Понятие и особенности некоммерческих организаций

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,38 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и особенности некоммерческих организаций

ГБОУ ВПО «БАШКИPСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАPСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПPАВЛЕНИЯ ПPИ ПPЕЗИДЕНТЕ PЕСПУБЛИКИ БАШКОPТОСТАН»

Кафедpа предпринимательского и финансового права

Напpавление 030900.62 «Юpиспpуденция»

на базе высшего пpофессионального обpазования






Куpсовая pабота

по дисциплине: «Предпринимательское пpаво»

Тема pаботы: «Институт «золотой акции» в российском и зарубежном праве»


Научный pуководитель к.с.н., доц. Халилова Н.Р.

Студент 3 куpса 2 потока 1 гp . Э.P. Брюханова






Уфа - 2014

Содержание

Введение

. Некоммерческие организации

.1 Понятие и предпринимательская деятельность некоммерческих организаций

.2 Создание, реорганизаций и ликвидация некоммерческих организаций

.3Виды некоммерческих организаций

. Содержание и признаки предпринимательства

.1 Экономическая природа предпринимательства

.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности

.3 Организационно-правовые формы предпринимательства

Заключение

Список использованныx источников и литеpатуpы

Введение

Современность и насущная необходимость рассмотрения избранной темы по многом предопределена развитием в нашем государстве экономики рыночного типа, которая, безусловно предполагает не только наличие, но и высокую степень развития правовых средств и методов реагирования экономического оборота.

Появление и развитие института юридического лица было обусловлено потребностями развивающегося экономического оборота, предопределившего появление в качестве самостоятельного участника общественного производства особого феномена - некого олицетворенного имущества. Возникнув в недрах экономических общественных отношений этот социальный феномен неизбежно должен был найти себе юридическое признание.

Юридические лица в настоящий момент являются главными участниками гражданского оборота. Именно они производят большую часть товаров и услуг, являются главными налогоплательщиками.

Существующая в российском законодательстве классификация юридических лиц обусловлена переходным характером современной отечественной экономики и объединяет как государственные производственные предприятия на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, так и гражданско-правовые формы юридических лиц, традиционные для рыночной экономики (акционерные общества, товарищества, кооперативы). Классификация юридических лиц в ГК РФ имеет важное практическое значение, т.к. отнесение соответствующего вида юридических лиц к той или иной группе предопределяет его особый правовой режим.

К некоммерческим относятся организации, созданные для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также в целях охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и иных целей, направленных на достижение общественных благ.

В правовом отношении регулирование деятельности некоммерческих организаций ведется в соответствии со ст.50 ГК РФ, а существенные признаки некоммерческих организаций устанавливаются статьями 116-123 ГК РФ.

Законодательно некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, если доходы от нее направляются на достижение уставных целей. Эта деятельность для многих некоммерческих организаций является вынужденной и ведется для поддержания существования. Некоммерческие организации вправе быть участниками акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и вкладчиками в товариществах на вере, цели и задачи которых могут не соответствовать целям некоммерческих организаций.

Одним из отличий некоммерческих организаций от коммерческих является то, что они имеют возможность работать без государственной регистрации. Российское законодательство допускает существование без государственной регистрации общественных организаций, учреждений, движений, фондов и органов общественной самодеятельности, которые вправе функционировать, не имея прав юридического лица и не являясь субъектом гражданских правоотношений.

Цель исследования курсовой работы - на основе научной и нормативной литературы охарактеризовать и рассмотреть понятие и особенности некоммерческих организаций.

При анализе используются следующие методы исследования: анализ государственно-правовой действительности, анализ научно-правовой, а так же нормативной литературы по проблеме исследования.

1.Некоммерческие организации

.1 Понятие и предпринимательская деятельность некоммерческих организаций

Юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями. Выделение некоммерческой организации из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих ее признаков. Исключение составляют потребительские кооперативы, которые вправе распределять доходы, полученные от предпринимательской деятельности, осуществляемой ими в рамках уставной правоспособности. Такая особенность потребительских кооперативов вполне оправданна, поскольку эта форма некоммерческой организации создается и осуществляет свою деятельность именно для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов (жилищных, бытовых), тогда как другие некоммерческие организации имеют в качестве основных нематериальные цели, направленные на достижение общественных благ, в частности социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих, охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания юридической помощи и пр.

В отличие от коммерческих организаций, которые могут создаваться в строго предусмотренных Гражданским Кодексом формах, перечень форм некоммерческих организаций является открытым и может быть дополнен федеральными законами.

Действующее законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, соблюдение которых является для них обязательным. Во-первых, предпринимательская деятельность не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации, иначе она превращается в коммерческую. Во-вторых, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и в соответствии с этими целями, т.е. предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна соответствовать двум условиям:

служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях (слепых, глухих), а также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации;

соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.

