Институт гражданства в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,68 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Институт гражданства в Республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Институт гражданства в Республике Беларусь

Глава 2. Основания приобретения гражданства Республики Беларусь

Глава 3. Порядок приобретения гражданства Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Основой правового положения лиц и в государственном и в международном праве является гражданство. Как гласит ст. 1 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» граждан с государством соединяет устойчивая правовая связь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека [6]. Граждане имеют определенные права и несут определенные обязанности по отношению к своему государству, а государство обеспечивает защиту их прав и интересов, как на своей территории, так и за ее пределами. Государство наделяет своих граждан более высоким уровнем прав, чем иностранцев, в том числе определенной правоспособностью участия в управлении государством непосредственно или через представительную систему [8, с. 3].

Вопросы гражданства, в том числе основания и порядок его приобретения, относятся к числу наиболее сложных в государственном строительстве, связано это, в первую очередь с тем, что гражданство выступает как элемент конституционного статуса, кроме того его наличие или отсутствие определяет объем прав и обязанностей личности. В литературе подчеркивается, что вопросы гражданства, взаимоотношений населения с государством тесно соприкасаются с вопросами государственного суверенитета и даже с вопросами понятия государства. Ни одно государство не может быть признано самостоятельным, суверенным, если оно не имеет своих граждан. Именно в этом проявляется роль гражданства Республики Беларусь как гарантии ее суверенитета [12, с. 124].

На основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что тема настоящего курсового исследования весьма актуальна.

Целью настоящего исследования является исследование оснований и порядка приема в гражданство Республики Беларусь.

Для достижения указанной цели ставились и решались следующие задачи:

рассмотреть институт гражданства Республики Беларусь;

исследовать основания приобретения гражданства Республики Беларусь;

изучить порядок приобретения гражданства Республики Беларусь.

В основу работы положены нормативные правовые акты, регулирующие вопросы гражданства Республики Беларусь; учебники и учебные пособия. К наиболее значим теоретическим исследованиям указанной темы можно отнести работы Г.А. Василевича, Л.А. Васильевой, Е.А. Лукашевой и других авторов.

В процессе исследования использован комплекс общенаучных, частных и специальных методов познания явлений объективного мира (диалектический, исторический, логический, сравнительно-правовой, анализа, синтеза и другие), современные методики и разнообразный исследовательский инструментарий.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

приобретение гражданство беларусь

Население любого государства неоднородно. В его составе выделяются различные группы с учетом пола, возраста, национальности, вероисповедания, места жительства, профессиональной принадлежности, уровня образования. Для того чтобы выявить различия, связанные с объемом прав и обязанностей, определить характер взаимоотношений с государством проживания, необходимо обратиться к понятию гражданства.

В юридической литературе гражданство рассматривается либо как устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, выход из гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране. В последнем значении гражданство - это особый статус, который предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение его в полном объеме правами и обязанностями, предусмотренными в законодательстве этого государства [17, с. 117].

Статус гражданина является гарантией предоставления политических прав и доступа к государственной службе, условием свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения на родину. В большинстве государств именно на интересы граждан сориентированы социальные и экономические программы правительства, законодательство в области труда и социального обеспечения. С точки зрения международного права только граждане страны могут рассчитывать на правовую защиту в качестве представителей национальных или этнических меньшинств.

Гражданство порождает взаимные обязательства государства и человека. Государство ждет от своих граждан особой лояльности. (Не случайно измена Родине может быть вменена только гражданам страны.) В свою очередь граждане рассчитывают на защиту и покровительство страны, если у них возникают проблемы с властями или частными лицами за рубежом. Эти взаимные обязательства носят персональный и экстерриториальный характер, по общему правилу они не прекращаются в случае длительного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за ее пределами. В отличие от этого на иностранцев и лиц без гражданства власть государства распространяется только тогда, когда они находятся на его территории. Эти отношения носят более формальный характер и, как правило, не порождают устойчивых взаимных обязательств [17, с. 118].

Исторически гражданство является порождением Французской революции. В противовес концепции подданства как личной зависимости от монарха, сложившейся в эпоху абсолютизма, были выдвинуты концепции гражданина как лица, способного активно участвовать в политической жизни страны, и народа как общности равноправных граждан. На смену традиционным формам определения групповой принадлежности (семья, корпорация, регион) пришло государство как основной источник идентификации любого лица.

Концепция гражданства привнесла в традиционную систему взаимоотношений человека и власти новые элементы. Если ранее эти отношения в основном рассматривались в контексте обязанности лица подчиняться власти и обязанности власти заботиться о подданных, то в концепции гражданства основной акцент делался на признании человека субъектом публично-властных отношений посредством предоставления ему совокупности прав, позволяющих участвовать в формировании государственных органов и осуществлении контроля за их деятельностью.

Именно в ходе Французской революции были выработаны основные положения современной концепции гражданства, предполагающей юридическое обоснование и идеологическое акцентирование различий между гражданами и иностранцами; производность гражданства от государственности исходя из принципа государственного суверенитета; формальное определение круга лиц, являющихся гражданами страны, на основании установленных критериев; провозглашение принципа равноправия и институционализацию политических прав граждан [17, с. 120].

