Институты по защите прав потребителей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,26 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Институты по защите прав потребителей















Курсовая работа

Институты по защите прав потребителей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

.1 Формирование и развитие законодательства о защите прав потребителей

.2 Основные понятия и действие российского законодательства о защите прав потребителей

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

.1 Государственная защита прав потребителей

.2 Порядок рассмотрения дел о нарушении прав потребителей и наложения штрафов за неисполнение предписаний антимонопольного органа

ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

.1 Полномочия органов по защите прав потребителей при местной администрации

.2 Полномочия общественных организаций потребителей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

штраф антимонопольный орган администрация потребитель

ВВЕДЕНИЕ

За последние несколько лет потребительский рынок неузнаваемо изменился. Ушли в прошлое предприятия государственной торговли, а им на смену пришли предприниматели, основывающиеся на разных формах частной собственности. Прекратила свое существование монополия внешней торговли, и импортом товаров занялась огромная масса предпринимателей.

Любая область рынка, будь то бытовое обслуживание, туризм, транспорт, услуги связи или торговля, изменила свое реальное содержание отношений между продавцом и покупателем. На сегодняшний день вся область коммерческих структур сама устанавливает цены, и ведет конкуренцию за каждого потребителя и за каждый рубль. На рынке жилья и в сфере коммунальных услуг так же сложились принципиально отличные от прежних отношения. Совершенно новые отношения, сложившиеся на потребительском рынке, потребовали новой системы организации, управления, контроля и ответственности в данной области.

Исходя из этого в 1990-х гг. ХХ в. вместе с формированием и развитием потребительского рынка обновилось и законодательство, регулирующее эту область.

Объектом исследования курсовой работы является законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

Предметом исследования - институты по защите прав потребителей.

Цели - изучить законодательство РФ о защите прав потребителей, рассмотреть государственные и общественные организации по защите прав потребителей, их полномочия и функции.

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1.1 Формирование и развитие законодательства о защите прав потребителей

Как самостоятельная отрасль права законодательство о защите прав потребителей в России возникло в начале 1990-х гг. До этого времени регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан происходило согласно нормам кодифицированного гражданского законодательства, которое устанавливало общие нормы и служило базой для специального законодательства. В данных нормативно-правовых актах не учитывалась специфика взаимоотношений потребителей и предприятий сферы обслуживания. Действующая классификация нормативно-правовых соглашений не включала в себя некоторых видов договоров, существовавших в действительности. А в законодательстве не были приписаны гарантии граждан по охране их прав при заключении договоров, направленных на обслуживание их потребностей. Характерной чертой правового регулирования данной сферы являлось огромное число подзаконных актов, регулирующих разные области взаимоотношений, в которых участвовали граждане-потребители. Но в основной своей массе данные акты ущемляли права и интересы потребителей, или же и вовсе противоречили законодательству. Так же, действовавшее законодательство не во всем соответствовало нормам международного права и Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 30/248 от 9 апреля 1985г., в которой были прописаны Руководящие принципы защиты прав потребителей. Не все права потребителей, признанные международным сообществом, нашли отражение в советском законодательстве, а те, которые и были закреплены, носили в основном декларативный характер, так как механизмов для реализации не имели. Отсутствовала и государственная система защиты интересов потребителей. Такая ситуация приводила к явному навязыванию невыгодных для граждан условий потребления и товаров, не пользующихся спросом.

Начинающая развиваться предпринимательская деятельность, тотальный дефицит, а так же отсутствие культуры потребления сделали вопрос о создании специального законодательства по защите прав потребителей особо актуальным.

В 1988 г. был разработан проект Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей».

В основном этот законопроект освещал проблемы обеспечения качества товаров и услуг и всего лишь один раздел был посвящен нормам, направленным на защиту прав потребителей. Проект имел широкое обсуждение, но был отвергнут, так как в нем не делалось различий между потребителем-гражданином и потребителем - юридическим лицом, основные права потребителей формулировались относительно обеспечения права на качество и основная масса положений носило декларативный характер и не могло быть реализовано.

Но все же, само появление этого проекта стало первым шагом в осознании необходимости принятия специальных норм, устанавливающих гарантии защиты интересов и прав потребителей, а так же в формировании потребительского законодательства.