Возможность осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности вообще имеет неоднозначную оценку. Она позволяет некоммерческим организациям в современных условиях недостаточного финансирования культуры, образования, спорта, здравоохранения, управления решать вопросы укрепления своей материально-технической базы и дальнейшего развития. Заслуживает всяческого поощрения деятельность общественных организаций инвалидов, приобщающих к труду незрячих, глухих, людей с другими дефектами здоровья к общественно полезному труду, способствующих социальной реабилитации. Однако под вывеской некоммерческих организаций с использованием льготного режима правового регулирования стала осуществляться разноплановая предпринимательская деятельность, имеющая в качестве главной цели отнюдь не общественно полезные задачи. Такая ситуация бросила тень на многие положительные инициативы.

Что же такое предпринимательская деятельность некоммерческих организаций и в каких формах она может осуществляться?

Предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Разнообразные виды предпринимательской деятельности, которые вправе осуществлять некоммерческие организации, можно разделить на две группы:

предпринимательская деятельность, осуществляемая непосредственно некоммерческой организацией;

предпринимательская деятельность, осуществляемая путем создания и участия в коммерческих организациях.

И здесь мы можем ответить на поставленный выше вопрос: противоречит ли требованиям ГК о соответствии предпринимательской деятельности некоммерческой организации ее уставной правоспособности участие организации, например, в акционерном обществе, производящем непрофильные для этой некоммерческой организации товары? Представляется, что нет, но лишь в том случае, если доходы от акций будут направлены на цели организации и в соответствии с ее уставной правоспособностью. Этим и отличается предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, осуществляемая ими непосредственно, и их предпринимательская деятельность, связанная с созданием и участием в коммерческих организациях.

Для отдельных видов некоммерческих организаций существуют ограничения в занятии предпринимательской деятельностью. Так, ассоциации (союзы) коммерческих организаций могут осуществлять предпринимательскую деятельность только путем создания хозяйственных обществ или участия в них. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество.

В законодательстве установлены также ограничения возможности участия некоммерческих организаций в отдельных обязательствах. Так, только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования, сторонами в договоре коммерческой концессии. По общему правилу, доверительным управляющим может быть только коммерческая организация.

Законодательством РФ могут устанавливаться и иные ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Ограничительные нормы направлены прежде всего на то, чтобы оградить некоммерческие организации от излишней "коммерциализации", чтобы предпринимательская деятельность не стала препятствием для некоммерческих организаций в осуществлении ими уставной деятельности, направленной на удовлетворение общественно полезных целей.

В целом ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в хозяйственном обороте. По части возможностей совершения различных сделок правоспособность некоммерческой организации по существу мало чем отличается от правоспособности коммерческой организации.

Это обстоятельство, а также возможность некоммерческих организаций нести самостоятельную имущественную ответственность (кроме учреждений) позволяют отдельным авторам ставить резонные, на наш взгляд, вопросы о наличии у большинства некоммерческих организаций экономических предпосылок для применения к ним процедур несостоятельности (банкротства).

Имущество и доходы, приобретаемые некоммерческими организациями в результате их предпринимательской деятельности, как правило, поступают в их собственность и учитываются на балансе организации. Исключение составляют доходы учреждений, полученные ими от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество, которые поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и также учитываются на отдельном балансе. Любая коммерческая организация (кроме учреждения) отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

При ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами на цели, в интересах которых была создана некоммерческая организация, и (или) на благотворительные цели, а при невозможности использования в соответствии с учредительными документами - обращается в доход государства. Особенности распределения имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, Закон о некоммерческих организациях устанавливает для некоммерческих партнерств. Такое имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом и не более этого взноса, если иное не установлено специальными федеральными законами и учредительными документами некоммерческого партнерства. Особенности распределения имущества ликвидируемого некоммерческого партнерства сближает эту форму некоммерческих организаций с хозяйственными обществами и товариществами, однако заметим, что имущество ликвидируемого хозяйственного общества (товарищества) поступает в собственность участника (товарища) без ограничения его размера пределами взноса в уставный (складочный) капитал.

1.2 Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации

Важным вопросом при создании некоммерческой организации является вопрос о ее регистрации.

Таким образом, общественные объединения считаются созданными с момента принятия на съезде (конференции) либо на общем собрании решений о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Являясь созданным, общественное объединение имеет право осуществлять свою уставную деятельность, приобретать права и принимать на себя обязанности, предусмотренные Законом об общественных объединениях. Приобрести правоспособность юридического лица указанное общественное объединение сможет только с момента его государственной регистрации.

Что касается остальных некоммерческих организаций, то они по общему правилу считаются созданными как юридические лица с момента их государственной регистрации в установленном законом порядке.

Некоммерческие организации создаются в соответствующих организационно-правовых формах. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут образовываться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Необходимо обратить внимание на то, что перечень видов некоммерческих организаций в отличие от коммерческих не исчерпывающий, а примерный. То есть некоммерческая организация может быть создана не только в одной из форм, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, но и в других формах, предусмотренных иными законами. В частности, Закон о некоммерческих организациях устанавливает такие новые формы некоммерческих организаций, как некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации. Закон об общественных объединениях конкретизирует различные формы общественных объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, союзы (ассоциации) общественных объединений.