Что же касается нашего государства, то, как отмечает Г.А. Василевич, гражданство выражает политическую и правовую связь лица с государством независимо от национальной принадлежности этого гражданина. Эта связь не ограничена пространственным пределом государства [9, с. 89]. Согласно ст. 10 Конституции Республики Беларусь гражданину нашего государства гарантируется защита и покровительство как на территории Беларуси, так и за ее пределами [4, с. 5]

В юридической литературе высказываются точки зрения о непосредственной связи вопросов гражданства с вопросами понятия государства. Так, Г.А. Василевич, отмечает, что именно посредством гражданства Республика Беларусь отличает своих граждан от иностранных лиц и лиц без гражданства. Суверенитет государства проявляется в том, что оно самостоятельно решает все вопросы: принадлежности к гражданству, основания приема в гражданство, его утраты и т.д. [9, с. 90].

Вместе с тем, некоторыми авторами высказано мнение о том, что в настоящее время вопросы гражданства не считаются относящимися исключительно к сфере внутренних дел конкретного государства. Согласно Европейской конвенции о гражданстве от 6 ноября 1997 года (Республика Беларусь указанную конвенцию не ратифицировала) законодательство признается другими государствами, если оно соответствует применимым международным конвенциям, международному обычному праву и общепризнанным правовым принципам в отношении гражданства. Таким образом, развитие международно-правовых инструментов защиты прав человека оказало существенное воздействие на национальное законодательство. Отсутствие дискриминации при приеме в гражданство, запрет произвольного лишения гражданства, необходимость предотвращения безгражданства признаются универсальными требованиями правового регулирования в рассматриваемой сфере [17, с. 121].

Так что же необходимо понимать под гражданством? Согласно нормам действующего законодательства Республики Беларусь гражданство - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека [6]. Таким образом, гражданство - это правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится независимо от того, проживает этот человек на территории данного государства или находится вне его пределов.

Рассматривая понятие гражданства необходимо отметить, что существенный отпечаток на институт гражданства в нашей стране накладывает тот факт, что Республика Беларусь является молодым государством. В СССР институт национального гражданства не получил должного развития, т.к. единое союзное государство обеспечивало фактическое и юридическое равноправие в многонациональной стране, а национальный фактор недооценивался. Это привело к негативным последствиям в условиях приобретения и укрепления независимости новых государств.

После распада Союза гражданство явилось важнейшим средством достижения максимальной суверенизации, одним из краеугольных камней организации государства. Данный институт приобрел новую окраску и черты, что во многом обусловлено расширением сферы международных отношений Республики Беларусь с другими странами мира. Такие отношения затрагивают широкий круг проблем гражданства, которые все чаще приобретают международную значимость. От их разрешения зависят экономические, политические, социальные, этнографические и другие вопросы, касающиеся интересов не только отдельных личностей, но и целых групп людей, широких слоев населения, даже государства в целом [13].

Законодательство о гражданстве может стать источником потенциального конфликта, если оно ведет к появлению значительного числа недовольных людей или лиц без гражданства. Оно может привести к внутренним раздорам, усилить напряженность в межгосударственных отношениях, вызвать нежелательные потоки вынужденных переселенцев. С другой стороны тщательно сформулированное и правильно исполняемое законодательство о гражданстве может способствовать улучшению межнациональных отношений, содействовать свободе передвижения людей, а также развитию торговых и научных обменов.

В нашей стране отношения по поводу гражданства регулируются рядом правовых актов. Среди них, прежде всего, следует назвать Конституцию Республики Беларусь, кроме того Закон «О гражданстве Республики Беларусь», Положение о порядке вопросов, связанных с гражданством республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006г. № 755), Договор о создании Союзного государства, заключенный 8 декабря 1999г., а также ряд соглашений Республики Беларусь с Казахстаном, Украиной, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства и др.

Таким образом, гражданство - это правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится независимо от того, проживает этот человек на территории данного государства или находится вне его пределов.

ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Право на гражданство имеет каждый человек. Данный принцип закреплен и нормами международного права, и нормами внутригосударственного права. Хотя в законодательстве современных государств устанавливаются разнообразные критерии, наиболее распространенными основаниями приобретения гражданства являются приобретение гражданства по рождению и путем натурализации [17, с. 122].

Основания приобретения гражданства Республики Беларусь указаны в Законе «О гражданстве Республики Беларусь». Так, в соответствии со ст. 12 названного Закона гражданство Республики Беларусь приобретается:

Øпо рождению;

Øв результате приема в гражданство Республики Беларусь;

Øв порядке регистрации;

Øпо иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь [6].

Главным основанием приобретения гражданства является получение его в силу рождения. Во всех странах законодатель закрепляет возможность предоставления гражданства по рождению, хотя в этом возрасте человек не может определить свои предпочтения. Такой подход основывается на предположении о том, что уже при рождении определенного лица имеется высокая степень вероятности того, что оно будет лояльно по отношению к государству, с которым связано через своих родителей или в силу рождения на его территории.

