Понятие и классификация источников права Европейского Союза

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,19 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и классификация источников права Европейского Союза

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»











КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Понятие и классификация источников права Европейского Союза»

по дисциплине: Европейское право

Студент:

Абашкина Марина Алексеевна

Курс 3, группа 1034

Факультет: юридический

Специальность: «Международное право»

Научный руководитель:

Доцент кафедры международного права, магистр юридических наук

Березовский Кирилл Анатольевич

Минск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Понятие источников права ЕС

Глава 2 Классификация источников права ЕС

.1 Источники первичного права ЕС

.2 Источники вторичного права ЕС

.3 Источники прецедентного права ЕС

Глава 3 Соотношение источников права по юридической силе

Заключение

Список использованных источников

Введение

Право Европейского Союза - одно из интереснейших и в то же время сложных явлений в современной юридической науке. В своем развитие право Европейского Союза прошло и проходит довольно сложный период. Развитие права Европейского Союза сложилось под воздействием интеграционных процессов западноевропейских государств, которые и являются основателями Европейского Союза. В ходе изучения права европейского Союза можно столкнуться с различными теориями ученых, которые не могут прийти к общему мнению и консенсусу в изучении данной дисциплины

Следует отметить, что изначально право Европейского Союза возникло именно на основе общего международного права. Началом развития права Европейского Союза является принятие трех международных учредительных документов: Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали в 1951 г., Договоров Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии в 1957 г.

Последующее развитие права Европейского Союза проходит по средствам case law. Это значит, посредствам рассмотрения дел Суда Европейского Союза. Так, называемая, сложившееся прецедентное право.

Существует много различных мнений по поводу, какое место занимает право Европейского Союза. Одни ученые считают, что данная отрасль права является частью общего международного права, поскольку становление основывается на ряде международных соглашений. Так же оно может рассматриваться, как составная часть национального права государств.

Для полного понимания природы права Европейского Союза, в первую очередь необходимо рассмотреть источники права, что и является главной задачей данной работы.

Данная тема работы весьма сложна, однако очень занимательна. Актуальность данной работы обусловлена следующими причинами:

во-первых, существованием сложной трехступенчатой системы источников права Европейского Союза;

во-вторых, сложностью взаимоотношений этих источников: поскольку одни вытекают из других, и они друг друга дополняют;

в-третьих, так как решения Суда Европейского Союза являются одним из источников права Европейского Союза и имеют свою особенность и специфику ;

в-четвертых, система источников права Европейского Союза не стоит на месте и продолжает развиваться и дополняться.

Источники права Европейского Союза являются предметом данной курсовой работы. В данной работе автор рассмотрит сущность понятия источник права Европейского Союза, так же систему источников права Европейского Союза, взаимодействие и существование этих источников права и проведет их анализ.

В качестве объекта в данной работе выступает само право Европейского Союза, которое регулирует отношения, сложившееся в самом европейском Союзе и не выходящие за его пределы.

Целями данной курсовой работы являются изучение источников права Европейского Союза, их главенственности, определение их особенностей и взаимосвязи.

В качестве задач работы, автор определяет:

определение понятия «источник права Европейского Союза»;

рассмотрение основных подходов и критериев классификации источников права Европейского Союза;

характеристика правовых основ формирования источников права Европейского Союза, с последующим установлением их иерархии и значимости в праве Европейского Союза;

изучение правовой природы первичных и вторичных источников права Европейского Союза, а так же установление их признаков и особенностей, а так же рассмотрение значимости каждого из них;

изучение правоприменительной практики Суда Европейского Союза, определение роли в формировании, развитии Европейского Союза и его источников;

рассмотрение сущности взаимоотношения всех источников права Европейского Союза и взаимоотношение источников Европейского Союза с международным правом.

В данной работе автор использует труды таких известных ученых в области права европейского Союза, а так же международного права, как Л.М. Энтина, С.Ю. Кашкина, И. И. Лукашука, М.И. Байтиным, С. В. Бошно. А так же при выполнении данной работы автор руководствовался международными правовыми актами, комментариями к нормативно-правовым актам, учебной и монографической литературой.

прецедент юридическая сила источник права

Глава 1 Понятие источников права ЕС

Изучение источников права Европейского Союза, в силу своего разнообразия, представляет собой сложность. Для начала стоит дать определение понятию «источник», основываясь на общую теорию права и государства и мнения советских и зарубежных ученых.

Так, под источником права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения существования права определенного содержания[1].Однако, еще в началеXX в. И.В. Михайловский писал, что термин «источник права» «ученые не могут прийти к единому мнению определения понятия «источник» и до сих пор между ними ведутся споры». И добавлял, «между тем споры основаны на недоразумении: нет ничего проще устранить эти недоразумения и согласиться на счет общего понимания термина, которым столь часто пользуется наука»[2]. По мнению автора «большинство ученых под источником права понимают как условия, творящие право, а уже споры начинаются по поводу, какие факторы создают это право».

Говоря о спорах по поводу понятия источника права, «основанных на недоразумении», И. В, Михайловский полагал, что они неизбежны и к тому же весьма скоро будут успешно решены[3]. Однако история распорядилась по иному. Данное понятие не только не было успешно определено в последующем, но и как отмечал С. Ф. Кечекьян попало «в число наиболее неясных в теории права»[4].

