Понятие и основные способы приватизации земельных участков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,14 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и основные способы приватизации земельных участков

Департамент образования и науки Тюменской области

ГАОУ СПО ТО "Тобольский сельскохозяйственный колледж"











КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Земельное право"

На тему: "Понятие и основные способы приватизации земельных участков"









г. Тобольск - 2013г.

Содержание

Введение

. Характеристика приватизации земельных участков

.1 Понятие приватизации в соответствии с гражданским законодательством

1.2 Приватизация земельных участков

. Основные способы приватизации земельных участков

.1 Предоставление земельных участков из земельного фонда

.2 Купля - продажа земельных участков

. Особенности приватизации земельных участников в зависимости от целевого назначения

.1 Приватизация земельных участников для садоводства, огородничества и дачного хозяйства

.2 Приватизация земельных участков, занятых объектами

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми новыми экономическими условиями в сфере земельных отношений, поскольку переход к цивилизованным рыночным отношениям закономерно требует усиления роли права во всех отраслях жизнедеятельности российского общества. Россия располагает огромными земельными ресурсами, площадь которых составляет более 1,7 млрд. га. Это национальное богатство, прочная основа решения многих социально-экономических проблем. Однако реальное богатство нашей страны состоит не в размере ее земельных ресурсов, а в том, как организовано их хозяйственное использование, какие доходы и иную пользу дает земля людям. И это в значительной степени зависит от степени участия земельных участков в гражданском обороте. Земля как пространственный базис постепенно вовлекается в процесс передачи собственности из государственной в частную. Земля является важнейшим для человечества объектом материального мира. Не будь земли - не было бы и человечества со всеми его проблемами. Адекватным ценности земли как объекту правовых отношений должно быть и регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному или природному объекту. Поэтому еще в XIX веке юридическая мысль России пришла к выводу, что земельное право должно быть самостоятельной отраслью права. Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного - при определении государственных границ; административного - при разграничении территорий между субъектами РФ; гражданского - при совершении сделок с земельными участками; семейного - при решении споров о разделе собственности супругов; финансового - при земельном налогообложении; аграрного - при использовании земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур и т.д.

Объектом исследования является общественные отношения, регулирующие порядок приватизации земельных участков.

Предмет исследования - понятие, способы и правовое регулирования приватизации земельных участков.

Цели и задачи исследования:

дать характеристику приватизации земельных участков.

рассмотреть основные способы приватизации земельных участков.

исследовать особенности приватизации земельных участков в зависимости от целевого назначения.

Данная тема исследована следующими авторами: О.И. Красновым, Е.С. Болтановой, Н.А. Сыродовым, А.Л. Корнеевым, С.А. Боголюбовым.

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, 6 параграфов и заключения.

1. Характеристика приватизации земельных участков

.1 Понятие приватизации в соответствии с гражданским законодательством

Приватизация для большинства россиян происходила с ошеломляющей скоростью. Всего четыре месяца - с августа по декабрь 1991 года - ушло на то, чтобы похоронить коммунизм и разрушить Советский Союз. В начале 1992 года всего за несколько недель шоковая терапия Егора Гайдара уничтожила плановую экономику, а заодно и сбережения подавляющего большинства граждан России. Теперь с той же безжалостной скоростью на страну обрушилась приватизация.

Термин "приватизация" (от лат. privatus - частный) впервые был использован П.Ф. Друкером в 1969 г. в работе "Век прерывания традиций" для обозначения процесса возврата земельных участков их прежним владельцам ("реприватизация"). Приватизация - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. Приватизация может иметь скрытый характер, например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявлялись слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

В современной России приватизация приобрела широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации. В нем были заложены основы приватизации.

. Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

. Созданы две государственные структуры. Первая - комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Вторая - фонды имущества. В функции первых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

. Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов.

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ).