Еще одной попыткой создания потребительского законодательства было принятие 22 мая 1991 г. Закона СССР «О защите прав потребителей», но в действие он так и не вступил, в связи с распадом Советского Союза. Главным достоинством этого Закона являлось большое количество положений, не содержащихся в гражданском законодательстве, так же в законе были прописаны механизмы реализации всех его норм. Еще одним положительным моментом было то, что Закон не требовал принятия подзаконных актов и запрещал создание ведомственных документов, которые каким-либо образом могли затронуть интересы потребителей. Закон СССР "О защите прав потребителей" - один из первых нормативно-правовых документов, закрепивших право граждан на компенсацию за причиненный моральный вред.

апреля 1992 г. вступил в действие Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Одним из важнейших его положений стала норма, которая запрещает при принятии иных нормативных актов затрагивать интересы потребителей, снижать гарантии защиты их прав по сравнению с нормами, установленными в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». Так же существенной является норма, предоставляющая право принимать нормативные акты, затрагивающие интересы потребителей, только Правительству РФ и запрещающая делегировать свои полномочия в принятии таких актов министерствам и ведомствам.[1] В Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель определяется как гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Закон не действует в отношении юридических лиц, тем самым подчеркивая необходимость установления гарантий защиты именно для потребителей-непрофессионалов.

Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом гарантии реализации прав потребителей и сами права: право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов. В Законе установлены повышенные гарантии защиты при причинении вреда здоровью или же имуществу граждан.

Главным органом, который контролирует соблюдение потребительского законодательства, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ). МАП РФ существует практически во всех субъектах Российской Федерации. Федеральное подчинение позволяет им быть независимыми в отношениях с местной властью. В более сложной ситуации находятся органы по защите прав потребителей при местных администрациях, действующие практически в каждом населенном пункте России. Практика показывает, что именно им приходится решать более 80% потребительских проблем.

Еще одной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе прав общественных объединений потребителей, разрешающим им реально участвовать в формировании потребительской политики в государстве.

1.2 Основные понятия и действие российского законодательства о защите прав потребителей

Основными понятиями, относящимися к защите прав потребителей, и использующимися в российском законодательстве являются: потребитель; изготовитель, исполнитель, продавец; недостаток товара, работы, услуги; существенный недостаток товара, работы, услуги; безопасность товара, работы, услуги; уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель; импортер.

Согласно преамбуле Закона Р Ф «О защите прав потребителей»:

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Изготовитель - организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.[1]

Исполнитель - организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.[1]

Продавец - организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.[1]

Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. [1]

Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. [1]

Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). [1]

Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее - уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества. [1]

Импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации. [1]

Для защиты своих прав потребитель должен опираться на следующие нормативны акты: Закон РФ "О защите прав потребителей", Гражданский кодекс, а так же Постановления правительства РФ.

Потребитель должен знать, что компания - продавец или же изготовитель не может изменять законодательство. Если в договоре, предоставленном продавцом, нарушены права потребителя, то решение должно приниматься исходя из двух факторов: во-первых, имеет ли возможность покупатель отказаться от этой покупки, во-вторых, может ли покупатель закрыть глаза на нарушения, так как, если дело дойдет до разбирательства, закон в любом случае будет на стороне покупателя.

Большинство организаций используют внутренние типовые формы договоров, и если покупателя что-либо не устраивает в форме такого договора, он вправе отказаться от покупки и воспользоваться услугами или товарами другой организации.

Так как любой покупатель выступает потребителем трех элементов: товаров, работ и услуг, то для избежания каких либо разногласий каждому определению законодательство дает свое определение.

В соответствии с российским законодательством, товар - это любая вещь, не изъятая из гражданского оборота, реализуемая по договору купли-продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и иное могут рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются потребителю продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной товарной единицы [3, 6].

Работы - это деятельность (работа) исполнителя, осуществляемая за плату по заданию потребителя, имеющую материальный результат (строительство жилого дома, ремонт обуви и т.п.), который передается гражданину для удовлетворения личных (бытовых) нужд. [3, 6].

Услуги - это совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (услуг по перевозке, связи, консультационных, образовательных и т.п.). Еще один, ключевой нюанс в определении статуса потребителя: приобретаемый товар или услуга должны быть направлены на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли. [3, 6].