Таким образом, по поводу понимания источников права ведутся значительную споры в развитие права и многие ученые никак не могут договорится и прийти к единому мнению. В свою же очередь, из общесложившихся мнений, под источником права понимаются формы выражения и закрепления любого права.

Для определения источника права Европейского Союза, следует воспользоваться «формально-юридическим» представлением об источнике права. Это «представление об источниках права в отечественной и зарубежной юридической литературе является в настоящее время, пожалуй, наиболее распространенным и наиболее часто употребляемым»[5]. При этом источник права понимается не иначе, как «способ выражения и закрепления нормы права как идей о должном или допустимом в объективной действительности» или как «то, где содержится норма права, то, откуда юристы-практики черпают знания о нормах позитивного права»[6].

Так источники права Европейского Союза можно определить, как документы, устанавливающие нормы права и внешние нормы правотворческой деятельности Европейского союза[7,с.93].

Однако, как автор уже упоминал, система источников Европейского Союза весьма сложна. В советской и зарубежной литературе нет единого мнения по поводу источников права Европейских Сообществ. Для их классификации существует несколько мнений. Так, в связи с этим, М. Л. Энтин пишет: «право сообществ имеет комплексную природу и построить систему его источников при помощи лишь одного какого-то критерия, которому приписывается универсальное значение, весьма сложно"[8,с.94]. Некоторые советские ученые такую многомерность определяет тем, что "приходится сопоставлять, "разводить" по группам и выстраивать в единый ряд правовые акты, имеющие неодинаковое происхождение, отличающиеся по характеру действия, прямому или опосредованному, относящиеся к исключительным или конкурирующим полномочиям Сообществ" [9].

Одной из причин такой многообразности источников права ЕС является их правовое закрепление, поскольку имеющаяся практика отрицает данные положения в отечественной литературе, что любая система источников права должна быть правомерно закреплена [10].

Правовое закрепление источников права ЕС характеризуется неясностью и расплывчатостью. Во время создания Европейских Сообществ такой подход государств-учредителей имел свое объяснение. Во-первых, они не полностью освещали о своих действиях и надлежащих полномочий у государств в сообществе. Во-вторых, государства-учредители рассматривали Европейское Сообщество в качестве единой постоянно развивающейся структуры. Из всего этого вытекают полномочия всех институтов Европейского Сообщества, которые разрешают в некоторых случаях превышать свои полномочия. В-третьих, как точно отмечает М. Л. Энтин, "априорно... установить круг источников внутреннего права европейских сообществ было крайне сложно. В результате вопросы определения источников права сообществ отошли к области дискреционных полномочий Суда ЕС"[8, с.94].

Такой подход имеет яркие сходства со сложившейся в этой области международной практикой. На пример, В Уставе Международного суда ООН находится точный список всех источников права, которые при рассмотрении дел применяются Международным Судом (ст. 38). В отличие от этого учредительные договоры ограничиваются довольно неточной формулировкой, по которой Международный Суд обеспечивает сохранение единство права Европейского Сообщества при толковании и применении этих договоров (ст. 164 Договора о ЕЭС; ст. 136 Договора о Евроатомее; ст. 31 Договора о ЕОУС).

Характерно, что ни понятия права Сообществ, ни понятия его источников в учредительных договорах не содержится. Лишь при определении правотворческих полномочий Совета и Комиссии, а позднее и Европарламента перечисляются акты, в форму которых облекаются властные веления этих органов (ст. 189 Договора о ЕЭС; ст. 14 Договора о ЕОУС). Но о договорах речь будет идти чуть позже.

Переходя к классификации источников права Европейского Союза нужно учесть, что источники права Европейского Союза очень многогранны и различны по своей структуре и смыслу. Система источников права содержит в себе различные виды документов, такие как нормативные акты, договоры, судебные прецеденты. Так же существуют такие источники права как обычаи, но в виду сложившихся обстоятельств в праве европейского Союза они не признаются.

Не так просто произвести классификацию источников правав европейского Союза. Это обусловлено тем, что:

üНа право Европейского Союза оказывают влияние как международное право, так и национальное право, которые в свою очередь имеют специфические различные источники и в принципе отличаются один от одного.

üПравовые акты, входящие в систему источников права Европейского Союза отличаются своим происхождением и каждый документ имеет свои особенности.

üКак известно, все страны Европейского Союза имеют различные правовые системы. Многие относятся к континентальной системе права. Это страны входящие в Романо-германскую правовую семью, в которой «основным, первостепенным и почти единственным источником права является закон»[11]; остальные же относятся к системе общего права, принадлежащего англо-американской правовой семье. В системе источников которой «главенствующее положение занимает судебный прецедент - решение высших судов по конкретному делу, которое рассматривается как образец при разрешении аналогичных дел в последующем»[11].

Итак, переходя к классификации источников права европейского Союза, следует отметить, что издавна сложившись они делятся на источники первичного права и источники вторичного права. Такую же классификацию соблюдает Суд Европейского Союза»[12].

К источникам первичного права причисляют учредительные документы Европейского Союза. Они являются базисными и основополагающими документами Европейского Союза.