После 1 марта 2013 г. перестанут действовать нормы специального закона о приватизации жилых помещений. При этом положения общего закона о приватизации (Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества") в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 3 этого закона на отношения по отчуждению государственного и муниципального жилищного фонда не распространяются. Вместе с тем согласно ст. 217 ГК РФ приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только в порядке, установленном законом. Следовательно, в отношении жилых помещений возникнет ситуация, когда до внесения соответствующих изменений в законодательство невозможно будет осуществить приватизацию даже на возмездной основе.

Таким образом, после 1 марта 2013 г. россияне смогут приобрести право собственности на жилые помещения только по гражданско-правовым договорам с физическими или юридическими лицами (купля-продажа, дарение и др.), а также в порядке наследования.

Отметим, что срок отмены бесплатной приватизации менялся дважды. Первоначально ее планировалось завершить 1 января 2007 г., однако затем дата окончания была перенесена сначала на 1 марта 2010 г., а впоследствии на 1 марта 2013 г.

К настоящему времени на рассмотрении Госдумы находится два законопроекта по данному вопросу. Законопроект N 110040-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" был внесен в Госдуму в июле 2012 г. Авторы данного документа предлагают вовсе отменить срок окончания бесплатной приватизации.

Законопроект N 206892-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" внесен в Госдуму 16 января 2013 г. Его разработчики предлагают отложить срок окончания бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2018 г.

Приватизация для большинства россиян происходила с ошеломляющей скоростью. Всего четыре месяца - с августа по декабрь 1991 года - ушло на то, чтобы похоронить коммунизм и разрушить Советский Союз. В начале 1992 года всего за несколько недель шоковая терапия Егора Гайдара уничтожила плановую экономику, а заодно и сбережения подавляющего большинства граждан России. Теперь с той же безжалостной скоростью на страну обрушилась приватизация.

1.2 Приватизация земельных участков

Приватизация земельных участков - это способ приобретения в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ

Основания возникновения прав на землю:

. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.

Объектами приватизации могут быть земельные участки и части земельных участков. Необходимо иметь в виду, что приватизация части земельного участка допускается только в случае, когда эта часть образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории и такой участок более минимального размера земельного участка, установленного субъектом РФ.

В современных условиях правовую основу приватизации земельных участков составляют различные нормативные акты в зависимости от приватизируемого объекта. Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем объектов недвижимости. Нормативные акты применяются и тогда, когда производиться приватизация земельных участков под соответствующими объектами недвижимости; приватизация же "свободных" земельных участков основывается на нормах ЗК РФ, Федеральных законов "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также других нормативных актах.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Однако каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или находящийся в его пожизненном наследуемом владении, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Субъектами приватизации земли выступают граждане и юридические лица.

Земельный участок может быть приватизирован на следующих правах:

единоличная собственность (один собственник земельного участка);

долевая собственность (каждый из сособственников имеет право собственности на долю земельного участка);

совместная собственность (это собственность супругов и лиц, которые ведут крестьянское (фермерское) хозяйство);

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают заявления, в котором должны быть определены:

цель использования земельного участка,

его предполагаемые размеры,

местоположение,

испрашиваемое право на землю.

Необходимо также предоставить документы, удостоверяющие личность гражданина. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме земель изъятых или ограниченных в обороте.

Состояние россиян с каждым годом растет, поэтому многие граждане, получившие когда-то участки земли во временное пользование, хотят эту землю приватизировать, чтобы стать ее полновластными владельцами. Однако, казалось бы, совсем простая процедура по передаче земельного участка частному лицу на деле оказывается довольно проблематичной. Чтобы избежать всех "подводных камней" в процессе приватизации земли, нужно знать правила юридически верного оформления документов по передаче земельного участка или пользоваться услугами профессиональных юристов.