Согласно российскому законодательству, потребителем не является гражданин, который приобретает товары для организаций, за их счет, с целью использования приобретенных товаров в производстве. Но если гражданин пользуется услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд, то в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», его принято считать потребителем.

В некоторых случаях законодательство предусматривает, что воспользоваться товаром, работой или услугой может только гражданин, заключивший договор с продавцом или исполнителем, например договоры по перевозке железнодорожным или воздушным транспортом. Такими услугами может воспользоваться гражданин, указанный в билете и именно он является второй стороной такого договора, соответственно является потребителем. Так же при покупке некоторых товаров, в частности оружия, действующее законодательство устанавливает ограничения. Продажа отдельных видов оружия осуществляется только при наличии у покупателя лицензии на его приобретение и прохождении специальных правил регистрации приобретенного оружия. Это означает, что только при заключении договора купли-продажи, гражданин будет являться потребителем в отношениях, вытекающих из этого договора.

Законодательство о защите прав потребителей действует не на все, связанные с потребление товаров, работ и услуг. На ситуацию, когда один гражданин продает другому гражданину товар, законодательство о защите прав потребителей не распространяется. В этом случае действуют нормы гражданского законодательства. Если же гражданин покупает товар, работу или услугу у компании - продавца, он приобретает все права потребителя и опирается на действующее законодательство о защите прав потребителей.

Суды не руководствуются законодательством о защите прав потребителей в следующих случаях: если спор втекает из отношений между гражданами, вступившими в договорные отношения, целью которых было удовлетворение личных бытовых нужд; если гражданин-предприниматель преобретает товар, работу или услугу не для личных бытовых нужд, а для осуществления своей предпринимательской деятельности или же в целях удовлетворения потребностей учреждений, предприятий, организаций.

Отношения, регулируемы законодательством о защите прав потребителей возникают из: договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг [2]; подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя-гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; и других договоров.

Законодательство о защите прав потребителей не распространяется на отношения, возникающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Так же, законодательство о защите прав потребителей не распространяется на отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности отношения, возникающие при отправлении судом правосудия; отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий; отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных полномочий.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

2.1 Государственная защита прав потребителей

Права потребителей защищают органы государства. На них возложены обязанности по контролированию безопасности товаров, работ или услуг, соблюдению законодательства по защите прав потребителей. так же этим органам предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к нарушителям мер ответственности за несоблюдение законодательства о защите прав потребителей. к органам государственной защиты относятся Государственный комитет РФ по антимонопольной политике, Госстандарт России, Госсанэпиднадзор России, а так же иные органы государственного управления, контролирующие безопасность товаров, работ и услуг для потребителей.

Государственный контроль и надзор в сфере защиты прав потребителей включает в себя:

.проведение мероприятий, связанных с контролем - проверку соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам, работам, услугам.

2.выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);

. в установленном законодательством Российской Федерации порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;

.направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

.направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей;

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области защиты прав потребителей, а также иные федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров, работ и услуг, могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей. Он так же дает разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые регулируют отношения в области защиты прав потребителей. Федеральный орган утверждает положение о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области защиты прав потребителей дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

2.2 Порядок рассмотрения дел о нарушении прав потребителей и наложения штрафов за неисполнение предписаний антимонопольного органа

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике (МАП РФ), а также его территориальные органы в пределах своей компетенции рассматривают дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей[3,54].

Территориальными органами рассматриваются дела о правонарушениях по месту нахождения продавца, изготовителя, исполнителя, в отношении которого возбуждено дело. Исключения составляют случаи, которые приняло в свое делопроизводство МАП РФ. Министерство по антимонопольной политике РФ вправе принимать к рассмотрению любое дело.

Дела о правонарушениях законодательства о защите прав потребителей рассматриваются в Министерстве по антимонопольной политике комиссией в составе заместителя министра МАП РФ, занимающегося вопросами по защите прав потребителей, руководителей Управления по защите прав потребителей, а так же специалистов данного Управления.

В территориальных органах для рассмотрения дел по защите прав потребителей так же образуется комиссия, председателем которой является начальник территориального управления или же его заместитель.

