Основы административно-правового положения религиозных объединений
Основополагающим нормативным правовым актом, определяющим статус религиозных общественных объединений является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-Ф5 «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В соответствии с вышеназванным Федеральным законом религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (ст. 8).
Лейтмотив Федерального закона «О свободе совести и с религиозных объединениях» - закрепление превентивных полномочий правоохранительных органов: государственная власть заинтересована в предотвращении возможной противоправной деятельности так называемых тоталитарных сект, исключающих добровольную основу участия граждан в религиозном объединении (ст. 3, 4).
Административно-правовые отношения возникают в процессе государственной регистрации религиозных объединений, осуществления ими полномочий юридического лица, контроля Росрегистрации и ее территориальных органов за деятельностью религиозных объединений и их ликвидации.
Религиозные объединения могут быть созданы в форме религиозных групп (ст. 7) и религиозных организаций (ст. 6), однако правоспособностью юридических лиц обладают только зарегистрированные в органах юстиции религиозные организации (ст. 11). Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет статус факультативного и императивного режимов регистрационных отношений; различия этих режимов обусловлены намерениями лиц, создавших религиозную группу. Таким образом, факультативный режим регистрационных отношений распространяется на религиозные группы, учредители которых не намерены ходатайствовать в органах юстиции о предоставлении им статуса юридического лица. Обязательная государственная регистрация предусмотрена для объединений, созданных в форме религиозной организации.
Регистрации в Росрегистрации подлежат только централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территории двух или более субъектов Федерации, а также представительства иностранных религиозных организаций (ст. 13), все остальные организации (в том числе местные религиозные организации и централизованные религиозные организации, за исключением указанных выше) регистрируются территориальными органами Росрегистрации (ст. пп. 4, 5 ст. 11).
Статус общероссийского религиозного объединения распространяется только на централизованные религиозные организации, действующие на законных основаниях на территории России в течение не менее чем 50 лет на момент обращения организации в орган юстиции с заявлением о государственной регистрации (п. 5 ст. 8). Учредители местной религиозной организации обязаны подтвердить в органе юстиции факт своей деятельности на соответствующей территории в течение не менее 15 лет. Указанный временной ценз не распространяется на местные религиозные объединения, действовавшие до государственной регистрации в составе централизованной религиозной организации.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» все же допускает распространение прав юридического лица для местной и централизованной религиозной организации и без временного ценза, однако в этом случае учредители обязаны ежегодно в течение 15 лет перерегистрироваться в территориальных органах юстиции (ст. 9). На созданное таким образом религиозное объединение в течение всего пятнадцатилетнего срока участия в регистрационных отношениях распространяются лишь отдельные правомочия юридического лица, - в частности, такие объединения не вправе создавать учреждения профессионального религиозного образования, производить, распространять религиозную литературу, иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.
Для административных отношений, возникающих в сфере деятельности религиозных объединений, характерно сочетание различных видов разрешительной политики. Созданию централизованной религиозной организации свойственна особая периодичность регистрационных отношений: вначале государственной регистрации подлежат местные организации, и только после ее завершения учредители вправе ходатайствовать о регистрации централизованной организации.
В случае последующего расширения деятельности централизованной религиозной организации, например при учреждении ею новых местных организаций, регистрационные отношения между органом юстиции и учредителями возникают вновь. Сочетание двух различных видов разрешительных полномочий необходимо при создании конфессиональными объединениями учреждений профессионального религиозного образования. Такие учреждения подлежат государственной регистрации в органе юстиции в качестве религиозного объединения, однако для получения права осуществления образовательной деятельности необходима лицензия Минобрнауки.
В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» при создании общероссийской религиозной организации требуется соответствие временному цензу в 50 лет и подтверждение наличия в ее составе минимум трех местных организаций, зарегистрированных на территории одного или нескольких субъектов Федерации (ст. 9). Базовый Закон об общественных объединениях предусматривает значительно более сложную процедуру получения статуса общероссийского объединения. В этом случае в Росрегистрации необходимо доказать существование отделений, филиалов или представительств, действующих минимум в 45 субъектах Федерации.