Первым шагом к обладанию приватизированного участка земли считается правильное написание заявления, которое регистрируется в городском или сельском совете, в зависимости от того, на чьей территории расположена земля. В обязательном порядке в заявлении указывается цель получения прав на землю: последующая застройка (какие виды жилья или подсобные постройки), создание фермерского хозяйства, участок под сад, огород и т.д. После детального рассмотрения заявления специально созданная комиссия при горсовете или сельсовете выносит свое удовлетворительное или отрицательное решение. В среднем срок рассмотрения заявления на приватизацию не должен превышать одного месяца. Если заявитель долгое время пользуется этим земельным участком, то причин для отказа в приватизации почти никогда не возникает. Например, отказ может быть мотивирован тем, что заявитель претендует на земли промышленного назначения, сельскохозяйственного или коммерческого. В любом случае заявитель имеет право узнать причину отказа. Если возникают сомнения в вынесении решения, то заявитель вправе подать в суд и оспаривать свое право.

) Оформление акта на владение землей при приватизации земельных участков

Если ответ на заявление о просьбе в приватизации дан положительный, то следующим шагом необходимо оформить акт о передаче земли в землеустроительной фирме. В каждом районном центре имеется организация, занимающаяся подобными вопросами. При составлении акта желательно проконсультироваться в правильности его оформления с опытным юристом. Акт может быть одобрен и подписан после замеров участка. Если на участке имеются жилые постройки и соседи, живущие рядом, то регулируется вопрос о границах участка в согласовании с соседями. Составляется кадастровый план с координатами участка земли на территории города или села. Составление акта о землевладении - процесс долгий и занимает в среднем полгода. После получения акта на владение земельным участком, заявитель получает его в полновластное пользование. Но при дальнейшей застройке участка требуется согласование проекта в районной администрации.

) Приватизация земельных участков: проблемы с накладкой пользования землей двумя и более владельцами.

Во время оформления документов на приватизацию участка и после их подписания могут возникнуть обстоятельства, когда оказывается, что одним участком земли владеют два и более человека. Такие проблемы возникают лишь по халатности членов городской или сельской администрации, но страдают от этого простые люди. Начинается разбирательство по делу о владении землей.

Как правило, положительное решение утверждается не в пользу того владельца, который уже давно живет на спорном участке земли и имеет там жилые и хозяйственные постройки, а в пользу человека, юридически правильно оформившего все документы о приватизации. Вот почему так важно при составлении всех актов о землевладении и перед подписанием договора о приватизации консультироваться с опытным юристом. Иногда земельный участок отбирается у того владельца, который использует земельные площади не по прямому назначению и передается в пользование человеку, который собирается на этом участке строить жилье или заниматься сельскохозяйственными работами.

Приватизация земельных участков - это способ приобретения в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

2. Основные способы приватизации земельных участков

.1 Предоставление земельных участков из земельного фонда

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ст. 5 ЗК). При этом указанные субъекты права являются также участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством (см. п. 1 ст. 2, ст. 124, 125 ГК РФ, п. 3 ст. 3 ЗК). Таким образом, вещные и иные права на земельные участки в России могут принадлежать гражданам, юридическим лицам, государству (Федерации и ее субъектам), а также муниципальным образованиям. Это соответствует конституционному принципу, согласно которому земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ).

Граждане, являющиеся субъектами прав на земельные участки, должны обладать правоспособностью и дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством.

Правоспособность гражданина - это его способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность). Она признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст. 17 ГК РФ). В силу обладания гражданской правоспособностью любой гражданин имеет право участвовать в гражданско-правовых отношениях, но не всякий способен реализовать это право. Иными словами, для самостоятельной реализации всего объема своей правоспособности гражданин должен обладать дееспособностью.

Согласно ст. 21 ГК РФ дееспособность гражданина - это его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность). Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность). В отличие от правоспособности, дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости. В качестве критерия достижения гражданином возможности собственными действиями приобретать права и нести обязанности закон предусматривает возраст.

По общему правилу, гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия (по достижении 18-летнего возраста). Предусмотрены два исключения из этого правила, допускающие возникновение полной дееспособности и в более раннем возрасте.

Во-первых, в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения возраста 18 лет.

Во-вторых, полная дееспособность может возникнуть в результате эмансипации (объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным). Несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (ст. 27 ГК РФ). После объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным он самостоятельно несет имущественную ответственность по своим обязательствам.