Так как источники права являются базисными и данные акты обладают высшей юридической силой, то уже из них вытекают источники вторичного права, которые во многих источниках называются еще и производными. Однако не смотря на их производность, они обладают не меньшей юридической силой. Но ни в коем случае они не должны им противоречить, иначе они будут не действительны.

Так же в систему источников права Европейского Союза входит так называемое прецедентное право. Это право сложившееся в результате деятельности судов Европейского Союза. Данные источники права так же обладают высшей юридической силе и не подлежат отклонению от них.

Таким образом, подводя итог вышеизложенного:

·В силу своего многообразия и наличия множества мнений определения понятия и классификации источников права Европейского Союза прийти к общему точному определению и классификации довольно сложно.

·Система источников права европейского Союза представляет собой трехступенчатую структуру;

·Источники права Европейского Союза подразделяются на первичные, вторичные и прецедентное право.

Глава 2 Классификация источников права ЕС

2.1 Источники первичного права ЕС

Источниками «первичного права» выступают документы учредительного, основополагающего характера. Они обладают высшей юридической силой в его системе. Учредительные документы, это так называемые, договоры о создании Европейского Союза. В принятие данных договоров непосредственное участие приняли государства-члены. Особо важный вклад был внесен такими странами, как Бельгия, Германия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Италия. Так, можно сказать, что первичные источники права исходят непосредственно от государств и в иерархии источников Европейского Союза занимают первое место. В свою очередь, они порождают производное, или вторичное право и определяют критерии его действительности. [13].

Итак, учредительные документы - это договоры, на основании которых создан и функционирует Европейский Союз[14,с.102].

В основе формирования европейского Союза лежат несколько учредительных документов.

К числу учредительных документов относят следующие договоры:

·Договор о Европейском Союзе 1992 г. (Маастрихтский договор);

·Договор о функционировании Европейского Союза 1957 г. (До Лиссабонского договора он назывался «Договор об учреждении Европейского сообщества», который был подписан в 1957 г. в Риме. Отсюда его второе название - Римский договор);

·Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме).

В вкратце рассмотрим каждый из договоров. Так, римский договор преследовал цель - ликвидация всех возможных преград в передвижении товаров, услуг, капитала и людей. Римский договор заложил основы для Европейского Экономического Сообщества. В римском договоре закреплены положения о принципах функционирования Европейского сообщества, включает общие и заключительные положения, положения о гражданстве; определены основные направления политики сообщества, регулирует вопросы ассоциации с другими странами и территориями; пятая часть определяет институты сообщества[15].

Так же в этом же году был принят еще один договор, который заложил основы функционирования Европейского сообщества по атомной энергии - договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. в данном договоре были закреплены принципы и цели Евратома. Такие как, формирование общей энергетической политики между государствами, снижение цен на энергоносители, координация деятельности, повышение стабильности энергетики, и обеспечение контроля за атомной энергетикой.

И наконец, маастрихтский договор, принятый в 1992 году, который положил начало Европейскому Союзу. Данный договор окончательно урегулировал денежную и политическую систему европейских стран. Согласно положению, закрепленному в статье А договора стороны учредили Европейский Союз, который был создан на базе Европейского Экономического Сообщества, которое согласно договору переименовалось в Европейское Сообщество.

Что касается срока заключения договоров, то они заключены на неограниченный срок и являются бессрочными.

Единственным договором, имеющим срок, был договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г. (Договор о ЕОУС, Парижский договор). Он был заключен на 50 лет, этот срок истек 23 июля 2002 г. С этого времени, как уже отмечалось, Союз базируется на трех учредительных договорах.

Учредительные договоры являются само исполнимыми, т. е. после ратификации они автоматически становятся правом на территории государств-членов и непосредственно применяются судами как нормы национального права. Таким образом, они начинают рассматриваться как законодательные акты.

Данные три договора составляют основу первичного права Европейского Союза. Однако, кроме учредительных договоров система источников права состоит из других договоров и актов, которые так же имеют высшую юридическую силу в системе европейского Союза. Данные акты и договоры регулирует конкретные отдельные вопросы в разных сферах.

Это такие договоры, как:

1.договоры, вносящие поправки и изменения в учредительные договоры:

·Единый европейский акт 1986 год. Это первый серьезный шаг по пересмотру Римского договора 1957г. Одно из основных положений данного акта было положение о создании Единого Рынка в рамках европейского Союза. Единый Европейский Акт формирует принципы общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза. Единый европейский акт также усилил роль Европейского Парламента путем сотрудничества и согласия между государствами.

·Амстердамский договор 1997 года. Данный договор вносит поправки и изменения в Договор о Европейском Союзе 1992 года. Были включены такие изменения, как шенгенские соглашения, прописаны порядок и условия вступлению стран в Европейский Союз, а также была изменена нумерация и параграфы статей учредительных договоров.

·Ниццкий договор 2001 года. Этот договор внес изменения в Маастрихсткий договор и в Мимский договор. Договор заключал положения о реформирование институциональной системы Европейского Союза. В результате чего, реформируется практические все институты Европейского союза. Например, меняются полномочия и численный состав Европейского Парламента, вносятся изменения в процедуру голосования и определяется квотум численного большинства для принятия различный решений. А так же договор предусматривал кардинальные изменения в судебной системе Европейского Союза.