В основе предоставления гражданства по рождению лежат два принципа: «права крови» (jus sanguinis), т. е. рождение от родителя или родителей - граждан конкретной страны, и принцип « права почвы» (jus soli), т. е. рождение на территории определенной страны. Предпочтение «принципу крови» - общности в силу происхождения - отдают государства, стремящиеся сохранить этнокультурное единство народа, традиционно проживающего на определенной территории (Германия, Италия, Швейцария). В государствах, где основное население страны составляют иммигранты и их потомки (США, Канада), полагают, что «принцип почвы» помогает сформировать новую культурно-государственную общность на территориальной основе [17, с. 122].

В законодательстве большинства государств, в том числе и в Республике Беларусь, закрепляется смешанный подход - сочетание в той или иной форме «права крови» и «права почвы».

Законодательство нашего государства направлено на решение вопросов получения гражданства Республики Беларусь максимально в пользу родившегося ребенка. В соответствии со ст. 13 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

·хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка;

·родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

·родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами (подданными) которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства [6].

В соответствии с ч. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. Не случайно в законодательстве различных государств можно встретить положения о предоставлении гражданства детям, найденным на территории страны, родители которых неизвестны [3]. Такое положение закреплено и в отечественном законодательстве. В силу ч. 2 ст. 13 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь [6]. При этом следует отметить, что в белорусском законодательстве возраст ребенка не имеет значения, однако в ряде зарубежных стран введены возрастные ограничения (дети до пяти лет - США, до шести месяцев - Австрия) [17, с. 123].

Как было указано выше, гражданство Республики Беларусь приобретается в результате приема в гражданство Республики Беларусь (ст. 12 Закона), так называемая натурализация. Названный способ подразумевает предоставление гражданства лицу, не являющемуся гражданином страны по рождению, в соответствии с его ходатайством и на основании решения компетентного органа [17, с. 123].

Существуют различные подходы к натурализации иностранных граждан. В ряде стран предоставление гражданства рассматривается в качестве завершающей стадии процесса ассимиляции, предполагающей готовность лица принять образ жизни, культуру и обычаи страны (например, Япония). Натурализация трактуется как сугубо дискреционное полномочие государства, поскольку орган, принимающий соответствующее решение, вправе определять, соответствует ли предоставление гражданства лицу, отвечающему всем установленным требованиям, интересам страны. Отрицательное решение не обосновывается и фактически не подлежит обжалованию. Прием в гражданство предполагает тщательное исследование дела каждого из претендентов и уплату достаточно высоких сборов.

В других странах (США, Канада, Швеция) прием в гражданство означает интеграцию и социализацию лица в рамках общей для всех граждан политической культуры, что предполагает готовность к внешней адаптации - признание основополагающих принципов и ценностей государственности. В этих государствах от иммигрантов ожидают натурализации, которая поощряется государством. Для данного подхода характерны менее жесткие требования в отношении сроков проживания в стране пребывания, более формальный подход к оценке поведения лица и знания государственного языка. При этом все кандидаты, отвечающие установленным требованиям, подлежат натурализации. Процедура рассмотрения ходатайств о натурализации достаточно проста и формальна, прием в гражданство, как правило, предполагает уплату относительно невысоких сборов [17, с. 124].

Как подчеркивает Т.А. Васильева, натурализация представляет собой наиболее типичный способ приобретения гражданства иммигрантами в первом поколении, которые стали жителями страны пребывания в результате личного выбора, покинув страну своего происхождения [17, с. 124]. Возможность натурализации обусловлена признанием права на изменение гражданства во Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 15) [1]. Хотя большинство государств и признает право на натурализацию, практически все они устанавливают четкие критерии, которым должен соответствовать претендент на гражданство. Как правило, возможность получить гражданство иностранного государства невелика, если человек не связан с ним определенными обстоятельствами - происхождением, проживанием или рождением на его территории [17, с. 124].

Что же касается нашего государства, то прием в гражданство Республики Беларусь предполагает соответствие определенным требованиям претендующего на это лица. Законодательством Республики Беларусь предусмотрены общие требования (условия) для приема в гражданство [9, с. 94]. Согласно ст. 14 Закона «О гражданстве Республики Беларусь», в гражданство может быть принято лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно:

  1. берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию и иные акты законодательства Республики Беларусь;
  2. знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения:
  3. проживает на территории Республики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь в течение семи лет непрерывно.

Исключением из этого правила является часть третья ст. 14 Закона «О гражданстве Республики Беларусь», в соответствии с которой срок проживания в течение семи лет непрерывно может быть сокращен либо не применяться вовсе для:

Øбелорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;

Øлиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;

Øлиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь [закон].