Согласно ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать сделки с земельными участками с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителя. В соответствии со ст. 28 ГК РФ сделки с земельными участками за малолетних (детей, не достигших возраста 14 лет) могут совершать от их имени их родители, усыновители или опекуны. Сделку с земельным участком, принадлежащим гражданину, признанному судом недееспособным, вправе совершить опекун такого гражданина (см. ст. 29 ГК РФ). Если гражданин ограничен судом в дееспособности, то он вправе совершить сделку с принадлежащим ему земельным участком лишь с согласия попечителя (см. ст. 30 ГК РФ).

Дееспособные граждане самостоятельно реализуют свою правоспособность. Они вправе приобретать и использовать земельные участки для строительства и целей, непосредственно не связанных со строительством, распоряжаться земельными участками в соответствии с законодательством.

Содержание понятия "граждане", которым оперирует Кодекс, включает не только граждан Российской Федерации, но также иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранный гражданин - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст. 3). Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст. 3).

Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 Кодекса). Данное правило основано на нормах ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ, предусматривающих для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц национальный режим, который в отдельных случаях может быть ограничен федеральным законом.

Статус иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов) в Российской Федерации определяется ФЗ от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и иными федеральными законами. Как следует из содержания ст. 2 и 4 указанного Федерального закона, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Здесь речь идет прежде всего о случаях ограничений ряда избирательных и трудовых прав, запретах на нахождение на государственной и муниципальной службе, на военной службе по призыву, на занятие деятельностью, допуск к которой иностранцев и апатридов ограничен федеральным законом. Участие иностранных граждан в некоторых жилищных правоотношениях также ограничено федеральными законами. Ограничения в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в области земельных и связанных с ними гражданско-правовых отношений установлены, например, в п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, п. 5 ст. 28, п. 12 ст. 30, п. 5 cт. 35, п. 9 cт. 36 Кодекса.

Юридические лица, являющиеся участниками земельных отношений, которым могут принадлежать права на земельные участки, также могут быть как российскими, так и иностранными. Российские юридические лица могут действовать в форме коммерческих или некоммерческих организаций любых видов, создание которых возможно в соответствии с главой 4 ГК РФ. Иностранные юридические лица - субъекты прав на землю - должны быть созданы по правилам законодательства соответствующих иностранных государств. Для отдельных видов юридических лиц федеральными законами установлены ограничения в приобретении некоторых прав на земельные участки.

Государство и муниципальные образования также участвуют не только в земельных, но и в гражданско-правовых отношениях. В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К государству и муниципальным образованиям как субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Напомним, что порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, установлен в ст. 125 ГК РФ.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять указанные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ст. 5 Кодекса). При этом указанные субъекты права являются также участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством (см. п. 1 ст. 2, ст. 124, 125 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Кодекса). Таким образом, вещные и иные права на земельные участки в России могут принадлежать гражданам, юридическим лицам, государству (Федерации и ее субъектам), а также муниципальным образованиям.

.2 Купля-продажа земельных участков

Исполнение договора купли-продажи земельного участка - это совершение продавцом и покупателем (либо воздержание от совершения) действий, связанных с передачей, принятием и оплатой земельного участка. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).

Объектом купли-продажи могут быть земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Обязательным условием договора купли-продажи земельного участка является его цена (денежная стоимость), которая определяется сторонами исходя из действующей в данной местности (районе, городе, области) нормативной цене земельных участков соответствующих категорий. Если цена в договоре установлена на единицу площади (сотка, гектар), то общая цена должна быть указана за всю фактически передаваемую площадь. Порядок уплаты цены (стоимости) земельного участка определяется в договоре по соглашению сторон: денежные средства могут быть переданы продавцу как до, так и после заключения договора, как до передачи земельного участка по акту, так и после. В любом случае условие об оплате должно быть соответствующим образом сформулировано в договоре. Фактом получения денежной суммы по договору является расписка от продавца.