·Лиссабонский договор 2007 года. Вносит изменения в Маастрихстский и Римский договоры. Можно сказать, что лиссабонский договор заменяет собой не вступившую в силу Конституцию Европейского Союза. И содержит положения о реформирование системы управления европейского Союза. Лиссабонский договор направлен на улучшении работы органов Европейского Союза и процесса принятия решений европейского Союза. Также данный договор способствует развитию отраслевых политик Европейского Союза.

Следует отметить, что все эти договора является дополнением и изменение к учредительным договорам и могут действовать только через них, но ни в коем случае не самостоятельно.

2.Протоколы к учредительным документам. Протоколы содержат положения, которые являются неотъемлемой частью учредительного договора. В данных положениях содержится информация об изменении или дополнении конкретных статей учредительного договора в различных сферах. Например, могут содержаться статуты Европейского Инвестиционного Банка, Европейского Суда и многие другие положения.

Стоит отметить, что к Лиссабонскому договору 2007 года принято около 40 протоколов по различным вопросам.

Существуют также такие протоколы, которые относятся к двум или ко всем сразу учредительным договорам. Например, Протокол «О статуте Суда», которые приложен в 2001 г. к Договору о ЕС, Договору о Евратоме и Договору о Европейском Союзе.

Существую протоколы, которые содержат организационные положения - Протокол «О роли национальных парламентов в Европейском Союзе», который приложен в 1997 г. ко всем учредительным договорам, протоколы, содержащие специальные положения - Протокол «О праве на убежище для граждан государств - членов Европейского Союза», который приложен в 1997 г. к Договору о ЕС, протоколы, содержащие переходные положения - Протокол «О расширении Европейского Союза», который приложен в 2001 г. ко всем учредительными договорам, а так же протоколы, которые содержат исключительные положения для определенных государств-членов - Протокол «О применении некоторых аспектов статьи 14 Договора об учреждении Европейского сообщества к Великобритании и Дании»., который приложен в 1997 г. к Договору о ЕС и Договору о Европейском Союзе[15]. Согласно этому протоколу Великобритания и Дания могут осуществлять контроль на границах с остальными государствами.

3.Договоры о присоединении, заключаемые с государствами - кандидатами на вступление в Союз. На сегодняшний день процесс вступления сопровождается целым рядом формальных шагов, начиная с пред вступительного договора и заканчивая ратификацией заключительного договора о вступлении. Над этими шагами осуществляет контроль Еврокомиссия, но актуальные переговоры проводятся между странами-членами союза и страной-кандидатом. Дабы страна вступила в европейский Союз, ей нужно соответствовать требованиям Европейского Союза. Например, страна должна иметь развитую экономическую сферу, быть европейской страной, соблюдать принципы равноправия, свободы и братства, а так же иметь стабильное политическое положение. Процедура вступления страны в европейский Союз довольно долгая процедура, так как следует проверить все данные положения в данной стране и установить соответствует ли она этим критерием. Процесс вступления страны в европейский Союз может длиться годами.

Последний договор о присоединении был подписан в 9 декабря 2011 года, на основании которого в середине 2013 года в Европейский Союз войдет Хорватия;

4.Некоторые решения, принимаемые Советом и подлежащие ратификации в государствах-членах. Эти решения принимаются в порядке упрощенной процедуры внесения поправок в учредительные договоры. В этом случае издается специальный нормативный акт, который для вступления в силу подлежит утверждению всеми государствами-членами. Такого рода акты образуют своеобразные дополнения к учредительным документам. Их существует весьма немного. Наиболее известные среди них - Акт о прямых выборах в Ассамблею 1976 г.[16,с.143].

Так же стоит отметить, что первичное право охватывает не только учредительные договоры и присоединённые к ним договоры, а так же содержит источники неписанного права. Это общепризнанные нормы и принципы международного права.

Первоначально договоры о создании сообществ довольно туманно говорили об общих принципах права. Последующие учредительные акты внесли большую ясность в понимание того, что представляют собой общие принципы права, во всяком случае, применительно к праву Европейского Союза. Не совсем ясным остаётся вопрос о месте общих принципов права в иерархии источников права Европейского Союза. Однако, учитывая практику Суда ЕС и национальную судебную практику, можно прийти к выводу, что действительность нормативно-правовых актов Сообществ в решающей степени определяется тем, соответствуют ли эти акты по своему содержанию не только учредительным договорам, но и общим принципам права. Причём наличие такого несоответствия в случае возбуждения дела об аннулировании в Суде ЕС будет служить бесспорным основанием для отмены соответствующих нормативно-правовых актов, принятых институтами Европейского Союза.

Подытожив вышеизложенное, автор делает вывод, что к «первичным источникам права Европейского Союза» относятся учредительные договоры, которые носят основополагающий характер, а так же договора, присоединены к ним и общепризнанные принципы и нормы международного права.

В своем развитии первичного права прошли довольно долгий путь. В результате которого имелись разногласия по поводу их установления, изменения и дополнения.

По своей значимости источники первичного права занимают главенствующее место среди всех источников, так как на их основании был учрежден Европейский Союз. Источники первичного права Европейского Союза закрепляют основные цели, принципы и задачи Европейского Союза, так же закрепляют положения о его функционирование.