При этом, срок проживания на территории Республики Беларусь считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Республики Беларусь не более чем на три месяца в течение каждого года;

  1. имеет законный источник средств существования;

Основными документами, подтверждающими наличие законного источника получения доходов, обеспечивающих заявителю и находящимся на его иждивении нетрудоспособным членам семьи прожиточный минимум, установленный в Республике Беларусь, являются:

справка о месте работы, службы и занимаемой должности;

справка о размере заработной платы (денежного довольствия). Справка должна содержать все сведения о произведенных начислениях (оклад, премия, надбавки, пособия и т.д.) и удержаниях (подоходный налог, пенсионный и профсоюзный фонды, алименты, исполнительные листы и т.д.) за двенадцать месяцев предшествующих месяцу обращения либо за весь расчетный период по последнему месту трудоустройства, если этот расчетный период не превышает 1 года;

справка о размере получаемой пенсии либо иных социальных пособий;

справка о предоставленной государственной адресной социальной помощи;

справка об уплате единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

справка об уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты в установленные сроки и о доходах, с которых они исчислены, лицам, уплачивающим страховые взносы самостоятельно;

выписка из банковских учреждений, подтверждающая получение доходов от вкладов;

  1. не имеет гражданства государства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства, отказе от гражданства этого государства, за исключением случаев, когда прекращение гражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам.

Лица, признанные беженцами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут быть приняты в гражданство Республики Беларусь по истечении семи лет после признания их беженцами и при соблюдении ими перечисленных выше условий [6].

Существует также право на получение гражданства в порядке регистрации, которое имеют лишь некоторые категории лиц. Следует отметить, что хотя существование такого способа обуславливает необходимость выделения его в самостоятельный вид (в отличие от принятия в гражданство), рядом авторов высказана точка зрения о необоснованности такого выделения, поскольку приобретение гражданства в порядке регистрации является ничем иным как тем же приемом в гражданство (только облегченным) [15, с. 69].

В соответствии со ст. 15 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, постоянно проживающее на территории Республики Беларусь, состоявшее в гражданстве бывшего СССР и не состоявшее в гражданстве Республики Беларусь, отвечающее требованиям законодательства, вправе обратиться с заявлением о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации, если оно:

Øродилось либо постоянно проживало на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года;

Øявляется супругом (супругой) лица, которое приобретает гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации по основанию, предусмотренному абзацем вторым настоящей части;

Øявляется потомком лица, которое приобретает, приобрело либо могло приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации по основанию, предусмотренному абзацем вторым настоящей части [6].

Гражданство Республики Беларусь без соблюдения выше перечисленных условий, могут приобрести в порядке регистрации:

Øдети, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, - по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;

Øдети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства [6].

Приобретение гражданства Республики Беларусь по иным основаниям, предусмотренным Законом. К иным основаниям приобретения гражданства относится приобретение гражданства при усыновлении, а также в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Приобретение гражданства при усыновлении:

Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Республики Беларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления.

Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - иностранным гражданином, может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению усыновителей [6].

Приобретение гражданства в соответствии с международными договорами Республики Беларусь:

1)Приобретение гражданства Республики Беларусь в соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Республики Беларусь, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Республики Беларусь. Ходатайствовать о приобретении гражданства Республики Беларусь в соответствии с данным Соглашением имеют право граждане Республики Казахстан, состоявшие ранее в гражданстве бывшего СССР, родившиеся в Республике Беларусь, постоянно проживавшие на ее территории, либо имеющие постоянно проживающих в Беларуси близких родственников - граждан Республики Беларусь [13].

)Приобретение гражданства Республики Беларусь в соответствии с Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства.

Граждане Кыргызской Республики и граждане Российской Федерации постоянно проживающие в Республике Беларусь либо прибывающие на ее территорию на постоянное жительство, имеют право на приобретение гражданства Республики Беларусь в соответствии с данным Соглашением при наличии хотя бы одного из следующих условий:

если заявитель состоял в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории Республики Беларусь до 21 декабря 1991 года;

при наличии у заявителя хотя бы одного из постоянно проживающих на территории Республики Беларусь и являющихся гражданами Республики Беларусь близких родственников: супруга (супруги), родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда, бабушки, внука, внучки [13].

)Приобретение гражданства Республики Беларусь в соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Украиной об упрощенном порядке изменения гражданства гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими в Украине, и гражданами Украины, постоянно проживающими в Республике Беларусь. Согласно данному Соглашению каждая из Сторон предоставляет свое гражданство в соответствии с ее внутренним законодательством. При этом дата приобретения гражданства одной стороны является датой прекращения гражданства другой Стороны. Кроме того Стороны освобождают лиц, изменяющих гражданство в соответствии с Соглашением от уплаты обязательных платежей, связанных с изменением гражданства.

Ходатайствовать о приобретении гражданства Республики Беларусь в соответствии с Соглашением имеют право граждане Украины, которые:

получили в установленном порядке разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь;

оформили в установленном порядке выезд на постоянное проживание из Украины и встали на консульский учет в Посольстве Украины в Республике Беларусь [13].