Права и обязанности сторон договора купли-продажи земельного участка определяются в договоре в соответствии с требованиями законодательства. Поэтому юридическое содержание действий сторон, направленных на исполнение договора, составляет надлежащая реализация сторонами договора своих прав и обязанностей, предусмотренных законом и договором.

Продавец вправе:

требовать от покупателя оплаты земельного участка в порядке и сроки, установленные договором;

в случае уклонения покупателя от государственной регистрации перехода права собственности на участок обратиться в суд с требованием о проведении государственной регистрации перехода права собственности и возмещении убытков, вызванных задержкой регистрации.

К информации, которую продавец должен предоставить покупателю при заключении договора п. 1 и 3 ст. 37 ЗК РФ относят сведения: об обременениях и ограничениях использования земельного участка в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иные сведения, которые могут оказать влияние на решение покупателя о покупке данного участка, требования о предоставлении которых установлены федеральными законами.

Специалисты обращают внимание на то, что поскольку приобретение земельного участка по договору купли-продажи является производным способом приобретения права собственности, постольку новый собственник приобретает земельный участок со всеми ограничениями и обременениями, которые были установлены в отношении данного земельного участка к моменту его продажи. Согласно п. 1 ст. 460 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар свободным от прав третьих лиц. Исключение сделано лишь для случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный такими правами. В связи с этим п. 1 ст. 37 ЗК РФ возлагает на продавца обязанность информировать покупателя о всех известных ему ограничениях (обременениях) земельного участка, поскольку они могут существенно связать нового собственника в осуществлении его правомочий. Последствия несоблюдения данного требования установлены в п. 3 ст. 37 ЗК РФ

Исполнение продавцом обязанности по предоставлению покупателю информации о земельном участке можно доказать лишь в случае, если соответствующая информация была отражена в тексте договора. В случае возникновения спора наличие названных сведений в договоре обеспечит также возможность однозначно определить объем предоставленной информации, а также ее истинность, либо ложность.

В случае предоставления продавцом заведомо ложной информации о земельном участке, покупатель вправе требовать: а) уменьшения покупной цены; б) расторжения договора купли-продажи и возмещения причиненных ему убытков (п. 3 ст. 37 ЗК РФ).

Фактическая передача недвижимости осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 556 ГК РФ. Обязательство продавца передать земельный участок считается исполненным после его вручения покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче, если иное не предусмотрено законом или договором (абз. 2 п. 1 ст. 556 ГК РФ). Если обратиться к общепринятому толкованию термина "вручение", то становится очевидным, что он не может быть применим к передаче недвижимости. Невозможно передать земельный участок или иную недвижимость из рук в руки.

Противоречие абз. 2 п. 1 ст. 556 ГК РФ здравому смыслу, как ошибочно может показаться на первый взгляд, нередко приводит к игнорированию требования закона о вручении имущества, и исполнение обязанности продавца передать недвижимость сводится лишь к подписанию передаточного акта. Между тем нередки ситуации, когда подписав передаточный акт, и выполнив тем самым требование закона об оформлении передачи, продавец продолжает хозяйствование на земельном участке, что лишает покупателя возможности фактически вступить во владение. В подобных случаях обязанность продавца передать недвижимость покупателю не может считаться исполненной.

Необходимо принимать во внимание не буквальный смысл слова "вручение", а значение, которое этому термину придает закон. Так, согласно п. 1 ст. 224 ГК РФ вещь считается врученной с момента фактического поступления во владение приобретателя. Иными словами, исполнение обязанности продавца вручить недвижимость покупателю означает предоставление покупателю возможности беспрепятственно вступить в право владения недвижимостью. Об этом может свидетельствовать, например, освобождение земельного участка от имущества продавца, прекращение хозяйствования продавца на земельном участке и т.п.

