Развитие волевой активности спортсменов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,24 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие волевой активности спортсменов

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию развития волевых качеств спортсменов - легкоатлетов

.1 Исследование психологических особенностей волевых качеств спортсменов в отечественной и зарубежной науке

.2 Особенности формирования волевых качество у спортсменов - легкоатлетов

Глава 2. Экспериментальное исследование волевых качеств у спортсменов-легкоатлетов

.1 Методики и база исследования волевых качеств подростков

.2 Результаты исследования волевых качеств спортсменов - легкоатлетов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. Современная программа подготовки легкоатлета является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие процесс подготовки спортсмена к соревнованиям и достижение им наивысших спортивных показателей. Спортивная подготовка является важным стимулом для молодых спортсменов, повышает стремление тренироваться упорно и настойчиво, вкладывать все силы в достижение цели. В то же время систематические занятия спортом - это мощный фактор, способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию смелых, сильных, выносливых и закаленных людей, подготовленных к труду и защите Родины.

В связи с этим в спортивной тренировке по лёгкой атлетике возможно выделить ряд относительно самостоятельных ее сторон, видов, имеющих существенные признаки, отличающие их друг от друга: технические, тактические, физические, психологические, теоретические и интегральные. Это упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления учебно-тренировочным процессом. спортсмен легкоатлет волевой психологический

Только обладая необходимыми волевыми качествами, трудолюбием, настойчивостью, спортсмен может достичь высоких результатов. Неожиданное для спортсмена введение дополнительных заданий, постановка сверхтрудных (но посильных) задач, требующих длительной напряженной работы, поможет воспитать у легкоатлета трудолюбие, желание как можно лучше и больше заниматься.

Не менее важно развивать у легкоатлетов упорство, настойчивость, умение идти намеченной цели. При этом цель должна быть четко сформулирована краткосрочно и долгосрочно. Для того чтобы конечная цель не казалась недосягаемой, перед спортсменами ставят промежуточные задачи (цели), затем все более усложняют их.

Тренировки по лёгкой атлетике - это не всегда плавное и равномерное движение вверх по ступеням к поставленной цели. Бывают и неожиданные на первый взгляд взлеты, и совершенно неожиданные падения, промахи. Иногда наступает стабилизация в уровне спортивных достижений, и проходят месяцы и годы, прежде чем спортсмен накопит силы и знания для новых успехов.

Как в общей, так и в спортивной психологии, проблема воли, волевых качеств и волевых усилий изучена достаточно абширно (А.Ф. Лазурский, 1916, С.Л. Рубинштейн, 1946, Н.Д. Левитов, 1956, А.Ц. Пуни, 1960, П.А. Рудик, 1962, В.К. Калин, 1968, В.С. Мерлин, 1971, В.А. Крутецкий, 1974, В.И. Селиванов, 1974, В.А. Иванников, 1988, Е.П. Щербаков, 1990, С.Я. Самулкин, 2004, О.Н. Яцков, 2006, Д.Ю. Жихарев, 2007, Е.П. Ильин, 2009, Е.В. Зефирова, 2012 и др.). Однако недостаточно полно изучены физиологические и психофизиологические механизмы проявления волевых качеств личности, волевая активность в спорте, ее структура и детерминанты, особенности в различных видах спорта [15].

Цель курсовой работы - провести диагностику развития волевых качеств у спортсменов - легкоатлетов.

Для достижения поставленной цели подлежат решению следующие задачи:

исследовать особенности формирования эмоциально-волевых качеств спортсменов - легкоатлетов;

охарактеризовать процесс развития эмоциально-волевых качеств у спортсменов - легкоатлетов;

провести диагностику развития волевых качеств спортсменов - легкоатлетов.

Объектом исследования являются волевые качества спортсменов - легкоатлетов.

Предметом исследования является развитие волевых качеств у спортсменов - легкоатлетов.

Методы: опрос, анкетирование, наблюдение, самооценка.

Теоретическая и практическая значимость: раскрыта важность формирования эмоционально-волевой сферы спортсменов - легкоатлетов, подобраны методики изучения эмоций и воли, выявлены особенности развития эмоционально-волевой сферы спортсменов - легкоатлетов.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию развития волевых качеств спортсменов - легкоатлетов

.1 Исследование психологических особенностей волевых качеств спортсменов в отечественной и зарубежной науке

Проблемы изучения психики спортсменов, управления ею, организации психологической подготовки в командах чрезвычайно сложны и затрагивают все стороны тренировочного процесса - техническую, тактическую, физическую и теоретическую подготовку. Если еще сравнительно недавно содержание психологической подготовки ограничивалось регуляцией предстартовых состояний спортсмена, настройкой перед выступлением, созданием психической готовности, то сейчас задачи психологической подготовки неизмеримо расширились и связаны с развитием и формированием личности спортсмена, воспитанием специфических качеств, развитием способности к самоконтролю и саморегуляции, созданием благоприятного психологического климата в команде, благоприятных взаимоотношений между тренером и спортсменами и т.д. Из всего многообразия упомянутых вопросов в практике легкоатлетов высокого класса каждом виде необходимо выделить наиболее существенные, значимые для успешного выступления и достижения рекордных результатов. Эти задачи могут быть с успехом решены лишь комплексно, в системе мероприятий, получивших название психологического обеспечения подготовки спортсменов.

Для построения схемы не дельных психологических характеристик все рабочие психические качества спортсмена (т. е. качества, способствующие достижению высокого результата) целесообразно распределить на три группы: а) мотивационно-волевые качества; б) психические функции, участвующие в регуляции двигательных действий и операций, в) способность к регуляции психических состояний.

Принципиальная схема модельной психологической характеристики сильнейшего спортсмена-легкоатлета, которая в настоящее время продолжает разрабатываться, обусловливает и содержание используемых средств и методов психолого-педагогического воздействия на спортсменов, а также психологического контроля. Психологический контроль заключается в систематическом проведении психологических обследований, сопоставлении получаемых данных с имеющимися критериями и нормативными показателями подготовленности. К сожалению, в настоящее время не существует единых подходов к психологическому обследованию легкоатлетов, и психологи, работающие в разных видах легкой атлетики, применяют различные методики психодиагностики. Нет и стандартизованных аппаратурных методик для определения психофизиологических показателей. Однако, исходя из общей схемы модельных психологических характеристик сильнейших спортсменов, можно уже теперь выделить конкретные качества и свойства, которые следует оценивать с помощью комплекса методов психодиагностики, причем часть из них целесообразно унифицировать для всех видов легкой атлетики.