Как уже было отмечено, учредительные договора образуют большую систему источников первичного права. Специфика первичных источников заключается в том, что они имеют прямое действие, то есть данные источники имеют ясное и четкое толкование и не обусловлены будущей деятельностью государств. Так же они должны непосредственно применяться всеми участниками Европейского Союза на своей территории. И самое главная специфическая черта заключается в том, что Европейский Союз должен заключать нормы первичного права Европейского Союза при заключении договоров.

2.2 Источники вторичного права ЕС

Наряду с первичным правом в праве Европейского Союза существует вторичное право, которое называется также производным правом. Под ним понимается «совокупность правовых актов, принимаемых институтами и другими органами Союза в соответствии и в рамках своих правотворческих полномочий»[17,с.101-107].

Само название «вторичные источники права» вовсе не обозначают то, что они не так важны как первичные и имеют меньшее влияние, чем учредительные договоры. Название «вторичные источники права» подразумевает то, что данные источники возникают на основании первичных источников, опирается на них и не может ему ни в чем противоречить.

Несмотря на свое «второстепенное» положение по юридической силе, указанные документы выступают наиболее динамичным компонентом правовой системы Европейского Союза. Именно посредством регламентов, директив и других актов вторичного права надгосударственные институты Союза осуществляют регулирование общественных отношений по вопросам, отнесенным к компетенции этой интеграционной организации.

Самым распространенным и наиболее важным по значению источником вторичного права Европейского Союза выступает нормативный правовой акт, издаваемый его органами на основании учредительных документов в порядке, ими установленным [18,с.51].

Нормативные акты, как и в национальном праве, могут издаваться в разных формах, которые отличаются друг от друга своими юридическими свойствами.

Среди вторичных источников выделяют

·Регламенты;

·Директивы;

·Решения;

·Рекомендации;

·Заключения.

Рассмотри каждый из актов по очереди.

Итак, Регламенты. Регламент является обязательным и подлежат обязательному исполнению всеми государствами-членами Европейского Союза.

Как и любой нормативно-правовой акт Регламент обладает специфическими свойствами:

·регламент содержит правила поведения общего, а не индивидуального характера, то есть являются источником норм права;

·регламент имеет обязательную силу на территории всех государств-членов Европейского Союза - это значит, что все страны-участницы должны соблюдать положения регламента и не противоречить ему и не нарушать;

·регламент является нормативным актом прямого действия - это значит, что он наделяет физических и юридических лиц субъективными правами и обязанностями.

Следует отметить, что принятый регламент не требует для вступления в действие никакой ратификации или выполнения государствами-членами иных действий, осуществляемых при заключении международных договоров[19].

Так же, издавая регламент, Союз прямо и непринужденно регулирует общественные отношения на всем пространстве Европейского Союза, вводит одинаковые правила поведения их участников. Обладая верховенством над национальным правом, регламент вытесняет законы и подзаконные акты государств-членов из регулирования в конкретной сфере общественной жизни.

Отсюда в западной доктрине регламент принято рассматривать в качестве инструмента унификации права, то есть введения полностью одинаковых правил поведения участников общественных отношений в пределах всего Европейского Союза [19].

В европейском Союзе принято большое количество Регламентов и все они обладают прямым действия. Государства должны принимать их как данность. И не имеют права их изменять и дополнять. А в случаях противоречия Регламента с национальным законодательством преимущество имеет Регламент.

Из всего вышесказанного можно подвести итог, что: Регламент - это нормативный правовой акт, который имеет обязательную силу.

Далее рассмотрим директиву.

Директива - один из типов законодательного актов европейского Союза. Посредством директив осуществляется гармонизация (или сближение) национального права, то есть введение общих начал правового регулирования в конкретных сферах общественной жизни.

Директива обязательная для каждого государства-члена, но сохраняет за собой свободу выбора форм и методов действия, то есть государство может само решить как ему лучше применять директиву[20].

Директива также обладает своими специфическими юридическими свойствами:

·директива, как и регламент, содержит правила общего характера, то есть является нормативным актом.

·директива, как и регламент, обязательна для исполнения, обладает юридически обязательной силой - государства-члены Европейского Союза обязаны неукоснительно исполнять положения директив.

Как и регламент, она не нуждается в последующей ратификации в государствах-членах и может действовать вопреки воле некоторых из них;

·аналогично регламенту директива, как правило, обязательна на всей территории Союза.

В большинстве случаях директива применяется всеми государствами Европейского Союза, однако имеются такие директивы, которые относятся к некоторым государствам. На практике таких случаев катастрофически мало.

Далее стоит также отметить, что директивы могут быть рамочными и обычными.

Рамочные директивы иерархически не подчиняются регламенту, а обычные директивы применяются на основе регламента.

Итак, по сравнению с регламентом - «законом», «директива представляет собой нормативный правовой акт, закрепляющий основы законодательства в конкретной сфере общественной жизни[21, с.151]

Далее следует рассмотреть Решения как вторичный источник права Европейского Союза.

