Исполнительная ветвь государственной власти в Российской Федерации: полномочия, структура, опыт функционирования на федеральном и региональном уровнях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,6 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исполнительная ветвь государственной власти в Российской Федерации: полномочия, структура, опыт функционирования на федеральном и региональном уровнях












Курсовая работа

на тему:

«Исполнительная ветвь государственной власти в Российской федерации: полномочия, структура, опыт функционирования на федеральном и региональном уровнях»

Оглавление

Введение

Глава 1. Сущность исполнительной ветви власти

1.1Понятие и признаки исполнительной власти

1.2Признаки и структура органов исполнительной власти

Глава 2. Механизм осуществления исполнительной власти

2.1 Принципы осуществления исполнительной власти

2.2 Опыт функционирования на различных уровнях власти

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В связи с глубокими преобразованиями государственного устройства страны существует множество проблем организации государственной власти. Такие реформы, как переход к фактической федерации, распространение федеративных взаимоотношений по всей территории России, привели к образованию двухуровневой модели устройства государственной власти. Реализуясь в Российской Федерации в целом, посредством выборов, референдума, функционирования системы федеральных государственных институтов, она находит воплощение в жизнь также и в субъектах Федерации, используя формы прямого народовластия и посредством деятельности органов государственной власти, которые образуют субъекты РФ. Конституция Российской Федерации регулирует создание, формирование, деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия, ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти. Также эти аспекты регулируются различными законами, такими как федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Приближаясь к тому, что же такое исполнительная власть, следует вспомнить, какие же ветви власти существуют вообще? В настоящее время в Российской Федерации реализуется разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную.

Рассмотрим каждую ветвь власти отдельно:

. Законодательная - это ветвь государственной власти, которая от имени всего народа в целом и, безусловно, в его интересах принимает законы, назначает и осуществляет контроль над деятельностью правительства и других органов государства в соответствии с Конституцией РФ.

. Исполнительная (которую мы и рассматриваем в данной работе) - это вид самостоятельной публичной власти, а также ветвь государственной власти, ответственная за исполнение государственного бюджета, а также управление предприятиями, службами и различными подразделениями государства.

. Судебная - ветвь власти, отвечающая за судебные институты государства, а также связанную с ними деятельность.

Что же дает такое разделение власти? Безусловно, это отличает реальное правовое государство от внеправового, что очень важно для современного общества.

С момента отделения исполнительной власти как самостоятельной ветви государственного аппарата она всегда имела в нём некое, особое положение. Разнообразие ресурсов, которыми она располагает, сложная и разделенная на многие пункты система органов, дающая исполнительной власти возможность оказывать огромное влияние на все приоритетные направления жизнедеятельности общества, позволяют охарактеризовать её как одну из самых значимых составляющих политического механизма современного государства в целом. Именно вид исполнительной власти способен придать политическому режиму государства авторитарный, тоталитарный или демократический характер политического режима.

Рассмотрение всего смысла исполнительной ветви власти началось еще очень давно. Несмотря на то, что мыслители античности еще не говорили о законодательной, исполнительной и судебной ветвях государственной власти, ими уже выделялись отдельные составляющие государственного механизма управления народом. Первые же мысли о разделении властей на три ветви высказали Т. Гоббс и Д. Локк. А Шарль де Монтескье в XVIII в. записал эти мысли в виде концепции, где исполнительная ветвь совместно с другими ветвями государственной силой власти возникла в качестве самостоятельного элемента государственного механизма. В последующее время различное понимание общей сути и роли исполнительной власти в системе государства выразили такие разные по своим взглядам отечественные мыслители как Н.А. Бердяев, И.А. Илыш. Вопросы взаимоотношений исполнительной власти и гражданского общества и разновидности таких взаимоотношений стали предметом изучения М.В. Ильина, Б.И. Коваля, А.И. Соловьёва. Возможности органов местного самоуправления в современном государстве исследует В. Любимова. Состоянию местного самоуправления в современной России и взаимоотношениям этого негосударственного уровня власти с государственными уровнями посвящены работы А.И. Гудкова, В.А. Лапина, В.Д. Нечаева и др.

Целью этой курсовой работы является анализ исполнительной ветви власти, как одной из ветвей государственной власти, и выявление принципов её функционирования.