Какие же психические особенности спортсменов следует диагностировать на разных этапах тренировки для дальнейшего повышения эффективности процесса подготовки? Общие, неспецифические психологические показатели спортсмена, характеризующие его психофизиологические возможности, психофункциональный резерв, а также профиль его личности, целесообразно диагностировать в подготовительном периоде. Более специфические психологические показатели личности и деятельности спортсмена, дающие возможность выявить психологические критерии его тренированности, рекомендуется определять в начале специальной подготовки к крупным состязаниям. Показатели, характеризующие динамику психического состояния, выявляются в ходе всей предсоревновательной подготовки. И, наконец, специфические соревновательные качества, проявляемые в экстремальных условиях, могут быть определены лишь в процессе выступления в соревнованиях. Рассмотрим более Подробно эти качества, а также методы психодиагностики.

В процессе тренировочной деятельности в начале периода подготовки к соревнованиям выявляются следующие качества:

. Качества, характеризующие предсоревновательную мотивационно-волевую направленность легкоатлета - конкретные мотивационные установки (их сила и стабильность), проявления спортивного характера (способность самостоятельно выполнять намеченный план в условиях помех, решительность, инициативность), способность к максимальной мобилизации, стойкость, устойчивость к физическому дискомфорту и неблагоприятным условиям, отношение к значимым факторам тренировочной деятельности. Эти показатели определяются с помощью шкалированных экспериментальных оценок и методики выявления значимых факторов деятельности (В. Демин).

. Психические функции и психомоторные качества, наиболее значимые для того или иного вида легкой атлетики (например, чувство времени, ритмо-темповая чувствительность, способность к концентрации внимания и др.). Степень их проявления и стабильность в известной мере свидетельствуют об уровне приспособленности нервно-психических механизмов спортсмена к тренировочным нагрузкам. Например, можно определить продуктивность и концентрацию внимания, оперативную память и мышление с помощью экспериментальных оценок и специализированных тестов, время зрительно-моторной реакции различения и простой реакции (реакциометрия), общую моторную активность, ритмо-темповую чувствительность (теппинг-тест), чувство времени (хронометрирование). Ряд психологов считают необходимым в этот период подготовки собрать данные об уровне способности спортсмена к самоконтролю и самооценке двигательных действий (с помощью объективных аппаратурных тестов), что позволяет спортсмену получить срочную информацию о том или ином параметре движения или комплекса движений.

Воля в психологии, как самостоятельное психическое явление, рассматривается наряду с разумом и эмоциями. Из этого следует выделение трех сфер личности и трех типов психических процессов: интеллектуальных, эмоциональных и волевых. Е.П. Ильин отмечает, что «если ум человека есть характеристика сознания по формам отражения объективной действительности, а чувства - характеристика того же сознания по формам отношения к действительности, то воля - это характеристика сознания по формам регулирования самой деятельности человека во внешнем мире» [12].

Проблема индивидуальных особенностей волевой регуляции имеет большое значение в спортивной психологии при отборе и подготовки спортсменов высокой квалификации и она давно находится в центре внимания спортивных психологов [26].

Наиболее усердно в отечественной психологии (в советский период развития) была представлена линия изучения волевого усилия. Ее представители рассматривают усилие как центральный и специфический признак воли. Это направление берет свое начало от работ А.Ф. Лазурского, М. Басова и продолжается В.Н. Мясищевым, В.С. Мерлиным.

В отечественной психологии 50-80-х годов ХХ в. оно разрабатывалась и в психологии спорта (А.Ц. Пуни, П.А. Рудик и др.). Это направление справедливо считает чисто отечественным, поскольку за рубежом не было традиции рассматривать усилие как центральную черту воли.

Волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, это, во-первых, власть над собой, над своими чувствами, действиями. Известно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Понятие воли имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля - это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.

Как уже говорилось, воля - это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.

Чаще всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.

Таблица 1. Волевые особенности личности (по К.К. Платонову)

Волевые свойстваЦель и стремление к нейВозможности и мотивыБорьба и выбор мотивовРешениеСильная воля Ясное осознание цели Интенсивное стремление Достаточные Обоснованные и быстрые Обоснованное, с интенсивным стремлением Настойчивость Отдаленная, с интенсивным стремлением Нормальные Упрямство Объективно-неоправданная Определяются не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнением Необоснованное, с интенсивным стремлением Податливость Легко меняющаяся Определяются внушающим влиянием других лиц Легко меняется Внушаемость Отсутствует Дается извне Решительность Четкое осознание цели Интенсивное стремление Достаточные, иногда чрезмерные Быстрые, но не всегда обоснованные Четкое и устойчивое Нерешительность Тоже Тоже Длительные Отсутствует или часто меняется Слабоволие Нечеткое, со слабым стремлением Нечеткие Незавершенные Без стремления к его выполнению

А Ц. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой».

Как и любые качества личности, волевые качества имеют горизонтальную и вертикальную структуру.

Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Однако, признавая это, в ряде случаев психологи допускают ошибку в изложении этого вопроса. Дело в том, что одни авторы, полагаясь на авторитет И.П. Павлова, считают, как и он, что есть хорошие и плохие типологические особенности. К хорошим отнесены сильная нервная (сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, к плохим - противоположные типологические особенности). В соответствии с этим во многих учебниках до недавнего времени бездоказательно утверждалось, что хорошая успеваемость в учебе, высокие достижения в спорте и т.д. присущи только лицам с сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой. Той же точки зрения придерживается А.П. Рудик, полагая, что «положительными волевыми качествами (смелость, решительность, стойкость и др.) обычно обладают спортсмены с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в то время как отрицательные волевые качества (нерешительность, слабоволие, страх имеют в своей основе структурные особенности слабой нервной системы». Это утверждение имеет мало общего с реальностью.

Вертикальная структура. Все волевые качества имеют сходную вертикальную структуру. Это сходство состоит в том, что каждое волевое состоит как бы из трех слоев. Снизу лежат природные способности - нейродинамические особенности, на которые накладывается второй слой - волевое усилие, которое инициируется и стимулируется образующими третий слой социальными, личностными факторами - мотивационной сферой, прежде всего нравственными принципами. И от того, насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении, во многом зависит насколько выражено каждое волевое качества.