Таким образом, для признания фактической передачи недвижимости состоявшейся необходимо совершение двух юридически значимых действий - вручение имущества покупателю и подписание сторонами соответствующего документа о передаче. При этом моментом исполнения обязанности продавца передать недвижимость будет считаться момент совершения последнего по времени действия. Уклонение одной из сторон от подписания документа о передаче земельного участка на условиях, предусмотренных договором, считается отказом соответственно продавца от исполнения обязанности передать имущества, а покупателя - обязанности принять имущество (абз. 3 п. 1 ст. 556 ГК РФ). Поэтому в договоре целесообразно устанавливать срок, в течение которого стороны должны подписать передаточный акт, пропуск которого позволит квалифицировать бездействие контрагента, как уклонение.

В случае, если от подписания документа о передаче земельного участка уклоняется продавец, покупатель вправе требовать: а) передачи ему земельного участка на условиях, предусмотренных договором купли-продажи; б) возмещения причиненных ему убытков (п. 2 ст. 463, ст. 398 ГК РФ). В зависимости от состояния исполнения сторонами иных обязательств по договору в случаях уклонения от подписания передаточного акта могут быть применены меры ответственности, предусмотренные главой 25 ГК РФ об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

Перевод на покупателя титула собственника имущества предполагает совершение продавцом действий, необходимых для юридического оформления перехода права собственности на земельный участок к покупателю. Исполнение этой обязанности осуществляется путем обращения продавца в соответствующий орган юстиции с заявлением о проведении государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок к покупателю.

Следует заметить, что по смыслу п. 3 ст. 551 ГК РФ обязанность обратиться в орган юстиции возлагается на обе стороны договора. Продавец предоставляет заявление о государственной регистрации перехода права собственности к покупателю, а покупатель - заявление о государственной регистрации права собственности. В случае уклонения одной из сторон договора от государственной регистрации, другая сторона вправе обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о проведении государственной регистрации перехода права собственности и возмещении убытков, вызванных задержкой регистрации (п. 3 ст. 551 ГК РФ).

До заключения договора купли-продажи земельного участка необходимо выяснить наличие (отсутствие) ограничений (обременений) прав собственника земельного участка. Если факт ограничений (обременений) установлен, то в тексте договора купли-продажи необходимо указать все сведения об ограничениях (обременениях): наименование (например, сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда), срок действия ограничения (обременения), наименование лица, в пользу которого установлено ограничение (обременение).

Наличие либо отсутствие зарегистрированных ограничений (обременений) должно быть подтверждено Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме ограничений (обременений) необходимо установить наличие (отсутствие) наложенных на земельный участок запрещений (арестов): по определению суда в целях обеспечения иска, по постановлению следователя в случае возбуждения уголовного дела.

Объектом купли-продажи могут быть земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Обязательным условием договора купли-продажи земельного участка является его цена (денежная стоимость), которая определяется сторонами исходя из действующей в данной местности (районе, городе, области) нормативной цене земельных участков соответствующих категорий.

3. Особенности приватизации земельных участников в зависимости от целевого назначения

.1 Приватизация земельных участников для садоводства, огородничества и дачного хозяйства

приватизация разгосударствление собственность

Особенности приватизации таких земельных участков отражены в ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

Граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.

В случае если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного Закона было создано это некоммерческое объединение, граждан, являющийся членом такого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в этом некоммерческом объединении документом. Предоставление такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании заявления этого гражданина или его представителя.

В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица. Специальный фонд составляют вступительные и членские взносы членов такого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому товариществу в соответствии со статьями 35, 36 и 38 настоящего Федерального закона, прочие поступления. Средства специального фонда расходуются на цели, соответствующие предусмотренным уставом такого товарищества задачам.

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества не отвечают по его обязательствам, и такое товарищество не отвечает по обязательствам своих членов.

Членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. Часть указанного имущества может выделяться в неделимый фонд.

Члены садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива обязаны ежегодно покрывать образовавшиеся убытки посредством внесения дополнительных взносов, а также нести субсидиарную ответственность по обязательствам такого кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива.