В соответствии с целью мы можем выделить следующие задачи:

раскрыть понятие исполнительной власти;

рассмотреть структуру органов исполнительной власти;

проанализировать механизм осуществления исполнительной власти;

исследовать опыт функционирования исполнительной ветви власти.

Объектом изучения является исполнительная ветвь власти и механизм её осуществления.

Предмет исследования - закономерности становления и функционирования исполнительной власти, а также формирование и развитие механизма ее осуществления.

Глава 1. Сущность исполнительной ветви власти.

.1Понятие и признаки исполнительной власти

Исполнительную власть можно определить как государственную власть, реализующую общие нормы, установленные законодательной властью в целях регулирования различных сторон общественной жизни. Как правило, ученые рассматривают понятие исполнительной власти в двух значениях: узком и широком. Формулировка профессора К.С. Бельского определяет исполнительную власть в широком смысле слова как систему органов государственного управления, которые построены иерархически, наделены властными полномочиями и реализуют их с целью создать условия для нормального функционирования общества. В узком же смысле - «это право и возможность должностного лица принимать решение, которое реализует подчиненный ему работник под контролем и ответственностью этого должностного лица».

Основными функциями современной исполнительной власти являются:

) правоприменительная функция, т.е. функция исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов России;

) «правозащитная» функция, т.е. функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

) социально-экономическая функция, т.е. функция создания условий для развития хозяйственного строительства, а также социально-культурного и административно-политического управления;

) функция обеспечения легитимности и соблюдения конституционного порядка в стране;

) функция регулирования, осуществляющая различные функции государственного управления, такие как руководство, контроль, координирование, планирование, учет, прогнозирование и т.д.;

) нормотворческая функция, согласно которой органы исполнительной власти осуществляют деятельность по принятию нормативных актов в установленных законом пределах;

) охранительная функция, которая означает, что органы исполнительной власти наделены полномочиями по применению к физическим и юридическим лицам мер государственного принуждения, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Также следует выделить следующие признаки исполнительной власти. Во-первых, исполнительная власть представляет собой сравнительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, которая тесно взаимодействует с законодательной и судебной. При этом принцип разделения ветвей нельзя доводить до абсолютизации, т.е. признавать каждую из них полностью независимой.

Исполнительная власть самостоятельна только по осуществлению полномочий, которые на нее возложены и которые связаны с практическим осуществлением законов на общегосударственном уровне. Для этого используется определенная часть государственно-властных функций. Другая же часть приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно охарактеризовать в качестве подсистемы в рамках единой системы государственной власти или же ее механизма. При этом необходимо учитывать, что действующим законодательством фиксируются полномочия не самой исполнительной власти как государственно-правового института, а только реализующих ее на том или ином уровне государственной организации субъектов. Так, например, каждый орган исполнительной власти имеет свой статус, который определен положением о данном органе.

Исполнительная власть - это обязательный элемент государственного механизма, построенного на началах разделения властей, поэтому она всегда должна существовать наравне с законодательной и судебной властями. До принятия Конституции РФ 1993 г. осуществление законодательной власти происходило исключительно на федеральном уровне. Разделение властей в буквальном смысле имело известные формальные ограничения. На сегодняшний день таковые отсутствуют, так как субъекты Федерации имеют право осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов (ст. 76 Конституции РФ). Разумеется, что на данных уровнях осуществляются исполнительная и судебная власти. Таким образом, исполнительная власть в конституционном значении не функционирует там, где отсутствуют три ветви государственной власти. Например, ее нет на уровне отдельных государственных предприятий и учреждений или негосударственных формирований.

Выражающаяся в особом виде государственной деятельности, исполнительная власть, по своей сути правоприменительна. Это ее немаловажное качество и назначение. Судебная власть также является правоприменительной, но реализация требований законодательства осуществляется ею главным образом в негативных случаях, когда необходима судебная защита нарушенных прав. Для исполнительной власти свойственно правоприменение двух характеров: позитивного (т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и результативной работы всех находящихся под ее влиянием объектов культуры, экономики и т. д.) и негативного (применение меры принуждения к нарушителям законодательства).

Исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение. Она реализуется в деятельности специальных субъектов, которые наделены исполнительной компетенцией. На федеральном уровне исполнительная власть представлена Правительством РФ, министерствами, федеральными службами и агентствами, а на уровне субъектов Федерации - в виде правительств и других органов исполнительной власти. Это одно из обязательных условий разделения властей.

Также исполнительная власть специфична тем, что в ее непосредственном распоряжении находятся все наиболее значительные атрибуты государственной власти: финансы, средства массовой коммуникации, вооруженные силы и иные воинские формирования, полиция, службы внешней и внутренней безопасности, исправительные учреждения и т. п.

1.2 Признаки и структура органов исполнительной власти

Важным звеном механизма осуществления государством большинства своих функций являются органы исполнительной власти. Так как они являются самостоятельной частью государственного аппарата, то, соответственно, имеют ряд характерных признаков, позволяющих составить точное представление о них. К ним относятся следующие признаки:

Органы исполнительной власти являются частью системы государственных органов;

Статус исполнительных органов закреплен в нормативно-правовом акте;

Для органов исполнительной власти характерен определённый уровень самостоятельности;

Действие исполнительных органов происходит от имени государства;

Органы исполнительной власти наделены властными полномочиями и компетенцией, которые необходимы для выполнения задач, возложенных на него;

Органы исполнительной власти - подзаконные органы, действующие на основе и во исполнение закона;

Деятельность исполнительных органов осуществляется на основе принципов государственной службы;

Образование, реорганизация и ликвидация органов исполнительной власти происходит в порядке, который установлен действующим законодательством РФ.

Исполнительную власть в Российской Федерации непосредственно осуществляет Правительство РФ, которое состоит из председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Оно издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы и организовывает его работу. Также председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента РФ, если он не в состоянии их выполнять.

Основным назначение органов исполнительной власти является деятельность по организации исполнения Конституции, других нормативно-правовых актов, исполнение государственного бюджета, программ социального и экономического развития, решение различных вопросов, входящих в компетенцию исполнительных органов.

В соответствии со ст.114 Конституции РФ Правительство Российской Федерации:

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами, Президентом.

Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 система федеральных органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, агентства и службы.

Градация происходит в связи с различными функциональными полномочиями. Федеральные министерства осуществляют функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию деятельности в определенной сфере жизнедеятельности общества. Федеральные агентства выполняют в установленной сфере деятельности правоприменительные функции, а также функции по оказанию государственных услуг и по управлению государственным имуществом. Федеральные службы реализовывают функции по контролю и надзору в конкретной сфере деятельности и особые функции в области обороны, защиты и охраны государственной границы страны, государственной и общественной безопасности, борьбы с преступностью и других.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 структура исполнительные органы представлены тремя блоками:

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, деятельностью которых руководит Президент Российской Федерации; федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

Федеральные министерства, руководство которыми осуществляется Правительством Российской Федерации; федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

Федеральные службы и федеральные агентства, которыми руководит Правительство Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, деятельностью которых руководит Правительство Российской Федерации, называют административными органами. Положения об этих органах определяют порядок взаимоотношений федеральных министерств и служб и агентств, находящихся в их ведении, полномочия федеральных исполнительных органов и порядок осуществления ими своих функций. Правительство по представлению федеральных министров назначает заместителей федеральных министров, а также руководителей федеральных служб и агентств, которые подведомственны Правительству; по представлению руководителей федеральных служб и агентств федеральные министры назначают заместителей руководителей федеральных служб и агентств, а также руководителей территориальных органов. Назначения в органах стратегического блока проводятся Президентом.

Территориальные органы формируются федеральными органами исполнительной власти. В типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452, отражены правила их организации и деятельности.

Такие органы образуются на основании приказа федерального органа исполнительной власти и необходимы для осуществления полномочий этого органа на определенной территории в соответствии с единой схемой их размещения. Федеральным исполнительным органом подготавливается схема размещения, которая вносится его руководителем в Правительство Российской Федерации или соответствующее федеральное министерство. Она сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. Схема размещения территориальных органов утверждается Правительством Российской Федерации, приказом федерального министерства, в зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти.