При этом в каждом волевом качестве роль вертикальных компонентов может быть разной. Изучая степень выраженности ряда «родственных» волевых качеств (терпеливости, упорства и настойчивости) Е.К. Фещенко выявил, что терпеливость в большей степени определяется природными задатками - типологическими особенностями свойств нервной системы, а по некоторым данным - и биохимическими характеристиками работы организма, а настойчивость - в большей мере мотивацией, в частности - потребностью достижения. Упорство же занимает промежуточное положение и для появления этого волевого качества одинаково важно как то, так и другое.

На данный момент в психологии сложилось несколько подходов к классификации волевых качеств личности.

Например, Ф.Н. Гоноболин делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; качествам второй - выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Правда, при этом Ф. Н. Гоноболин добавляет, что невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. И этим отличают с его точки зрения, дисциплинированность и организованность.

В.И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе - выдержку, выносливость, терпение.

Р. Ассаджиоли выделяет следующие волевые качества:

) энергия - динамическая сила - интенсивность; это качество определяется трудностью достижения цели;

) мастерство - контроль - дисциплина; это качество подчеркивает регулирование и контролирование волей других психических функций;

) концентрация - сосредоточенность - внимание; это качество имеет особенное значение, когда объект воздействия и задача непривлекательны;

) решительность - быстрота - проворность проявляются в принятии решения;

) настойчивость - стойкость - терпение;

) инициатива - отвага - решимость на поступки; это склонность к риску;

) организация - интеграция - синтез; воля выступает здесь как организующее звено объединения тех средств, которые необходимы для решения задачи.

В этой классификации обращает на себя внимание объединение качеств, не имеющих отношения к «силе воли» и порой несовместимых, в триады (например, мастерство - контроль - дисциплина). Налицо смешение волевых проявлений с функциями и процессами управления активностью человека.

Другой подход к классификации волевых качеств базируется на высказанной С.Л. Рубинштейном мысли о соответствии различных волевых качеств фазам волевого процесса. Так, проявление инициативности он относит к самому начальному этапу волевого действия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которую на этапе исполнения волевого действия сменяют энергичность и настойчивость.

Эту идею С.Л. Рубинштейна развил М. Брихцин. Он выделил 11 звеньев психического управления и каждому из них приписал проявление определенных волевых качеств. Правда, в разряд волевых свойств у него попали предусмотрительность, расторопность (ловкость), осмотрительность и другие характеристики личности, которые трудно отнести к собственно волевым проявлениям.

В.В. Никандров исходит в своей классификации волевых качеств из представления о наличии в проявлениях воли пространственно-временных и информационно-энергетических параметров. Пространственная характеристика заключается в направлении волевого действия на самого субъекта, временная - в ее процессуальности, энергетическая - в волевом усилии, при котором затрачивается энергия, информационная - в мотивах, цели, способе действий и достигнутом результате. В соответствии с этим к пространственному параметру он относит самостоятельность (независимость, целеустремленность, уверенность), к временному - настойчивость (упорство, терпение, упрямство, стойкость, твердость, принципиальность, последовательность), к энергетическому - решительность и самообладание (выдержка, контроль, смелость, отвага, мужество), к информационному - принципиальность.

1.2 Особенности формирования волевых качество у спортсменов - легкоатлетов

Исследования проблемы волевой подготовки спортсменов охватывают следующий круг вопросов:

) психологическая структура произвольных действий;

) характеристика волевых качеств личности и условий их формирования;

Большое значение в психологии спорта приобретает вопрос о структуре произвольных действий. Это значение определяется тем, что все физические упражнения, составляющие содержание любого вида спорта, являются по своему существу произвольными действиями. Всякое произвольное действие является сложным рефлекторным действием. С субъективно-психологической точки зрения всякое произвольное действие связано с наличием волевого усилия, направленного на преодоление тех или иных трудностей или препятствий. Все указанные структурные моменты произвольного действия имеют место при выполнении любого спортивного упражнения, связанного с теми или иными трудностями [26].

Всякое произвольное действие требует для своего совершения определенного усилия. Наиболее отчетливое волевое усилие выступает тогда, когда воспитанник должен принять решение, проявить инициативу.

Можно определить волевое усилие, как существенный момент волевого акта, находящий свое выражение в обеспечении принятия решения и в приведении этого решения в действие, причем интенсивность усилия прямо пропорциональна затруднениям, которые приходится при этом преодолевать.

Опыт психологического изучения различных видов спортивной деятельности показал, что для психологического анализа волевых качеств и процесса их формирования необходимо выделять следующие две основные группы трудностей, встречаемых спортсменами в их спортивной деятельности: трудности «объективные» и трудности «субъективные».

К «объективным» можно отнести те трудности, которые воспитываются спортсменом в связи со специфическими для спорта препятствиями, без преодоления которых спортсмен не может овладеть в совершенстве данным видом спорта. Эти трудности непосредственно обусловлены (детерминированы) особенностями данного вида спортивной деятельности и лишь опосредованно (вторично) - особенностями личности данного спортсмена.

В спортивной практике, чаще всего встречаются следующие виды «объективных» препятствий:

) Необходимо выполнять упражнения с наиболее точной координацией движений.

) Необходимо при выполнении упражнения использовать максимальную мышечную силу.

) Необходимо выполнять упражнение с максимально быстротро.

Психологические механизмы трудностей, связанных с необходимостью проявлять максимальную силу и быстроту, заключаются в закрепившихся и ставших привычными динамическими особенностях выполнения упражнения данным спортсменом. У него в следствии длительной тренировки может возникнуть очень стойкий стереотип нервно-мышечных процессов, соответствующих привычному уровню силы и быстроты движений.

Необходимость выполнить упражнение с большей силой и скоростью связана с ломкой такого стереотипа, что и переносится спортсменом как определенная трудность, на преодоление которой он идет без желания, с большим трудом. Не смотря на то, что фактически у него имеется резерв быстроты и силы, спортсмен его не использует, выполняя упражнение по привычке, на пониженном уровне.

Необходимость мобилизовать силовые и скоростные усилия точно в требуемый момент выполнения упражнений, не опережая и не опаздывая с их применением, точно распределять применение этих усилий во времени, уметь вести борьбу на разных уровнях мышечного напряжения, диктуемых условиями выполнения упражнения [26].

Необходимость выполнять упражнение максимально длительно, на фоне постоянно нарастающего физического утомления. Психологические механизмы этого рода трудностей связаны с появлением охранительного торможения, субъективно воспринимаемого спортсменом как чувство усталости.

Необходимость выполнять упражнение, несмотря на появление в момент его выполнения иногда сильной и ярко выраженной боли.

Необходимость выполнять упражнение при неблагоприятных сторонних условиях.