В данной главе автором были рассмотрены основания и порядок приобретения гражданства Республики Беларусь. Основания приобретения гражданства Республики Беларусь указаны в Законе «О гражданстве Республики Беларусь». Так, в соответствии со ст. 12 названного Закона гражданство Республики Беларусь приобретается:

Øпо рождению;

Øв результате приема в гражданство Республики Беларусь;

Øв порядке регистрации;

Øпо иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь.

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Порядок подачи, оформления, рассмотрения заявлений и иных документов по вопросам гражданства Республики Беларусь регулируется Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.1994г., в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006г. № 755 (далее - Положение).

Приобретение гражданства в силу рождения не предусматривает процедурного оформления. Ребенок приобретает гражданство автоматически в момент своего рождения по факту наличия у хотя бы одного из его родителей гражданства Республики Беларусь независимо от места рождения.

Согласно Положению Президент принимает решения о приеме в гражданство Республики Беларусь.

Заявление о приеме в гражданство Республики Беларусь подается на имя Президента Республики Беларусь и должно отражать обязательство соблюдать и уважать Конституцию и законы Республики Беларусь. К заявлению о приеме в гражданство Республики Беларусь прилагаются следующие документы в двух экземплярах:

формализованный бланк анкеты с перечнем вопросов;

с четырьмя фотографиями размером 3 x 4 см;

автобиография;

копии страниц документа, удостоверяющего личность заявителя, содержащих сведения о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения заявителя (паспорт гражданина иностранного государства, иной документ, содержащий сведения, удостоверяющие личность заявителя);

копии страниц вида на жительство, включая отметку о месте жительства заявителя. Для лиц, имевших в паспорте гражданина СССР образца 1974 года отметку о месте проживания на территории Республики Беларусь до получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, подтверждением семилетнего срока постоянного проживания на территории Республики Беларусь могут быть копии страниц указанного паспорта, в том числе с датой проставления названной отметки, справка жилищно-эксплуатационной службы либо сельского (поселкового) Совета депутатов, выписка из лицевого счета или домовой книги;

копия свидетельства о рождении заявителя;

копии документов органов, регистрирующих акты гражданского состояния, о заключении (расторжении) брака заявителем;

копия удостоверения беженца (для лиц, признанных беженцами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь).

документ, подтверждающий наличие законного источника получения доходов, обеспечивающих заявителю и находящимся на его иждивении нетрудоспособным членам семьи, прожиточный минимум, установленный в Республике Беларусь;

справка с места жительства с указанием состава семьи;

документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающий отсутствие или прекращение у заявителя гражданства иностранного государства (справка, свидетельствующая об отсутствии гражданства (выходе из гражданства) иностранного государства; справка, свидетельствующая о том, что гражданство иностранного государства будет утрачено в результате приобретения гражданства Республики Беларусь; справка, подтверждающая факт приема у лица заявления о выходе из гражданства иностранного государства). В случаях, когда прекращение гражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам, к материалам дела приобщается его заявление с указанием причин, исключающих возможность представления соответствующего документа. Обоснованность представления лицом такого заявления вместо документа о прекращении гражданства иностранного государства оценивается органами внутренних дел в каждом конкретном случае;

квитанция об уплате государственной пошлины или документ об освобождении от ее уплаты [7]. В соответствии со ставками государственной пошлины установленными Налоговым Кодексом Республики Беларусь с заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь взимается 2 базовые величины (п.15 Приложения 21 к Налоговому Кодексу Республики Беларусь) [5].

При подаче заявления о приеме в гражданство Республики Беларусь совместно с несовершеннолетними детьми к заявлению одного из родителей прилагаются копии свидетельств о рождении детей и нотариально удостоверенное согласие каждого ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прием в гражданство Республики Беларусь.

Если один из родителей ходатайствует о приеме в гражданство Республики Беларусь совместно с несовершеннолетними детьми, представляется нотариально удостоверенное согласие другого родителя - иностранного гражданина на прием детей в гражданство Республики Беларусь.

Если место нахождения другого родителя - иностранного гражданина неизвестно, должностное лицо органа внутренних дел, принявшее заявление о приеме в гражданство Республики Беларусь, приобщает к нему справки соответствующих проверок органов внутренних дел, подтверждающих данный факт [7].

При наличии оснований для сокращения либо неприменения срока постоянного проживания на территории Республики Беларусь представляются:

документ, свидетельствующий о том, что заявитель является белорусом либо может идентифицировать себя как белорус (копия свидетельства о рождении заявителя; копия свидетельства о рождении хотя бы одного из кровных родственников по прямой линии (отца, матери, деда, бабки, являющихся белорусами); копии соответствующих страниц паспорта гражданина СССР образца 1974 года);

мотивированное ходатайство заинтересованного государственного органа о приеме в гражданство Республики Беларусь лица, имеющего выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающего профессией или квалификацией, представляющей государственный интерес для Республики Беларусь, адресованное в Совет Министров Республики Беларусь;

копии документов, свидетельствующих о том, что заявитель ранее состоял в гражданстве Республики Беларусь.