Для приватизации содовых и дачных участков гражданам необходимо подать в уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления (по месту территориального расположения) следующие документы:

.заверенную копию свидетельства о государственной регистрации садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения;

2.заверенную копию проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения, утвержденного главой муниципального образования;

.заявление;

.документы, удостоверяющие личность.

Решение о предоставлении земельных участков в собственность членам садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения принимается уполномоченным органом РФ или Субъекта РФ или органом местного самоуправления в течение 14 дней после получения указанных выше документов.

Заверенная копия такого решения выдается заявителю для установления границ земельного участка на местности и проведения его государственного кадастрового учета, который проводится за счет заявителя.

Договор купли - продажи земельного участка, который по решению уполномоченного органа РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления предоставлен для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, заключается в течение 5 дней после представления садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединением кадастровой карты (плана) земельного участка.

К данному заявлению прилагаются следующие документы:

.описание местоположения земельного участка, подготовленное этим гражданином;

2.заключение правления некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае если указанный земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

Особенности приватизации таких земельных участков отражены в ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

.2 Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости

Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись Указ Президента РФ от 25 марта 1992г. №301 "О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий", Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 "Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для осуществления предпринимательской деятельности", Основные положения государственной программы приватизации государственного и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535, Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. №198 "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности", Указам Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами". С 27 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Как указано в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 24 марта 2005 г., исключительность предоставляемого ст. 36 ЗК РФ права следует понимать в том смысле, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим земельным участком. В связи с этим установленный пунктом 1 статьи 5 Закона о приватизации запрет юридическим лицам, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не превышает 25%, покупать государственное и муниципальное имущество не применяется при приватизации указанными юридическими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости.

Следует обратить внимание на то, что если п. 1 ст. 36 ЗК РФ предоставляет исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды собственникам расположенных на них объектов недвижимости, то п. 3 ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливает обязанность собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, взять в аренду либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом ни сроки исполнения такой обязанности, ни санкции за неисполнение не установлены, что лишает ее практической значимости.

Процедура реализации исключительного права собственника здания, строения, сооружения на приватизацию земельного участка под этим зданием (или приобретение его в аренду) закреплена в п. п. 5 - 6 ст. 36 ЗК РФ: граждане или юридические лица должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты. Соответствующий орган в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, готовит проект договора и направляет его заявителю с предложением о заключении договора.

Отсутствие в формулировке установленного в п. 1 ст. 36 ЗК РФ четкого указания на возможность выбора предоставляемого исключительного права собственником объекта недвижимости породило немало вопросов по поводу того, кому принадлежит возможность выбора права на земельный участок, оформляемого в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, - собственнику расположенного на нем объекта недвижимости или органу государственной власти или местного самоуправления. Как правило, собственники объектов недвижимости обращаются в уполномоченные органы с заявлениями о предоставлении им земельных участков в собственность. Для органов же государственной власти и местного самоуправления, как показывает практика, наиболее предпочтительным вариантом оформления правоотношений по использованию земельного участка является аренда, поскольку доходы от использования государственного или муниципального имущества (в том числе посредством сдачи его в аренду) являются одним из важных источников формирования соответствующих бюджетов.

Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществлялась в России с 1991 г. бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.

Отчуждению (приватизации) в соответствии с ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат земельные участки в составе земель:

.Лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;

2.Зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

.Общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, сады и др.);

.Транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских и речных, аэропортах, а также отведенные для их развития, если иное не предусмотрено федеральным законом;

.Зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись Указ Президента РФ от 25 марта 1992г. №301 "О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий", Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 "Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для осуществления предпринимательской деятельности", Основные положения государственной программы приватизации государственного и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535, Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. №198 "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности", Указам Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами". С 27 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Заключение

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием "карты" приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

Первый опыт приватизации в России показал, что отчуждение муниципальной собственности часто осуществлялось стихийно и непродуманно. Так, часто муниципальные образования, не успев стать собственником, по распоряжению сверху должны были произвести отчуждение своей собственности. Приватизация осуществлялась в условиях, когда невозможно было определить подлинную цену отчуждаемых объектов, что являлось неоправданным расточительством. Полученные от приватизации муниципальной собственности средства оказались недостаточными не только для долгосрочных инвестиций, но и для решения неотложных текущих социальных проблем. Таким образом, многие муниципальные образования оказались и без собственности, и без финансовых ресурсов.