Законом предусматриваются две возможности создания некоммерческой организации - в результате ее учреждения и в результате реорганизации уже существующей некоммерческой организации.

Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовой формы могут быть физические и (или) юридические лица. Причем число учредителей не ограничено, если только иное специально не установлено законом. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральными законами. Например, общественные объединения создаются по инициативе не менее трех учредителей.

В Законе о некоммерческих организациях установлены конкретные виды учредительных документов для каждой организационно-правовой формы некоммерческой организации.

Учредительными документами некоммерческих организаций являются:

устав, утвержденный учредителями (участниками), для общественной или религиозной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации;

учредительный договор, заключенный членами некоммерческих организаций, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;

решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения.

Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

В учредительных документах некоммерческой организации должны быть определены: наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, местонахождение некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные Законом о некоммерческих организациях и федеральными законами. В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

Что касается реорганизации некоммерческой организации, то она может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами.

Особые условия ликвидации предусмотрены для фонда, который может быть ликвидирован только в судебном порядке.

В отличие от общего порядка ликвидации юридических лиц для некоммерческих организаций предусмотрены следующие особые правила распределения оставшегося после ликвидации имущества.

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с ней обязанности. В этом же пункте указывается, что коммерческие организации, за некоторыми исключениями, могут иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. В отношении некоммерческих организаций установлено общее ограничение на занятие предпринимательской деятельностью - такая деятельность допускается только постольку, поскольку она необходима для достижения уставных целей организации. Помимо этого, в ГК установлены ограничения возможности участия некоммерческих организаций в некоторых обязательствах. Так, только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования, сторонами в договоре коммерческой концессии. По общему правилу, доверительным управляющим также может быть только коммерческая организация. Однако и коммерческие организации не могут быть субъектами некоторых обязательств. В частности, они не могут выступать в качестве одаряемых, получателей постоянной ренты. В некоторых сделках одной из сторон могут участвовать только специализированные коммерческие организации. Например, только кредитные организации могут являться стороной, принимающей денежные средства и осуществляющей операции по счету в договорах банковского вклада и банковского счета. Только банки, иные кредитные учреждения и страховые организации вправе выдавать банковскую гарантию и т.д.

Участие в предпринимательской деятельности не противоречит сущности некоммерческих организаций - ведь основным отличием их от коммерческих является то, что вся прибыль первых должна идти на достижение уставных целей, а не распределяться между учредителями. Некоммерческая организация участвует в различных имущественных отношениях и может выступать в роли должника и кредитора. Как и коммерческие юридические лица, некоммерческие организации (за исключением учреждений) самостоятельно отвечают по своим обязательствам в полном объеме и, если ответственность вытекает из обязательства, связанного с предпринимательской деятельностью, она наступает независимо от наличия вины организации. Причем для кредитора безразлично, в связи с чем возникло обязательство должника. В любом случае действует принцип ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. В определении несостоятельности также отсутствует указание на то, что задолженность должна возникнуть при осуществлении предпринимательской деятельности.

Следующим требованием, необходимым для реализации процедур банкротства, выступает наличие в собственности или хозяйственном ведении организации обособленного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Данный критерий связан с таким признаком юридического лица, как способность нести самостоятельную имущественную ответственность. В том случае, если у организации имеется обособленное имущество, но оно принадлежит ей на праве оперативного управления, для восполнения ограничения на распоряжение закрепленным за организацией имуществом и защиты интересов кредиторов введено правило о дополнительной ответственности собственника по долгам такой организации. Подобная организация не может быть признана банкротом, так как не обладает имуществом (кроме выделенных собственником денежных средств), которым может самостоятельно распоряжаться. Банкротство здесь не имеет смысла, так как все имущество принадлежит собственнику, который несет дополнительную ответственность по долгам организации. Следовательно, банкротом должен признаваться именно он. В силу этого процедуры банкротства неприменимы к казенным заводам. Последние не имеют права самостоятельно распоряжаться переданным им имуществом, дополнительную ответственность по их обязательствам несет государство.

Поскольку некоммерческие организации активно участвуют в гражданском обороте, необходимо обеспечить как интересы их кредиторов, в том числе работников организации, так и интересы самой организации на случай наступления неплатежеспособности. В связи с этим следует отметить, что задачей института банкротства является защита интересов кредиторов и соразмерное удовлетворение их требований в порядке установленной очередности, а также предоставление возможности должнику восстановить свое финансовое положение, продолжить деятельность после погашения требований кредиторов. Неприменение к некоммерческим организациям процедур банкротства не только снижает возможности кредиторов по взысканию задолженности с неплатежеспособной некоммерческой организации, но и ущемляет интересы самой организации-должника, так как лишает ее права использовать предусмотренные законодательством о несостоятельности средства, направленные на восстановление платежеспособности.