Необходимость не теряться при возникновении внезапных и неожиданных препятствий и трудностей. Волевые усилия в такие случаи характеризуются быстрой ориентировкой в вновь возникших непредвиденных обстоятельствах и в мгновенной перегруппировке своих действий в соответствии с требованиями новой ситуации. Другой характер носят «субъективные» трудности. Основу их составляет личный взгляд спортсмена к специфическим особенностям данного вида спорта, к условиям тренировок, спортивных соревнований и т.д. Они определяются, прежде всего, особенностями личности данного спортсмена и не зависят напрямую от особенностей самого вида спорта. Их отличительной особенностью является наличие явно выраженных отрицательных эмоциональных состояний, оказывающих негативное влияние на моторные функции спортсмена, снижающих их эффективность.

В спортивной практике, по мнению П.А. Рудика, наиболее часто встречаются следующие виды «субъективных» препятствий [26]:

) Всевозможные виды страха, связанные, не с объективными особенностями упражнения, а с субъективными переживаниями, детерминируемые личным неудачным имевшимся у спортсмена опытом.

) Смущение, вызываемое непривычной обстановкой соревнований, присутствием большого количества людей, их негативными реакциями на выступление спортсмена и т. п. Смущение чаще всего наблюдается при отсутствии у спортсмена систематического опыта участия в различных соревнованиях.

) Неуверенность в своих силах, негативные мысли о том, что выступление будет неудачным, не смотря на старания.

) Присущие данному спортсмену болезненные реакции на неудачные выступления. У некоторых спортсменов даже не большие неудачи вызывают не желание преодолевать данную трудность, изучать ее особенности и причины и понимать свои ошибки. [26].

В основе психологических механизмов «субъективных» трудностей лежат так называемые психологические барьеры, т.е. сильные астенические эмоции, условно рефлекторно связанные с возникновением определенных раздражителей (вид снаряда, боязнь противника, трепетное отношение к реакции зрителей и т.д.). Действие этих барьеров на поведение спортсмена очень многообразно:

) соответствующие отрицательные эмоциональные реакции выступают в роли своеобразных охранительных реакций на возникающую ситуацию, вызывая тем самым выраженные тормозные процессы по отношению к необходимым спортивным действиям;

) они отличаются явно выраженным диффузным характером: начавшись в одном очаге возбуждения, они широко распространяются, охватывая все большее и большее число нервных центров и систем, в том числе имеют воздействие и на вегетативную нервную систему. Это приводит к общему нарушению двигательных функций, разрушению установившихся в процессе тренировки правильных координации, снижению динамики нервно-мышечных процессов и т.д.

Волевая подготовка - часть психологической подготовки, которая является целостной реакцией, составной частью тренировочного процесса. Но она не охватывает всей многогранности психических функций. Неполнота этой реакции по своему охвату, ее отнесенность педагогами к тренировочному процессу, осознание необходимости учета различных компонентов психики привели к выделению психологической подготовки как особого образования в рамках непосредственно подготовки, а не тренировочного процесса [26].

Другими словами, именно и только в рамках собственно подготовки психология формирования черт, необходимых спортсмену, может получить свою определенность, а значит, и самостоятельность, выступая как тренировочный процесс, направленный на формирование тех или иных качеств, функций, процессов. Психологическая подготовка осуществляется лишь путем «оттачивания» навыков, направленных на обеспечение необходимого состояния спортивной формы (или тренированности). Тренировка всегда связана с воспитанием и привитием необходимых спортсмену морально-волевых качеств - силы воли, воли к победе, целеустремленности, самообладания, упорства, твердости в борьбе с трудностями, решительности, смелости, уверенности в себе, способности к проявлению волевых усилий, направленных на преодоление препятствий, дисциплинированности и т. п. Эти волевые качества формируются в процессе тренировки не как какие-то абстрактные способности, а как связанные с конкретными условиями спортивной деятельности [26].

. В каждом виде спорта наличие и устойчивость проявления основных волевых признаков и широта их проявления в различных жизненных ситуациях и спортивной деятельности детерминирована по-разному.

. Структура волевой активности спортсменов неодинакова и имеет свои специфические особенности в зависимости от вида спорта. В игровых видах спорта доминируют такие волевые качества как целеустремленность, решительность и смелость; в скоростно-силовых - целеустремленность, инициативность и самостоятельность, решительность и смелость; в единоборствах - целеустремленность, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, а в сложнокоординационных - настойчивость и упорство, решительность и смелость.

. Многочисленные данные о личностных особенностях спортсменов- легкоатлетов свидетельствуют о существенных различиях в уровнях выраженности целого ряда личностных качеств. Спортивная деятельность непременно связана с преодолением спортсменами - легкоатлетов различных трудностей. Преодоление этих трудностей зависит от развития волевой сферы спортсмена, или, как говорят, от силы воли. Она проявляется в различных волевых качествах: настойчивости, упорстве, терпеливости, смелости, решительности, выдержке и других. Обладать всеми этими качествами в одинаковой степени спортсмены не могут. У одного лучше выражено одно волевое качество, у другого - другое.

. Одним из общих компонентов воли спортсмена - легкоатлетов является моральный, который формируется в процессе воспитания человека. Чувство долга, ответственности за порученное дело, самопожертвование - вот те качества, которые характеризуют нравственно сформированную личность. Формирование морального компонента воли помогает проявлять волевое усилие в любой ситуации независимо от ее специфики. Только нравственно сформированный человек способен к подвигу, к проявлению мужества и героизма в экстремальных ситуациях. Моральный компонент воли не только стимулирует проявление в различных ситуациях волевого усилия, направленного на преодоление той или иной трудности, но и определяет, ради чего проявляется воля.

Глава 2. Экспериментальное исследование волевых качеств у спортсменов-легкоатлетистов

.1 Методики и база исследования волевых качеств подростков

Для подтверждения теоретических высказываний, выдвинутых в теоретической части курсовой работы мною было проведено экспериментальное исследование развития волевых качеств у спортсменов - легкоатлетов.

Базой исследования послужили 15 студентов спортсменов - легкоатлетов в возрасте 16-19 лет.

Для проведения исследования были использованы следующие методики:

. Шкала социально - психологической адаптированности

Цель: Изучить отношение человека с социальным окружением и с самим собой.

Описание: Шкала состоит из 92 суждения, из них 36 соответствуют критериям социально - психологической адаптированности личности (в каком - то смысле они совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе - чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.). Следующие 37 - критериям дезадаптированности (неприятие себя и других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов). 19 высказываний нейтральны (См. Приложение 1).