В положениях о территориальных органах, утверждаемых руководителями соответствующих федеральных служб и федеральных агентств, отражены правила осуществления ими различных полномочий, мер государственного принуждения; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов федерации, органами МСУ, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента в федеральных округах; реализации полномочий руководителя территориального органа. Организатором деятельности территориального органа является его руководитель, который несет персональную ответственность за осуществление функций, возложенных на орган. Как правило, статусом территориальных органов является Управление.

Глава 2. Механизм осуществления исполнительной власти

2.1 Принципы осуществления исполнительной власти

Органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность, руководствуясь рядом принципов, которые представляют собой общие положения и основополагающие требования, характеризующие сущность управленческой деятельности. Важнейшие из этих принципов закреплены в законодательстве.

Закрепленный в ст. 3 Конституции принцип народовластия означает, что единственным источником власти является народ, осуществляющий свою власть непосредственно и через органы государственной власти. Контроль деятельности исполнительных органов должен усиливаться как со стороны органов законодательной и судебной властей, так и непосредственно со стороны народа и его негосударственных организаций. При этом нужно использовать разнообразные формы контроля над работой управленческого аппарата и должностных лиц для решительного искоренения проявления коррупции, бюрократизма, безответственности.

Принцип верховенства закона закреплен в ст. 4, 15 Конституции и предполагает создание правовой системы государства согласно юридической силе тех или иных нормативно-правовых актов. Конституция России - основной закон государства, который обладает высшей юридической силой и которому должны соответствовать все другие нормативно-правовые акты и акты применения права.

При характеристике данного принципа возникает проблема соотношения международного права и внутреннего законодательства. В ст. 15 Конституции впервые установлена общая норма, предусматривающая преимущество международных договоров (безусловно, только тех, в которых участвует Россия) над положениями ее внутреннего законодательства, то есть, если международный договор содержит положения, отличающиеся от положений национального закона, то действуют положения Договора. Также это означает, что общепризнанные принципы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют прямое действие на всей территории страны. Принятие Конституции 1993 г. установило, что органы государственной власти и все должностные лица обязаны следовать положениями международных договоров, участницей которых является Россия.

Принцип разделения властей (ст. 10, 11 Конституции) подразумевает существование и самостоятельность трех ветвей государственной власти - исполнительной, законодательной и судебной. До принятия Конституции 1993 г. взаимоотношения Правительства и парламента характеризовались безусловной зависимостью первого от второго. При реальном же разделении властей такое взаимодействие совершенно недопустимо. Каждая ветвь государственной власти должна выполнять свои функции в установленных границах. Повышенное внимание Федерального Собрания к вопросам, находящимся в компетенции Правительства, негативно влияет как на законотворчество, так и на исполнение законов. Вместе с тем обе эти ветви государственной власти должны беспрекословно исполнять судебные решения, что очень существенно в сферах федеративных взаимоотношений и интерпретации Конституции.

Конституцией предусматриваются механизмы, которые направлены на взаимосдерживание властей. Президент выполняет многие функции в координации государственного механизма. На правах главы государства он может воздействовать на все ветви власти. Таким образом, Президент, находясь как бы над Правительством и Федеральным Собранием, должен создавать для них противовесы, обеспечивая их гармоничное функционирование, а также способствовать росту их авторитета.

Принцип законности, закрепленный в ст. 15 Конституции, означает, что органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Основой поддержания легитимности и правопорядка является требование личной ответственности каждого гражданина за нарушение законов. Соблюдение законности является важнейшим условием эффективности работы органов исполнительной власти. Превышение полномочий, злоупотребление властью и служебным положением, совершение должностными лицами и государственными служащими противоправных действий влекут для виновных ответственность, которая установлена законом.

Принцип гласности подразумевает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и служащих. Статьей 15 Конституции установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, т.е. любые неопубликованные нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, применяться не могут.

Принцип централизации основан на подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Он вытекает из целостности системы органов исполнительной власти, когда объем полномочий каждого органа четко определен законодательством.