Состав комиссии для рассмотрения конкретного дела определяется председателем комиссии. Общее количество членов комиссии не может быть менее пяти человек для Министерства по антимонопольной политики РФ, и не менее трех человек - для территориального управления. Председатель имеет право внести изменения в состав комиссии, о чем выносит соответствующее определение и извещает лиц, участвующих в деле.

В процессе подготовки, рассмотрения и вынесения решений по делам о правонарушениях законодательства по защите прав потребителей, а так же исполнения и предписаний МАП РФ и его территориальные органы имеют право:

.Запрашивать у заявителя, а также у продавца, изготовителя, исполнителя, необходимые материалы и документы для ознакомления, снятия копий и приобщения их к материалам дела;

2.Проводить собеседования с заявителем, а также с представителем продавца, изготовителя, исполнителя, в отношении которого возбуждено дело;

. Запрашивать письменные объяснения по существу дела от продавцов, изготовителей, исполнителей, а также их должностных лиц;

4. Привлекать к участию в деле заинтересованных лиц;

. Привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов;

.Проводить проверки продавцов, изготовителей, исполнителей о соблюдении ими законодательства о защите прав потребителей.

Министерство по антимонопольной политике РФ, а так же его территориальные органы имеют право принимать и другие меры для полного, всестороннего и объективного выяснения всех обстоятельств, связанных с рассматриваемым делом.

Основаниями для возбуждения дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей являются заявления или другие материалы общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, потребителей, депутатов, представление прокурора, подающиеся в МАП России и в его территориальные управления. Так же основаниями считаются акты проверок продавцов, изготовителей, исполнителей Министерства по антимонопольной политике РФ и его территориальных управлений.

Вопрос о возбуждении дела решает председатель комиссии МАП РФ или председатель комиссии территориального управления.

Начальник Управления по защите прав потребителей Министерства по антимонопольной политике России или же его заместитель, начальник отдела по защите прав потребителей территориального управления передают председателю комиссии материалы, необходимые для возбуждения дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей и принятии его к рассмотрению МАП России или же его территориального управления.

Если изложенные в предоставленном материале доводы являются достаточными для возбуждения дела о правонарушении законодательства о защите прав потребителей, председатель комиссии выносит определение, в котором указывается: состав комиссии, которая будет рассматривать данное дело; необходимые дополнительные документы и материалы; дата и место рассмотрения дела; лица, которые привлекаются к участию в деле. Рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите прав потребителе происходит в течение месяца, с момента вынесения определения о возбуждении дела.

Продавец, исполнитель, изготовитель, в отношении которого возбуждено дело, а так же другие заинтересованные лица, которые привлекаются к участию в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей.

Процесс рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите прав потребителе происходит в присутствии представителей организации или индивидуального предпринимателя либо его представителя, а так же всех заинтересованных лиц.

Представитель продавца, изготовителя, исполнителя допускается к рассмотрению дела лишь при наличии доверенности, а так же иных документов, которые подтверждают его полномочия.

Рассмотрение дела без представителя продавца, изготовителя, исполнителя происходит в случае, если имеется подтверждение о своевременном оповещении продавца, исполнителя, изготовителя о месте и времени рассмотрения дела и от него отсутствует ходатайство об отложении рассмотрения дела.

При наличии ходатайства об отложении рассмотрения дела, комиссия рассматривает вопрос об удовлетворении или отказе в удовлетворении данного ходатайства, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

Если же комиссия решает оказать в удовлетворении ходатайства, дело о нарушении законодательства о защите прав потребителей рассматривается в отсутствие представителя продавца, изготовителя, исполнителя. В случае удовлетворения ходатайства об отложении рассмотрения дела, комиссия выносит определение об отложении рассмотрения дела. Представитель продавца, изготовителя, исполнителя повторно извещаются о времени месте проведения рассмотрения дела, и предупреждается о том, что в случае его неявки дело будет рассмотрено в его отсутствие. В качестве заинтересованных лиц в деле о нарушении законодательства о защите прав потребителей имеют право принимать участие: заявитель, а так же потребитель, права которого были нарушены.

Комиссия не имеет право рассматривать дело без участия указанных лиц, если они настаивают на этом. Неявка заинтересованных лиц не может являться препятствием к рассмотрению дела.