Таким образом, для подтверждения статуса общероссийской религиозной организации территориальный аспект органом государственной регистрации не учитывается - такая организация может действовать на территории одного субъекта Федерации и тем не менее именоваться «общероссийской» (п. 5 ст. 8).
. Охарактеризуйте правовые основы управления в области внутренних дел
Термином «внутренние дела» обозначается одна из сфер деятельности государства. Наименование рассматриваемой сферы носит традиционный характер и отражает ее исторически сложившееся содержание. Сфера внутренних дел является многоструктурной.
Она включает в себя ряд сложных групп общественных отношений, которые связаны с защитой прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; предупреждением и пресечением преступлений и административных правонарушений; осуществлением оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия; обеспечением безопасности дорожного движения и противопожарной безопасности; осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности (выдача лицензий на частную детективную и охранную деятельность, на приобретение, хранение оружия и др.); проведением в жизнь правил паспортной системы, регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту жительства; обеспечением соблюдения правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства; охраной собственности по договорам; осуществлением уголовно-исполнительной деятельности и др. правление внутренними делами, так же как управление в иных сферах и отраслях, представляет собой целенаправленную организующую деятельность. Субъектами управления в сфере внутренних дел являются государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями, общественные формирования и их представители, обладающие специальными правами по осуществлению функций в сфере внутренних дел, граждане, участвующие в охране общественного порядка и общественной безопасности.
К области внутренних дел как сфере государственного управления относятся общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, а также в области миграции.
Правовой основой государственного управления в области внутренних дел являются Конституция Российской Федерации, ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.01.2011) (действующая редакция от 21.07.2014), Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I, Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной сфере.
Государственное управление в области внутренних дел осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), а также подведомственная ему Федеральная миграционная служба (ФМС России).
Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации. МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России). МВД России имеет знамя, учреждаемое Президентом Российской Федерации.
Основными задачами МВД России являются:
разработка общей стратегии государственной политики в области внутренних дел;
совершенствование нормативно-правового регулирования в области внутренних дел;
обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
обеспечение охраны общественного порядка;
обеспечение безопасности дорожного движения;
организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;
управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации (внутренние войска), организация их деятельности.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему:
главные управления МВД России по федеральным округам;
министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации;
управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;
окружные управления материально-технического и военного снабжения;
органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск;
представительства (представителей) МВД России за рубежом;
иные организации и подразделения, созданные в установлен ном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
В области предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений МВД России осуществляет оперативно-розыскную деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; экспертно-криминалистическую деятельность, а также розыск лиц и похищенного имущества.
МВД России осуществляет контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства Российской Федерации об оружии; выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации.
МВД России осуществляет:
лицензирование отдельных видов деятельности;
выдачу разрешений на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта;
контроль частной детективной и охранной деятельности на территории Российской Федерации, а также деятельности ведомственной охраны.
МВД России организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях.
К ведению МВД России относятся такие функции, как:
организация производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;
обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;
обеспечение проведения государственной дактилоскопической регистрации, а также ряд других функций.
МВД России возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МВД России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр осуществляет полномочия по руководству входящими в систему МВД России органами, воинскими частями внутренних войск, организациями и подразделениями, осуществляет их реорганизацию и ликвидацию, а также издает нормативные правовые акты МВД России, в том числе совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти, заключает международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности.
Задача
Гр. Лапикову Л.В, управляющему машиной «Жигули», инспектор ДПС ГИБДД Касимов И.Ю. 21 октября 2010 г. Предложил пройти в установленном порядке освидетельствование на состояние опьянения. Лапиков Л.В.категорически отказался.
Дайте юридическую оценку действиям Лапикова Л.В. Составьте необходимые процессуальные документы.