В пользу распространения на некоммерческие организации процедур несостоятельности можно указать на общую тенденцию расширения круга субъектов несостоятельности, проявляющуюся в российском законодательстве, и постепенный отход от прямой зависимости между осуществлением предпринимательской деятельности и возможностью признания должника банкротом.

1.3 Виды некоммерческих организаций

некоммерческий предпринимательство реорганизация

Некоммерческие организации бывают следующих видов: некоммерческие партнерства, частные учреждения, фонды, общественные и религиозные организации (объединения), автономная некоммерческая организация, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), государственная корпорация. Рассмотрим подробнее каждый из видов.

А) Некоммерческие партнерства.

Некоммерческое партнерство создается для достижения общей цели и вправе вести предпринимательскую деятельность. Все сделки совершаются его членами от имени партнерства. Участники партнерства ограничены в ответственности, они не отвечают по долгам партнерства, а некоммерческое партнерство не отвечает по долгам партнеров.

При вступлении в партнерство члены передают, какое либо имущество, наряду с которым, уплачивают членские взносы. С момента передачи имущество переходит в собственность некоммерческого партнерства. При выходе из партнерства члены получают свое имущество назад, либо его денежный эквивалент. Члены партнерства участвуют в решении различных вопросов, связанных с его деятельность.

Учредительным документами является Устав. Само партнерство подлежит государственной регистрации в налоговой инспекции, после чего оно приобретает статус юридического лица. Его учредителями выступают как физические, так и юридические лица, что фиксируется в уставе. Порядок приема новых членов, размер и уплата членских взносов, управление делами партнерства и контроль за этим, также четко прописаны в Учредительных документах. Некоммерческое партнерство может иметь филиалы и представительства.

Определенные трудности возможны при ликвидации партнерства с долгами. Тогда все имущество и членские взносы идут на погашение основного долга. Остаток средств распределяется между членами. Это также отражается в Уставе. Управленческая структура партнерства состоит из высшего органа и исполнительного органа.

Высший орган в некоммерческих организациях призван следить за достижением целей их создания. В его сферу деятельности входит внесение изменений в учредительные документы организации, формирование имущественного комплекса партнерств и его использование, установка приоритетных направлений деятельности и назначение исполнительных органов. К компетенции также относиться утверждение финансового плана партнерства и годового бухгалтерского баланса. Высший орган может открывать представительства и филиалы и принять решение о ликвидации партнерства.

За текущую деятельность в ответе исполнительный орган, которым может быт как единоличный, так и коллегиальный. Существует исключение, разрешающее наличие одновременно и единоличного, и коллегиального исполнительных органов управления организации. Что относится к компетенции этого органа? Во-первых, он представляет интересы партнерства в разнообразных отношениях с государственными органами, юридическими и физическими лицами. Во-вторых, он совершает все действия без доверенности. В-третьих, он разрабатывает и утверждает локальные документы некоммерческой организации, которые регламентирую вопросы производственной и хозяйственной деятельности: открывает счета в банках, подписывает и разрабатывает договора.

Некоторые некоммерческие партнерства создают контролирующие органы, к которым относятся ревизионная комиссия и попечительский совет.

Б) Частные учреждения.

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а именно согласно ст. 296 ГК РФ регулирующая порядок оперативного управления.

Частные Учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.

Частные Учреждения не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если иное не отражено в Уставе. Если Устав допускает предпринимательскую деятельность, то она допускается только для достижения целей, ради которых создано Частное Учреждение. Частное Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В) Фонды.

Фонд - одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Фонд учреждается путем объединения имущественных взносов.

По сравнению с другими формами некоммерческих организаций, фонд имеет ряд существенных особенностей. Прежде всего, он не основан на членстве, поэтому его участники не обязаны принимать участие в деятельности фонда и лишены прав участвовать в управлении его делами. Кроме того, фонд является полноправным собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственности по его долгам. В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после погашения долгов, распределению между учредителями и участниками не подлежит.

Правоспособность фонда ограничена: он вправе осуществлять только ту предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям его создания, прописанным в уставе. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

В отличие от ряда других некоммерческих организаций, фонд не имеет права участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Имущественная деятельность фонда должна осуществляться публично, и для надзора за соответствием деятельности фонда, прописанным в его уставе положениям, создается попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия).

Внесение изменений в устав фонда, как и его ликвидация, возможно только в судебном порядке.

Г) Общественные и религиозные объединения.

Общественное объединение - это добровольная, самоуправляемая некоммерческая организация, создающаяся по инициативе группы граждан на основе общности интересов и для реализации общих целей.

По территориальному признаку общественные организации подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

Общественное объединение не может быть создано по инициативе не менее 3-х физических лиц. Также в состав учредителей, наряду с физическими лицами, могут входить юридические лица.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они были созданы. Доходы т предпринимательской деятельности между участниками объединений не распределяются и должны использоваться только для достижения уставных целей.

Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими признаками, как вероисповедание, обучение и религиозное воспитание своих последователей, а также совершение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний.

Членами религиозных организаций могут быть только физические лица.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти и других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления.