Одновременно с этим в ряде случаев в законодательстве предусматривается сочетание централизации и децентрализации, что организационно обеспечивается системой двойного подчинения объектов управления, т. е. зависимости по вертикали и горизонтали. Горизонтальное подчинение позволяет соответствующим органам исполнительной власти учитывать региональные обстоятельства и особенности при реализации своей деятельности. исполнительная власть гласность

Принцип дифференциации и фиксирования функций и полномочий органов исполнительной власти крайне важен для правильного подбора и расстановки государственных служащих в зависимости от их профессиональной подготовки и опыта работы. Он необходим для оптимальной организации и наилучшего функционирования каждого из этих органов.

Абсолютно новым для российского законодательства и административной практики является принцип приоритета и гарантированности прав личности. Истинное правовое государство характеризуется тем, что права личности признаются наивысшей ценностью, и все государственные органы (в том числе и органы исполнительной власти) несут ответственность перед гражданами. Все права граждан должны быть надежно защищены от любого произвола органов государства, должностных лиц и представителей власти.

Провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью, признание главной обязанностью Российского государства их соблюдение и защита предопределяют необходимость совершенствования законодательства, приведения его в соответствие с общепринятыми принципами и нормами международного права, а также разработки и принятия новых нормативных актов, непосредственно предусмотренных Конституцией или вытекающих из содержания конституционных норм.

Также к принципам организации работы исполнительных органов можно отнести и другие принципы, такие как, например, принцип научности, ответственности, учета национальных особенностей.

.2 Опыт функционирования на различных уровнях власти

Исполнительная власть на федеральном уровне

После выделения из состава СССР Российская Федерация обрела основы исполнительной системы в Конституции РФ 1993 года, которая определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь власти и ввела понятие «единой системы исполнительной власти», при этом существенно изменив порядок формирования Правительства РФ. Также Конституция изменила подход к определению полномочий Правительства РФ, и одновременно с этим предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов исполнительной власти.

На Правительство РФ были возложены важные задачи в сфере законотворчества. Однако в 90-х годах оно не проявляло в этом отношении должной активности. Не все правительственные законы отвечали юридическим требованиям качества и не являлись доминирующими в деятельности Федерального собрания. Но постепенно положение стало выправляться, и в 2004 году доля правительственных законопроектов, которые рассмотрела Государственная Дума, стала составлять 28%, в 2005 году эта доля составила 35%, а в 2006 - 38%.

В 90-е годы в систему федеральных органов исполнительной власти входили министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные службы России, федеральные комиссии России, российские агентства, федеральные службы России и иные органы исполнительной власти. В соответствии с указами Президента РФ от 14 августа 1996 года и 17 марта 1997 года о совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти, численность министерств и ведомств была сокращена с 89 до 66 в 1996 году и до 61 в 1997 году. Тем не менее, позже возникли новые министерства и ведомства, и возросла численность их работников. В 1998 году было упразднено 15 министерств и 17 госкомитетов и федеральных служб.

В 1998 году также упраздняются департаменты в аппарате самого Правительства. В апреле 1998 года ликвидируют должности первых вице-премьеров, однако в сентябре две такие должности восстанавливаются. Был возвращен Президиум Правительства, члены которого получили служебные помещения в Белом доме и возглавили правительственные комиссии.

Мероприятия по совершенствованию структуры и деятельности федеральных органов исполнительной власти, проведенные в 1998-2000 годах, являлись попыткой реализации концепции административной реформы. Исключительно важным шагом стали преобразования, проведенные в соответствии с указом Президента РФ В.В. Путина от 9 марта 2004 года №314 и указом Президента РФ Д.А. Медведева от 12 мая 2008 года №724.

К настоящему времени сложилась такая система, для которой характерно, что часть министерств, служб и агентств курируются непосредственно Президентом, а другие федеральные органы исполнительной власти - Председателем Правительства РФ.

В результате реализации данного указа была кардинально обновлена структура кабинета, в котором количество министерств сократилось с 30 до 16, но при этом добавились службы и агентства. Министерства были укрупнены и усилены. Суть состояла в том, чтобы соединить ранее разбросанные и разрозненные функции, тем самым уйдя от дублирования, а также освободить государственные функции от тех, для исполнения которых не требуются усилия государственных органов власти или если их функции могут быть выполнены бизнес-структурами более эффективно.