К заявлению могут быть приобщены и другие документы, имеющие значение при рассмотрении вопроса о приеме в гражданство Республики Беларусь.

Владение заявителем одним из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения, определяется должностным лицом органа внутренних дел, осуществляющим прием документов, о чем производится запись в анкете [7].

Законодательство Республики Беларусь предусматривает случаи отклонения заявления о приобретении гражданства. Так, в соответствии с п.14 Положения заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь отклоняется, если заявитель:

осужден за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства;

имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь;

является подозреваемым или обвиняемым и в отношении его осуществляется уголовное преследование в Республике Беларусь, а также в иностранном государстве за преступления, признаваемые таковыми законодательством Республики Беларусь, - до вынесения приговора или иного итогового решения по делу;

осужден и отбывает наказание в виде лишения свободы, - до истечения срока наказания;

депортировался или высылался из Республики Беларусь, - до окончания срока запрета въезда в Республику Беларусь;

представил ложные сведения или подложные документы;

состоит на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных государственных органах иностранного государства [7].

К заявлению о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации прилагаются следующие документы:

четыре фотографии размером 3 x 4 см;

автобиография;

копии страниц документа, удостоверяющего личность заявителя, содержащих сведения о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения заявителя (паспорт гражданина иностранного государства, иной документ, содержащий сведения, удостоверяющие личность заявителя);

копии страниц вида на жительство, в том числе с отметкой о месте жительства заявителя. Лица, не получившие на день подачи заявления о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, должны представить документ, подтверждающий возможность регистрации по месту жительства по конкретному адресу (заявление о регистрации по месту жительства установленной формы, документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);

копии документов, подтверждающих рождение либо постоянное проживание заявителя на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 г. Подтверждением факта рождения на территории Республики Беларусь является свидетельство о рождении. Подтверждением факта постоянного проживания на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 г. могут быть отметка в паспорте гражданина СССР образца 1974 года о месте проживания на территории Республики Беларусь, отметка в военном билете о призыве на срочную военную службу с территории Республики Беларусь, справка жилищно-эксплуатационной службы либо сельского (поселкового) Совета депутатов, выписка из лицевого счета или домовой книги. В случае невозможности представления лицом одного из перечисленных документов могут быть приняты к рассмотрению документы, косвенно подтверждающие его проживание на территории Республики Беларусь до указанной даты: записи в трудовой книжке, аттестат об окончании средней школы, архивные данные о репрессировании, принудительном выселении, свидетельские показания. Совокупность нескольких таких документов может быть основанием для приема заявления к рассмотрению;

документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающий отсутствие или прекращение у заявителя гражданства иностранного государства (справка, свидетельствующая об отсутствии гражданства (о выходе из гражданства) иностранного государства; справка, свидетельствующая о том, что гражданство иностранного государства будет утрачено в результате приобретения гражданства Республики Беларусь; справка, подтверждающая факт приема у лица заявления о выходе из гражданства иностранного государства). В случаях, когда прекращение гражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам, к материалам дела приобщается его заявление с указанием причин, исключающих возможность представления соответствующего документа. Обоснованность представления лицом такого заявления вместо документа о прекращении гражданства иностранного государства оценивается органами внутренних дел в каждом конкретном случае;

копия свидетельства о браке (в соответствующих случаях);

Если один из родителей ходатайствует о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации совместно с несовершеннолетними детьми, представляется нотариально удостоверенное согласие второго родителя иностранного гражданина на приобретение детьми гражданства Республики Беларусь.

Если место нахождения второго родителя иностранного гражданина неизвестно, должностное лицо органа внутренних дел, принявшее заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации, приобщает к нему справки органов внутренних дел о соответствующих проверках, подтверждающих данный факт [7].

К заявлению одного из родителей о приобретении гражданства в порядке регистрации совместно с несовершеннолетними детьми могут приобщаться копии документов о смерти второго родителя - иностранного гражданина, лишении его родительских прав, признании недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим либо другие документы, подтверждающие невозможность представления вторым родителем - иностранным гражданином нотариально удостоверенного согласия на приобретение детьми гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации [7].

К совместному заявлению родителей либо одного из них о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации детьми прилагаются:

три фотографии ребенка размером 3 x 4 см;

копии страниц паспортов родителей (паспорта одного из родителей) ребенка, содержащих сведения о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения, отметку о месте жительства.

Если место нахождения родителя иностранного гражданина неизвестно, должностное лицо органа внутренних дел, принявшее заявление о приобретении детьми гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации, приобщает к нему справки органов внутренних дел о соответствующих проверках, подтверждающих данный факт.

К заявлению единственного родителя - гражданина Республики Беларусь о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации его несовершеннолетними детьми могут приобщаться копии документов о смерти второго родителя - иностранного гражданина, лишении его родительских прав, признании недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим либо другие документы, подтверждающие отсутствие второго родителя [7].