Как и другие некоммерческие организации, религиозные организации имеют прав заниматься предпринимательской деятельностью только для достижения целей, ради которых они были созданы. Существенное отличие данной организационно-правовой формы от ряда других форм некоммерческих организаций в том, что члены религиозной организации не сохраняют никаких прав на имущество, переданное в его собственность. Члены религиозного объединения не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

Д) Автономная некоммерческая организация.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ст. 10, п. 1 абз. 1 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Автономные некоммерческие организации основывают свою деятельность по принципу отсутствия членства и создаются на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, прежде всего некоммерческого характера. В отличие от финансируемых собственником учреждений такие организации обладают правом собственности на переданное им учредителями имущество. Учредитель же (учредителем может быть как одно, так и несколько лиц достигшие 18 лет) не сохраняет прав на имущество, переданное в собственность организации в отличии от некоммерческих партнерств, где при выходе из организации или при ее ликвидации члены могут получить свою собственность или стоимость этой собственности.

Учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав. В Уставе обязательно должны определяться наименование организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, источники формирования имущества организации, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации.

Е) Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).

Ассоциации и союзы представляют собой объединения различных юридических лиц, основанные на корпоративных членских началах. В отличие от неправосубъектных объединений холдингового типа (включающих "материнские" и дочерние компании) данные объединения, во-первых, являются самостоятельными юридическими лицами, а во-вторых, преследуют некоммерческие цели, главным образом координации деятельности участников и представления и защиты их общих, в том числе имущественных, интересов, будучи, таким образом, некоммерческими организациями. Они создаются исключительно на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении участников.

В качестве учредителей ассоциаций и союзов могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации, причем как порознь, так и совместно (п. 4 ст. 50 ГК), хотя практическая необходимость в координации деятельности или совместной защите общих интересов обычно возникает у однородных по характеру деятельности групп (видов) юридических лиц. Закон не предусматривает минимально необходимого числа участников таких организаций, отдавая решение этого вопроса на усмотрение самих учредителей. Одно и то же юридическое лицо, оставаясь полностью самостоятельным, может одновременно состоять в нескольких ассоциациях и союзах, в том числе однородных по характеру деятельности.

Учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав (п. 1 ст. 122 ГК; п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В первом из них определяются цели создания объединения и условия участия в нем, а во втором - статус самого объединения. Поэтому в случае расхождения условий, содержащихся в этих документах, предпочтение должно быть отдано уставу как непосредственно определяющему статус объединения в его взаимоотношениях с третьими лицами. Помимо сведений, общих для всех юридических лиц, учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать условия о задачах и целях ее деятельности (определяющие объем и характер ее специальной правоспособности, а также основной предмет ее деятельности, который должен быть указан в ее наименовании), о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, а также о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза). Поскольку такая некоммерческая организация создается на корпоративных началах, ее высшим (волеобразующим) органом всегда является общее собрание участников (их представителей), компетенцию и порядок работы которого в соответствии с законом должен определять ее устав (п. 1-3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях).

Член ассоциации (союза) вправе участвовать в управлении ее делами на равных началах с другими членами (участниками). Он также может безвозмездно пользоваться оказываемыми ассоциацией (союзом) услугами (п. 1 ст. 123 ГК; п. 1 ст. 12 Закона о некоммерческих организациях). Член ассоциации (союза) вправе беспрепятственно выйти из нее, поскольку для ассоциации или союза его выход не влечет обязанности по осуществлению каких-либо выплат или выдач. Он несет предусмотренные учредительными документами обязанности, в том числе по уплате членских и иных взносов, за неисполнение которых может быть исключен из ассоциации (союза) по решению остальных участников (абз. 2 п. 2 ст. 123 ГК; абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона о некоммерческих организациях). Вместе с тем в течение двух лет с момента выхода за ним сохраняется дополнительная ответственность по долгам ассоциации (союза) в размере, пропорциональном его взносу в ее имущество. Новые члены принимаются в такое объединение по единогласному решению его участников, причем на них может быть возложена дополнительная ответственность личным имуществом по долгам объединения, возникшим до момента их принятия (п. 3 ст. 123 ГК; п. 3 ст. 12 Закона о некоммерческих организациях).

Ж) Государственная корпорация.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

2. Содержание и признаки предпринимательства

.1 Экономическая природа предпринимательства

Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.

Предпринимательство - это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Предпринимательство - инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды - отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива - это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей - с "духом ненасильственного приобретательства".

Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление ее в качестве функционального признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного хозяйства. Инициируя свои начинания, любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества могут быть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрии информации. Лица, обладающие большей информацией, получают известные преимущества, что и порождает инициативу как стремление использовать их к собственной выгоде.

Инициатива требует известной хозяйственной свободы. Когда уровень регламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициативная активность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования- ключевая задача перехода к предпринимательству.