В данном случае сотрудник ДПС ГИБДД Касимов И. Ю. не прав. Так как он должен был соблюдать порядок освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 (ред. от 18.11.2013). Согласно указанным Правилам освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения.
Согласно этим правилам он должен был указать один из следующих признаков:
а) запах алкоголя изо рта;
б) неустойчивость позы;
в) нарушение речи;
г) резкое изменение окраски кожных покровов лица;
д) поведение, не соответствующее обстановке.
И только если присутствует один из этих признаков он был вправе отправить водителя Лапикова Л. В. На освидетельствование.
А значит, отказ Лапикова Л.В. от прохождения освидетельствования. не порождает для него никаких последствий и не влечет административного наказания.
Инспектором ДПС ГИБДД Касимовым в данном случае при отправлении Лапикова на освидетельствование должен был быть составлен следующие протокол (пример заполнения протокола):
ПРОТОКОЛ 00 АА N 000000
О НАПРАВЛЕНИИ НА МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ
"_3_"сентября 2014 г. "_20_" часов "30_" минут ___г. Оренбург, ул. Липовая (место составления)
Я, _______инспектор ДПС ГИБДД Касимов,
(должность, подразделение, звание, фамилия, инициалы лица, составившего протокол) составил настоящий протокол о том, что гражданин(гражданка) Лапиков управлял машиной в нетрезвом состоянии фамилия, имя, отчество ____________17.07.1979 г. Г. Оренбург______________________________________________, (дата и место рождения) проживающий(ая) _________г. Оренбург, ул. Советская 17___________________________________________________________________________ тел. __25-25-25_____________________, работающий(ая) _______________________не работающий_____________________________ управлявший(ая) транспортным средством ______________Жигули_____________________ государственный регистрационный знак __________Е777УК_____ на основании ст. 27.12
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "_3_" _сентября______ 20_14_ г., в "_20_" час. "_30_" мин. направлен(а) для прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии признаков опьянения _______________________________________________________ (перечислить признаки: запах алкоголя изо рта, ___________________________________________________________________________ неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке).
Основание для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (нужное подчеркнуть):
. Отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
. Несогласие с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
. Наличие достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Пройти медицинское освидетельствование ________________________ ___________ (согласен/отказываюсь) (подпись)
Понятые:
. Фамилия __________________ Имя ______________ Отчество _________________ адрес места жительства _________________________________________________ ___________________________________ тел. _______________________________ Подпись ___________________
. Фамилия __________________ Имя ______________ Отчество _________________ адрес места жительства _________________________________________________ ___________________________________ тел. _______________________________ Подпись ___________________
Копию протокола о направлении на медицинское освидетельствование получил ___________________________________________
(подпись лица, направляемого на медицинское освидетельствование)
Подпись должностного лица, составившего протокол __________________________
Обращаем внимание на то, что в данном протоколе существуют ошибки: НЕТ ПОНЯТЫХ и не указаны признаки опьянения. А значит данный протокол не правомерен.
Нормативные акты и литература
исполнительный власть протокол освидетельствование
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальное издание. М.: Юрайт, 1998. 48 с.
. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. ФЗ ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, N 39, ст. 4465.
. Федеральный Закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.01.2011) (действующая редакция от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.
. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 (ред. от 18.11.2013) Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством // Собрание законодательства РФ", 07.07.2008, N 27, ст. 3280.
. Агапов А. Б. Административное право: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 984 с.
. Бобылев, А. И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления: монография / А. И. Бобылев, Н. Г. Горшкова, В. И. Ивакин; Под ред. А. И. Бобылева. М.: Изд. дом «Право и государство», 2003. 304 с.
. Общая теория права и государства: учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юристъ, 2003. 520 с.
. Проблемы общей теории права и государства: учебник / под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. 832 с.
. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М.: Изд-во НОРМА, 2001. 616 с.
. Попов, Л.Л. Административное право России: электронный учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров. - М.: "Проспект", 2010 // СПС Гарант.