На заседании по рассмотрению дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей комиссия выясняет следующие вопросы:

. Относится ли данное дело к компетенции комиссии;

. Присутствуют ли факты, свидетельствующих о нарушениях прав потребителей;

. Приняты ли все возможные меры продавцом, изготовителем, исполнителем в добровольном порядке для устранения нарушений прав потребителя.

В ситуации если сведений недостаточно или же они отсутствуют, и комиссия не может прийти к выводу о наличии или отсутствии правонарушения, эти сведения могут быть запрошены у заявителя, а так же продавца, изготовителя, исполнителя.

Так же к процессу рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении вопросов, требующих специальных познаний привлекаются эксперты и специалисты.

На заседании заслушиваются предстатель продавца, изготовителя, исполнителя, в отношении которого возбуждено дело, все заинтересованные лица, а так же специалисты и эксперты, привлеченные к рассмотрению данного дела.

Представитель продавца (изготовителя, исполнителя), а также привлеченные к процессу рассмотрения дела лица имеют право:

.Знакомиться с материалами дела, за исключением сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну;

2.Представлять доказательства;

.Участвовать в исследовании доказательств;

.Задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, экспертам, специалистам;

.Заявлять ходатайства;

.Давать устные и письменные объяснения комиссии;

.Представлять доводы и соображения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам.

Процесс рассмотрения дела ведется председателем комиссии и фиксируется в протоколе, который подписывается председателем комиссии.

Председатель комиссии ведет дело о рассмотрении нарушения законодательства о защите прав потребителей таким образом, чтобы обеспечить наиболее полный и всесторонний анализ и оценку обстоятельств дела, с соблюдением прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело, а так же других заинтересованных лиц.

Процесс рассмотрения дела может быть отложен с указанием срока в случаях:

.Подачи ходатайства продавцом, изготовителем, исполнителем об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя на процесс;

2.Подачи ходатайства продавцом, изготовителем, исполнителем о добровольном устранении нарушения без выдачи предписания;

.Необходимости получить дополнительные доказательства;

.Необходимости привлечения к участию в деле экспертов или других лиц, участие которых в деле, по мнению комиссии, обязательно;

.Когда разрешение дела невозможно в данном заседании.

В случае отложения рассмотрения дела течение срока не прерывается, а процедура рассмотрения начинается сначала.

Рассмотрение дела не может быть приостановлено в случаях:

.Нахождения на рассмотрении в МАП России (его территориальном управлении), суде, следственных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения;

2.Необходимости проведения экспертизы или получения заключения специалиста независимой организации.

После устранения обстоятельств, вызвавших приостановление дела, процесс рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей возобновляется.

Срок рассмотрения дела в случае приостановления прерывается, и продолжается только с момента его возобновления.

Об отложении, приостановлении или возобновлении дела выноситься определение, которое подписывается председателем и членами комиссии. Копия данного определения в течении трех дней направляется продавцу, изготовителю, исполнителю, в отношении которого возбуждено дело, а так же всем заинтересованным лицам.

Процесс рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей завершается вынесением решения. В нем излагаются все обстоятельства дела и выводы комиссии.

Решение может быть вынесено:

1.О выдаче предписания;

2.О прекращении дела в связи с отсутствием события и состава нарушения, устранения нарушения до выдачи предписания, невозможностью применения мер воздействия в связи с ликвидацией организации, или же смерти индивидуального предпринимателя, допустивших нарушение, а также в случае, если меры воздействия выходят за рамки компетенции МАП России, а так же его территориального управления.

Решение состоит из мотивировочной и резолютивной частей.

В решении могут быть даны рекомендации:

.О предъявлении иска в суд в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации продавца (изготовителя, исполнителя) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей;

2.О направлении материалов о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;

3.О направлении в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;

.О направлении материалов в федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Решение принимается комиссией в отсутствие всех лиц, участвующих в деле. Решение принимается в открытом голосовании простым большинством голосов. Если количество голосов равное, голос председателя комиссии является решающим. Председатель и члены комиссии не имеют права отказаться от голосования. Председатель подает свой голос последним. Решение подписывается председателем комиссии и членами комиссии. Если председатель или член комиссии не согласны с решением, они обязаны подписать его и вправе изложить особое мнение, которое приобщается к делу. Решение комиссии выносится немедленно по окончании разбирательства дела. По особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более трех дней, но резолютивную часть решения комиссия объявляет на том же заседании, на котором закончилось разбирательство дела. Она должна быть подписана председателем и всеми членами комиссии и приобщена к делу.