Однако асимметрия информации создает и известную неопределенность в деятельности предпринимателя. Неопределенность возникает как в связи с чисто рыночными свойствами - изменение конъюнктуры, цен и предпочтений потребителей, так и в силу специфики предпринимательства, выраженной, прежде всего, в непредсказуемой реакции рынка на предлагаемые решения. Таким образом, вся окружающая предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему неопределенности, что и порождает коммерческий риск.

Хотя риск и является органической компонентой предпринимательской деятельности, само предпринимательство не связано со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и свою пользу выступает решающим фактором при принятии им решений. Не человеческие качества в виде склонности к безрассудному риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода.

Коммерческий риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью. Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. И если упразднить рыночную неопределенность не в силах предпринимателя, то снизить риск ему вполне мод силу. Наиболее известным механизмом снижения риска является страхование, позволяющее трансформировать риск в незначительные дополнительные издержки. Проблема, однако, состоит в том, что новаторский характер предпринимательской деятельности чрезвычайно затрудняет достоверную оценку вероятного риска, сужая, тем самым, возможности применения страхования именно в сфере предпринимательства. Предпринимательская же инициатива, наоборот, предполагает создание новых, ранее не встречавшихся ситуаций, вероятный исход которых оценить очень трудно, а порой невозможно. Следовательно, возможности для страхования именно предпринимательской деятельности снижаются. Другой способ снизить риск - это разделить его с другими заинтересованными лицами. Между тем, способствуя снижению риска (возможные потери для отдельного участника), этот способ подрывает предпринимательскую мотивацию, так как предпринимательский доход будет разделен среди участников предприятия.

Противоречие, возникающее между мотивированным стремлением к риску и желанием снизить степень риска, может быть разрешено путем создания системы управления риском. В самом общем виде такая система должна включать:

выявление источников риска и последствий деятельности в условиях риска;

адаптивные мероприятия по преодолению возможных негативных последствий.

Риск как свойство предпринимательской деятельности характеризует не только специфику предпринимательства. Он имеет и общеэкономическое значение. Присутствие риска заставляет предпринимателя скрупулезно анализировать варианты возможных альтернатив, выбирая лучшие и наиболее перспективные из них, что ведет к прогрессивным сдвигам в производительных силах и росту эффективности общественного производства. С другой стороны, присутствие риска в предпринимательской деятельности требует применения в отношении ее определенных ограничений и регламентации.

Стремясь к повышению доходности ресурсов, предприниматель прибегает к наиболее рациональным способам их применения. Наиболее очевидной формой повышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтернативная ценность больше и они принесут больший доход. Такая деятельность называется арбитражированием. Арбитражирование легко обнаружить в сфере торговли и биржевой деятельности. При всем различии форм проявления для него характерны:

а) использование неравновесных рыночных ситуаций как источника новых возможностей;

в) содействие установлению рыночного равновесия через перераспределение благ. Перемещение ресурсов в целях их более эффективного применения - лишь общая формула более сложного по содержанию процесса повышения эффективности использования ресурсов. Другой, более сложной по содержанию формой повышения эффективности применения ресурсов является комбинирование факторов производства. Суть его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, проявляясь в новых технологиях, обеспечивает поступательный ход общественных производительных сил. В процессе индустриализации экономики комбинирование на основе "принципа замещения" становится определяющим фактором извлечения дохода, а "дух рационализма" пронизывает все содержание предпринимательства и отождествляется с ним.

В то же время было бы непростительным упущением сводить суть комбинирования только к вопросу эффективности использования ресурсов. Предприниматель комбинирует и в сфере более сложных параметров, обеспечивающих устойчивость самой предпринимательской структуры. Когда рыночный механизм по каким-либо причинам: дефицитность ресурсов, нестабильности поставок, трудности контроля по выполнению обязательств не обеспечивает должного уровня, предприниматель начинает комбинировать с элементами самого механизма. Он изымает отдельные элементы из рыночной сферы и включает их в структуру собственной организации, изменяя характер механизма перераспределения ресурсов. Поэтому содержание функции комбинирования шире "принципа замещения", а само оно может выступать фактором преобразования механизма распределения ресурсов.

2.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности

Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес - побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности предпринимательский доход представляется в форме экономической прибыли, выступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства. Какова же цель предпринимателя?

С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизировать свою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно подвергалась различного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархической организации фирм произошло рассредоточение функциональных признаков предпринимательства среди участников предпринимательского процесса. Цель формируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон, участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выражаться в терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не может не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию целевых установок на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В конечном счете все это приводит к модификации целевых устремлений предпринимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объема продаж или освоение нового сегмента рынка, достижение лидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы.

Это не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира предпринимательства. Хотя целевые установки фирм могут быть различны, и к тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая из них допустима при одном непременном условии - обеспечении приемлемой нормы прибыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которую прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.

Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стремится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравновешивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской функции.