Указом Президента РФ В.В. Путина от 9 марта 2004 года №314 был ознаменован переход от прежней пятизвенной системы государственного управления, которая включала в себя министерства, службы, агентства, государственные комитеты и надзоры, к трехзвенной, состоящей из министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Президент РФ осуществляет руководство следующих пяти министерств, в состав которых входит 7 служб и 1 агентство, и пяти служб:

Министерства внутренних дел

Министерства чрезвычайных ситуаций

Министерства иностранных дел

Министерства обороны

Министерства юстиции

Государственной фельдъегерской службы

Службы внешней разведки

Федеральной службы безопасности

Федеральной службы РФ за оборотом наркотиков

Федеральной службы охраны

Также в ведении Президента находятся два агентства - Главное управление специальных программ РФ и Управление делами Президента РФ.

Председатель Правительства РФ руководит деятельностью тринадцати министерств, включающих девятнадцать служб и двадцать три агентства, и кроме этого еще девятью службами и агентствами.

Согласно указу Президента РФ Д.А. Медведева от 12 мая 2008 года №724 курс на переход к трехзвенной системе государственного управления сохранен. Однако образовано новое Министерство спорта, туризма и молодежной политики, на которое возложены функции по выработке и реализации государственной политики в этой сфере. Государственный комитет по делам молодежи преобразован в Федеральное агентство по делам молодежи. Образовано новое Федеральное агентство по делам СНГ, находящееся в ведении Министерства иностранных дел.

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ преобразовано в Министерство культуры РФ, при этом часть его функций по выработке и реализации государственной политики в сфере массовых коммуникаций и СМИ переданы Министерству связи и массовых коммуникаций. Министерство промышленности и энергетики РФ преобразовалось в Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство энергетики РФ с соответствующим распределением функций между ними. Министерство экономического развития и торговли преобразовано в Министерство экономического развития РФ, а часть его функций по выработке государственной политики в сфере торговли передано Министерству промышленности и торговли РФ. Шесть федеральных агентств было упразднено, а ряд федеральных агентств и служб по иному перераспределены между Министерствами России, чем это было ранее.

Исполнительная власть на муниципальном уровне на примере Ростовской области

Высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ростовской области является Правительство области.

Высшим должностным лицом области является избранный Губернатор области, который возглавляет исполнительную государственную власть.

В структуру Правительства Ростовской области входят Губернатор Ростовской области, его заместители и 18 структурных подразделений Правительства Ростовской области.

Правительством Ростовской области возглавляются 25 областных органов исполнительной власти и представительство Ростовской области при Правительстве РФ. Эти органы образованы в соответствии с Уставом Ростовской области и входят в систему исполнительных органов Ростовской области.

Правительство области обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов федерации, Устава Ростовской области, областных законов и иных правовых актов Ростовской области на территории РО. Также Правительство области разрабатывает и реализовывает меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ростовской области, а также участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Областными органами исполнительной власти осуществляется координация и регулирование деятельности в надлежащих сферах управления, а также разрешительные, контрольные и надзорные функции.

мая 2010 года депутаты Законодательного собрания Ростовской области рассмотрели представление Президента РФ Д.А. Медведева и наделили Василия Юрьевича Голубева полномочиями Губернатора Ростовской области на ближайшие пять лет. 14 июня 2010 года Голубев Василий Юрьевич вступил в должность Главы Администрации (Губернатора) области.

Губернатор Ростовской области имеет 2 первых заместителей и 9 заместителей.

Губернатор Ростовской области обладает следующими полномочиями:

Представляет область в отношениях с органами государственной власти на различных уровнях власти и при осуществлении внешнеэкономических связей.

Формирует Администрацию области согласно областному законодательству, а также осуществляет общее руководство ее деятельностью на принципах единоначалия.

Рассматривает и утверждает: структуру, состав и штаты аппарата Администрации области и областных органов исполнительной власти, а также соответствующие положения о них и составы их коллегий.

Руководит разработкой структуры областных исполнительных органов, определяет их перечень в соответствии с Уставом Ростовской области.

Назначает члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ - представителя от Администрации Ростовской области, государственных служащих на государственные должности в аппарате Администрации, руководителей исполнительных органов Ростовской области и их заместителей.

Осуществляет руководство гражданской обороной на территории области.