Что касается Решения, то оно схоже с регламентом в том, что обязательно во всей своей полноте. Оно не связано с достижением определенной цели, что свойственно директиве, но отличается конкретностью и адресатами норм. Это, как правило, индивидуальный акт, адресованный тому или иному лицу или группе лиц. Чтобы четче провести грань между решением, с одной стороны, и регламентом и директивой - с другой, можно сказать, что во внутригосударственном праве решение было бы источником административного права, а регламент и директива входили бы в круг законов. Конкретность и управленческий характер норм, закрепляемых решением, не исключает того, что они могут быть адресованы также и государству-члену. Так поступает нередко Комиссия, когда обнаруживается необходимость в отмене или изменении акта национального законодательства[22,с.152].

Так решения относятся ко всем странам ЕС или к какой-то определенной фирме и имеет прямое действие[23]. Например, когда европейская Комиссия выносила решения по делу компании Microsoft по злоупотреблению доминирующего положения на рынке - то это было исключительно решение для компании Microsoft.

Особую группу актов Европейского Союза образуют Рекомендации и Заключения. Их объединяет общий признак: отсутствие обязательной силы. Европейская Комиссия выносит рекомендации или заключения по вопросам, связанным с Договором о функционирование Европейского Союза. В рекомендациях институты Европейского союза могут сами выражать свое мнение и предлагать применяемые меры, даже без тех, кто будет иметь юридические последствия. Например, когда Европейская Комиссия приняла рекомендации по структуре оплаты труда в секторе финансовых услуг, то данные рекомендации не имели никакого последствия.

Заключения являются инструментом, который позволяет учреждениям выражать свое мнение не в обязывающей формой.

Различия между рекомендацией и заключением ни в учредительных договорах, ни в последующих актах первичного права, в том числе в Маастрихтском договоре, не предусматриваются. Наблюдатели стремятся, хотя и без особого успеха, обращаться к анализу практики, отмечая особо, что заключение в большинстве случаев формулируется в ответ на заданный вопрос. Специфика усматривается также в том, что рекомендации являются косвенным средством обеспечения изменений в законодательстве, отличаясь от регламентов только отсутствием юридической силы[24].

Таким образом, рекомендации и заключения могут издаваться в различных сферах и по различным вопросам. В свою же очередь заключения отвечают на конкретно предложенный вопрос, а рекомендации могут издаваться по поводу изменения или дополнения к законодательству - они могут быть рассмотрены, но не приняты.

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что «вторичные источники» права являются не менее важными по сравнению с « первичными источниками» права.

Однако, они не обладают высшей юридической силой, коей обладаю «первичные источники», потому что большинство данных актов принимается на основе учредительных договор. Следует так же отметить, что «вторичные источники» образуют четкую систему, в которой формальные обозначения соответствуют функциональным различиям.

Однако указанная система актов не является такой четкой, как может показаться.

Определенные трудность возникают из-за того, что «Суд ЕС отметил, что перечень статьи 249 не носит исчерпывающего характера: возможны юридически обязательные акты, которые не относятся ни к одной из перечисленных в Договоре категорий. Акты этой группы, пока не найдено другое название, обычно называются sui generis, акты особого рода»[25]. Наличие такой неопределенности в системе актов вторичного права, по мнению автора данной работы, вносит нестабильность в работу Союза, поэтому в дальнейшем необходимо исключить возможность использования актов sui generis.

2.3 Источники прецедентного права ЕС

Прецедентное право является очень большой и сложной группой норм Европейского Союза. Суды ЕС называют собственную практику прецедентной. Прецедентность проявляется в том, что эти суды при решении дел склоны в целом следовать подходам, применявшимся им ранее, если не сочтет необходимым их изменить. В частности, в мотивировочной части решения суд вместо воспроизведения высказанных им ранее соображений может сослаться на соображения, высказанные в предыдущих решениях.

Источниками прецедентного права служат решения судов европейского Союза, так называемых Суда ЕС, Трибунала первой инстанции, а в дальнейшем и специализированный трибуналов, например, Трибунал по делам публичной службы [26,с.114].

Особенность прецедентного права европейского Союза заключается в первую очередь в том, что учредительные договоры прямо не уполномочивают его суды устанавливать новые нормы права. Так же аналогичных указаний нет в конституциях и законах Великобритании, США и других стран англосаксонской правовой семьи.

Следует отметить, что суды Европейского Союза не только дают единообразное толкование учредительных договоров и источников права, но и так же выявляют из них новые нормы.

Отсюда вытекает следующая особенность прецедентного права ЕС, которая заключается в том, что «формально не являясь правотворческими органами, Суд и Трибунал создают новые правовые нормы посредством толкования действующих нормативных предписаний в ходе рассмотренных дел»[27,с.162-161].

Такие правовые нормы являются обязательными для национальных судов всех государств-участниц, а равно для самого Суда и Трибунала. Однако, существуют случаи, в которых Суд и Трибунал отступали от своих, ранее принятых решений. Но это происходит крайне редко. Таким образом, стоит задуматься, если Суд ЕС и Трибуналы могут отступать от своих ранее принятых решений, то является ли прецедентное право для них обязательным? По этому вопросу нельзя ответить однозначно, по сколько споры между учеными ведутся до сих пор. Но, автор данной работы может сделать вывод, что прецедент является обязательным для судов, однако, и правда, существуют исключения. Например, при разных правовых системах, так как у них сложились уже издавна разные правовые традиции.