К заявлению опекуна или попечителя о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации детьми либо недееспособными лицами прилагаются:

три фотографии ребенка (недееспособного лица) размером 3 x 4 см;

копии страниц паспорта опекуна (попечителя), содержащих сведения о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения, отметку о месте жительства;

документ об установлении опеки или попечительства.

Кроме того, в зависимости от обстоятельств, к заявлению могут приобщаться следующие документы:

копия свидетельства о смерти родителей;

копия решения суда о лишении родительских прав;

копия заявления об отказе от воспитания ребенка;

копия решения суда о признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими.

Во всех случаях приобретения детьми гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации представляются также копии свидетельств о рождении детей и нотариально удостоверенное согласие каждого ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства Республики Беларусь [7].

Заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь ребенком при усыновлении супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - иностранным гражданином подается усыновителями этого ребенка в органы внутренних дел по месту постоянного жительства ребенка.

Вместе с заявлением представляются:

копии свидетельства о рождении ребенка и паспорта ребенка (при его наличии);

копия вида на жительство ребенка (если ребенок постоянно проживает на территории Республики Беларусь);

копия свидетельства об усыновлении;

копии страниц документов, удостоверяющих личность усыновителей, содержащих сведения о фамилии, имени, дате и месте рождения;

свидетельство о браке усыновителей.

Рассмотрение заявлений о приобретении гражданства Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь, осуществляется в порядке, установленном этими договорами. К примеру, заявления о приобретении гражданства Республики Беларусь в соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Республики Беларусь, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Республики Беларусь подаются в органы внутренних дел по избранному месту жительства.

К заявлению прилагаются:

а) документ, подтверждающий одно из следующих обстоятельств:

факт рождения заявителя на территории Республики Беларусь. Подтверждением данного факта является нотариально заверенная копия свидетельства о рождении;

факт постоянного проживания заявителя на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 г. Подтверждением данного факта могут быть: ксерокопии соответствующих страниц паспорта гражданина СССР образца 1974 года, справка ЖЭС, сельского/поселкового Совета депутатов, выписка из лицевого счета или домовой книги и др.).

наличие у заявителя постоянно проживающих на территории Беларуси близких родственников, являющихся гражданами Республики Беларусь. Подтверждением данного факта являются нотариально заверенная копия о рождении и ксерокопии соответствующих страниц паспорта близкого родственника заявителя.

б) ксерокопия листка убытия из Казахстана.

в) три фотографии 3x4.

г) справка Посольства Республики Казахстан в Беларуси о сдаче национальных документов Республики Казахстан (паспорта, удостоверения личности).

При обращении в органы внутренних дел с ходатайством о приобретении гражданства в соответствии с Соглашением совместно с несовершеннолетними детьми, в случае, когда один из родителей имеет гражданство другого государства и постоянно проживает в Республике Беларусь, заявитель представляет нотариально удостоверенное согласие второго родителя на приобретение детьми гражданства Республики Беларусь.

Во всех случаях от детей в возрасте от 16 до 18 лет истребуется нотариально удостоверенное согласие на приобретение гражданства Республики Беларусь.

Лица, которые на момент подачи ходатайства не узаконили свой статус в Республике Беларусь как постоянно проживающие, должны подтвердить возможность своей прописки по конкретному адресу одним из следующих документов:

заявлением установленной формы о возможности регистрации по предполагаемому месту жительства;

техническим паспортом на жилое помещение вместе с: договором купли-продажи, договором мены, договором дарения, свидетельством на вступление в право на наследство.

Дата приобретения гражданства Республики Беларусь является датой прекращения гражданства Казахстана [13].

Заявления по вопросам, связанным с гражданством, подаются в органы внутренних дел по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, которые постоянно проживают за границей, - в дипломатические представительства или консульские учреждения.

Срок рассмотрения заявлений в местных органах внутренних дел, МВД, дипломатических или консульских учреждениях, МИДе, КГБ и Совете Министров Республики Беларусь не должен быть более чем один месяц.

Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать одного года, о приобретении гражданства в порядке регистрации - двух месяцев.

При отсутствии предусмотренных законом оснований для оформления материалов по вопросам гражданства, а также при наличии препятствий (непредставление документа о выходе из иностранного гражданства; отбывание заявителем наказания в виде лишения свободы и др.) орган внутренних дел, дипломатическое представительство, консульское учреждение Республики Беларусь отказывают заявителю в приеме заявления по вопросам гражданства и сообщают об этом в письменной форме. Этот отказ может быть обжалован заявителем в вышестоящий в порядке подчиненности орган, который обязан в месячный срок рассмотреть ее и дать заявителю мотивированный ответ в письменной форме. В случае несогласия с решением вышестоящего органа либо неполучения от этого органа в течение месяца мотивированного ответа заявитель имеет право обратиться с жалобой в суд [9, с. 99].

В данном разделе автором был рассмотрен порядок приобретения гражданства Республики Беларусь. Порядок подачи, оформления, рассмотрения заявлений и иных документов по вопросам гражданства Республики Беларусь регулируется Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы.