2.3 Организационные формы предпринимательской деятельности в России

Один и тот же тип организации предпринимательской деятельности может включать в себя неоднородные по своему характеру отношения имущественных правомочий, принципов организации и управления, что требует соответствующего их правового оформления. Поэтому на практике предпринимательская деятельность осуществляется в конкретных хозяйственно-правовых формах, отражающих не только функциональные особенности самих организационных форм, но и национальные особенности правового режима страны. В Российской Федерации структура хозяйственно-правовых форм определена введенным в действие с 1 января 1995г. Гражданским Кодексом РФ, который подразделяет всех участников предпринимательской деятельности по юридическому статусу на физических и юридических лиц, а по цели деятельности - на коммерческие и некоммерческие организации.

К физическим лицам отнесены граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под свою имущественную ответственность. Эта группа лиц представлена индивидуальными предпринимателями и крестьянскими хозяйствами.

Юридическими лицами признаются организации, в том числе и создаваемые отдельными гражданами, которые имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, могут приобретать имущественные и неимущественные права и отвечают своим имуществом по возникающим в отношении их обязательствам. Юридические лица дифференцированы, во-первых, по цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации, во-вторых, в зависимости от характера правомочий учредителей - в отношении имущества юридического лица. Одну группу составляют хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, являющиеся юридическими лицами, в отношении которых их участники имеют обязательные права, то есть определенные законом и учредительным договором. Другая группа юридических лиц, на имущество которых участники имеют право собственности, представлена унитарными предприятиями и финансируемыми собственником учреждения. В-третьих, в зависимости от особенностей организации, юридические лица подразделяются на ряд видовых форм.

Коммерческой организацией является предпринимательское образование, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и производственные кооперативы. Коммерческие организации могут быть созданы только в предусмотренных Гражданским Кодексом РФ правовых формах, и ни в каких других.

Хозяйственные товарищества и общества являются наиболее распространенной формой коммерческих образований. Они могут учреждаться гражданами, юридическими лицами и учреждениями с разрешения их собственника. Только государственным и муниципальным органам законодательство запрещает быть участниками хозяйственных товариществ и обществ. Главной особенностью этих форм является долевое участие в капитале и то, что все имущество, как созданное за счет вкладов учредителей, так и приобретенное в процессе деятельности, принадлежит участникам на праве собственности. Высшим органом их управления является собрание всех участников, обладающее исключительной компетенцией. Разграничительным признаком для этих форм являются различия в форме объединения вкладчиков. Товарищества представляют собой образования, построенные на началах членства и объединения капитала, в то время как общества,- только на объединении капиталов. Это не формальное различие, так как оно обусловливает, с одной стороны, степень хозяйственной ответственности учредителей, а с другой, - характер их взаимоотношений с созданной предпринимательской структурой. Учредители товарищества несут полную солидарную ответственность по его обязательствам, тогда как хозяйственный риск участников общества ограничен их вкладом. Товарищество предполагает непосредственное личное участие учредителей в деятельности и управлении им. Взаимоотношения же общества и его учредителей строятся на основе гражданских правоотношений, то есть гражданского договора.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного хозяйственного товарищества и товарищества на вере.

Полное хозяйственное товарищество (ПХТ) - основанное на долевой собственности объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, несущих полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Оно может быть учреждено не менее чем двумя лицами. Поэтому в случае, когда в действующем товариществе остается единственный участник, оно должно быть ликвидировано или преобразовано в иную форму.

Товарищество на вере (коммандитное) - объединение закрытого типа, включающее, наряду с участниками, несущими полную имущественную ответственность по обязательствам товарищества, вкладчиков, ответственность которых ограничивается размером внесенного вклада.

Товарищество на вере создается по тем же основаниям, что и полное товарищество, с тем лишь отличием, что должно включать в себя вкладчиков (коммандитистов), по крайней мере, одного. В случае же выбытия всех вкладчиков оно должно быть ликвидировано или преобразовано в иную форму.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме "Общества с ограниченной ответственностью", "Общества с дополнительной ответственностью" и "Акционерного общества".

Общество с ограниченной ответственностью - организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капитала ограниченного числа участников, не несущих имущественной ответственности по обязательствам общества.

Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним или несколькими участниками, число которых не должно превышать законодательно устанавливаемого предела их численности. В своей деятельности общества данного типа руководствуются подписанным учредителями Учредительным договором и утвержденным ими Уставом, отражающих основные положения организации и управления обществом. Формирование активов общества осуществляется за счет вкладов учредителей. И хотя капитал общества с ограниченной ответственностью разделен на доли, общество не вправе выпускать акции и подобные им ценные бумаги. Минимальный размер уставного фонда для обществ данного типа регулируется законодательно и должен быть не менее 100 минимальных месячных оплат труда, причем в случае снижения объема чистых активов общества ниже установленной величины общество ликвидируется.

Общество с дополнительной ответственностью - организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капиталов ограниченного числа участников, принимающих на себя определяемую ими дополнительную имущественную ответственность по обязательствам общества.

Акционерное общество (АО) - образование на основе объединения капиталов путем эмиссии акций, участники которого не несут имущественной ответственности по его обязательствам иначе как в размере стоимости приобретенных ими ценных бумаг общества.