Шкала предъявляется обследуемым в виде списка высказываний. Под каждым высказыванием нужно поставить цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7 - в зависимости от того, в какой степени оно характерно для обследуемого.

. Тест «Самооценка силы воли»

Тест предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция: На приведенные 15 вопросов можно ответить «Да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «Нет» - 0 баллов.

Оценка волевых качеств проводится по пятибалльной системе: 5 - волевое качество очень сильно развито, 4 - сильно развито, 3 - слабо развито, 2 - очень слабо развито, 1 - волевое качество не свойственно данному субъекту (см. Приложение 2).

Показатели волевых качеств спортстменов:

Признаки дисциплинированности:

·сознательное выполнение заведенного в данной деятельности порядка (соблюдение требований, выполнение трудовых поручений в отведенное время, выполнение всех правил в спорте и т.д.);

·добровольное выполнение правил, принятых в коллективе;

·недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на субботник, собрание и т.п.)

·соблюдение хорошего поведения при смене обстановки.

Признаки самостоятельности:

·выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного надзора со стороны (самостоятельное выполнение учебного, трудовое задание и т.п.);

·умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.д.);

·умение отстоять свою точку зрения, не проявляя при этом упрямства, если не прав;

·умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

·стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение идти к цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

·умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной на данный момент деятельности;

·умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.д.).

Признаки выдержки:

·проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.);

·умение держать себя в руках во время конфликтных ситуаций (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.);

·умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.); умение контролировать свое поведение в несвойственной обстановке.

. Опросник «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» (Н.Е. Стамбулова) Оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и предприимчивости, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

Опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью - универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0-19 баллов - низкий уровень; 20-30 баллов - средний уровень; 31-40 баллов - высокий уровень.

2.2. Результаты исследования волевых качеств спортсменов - легкоатлетов

Рассмотрим результаты исследования

Таблица 2. Общие показатели

Коэффициент Низкий < 39Норма 39 - 44высокий > 45Юноши21,05%5,26%73,69%Девушки 15,38%11,53%73,09%

Соотношение юношей и девушек на уровни социально - психологической адаптированности примерно одинакова. На низком уровне юношей несколько больше (юноши - 21,05%, девушки - 15,38%). Можно сказать, личность юношей менее развита, чем у девушки.

ЮношидевушкиНизкий показатель < 50Норма 50 - 65Высокий показатель > 65Низкий показатель < 50Норма 50 - 65Высокий показатель > 65Принятие других15,78%42,1%42,1%11,53%34,61%53,84%Принятие себя10,62%42,1%47,26%3,84%15,38%80,76%Эмоциональный комфорт21,05%47,26%31,57%15,38%34,61%50%Ожидание внутреннего контроля63,15%31,57%26,31%15,38%30,76%53,84%Доминирование42,1%15,7821,05%34,61%23,07%42,30%«Уход от проблем»5,26%36,84%57,89%0%34,61%65,39%По результатам исследования спортсменам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию. Это подтверждается исследованием, в факторе «принятие других». Среди юношей 84,22% с нормальным и высоким показателем. Среди девушек 88,47% с такими - же показателями. Принимающих себя юношей 89,38%, а девушек 96,16%. Изучаемые подростки показали высокий уровень принятия себя и других. Это свидетельствует о сформированности способов адекватной оценки себя и окружающих. Эмоциональный комфорт чувствуют 78,95% юношей и 84,62% девушек.

Изучение доминирования продемонтрировали, что девушки наиболее самостоятельные. Большей части юношей необходим внешний контроль, в то время, как таких девушек 15,38%. По последнему показателю и у юношей и у девушек показатели не очень высокие. Большинство подростков (юноши - 57,89%, девушки - 65,39%) стараются уйти от проблем. Это объясняется страхом к принятию жизненно важных решений и недостаточной самостоятельностью.

Методы изучения волевых качеств показаны в таблице 4.

Таблица 4. Психолого-педагогическое наблюдение силы воли

ЮношиДевушкиОчень слабо развитоСлабо развитоСильно развитоОчень слабо развитоСлабо развитоСильно развитоОбщая оценка31,57%68,42%0%19,23%76,92%3,84%Дисциплина26,31%73,68%0%11,53%80,76%7,69%Самостоятельность42,1%57,89%0%23,07%57,69%19,23%Настойчивость31,57%68,42%0%23,07%57,69%19,23%Выдержка31,57%63,15%5,26%26,92%38,46%34,61%Организованность63,15%26,31%10,51%34,61%46,14%19,23%Решительность10,51%47,36%42,1%3,84%69,23%26,92%Инициативность42,1%57,89%0%30,76%61,53%7,69%Наблюдение показало, что волевые качества у юношей и девушек сильно расходятся. В общей оценке, сильно развитых волевых качеств у юношей меньше, а у девушек небольшой процент (3,84%).

Среди тестируемых не выявлено юношей с сильно развитой дисциплинированностью, самостоятельностью, настойчивостью и инициативностью. У девушек наличие данных качеств составляет 7,69%, 19,23%, 19,23%, 7,69% соответственно.

При изучении выдержки замечено, что у юношей чаще она слабо развита (94,72%). У девушек эта характеристика отличается более яркой выраженностью. Сильно развитую выдержку имеют 34,61% девушек.

Единственный фактор, по которому у юношей выше показатели, это решительность. С сильно развитой решительностью юношей почти вдвое больше чем девушек (юношей - 42,1%, девушек - 26,92%).

Таблица 5. Самооценка силы воли

Сила воли слабаяСила воли средняяСила воли сильнаяЮноши5,26%89,48%5,26%Девушки 7,69%73,07%19,24%

Чтобы проанализировать самооценку волевых качеств студентов-спортсменов мы использовали методику «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов», которая базируется на оценке уровня развития волевых качеств: стремления у цели, настойчивости и напористости, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

Таблица 6. Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов

Название показателяЮношиДевушкиКритические значения P≤0,05Смелость и решительность (выраженность)21,320,0250,016Смелость и решительность (генерализованность)22,4518,4750,000Настойчивость и упорство (выраженность)20,27517,9750,001Настойчивость и упорство (генерализованность)21,42519,5250,001Инициативность и самостоятельность (выраженность)22,92519,750,000Инициативность и самостоятельность (генерализованность)18,12522,3750,000Самообладание и выдержка (выраженность)16,02521,5750,000

По шкале «Целеустремленность» в обеих группах средний уровень по показателю выраженности, что доказывает наличие у спортсменов ясных целей и задач, способность намечать еще более высокие и сложные цели, а так же умение подчинять свою деятельность их достижению, объективно оценивать результаты своих действий и корректировать решаемые задачи. По шкале «Смелость и решительность» спортсмены показали средний показатель выраженности, что демонстрирует способность спортсменов самостоятельно и во время находить и принимать взвешиваемые решения, вопросы и задачи, возникающие в процессе деятельности, не опасаясь брать на себя ответственность, активно действовать, рисковать. Что касается показателя генерализованности, мы имеем не высокий уровень у спортсменов, занимающихся неагрессивными видами спорта и средний уровень у спортсменов, занимающихся агрессивными видами спорта, это показывает, что у первых данные волевые качества менее широко проявляются в других различных жизненных ситуациях и видах деятельности, чем у вторых.