Говоря о законодательстве приватизации государственного и нормативного имущества, то оно отличалась противоречивостью нормативно-правовых актов. В целом законодательство о приватизации характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов. Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков.

Безусловно, вовлечение в процесс приватизации независимых юридических лиц, заинтересованных в получении прибыли от продажи имущества, в общем итоге и оживит сам процесс приватизации, и увеличит поступление в бюджет денежных средств. Но пока остается непонятным механизм привлечения независимого оценщика. Профсоюз направил в Минэкономразвития официальное предложение по этому вопросу.

Следуя Основным направлениям бюджетной политики до 2013 года, опубликованных Минфином России в Российской газете объем приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности, в 2011-2013 годах составит 883 миллиарда рублей. В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 годах можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 миллиардов рублей в 2011 году, 276 миллиардов рублей - в 2012 году и 309 миллиардов рублей в 2013 году).

Исходя из того, что в 2010 году планировалась приватизация госсобственности на 70 миллиардов рублей, однако впоследствии прогноз был повышен до 100 миллиардов рублей, общий объем приватизации в 2010-2013 годах может составить 983 миллиарда рублей.

Анализируя прогнозы Минфина России на ближайшее будущее, можно с уверенностью сказать, что государство уверенно идет к цели, поставленной еще в 90-х годах прошлого столетия. Делается ли это, как и в советское время "поспешно" или все-таки обдуманно покажет время.

Считается, что процесс приватизации государственного и муниципального имущества в нашей стране проводимый в России имеет огромное значение. Он затрагивает практически все сферы жизни российского общества. Приватизация государственной собственности необходима для российской экономики, для оживления всех её сфер и отраслей. В настоящее время органами государственной власти осуществляется планирование приватизации имущества, где четко сформулирована программа приватизации, подтвержденная законодательной базой.

Список литературы

Нормативно-правовые источники

1.Конституция Российской Федерации. от 12.12.1993г. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 63с.

2.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10. 2001: текст с изм. и доп. на 1 мая 2012г. - М. : Эксмо, 2012. - 96 с. - (Законы и кодексы).

.Федеральный закон Российской Федерации. "О приватизации" от 04.07.1991г.

.Гражданский кодекс Российской Федерации. от 30.11.1994г. Часть первая, вторая, третья и четвертая: текст с изм. и доп. На 1 ноября 2012г. - М. : Эксмо, 2012. - 656с. - (Актуальное законодательство).

Иные источники

1.Земельное право: учебник / О.И. Крассов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: ИНФА-М, 2012. - 608с.

2.Земельное право: учебник / Е.С. Болтынов - М.: РИОР, 2012- 553с. (высшее образование)

.Земельный участок: учебник / П.А. Астахов - 5-е изд.: доп. - М.: Эксмо, 2008. - 256с.

.Земельное право: учебник / Б.В. Ерофеев - отв. ред. Н.И. Краснов. - 9-е изд., перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2008.- 380с.

.Земельное право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. - М.: ТК Велби, Изд-во: Проспект, 2009 - 546с.

.Земельное право: учеб. / отв. ред. Г.Е. Быстров, Р.К. Гусев. М.: Проспект, 2011. - 124с.

.Земельное право: курс. лекций. Н.А. Сыродаев, :2009 - 145с.

8.Каспин В.И., Осетрина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 96 с.

9.Приватизация государственных и муниципальных предприятий в

Российской Федерации.: ч 1 - М.: Юстицинформ, 2008 -205с.

.Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. ред. акад. В.И. Вадяпина акад. Г.П. Журавлевой. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. 640 с. - (Высшее образование).

Электронные ресурсы

1.www.consultant.ru

Похожие работы на - Понятие и основные способы приватизации земельных участков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!