Гражданство выступает как элемент конституционного статуса; его наличие или отсутствие определяет объем прав и обязанностей личности. Гражданство напрямую затрагивает процессы реализации жизненных планов людей, а, следовательно, и человеческие судьбы. Поэтому проблемы, связанные с ним всегда являются актуальными и злободневными.

Согласно нормам действующего законодательства Республики Беларусь гражданство - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

По своему правовому статусу граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, к примеру тем, что только им принадлежат политические права и свободы.

Наиболее распространенными основаниями приобретения гражданства являются приобретение гражданства по рождению и путем натурализации Основания приобретения гражданства Республики Беларусь указаны в Законе «О гражданстве Республики Беларусь», в соответствии с которым гражданство Республики Беларусь приобретается:

Øпо рождению;

Øв результате приема в гражданство Республики Беларусь;

Øв порядке регистрации;

Øпо иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь.

Главным основанием приобретения гражданства является получение его в силу рождения. Законодательство нашего государства направлено на решение вопросов получения гражданства Республики Беларусь максимально в пользу родившегося ребенка.

Гражданство Республики Беларусь приобретается в результате приема в гражданство Республики Беларусь, так называемая натурализация. Названный способ подразумевает предоставление гражданства лицу, не являющемуся гражданином страны по рождению, в соответствии с его ходатайством и на основании решения компетентного органа. Прием в гражданство Республики Беларусь предполагает соответствие определенным требованиям претендующего на это лица.

Существует также право на получение гражданства в порядке регистрации, которое имеют лишь некоторые категории лиц. Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, постоянно проживающее на территории Республики Беларусь, состоявшее в гражданстве бывшего СССР и не состоявшее в гражданстве Республики Беларусь, отвечающее требованиям законодательства, вправе обратиться с заявлением о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации.

К иным основаниям приобретения гражданства относится приобретение гражданства при усыновлении, а также в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Порядок подачи, оформления, рассмотрения заявлений и иных документов по вопросам гражданства Республики Беларусь регулируется Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь.

Следует отметить, что приобретение гражданства в силу рождения не предусматривает процедурного оформления.

В остальных случаях решения о приеме в гражданство принимает Президент Республики Беларусь. Заявления по вопросам, связанным с гражданством, подаются на имя Президента в органы внутренних дел по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, которые постоянно проживают за границей, - в дипломатические представительства или консульские учреждения. При этом заявители прилагают установленный законодательством перечень документов.

Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать одного года, а о приобретении гражданства в порядке регистрации - двух месяцев.

В случае отказа в приеме заявления по вопросам гражданства он может быть обжалован в вышестоящий в порядке подчиненности орган, а при несогласии с решением вышестоящего органа заявитель имеет право обратиться с жалобой в суд.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Всеобщая декларация прав человека: Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций от 10.12.1948 № 217 А (III) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

.Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997 года // Совет Европы [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: #"justify">.Международный пакт о гражданских и политических правах: Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций от 16.12.1966 № 2200 (XXI) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

.Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 и 17 октября 2004г. - Мн.: Амалфея, 2007. - 48 с.

.Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года: Одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 года: с изм. и доп.: текст кодекса по состоянию на 4 января 2012г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

.О гражданстве Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-З: с изм. и доп.: текст закона по состоянию на 4 января 2010г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

.Боярс, Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве / Ю.Р. Боярс. - М.: Международные отношения, 1986. - 160 с.

.Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич. - 2-е изд., стереотип. - Минск: Книжный Дом, 2009. - 320 с.

.Василевич, Г.А. Правовое регулирование гражданства Республики Беларусь и Союзного государства / Г.А. Василевич // Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь. - 2006. - № 3. - С. 38 - 46.

.Васильева, Л.А. Институт гражданства в Республике Беларусь: Вопросы реализации / Л.А. Васильева, В.Е. Шунтов. - Минск: Тесей, 2004. - 96 с.

.Вихарев, С.Р. Суверенитет Белорусской ССР в составе Союза ССР / под ред. В.А. Дорогина. - Минск: Изд-во БГУ, 1958. - 128 с.

.Институт гражданства в республике Беларусь // Министерство внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: #"justify">.Косилкин, С.В. Институт гражданства Союза Беларуси и России - проблемы и перспективы / С.В. Косилкин // Московский журнал международного права. - 2000. - № 3. - С. 10 - 14.

.Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь: практ. пособие / К.Н. Кунцевич. - Минск: Молодежное научное общество, 2000. - 164 с.

.Мермер, Ю. К вопросу определения гражданства при заключении брака с иностранными гражданами / Ю. Мермер // Юстыцыя Беларусi. - 2003. - № 3. - С. 38 - 39.

.Права человека: учебник / отв. ред. Е.А. Лукашова. - 2- е изд., перераб. - М.: Норма, 2009. - 560 с.

.Смирнова, Е. Соотношение Закона О гражданстве Республики Беларусь 1991 года и Европейской конвенции о гражданстве 1997 года / Е. Смирнова // Юстыцыя Беларусi. - 1999. - №3. - С. 58 - 60.

Похожие работы на - Институт гражданства в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!