По шкале «Настойчивость и упорство» результаты спортсменов, занимающихся агрессивными видами спорта, на среднем уровне, как по выраженности, так и по генерализованности. Это показывает, что эти спортсмены проявляют волю во время достижения намеченной цели, преодолении препятствий, несмотря на временные промахи и неудачи, а также о настойчивом и постоянном стремлении не уходить от трудностей в любом деле, не только в спорте. Говоря о спортсменах, занимающихся неагрессивными видами спорта, отметим, что по показателю выраженности их результаты на низком уровне (17,9). Это демонстрирует, что им сложнее, чем первым выдержать все неудачи и поражения, а также перенести нарастающее утомление во время соревнований, в то время как в других сферах, они справляются с этим лучше, о чем свидетельствует средний показатель по генерализованности (19,5).

По шкале «Инициативность и самостоятельность» средний уровень выраженности (19,7) и средний генерализованности (22,3) у спортсменов, занимающихся неагрессивными видами спорта, что свидетельствует о проявлении качества в различных жизненных ситуациях, умении организовать свою деятельность, вносить в нее творчество, не поддаваться влиянию людей. Спортсмены же, занимающиеся агрессивными видами спорта, имеют низкий уровень по показателю генерализованности (18,1) и средний по показателю выраженности (22,9), это означает, что в других сферах деятельности они, по сравнению со спортсменами, занимающимися неагрессивными видами спорта, проявляют рассматриваемое волевое качество значимо хуже.

По шкале «Выдержка и самообладание» спортсмены, занимающиеся неагрессивными видами спорта, показали средний уровень. Об этом свидетельствуют результаты выраженности (21,5) и генерализованности (19,4) качеств. Это показывает способность управлять своими чувствами, мыслями, действиями в условиях повышенного эмоционального возбуждения или подавленности, сильного утомления, непредвиденных трудностей, промахов и других негативных факторов. У спортсменов, занимающихся агрессивными видами спорта низкий уровень и по показателю выраженности (16), и по показателю генерализованности (18,6), это показывает то, что им трудно проявлять выдержку и самообладание, как в спорте, так и в других сферах деятельности.

Результаты теста отличаются от результатов наблюдения количественно, а не качественно. Согласно результатам исследования сила воли у девушек развита сильнее, чем у юношей. С сильно развитой силой воли девушек почти в 4 раза больше, чем юношей (девушки - 19,24%, юноши - 5,26%). У большинства юношей сила воли находиться на среднем уровне развития (89,48%). Большая часть девушек также имеют среднюю степень развития силы воли. Однако результаты эксперимента показали, что с низким уровнем волевого усилия девушек больше, чем юношей.

Выполнения работа дополняет представление о психологии волевых процессов и качеств у спортсменов - легкоатлетов.

Следовательно, проведенный анализ научного материала был направлен на установление возможных связей по показателям выраженности и генерализованности волевых качеств.

Характеристика показателей выраженности и генерализованности позволила определить синхронность проявления волевых качеств у спортсменов циклических, скоростно-силовых видов спорта и единоборцев. У студентов-спортсменов - легкоатлетов выявили гетеросинхронность с преобладанием показателей выраженности следующих волевых качеств: выдержки, настойчивости и упорства, инициативности и самостоятельности. Полученные данные согласуются с результатами представленными в списках источников.

Полученные результаты позволят улучшить психологическую составляющую процесса волевой подготовки спортсменов в сочетанных видах деятельности (учебно-профессиональной, учебно-тренировочной и соревновательной).

Полученные результаты необходимы для тренеров, командных психологов и спортсменов.

Заключение

В каждом виде спорта наличие и устойчивость проявления основных волевых признаков и полтона их проявления в различных жизненных ситуациях и спортивной деятельности детерминирована по-разному.

Форма волевой активности спортсменов различна и имеет свои специфические признаки в зависимости от вида спорта. В игровых видах спорта преобладают такие волевые качества как целеустремленность, решительность и смелость; в скоростно-силовых - целеустремленность, инициативность и самостоятельность, решительность и смелость; в единоборствах - целеустремленность, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, а в сложнокоординационных - настойчивость и упорство, решительность и смелость.

Всевозможные данные о личностных особенностях спортсменов-легкоатлетов демонстрируют нам существенные различия в уровнях выраженности целого ряда личностных качеств. Спортивная деятельность непосредственно связана с преодолением спортсменами - легкоатлетов различных препятствий. Преодоление этих трудностей зависит от выраженности волевой сферы спортсмена, или, как говорят, от силы воли. Она выражается в различных волевых качествах: настойчивости, упорстве, терпеливости, смелости, решительности, выдержке. Обладать всеми этими качествами в одинаковой степени спортсмены не могут. У одного лучше выражено одно волевое качество, у другого - другое. Поэтому необходимо развивать слабые качества.

Одним из общих компонентов воли спортсмена - легкоатлетов считается моральный, который формируется в процессе воспитания. Чувство долга, ответственность за порученное задание, самоотдача - то, что характеризует нравственно сформированную личность. Формирование морального компонента воли помогает проявлять волевое усилие в любой ситуации независимо от ее специфики. Только нравственно сформированный человек способен к подвигу, к проявлению мужества и героизма в экстремальных ситуациях. Моральная часть воли не только стимулирует проявление в различных ситуациях волевого усилия, направленного на преодоление той или иной жизненной ситуации, но и показывает, ради чего проявляется воля. Воля может быть также инструментом в эгоистичных стремлениях человека.

Выполненная работа дополняет представление о психологии волевых процессов у спортсменов - легкоатлетов.

Исходя из этого, дальнейший анализ научного материала был направлен на установление возможных связей по показателям выраженности и генерализованности волевых качеств.