Управляет бюджетным процессом области.

Непосредственно рассматривает вопросы, которые связаны с деятельностью на территории области военных, правоохранительных, судебных органов и международного сотрудничества.

Губернатор области определяет кадровую, финансовую и кредитную политику в области.

Губернатор возглавляет:

коллегию Правительства РО;

Региональную антитеррористическую комиссию РО;

Областную межведомственную комиссию по социально-экономическим проблемам угледобывающих районов;

Суженное заседание Правительства области.

Система исполнительной власти Ростовской области включает в себя двенадцать министерств:

министерство финансов, осуществляющее контроль над бюджетным процессом и формирующее финансово-бюджетную политику области. Оно также несёт ответственность за формирование бюджета и расходование средств фондов по утверждённому бюджету.

министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей, которое проводит единую государственную социально-экономическую, инвестиционную и инновационную политику на территории области, а также координирует и организовывает деятельность государственных и частных структур по вопросам международного сотрудничества.

министерство автомобильных дорог, транспорта, связи, которое координирует, регулирует и стимулирует развитие транспорта, связи, а также дорожного комплекса, содействует развитию конкуренции в этих отраслях.

министерство промышленности, энергетики и природных ресурсов, осуществляющее управление хозяйственной деятельностью предприятий в отраслях топливно-энергетического комплекса и природопользования, а также вырабатывающее тарифную и ценовую политику в отраслях естественных монополий.

министерство сельского хозяйства и продовольствия, которое координирует, стимулирует и регулирует развитие агропромышленного комплекса, рыбного и водного хозяйства, мелиорации, вопросы природопользования, лесного и охотничьего хозяйства, аграрной и земельной реформы, формирования продовольственных фондов и обеспечения госзаказов.

министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий и организаций;

министерство строительства, архитектуры и ЖКХ;

министерство труда и социального развития;

министерство общего и профессионального образования;

министерство здравоохранения;

министерство культуры;

министерство по физической культуре, спорту и туризму.

Заключение

Современная система органов исполнительной власти Российской Федерации является достаточной сложной и многообразной. В структуре государственной власти она, прежде всего, является ее подсистемой, ее ветвью в системе разделения властей как единого механизма государственной организации общества и ведения его дел.

Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы:

)В Российской Федерации исполнительная власть осуществляется Правительством РФ;

)Важным звеном механизма являются органы исполнительной власти, с помощью которых государство реализовывает большую часть своих функций;

)При выполнении задач и функций, возложенных на них, органы исполнительной власти руководствуются рядом принципов, многие из которых закреплены Конституцией РФ;

)Функции исполнительной власти - это основные направления деятельности её органов, с которыми напрямую связан объем государственных полномочий, предоставляемый данному органу, а также общая целевая нагрузка этой ветви государственной власти.

В системе органов государственной власти исполнительная власть занимает особое место. Основным ее назначением является исполнение законов. В свою структуру он включает большую часть государственных органов и государственных служащих, тем самым фактически организовывая жизнь в государстве. Большая распорядительная деятельность, которую она использует для осуществления своих функций, часто затрагивает права и интересы граждан.

Мы считаем, что проделанная работа помогла достичь поставленной цели, и исполнительная власть была рассмотрена в достаточно полном объеме. В ходе работы также были решены следующие задачи:

рассмотрено понятие исполнительной власти;

проанализирована структура органов исполнительной власти;

раскрыт механизм осуществления исполнительной власти;

проведено исследование функционирования исполнительных органов на различных уровнях власти.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры органов исполнительной власти»

Областной закон Ростовской области от 29 мая 1996 г. N 19-ЗС "Устав Ростовской области"

Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. Москва, 1990

Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. Государство и право, Москва 1997, № 3.

Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление в России. Введение в специальность: теория и организация: Учебное пособие. Изд. 4-е, доп. и перераб. Допущено Советом УМО. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС 2009

Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции / Вестник Московского университета. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992, № 4

Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002.

Мокрый В.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ: Учеб. пособие. - М: ЮНИТИ. 2008

Похожие работы на - Исполнительная ветвь государственной власти в Российской Федерации: полномочия, структура, опыт функционирования на федеральном и региональном уровнях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!