Наиболее важной особенностью судебных прецедентов является их юридическая сила. С одной стороны, прецеденты создают ссуды Союза, которые действуют на основании учредительных договоров. Формально, согласно Договору о ЕС, Европейский Суд не является правотворческим органом, его задача - обеспечивать «сохранение единообразия права Сообщества при толковании и применении настоящего Договора»[28]. В этом отношении, прецедентное право сходно с вторичным правом. С другой стороны, учредительные договоры Европейского Союза - это то, что скажет о них суд. Давая официальное толкование учредительных договоров и, выводя из них новые нормы, суды Союза развивают первичное права Союза.

Стоит так же отметить, что прецедентное право постепенно расширяется, и будет продолжать развиваться, пока действует европейский Союз.

По данной главе можно сделать вывод, что источники права представляют собой трехступенчатую структуру и состоят из источников первичного права, источников вторичного права и прецедентов. Главенствующая роль принадлежит источников первичного права, поскольку к ним относятся учредительные договоры Европейского Союза. Данные договоры являются основополагающими и уже из них вытекают источники вторичного права Европейского Союза, к которым относятся регламенты, директивы, решении, рекомендации и заключения. Несмотря на то, что они называются источниками вторичного права, они не обладают меньшей юридической силой. Но ни в коем случае не могут противоречить источникам первичного права. В случае таких противоречий, эти источники будут отменены и отклонены. Еще одним составляющим элементом структуры источником права Европейского Союза является прецедентное право. Европейские суды не только толкуют нормы уже существующего права, но и издают новые в результате своей деятельности.

Глава 3 Соотношение источников права по юридической силе

Как уже отмечалось ранее, все источники Европейского права образуют своеобразную иерархию источников права, место на которой определяет их взаимное соотношение по юридической силе.

Верхнюю ступень занимают источники первичного права и принятие на их основе решения судов, в свою очередь нижняя ступень достается источникам вторичного права.

Так же можно определить и свою иерархию источников внутри каждой группы.

Иерархия внутри первой группы определяется на основании аксиомы, которая заключается в том, что специальная норма имеет преимущество надо общей. Соответственно, в случае, когда один и тот же вопрос урегулирован по-разному в Договоре о Европейском Союзе 1992 г. и Договоре об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., то институты Союза и государства-члены должны руководствоваться последним. Так, в Договоре о Европейском Союзе предусмотрено, что его положения не затрагивают положений в Договоре о Ератоме [29].

Что же касается Договора о функционировании Европейского Союза 1957 г., то юридической силе он занимает низшую ступень, поскольку согласно ст. 27 данного документа «ничто в настоящем Договоре не должно затрагивать договоры об учреждении Европейских Сообществ или последующие договоры и акты, вносящие в них изменения и дополнения [30].

Касаемо иерархии источников вторичного права, то тут существует более сложная проблема их соотношения по юридической значимости.

При заключении Договора о Европейском Союзе в 1992 году правительство государств-членов в специальной декларации « Об иерархии актов Сообществ» провозгласили намерения установить такую иерархию в ходе следующей межправительственной конференции 1996 года. Однако ни Амстердамский 1997, ни Ниццкий 2001г. договоры эту проблему не решили. В результате складывается довольно странная ситуация, когда, например, регламент и ориентир Европейского центрального банка по своей юридической силе не уступает регламентам и директивам, изданным совместно Европейским Парламентом и Советом [31,с.164].

В случае возникновения противоречий в определении иерархии источников вторичного права используется аксиома, которая гласит, что последующий акт сильнее предыдущего.

Так же действуют специальные правила в некоторых случаях, которые сложились как обычай или вытекают из учредительных документов и прецедента. К таким правилам, например, относится, что нормативные и индивидуальные акты органов Союза имеют приоритет надо дополнительными конвенциями и соглашениями, заключенными государствами-членами; индивидуальные акты не должны противоречить актам, которые по своей силе выше и многие другие.

Подводя итог вышеизложенному, первое место в иерархии источников права Европейского Союза занимают источники первичного права. Далее следуют источники вторичного права. Прецедентное право можно поместить на одну ступень с первичными источниками права. Все источники права Европейского Союза являются общеобязательными. Однако, вторичные источники права Европейского Союза не должны противоречить источникам первичного права Европейского Союза.

Заключение

В результате рассмотрения и изучения источников права Европейского Союза автор данной работы может подвести следующий итог. В соответствие с целью данной работы, которая звучит как - изучение источников права Европейского Союза, их главенственности, определение их особенностей и взаимосвязи - можно сделать следующие выводы:

1.Понятие источника права в общей теории государства и права является достаточно сложным. Оно приобретает определенную специфику в силу противоречивой природы правовой системы Европейского Союза;

2.Система источников права Европейского Союза представляет собой трехступенчатое явление: первичные источники, вторичные источники и прецедентное право.

3.Источники первичного права представляют собой три учредительных договора: Договор о Европейском Союзе 1992 г. (Маастрихтский договор); Договор о функционировании Европейского Союза 1957 г.; Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме). А так же к источникам первичного права относятся другие акты, которые являются приложениями к данным учредительным договорам. Эти договоры имеют действие на всей территории Европейского Союза и являются общеобязательными для исполнения всеми государствами-участниками Европейского Союза. Отступление или отклонение от положений в данных нормативно-правовых актов недопустимо. И любое нарушение будет иметь свои последствия. Например, применения различных санкций к нарушающему государству, таких как: ограничение его численности в институтах Европейского Союза, ограничение прав и т.д.