Характеристика показателей выраженности и генерализованности позволила выявить синхронность проявления волевых качеств у спортсменов циклических, скоростно-силовых видов спорта и единоборцев. У студентов-спортсменов определили гетеросинхронность с преобладанием показателей выраженности следующих волевых качеств: выдержки и самообладания, настойчивости и упорства, инициативности и самостоятельности. Полученные данные согласуются с результатами представленными в литературе.

Вышеизложенные результаты позволят обогатить психологическую составляющую процесса волевой подготовки спортсменов в сочетанных видах деятельности (учебно-профессиональной, учебно-тренировочной и соревновательной).

Полученные результаты могут быть полезны для тренеров, командных психологов и спортсменов.

Список использованной литературы

1.Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь.- М. : Сов. энцикл., 2010.- с. 90-91.

2.Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия.- М: МГУ, 2011. - с.22

.Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. - 2011. - №1. - с. 32-35.

4.Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе. - М., 2012

5.Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4. - М., 2010. - с. 225

.Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Рязань, 2011. - с.9

.Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие. - М., 2011. - с.42

8.Джемс У. Психология. - М., 2012. - с.98.

9.Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. - Ташкент, 2011. - с.47

.Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли.- Рязань, 2011. - с. 7-9.

11.Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли.- Рязань, 2011.- с. 19-23.

12.Ильин Е.П. Психология воли. - СПб., 2000. - с.114-254.

.Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс.- Тбилиси, 1989. - с. 36

.Калин В.К. На путях построения теории воли //Психологический журнал. - 1989. - №2

15.Макунина О.А. Психология спорта. Самооценка волевых качеств студентов спортивных специализаций // ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск. - 2008. - 120 с.

16.Милютина Е.Л. Особенности эмоционально-волевой регуляции в условиях внутреннего конфликта (на примере наркозависимости).- Киев, 1991. - с.16

.Мюнстерберг Г. Психология и учитель. - М., 1997. - с. 17

18.Немов Р.С. Психология. Кн.1. - М., 1995. - с.57

19.Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека.-Весник СпбУ. 1995. - №3

20.Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 1989. - с.35

21.Петяйкин И.П. Психологические особенности решительности. - М., 1978. - с. 15

22.Платонов К.К. Краткие словарь системы психологических понятий.-М., 1984. - с. 62

.Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991. - с. 16-19.

24.Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. - М., 1977.- с. 23

25.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СП., 1999. - с.34-78

26.Рудик П.А. Психология воли спортсмена. - М., 1973. - с. 26

27.Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - Рязань, 1992. - с.13

28.Селиванов В.И. Избранные психологические труды. - Рязань, 1992. - с.194

29.Селиванов В.И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности. - Рязань, 1986. - с. 3-23.

.Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств. - СПб., 1999. - с. 32

31.Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. Автореф. докт. дисс. М., 1994. - с.38

Приложение 1

Шкала социально-психологической адаптированности

Значения ступеней шкалы:

Совершенно ко мне не относится - 1

Не похоже на меня - 2

Затрудняюсь ответить - 4

Возможно, похоже на меня - 5

Это про меня - 6

Точно похоже на меня - 7.

Шкала социально-психологической адаптированности

Я испытываю внутреннюю скованность, когда с кем-нибудь разговариваю.

Мне не легче, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе, и я открываюсь перед ними, прячу свое лицо под маской.

Я во всем люблю состязание, соревнование, борьбу.

1.Я предъявляю к себе высокие требования.

2.Я критичен к себе, часто сам себя ругаю.

.Я часто чувствую себя униженным.

4.Я не считаю, что могу понравится кому-либо из девушек (юношей).

5.У меня теплые, хорошие отношения с окружающими.

.Я сдержанный, замкнутый, держусь ото всех чуть в стороне.

.Я сам виноват в своих проблемах.

.Я ответственный человек. На меня можно положиться.

.Я чувствую безнадежность. Все напрасно.

.Я во многом придерживаюсь взглядам, правилам и убеждениям моих сверстников.

11.Я принимаю для себя большую часть тех правил и требований, которым должны следовать люди.

12.Я не имею своих собственных убеждений и правил.

.Мне трудно возвращаться от мечтаний в реальность. В моих мечтах все по - другому

.Я зол на весь мир, я на всех нападаю, огрызаюсь, никому ни даю спуску. Мне трудно сдерживать себя.

.Самоконтроль для меня не проблема. Я умею управлять своим поведением.

.Я подвержен смене настроения: вдруг находит уныние, хандра.

.Меня никогда не интересовало то, что касается других людей. Я сосредоточен только на своих проблемах.

.Чаще всего люди мне нравятся.

.Мне всегда было очень легко выражать свои чувства.

.Даже если я оказываюсь среди большого количества людей, мне бывает одиноко.

.Мне часто хочется спрятаться, я часто чувствую себя не в своей тарелке.

.Мне очень легко найти общий язык с окружающими. Для меня это не проблема.

.Мои самые тяжелые битвы - с самим собой.

.Я оптимист и всегда верю в лучшее.

.Я не податливый, упрямый. Таких, как я, называют трудными людьми.

.Я очень критично отношусь к людям, и считаю возможным судить их, если они поступают на мой взгляд не правильно.

.Мне редко приходится и удается действовать самостоятельно, я подвержен чужому влиянию.

.Я нравлюсь большинству людей, которые меня знают.

.Я хорошо выгляжу, у меня красивая фигура, лицо, я привлекателен (привлекательна).

.Я чувствую себя беспомощным, мне необходимо, чтобы кто-то обязательно был рядом со мною.

.Я сам могу принять решение и твердо ему следовать.

.Мне сложно самому принять решение, часто мне их навязывают посторонние люди.

.Я часто чувствую себя виноватым, даже когда это не так.

.Мне совершенно не нравится то, что окружает меня.

.Я доволен.

.Мне трудно организовать себя и сосредоточится.

.Я чувствую безразличие ко всему, что меня окружает.

.Я чувствую себя спокойно и уравновешенно.

.Я часто чувствую себя обиженным.

.Я импульсивный: порывистый, нетерпеливый, действую по первому побуждению.

.Мои чувства часто меня подводят, поэтому я не доверяю им.

.Мне очень сложно быть самим собой.

.Прежде чем что-либо сделать, я всегда обдумываю свои поступки. Разум прежде всего. Я очень редко полагаюсь на свои чувства.

.Мне кажется, я вижу происходящее со мной не совсем так, как оно есть на самом деле. Словом, не отличаюсь реалистичностью.

