при условии «здоровых» взаимоотношений между супругами и развития толерантности.

Это можно рассмотреть в эксперименте, для этого были подобраны методики позволяющие выявить самооценку коммуникативной толерантности, конфликтность супругов и чувство удовлетворенностью браком.

Опираясь на полученные данные проведенных исследований можно сделать эмпирические выводы:

·        В результате исследования видно, что с возрастом уменьшается нетерпимость, развивается толерантность, и это более выражено среди женщин

·        Среди мужчин развитие толерантности от возраста слабо выражена, но прослеживается четкая зависимость от уровня образования.

·        Соотношение между самооценкой коммуникативной толерантности и конфликтностью хорошо прослеживается в зависимости от пола.

·        Развитие супружеской толерантности так же зависит от конфликтности.

·        Чем более конфликтен человек, тем менее он толерантен, и наоборот.

·        В среднем, женщины являются более конфликтными, чем мужчины.

·        Женщины более конфликтны в выражении ревности, более ревнивы.

·        Более образованные люди больше удовлетворены своим браком.

·        Удовлетворенность браком не зависит от пола

Таким образом, на основе сделанных выводов можно утверждать, что цель достигнута, то есть, - «изучить и выявить факторы, наиболее сильно влияющие на развитие психологической толерантности в семейно-брачных отношениях». А гипотеза доказана, - развитие психологической толерантности супругов зависит от: образования; возраста супругов; стажа семейной жизни; конфликтности супругов; удовлетворенности - неудовлетворенности браком одного из супругов.

Список использованных источников

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001 г. - 272 с. - (серия «Мастера психологии»)

2.      Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь. 2006. - 384 с.

.        Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004 г. - 365 с.

.        Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2005. -244 с.

.        Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. - 416 с.

.        Асташова H.A. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений. // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: Сб. науч.-метод. ст. - 2-е изд., Москва - Воронеж, 2003. -368 с.

.        Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии. 1989 г. №1. С. 92-100

.        Батаршев A.B. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 336 с.

.        Бойко В.В. Энергия эмоций. 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. -474 с.

.        Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему) - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2003. 240

.        Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Семья как социокультурный феномен // Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. - М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. - С. 27-53.

.        Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.1998. - с. 5-10 // Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2001. - 416 е.: ил. - (Серия «Хрестоматия по психологии»).

.        Вебер Г. Практика семейной расстановки: Системные решения по Берту Хеллингеру (Составитель Г. Вебер) / Перевод с немецкого И.Д. Беляковой. М.: Международный институт консультирования и системных решений, Высшая школа психологии, 2004. - 384

.        Волочков A.A., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности. // Психологический журнал, 2004, том 25, №2, С. 17-33.

.        Галкин A.A., Красин Ю.А. «Культура толерантности перед вызовами глобализации». // Журнал «Социологические исследования». №8 2003 г. С. 64-74.

.        Гордеев М.Н., Гордеева Е.Г. НЛП в психотерапии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 264 с.

.        Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом СПб.: Питер, 2002. - 240 с. - (Серия «Практикум по психологии»).

.        Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 496 е.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

.        Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности. // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: Сб. науч.-метод. ст. 2-е изд., - Москва - Воронеж, 2003. - 368 с.

.        Дворникова E.H. Проблемы воспитания толерантной личности через формирование культурной идентичности. // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: Сб. науч.-метод. ст. 2-е изд., - Москва - Воронеж, 2003. -368 с.

.        Джексон Адам Десять секретов Любви / Перев. с англ. - М.: Издательский дом «София», 2005. 144 с.

.        Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. / Под общей редакцией В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2003 г. - 651 е.: ил. - (Серия «Учебник нового века)

.        Ефимова Н.С. Психология взаимопонимания. - СПб.: Питер, 2004. 176 с.

.        Знаков В.В. Половые, тендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы. // Психологический журнал. 2004, том 25, №1, С. 41-51

.        Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние - СПб: Издательство «Питер», 2000. 448 е.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)

.        Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. - 752 е.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

.        Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т.С. Кабаченко. СПб.: Питер, 2003. - 400 с. - (Серия «Учебное пособие»).

.        Калинина К.В. Разговор о взаимоотношениях в семье // Психология. Пермь. -2007. - №14.

.        Коржова Е.Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. - СПб.: Институт практической психологии, 2004. - 542 с.

.        Коростылева JI.A. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета 2000. - 292 с.

.        Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 318 с.

.        Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика /Ред. В.Ю. Большаков. СПб., Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000, С. 476-510.

.        Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики личностных свойств. - СПб., 2003, 49 с.

.        Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. 464 с.

.        Лакосина Н.Д. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. вузов / Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. - 2-е изд.-М.: МЕДпресс-информ, 2005, - 416 с.

.        Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. М.: «Привет, 2004». - 358 с.

.        Майерс Дэвид Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. - 752 е.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)

.        Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. - М.: Издательство Эксмо, 2004. 896 с.

.        Митрофанова А. Личная жизнь как совместный проект. Тест на совместимость. СПб.: Питер,

.        Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. СПб.: Речь, 2007. - 392 с.

.        Обозов H.H. Межличностные отношения. Ленинград, Издательство Ленинградского университета, 1979 г. 151 с.

.        Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд - во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.

.        Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология: Учебное пособие. - М.: Т-во научных изданий КМК. 2005. - 483 с.

.        Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!