Копия мотивированного решения вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении продавцу, изготовителю, исполнителю, в отношении которого было возбуждено дело, а также всем заинтересованным лицам в трехдневный срок со дня его вынесения.

В случае вынесения решения о выдаче предписания комиссия выносит продавцу, изготовителю, исполнителю предписание о прекращении нарушений прав потребителя или же группы потребителей, а так же неопределенного круга потребителей.



ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

3.1 Полномочия органов по защите прав потребителей при местной администрации

Вместе с органами государственного управления, занимающимися государственной защитой прав потребителей, действуют органы местного самоуправления, которые создаются при местной администрации

Органы местного самоуправления рассматривают жалобы потребителей, дают консультации по вопросам защиты прав потребителей. а так же обращаются в суды для защиты прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Если по жалобе потребителя обнаруживаются товары, работы, услуги ненадлежащего качества, а также опасные для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления по защите прав потребителей обязаны своевременно сообщать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров, работ, услуг. Местная администрация - это орган управления в районе, городе, поселке, селе. Органы по защите прав потребителей создаются при органах управления всех названных административно-территориальных образований.

Свои полномочия органы местного самоуправления по защите прав потребителей реализуют в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований. Данные нормативные акты наделяют указанные органы собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Это означает, что включение в устав функций по защите прав потребителей является правомерным и достаточным основанием для их осуществления на территории муниципального образования.

Глава органа местного самоуправления утверждает положение, в котором определяются задачи и функции структурного подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления. В положение так же могут быть включены вопросы, отражающие специфику данного муниципального образования и включенные в его устав.

Так же глава органа местного самоуправления назначает и освобождает от должности руководителя, возглавляющего подразделения по защите прав потребителей. Руководитель подразделения организует и планирует работу подразделения и несет персональную ответственность за обеспечение выполнения стоящих перед ним задач; подбирает работников, участвует в разработке должностных инструкций, способствует повышению квалификации работников.

Работа структурного подразделения по защите прав потребителей осуществляется в соответствии с текущими и перспективными планами, включающими перечень мероприятий с указанием сроков их выполнения и ответственных исполнителей.

Подразделения по защите прав потребителей передают отчеты о проделанной работе главами органов местного самоуправления.

Количественный состав структурных подразделений по защите прав потребителей органов местного самоуправления определяется исходя из численности жителей муниципального образования.

В муниципальных образованиях с меньшей численностью населения, при невозможности создания самостоятельного отдела по защите прав потребителей, функции по защите прав потребителей возлагаются на конкретных работников других подразделений местных администраций. В положения об этих подразделениях вносятся необходимые дополнения, а должностные инструкции соответствующих работников включают функции по защите прав потребителей. В таких случаях, как показывает практика, деятельность по защите прав потребителей более эффективна, если эти полномочия передаются не отделам торговли, бытового обслуживания, ценообразования, лицензирования, а подразделениям, занимающимся экономическими, правовыми и другими вопросами межотраслевого характера. Привязка функций по защите прав потребителей к отраслевым подразделениям не дает возможности реализовать полноценный контроль за соблюдением прав потребителей в различных секторах потребительского рынка товаров, работ, услуг; значительно сужает полномочия, предусмотренные Законом РФ "О защите прав потребителей".

В поселковых и сельских муниципальных образованиях защиту прав потребителей осуществляют специальные уполномоченные. Они назначаются распорядительным документом главы поселковой или сельской администрации (если таковая должность предусмотрена уставом муниципального образования) или иного выборного должностного лица. Уполномоченные работают в тесном контакте с органами по защите прав потребителей районной или городской администрации, проходят у них обучение и стажировку, получают консультации и необходимые для работы документы. Уполномоченные могут быть внештатными сотрудниками сельских и поселковых администраций.