.Я считаю, что все люди разные и стараюсь принять каждого таким, какой он есть, я очень терпеливый по отношению к окружающим меня.

.Я редко думаю о своих проблемах.

.Я интересный и привлекательный как личность человек.

.Я очень стесняюсь и часто замыкаюсь в себе.

.Я очень часто многое забываю. Чтобы довести дело до конца мне необходимы напоминания.

.Я настороженно веду себя с теми, кто относится ко мне очень хорошо.

.Я ничего из себя не представляю. Я никто.

.Мне очень важно то, что подумают обо мне окружающие.

.Для меня важно чтобы меня хвалили.

.Я презираю себя сейчас.

.Я деятелен, энергичен, у меня есть инициатива.

.Мне не хватает духу встретить в лицо трудности или ситуацию, которая грозит осложнениями, неприятными переживаниями.

.Я не чувствую к себе уважения.

.По своей натуре я лидер и люблю оказывать влияние на других.

.В целом я хорошо отношусь к себе.

.Я настойчивый, напористый, уверенный в себе.

.Я не люблю, когда у меня с кем-то портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать окончательными.

.Когда нужно действовать я долго не могу приять решение.

.Я удовлетворен собой.

.Я неудачник. Мне не везет.

.Я приятный, симпатичный, располагающий к себе человек.

67.Я нравлюсь девочкам (мальчикам) как человек, как личность.

68.Я стойкий женоненавистник. Презираю всякое общение с девчонками. (Я не люблю мальчишек. Презираю всякое общение с ними.)

.Я часто боюсь поражения, меня одолевают страхи перед началом какого-либо действия.

.Я чувствую себя намного лучше других, ощущаю свое превосходство.

71.Меня ничего не тревожит, на душе у меня легко и свободно.

72.Я умею упорно работать.

.Я чувствую, что меняюсь, расту, взрослею. Мои чувства и отношения к окружающему становятся более зрелыми.

.Я чувствую тревогу, напряжение, беспокойство.

.Следует основательно настоять, чтобы заставить меня что-либо делать.

.Я чувствую неуверенность в себе.

.Мне часто приходится защищать и оправдывать своё поведение. Я через чур уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими, мною многие манипулируют.

.Я умный.

.Я бессилен и безнадежен. Я не верен своему слову, часто его нарушаю. Я ничего собой поделать ничего не могу. У меня нет воли и нет воли ее вырабатывать.

.Я всегда полагаюсь на собственные возможности, никогда не рассчитываю ни на чью помощь.

.Я чувствую себя очень скованно, часто стесняюсь.

.Я не такой как все, отличаюсь от окружающих.

.Я не очень надежен, на меня нельзя положиться.

.Мне все в себе хорошо понятно. Я себя хорошо понимаю и знаю.

.Я человек открытый для общения с любыми людьми.Я легко схожусь с людьми.

.Мои силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые ставит передо мной жизнь. Я со всем могу справиться.

.Я ничего не представляю из себя. Меня никто не принимают всерьез. Меня в лучшем случае просто терпят.

.Мне кажется что девочки (мальчики) слишком занимают мои мысли. Меня это тревожит.

Обработка и интерпретация результатов:

Показателями адаптированности (i(+)) служат высказывания 4, 5, 10, 11, 14, 18, 21, 22, 25, 26, 28, 32, 33, 35, 39, 42, 44, 47, 49, 51, 57, 59, 63, 64, 68, 70, 71, 74, 75, 76, 82, 84, 86, 88, 89, 90; показателями дезадаптированности (i(-)) - высказывания 2, 6, 7, 12, 15, 17, 24, 27, 31, 34, 36, 38, 40, 41, 45, 46, 48, 50, 52,. 55, 56, 58, 60, 61, 65, 66, 67, 69, 72, 73, 77, 78, 80, 83, 87, 91, 92.

Коэффициент социально-психологической адаптированности вычисляется по сумме позитивных высказываний, рассортированных школьниками на 5, 6, 7-ю позиции шкалы, и негативных, попавших в позиции 1, 2, 3:

Ku = Ni+(5,6,7) + Ni-(1,2,3)

Так как позитивных суждений в шкале 37 и столько же негативных, то гипотетическая оптимальная величина коэффициента - 74, минимальная - 0.

В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте (8 - 10 классы), для которых в наибольшей степени предназначен данный инструмент, средние индексы располагаются обычно в пределах 39 - 44 баллов.

Чтобы расширить возможности качественного анализа полученных данных, каждому высказыванию придавался «вес», совпадающий с номером ступени (от 1 до 7), на которую они попадали при сортировании их анкетируемыми. С той же целью все высказывания были сгруппированы по 6 факторам, отвечающим критериям адаптированности. Перечисляя эти факторы, в скобках назовем номера составляющих их суждений: 1) принятие себя (суждения 32, 33, 51, 63, 68, 70, 71, 76, 82, 86, 88); 2) принятие других (8, 13, 21, 25, 49, 89); 3) эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) (22, 28, 39, 42, 44, 74); 4) ожидание внутреннего контроля (ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентируются личная ответственность и компетентность) (4, 5, 10, 11, 18, 26, 35, 47, 59, 64, 75, 84, 90); 5) доминирование (54, 57, 62); 6) «уход» от проблем (16, 17, 50, 60, 80).

Приложение 2

Тест «Самооценка силы воли»

Текст опросника

1.Можете ли вы завершить начатую работу, к которой потеряли интерес, независимо от того, что время и обстоятельства дают возможность прервать её?

2.Перебарывали ли вы не прилагая усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на субботник в выходной день)?

.Попадая в конфликтную ситуацию в школе или в бытовых ситуациях, можете ли вы взять себя в руки настолько, чтобы посмотреть на нее максимально объективно?

.Если вам назначена диета, сможете ли вы?

.Сможете ли вы утром встать раньше, чем всегда, если решили это вечером?

.Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

.Сразу ли вы отвечаете на письма?

.Когда у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубного врача, сможете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

.Сможете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?

.Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало проблем, считаете ли вы себя ли вы человеком слова?

.Легко ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

.Как строго вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборкой и прочих дел?

.Относитесь ли вы негативно к библиотечным задолжникам?

.Любимая передача никогда не заставит Вас отложить выполнение важной задачи. Так ли это?

.Сможете ли вы прекратить ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?

Результаты:

Подсчитывается сумма набранных баллов:

·0 - 12 баллов - слабая сила воли;

·13 - 21 баллов - средняя сила воли;

·22 - 30 баллов - большая сила воли.

Похожие работы на - Развитие волевой активности спортсменов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!