.Источники вторичного права определяются в учредительных документах, и не могут им противоречить. К ним относятся директивы, регламенты, решения, а так же рекомендации и соглашения. Данные источники можно образно назвать «законодательством». Однако не существует подразделения на формальный закон и подзаконный акт. Данные источники имеет меньшую юридическую силу, поскольку они вытекают из источников первичного права и полностью им подчиняются.

5.И третья ступень источников права европейского Союза - это прецедентное право, так называемые решения Суда ЕС, а так же трибуналов. Стоит отметить, что суды Европейского Союза не только толкуют уже существующие положения, а так же выявляют новые нормы права. Они занимают так же важную роль в системе источников права Европейского Союза, поскольку на основании прецедентного права выносятся многие решения и заключения.

.Что же касается главенственности источников Европейского права, то, безусловно, первое место занимают источники первичного права и так же автор данный работы отнес бы еще вынесенные решения на основании учредительных договоров. Ну а уже второе место достается источникам вторичного права, поскольку они являются продолжением первичного права и определяются в учредительных документах.

Список использованных источников

1.Общая теория права и государства, изд. 3,М.: Юристъ, 2001 под ред. В.В. Лазарева [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/jur/jur366.htm. - Дата доступа: 10.04.2013

.Курс сравнительного правоведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://userdocs.ru/pravo/1503/index.html?page=29 . - Дата доступа: 10.04.2013

.Курс сравнительного правоведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://userdocs.ru/pravo/1503/index.html?page=30 . - Дата доступа: 10.04.2013

.Теория государства и права [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://library.tuit.uz/knigiPDF/149.pdf . - Дата доступа: 10.04.2013

.Марченко М. Н. Источники права: учебное пособие.[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kursach.com/biblio/0010027/000.htm. - Дата доступа: 24.04.2013

.Денисов С. А., Смирнов П. П. Теория государства и права: конспект авторских лекций. Ч. I. - Тюмень, 2000. - С. 52

.Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: под ред. Л.М.Энтина - 2-е издание, пересмотр. И доп. - М.: Норма, 2007. - С.93

.Энтин М. Л. Европейское право. Право Европейского союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Норма, 2007. - С. 94

.Топорнин Б.Н. Европейское право: учебник.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uchebilka.ru/pravo/44450/index.html?page=27. - Дата доступа: 24.05.2013

.Змее С. Л. Источники права: учебник. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.juristlib.ru/book_6747.html. - Дата доступа:24.05.2013

. Мухаева Н. Р. Право Европейского Союза: учебное пособие для студентов вузов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/118349. Дата доступа:25.05.2013

.Мухаев Р. Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/118349. Дата доступа:25.05.2013

13.Lasok D., Bridge J. W. Law and Institutions of the European Communities. L., 2001. P. 176.6

.Энтин М. Л. Европейское право. Право Европейского союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Норма, 2007. - С. 102

.Протоколы к учредительным договорам Европейского Союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/protocols .-Дата доступа:25.04.2013

. Право Европейского Союза: Учебник для вузов / Под ред. С. Ю. Кашкина. - М, 2012. - С. 143

.Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. д.ю.н., проф. Л.М. Энтин. - М, 2005. - C. 101-107

.Бернхардт К. Д. Азбука права европейского сообщества: Перевод с англ. / Ред. кол. Ю. А. Борко. - М, 1997. - С. 51

.Договор о функционирование ЕС от 13 декабря 2007 года.

.Verordnungen, Richtlinien und sonstige Rechtsakte

[Электронный ресурс]. - Режим доступа http://europa.eu/about-eu/basic-information/decision-making/legal-acts/index_de.htm . - Дата доступа: 25.04.2013

.Право Европейского Союза: Учебник для вузов / Под ред. С. Ю. Кашкина. - М, 2012. - С. 151

.Право Европейского Союза: Учебник для вузов / Под ред. С. Ю. Кашкина. - М, 2012. - С. 152

.Entscheidungen EU [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://europa.eu/about-eu/basic-information/decision-making/legal-acts/index_de.htm .- Дата доступа: 25.04.2013

.Топорнин Б.Н. Европейское право: учебник.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uchebilka.ru/pravo/44450/index.html?page=27. - Дата доступа: 24.05.2013

.Мухаева Н. Р. Право Европейского Союза: учебное пособие для студентов вузов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/118349. Дата доступа:25.05.2013

.Право Европейского Союза: Учебник для вузов / Под ред. С. Ю. Кашкина. - М, 2012. - С. 161-162

.Договор, учреждающий ЕС и Договор о Европейском Союзе, в ред. Ниццкого договора.-2001

. Договор о ЕС. - 1992. - ст. 305

.Договор о функционировании Европейского Союза. - 1997. - ст. 27

.Право Европейского Союза: Учебник для вузов / Под ред. С. Ю. Кашкина. - М, 2012. - С. 164

Похожие работы на - Понятие и классификация источников права Европейского Союза

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!