Территориальные антимонопольные органы по согласованию с руководством органа местного самоуправления ведут методическое руководство, организационную и консультационную помощь структурным подразделениям и специальным уполномоченным по защите прав потребителей органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут по поручению территориальных антимонопольных органов осуществлять целевые проверки хозяйствующих субъектов по соблюдению законодательства о защите прав потребителей, информировать территориальные антимонопольные органы о своей работе, представлять статистические данные о ее результатах и т.п.

В работе по защите прав потребителей органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, органами исполнительной власти субъектов РФ, общественными объединениями потребителей.

Взаимодействие осуществляется в непосредственном участии представителей органов местного самоуправления: в работе координационных советов по защите прав потребителей; в разработке региональных программ по защите прав потребителей; в совместных проверках хозяйствующих субъектов по соблюдению законодательства о защите прав потребителей; в различных мероприятиях по вопросам защиты прав потребителей и др.

Органы местного самоуправления по защите прав потребителей формируют в муниципальном образовании системы защиты прав потребителей и координируют деятельности входящих в нее организаций, а так же оказывают помощь потребителям в реализации их законных прав.

Работники подразделений по защите прав потребителей рассматривают заявления и обращения потребителей, при необходимости проводят проверки хозяйствующих субъектов. В случае подтверждения нарушений принимают меры по их устранению, то есть разъясняют потребителям их права, помогают в составлении претензий к хозяйствующим субъектам по выявленным фактам нарушений законодательства о защите прав потребителей; проводят работу с хозяйствующими субъектами в целях устранения нарушений в добровольном порядке, разъясняют их обязанности и установленные Законом РФ "О защите прав потребителей" последствия несоблюдения норм; по фактам выявления товаров , работ, услуг ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды составляют акты о выявленных нарушениях и незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью продукции и услуг; помогают потребителям составлять исковые заявления в суд либо самостоятельно предъявляют иски в защиту прав конкретного потребителя или о признании действий продавца, изготовителя, исполнителя, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий; обращаются за консультациями в территориальные антимонопольные органы или передают им на рассмотрение материалы по конкретным нарушениям законодательства о защите прав потребителей; обращаются за разъяснением в федеральный антимонопольный орган, который дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

В отдельных случаях можно прибегнуть к комиссионному рассмотрению материалов по нарушениям прав потребителей. Для этого при органе местного самоуправления образовывается комиссия по урегулированию данных вопросов из представителей органа местного самоуправления, занимающегося вопросами защиты прав потребителей, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, общественных объединений потребителей.

Хозяйствующие субъекты проверяются по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей в следующих случаях: при необходимости уточнения фактов по жалобам потребителей; по утвержденному плану работы; по поручениям руководства органа местного самоуправления как самостоятельно, так и совместно с другими подразделениями органа местного самоуправления; совместно с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей закреплено в Законе РФ "О защите прав потребителей".

Для обеспечения широкой пропаганды законодательства о защите прав потребителей органам местного самоуправления на постоянной основе сотрудничают со средствами массовой информации: ведение постоянных рубрик на страницах периодической печати, организация регулярных выступлений или специальных передач на радио и телевидении, проведение прямых линий.

Огромное значение в просвещении населения приобретают встречи специалистов органов местного самоуправления с коллективами предприятий, населением по месту жительства. Эти встречи позволяют непосредственно проинформировать население по вопросам защиты прав потребителей, оперативно проконсультировать потребителей по конкретным нарушениям их прав, рассказать о работе органов местного самоуправления по осуществлению защиты законных интересов потребителей в муниципальном образовании.

Органы местного самоуправления по защите прав потребителей взаимодействуют с общественными объединениями потребителей:

.В период их становления и в последующей работе оказывают общественным объединениям потребителей помощь;

2.Консультируют и информируют их по вопросам защиты прав потребителей;

.Принимают организационные меры, направленные на создание условий для развития общественного движения потребителей.

.Оказывают финансовую поддержку общественным объединениям потребителей в реализации конкретных программ и проектов по вопросам защиты прав потребителей в интересах жителей муниципального образования.