Отличительной особенностью АО является разделение его капитала на определенное число акций, распределяемых среди участников, что, однако, не исключает создания АО одним лицом, выступающим в этом случае держателем всего пакета акций. Учитывая специфику функционирования АО, формирование его капитала регламентируется законодательно. Уставной фонд АО складывается из номинальной стоимости акций, размещаемых среди учредителей. Управление АО осуществляется через общее собрание акционеров, имеющее исключительную компетенцию, и исполнительные органы, в качестве которых могут выступать как непосредственно управляющий орган, осуществляющий текущее руководство, так и Совет директоров или Наблюдательный совет, если число акционеров более пятидесяти. При этом компетенция исполнительных органов АО и порядок принятия решений регулируются не только Уставом общества, но и законодательством об акционерных обществах.

Ликвидация АО может быть проведена на добровольной основе по решению общего собрания либо в установленном законом порядке. АО может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью.

Заключение

Эффективные меры государственного регулирования экономики не только не враждебны интересам предпринимательства, но и стимулируют его.

Эксцессы нецивилизованного, "дикого" рынка вызывают апатию и ощущение безысходности у многих из тех, кто заинтересован в поисках оптимального пути развития отечественного бизнеса. Происходит это в значительной степени из-за того, что за пределами действия государственных рычагов (прежде всего экономических и законодательных) оказались:

перевод капиталовложений и прибыли из России в зарубежные страны;

не денежные формы расчетов;

Традиционные меры государственного воздействия и российское законодательство оказались в этом отношении неэффективными.

Во-первых, налоговое законодательство, направленное на борьбу с манипуляцией ценами и с искажением показателей прибыли, не обеспечивает контроля за движением отечественных капиталов, поскольку налоговая служба - в зачаточном состоянии.

Во-вторых, нынешняя кредитно-денежная политика не в состоянии предотвратить массовый отток капиталов в другие страны, не содержит элементов эффективного стимулирования производства.

Антимонопольное законодательство принимается слабо, не препятствуя существованию сверхмонополий. Отраслевые монополии бесконтрольно диктуют свои условия, блюдя собственные интересы, зачастую не совпадающие с интересами социально-экономического развития страны.

Естественно, когда приоритет отдается рыночным механизмам, объем государственного регулирования сокращается. Но при всех условиях государство резервирует за собой следующие важные функции:

координация интересов частного бизнеса и национальной экономики в целом (отсутствует, получение, тем или иным способом, доступа к бюджетным ресурсам остается, в настоящее время, самым прибыльным бизнесом, что направляет частную инициативу в разрушительное для национальных интересов русло);

обеспечение социальной защиты малоимущих и нетрудоспособных (присутствует на уровне обеспечения выживания);

антимонопольные меры, контроль за соответствием деятельности внешнеэкономических структур государственным интересам, экспортный контроль;

таможенные тарифы, налоги, кредитная политика;

стимулирование научно-технического прогресса.

Многие экономические законы РФ предполагает регулирование развитой рыночной инфраструктуры, а реально не имеют механизма его реализации из-за сохранившихся государственных монополий и отсутствия конкуренции. Анализ состояния отечественного законодательства говорит о том, что многие законы регулируют рыночные отношения, пока не существующие в российской действительности. Вероятно, иногда это результат бездумного копирования западных образцов правовых актов.

Необходимо тесное взаимодействие государственных органов с коммерческими структурами в целях стимулирования новых технологий. Как показывает опыт промышленно развитых стран, экспериментальные и внедренческие разработки невозможны, если государство не создает для коммерческих структур благоприятный климат, включающий, в частности, налоговые льготы. Формально российское государство налоговое законодательство предусматривает такие льготы, но, судя по всему, они не достаточны. Требуется стимулирование перспективной инвестиционной деятельности с помощью продуманной фискальной и кредитно-денежной политикой государства.

Список использованных источников

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г.

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996

.Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г.

.Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ

.Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3

.Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О некоммерческих организациях».

.Батров Т.А. Коммерческое право. - М.: Норма, 2010.

.Бараненков В.В. Понятие юридического лица в современном гражданском праве России. // Государство и право, 2003,№ 11.

.Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. "ИНФРА-М" 2009 г.

.Гражданское право. Учебник. Часть I/Под ред.А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: "ПРОСПЕКТ", 2010 г.

.Гражданское право России.: Курс лекций / Под ред.О.Н. Садикова. - М.: Юридическая литература, 2010.

.Гражданское право: Учебник. /Под ред.А.М. Эрделевского: В 3 частях. - М.: ПРОСПЕКТ, 2009. - Ч.1.

.Гуев А.Н. Гражданское право. Учебное пособие для вузов. М.: Норма, 2010..

.Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности. - М., 2009.

.Кашанина Т.В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ): Учебник для вузов. М., 2009.

.Коммерческое право / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - Ч.1; 2009.

.Кротов М.В. Гражданское право. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2010..

.Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. - М., 2010.

Похожие работы на - Понятие и особенности некоммерческих организаций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!