3.2 Полномочия общественных организаций потребителей

Общественная защита прав потребителей осуществляется организациями потребителей, которые создаются как по территориальному признаку, то есть районные, городские, областные, республиканские и др., так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей. Общественные организации потребителей, созданные на территории России, объединились в Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ). Таким образом, Закон о защите прав потребителей устанавливает гарантии в правовом обеспечении защиты прав потребителей, определяя, что граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей, их ассоциации и союзы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений, их ассоциаций и союзов и законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения потребителей для осуществления своих уставных целей имеют право:

1.Участвовать в разработке обязательных требований к товарам, работам, услугам, а также проектов законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

2.Проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, работ, услуг.

.Проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти.

.Распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров, работ, услуг.

.Вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров, работ, услуг.

.Вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям.

.Обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

.Обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Необходимыми для потребителей являются полномочия по проведению экспертиз. Результаты экспертизы, проводимой общественными объединениями, в случае рассмотрения спора в суде оцениваются вместе с другими доказательствами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной проблемой защиты прав потребителей на сегодняшний момент времени является, многочисленные массы покупающих и продающих граждан не в полном объеме освоили законодательство, регулирующее современные рыночные отношения. Современное общество до сих пор не научилось в законодательстве надежное средство защиты своих интересов, и опираться на него, как это делают жители стран, в которых демократия и развитый рынок имеют более длительную историю. Объяснений этому множество. Очевидно, что граждане огромной страны не в силах за короткий период времени освоить множество новых законов и перестроить свое привычное течение жизни. Для этого нужны годы. Еще одной причиной является недоверие общества к государственной защите собственных прав и интересов. Так же, большой проблемой является отсутствие традиции. Долгие годы государство социализма установило безраздельную монополию на спрос и предложение, производство и потребление. Тоталитарное государство не было предназначено к развитию рыночной экономики и к жизни по законам гражданского общества.

Общество современной России должно поверить, что главным средством защиты его прав и интересов выступает закон, и его знание необходимо, а соблюдение норм жизненно важно для каждого.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Закон РФ «О защите прав потребителей» (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля 2006 г., 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня 2009 г., 23 ноября 2009 г., 18 июля 2011 г.)

.Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)(действующая редакция от 01.03.2013).

.Селянин А.В. Защита прав потребителей: Учебное пособие для вузов. - ЗАО Юстицинформ, 2006 г. (Серия "Образование")

. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

.Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.).

. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.).

.Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 21 декабря 2004 г.).

.Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" (с изм. и доп. от 24 мая 2000 г., 3 января, 29 апреля 2002 г., 10 февраля 2004 г.).

.Постановление Госстандарта России от 1 июля 1992 г. N 7 ГОСТ Р от 1 июля 1992 N 1.0-92.

. Постановление Госстандарта России от 28.12.1992 г. N 1570 ГОСТ Р от 28.12.1992 г. N 50460-92.

. Постановление Госстандарта России от 17.12.1997 г. N 412 ГОСТ Р от 17.12.1997 г. N 51108-97.

. Постановление Госстандарта России от 18.10.1996 г. N 603 ГОСТ Р от 18.10.1996 г. N 51000.6-96.

. Постановление Госстандарта России от 17.04.1997 г. N 140 ГОСТ Р от 17.04.1997 г. N 51000.9-97.

.Постановление Госстандарта России от 10.06.1997 г. N 211 ГОСТ Р от 10.06.1997 г. N 1.0-92.

. Постановление Госстандарта России от 10.09.1996 г. N 565 ГОСТ Р от 10.09.1996 г. N 1.0-92.

. Постановление Госстандарта России от 21.02.1994 г. N 35 ГОСТ от 21.02.1994 г. N 30602-97 ГОСТ Р от 21.02.1994 г. N 50647-94.

. Постановление Госстандарта России от 23.01.2001 г. N 31-ст ГОСТ Р от 23.01.2001 г. N 51705.1-2001.

.Постановление Госстандарта России от 29.03.2001 г. N 146-ст ГОСТ Р от 29.03.2001 г. N 8.579-2001.

. Постановление Госстандарта России от 04.07.2002 г. N 262-ст ГОСТ Р от 04.07.2002 г. N 51909-2002.

. Постановление Госстандарта России от 29.10.2002 г. N 395-ст ГОСТ Р от 29.10.2002 г. N 51294.10-2002.

Похожие работы на - Институты по защите прав потребителей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!